Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Хабаровской городской Думы
от 16 сентября 2003 г. N 388
Программа
"Переселение граждан города Хабаровска из ветхого и аварийного
жилищного фонда в 2003-2010 годах"
Паспорт
программы "Переселение граждан города Хабаровска из ветхого и
аварийного жилищного фонда в 2003-2010 годах"
Наименование Программы Программа "Переселение граждан города
Хабаровска из ветхого и аварийного жилищного
фонда в 2003-2010 годах"
Основание для разработки Постановление Главы администрации
Хабаровского края от 20 августа Программы
2001 г. N 356 "О разработке краевой целевой
программы "Переселение граждан Хабаровского
края из ветхого и аварийного жилищного фонда
в 2002-2010 годах"
Государственный
заказчик Программы Правительство Хабаровского края
Цель и задачи Программы Основными целями Программы являются:
обеспечение переселения граждан, проживающих
в ветхом и аварийном жилищном фонде, в
благоустроенные жилые помещения;
ликвидация до 2010 г. включительно
существующего в настоящее время ветхого и
аварийного жилищного фонда, признанного
таковым на 1 января 2001 года.
Основными задачами Программы являются:
подготовка условий и реализация механизма
переселения граждан из жилищного фонда,
непригодного для проживания;
обеспечение развития территорий, занятых
в настоящее время жилищным фондом,
непригодным для проживания
Разработчик Программы Администрация г. Хабаровска
Сроки реализации 2003-2010 годы:
Программы первый этап - 2003-2005 годы;
второй этап - 2006-2010 годы
Исполнители Программы Департамент городского хозяйства админист-
рации города, Департамент архитектуры,
строительства и землепользования админист-
рации города, управление экономического
развития администрации города, финансовый
департамент администрации города, Департамент
муниципальной собственности г. Хабаровска,
управление социальной защиты населения
администрации города, организации,
привлекаемые на конкурсной основе, независимо
от формы собственности, имеющие
лицензии на проведение инженерно-изыскательс-
кой, проектировочной, строительной и другой
деятельности, связанной с реализацией
Программы
Объемы и источники Общий объем финансирования Программы
финансирования Программы (в ценах 2002 года) составляет 4641,0
млн. руб.
В этом числе:
средства федерального бюджета;
средства краевого бюджета;
средств бюджета муниципального образования
г. Хабаровска;
средства инвесторов
Ожидаемые конечные Выполнение государственных обязательств
результаты реализации по переселению граждан из жилых помещений,
Программы непригодных для постоянного проживания:
обеспечение граждан, проживающих в ветхом
жилищном фонде г. Хабаровска,
благоустроенными жилыми помещениями и
ликвидация на территории г. Хабаровска
соответствующего ветхого и аварийного
жилищного фонда, признанного таковым на
1 января 2001 г.
Организация контроля за Контроль за реализацией Программы
реализацией Программы осуществляется Правительством Хабаровского
края и Законодательной Думой Хабаровского
края в порядке, установленном законодательс-
твом Российской Федерации и законодательством
Хабаровского края, администрацией г.
Хабаровска и Хабаровской городской Думой, в
соответствии с Уставом муниципального
образования города Хабаровска
Система организации Государственный заказчик осуществляет
контроля за реализацией общее руководство реализацией Программы
Программы в Хабаровском крае в целом, организует
формирование нормативной базы, управляет
средствами, выделяемыми из федерального,
краевого бюджетов. Средствами, выделяемыми
из бюджета города, инвесторами управляет
администрация города Хабаровска.
администрация города. Хабаровска представляет
государственному заказчику регулярные отчеты
о ходе реализации Программы.
Введение
Одной из важнейших проблем жилищно-коммунальной реформы является проблема ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда. Его наличие не только ухудшает внешний облик города и сдерживает развитие городской инфраструктуры, но и создает потенциальную угрозу безопасности и комфортности проживания граждан, ухудшает качество предоставляемых коммунальных услуг, повышает социальную напряженность в обществе. В течение последних лет ввиду неудовлетворительного финансирования объемы проводимых капитальных работ были недостаточны для поддержания жилищного фонда в надлежащем состоянии, что в конечном счете обусловило его неуклонное ветшание.
