Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению
Законодательной Думы
Хабаровского края
от 29 июня 2004 г. N 1292
Отзыв
на Проект федерального закона N 58338-4
"О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации
в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и
дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации" и
"Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации"
Проект федерального закона N 58338-4 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предлагает внести целый ряд принципиальных изменений в 155 Федеральных законов, которые кардинально видоизменяют принципы разграничения предметов ведения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и затрагивают важнейшие сферы экономического и социального развития российского государства.
Законодательная Дума Хабаровского края, рассмотрев вышеуказанный Проект федерального закона, считает, что многие концептуальные Положения вносимых изменений в Федеральные законы не соответствуют Конституции Российской Федерации, отдельные изменения и дополнения в Федеральные законы, регламентирующие социальную сферу, приведут к существенному ущемлению конституционных прав граждан Российской Федерации в области трудовых, жилищных отношений, в сфере социального обеспечения.
Законодательная Дума Хабаровского края полагает, что крупным недостатком Проекта федерального закона является то, что продолжается негативная тенденция ограничения либо полного лишения прав субъектов Российской Федерации в правовом регулировании общественных отношений, относящихся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Так, в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режим пограничных зон (пункт "б"); владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими ресурсами (пункт "в"); природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (пункт "д").
Однако в нарушение вышеназванных конституционных Положений предлагаемыми изменениями в Федеральные законы "О недрах", "О занятости населения в Российской Федерации", "Об экологической экспертизе", "Об охране окружающей среды", в Водный и Лесной кодексы изымаются основные нормы полномочий субъектов Российской Федерации в области законодательного регулирования отдельных сфер общественных отношений.
Например, изменения, вносимые в Водный кодекс Российской Федерации, полностью лишают регионы прав собственности на водные объекты. Статья 37 действующего Водного кодекса Российской Федерации, провозгласившая право собственности субъектов Российской Федерации на водные объекты, акватории и бассейны которых полностью расположены в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации, подлежит исключению из данного федерального кодекса. Как следствие, все полномочия регионов по управлению и распоряжению водными объектами полностью передаются федеральному центру.
Ограничиваются права субъектов Российской Федерации и по участию в управлении континентальным шельфом. Так, из Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" предлагается исключить право субъектов Российской Федерации участвовать в разработке программ и планов разведки и разработки минеральных ресурсов, предусматривающих использование береговой инфраструктуры соответствующих регионов.
Более того, вносимые изменения в указанные законодательные акты Российской Федерации предполагают установить необоснованные запреты, в частности, в сфере пользования недрами, водными и лесными ресурсами.
Ущемление прав субъектов Российской Федерации в области совместного регулирования этих вопросов является нарушением конституционного принципа построения федеративного демократического государства.
Для Хабаровского края, как и для многих других территорий, которые на сотни километров являются пограничными зонами, неприемлемы изменения, вносимые в Федеральный закон "О Государственной границе Российской Федерации", реализация которых полностью отстраняет субъекты Российской Федерации от регулирования проблем режима пограничных зон в части их установления, особенностей хозяйственной, промысловой и иной деятельности, связанной с пользованием землями, недрами, водами, проведением общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне.
Законодательная Дума Хабаровского края считает, что глубоко не проработаны изменения, вносимые в социальные федеральные законы, принятие которых может иметь негативные последствия в социальном обеспечении граждан, особенно самых незащищенных слоев населения.
Предлагаемые изменения Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральных законов "О ветеранах", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "О государственной социальной помощи" и ряда других снимают все федеральные государственные социальные гарантии, а расходные финансовые обязательства по самым многочисленным группам населения, нуждающимся в социальной поддержке, перекладываются на субъекты Российской Федерации.
Считаем, что Правительством Российской Федерации не проведена оценка социально-экономических и демографических последствий, которые могут возникнуть в связи с предложенными изменениями в Федеральный закон "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Данные изменения, если они будут приняты, разрушат сложившуюся государственную политику в отношении северных и дальневосточных территорий страны.
Предлагаемое установление размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы для граждан, проживающих в северных территориях, в зависимости от их места работы и финансирование этих выплат из бюджетов разных уровней фактически приведут к снятию гарантий государства по этим компенсациям, поставят установление размеров и своевременность их выплаты в зависимость от финансовых возможностей федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Установление размеров районных коэффициентов работникам организаций, не относящихся к бюджетной сфере, которые должны осуществляться работодателем, вызывают опасения в реальности их осуществления.
