Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению
от 28 декабря 2011 г. N 130
Программа
по повышению эффективности бюджетных расходов в Солнечном муниципальном районе на период до 2014 года
Введение
Программа по повышению эффективности бюджетных расходов в Солнечном муниципальном районе на период до 2014 года (далее - Программа) разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011 - 2013 годах от 29 июня 2010 года, Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 1101-р, Программой Правительства Хабаровского края по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 24.08.2011 N 280-пр.
1. Необходимость разработки и реализации Программы
В 2000-х годах Правительством Российской Федерации были утверждены и реализованы среднесрочные программы бюджетных реформ (Программа развития органов федерального казначейства на 2000 - 2004 годы, Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года), Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах, Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах.
В период проведения реформ приняты основные муниципальные правовые акты района, регулирующие бюджетные правоотношения, в том числе решения Собрания депутатов от 17.10.2007 N 54 "Об утверждении Положения "О бюджетном процессе в Солнечном муниципальном районе" и от 19.03.2008 N 5 "Об утверждении Порядка предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Солнечного муниципального района бюджетам городских, сельских поселений района". Принятые муниципальные правовые акты способствуют повышению эффективности бюджетного процесса, в том числе за счет ежемесячного кассового планирования доходов и расходов, обеспечения безусловного исполнения бюджетных обязательств, развития института главных распорядителей бюджетных средств и главных администраторов доходов, регламентации порядка санкционирования бюджетных расходов и учета бюджетных обязательств.
Обеспечивается формирование и исполнение консолидированного бюджета муниципального района по предусмотренным Бюджетным кодексом Российской Федерации единым правилам организации бюджетного процесса с соблюдением установленных им процедур и ограничений по объему долга и дефицита бюджета.
В практику бюджетного процесса планируется введение представления главными распорядителями средств бюджета муниципального района докладов о результатах и основных направлениях их деятельности. Это позволит в дальнейшем обеспечить расширение сферы применения и повышение качества программно-целевых методов бюджетного планирования, а также формирование бюджета района в зависимости от планируемого уровня достижения поставленных целей в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых объемов бюджетных ресурсов.
Обеспечен переход на новую отраслевую систему оплаты труда работников муниципальных учреждений. Финансирование образования осуществляется на основе подушевых нормативов.
Кассовое обслуживание бюджета муниципального района осуществляется в финансовом управлении с открытием лицевых счетов всем участникам бюджетного процесса.
Созданная в районе система финансового контроля в целом обеспечивает систематический контроль за правомерным и целевым использованием средств бюджета.
В рамках реализации бюджетных реформ в Солнечном муниципальном районе действуют и разрабатываются новые подходы к системе управления муниципальными финансами, в том числе:
- организация бюджетного процесса исходя из принципа безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
- разграничения полномочий и, соответственно, доходных источников и расходных обязательств публично-правовых образований;
- повышение результативности расходования бюджетных средств за счет их ориентации на достижение конечного результата наиболее эффективным способом;
- повышение уровня среднесрочного планирования путем утверждения годового бюджета и среднесрочного финансового плана;
- увеличение степени самостоятельности и ответственности главных распорядителей, разработка и внедрение методов и процедур оценки качества финансового менеджмента на ведомственном уровне, укрепление финансовой дисциплины;
- регламентация процедур составления и применения реестров расходных обязательств;
- внедрение казначейской системы исполнения бюджета, обеспечивающей эффективный учет и исполнение действующих обязательств, управление единым счетом бюджета, формирование достоверной и прозрачной бюджетной отчетности;
- обеспечение прозрачности и эффективности закупок для муниципальных нужд.