В этой связи Правительство Российской Федерации, основываясь на государственных гарантиях обеспечения проживания граждан в жилом помещении, отвечающем установленным социальным нормам, утвердило Постановлением от 22.01.2002 г. N 33 подпрограмму "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", которая входит в федеральную целевую программу "Жилище" на 2002-2010 годы. Как сказано в этой подпрограмме, государство являлось до недавнего времени основным собственником жилищного фонда и не обеспечивало надлежащей системы эксплуатации и реновации. Таким образом, замена жилого помещения в случае его ветшания или аварийного состояния является обязанностью государства, а не собственника этого помещения. Тем самым признается прямая ответственность государства за возникновение проблемы жилья, непригодного для проживания. При этом сами граждане в настоящее время не в состоянии сами приобрести или получить на условиях социального найма новое жилье.
Программа "Переселение граждан города Хабаровска из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2003-2010 годах" (далее - Программа) разработана администрацией города в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, подпрограммой "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 22 января 2002 г. N 33 и входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы (далее - федеральная Программа), решением Хабаровской городской Думы от 21.05.2002 г. N 211 "Об утверждении Правил землепользования и застройки в городе Хабаровске", постановлением Мэра города от 05.03.2003 г. N 323 "О социально-экономической ситуации в г. Хабаровске в 2002 году и задачах администрации города по выполнению основных направлений социально-экономического развития на 2003 год".
Программа включает в себя комплекс правовых, финансовых и организационных мероприятий по обеспечению переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. В Программе определены сроки пообъектного переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда с учетом выделяемых в соответствии с краевой Программой финансовых ресурсов.
1. Анализ проблемы
1.1. Анализ динамики ветхого и аварийного жилищного фонда
Город Хабаровск занимает территорию около 0,4 тыс. кв. км. По результатам проведенной переписи, численность постоянного населения города на 01.01.2003 г. составила 598,1 тыс. человек. По официальным данным, население города Хабаровска сокращается. В частности, только за 2001 г., согласно официальной статистике, оно сократилось на 6,0 тыс. чел. Однако, по неофициальным данным, численность населения в городе значительно превышает данные статистики, видимо, за счет лиц, проживающих в городе без официальной регистрации.
В г. Хабаровске, как следует из таблицы 1, сосредоточено 11295,5 тыс. кв. м жилья (43% всего жилищного фонда края), из которых ветхим является 274,1 тыс. кв. м, или 2,4%, а аварийным - 15,3 тыс. кв. м, или 0,14% всего жилищного фонда города. То есть, располагая почти половиной всего жилищного фонда края, Хабаровск отличается сравнительно невысокой долей площадей ветхого и аварийного фондов в структуре всей площади жилищного фонда края. Она на начало 2001 г. не превышала 1,2%. В целом же обращает на себя внимание общая тенденция снижения общей площади жилищного фонда в городе.
Таблица 1
Площадь жилищного фонда в г. Хабаровске в 1999-2001 гг. (тыс. кв. м)
Виды жилого фонда | Общая площадь (всего) |
В том числе | ||||
ветхий | аварийный | |||||
01.01.99 | 01.01.01 | 01.01.99. | 01.01.01 | 01.01.99 | 01.01.01 | |
Муниципальный жилищный фонд |
7262,6 | 7698,3 | 127,5 | 131,2 | 5,5 | 6,7 |
Ведомственный | 3640,2 | 2555,0 | 104,0 | 95,8 | 1,7 | 1,8 |
Индивидуальный | 613,3 | 608,6 | 62,8 | 47,1 | 6,8 | 6,8 |
Дома ТСХ, ЖСК | 433,6 | 433,6 | ||||
Всего | 11949,7 | 11295,5 | 294,3 | 274,1 | 14,0 | 15,3 |
Преобладающая часть (более 7,6 млн. кв. м, или 68%) жилищного фонда расположена в так называемых муниципальных жилых домах, т.е. домах, имеющих нескольких собственников, самый крупный из которых орган местного самоуправления, в которых не созданы товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы (далее - ТСЖ, ЖК) и другие объединения домовладельцев 1. 2,5 млн. кв. м, или 22%, приходится на ведомственный жилищный фонд 2. В остальные 10% входят малоэтажные жилые дома, находящиеся в собственности физических или юридических лиц (далее - индивидуальный жилищный фонд), и жилые дома, входящие в кондоминиумы и управляемые ТСЖ, ЖК и другими объединениями доме владельцев.
