Постановлением Законодательной Думы Хабаровского края от 26 января 2005 г. N 1979 настоящее Постановление снято с контроля
Законодательная Дума постановляет:
1. Принять Проект закона Хабаровского края "О порядке переустройства помещений в жилых домах на территории Хабаровского края" в первом чтении.
2. Направить настоящий Законопроект субъектам права законодательной инициативы для внесения поправок.
Поправки к указанному законопроекту представить в комитет по правам человека, законности и социальной защите в срок до 28 мая 2004 года.
3. Комитету по правам человека, законности и социальной защите доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Законодательной Думы во втором чтении.
Председатель Законодательной Думы
Хабаровского края |
Ю.И. Оноприенко |
Проект
Внесен Губернатором
Хабаровского края
Закон Хабаровского края
от 28 апреля 2004 г. N___
"О порядке переустройства помещений в жилых домах на территории
Хабаровского края (первое чтение)"
Настоящий Закон принят в соответствии с Жилищным кодексом РСФСР, Законом Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (в редакции от 6 мая 2003 года), Уставом Хабаровского края и направлен на обеспечение единого порядка в оформлении и проведении переустройства помещений в жилых домах на территории Хабаровского края (далее - край), регулирования возникающих в связи с этим правоотношений между гражданами, юридическими лицами, органами исполнительной власти края, а также органами местного самоуправления.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
помещение - пространство внутри здания, имеющее определенное функциональное назначение и ограниченное строительными конструкциями;
назначение помещения - функциональная предопределенность использования помещения в соответствии с проектным решением, утвержденным в установленном порядке;
переустройство помещений - проведение в одном или нескольких (взаимосвязанных) помещениях жилого здания мероприятий (работ), связанных с изменением месторасположения или размеров помещений, их состава, а также их инженерного оборудования. Понятие "переустройство" включает в себя перепланировку помещений и их переоборудование;
перепланировка жилого помещения и подсобного помещения - мероприятие не вызывающее изменение основных технико-экономических показателей жилого дома, проводимое в целях улучшения потребительских качеств жилого и подсобного помещения в многоквартирном доме, включающее в себя перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов; разукрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство вновь или переоборудование существующих тамбуров, устройство балконов, козырьков, эркеров;
переоборудование - мероприятие не вызывающее изменение основных технико-экономических показателей жилого дома, проводимое в целях улучшения инженерного оборудования в жилых и подсобных помещениях жилых домов, включающее в себя установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос электрических сетей, нагревательных, сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоснащение существующих туалетов и ванных комнат, устройство вновь вентиляционных каналов, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов и устройств для установки душевых кабин, джакузи, стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения;
смежное помещение - помещение, соседнее с помещением, в котором проводится переустройство, и имеющее с ним общие конструктивные элементы (стены, перекрытия) и инженерные системы (отопление, вентиляция, газо - и водоснабжение);
управляющая организация (управляющий) - организация, уполномоченная собственниками, объединениями собственников жилищного фонда выполнять работы по управлению жилищным фондом, организации его эксплуатации и ремонта, обеспечению жилищно-коммунальными услугами;
заявители - лица (физические или юридические), выступающие инициаторами проведения мероприятий (работ) по переустройству помещений в жилых домах.
Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Законом
1. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие при переустройстве помещений в жилых домах между заявителями и:
1) управляющими жилыми домами;
2) органами исполнительной власти края, а также органами местного самоуправления;
3) гражданами и юридическими лицами, права и законные интересы которых могут быть нарушены в ходе работ или в результате их проведения.
2. Положения закона применяются при регулировании указанных в части 1 настоящей статьи правоотношений, возникающих на территории края с участием российских и иностранных физических и юридических лиц, лиц без гражданства, если иное не установлено Законодательством Российской Федерации и международными договорами.
3. Настоящий Закон устанавливает:
1) порядок оформления переустройства помещений;
2) порядок проведения работ по переустройству помещений в жилых домах;
3) порядок государственного контроля за проведением переустройства помещений.
Глава 2. Порядок оформления переустройства помещений
Статья 3. Порядок получения разрешений на переустройство помещений
1. Переустройство помещений в жилых домах при обращении заявителей санкционируется органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. Разрешения оформляются письменными распоряжениями, в порядке, установленном главой муниципального образования, на основе заключения межведомственной комиссии соответствующего уровня.
