Заслушав и обсудив информацию заместителя директора департамента общего образования Антюховой В.А. о состоянии учебной нагрузки учащихся начальной школы и основных направлениях ее оптимизации, совет отмечает, что департаментом общего образования, муниципальными органами управления образованием, руководителями общеобразовательных учреждений края принимаются определенные меры по созданию необходимых условий для общей разгрузки младших школьников и нормализации их нагрузки.
В общеобразовательных учреждениях образовательный процесс строится в соответствии с Базисным учебным планом учреждений начального, основного, среднего (полного) общего образования Хабаровского края (Приказ комитета общего образования от 03.07.98 N 262), "Гигиеническими требованиями к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений", реализуются учебные программы, рекомендованные министерством образования края. Учебные планы, расписания уроков согласуются с органами санэпиднадзора, медицинскими работниками. Созданию условий для снижения общей учебной нагрузки учащихся способствуют реализация программ развивающего обучения, введение интегрированных курсов, организация гибкого учебного процесса (адаптивная четверть, дополнительные каникулы в первых классах, пяти-шестидневный режим обучения, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня), складывающаяся система подготовки детей к обучению в школе, укрепление материально-технической базы школ, переход начальной школы на четырехлетний срок обучения.
Вместе с тем отрицательное влияние школы на здоровье учащихся (за период обучения в начальной школе у детей в 1,8 раза возрастает частота нарушений зрения, в 2,4 раза - осанки), отсутствие должного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, снижение их ежедневной двигательной активности, организация образовательного процесса без учета возрастных особенностей детей, авторитарно-репродуктивная система обучения, несоответствие оснащения образовательного процесса требованиям санитарных правил и норм обостряют проблему оптимизации учебной нагрузки обучающихся.
В ряде общеобразовательных учреждений г. Комсомольска-на-Амуре, Амурского, Хабаровского районов имеют место факты невыполнения в полном объеме учебных программ начальной школы (музыка, физическая культура), что ведет к запланированной перегрузке пятиклассников, отрицательно сказывается на их мотивации к учению. Более 80 % учителей 13 территорий края работают по традиционной системе обучения, в школах медленно внедряются здоровьесберегающие технологии, остаются нерешенными проблемы дифференцированного, индивидуального подхода к обучению учащихся, организации образовательного процесса с учетом состояния здоровья школьников. Имеются серьезные упущения по обучению учащихся с задержкой психического развития в школах Бикинского, Ванинского, Вяземского, им. С. Лазо, Нанайского, Хабаровского районов. Не изжита практика составления расписания занятий "под учителя" без учета множества факторов, в том числе, динамики изменений физиологических функций и работоспособности школьников, биологической потребности их в движении, в то время как только 14,8% первоклассников, 22,4% выпускников начальной школы занимаются спортом во внеурочное время.
Администрации большинства общеобразовательных учреждений края недооценивают роль продолжительности учебной недели, урока, перемены, чередования основных предметов с уроками музыки, изо, технологии, физкультуры в повышении уровня работоспособности учащихся.
Проблемным полем в оптимизации нагрузки обучающихся остается большой разброс в стартовых условиях и возможностях первоклассников. Не сложилась система работы по подготовке детей 6-7 лет к обучению в школе в г. Хабаровске, Тугуро-Чумиканском, Хабаровском районах, в этих территориях посещают дошкольные образовательные учреждения менее 42% детей. Не организована должная работа по подготовке к школе детей, не посещающих ДОУ, в г. Хабаровске, им. П. Осипенко, Солнечном, Тугуро-Чумиканском районах. В крае не получили развития образовательные учреждения типа "начальная школа-детский сад" (23 учреждения в 10 районах края с охватом 1643 ребенка - 11,5%).
Одной из главных причин перегрузки школьников является недостаточная профессиональная компетентность педагогов начальной школы. По состоянию на 01.01.02 процент учителей, имеющих высшее образование, составил 46,2% ( учителей предметников, работающих в классах средней и старшей ступеней - 85,5%). Ниже краевого этот показатель в школах 14 территорий края, в том числе им. С. Лазо (28,8%), Николаевского (28,1%), им. П. Осипенко (27,2%), Ульчского (22,3%), Аяно-Майского (16,6%), Тугуро-Чумиканского (0%) районов. По итогам аттестации в 2001 году лишь 9,2% учителей начальных классов аттестованы на высшую категорию, 48,8% - на первую, в 2002 году на высшую категорию аттестованы только 8,6% педагогов, что в два раза ниже по сравнению с учителями основной и старшей ступеней (17,6%). Особую тревогу вызывает старение педагогических кадров, работающих в начальном звене общего образования. В школах края в 2001 году работали 14,2% учителей пенсионного возраста. Высокий процент пенсионеров в Тугуро-Чумиканском, Охотском, Николаевском районах, г. Хабаровске. В образовательных учреждениях края работают лишь 1025 педагогов - психологов, учителей-логопедов, социальных педагогов. Нет ни одного психолога, социального педагога, логопеда в школах Аяно-Майского и Тугуро-Чумиканского районов. Итоги анкетирования свидетельствуют, что у многих учителей отсутствует необходимая систематичность и последовательность в управлении процессом формирования у учащихся общеучебных умений. По норме читают лишь 40% выпускников начальной школы, ниже нормы - 25-30%, имеют скоропись ниже нормы 13% выпускников.
Еще невелико влияние школы на семью с целью организации рационального режима дня, формирования здорового образа жизни младших школьников.
