Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Программа "Молодежь Хабаровска (2004-2006 годы)" (далее - программа) разработана как инновационная часть муниципальной молодежной политики, направленной на создание правовых, экономических, организационных основ становления и развития молодых граждан, наиболее полную реализацию их способностей в интересах развития общества и муниципального образования, развития молодежных движений и инициатив.
Актуальность разработки целевой программы обусловлена следующими факторами:
1) нарастанием негативных тенденций в молодежной среде, имеющих социально опасные последствия;
2) необходимостью поиска и апробации новых подходов к молодежной политике, форм, методов и технологий в работе с различными целевыми группами молодежи, основанных на использовании творческого потенциала самих молодых людей и на привлечении к работе с подростками и молодежью различных организаций города и заинтересованных жителей;
3) необходимостью концентрации ресурсов и деятельности на приоритетных направлениях работы с молодежью, с возможностью поэтапного контроля результативности в достижении поставленных задач.
Негативные тенденции в молодежной среде и определение приоритетов в городской молодежной политике
Молодежь города (жители города, не достигшие 30 лет) составляют около 40% всего населения Хабаровска, поэтому нарастание негативных тенденций в молодежной среде не только угрожает отдаленными последствиями при смене поколений, но и уже сегодня усиливает социальную напряженность, ухудшает психологический климат и порождает неуверенность в завтрашнем дне у значительной части населения. К наиболее острым проблемам, имеющим тенденцию к нарастанию, следует отнести:
1. Увеличение потребления среди детей и подростков наркотиков, алкоголя (в том числе пива) и токсических веществ, проблемы с девиантным поведением у несовершеннолетних. По этим основаниям на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних состоят 1374 человека, у нарколога 169 человек. Эти цифры не полностью отражают глубину указанной проблемы.
2. Ухудшение состояния здоровья (в том числе психического и репродуктивного) и несформированность ответственного отношения к своему здоровью у молодежи. По данным управления здравоохранения города, в среднем лишь 10% выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми. Возросшая распространенность гинекологической патологии среди девушек негативно влияет на репродуктивную сферу будущих матерей, а значит, и на здоровье их потомства. Число выявленных заболеваний превышает показатели 2000 года в 2,9 раза. Доля абсолютно здоровых девочек по городу Хабаровску составляет не более 3 %. Общая заболеваемость девочек 15-17-летнего возраста за последние 5 лет выросла на 32 %. Тенденцию к росту имеют анемия: - 8,97 % , против 8,7 в 2001 году, психические расстройства - 34,1 % против 33,3 %, язвенные болезни желудка и 12-перстной кишки - 0,8 % против 0,65 %, врожденные аномалии сердца - 5,6 % против 5,3 %.
3. Криминализация подростковой среды, усвоение норм и правил поведения уголовного мира и уход части молодежи от социально приемлемых форм жизнедеятельности. На учете в подразделениях по работе с несовершеннолетними отделов внутренних дел на 01.07.2003 состоит 1523 несовершеннолетних. Анализируя состояние преступности по итогам 1 полугодия 2003 года, необходимо отметить снижение общего количества преступлений, совершенных несовершеннолетними, на 23,8 % (2003 - 446, 2002 - 585). Снизилось количество преступлений, совершенных в группировке, на 0,5% (2003 - 194, 2002 - 195), учащимися образовательных школ на 30,5 % (2003 - 80, 2002 - 144), сбыта и потребления наркотических средств на 18,6% (2003 - 70, 2002 - 86).
При этом произошел рост преступлений по следующим видам:
- грабежи на 4,2 % (2003 - 75, 2002 - 72);
- разбой на 84,6 % (2003 - 24, 2002 - 13);
- хулиганство на 16,7 % (2003 - 14, 2002 - 12);
- неправомерное завладение автотранспортом на 10 % (2003 - 22, 2002 - 20).