Ввиду того что формы объединения жильцов в ТСЖ, ЖК и жилищно-строительные кооперативы характерны для новостроек, то ни ветхого, ни аварийного жилья там нет. В составе ветхого и аварийного фондов удельный вес, точнее 48% и 44% соответственно, приходится на жилищный фонд, расположенный в муниципальных жилых домах. Этот жилищный фонд управляется жилищными предприятиями муниципальной формы собственности. За последние 3 года происходит увеличение муниципального жилищного фонда за счет передачи в муниципальную собственность ведомственного жилищного фонда, что соответственно влияет на аналогичную динамику ветхого и аварийного ведомственного фонда. Масштабы состояния ветхости и аварийности и численности проживающего в соответствующем фонде населения не находятся в линейной зависимости от размеров площадей жилищного фонда.
Наибольший объем ветхого жилья находится в муниципальном жилищном фонде. С другой стороны, заброшенность ведомственного жилищного фонда обуславливает его ускоренное ветшание. Это предопределяет необходимость скорейшей передачи ведомственного фонда в муниципальную собственность.
В Хабаровске в муниципальном жилищном фонде проживают 389,4 тыс. чел., или почти 65% населения, из них в ветхом муниципальном жилищном фонде - 10,2 тыс. чел., что составляет те же 65% всего ветхого жилищного фонда города. В индивидуальном фонде, в котором проживает 45,1 тыс. чел., или 7,5% населения, на долю ветхого фонда приходится 31,1% населения. Заметно ниже численность проживающих - всего 1,3 тыс. чел. (591 семья) в аварийном жилищном фонде, но и здесь наибольшая доля приходится на индивидуальный фонд, в котором проживают больше половины всего населения аварийного жилищного фонда города. Общая численность граждан, проживающих в ветхом и аварийном фондах, равна 24,5 тыс. чел., что составляет 4,0% от численности всего городского населения. Существенная доля индивидуального жилищного фонда в ветхом состоянии в значительной степени создает возможность его сноса с целью многоэтажной застройки этих городских территорий (Таблица 2).
Таблица 2
Структура численности населения и количество семей по видам
жилищного фонда в г. Хабаровске в 1999 и 2001 гг.
Вид фонда |
Численность населения (тыс. чел.) |
Кол-во семей |
Численность населения в ветхом фонде (тыс. чел.) |
Кол-во семей |
Численность населения в аварийном фонде (тыс. чел.) |
Кол-во семей |
|||
01.01.99 | 01.01.2001 | 01.01.99 | 01.01.2001 | 01.01.99 | 01.01.2001 | ||||
Муниципальный жилищный фонд |
373,9 | 389,4 | 129897 | 9,8 | 10,2 | 3852 | 0,3 | 0,3 | 120 |
Ведомственный | 146,3 | 148,4 | 35253 | 8,0 | 7,9 | 2508 | 0,2 | 0,1 | 31 |
Индивидуальный | 48,4 | 45,1 | 16090 | 6,9 | 4,8 | 1716 | 0,9 | 0,9 | 440 |
Дома ТСЖ, ЖСК | 18,9 | 18,8 | 6715 | ||||||
Итого | 587,5 | 601,7 | 187955 | 24,7 | 22,9 | 8076 | 1,4 | 1,3 | 591 |
Анализ динамики показателя обеспеченности жилой площадью на 1 человека в городе Хабаровске показал, что в течение рассматриваемого периода наблюдается рост этого показателя. В муниципальном жилищном фонде повысилась обеспеченность жилой площадью на 1 человека. В ведомственном и индивидуальном фонде не наблюдался рост этого показателя.
Следует отметить, что в городе Хабаровске были ранее приняты программы сноса ветхого и аварийного жилья и программы Переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Среди них городские районы Хабаровска, а также ведомственные программы управления почтовой связи Хабаровского края и ФГУП "Дальавиа". В этих программах указаны адреса домов, подлежащих сносу, и количество жителей, которые в связи с этим нуждаются в переселении. При этом источниками реализации ведомственных программ в отличие от программ районных администраций города предполагаются свободные средства самих ведомств. Очевидно, что успешная реализация этих программ возможна только при наличии устойчивого их финансирования.