В то же время, несмотря на достигнутые результаты в сфере управления общественными финансами, в Солнечном муниципальном районе остается ряд проблем, характерных в целом для всей бюджетной системы Российской Федерации. Не удалось на практике применить ряд законодательно введенных норм, принципов и механизмов и урегулировать ряд методических вопросов. К числу основных относятся следующие:
- стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием, отсутствует оценка всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, нормативного регулирования), применяемых для достижения целей муниципальной политики;
- не в полном объеме созданы условия для мотивации органов местного самоуправления, а также муниципальных учреждений в повышении эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом;
- недостаточно увязанным с бюджетным процессом остается применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты;
- не соответствует современным требованиям система муниципального финансового контроля;
- сохраняются условия для неоправданного увеличения бюджетных расходов;
- остается формальным опыт внедрения муниципальных заданий;
- применение таких инструментов внедрения принципов бюджетирования, ориентированного на результат, как реестр расходных обязательств и ведомственные целевые программы, остается формальным и слабо увязанным с бюджетным процессом;
- традиционная бюджетная система не позволяет четко проследить взаимосвязь между выделяемыми бюджетными ресурсами и ожидаемыми результатами их использования, так как зачастую носит сметный характер, основанный не на объемах оказываемых муниципальных услуг, а на необходимости содержания существующих мощностей подведомственной бюджетной сети.
Необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития Солнечного муниципального района в условиях адаптации бюджетной системы Российской Федерации к замедлению темпов роста бюджетных доходов увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления Солнечного района.
2. Цель и основные задачи Программы
Цель Программы - создание условий для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления по выполнению их функций и обеспечению потребностей граждан в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития Солнечного муниципального района.
Основным условием реализации Программы является проведение эффективной бюджетной политики, направленной на обеспечение макроэкономической стабильности, стимулирование экономического роста и модернизацию экономики района, предоставление качественных муниципальных услуг населению района, обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета муниципального района и бюджетов поселений.
Приоритетом бюджетной и налоговой политики по-прежнему будет постоянное повышение жизненного уровня населения Солнечного муниципального района, развитие ее экономического потенциала и обеспечение инициативы участников бюджетного процесса.
Этому должна способствовать реализация в Солнечном муниципальном районе Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 1101-р, Программы Правительства Хабаровского края, утвержденной постановлением правительства Хабаровского края от 24.08.2011 N 280-пр и настоящей Программы.
Для достижения цели Программы необходимо решение следующих основных задач:
- обеспечение увязки стратегического и бюджетного планирования;
- совершенствование принципов бюджетирования, ориентированного на результат;
- ориентация деятельности органов местного самоуправления района, муниципальных учреждений на достижение конкретных результатов;
- стимулирование участников бюджетного процесса к поиску резервов повышения эффективности бюджетных расходов;
- оптимизация структуры и численности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений района;
- совершенствование процедур формирования и исполнения бюджета, межбюджетных отношений.
Для решения указанных задач в 2011 - 2013 годах предусматривается принятие мер по следующим основным направлениям:
- обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Солнечного муниципального района;
- внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления;
- оптимизация функций муниципального управления, повышение эффективности их обеспечения;
- повышение качества и эффективности предоставления муниципальных услуг;
- повышение энергетической эффективности бюджетного сектора экономики;
- реформирование и развитие муниципального финансового контроля;
- повышение качества управления муниципальными финансами;
- развитие информационной системы управления муниципальными финансами;
- повышение эффективности бюджетных расходов.
Содержанию реформ по указанным направлениям посвящены соответствующие разделы настоящей Программы. Реализация предлагаемых мер создаст организационные и правовые предпосылки для повышения эффективности бюджетных расходов Солнечного района.
3. Обеспечение сбалансированности и устойчивости
бюджетной системы Солнечного муниципального района
Одной из основных задач бюджетной политики на среднесрочный период определено обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости консолидированного бюджета Солнечного муниципального района Хабаровского края, в том числе путем постоянного мониторинга количественных критериев устойчивости бюджетной системы, приемлемости налоговой и долговой нагрузки, оценки бюджетных рисков, что также является необходимым условием решения задач Программы.
В условиях ограниченных финансовых ресурсов бюджетов всех уровней требуют усиленного внимания задачи обеспечения взвешенного подхода к управлению бюджетными средствами, повышения эффективности и результативности бюджетных расходов.
Проведение предсказуемой и ответственной бюджетной политики является важнейшей предпосылкой для обеспечения макроэкономической стабильности, которая:
- создает базовые условия для устойчивого экономического роста, формирования благоприятного инвестиционного климата, диверсификации и повышения конкурентоспособности субъектов экономики, основанной на инновационном развитии;
- ведет к созданию рабочих мест, требующих высокой квалификации кадров;
- определяет достижение ключевой конечной цели стратегии социально-экономического развития - роста уровня и качества жизни населения.