2. Для дальнейшего получения разрешений на переустройство помещений в жилых домах заявителями представляются в межведомственную комиссию:
1) копии документов о правах на занимаемые помещения;
2) заявление о намечаемом переустройстве помещений (перечень мероприятий), режиме и примерной продолжительности производства работ с Приложением письменного согласия совместно проживающих членов семьи нанимателя (участников общей собственности), наймодателя и (или) собственника (титульного владельца) жилого дома. В заявлении указывается обязательство заявителя обеспечить доступ в помещение должностных лиц для проверки хода и результатов переустройства. При этом к заявлению прилагаются документы, свидетельствующие об оповещении заявителем управляющего жилым домом, об оповещении управляющим жилым домом или собственником (титульным владельцем) жилого дома совместно с заявителем лиц, занимающих соседние помещения, о намечаемых мероприятиях;
3) копии поэтажных планов и экспликации помещений, подлежащих переустройству, полученные в органах технической инвентаризации, где графически наносятся предложения по изменению планировки;
4) проектную документацию, согласованную в установленном порядке;
5) согласования государственных надзорных органов, указанных в статье 6 настоящего Закона.
3. Отсутствие любого из перечисленных документов является основанием для отказа в приеме заявления.
4. На основании утвержденного акта межведомственной комиссии заявитель обращается с ходатайством на имя главы соответствующего муниципального образования для принятия окончательного решения по вопросу получения разрешения на переустройство помещения.
5. Никто не вправе препятствовать или каким-либо образом ограничивать проведение переустройства помещений в жилых домах, если соблюдены все требования настоящего Закона и изданных в соответствии с ним нормативных актов края.
6. Принятые органами местного самоуправления решения по вопросам переустройства помещений в жилых домах могут быть обжалованы в судебном порядке.
Статья 4. Ограничения по переустройству помещений в жилых домах
1. При переустройстве помещений в жилых домах не допускаются мероприятия и способы их реализации, нарушающие требования строительных, санитарно-гигиенических и эксплуатационно-технических нормативных документов, действующих для жилых зданий.
2. Действие настоящего Закона не распространяется на правоотношения по поводу изменений планировки, конструктивных решений и инженерных систем жилых домов, осуществляемых при капитальном ремонте, модернизации или реконструкции жилищного фонда, регулируемых иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и края.
3. Под переустройство помещений в многоквартирных жилых домах не подпадают работы, относящиеся к реконструкции, связанные с:
1) объединением лоджий и балконов с помещениями квартир путем разборки наружных стен;
2) переносом отопительных приборов на лоджии и балконы;
3) объединением квартир по вертикали с полной или частичной разборкой межэтажных перекрытий;
4) увеличением площади помещений санузлов и ванных комнат за счет жилых помещений квартиры;
5) устройством проемов в несущих стенах;
6) производством переустройства, увеличивающего нагрузку на межэтажные перекрытия против проектных.
4. Проект переустройства по изменению инженерной системы помещения должен предусматривать соответствующее техническое решение, в том числе по увеличению энергонагрузки.
5. Ограничения на отдельные иные мероприятия по переустройству помещений в жилых домах типовых серий, обусловленные их конструктивными особенностями, устанавливаются специально уполномоченными органами в области строительства и архитектуры.
Статья 5. Сроки рассмотрения обращений о переустройстве помещений
Продолжительность рассмотрения в межведомственных комиссиях обращений о возможности заявленного переустройства помещений в жилых домах не должна превышать одного месяца. В порядке исключения, при необходимости проведения дополнительной технической экспертизы проектных решений, общая продолжительность рассмотрения увеличивается, но не более чем до двух месяцев.
Статья 6. Порядок выдачи заключений межведомственными комиссиями
1. Межведомственные комиссии выносят заключения о возможности переустройства помещений в жилых домах при наличии согласований следующих органов:
1) органов архитектуры и градостроительства (отделов районных архитекторов) - о соответствии архитектурным требованиям;
2) санитарно-эпидемиологического надзора - о соответствии санитарно-гигиеническим требованиям;
3) пожарного надзора - об обеспечении пожарной безопасности;
4) государственной жилищной инспекции Правительства края - о соответствии нормативам по эксплуатации жилищного фонда;
5) специально уполномоченного органа управления, контроля и осуществления мероприятий по охране, реставрации и использованию недвижимых памятников истории и культуры на территории края - при переустройстве жилых (нежилых) помещений, расположенных в жилых домах, являющихся памятниками архитектуры, истории и культуры.
Глава 3. Порядок проведения переустройства помещений
Статья 7. Обеспечение безопасности и сохранности жилых домов
1. Заявители вправе переустраивать занимаемые ими жилые и подсобные помещения, если при этом улучшаются условия их использования и предварительно оформлены в соответствии с настоящим Законом разрешения и согласования, подтверждающие, что при этом не нарушаются действующие строительные, санитарно-гигиенические, экологические и эксплуатационно-технические нормы, жилищные, иные права и законные интересы других лиц, обеспечивается сохранность жилых домов.
