Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Закону
Хабаровского края
от 27 декабря 2000 г. N 281
Краевая целевая Программа
"Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми и других категорий граждан на 2001 - 2003 годы"
Паспорт
краевой целевой программы "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми и других категорий граждан на 2001 - 2003 годы"
Наименование Программы
"Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми и других категорий граждан на 2001 - 2003 годы"
Государственный заказчик программы
Администрация края
Разработчик Программы
Департамент социальной защиты населения администрации края
Цель Программы, важнейшие целевые показатели
Обеспечение социально-экономической поддержки малоимущих слоев населения края (граждане пожилого возраста и инвалиды, дети-сироты, дети-инвалиды, школьники, дети из малообеспеченных семей, неполных и многодетных семей, студенты, лица, попавшие в экстремальные ситуации, др.);
Существенное улучшение социальной инфраструктуры;
Обеспечение стабильного финансирования отраслей социальной сферы и мероприятий по социальной защите определенных категорий граждан.
Срок реализации Программы
2001 - 2003 годы
Основные мероприятия Программы
Мероприятия, направленные на комплексное решение вопросов усиления социальной защищенности пожилых граждан, инвалидов, детей из малообеспеченных семей (обеспечение правовой защиты, охрана здоровья, поддержание жизнеспособности и активности, предоставление услуг, льгот, оказание адресной социальной помощи в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом);
Мероприятия по созданию и улучшению условий функционирования краевых и муниципальных систем и служб, осуществляющих деятельность в интересах пожилых граждан, инвалидов, детей из малообеспеченных семей;
Мероприятия по усилению дифференцированной адресной социальной помощи нуждающимся гражданам на основе учета материального положения семей и заявительского принципа назначения пособий;
Совершенствование статистической базы, информатизация проблем малообеспеченных граждан, кадровое обеспечение и информационная деятельность.
Основные исполнители Программы
Департамент социальной защиты населения администрации края, комитеты, департаменты и управления Администрации края: по социальным вопросам, по строительству, по культуре и искусству, по государственной статистике, по физкультуре, спорту и туризму, по труду, финансовый департамент, здравоохранения, торговли и питания, департамент федеральной государственной службы занятости населения, управление внутренних дел; органы социальной защиты населения края, органы местного самоуправления муниципальных образований; Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования; отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю; региональный фонд социального страхования; управление федерального казначейства по Хабаровскому краю; ТПП "Фармация"; ОАО "Электрическая связь"; ТК "Востоктелеком"; АО "Хабэнерго"; Управление Дальневосточной железной дороги; ОАО "Амурское речное пароходство"; "Речной порт" и другие предприятия.
Объемы и источники финансирования
Утверждаются ежегодно; финансирование осуществляется в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах. На исполнение всей Программы потребуется в 2001 году средств в сумме 1934678,4 тыс. рублей, в том числе:
на исполнение федерального законодательства - 1324741,8 тыс. рублей;
на исполнение краевых мероприятий социальной защиты пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми - 609936,6 тыс. рублей.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Осуществление социальной поддержки пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми с учетом современной демографической и социально-экономической ситуации; развитие социальной инфраструктуры, обеспечивающей предоставление адресной социальной помощи, услуг и льгот.
Организация контроля за исполнением Программы
Координатором по организации контроля является Департамент социальной защиты населения администрации края; отчет об исполнении настоящей Программы предоставляется одновременно с отчетом об исполнении бюджета края в сроки, установленные главой администрации края; периодичность отчетности: за 6 месяцев, за 9 месяцев, годовая, по отдельным направлениям расходования средств - месячная.
Итоги первого полугодия 2000 года
В первом полугодии мероприятия Программы выполнены на 55,93 %, что на 0,79 % больше, чем за соответствующий период прошлого года (55,14 %). Финансирование из краевого бюджета составило на 16,07 млн. рублей больше, чем за 1 полугодие прошлого года.
Большинство мероприятий Программы исполнены полностью, благодаря чему 675907 человек из числа пенсионеров пожилого возраста, инвалидов и детей получили льготы из различных источников финансирования на общую сумму 405,28 млн. рублей. Увеличилось по сравнению с соответствующим периодом прошлого года число лиц, получивших льготы по зубопротезированию, обеспечению слуховыми аппаратами и другими средствами реабилитации; значительно увеличились ассигнования на выплаты пособия по нуждаемости, единовременную материальную помощь и другие социальные выплаты.
Средние затраты по краю на одного льготника составили более 99 рублей в месяц. Предоставляются все льготы по жилищно-коммунальным услугам, по проезду на всех видах транспорта, услугам связи.