Проведенный анализ показал, что в течение рассматриваемого периода происходило увеличение площадей ветхого и аварийного жилищного фонда и численности проживающего в нем населения. При этом ведомственный фонд ветшает быстрее, чем остальные виды жилья.
1.2 Положение в сфере строительства и на вторичном рынке жилья
В г. Хабаровске за период с 1998 по 2000 гг. включительно было построено 247,8 тыс. кв. м жилья. Объемы строительства в городе снижались, так, в 1998 г. было введено 105,6 тыс. кв. м, а в 2000 г. только 86,4 тыс. кв. м. На Хабаровск приходится почти 80% всего строительства жилья в крае. Объемы комплексного капитального ремонта жилищного фонда в городе составили всего лишь 1,14 тыс. кв. м.
Строительство ведется в основном за счет частных инвесторов. Муниципальное и государственное жилье строится в незначительной степени либо за счет бартерных сделок по предоставлению земельных участков под застройку, либо за счет федеральных программ.
Незначительными представляются данные о количестве семей, которые приобрели квартиры за свои средства или получили их в наем.
Что касается семей, получивших жилье в наем, то их количество в 2001 г. составило 1166, из которых заметное большинство - 851 семья (73%), получили квартиры в существующих домах, и лишь остальные 315 семей во вновь построенных. Определенное количество семей получило квартиры в городе Хабаровске в соответствии с отраслевой программой строительства (приобретения) жилья для переселения пенсионеров и высвобождающихся работников железнодорожного транспорта из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на 1997-2000 годы.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что осуществление переселения граждан из ветхого и аварийного жилья путем предоставления им жилья во вновь построенных домах экономически неверно и практически нереально. В бюджете города денежных средств на строительство нового жилья нет, что обуславливает поиск иных путей реализации задачи переселения.
На вторичном рынке жилья средняя стоимость квартир в городе по состоянию на июнь 2003 г. составляла: 1-комнатной квартиры составляет 370,0-500,0 тыс. руб., 2-комнатной - 500,0-730,0 тыс. руб., 3-комнатной - 640,0-1140,0 тыс. руб., т.е. цена 1 кв. м колеблется от 11,0 до 13,0 тыс. руб.; в среднем 12,0 тыс. рублей.
Проведенный анализ указывает на целесообразность при разработке процедур переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, а также при определении стоимости программы исходить из вторичного рынка жилья.
2. Цели программы и категории ее участников
2.1. Цели Программы
Основными целями настоящей Программы являются:
а) обеспечение переселения граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, в благоустроенные жилые помещения;
б) ликвидация до 2010 г. включительно существующего в настоящее время ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного таковым на 1 января 2001 г. (Приложение 3).
Для решения проблемы переселения граждан из жилищного фонда, непригодного для проживания, необходимо создание нормативных, финансовых и организационных механизмов, которые позволят решить поставленную задачу наиболее эффективно как с точки зрения участников Программы, так и с точки зрения органов государственной власти. Ключевым вопросом является решение задачи оптимизации расходования бюджетных средств на переселение граждан, обеспечивающее прозрачность и эффективность применяемых процедур.
2.2. Методы достижения целей Программы
В результате анализа структуры и состояния ветхого и аварийного жилищного фонда на территории города Хабаровска, оценки инвестиционной привлекательности муниципального образования для жилищного строительства, прогнозируемой конъюнктуры рынка жилья определены следующие основные способы переселения участников Программы:
1. Расселение участников Программы в жилые помещения за счет средств инвесторов.
2. Предоставление им жилой площади на условиях социального найма.
3. Самостоятельное приобретение жилья взамен аварийного и ветхого с помощью жилищных сертификатов. Использование механизма предоставления участникам Программы жилищных субсидий регулируется принимаемыми нормативными правовыми актами Хабаровского края.
При переселении граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда следует учитывать установленные законом гарантии по размерам и качеству предоставляемого жилья.