2. В разрешительных документах устанавливаются условия, при несоблюдении которых разрешения отзываются:
1) выполнение работ в строгом соответствии с проектными материалами;
2) обязательное привлечение лиц, разработавших проектную документацию, к осуществлению авторского надзора за производством работ;
3) переоформление разрешительных документов в органе власти при необходимости внесения каких-либо изменений в проектную документацию;
4) обеспечение доступа в переустраиваемые помещения официальных лиц органов власти для проверки соответствия осуществляемых работ разрешительным документам, проверки жалоб о нарушении режима производства работ и о причинении ущерба другим лицам.
Статья 8. Ограничения по производству работ в жилых домах
1. При разработке и согласовании предложений о продолжительности и режиме производства работ заявитель и управляющий жилым домом (собственник жилого дома) обязаны учитывать ограничения, установленные настоящей статьей.
2. В жилых домах запрещается производство работ:
1) с применением оборудования и инструментов, вызывающих превышение нормативно допустимого уровня шума и вибраций;
2) без специальных мероприятий, исключающих протечки в смежных помещениях, образование трещин и разрушений стен и потолков;
3) с загромождением и загрязнением строительными материалами и отходами эвакуационных путей и других мест общего пользования;
4) с использованием пассажирских лифтов для транспортировки строительных материалов и отходов.
Факты нарушений нормативных ограничений, установленных настоящей статьей, фиксируются управляющим жилыми домами (собственником жилого дома) в актах, которые оформляются в установленном порядке и направляются в органы исполнительной власти, а также органы местного самоуправления для принятия мер воздействия, предусмотренных законодательством.
Глава 4. Государственный учет и контроль за переустройством
помещений в жилых домах
Статья 9. Организация технического учета изменений в переустроенных помещениях
1. Заявители, завершившие переустройство помещений, в течение 1 месяца с момента завершения переустройства обязаны обратиться в органы технической инвентаризации с заявкой на внесение изменений в учетно-техническую документацию.
2. Органы технической инвентаризации, выполняя обмеры в переустроенных помещениях, проверяют соответствие произведенных изменений разрешительной документации и информируют о результатах органы власти, выдавшие разрешения.
3. По информации органа технической инвентаризации ранее выданные разрешения снимаются с контроля. Информация об установленных несанкционированных отступлениях от согласованных проектных решений передается в межведомственные комиссии, которые дают оценку их допустимости.
4. В случае признания фактических изменений в переустроенных помещениях недопустимыми органы власти, решения которых были нарушены, принимают меры по привлечению нарушителей к ответственности в соответствии с законодательством.
5. Лица, осуществившие переустройство помещений без разрешения, а также с нарушением установленного порядка оформления разрешения, обязаны оформить и зарегистрировать переустройство в соответствии с требованиями настоящего Закона.
6. Лица, имеющие право пользования (собственности) помещениями, переустройство которых было произведено до возникновения указанного права, должны оформить и зарегистрировать переустройство в общем порядке. Органы исполнительной власти, а также органы местного самоуправления оказывают указанным лицам содействие в оформлении и регистрации переустройства.
Статья 10. Контроль за соблюдением порядка переустройства помещений в жилых домах
1. Контроль за соблюдением установленного настоящим Законом порядка оформления и проведения переустройства помещений в жилых домах осуществляют:
1) управляющий жилым домом или собственник (титульный владелец) жилого дома;
2) органы местного самоуправления;
3) органы, указанные в статье 6 настоящего Закона.
2. Лица, осуществляющие контроль за переустройством помещений в жилых домах, вправе и обязаны:
1) управляющие или собственники (титульные владельцы) жилых домов:
а) проверять наличие установленных разрешений на переустройство помещений;
б) следить за соблюдением согласованных условий вывоза строительного мусора;
в) принимать не противоречащие закону меры для поддержания нормальных условий проживания и предупреждения ущерба жилому дому, его инженерному оборудованию, в случае необходимости обращаясь за содействием в органы государственного контроля;
2) должностные лица органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления в пределах своих полномочий:
а) требовать доступа в переустраиваемые помещения при проведении проверок, обращаясь за содействием в правоохранительные органы;
б) обеспечивать рассмотрение обращений граждан и юридических лиц в связи с осуществляемыми работами (неправомерность осуществляемых мероприятий или их несоответствие выданным разрешениям, нарушение режимов производства работ, причинение ущерба смежным помещениям, конструкциям и инженерным системам жилых домов);
в) выдавать обязательные для исполнения предписания о приостановлении (превращении) производства работ, осуществляемых без разрешительных документов, с отступлением от проектной документации или с привлечением исполнителей, не имеющих лицензий, а также применять к нарушителям меры воздействия в соответствии с законодательством;
г) осматривать переустраиваемые помещения в согласованные с собственником (нанимателем) сроки и в присутствии его представителя, предупредив о дате такого осмотра не позднее, чем за неделю до даты осмотра. В случае если собственник (наниматель) помещения в течение месяца не согласовал дату осмотра, уполномоченные органы вправе обратиться в суд с исковым требованием о принудительном осмотре помещения, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно было переустроено или переустраивается.