Кроме этого в соответствии с Программой предоставлялись краевые льготы, не предусмотренные федеральным законодательством для пожилых пенсионеров, имеющих общий трудовой стаж 35 - 40 лет; одиноких престарелых и супружеских пар старше 80 лет; участникам боевых действий в Чеченской республике, уволенным в запас, по оплате за жилищно-коммунальные услуги, за пользование телефоном, за проезд на городском и пригородном общественном транспорте. Для реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий, - по оплате за пользование телефоном и радио. Для пожилых пенсионеров - за проезд на общественном транспорте городского и пригородного сообщения. Более 36 тыс. человек воспользовались этими льготами. Сумма затрат составила 28,5 млн. рублей. В соответствии с Программой предоставлялся льготный проезд на дачные участки школьникам из бедных семей, обеспечение школьной формой, организовано льготное диетическое питание для студентов Дальневосточного университета путей сообщения и учащихся техникума железнодорожного транспорта.
Введен 112-квартирный специальный Дом ветеранов, открыт краевой детский приют, значительно укрепилась материально-техническая база социальных учреждений края - все это повлияло на исполнение всей Программы.
За отчетный период более 6,0 млн. рублей привлечено денежных взносов от юридических и физических лиц органами социальной защиты населения края для реализации мероприятий Программы.
В городе Хабаровске организована продажа продуктов питания по льготным ценам, действуют программы "Хлеб", "Молоко", выплачивались стипендии студентам из бедных многодетных семей и сиротам, проведены мероприятия по организации летнего отдыха детей из многодетных и неблагополучных семей. В городах и районах края ежегодно проводятся акции "Помоги собраться в школу", "Доброе сердце", благотворительные лотереи и концерты. Денежная и натуральная помощь, поступающая от благотворительной деятельности юридических и физических лиц, является существенной поддержкой для граждан пожилого возраста, семей с детьми.
Несмотря на принимаемые меры по усилению социальной защиты населения, ряд категорий граждан испытывают трудности в получении социальной помощи.
Слабо выполнены такие мероприятия как: п. 2.1.8. "Оборудование пешеходных переходов звуковой и световой сигнализацией" (0,5 %); п. 3.1.1. "Ежемесячное пособие по нуждаемости" (30,08 %). Задолженность по выплате пособия, сложившаяся за 2000 год, составила более 1,0 млн. рублей.
Из-за ограниченных возможностей бюджетов всех уровней слабо развивается сеть нестационарных социальных учреждений, не выполняются в полном объеме мероприятия программы по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.
Не возмещаются расходы из различных источников финансирования за предоставленные льготы муниципальным, кооперативным предприятиям жилищно-коммунального хозяйства.
Острой проблемой остается низкая заработная плата социальных работников, осуществляющих обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов.
Тем не менее анализ социологических опросов пенсионеров, инвалидов, проведенный Департаментом социальной защиты населения в конце 1999 года и в первом полугодии 2000 года, показал, что, благодаря мероприятиям Программы, ветераны войны и труда, пожилые граждане ощутили существенную поддержку в виде получаемых льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, по проезду на всех видах общественного транспорта.
В целом анализ мнений большинства опрошенных малообеспеченных граждан показал значимость таких мероприятий, как пособие по нуждаемости и бесплатное питание.
Система программных мероприятий
Программа определяет систему мер, направленных на социальную защиту в приоритетном порядке наиболее уязвимых категорий граждан. Она обеспечивает защиту конституционных прав, гарантий, предусмотренных федеральным законодательством, оказание социальной помощи в виде дополнительных льгот, услуг, денежных выплат, натуральной помощи, а также обслуживание в нестационарных социальных учреждениях.
Мероприятия Программы состоят из двух частей:
1 часть "Мероприятия по предоставлению льгот и услуг в соответствии с действующим федеральным законодательством"
2 часть "Краевые меры социальной защиты пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми".
В первой части мероприятий Программы предусмотрено предоставление льгот и услуг по медицинскому обслуживанию, лекарственному обеспечению, по жилищно-коммунальным услугам, транспорту и связи в соответствии с федеральным законодательством для ветеранов войны и труда, инвалидов, многодетных семей и других категорий граждан без учета дохода получателя.
Вторая часть мероприятий состоит из трех разделов и включает комплексные меры социальной защиты категорий граждан дополнительно к мероприятиям, определенным федеральным законодательством. В первом разделе второй части Программы установлены краевые льготы для пожилых пенсионеров, имеющих общий трудовой стаж 35-40 лет, одиноких престарелых и супружеских пар старше 80 лет, имеющих доход ниже 50% прожиточного минимума, по оплате за жилищно-коммунальные услуги, за пользование телефоном, за проезд на всех видах общественного транспорта городского и пригородного сообщения. Бесплатный проезд на всех видах общественного транспорта городского и пригородного сообщения предоставляется для пожилых пенсионеров по старости на общих основаниях, имеющих доход ниже 50% от прожиточного минимума.