Бюджетная политика района должна формироваться с должной степенью осмотрительности, учитывать возможные сценарии экономического развития и межбюджетных отношений с органами государственной власти края и поселениями района. В то же время она должна быть активной, в максимальной степени позволяющей использовать все имеющиеся возможности.
Таким образом, для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления необходимо установление и соблюдение четко сформулированных принципов ответственной бюджетной политики, к которым относятся:
- консервативность и надежность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования;
- формирование бюджета муниципального района с учетом долгосрочного прогноза социально-экономического развития Солнечного муниципального района;
- стабильность и предсказуемость налоговой политики;
- ограничение бюджетного дефицита, муниципального долга;
- полнота учета и прогнозирования финансовых и других ресурсов, которые могут быть направлены на достижение поставленных целей, включая бюджетные ассигнования, налоговые льготы, гарантии и имущество;
- планирование бюджетных ассигнований исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
- развитие собственной доходной базы и создание стимулов для увеличения поступления доходов в местные бюджеты;
- принятие новых расходных обязательств при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований на весь период их исполнения, а также с учетом сроков и механизмов их реализации.
Для дальнейшего внедрения этих принципов на муниципальном уровне предусматривается реализовать следующие основные меры:
- формирование долгосрочного прогноза социально-экономического развития и долгосрочной бюджетной стратегии Солнечного муниципального района;
- уточнение формы и порядка ведения реестра расходных обязательств с его взаимной увязкой с реестром муниципальных контрактов и введением правил корректировки (пересчета) объемов действующих расходных обязательств, в том числе зависящих от уровня инфляции, тарифов и других объективных факторов;
- формализация порядка обращения главных распорядителей бюджетных средств и принятия решений по введению новых или увеличению действующих расходных обязательств с усилением ответственности главных распорядителей средств бюджета за достоверность оценки их объема и сроков исполнения;
- совершенствование организации и методологии формирования бюджета муниципального района, прогнозирования его кассового исполнения с установлением ответственности главных распорядителей средств бюджета за качество и соблюдение бюджетных процедур;
- недопущение возникновения просроченной кредиторской задолженности;
При этом на районном уровне должны быть созданы необходимые для стабильности бюджетов муниципальных образований предпосылки путем стабилизации доходной базы местных бюджетов, а также создания для соответствующих органов местного самоуправления устойчивых стимулов по ее наращиванию.
В целях недопущения роста кредиторской задолженности необходимо проводить постоянный мониторинг выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы района:
- не допускать увеличение утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств по заработной плате за счет экономии по использованию в текущем финансовом году лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на иные цели;
- принимать новые расходные обязательства только при наличии источников их финансового обеспечения;
- органам местного самоуправления района - главным распорядителям бюджетных средств бюджета Солнечного муниципального района установить для подведомственных муниципальных учреждений предельные значения просроченной кредиторской задолженности, превышение которых влечет расторжение трудового договора с руководителем муниципального бюджетного учреждения по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Важной составляющей устойчивости бюджетной системы является управление муниципальной собственностью, для повышения эффективности которого предполагается реализация мер по следующим основным направлениям:
- инвентаризация объектов муниципальной собственности, упорядочение состава имущества и обеспечение его учета;
- совершенствование механизмов оценки эффективности использования муниципального имущества;
- осуществление контроля за эффективным использованием муниципального имущества.
4. Внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления
Внедрение программно-целевого принципа организации деятельности органов местного самоуправления требует изменения формата составления и утверждения бюджетов.
В настоящее время программно-целевые методы планирования на территории района реализуются путем применения долгосрочных районных целевых программ в рамка реализации Постановления главы Солнечного муниципального района от 24.12.2009 N 134 "О Порядке разработки долгосрочных целевых программ, их формирования, реализации и порядке проведения оценки эффективности реализации долгосрочных районных целевых программ".
Расходы бюджета Солнечного муниципального района, формируемые на основе программно-целевого метода, за последние три года сложились на уровне 3,4 процента, что в современных условиях является недостаточным.
Внедрение принципов формирования программного бюджета предполагает сохранение и усиление роли существующих инструментов бюджетного планирования: реестра расходных обязательств, обоснований бюджетных ассигнований, раздельного планирования действующих и принимаемых расходных обязательств.