Глава 5. Заключительные положения
Статья 11. Ответственность граждан, юридических и должностных лиц
1. Привлечение к ответственности граждан, юридических и должностных лиц за нарушение требований настоящего Закона осуществляется в порядке, предусмотренном Законодательством Российской Федерации и края.
2. При малозначительности выявленного в ходе проверки или инвентаризации нарушения, его давности, установленной непричастности владельца (собственника) помещения к его несанкционированному переустройству или невозможности установить лицо, совершившее это нарушение, органы исполнительной власти, а также органы местного самоуправления могут по представлению государственной жилищной инспекции Правительства края согласовать эти изменения к регистрации в установленном порядке и не требовать применения санкций к владельцу переустроенного помещения.
Статья 12. Введение в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.
Председатель Законодательной
Думы Хабаровского края |
Ю.И. Оноприенко |
Пояснительная записка
к Проекту закона Хабаровского края "О порядке переустройства
помещений в жилых домах на территории Хабаровского края"
1. Обоснование необходимости принятия данного Закона
Жилищным кодексом РСФСР (ст. 84) предоставлено право участникам жилищных отношений, с согласия нанимателя, совершеннолетних членов его семьи и наймодателя, а также с разрешения органа местного самоуправления, выполнять переустройство, перепланировку жилого помещения и подсобных помещений в жилых домах в целях повышения их благоустройства.
Однако, действующим жилищным законодательством остался не разрешенным ряд вопросов, связанных с процедурой выполнения переустройства.
Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится, в том числе, жилищное законодательство.
Государственной жилищной инспекцией Правительства Хабаровского края разработан Проект закона Хабаровского края "О порядке переустройства помещений в жилых домах на территории Хабаровского края".
Настоящий Проект закона основан на требованиях Конституции Российской Федерации, жилищного и гражданского законодательства России.
Принятие данного Закона обусловлено необходимостью нормативно-правового регулирования проводимых гражданами и юридическими лицами мероприятий по переустройству (перепланировке и переоборудованию) помещений в жилых домах.
В ходе инспекционных проверок, проводимых Государственной жилищной инспекцией, систематически выявляются помещения в жилых домах, подвергнутых перепланировке и переоборудованию, работы в которых проведены самовольно, без согласования в установленном порядке. Следствием этого является угроза безопасности конструктивных элементов и нарушение нормативного уровня эксплуатации инженерных систем в жилых домах.
Главной причиной совершения данных правонарушений является неосведомленность лиц, выполняющих работы по переустройству, о порядке получения соответствующих разрешений.
2. Основные положения Закона
Предлагаемый к принятию Законопроект устанавливает порядок получения разрешений на переустройство, порядок проведения указанных работ, ограничения и запреты по отдельным мероприятиям, государственный учет и контроль за переустройством помещений в жилых домах, что в свою очередь направлено на защиту прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства, а также на соблюдение безопасности при использовании и ремонте жилого фонда на территории Хабаровского края.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается административная ответственность за самовольное переоборудование и перепланировку, а также за переоборудование без согласия нанимателя (собственника) жилого дома и (или) жилого помещения.
Привлечение виновных лиц к административной ответственности в должной мере не позволяет предотвратить и повлиять на совершение новых правонарушений такого рода.
Процедура согласования (получения разрешений) на производство работ по переустройству помещений в жилых домах не регламентировано ни одним нормативно-правовым актом, как на уровне Российской Федерации, так и на уровне Хабаровского края. Отсутствие подобного нормативного акта приводит к значительным препятствиям для лиц, намеренных повысить уровень благоустройства, а также потребительские свойства помещений в жилых домах, а в большинстве случаев вовсе отталкивает, последних, от проведения данных мероприятий в установленном порядке.
Положения данного Законопроекта направлены на регулирование процедуры реализации предоставленных прав по переустройству помещений, в законодательном порядке.
3. Ожидаемые социально-экономические последствия принятия данного Закона
Принятие данного закона не повлечет каких-либо финансовых затрат.
Упорядочивание процедуры переустройства помещений, в первую очередь, приведет к уменьшению фактов административных правонарушений, предотвратит возможные случаи причинения материального ущерба, вреда жизни и здоровью граждан, а также повысит уровень правового сознания последних.
Начальник государственной
жилищной инспекции
Правительства Хабаровского края |
В.Я. Строков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательной Думы Хабаровского края от 28 апреля 2004 г. N 1164 "О Проекте закона Хабаровского края "О порядке переустройства помещений в жилых домах на территории Хабаровского края"
Текст постановления официально опубликован не был
Настоящий документ снят с контроля