Для реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий, Программой предусмотрены краевые льготы по оплате за пользование домашним телефоном и радио, не предусмотренные федеральным законодательством.
Программой предусмотрены мероприятия по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, укреплению материально-технической базы предприятий, учреждений, осуществляющих реабилитацию инвалидов.
Система социальных выплат в виде социальных пособий, компенсаций, субсидий и натуральной помощи предусмотрена третьим разделом мероприятий Программы.
Основными видами адресной помощи для бедных слоев населения остаются: пособие по нуждаемости, единовременная материальная помощь, ежедневное бесплатное горячее питание или выдача продуктовых наборов.
Для инвалидов, участников боевых действий в Чеченской республике, уволенных в запас, учащихся 10-11 классов из числа коренных малочисленных народов Севера из малообеспеченных семей предусмотрены компенсация за проезд на обучение в учебные заведения края и оплата за обучение в техникумах, училищах и ВУЗах Хабаровского края, на подготовительных курсах ДВГМУ.
Дети из бедных и малообеспеченных семей школьного возраста будут обеспечены бесплатно школьной формой и учебниками.
В мероприятия Программы включено дальнейшее развитие сети социальных учреждений с комплексом социально-экономических, медико-социальных, психолого-социальных, социально-педагогических, социально-бытовых и других социальных услуг малообеспеченным, нетрудоспособным гражданам.
Во вновь открытых учреждениях помощь будут получать многодетные, неполные семьи, семьи, имеющие детей-инвалидов, другие семьи с несовершеннолетними детьми, оказавшиеся в различных экстремальных ситуациях, а также одинокие престарелые граждане, лица без определенного места жительства, выпускники детских домов, школ-интернатов, лица, освободившиеся из мест лишения свободы и ряд других.
В соответствии с мероприятиями Программы в 2001 году за счет средств краевого бюджета планируется открыть Центр для лиц, освободившихся из мест лишения свободы и оказавшихся без места жительства и занятий.
Также планируется за счет бюджетов городов и районов края открытие новой сети муниципальных социальных учреждений.
Рекомендуется за счет средств бюджетов муниципальных образований, привлеченных средств развить существующую сеть социальных учреждений, а также реализовать дополнительные мероприятия по социальной защите малообеспеченных нетрудоспособных граждан, семей с несовершеннолетними детьми.
Механизм реализации Программы
Порядок реализации Программы утверждается Главой Администрации края. Ответственным за реализацию Программы является заказчик Программы - Администрация края.
Основными исполнителями Программы являются: комитет по экономике (по вопросам методологического и ресурсного обеспечения Программы), финансовый департамент (по вопросам финансового обеспечения Программы), Департамент социальной защиты населения администрации края, другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации (по вопросам, отнесенным к их компетенции) с участием органов исполнительной власти районов и городов края.
Заказчик обеспечивает в ходе реализации Программы координацию деятельности основных исполнителей, контролирует целенаправленное и эффективное использование ассигнований и выполнение намеченных мероприятий.
Основные исполнители Программы с участием органов исполнительной власти разрабатывают и утверждают мероприятия по выполнению принятой Программы, осуществляют организацию, контроль и обеспечение выполнения в полном объеме предусмотренных Программой мер социальной защиты; ежеквартально представляют заказчику информацию о ходе реализации мероприятий Программы.
В мероприятия Программы включено дальнейшее развитие сети социальных учреждений с комплексом социально-экономических, медико-социальных, психолого-социальных, социально-педагогических, социально-бытовых и других социальных услуг малообеспеченным, нетрудоспособным гражданам.
Во вновь открытых учреждениях помощь будут получать многодетные, неполные семьи, семьи, имеющие детей-инвалидов, другие семьи с несовершеннолетними детьми, оказавшиеся в различных экстремальных ситуациях, а также одинокие престарелые граждане, лица без определенного места жительства, выпускники детских домов, школ-интернатов, лица, освободившиеся из мест лишения свободы и ряд других.
В соответствии с мероприятиями Программы в 2001 году за счет средств краевого бюджета планируется открыть реабилитационный Центр для лиц, освободившихся из мест лишения свободы и оказавшихся без места жительства и занятий.
Также планируется за счет бюджетов городов и районов края открытие новой сети муниципальных социальных учреждений.
Рекомендуется за счет средств бюджетов муниципальных образований, привлеченных средств развить существующую сеть социальных учреждений, а также реализовать дополнительные мероприятия по социальной защите малообеспеченных нетрудоспособных граждан, семей с несовершеннолетними детьми.
Организация контроля за ходом реализации Программы
Департамент социальной защиты населения Администрации края совместно с комитетом по экономике, финансовым департаментом и другими заинтересованными органами исполнительной власти осуществляет контроль за ее выполнением.
Информация и доклады о ходе выполнения Программы и об использовании средств бюджетов различных уровней представляются в установленном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.