Программа предусматривает возможности привлечения дополнительных средств частных инвесторов для решения задач переселения граждан города Хабаровска из непригодного для проживания жилья. Программа определяет направления создания правовых, финансовых и организационных условий для оптимизации развития территорий, занятых в настоящее время жилищным фондом, непригодным для проживания. Максимально эффективное использование инвестиционно-строительного потенциала городской территории должно обеспечить решение задачи привлечения средств частных инвесторов к реконструкции застроенных кварталов и, как следствие, способствовать выполнению планов переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда и снижению нагрузки на бюджет города.
2.3. Участники Программы
Участниками программы "Переселение граждан г. Хабаровска из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2003-2010 гг." являются граждане, которые относятся в установленном порядке к категории нуждающихся в улучшении жилищных условий, проживающие в качестве собственников, нанимателей (по договору социального найма) в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, расположенных в жилых домах, не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям и признанных ветхими или аварийными на 1 января 2001 г.
Ведение учета участников Программы (регистрация и включение в реестр) осуществляется администрацией города.
2.4. Права участников Программы
Участники Программы, проживающие в жилом помещении (доме) по договору социального найма (ордеру), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям, имеют право на получение в пользование благоустроенного жилого помещения, соответствующего требованиям, предъявляемым к нему в соответствии с законодательством Российской Федерации на момент принятия Программы (статьи 28 и 29 Жилищного кодекса РСФСР).
Гражданам, имеющим одно и единственное жилье в муниципальном или государственном жилищном фонде, непригодном для проживания, и проживающим в нем на условиях социального кайма, предоставляется право на первоочередное получение бесплатного жилья в пределах определенной законом нормы предоставления жилых помещений в муниципальном или государственном жилищном фонде социального использования (при наличии такой возможности).
Гражданам, имеющим в жилищном фонде, непригодном для проживания, в собственности жилые помещения (приватизированные, приобретенные, полученные в наследство и т.п.), предоставляются жилые помещения в соответствии со ст. 49 прим. 3 Жилищного кодекса РСФСР.
Гражданам, проживающим в ветхом жилищном фонде, предоставляется возможность улучшить свои жилищные условия в соответствии с очередностью, установленной действующим жилищным законодательством Российской Федерации.
3. Механизмы реализации Программы
3.1. Нормативные основы реализации Программы
Реализация настоящей Программы осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР) граждане, проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий. Государство в подпрограмме "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 22 января 2002 г. N 33 и входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, гарантирует гражданам, проживающим в ветхом и аварийном жилье, улучшение их жилищных условий путем переселения в благоустроенное жилье.
В целях реализации настоящей Программы администрация города в пределах полномочий и компетенции принимает необходимые нормативные правовые акты.
Отнесение жилищного фонда к ветхому или аварийному осуществляется на основании критериев, которые содержатся в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы оценки непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания, принимаемых в соответствии с действующим жилищным законодательством. 3
3.2. Механизм предоставления жилищных субсидий для приобретения
жилья гражданами, переселяемыми из ветхого и аварийного жилищного фонда
В условиях перехода к рыночным отношениям в жилищном секторе и острого дефицита бюджетных средств на всех уровнях старые подходы к решению вопроса обеспечения жильем граждан оказываются неэффективными.
Решение жилищной проблемы граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, может осуществляться посредством выдачи участникам Программы субсидий на цели приобретения жилья (далее - жилищные субсидии). Жилищные субсидии предоставляются в денежной безналичной форме посредством выдачи жилищных сертификатов участникам Программы, изъявившим в письменной форме такое желание. Правительством Хабаровского края утверждается порядок предоставления субсидий на цели приобретения жилья гражданам, переселяемым из ветхого и аварийного жилищного фонда, который устанавливает правила предоставления жилищных субсидий, а также регламентирует процедуры выпуска, выдачи и использования жилищных сертификатов.
3.3. Предоставление жилых помещений в муниципальном жилищном фонде
Жилые помещения на условиях социального найма предоставляются участникам Программы, не использовавшим свое право на приватизацию жилья и проживающим до переселения в жилых помещениях, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Предоставление жилых помещений в муниципальном и государственном жилищном фонде осуществляется в соответствии с гражданским и жилищным законодательством Российской Федерации, положениями нормативных правовых актов Хабаровского края, принятыми в соответствии с его компетенцией. В случае предоставления муниципального жилья оно может являться:
а) жильем, освободившимся в результате прекращения предыдущего договора найма;
б) жильем, полученным муниципалитетом от застройщика взамен платежей за предоставление земельного участка и подключение объекта строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
в) жильем, приобретенным администрацией города на вторичном рынке недвижимости.
