В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Законодательная Дума постановляет:
1. Направить в порядке реализации права законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации".
2. Обратиться к законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также к депутатам Государственной Думы от Хабаровского края с просьбой поддержать данный проект федерального закона.
3. Поручить заместителю декана юридического факультета Хабаровской государственной академии экономики и права Кулыгину В.В. представлять настоящий Законопроект в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Председатель Законодательной Думы
Хабаровского края |
Ю.И. Оноприенко |
Вносится Законодательной
Думой Хабаровского края
Проект
Российская Федерация
Федеральный закон
"О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Статья 1
Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954) следующие изменения:
1. Статью 156 изложить в следующей редакции:
"Статья 156. Уклонение от обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего
1. Уклонение родителя или иного лица, на которое возложены обязанности родителя по воспитанию несовершеннолетнего, от исполнения своих обязанностей, выразившееся в необеспечении получения несовершеннолетним основного общего образования, продолжающемся после предупреждения специализированным государственным органом или соединенное с жестоким обращением с несовершеннолетним
- наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух месяцев, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
2. То же деяние, совершенное лицом, ранее судимым по части первой или части второй настоящей статьи, а равно соединенное с истязанием несовершеннолетнего
- наказывается штрафом в размере от ста до трехсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
3. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанным осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним
- наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.".
2. Абзац второй части первой статьи 157 изложить в следующей редакции:
"наказывается лишением свободы на срок до двух лет.".
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации |
В.В. Путин |
Пояснительная записка
к Проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс
Российской Федерации"
Целью настоящего Законопроекта является усиление ответственности родителей и иных лиц, на которых возложены эти обязанности, за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних.
Действующим Уголовным кодексом Российской Федерации впервые в истории отечественного уголовного законодательства предусмотрена отдельная глава, нормы которой устанавливают уголовную ответственность за преступления против семьи и несовершеннолетних. Это следует признать несомненной заслугой современного российского законодателя. Вместе с тем анализ опубликованной и местной судебной практики показывает, что эффективность реализации некоторых норм крайне низка. В частности, несмотря на значительный рост детской беспризорности, к уголовной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего привлекаются далеко не все виновные, а из числа привлеченных к уголовной ответственности осуждаются единицы.
Помимо целого комплекса иных причин социально-экономического и организационно-правового характера, одним из факторов, препятствующих эффективной реализации уголовного законодательства в данной области, является несовершенство технико-юридических характеристик уголовно-правовой нормы, закрепленной в статье 156 действующего Уголовного Кодекса Российской Федерации. Наличие в ней нечетких формулировок и признаков объективной стороны существенным образом затрудняет возможности практической реализации данной нормы, в том числе в области процессуального доказывания. В частности это относится к понятиям "неисполнение" или "ненадлежащее исполнение", а также понятию "жестокое обращение".
Достаточно спорной выглядит позиция федерального законодателя и в отношении частичной депенализации злостного уклонения от уплаты средств на содержание детей. Если в УК РСФСР 1960 года статья 122 предусматривала санкцию в виде лишения свободы на срок до одного года или исправительных работ на тот же срок, то в действующем Уголовном кодексе Российской Федерации наказание за аналогичное деяние предусмотрено в виде обязательных работ, исправительных работ либо ареста.
Учитывая, что в Российской Федерации до настоящего времени не создано условий для исполнения наказаний в виде обязательных работ или ареста, возникает парадоксальная ситуация, при которой лицо, злостно уклоняющееся от уплаты средств на содержание детей, фактически остается безнаказанным. В случае же злостного уклонения от исправительных работ в соответствии с положениями части третьей статьи 50 Уголовного кодекса Российской Федерации максимальное наказание, которое может быть назначено такому лицу, составит всего 4 месяца лишения свободы.
Предлагаемая редакция статьи 156 Уголовного кодекса Российской Федерации обладает следующими преимуществами по сравнению с действующей редакцией этой статьи:
1. Детализация объективной стороны данного деяния достигается также за счет включения в диспозицию уголовно-правовой нормы альтернативных признаков, фиксирующих конкретные формы уклонения от исполнения родительских обязанностей. В число таких признаков предлагается ввести необеспечение получения несовершеннолетним основного общего образования, продолжающееся после предупреждения специализированным государственным органом или соединенное с жестоким обращением с несовершеннолетним.