Вышеуказанные новации окончательно изменят вектор миграции с Дальнего Востока и Севера на запад, приведут к дальнейшему оттоку населения с этих территорий, усложнят геостратегическое положение России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Наряду с этим предлагается признать утратившими силу более 20 федеральных законов, в частности "О социальном развитии села", "О льготе на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях", которые играли важную роль в социальной поддержке учителей, врачей, работающих в сельской местности, в обеспечении жизнедеятельности отдельных групп населения, нуждающихся в социальной защите.
В целом предлагаемые изменения в социальные федеральные законы вводят нормы, в соответствии с которыми объем прав отдельных категорий населения и предоставляемых им социальных гарантий станет зависеть от места работы и проживания граждан, от наполняемости бюджетов различных уровней, что противоречит конституционным принципам равенства прав для всех граждан России.
Указанный Проект федерального закона содержит положения, которые идут в разрез с задачами, поставленными Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации и, прежде всего, по преодолению бедности в стране.
Многие изменения, вносимые в федеральные законы, исключают важные полномочия федеральных органов государственной власти и снимают ответственность федерального центра по решению ключевых государственных задач.
Так, из Закона Российской Федерации "Об образовании" предлагается исключить нормы, устанавливающие необходимость осуществления в Российской Федерации государственной политики в области образования, принятия федеральной программы развития образования, государственных гарантий его приоритетности.
Изменения, вносимые в Закон Российской Федерации "Основы Законодательства Российской Федерации о культуре" также направлены на исключение обязанности государства по поддержке и развитию культуры, снижают социальный статус работников этой сферы.
Вносимые изменения в вышеназванные федеральные законы не соответствуют статье 114 Конституции Российской Федерации в части проведения единой государственной политики в области образования и культуры.
Законодательная Дума Хабаровского края отмечает, что вышеуказанный Законопроект не глубоко проработан с финансово-экономической точки зрения. В финансово-экономическом обосновании данного Законопроекта просчитан "положительный эффект" для федерального бюджета за счет сокращения либо отмены ряда социальных льгот.
Однако финансово-экономическое обоснование данного Законопроекта для субъектов Российской Федерации, а также финансовые последствия для регионов просчитаны поверхностно и не соответствуют реалиям.
Так, сокращение или отмена со стороны федерального центра обязательств по большому числу социальных гарантий и обязательств не означает однозначного перенесения этого "опыта" на уровень субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
Напряженная социально-политическая ситуация, сложившаяся в регионах в связи с заменой натуральных льгот на денежные выплаты, не позволит органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления принимать самостоятельные решения о реформе социального льготирования в настоящее время, вне зависимости от возможностей региональных и местных бюджетов.
Законодательная Дума Хабаровского края полагает, что принятие данного федерального Законопроекта, вносящего изменения в большое количество законодательных актов Российской Федерации, и связанные с этим изменения финансовых обязательств различных уровней власти нецелесообразно до внесения изменений в Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации, которые должны четко определить перераспределение финансовых ресурсов страны в соответствии с разграничением предметов ведения и полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти.
В Хабаровском крае более 530 тысяч граждан пользуется льготами, стоимость которых составляет 2 млрд. 800 тысяч рублей. Почти половина этой суммы финансируется из бюджета края. В соответствии с Проектом федерального закона большинство льготных затрат переносятся на субъекты Российской Федерации. Предварительные расчеты показывают, что бюджет края с такими расходными обязательствами не справится.
Исходя из вышеизложенного, Законодательная Дума Хабаровского края считает, что данный Проект федерального закона не отвечает интересам граждан Российской Федерации, отдельные его нормы не соответствуют Конституции Российской Федерации, нарушают конституционные права субъектов Российской Федерации, и предлагает Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации не принимать его в первом чтении. Вносим предложение создать согласительную комиссию для тщательного рассмотрения концептуальных проблем федерального Законопроекта. При его доработке следует учитывать сложившуюся современную социально-политическую ситуацию в стране и общественное мнение по кругу вопросов, затрагиваемых вышеуказанным федеральным Законопроектом.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Законодательной Думы Хабаровского края от 29 июня 2004 г. N 1292 "О Проекте федерального закона N 58338-4... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.