Внедрение программно-целевого бюджетного планирования позволяет оптимизировать ресурсы бюджета Солнечного муниципального района, повысить результативность функционирования органов местного самоуправления района и качество предоставляемых ими услуг.
В перспективе долгосрочными и целевыми программами должно быть охвачено не менее 30 процентов всех бюджетных ассигнований бюджета Солнечного муниципального района.
Для реализации изложенных подходов потребуется:
1. Проанализировать утвержденные порядки разработки, реализации и оценки эффективности долгосрочных и ведомственных целевых программ и при необходимости внести в них изменения.
2. Определить перечень и организовать подготовку проектов долгосрочных и ведомственных целевых программ с отражением в них следующих вопросов:
- обоснование цели и задачи программы, ее вклада в достижение (реализацию) долгосрочных целей (приоритетов) социально-экономического развития Солнечного муниципального района;
- анализ исходной ситуации, сложившихся и прогнозируемых тенденций, основных проблем в соответствующей сфере;
- прогноз конечных результатов программы;
- перечень целевых индикаторов и показателей программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации;
- сроки реализации программы в целом, а также с указанием основных этапов, сроков их реализации и промежуточных показателей.
В результате внесения изменений в федеральное законодательство процесс разработки долгосрочных и ведомственных целевых программ Солнечного муниципального района будет соответствовать следующим принципам:
- формирование долгосрочных муниципальных и ведомственных целевых программ исходя из основных целей и задач социально-экономического развития района;
- охват целевыми программами всех сфер деятельности и, соответственно, большей части бюджетных ассигнований, других материальных ресурсов, находящихся в их распоряжении;
- наделение главных распорядителей бюджетных средств и их должностных лиц, осуществляющих управление муниципальными и ведомственными целевыми программами и их подпрограммами, полномочиями, необходимыми и достаточными для достижения целей программ в соответствии с принципами и требованиями проектного управления;
- проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации долгосрочных муниципальных и ведомственных целевых программ, в том числе проведение внешней экспертизы, оценки их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики района и с возможностью их корректировки или досрочного прекращения.
Совершенствование программно-целевого принципа организации деятельности администрации района и ее отраслевых (функциональных) органов и необходимость создания условий для планирования бюджетных ассигнований по новым принципам требуют изменения порядка составления и утверждения бюджета муниципального района с учетом планируемой корректировки бюджетной классификации Российской Федерации.
В отношении бюджета муниципального района необходимо осуществить переход начиная с 2013 года к программно-целевому принципу его представления путем аналитического представления программной структуры расходов районного бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.
5. Оптимизация функций муниципального управления,
повышение эффективности их обеспечения
Данное направление Программы предполагает продолжение реализации административной реформы.
Основными направлениями повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального района (выполнения возложенных на них функций, в том числе по осуществлению юридически значимых действий) должны стать:
- противодействие коррупции и снижение административных барьеров;
- совершенствование контрольно-надзорной деятельности;
- оптимизация структуры и штатной численности муниципальных служащих, а также работников, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы;
- передача функций органов местного самоуправления, не отнесенных к основному виду деятельности, специализированным организациям, создаваемым для обслуживания одновременно нескольких органов;
- формирование открытости деятельности органов местного самоуправления, в том числе переход на оказание услуг по осуществлению юридически значимых действий органами местного самоуправления Солнечного муниципального района в электронной форме;
- использование информационных технологий путем раскрытия информации о деятельности органов государственной власти.
Формирование расходов на содержание органов местного самоуправления осуществляется при строгом соблюдении установленного на краевом уровне норматива таких расходов. Вместе с тем необходимо продолжить работу по оптимизации расходов на содержание органов местного самоуправления, в том числе в части формирования расходов на содержание органов местного самоуправления, исходя из нормативов расходования материальных затрат.
6. Повышение качества и эффективности
предоставления муниципальных услуг
Существующая сеть муниципальных учреждений в Солнечном муниципальном районе функционирует в отрыве от современных принципов оптимальности и достаточности оказания муниципальных услуг. Расходы бюджета Солнечного муниципального района на содержание подведомственных учреждений планируются исходя не из объемов оказываемых ими услуг, а из необходимости содержания существующих мощностей.