Переселение нанимателей из ветхого и аварийного жилищного фонда определяется исходя из установленных законодательством гарантий государства перед указанными гражданами.4
Ликвидация ветхого жилищного фонда путем предоставления участникам Программы муниципального жилья может осуществляться следующими способами:
строительство благоустроенных жилых зданий;
реконструкция, капитальный ремонт существующих жилых строений при условии соблюдения градостроительной документации, правил землепользования и застройки;
приобретение жилых помещений на вторичном рынке жилья.
При разработке градостроительной и проектно-сметной документации обязательным условием является проведение ее экспертизы в установленном порядке. При заключении договоров с застройщиками целесообразно оговаривать номенклатуру и размер квартир, предназначенных в дальнейшем для использования в целях социального найма.
Выселение граждан из жилых домов, подлежащих сносу, или домов (жилых помещений), грозящих обвалом, и их расселение производятся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3.4. Привлечение дополнительных ресурсов (средств частных инвесторов)
для переселения участников Программы из ветхого
и аварийного жилищного фонда
Возросший в последние годы спрос на предоставление земельных участков для строительства в городе Хабаровске свидетельствует о том, что привлечение средств частных инвесторов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в настоящее время в городе возможно.
Цель концепции привлечения средств частных инвесторов в реконструкцию застроенных территорий - ввести в хозяйственный оборот инвестиционно привлекательные земельные участки, на которых расположен ветхий жилищный фонд, на основе публичных конкурсных процедур.
Высвобождение земельных участков для коммерческого использования осуществляется при проведении реконструкции застроенных городских территорий с учетом комплексного решения всех аспектов развития реконструируемых территорий в рамках реализации градостроительной документации, правил землепользования и застройки, градостроительных разделов государственных и муниципальных программ, включая:
а) обеспечение прав граждан на благоприятную окружающую среду;
б) приведение в соответствие с градостроительным регламентом земельных участков, иных объектов недвижимости;
в) гармонизацию городской среды, создание достойного архитектурного облика города, упорядочение застройки и доведение плотности застройки до нормативных показателей, повышение эффективности использования городских земель;
г) ликвидацию ветхого и аварийного жилищного фонда;
д) развитие и модернизацию инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;
е) благоустройство территорий общего пользования;
ж) иные аспекты.
Базовые принципы привлечения средств частных инвесторов в реконструкцию застроенных кварталов:
1) публичное предъявление экономического (инвестиционно-строительного) потенциала городской земли исходя из возможностей перспективного использования земельных участков в соответствии с градостроительными регламентами, установленными правилами землепользования и застройки;
2) возможность заблаговременной (до начала разработки проектной документации) подготовки администрацией города обобщенных инвестиционных планов с оценкой прибыльности планируемых проектов реконструкции;
3) публичность и правовая гарантированность осуществляемых администрацией и инвестором действий.
Оценка инвестиционно-строительного потенциала городской земли производится в следующем порядке:
а) выявление тех участков городской территории, реконструкция которых будет прибыльной для частных инвесторов;
б) определение для указанных участков размеров поступлений, которые может получить город от инвесторов (в качестве оплаты за земельные участки, высвобождаемые при реконструкции застроенных территорий) для направления этих поступлений на решение социальных задач, включая задачу расселения граждан из ветхого жилищного фонда.
Поскольку далеко не все участки городской территории являются привлекательными для частных инвесторов и сулят им достаточную прибыль от реализации проектов реконструкции, перед администрацией города изначально стоит задача выявления участков, отвечающих по совокупности следующим условиям:
поступления от реализации проекта для инвесторов превысят затраты на величину приемлемой нормы прибыли за весь период реконструкции (на период в 2-2,5 года экспортно-определенная норма прибыли должна находиться в пределах 30%);
указанная выше разница, по возможности, обеспечит не только приемлемую норму прибыли, но и превысит данную норму на некоторую дополнительную величину, которая будет направлена инвестором городу в качестве оплаты за высвобождаемый земельный участок для дополнительного использования в решении общегородских социальных задач, включая задачу расселения граждан из ветхого жилищного фонда.