Требует совершенствования работа по созданию здоровьесберегающих условий обучения учащихся в части наполняемости классов, подбора мебели, обеспечения нормируемых уровней освещенности, установления воздушно-теплового режима. В школах гг. Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Амурского района допускается превышение норм средней наполняемости классов, в том числе для детей с задержкой психического развития. С нарушением норм в 20012002 учебном году были скомплектованы 41,9% первых классов в г. Хабаровске, 38,6% - в г. Комсомольске-на-Амуре. В начальных классах школ края необходима замена 15% школьной мебели, более 10% осветительного оборудования.
Исходя из вышеизложенного, совет решил:
1. Принять к сведению информацию заместителя директора департамента общего образования Антюховой В.А. о состоянии учебной нагрузки учащихся начальной школы и основных направлениях ее оптимизации.
2. В целях нормализации учебной нагрузки и недопущения перегрузок обучающихся обратить особое внимание руководителей муниципальных органов управления образованием, общеобразовательных учреждений на необходимость выполнения нормативных актов, направленных на здоровьесберегающую организацию образовательного процесса.
3. Руководителям муниципальных органов управления образованием:
3.1. Изучить в сентябре 2002 года состояние учебной нагрузки учащихся начальной школы, рассмотреть итоги на заседаниях советов директоров, органов управления образованием, разработать до 1.11.2002 года мероприятия по оптимизации нагрузки младших школьников.
3.2. Продолжить практику согласования учебных планов общеобразовательных учреждений. Обеспечить при разработке учебных планов и школьных расписаний уроков соблюдение требований санитарных правил и норм к организации учебно-воспитательного процесса (СП 2.4.2.782-99). Взять на контроль утверждение расписания учебных занятий органами санэпиднадзора, медицинскими работниками.
3.3. Создать условия для дифференцированного подхода к обучению учащихся с учетом их интересов, возможностей, состояния здоровья, систематизировать в общеобразовательных учреждениях работу по проведению физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня.
3.4. Организовать подготовку детей 6-7 лет к обучению в школе, принять меры по увеличению охвата детей дошкольным образованием, шире практиковать создание групп для детей, не посещающих ДОУ, на базе образовательных учреждений различных видов в течение года.
3.5. Организовать разъяснительную работу среди родителей по вопросам гигиены умственного труда младших школьников, дневной и недельной динамики их работоспособности, необходимости соблюдения ими режима дня.
3.6. Совершенствовать работу методических служб в части внедрения новых учебнометодических комплектов, здоровьесберегающих технологий, подготовки учителей к индивидуальной работе с учащимися с учетом их физического и психического развития, состояния здоровья.
3.7. Обеспечить организацию медико-психолого-педагогического сопровождения обучающихся, создать во всех школах психолого-медико-педагогические консилиумы.
3.8. Принять меры по укреплению материально-технического оснащения образовательного процесса.
4. Отделу общего образования департамента общего образования (Антюхова В.А.):
4.1. Проанализировать в течение 2002-2003 годов в ходе инспекторских проверок соблюдение гигиенических требований к условиям обучения младших школьников в общеобразовательных учреждениях г. Хабаровска, Амурского, Комсомольского, Николаевского районов.
4.2. Принять участие в заседаниях советов муниципальных органов управления образованием по рассмотрению вопросов нормализации учебной нагрузки учащихся начальной школы.
4.3. Организовать проведение в 2002-2003 учебном году кустовых семинаров-совещаний руководителей общеобразовательных учреждений по оптимизации учебной нагрузки учащихся.
5. Хабаровскому краевому институту переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров (Кузнецова А.Г.) совместно с отделами педагогических кадров министерства образования (Михалева Г.Г.), общего образования (Антюхова В.А.), социальной защиты и реабилитации детей (Бучек Н.Ф.) департамента общего образования:
5.1. Скорректировать учебно-тематические планы курсовой подготовки учителей начальной школы в части изучения здоровьесберегающих технологий, психофизиологических особенностей младших школьников, психосоматических нарушений у детей.
5.2. Оказать методическую и практическую помощь учителям-предметникам базовых образовательных учреждений края по апробированию учебно-методических комплектов, отслеживанию результатов их работы.
5.3. Изучить в 2003 году опыт работы учителей края, реализующих здоровьесберегающие технологии.
5.4. Организовать ежегодное проведение мониторинга уровня сформированности общеучебных умений и навыков учащихся начальной школы.
6. Краевой научно-исследовательской лаборатории "Актуальные проблемы развития младших школьников" (Наливайко Т.Е., Гостев Г.М.):
6.1. Разработать до 1.09.2003 года рекомендации по оптимизации учебной нагрузки младших школьников, циклы лекций для родителей и педагогов по формированию у учащихся начальной школы общеучебных способов деятельности.
6.2. Разработать до 1.01.2003 г. рекомендации по диагностике нагрузки учащихся начальной школы.
7. Сектору информатизации министерства образования (Флейдер Н.Г.) опубликовать настоящее Решение в очередном выпуске Информационного бюллетеня министерства образования Хабаровского края.
8. Контроль за выполнением Решения совета возложить на Иванцеву И.А., директора департамента общего образования министерства образования края.
Председатель совета |
Секретарь совета |
Заместитель директора
департамента общего образования,
начальник отдела общего образования |
В.А. Антюхова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Министерства образования Хабаровского края от 5 августа 2002 г. N 2 "Об учебной нагрузке учащихся начальной школы и мерах по ее нормализации"
Текст Решения официально опубликован не был