Планирование бюджетных ассигнований осуществляется методом индексации существующих расходов, сохраняя их структуру в неизменном виде, без учета качества предоставляемых услуг. Целями данного направления Программы являются:
создание условий для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления района по выполнению их функций и обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества;
внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг;
повышение качества оказания муниципальных услуг (выполнения работ);
привлечение и удержание в бюджетной сфере высокопрофессиональных кадров;
создание условий для оптимизации бюджетной сети;
совершенствование практики формирования муниципальных заданий для муниципальных учреждений и их финансового обеспечения;
развитие материально-технической базы муниципальных учреждений, в том числе за счет активного привлечения средств из внебюджетных источников;
сокращение внутренних издержек муниципальных учреждений;
внедрение в деятельность муниципальных учреждений элементов конкурентных отношений.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи:
развитие новых типов муниципальных учреждений и форм финансового обеспечения их деятельности;
повышение открытости деятельности учреждений, оказывающих муниципальные услуги;
распространение практики применения муниципальных заданий на муниципальные казенные учреждения;
применение нормативных затрат на оказание муниципальных услуг, а также на содержание имущества в соответствии с муниципальным заданием;
создание системы мониторинга результатов деятельности муниципальных учреждений, качества оказания муниципальных услуг (выполнения работ).
Решение поставленных задач должно производиться в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.05.2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
7. Повышение энергетической эффективности бюджетного сектора экономики
Повышение энергетической эффективности является одним из основных приоритетов бюджетной политики.
Решение задачи по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в бюджетной сфере является одной из составляющих в комплексе мер по повышению эффективности бюджетных расходов, так как позволяет снизить нагрузку на бюджеты всех уровней.
Учитывая сложность и многокомпонентность, решение проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется программно-целевым методом. Оптимизация расходов бюджета Солнечного района на оплату потребления энергетических ресурсов и воды муниципальными учреждениями будет осуществляться в рамках реализации муниципальной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергоэффективности на территории Солнечного муниципального района Хабаровского края на 2010 - 2015 годы", утвержденной решением Собрания депутатов Солнечного муниципального района от 16.09.2010 N 54, основной целью которой является повышение энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов и оптимизации потребления энергоресурсов всеми группами потребителей Солнечного муниципального района за счет снижения к 2020 году удельных показателей энергоемкости и энергопотреблений, создание условий для перевода экономики района и бюджетной сферы на энергосберегающий путь развития, в том числе путем:
- проведения комплекса организационно-правовых мероприятий по управлению энергосбережением, в том числе создания системы показателей характеризующих энергоэффективность при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов, их мониторинга;
- расширения практики применения энергосберегающих технологий при модернизации, реконструкции и капитальном ремонте объектов бюджетной сферы и жилого фонда;
- проведения энергетических обследований, составления энергетических паспортов во всех учреждениях и предприятиях, подлежащих обязательному обследованию;
- обеспечения учета всего объема потребляемых энергетических ресурсов;
- реализации энергосберегающих мероприятий (обеспечение устройствами регулирования потребления тепловой энергии, утепление фасадов, использование светодиодных источников для освещения мест общего пользования, солнечных водонагревателей и т.д).
Достижение поставленной цели не решает в полной мере проблему высокой энергоемкости бюджетной сферы и экономики муниципального образования, но позволит создать к 2020 году условия для перевода экономики и бюджетной сферы муниципального образования на энергосберегающий путь развития и значительно снизить негативные последствия роста тарифов на основные виды топливно-энергетических ресурсов, что соответственно снизит бюджетные расходы.
8. Реформирование и развитие муниципального финансового контроля
Расширение самостоятельности участников бюджетного процесса, связанное с реализацией Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" в Солнечном муниципальном районе, в том числе на уровне учреждений, должно сопровождаться одновременным усилением ответственности за принятые решения и укреплением надежности системы финансового контроля.
Финансовый контроль будет определяться как деятельность уполномоченных органов местного самоуправления, направленная на контроль:
- соблюдения бюджетного законодательства;
- достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям бюджетной отчетности;
- экономности, результативности и эффективности использования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
При этом под внешним муниципальным финансовым контролем предлагается понимать финансовый контроль, осуществляемый представительным органом и созданным им органом муниципального финансового контроля, под внутренним муниципальным финансовым контролем - финансовый контроль, осуществляемый отраслевыми органами администрации Солнечного муниципального района.