Все расчеты прибыльности проектов реконструкции производятся администрацией города на вариантной основе применительно к каждому конкретному земельному участку. Это относится как к моделированию использования земельного участка, так и к исчислению затрат, поступлений, процента прибыли и прочих показателей. Оптимальный вариант расчетной прибыльности администрация города предлагает инвесторам в составе комплекта исходных данных для проведения конкурса и использует в качестве критерия для оценки предложений инвесторов. При этом для инвесторов обеспечивается достаточно широкая степень свободы в построении их собственных инвестиционных планов и проявлении инвестиционной инициативы.
3.5. Сроки и этапы реализации Программы
Программа предусматривает комплекс мероприятий, реализация которых должна начаться в 2003 году и закончиться в 2010 году. Программа реализуется в два этапа: первый этап - 2003-2005 год ;, второй этап - 2006-2010 годы.
Этапы реализации Программы.
На первом этапе (2003-2005 годы) будут созданы необходимые методические, организационные и правовые условия для реализации следующих основных задач Программы:
уточнение объемов аварийного и ветхого жилищного фонда, подлежащего ликвидации, и численности проживающего в нем населения;
уточнение реестра ветхих и аварийных жилых строений (домов) и подготовка другой необходимой документации;
установление очередности сноса аварийного и ветхого жилищного фонда, а также переселения граждан;
формирование законодательной и нормативной базы, необходимой для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;
создание условий для привлечения дополнительных финансовых ресурсов для реализации Программы;
подготовка освобожденных земельных участков для новой застройки и их продажа на конкурсной основе;
проведение экспериментальных (пилотных) конкурсов на реконструкцию застроенных территорий;
привлечение и аккумулирование дополнительных финансовых ресурсов для реализации Программы;
определение возможных ресурсов площади муниципального жилищного фонда для переселения граждан.
Переселение участников Программы будет осуществляться не только за счет бюджетных средств, но и с использованием средств от оборота земельных участков под ветхим и аварийным жилищным фондом.
Второй этап Программы (2005-2010 годы) будет посвящен реализации следующих задач:
подготовка освобожденных земельных участков для новой застройки и их коммерческое использование (в том числе продажа на конкурсной основе);
привлечение и аккумулирование средств, поступающих от коммерческого использования земельных участков;
содействие гражданам в приобретении жилых помещений с использованием средств жилищных сертификатов;
формирование жилищного фонда для переселения граждан из домов, подлежащих сносу;
уточнение очередности сноса ветхих и аварийных строений;
поэтапное переселение жильцов и снос аварийного и ветхого жилищного фонда.
Переселение граждан города из ветхого и аварийного жилищного фонда на втором этапе будет продолжено преимущественно за счет целевых федеральных субвенций, а также за счет средств, полученных от коммерческого оборота земельных участков под ветхим и аварийным жилищным фондом в городе Хабаровске.
Предоставление гражданам, проживающим в ветхих и аварийных домах, жилья осуществляется в соответствии с очередностью сноса ветхого фонда, устанавливаемой исходя из планируемого перспективного развития и застройки городской территории согласно градостроительной документации, правилам землепользования и застройки, градостроительным разделам муниципальных программ.
Выполнение программных мероприятий по годам осуществляется в соответствии с планом, включающим вопросы финансирования Программы, указанные в разделе 3.5. План выполнения программных мероприятий приводится в Приложении 1 к настоящей Программе.
Программные мероприятия, их финансирование, сроки выполнения могут корректироваться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Хабаровского края. Задачи по реализации Программы должны учитываться при разработке градостроительной документации и градостроительных разделов муниципальных программ.
3.6. Финансовое обеспечение Программы
Финансовые средства для решения проблем переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда формируются за счет следующих источников:
а) средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию подпрограммы "Переселение граждан из ветхого и аварийного фонда" в рамках Федеральной программы "Жилище";
б) средств бюджета Хабаровского края;
в) средств бюджета муниципального образования г. Хабаровска;
г) средств, полученных путем привлечения дополнительных ресурсов от частных инвесторов.
В таблице 3 представлены данные о финансовых потребностях для реализации программы.