4. Проблемы с социальной адаптацией у большинства молодых людей, которые плохо представляют действующую социальную систему (особенно систему местного самоуправления), ее механизмы и институты, не имеют необходимого социального опыта и не видят своего места в протекающих процессах. Это приводит к политической и социальной пассивности среди молодежи, не позволяет включить потенциал молодежи в решение стоящих перед обществом проблем, угрожает формированием устойчивых асоциальных или антисоциальных установок и поведения.
5. Проблема творческой, профессиональной и социальной самореализации у детей, подростков и молодежи. Эта категория жителей находится в постоянном поиске себя и своего места в мире, и от результатов этого поиска зависит не только личное счастье и успешность молодых людей, но и эффективность использования всего "человеческого капитала", социально-психологический климат и экономическое благополучие общества. Однако старая система работы с детьми и молодежью (пионерская и комсомольская организация, дворцы пионеров, воспитательная работа в школе и по месту жительства, система профориентации и т. д.) сохранилась лишь в виде отдельных элементов, часть из которых коммерциолизирована. Поэтому для большинства детей возможность "попробовать себя" в различных направлениях деятельности напрямую зависит от финансовых возможностей и желания родителей, а при их отсутствии только от случайного стечения обстоятельств.
6. Негативные демографические процессы. С 2002 года прекратилось падение уровня рождаемости, и наметилась тенденция к росту по сравнению с 2000 годом (2002 г. - 5386 чел.; 2001 г. - 5009 чел.; 2000 г. - 4521 чел.). Однако демографическая ситуация в городе остается напряженной: в 2002 году зарегистрировано 4830 браков и 4980 разводов (2001 г. - 4369 браков/4448 разводов). Следует отметить, что протекающие демографические процессы во многом будут определять социальное развитие города в перспективе. В связи с этим в программе предусмотрен ряд мер по работе с молодыми семьями.
На решение указанных проблем, на снижение их остроты и негативных последствий и направлена предлагаемая программа. Кроме того, она ставит одной из своих задач привлечение (через стимулирование, создание адекватных механизмов и новых форм работы) энергии молодых к решению городских проблем и к реформированию системы общественного управления на уровне города. Становление современной молодежи приходится на годы преобразований во всех сферах жизнедеятельности российского общества, на период нового государственного строительства. Реформирование может быть успешным только при активном участии в них молодого поколения. Важно, чтобы в настоящее время молодые граждане были готовы к активному включению в жизнь местного сообщества, участию в решении различных проблем города.
С учетом компетенции органов местного самоуправления и обеспеченности ресурсами для решения проблем в качестве приоритетных направлений программы были выделены:
1. Социальная адаптация молодежи к жизни в местном сообществе.
2. Создание условий и пропаганда здорового образа жизни, социальной активности и ответственности как средство сохранения физического и социального здоровья (профилактика заболеваемости среди подрастающего поколения и альтернатива асоциальному и антисоциальному поведению, в том числе криминалу).
Программа разрабатывалась на следующих принципах:
1) системности - через жесткое увязывание целей, задач, мероприятий и результатов программы;
2) адресности - через ориентацию мероприятий программы на Конкретные целевые группы с учетом их специфики;
3) кооперации деятельности и ресурсов - через приоритет мероприятий и форм работы, предполагающих взаимодействие с населением и его организациями по решению задач программы;
4) опоры на потенциал молодежи - через создание условий для молодежи, детских и молодежных организаций и организаций, работающих с детьми и молодежью, для активного включения в решение 1 "задач по приоритетным направлениям;
5) прозрачности - возможности контроля эффективности на всех стадиях реализации программы. Все мероприятия программы имеют количественные и качественные показатели для определения результативности деятельности;
6) открытости в распределении ресурсов - программа предполагает конкуренцию за ресурсы для исполнителей программы (муниципальный заказ, муниципальный грант) и стимулы для наиболее результативных участников (премии и другие награды по результатам творческих конкурсов) ее реализации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.