Планируется, что главные администраторы, главные распорядители, получатели бюджетных средств в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации будут осуществлять внутренний контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов, требований и процедур организации своей деятельности, а также на подготовку и организацию осуществления мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств.
Необходимо повысить уровень взаимодействия органов внешнего и внутреннего контроля. Оно должно носить системный характер. Одно из первоочередных направлений - взаимоувязка годовых планов контрольной деятельности в части объектов и сроков проверок всех участников системы финансового контроля. Это позволит исключить дублирование в работе и связанные с ним неэффективные бюджетные расходы, а также оптимизировать нагрузку на субъекты и объекты муниципального финансового контроля.
Одной из приоритетных задач должно стать совершенствование методологии проведения проверок и повышение их качества. Все органы муниципального финансового контроля должны обеспечивать синхронизацию применяемой ими методологии проверок с динамично изменяющимися подходами к формированию и исполнению бюджета.
Требует пересмотра используемая в настоящее время отдельными субъектами муниципального финансового контроля практика выборочных проверок, когда из значительного количества проведенных операций проверяется лишь их часть, при этом доля выборки и ее критерии не закреплены в программах проверок, а определяются ревизорами самостоятельно.
Стимулами к повышению качества муниципального финансового контроля должны стать разработанные критерии его эффективности и результативности, а также система регулярной оценки качества контрольной деятельности.
Наряду с повышением требований к качеству муниципального финансового контроля необходимо усилить ответственность должностных лиц, допустивших повторные финансовые нарушения. Такие случаи в обязательном порядке должны иметь кадровые последствия для виновных лиц.
Для достижения установленных целей предполагается реализовать мероприятия по следующим направлениям:
а) проведение анализа муниципальных правовых актов и обеспечение внесения в них соответствующих изменений и дополнений в соответствии с положениями Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ;
б) совершенствование методологии проведения проверок в целях повышения их качества;
в) взаимодействие с органами местного самоуправления, в том числе в части содействия совершенствованию и повышению эффективности финансового контроля.
Реализация предлагаемых мер по развитию системы муниципального финансового контроля в Солнечном районе предполагает внесение изменений в муниципальные правовые акты с учетом вносимых изменений в федеральное законодательство.
9. Развитие информационной системы управления муниципальными финансам
Современное развитие отношений в сфере общественных финансов предъявляет новые требования к составу и качеству информации о финансовой деятельности публично-правовых образований, а также к открытости информации о результатах их деятельности. Федеральным законом от 08 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" предусмотрено создание официального сайта в сети Интернет для размещения информации о деятельности всех муниципальных учреждений и об использовании закрепленного за ними имущества.
В последние годы в Солнечном муниципальном районе было внедрено около 20 программных продуктов, автоматизирующих бюджетный процесс. Эти программные продукты охватывают всех участников бюджетного процесса.
В связи с переводом на планирование и исполнение бюджета района в программном комплексе "Бюджет - КС" к межведомственной системе электронного документооборота и делопроизводства с применением средств электронной цифровой подписи подключены финансовое управление администрации Солнечного муниципального района и главные распорядители бюджетных средств. Это позволит повысить оперативность и прозрачность информационного обмена, поднять на качественно новый уровень исполнительскую дисциплину, способствовать осуществлению контроля эффективности бюджетных расходов.
Несмотря на достигнутые результаты, эффективное и ответственное управление региональными финансами, требуется его постоянная модернизация.
Для обеспечения необходимой эффективности контроля расходования бюджетных средств будут проводиться работы по организации информационного взаимодействия с общероссийским информационным ресурсом, предназначенным для размещения информации о закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.
В целях обеспечения доступа к информации о муниципальных финансах на сайте администрации района планируется публиковать широкий спектр документов, аналитических записок, в том числе доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, целевых программ, информацию о деятельности муниципальных учреждений.
10. Повышение качества управления муниципальными финансами
На территории Солнечного муниципального района по состоянию на 01 января 2011 года находятся 11 муниципальных образований, в том числе 2 городских поселения и 9 сельских.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации одним из основных принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип сбалансированности бюджетов, в соответствии с которым объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета.