Таблица 3
Расчет объема финансовых потребностей для реализации
программы переселения
Ветхое жилье | Аварийное жилье | |||||
Количество семей |
Цена 1 кв. м. (тыс. руб.) |
Сумма (млн. руб.) |
Количество семей |
Цена 1 кв. м. (тыс. руб.) |
Сумма (млн. руб.) |
|
г. Хабаровск | 6360 | 12,0 | 4533,4 | 151 | 12,0 | 107,6 |
Объем необходимых для реализации Программы финансовых средств равен 4641,0 млн. руб.
В Приложении 2 представлены график и суммы финансирования Программы из разных источников. В Приложении 3 представлен план переселения граждан г. Хабаровска из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Предполагается, что максимальные расходы бюджета города на реализацию Программы будут в 2006-2009 годах.
4. Организация управления Программой и функции исполнителей
4.1. Управление Программой
Государственный заказчик осуществляет общее руководство реализацией Программы, организует формирование нормативной базы, управляет средствами, выделяемыми из федерального, краевого бюджетов.
Администрация города Хабаровска в лице департамента городского хозяйства осуществляет управление реализацией Программы.
Управление реализацией настоящей Программы администрацией города Хабаровска позволит: стимулировать привлечение дополнительных источников финансирования; создать открытую процедуру принятия решений относительно финансовой поддержки программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда; создать систему мониторинга реализации программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на местном уровне.
4.2. Функции исполнителей Программы
Реализация Программы осуществляется государственным заказчиком и администрацией города Хабаровска. Участие в реализации Программы других органов осуществляется в пределах их компетенции, установленной Программой "Переселение граждан Хабаровского края из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2002-2010 гг." и настоящей Программой.
В рамках реализации настоящей Программы администрация города Хабаровска осуществляет следующие функции:
1) обеспечивает в пределах своей компетенции выполнение мероприятий согласно Приложению 1 к настоящей Программе;
2) участвует в подготовке предложений по переселению граждан;
3) контролирует соблюдение сроков и очередности переселения;
4) разрабатывает предложения по внедрению максимально эффективных методов решения задач по переселению граждан;
5) осуществляет в рамках настоящей Программы иные действия, имеющие целью решение проблемы переселения граждан из аварийного и ветхого жилья.
5. Контроль за ходом реализации Программы
Администрация г. Хабаровска осуществляет контроль за выполнением Программы на местном уровне, участвует в подготовке предложений по порядку переселения граждан. Администрация города представляет государственному заказчику регулярные отчеты о ходе реализации Программы.
Контроль за реализацией Программы осуществляется правительством Хабаровского края и Законодательной думой Хабаровского края в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Хабаровского края.
Для осуществления контроля за повышением прозрачности мероприятий Программы и расходования бюджетных средств формируется наблюдательный совет.
В состав наблюдательного совета могут входить представители: населения; профсоюзных и других общественных организаций, зарегистрированных в данном населенном пункте; органов местного самоуправления; правоохранительных органов и средств массовой информации.
Создание наблюдательного совета инициируется администрацией города. Наблюдательный совет осуществляет рассмотрение жалоб и предложений граждан, возникающих в ходе реализации программа; рассмотрение конфликтных ситуаций и проблем, возникающих у отдельных граждан, связанных с переселением; направление информации о выявленных проблемах реализации Программы, контроль над их устранением.
Секретарь Хабаровской городской Думы |
В.В. Платонова |
1 Это многоквартирные дома, часть квартир которых находится в муниципальной собственности и сдается нанимателям по договорам социального найма (в соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики." - муниципальный жилищный фонд), а другая часть квартир находится в частной собственности физических и юридических лиц (частный жилищный фонд).
2 Под ведомственным жилищным фондом в Программе понимаются жилые здания и помещения, которые после приватизации государственных или муниципальных предприятий не были переданы в муниципальную собственность и остались числиться по бухгалтерскому учету у организаций, а также государственный жилищный фонд Российской Федерации и Хабаровского края, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных предприятий и учреждений, который планируется передать в муниципальную собственность.
3 На момент принятия Программы действует Положение по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденное Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 ноября 1985 г. N 529.
4 На момент принятия Программы: статьи 39, 40, 41, 91-93, 96 и другие Жилищного кодекса РСФСР.
Секретарь Хабаровской городской Думы |
В.В. Платонова |
Секретарь Хабаровской городской Думы |
В.В. Платонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.