2. Разделение статьи на две части объясняется тем, что, по нашему мнению, родители или иные лица, на которых возложены эти обязанности, должны нести повышенную ответственность по сравнению с педагогами или работниками специальных учреждений, обязанными осуществлять надзор за несовершеннолетним. Соответственно с этим максимальную санкцию части первой статьи 156 предлагается повысить до трех лет лишения свободы, переведя, таким образом, это деяние в разряд преступлений средней тяжести. Для остальных категорий субъектов данного деяния санкцию предлагается оставить без изменений.
3. В действующей редакции статьи 156 Уголовного кодекса Российской Федерации имеется стилистическая погрешность, заключающаяся в неверном использовании склонения в части текста нормы "... учреждения, обязанного...". Поскольку в уголовном праве России действует принцип личной и виновной ответственности, а адресатами (субъектами преступления) являются конкретные физические лица, а не учреждения (в которых могут работать лица и не обязанные осуществлять надзор за несовершеннолетним), то в предлагаемой нами редакции части второй статьи 156 использована формулировка "педагогом или другим работником ... учреждения, обязанным...", соответствующая принципу личной и виновной ответственности и правилам русского языка.
4. Учитывая вышеизложенное, считаем целесообразным усилить уголовную ответственность за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей, предусмотрев в санкции статьи 157 Уголовного кодекса Российской Федерации максимальное наказание в виде двух лет лишения свободы.
5. На наш взгляд, одним из факторов, препятствующих эффективной реализации уголовной ответственности по статье 156 Уголовного кодекса Российской Федерации, является наличие в ней оценочного признака объективной стороны "жестокое обращение с несовершеннолетним", что существенным образом затрудняет возможности практической реализации данной нормы. Дело в том, что основной признак объективной стороны действующей редакции в статье 156 УК РФ "жестокое обращение с несовершеннолетним" не раскрывается в уголовном законодательстве и судебной практике.
В целях правильного и единообразного применения нормы, предусматривающей уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (статья 156 Уголовного кодекса Российской Федерации), следует внести соответствующие разъяснения в действующее Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 7 от 14 февраля 2000 года "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних":
"8 . При квалификации жестокого обращения с несовершеннолетним по статье 156 Уголовного кодекса Российской Федерации надлежит исходить из того, что понятие жестокое обращение связывается как со способом применения насилия к несовершеннолетнему, так и с другими обстоятельствами, свидетельствующими о проявлении виновным жестокого обращения. При этом для признания неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (статья 156 Уголовного кодекса Российской Федерации), по признаку соединенное с жестоким обращением, необходимо устанавливать, что умыслом виновного охватывалось совершение деяния, предусмотренного статьей 156 Уголовного кодекса Российской Федерации, с жестоким обращением.
Признак жестокого обращения наличествует, в частности, в случаях, когда к несовершеннолетнему применялось насилие, пытки или совершалось глумление (жестокость может выражаться в непредоставлении несовершеннолетнему питания, запирании в помещении одного на долгое время, в систематическом унижении его достоинства, издевательствах, нанесении побоев и т.д.).
Учитывая, что причинение несовершеннолетнему тяжкого и средней тяжести вреда здоровью не охватывается рамками статьи 156 Уголовного кодекса Российской Федерации, причинение несовершеннолетнему данного вреда здоровью образуют реальную совокупность преступлений, предусмотренных статьями 156 и 111, 112 Уголовного кодекса Российской Федерации.".
Председатель Законодательной Думы
Хабаровского края |
Ю.И. Оноприенко |
Финансово-экономическое обоснование
Проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс
Российской Федерации"
Реализация данного Федерального закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Председатель Законодательной Думы
Хабаровского края |
Ю.И. Оноприенко |
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу,
приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием
Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс
Российской Федерации"
Принятие настоящего Федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия каких-либо актов федерального Законодательства.
Председатель Законодательной Думы
Хабаровского края |
Ю.И. Оноприенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательной Думы Хабаровского края от 29 октября 2003 г. N 933 "О законодательной инициативе по внесению изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Хабаровского края от 10 ноября 2003 г. N 10/15