Сбалансированность местных бюджетов является важным условием осуществления полномочий органов местного самоуправления по решению местного значения.
Обеспечение сбалансированности местных бюджетов напрямую связано с качественным финансовым управлением. Органами местного самоуправления Солнечного муниципального района недостаточно внимания уделяется качеству управления муниципальными финансами, работе по повышению эффективности бюджетных расходов.
Основные задачи повышения качества управления муниципальными финансами:
- недопущение возникновения кредиторской задолженности по принятым обязательствам, в том числе по выплате заработной платы работникам учреждений бюджетной сферы;
- сокращение и ликвидация просроченной кредиторской задолженности;
- оптимизация дефицита местных бюджетов и муниципального долга;
- обеспечение роста самостоятельности и ответственности органов местного самоуправления;
- оценка качества управления муниципальными финансами.
11. Повышение эффективности бюджетных расходов
Согласно оценки Министерства регионального развития Российской Федерации об эффективности деятельности органов местного самоуправления за 2009 год остается высоким объем неэффективных бюджетных расходов в муниципальном районе, особенно актуально в сферах образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства.
Важным направлением повышения эффективности бюджетных расходов по отрасли образования, здравоохранения является повышение доступности и качества муниципальных услуг, улучшение качества финансового менеджмента в учреждениях бюджетной сферы, проведение главными распорядителями бюджетных средств мероприятий по оптимизации сети подведомственных учреждений при условии сохранения объема и качества предоставляемых ими услуг. В сфере жилищно-коммунального хозяйства путем проведения энергосберегающих мероприятий, снижения топливной составляющей в затратах на производство услуг ожидается снижение темпа роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги, в том числе для населения, до уровня индексации потребительских цен за соответствующий период.
Основные мероприятия по повышению эффективности и результативности бюджетных расходов, качества и эффективности оказания муниципальных услуг включают в себя:
- разработку, внедрение и оценку показателей эффективности деятельности и эффективности расходов бюджета во всех сферах деятельности органов местного самоуправления и муниципальных учреждениях;
- проведение мероприятий по оптимизации бюджетных расходов и сети учреждений социальной сферы;
- выполнение энергосберегающих мероприятий и применение энергосберегающих технологий, оценку потенциала и достигнутой эффективности энергосбережения;
- мониторинг кредиторской задолженности главных распорядителей бюджетных средств и контроль за своевременным ее погашением, недопущение роста просроченной задолженности к началу финансового года и максимальное ее сокращение;
- оптимизацию численности работников учреждений бюджетной сферы и органов местного самоуправления.
12. Организация реализации Программы
Программа реализуется в 2011 - 2013 годах.
Руководство реализацией Программы, а также координация и контроль возлагается на финансовое управление администрации Солнечного муниципального района. Организация выполнения мероприятий Программы будет осуществляться в рамках прилагаемого к Программе Плана мероприятий.
В декабре 2012 и 2013 годов План мероприятий предлагается уточнить с учетом итогов предыдущих периодов реализации Программы.
Администрация района и ее отраслевые (функциональные) органы в соответствии с Планом мероприятий:
- обеспечивают разработку муниципальных правовых актов района, ведомственных актов, планов, необходимых для реализации мероприятий Программы;
- обеспечивают взаимодействие между собой при реализации мероприятий Программы;
- предоставляют в финансовое управление администрации Солнечного муниципального района ежеквартальные отчетные сведения с пояснительной запиской, содержащей анализ причин отклонений, в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и ежегодно в срок не позднее 10 марта года, следующего за отчетным.
В течение всего периода реализации Программы финансовым управлением администрации Солнечного муниципального района осуществляется мониторинг реализации Программы путем обобщения представленных отчетных данных и составления сводных отчетов о ее реализации за полугодие и за год.
Мониторинг осуществляется путем представления главе муниципального района:
1) отчета за полугодие о реализации Программы в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом;
2) годового отчета о реализации Программы с пояснительной запиской, содержащей анализ причин отклонений (с выделением внешних и внутренних причин) и оценку возможностей достижения запланированных целей и показателей, в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.