Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Основные направления
развития инновационной деятельности в Хабаровском крае
(утв. Постановлением Губернатора Хабаровского края от 9 февраля 2004 г. N 32)
Структурная перестройка экономики региона, интеграция со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, качественное улучшение миграционной ситуации и развитие рынка труда в значительной степени определяются возможностями перехода дальневосточной экономики на инновационный путь развития.
Это обусловлено тем, что производства в субъектах Федерации Дальнего Востока, базирующиеся на традиционных технологиях, в связи с удаленностью, сложными климатическими условиями, повышенными энергозатратами, объективно не могут конкурировать с аналогичными производствами других регионов. Поэтому инновационный путь развития для Дальнего Востока России и Хабаровского края, в частности, не имеет альтернатив.
Хабаровский край располагает наиболее значительным в Дальневосточном регионе потенциалом инновационной деятельности, который заключается:
1) в обладании наиболее развитым (количественно и качественно) промышленно-производственным и технико-внедренческим комплексом-оборудованием, технологиями и высококвалифицированными кадрами, имеющими навыки работы в сфере высоких технологий, что позволяет на практике осуществлять производство продукции с высокой долей интеллектуальной ренты;
2) в наличии существенного научно-исследовательского комплекса, сосредоточенного в вузах, научно-исследовательских институтах и на предприятиях реального сектора экономики. Важное место занимает научно-производственная составляющая крупных промышленных предприятий авиа- и судостроения, средних и малых научно-производственных предприятий.
Для получения реального экономического эффекта существующий потенциал должен быть ориентирован и организован на инновационный путь развития.
Региональная инновационная система не может быть скопирована по образцу. Она всегда выстраивается индивидуально, с учетом специфики располагаемого экономического потенциала.
В то же время основные элементы и звенья этой системы уже апробированы мировой и отечественной практикой и позволяют сформулировать основные направления деятельности по реализации инновационной стратегии.
1. Совершенствование краевой нормативной правовой базы инновационной
деятельности
Необходимым условием успешного осуществления инновационной деятельности является состояние обеспечивающей ее нормативно-правовой базы. Такая база в Хабаровском крае создается. Сегодня она насчитывает два закона Хабаровского края и около десяти постановлений и распоряжений Губернатора Хабаровского края.
Учитывая постоянно меняющиеся социально-экономическую обстановку и законодательный фон как в России, так и в крае, необходимо отслеживать эти изменения и вносить соответствующие коррективы в краевую нормативную правовую базу инновационной деятельности.
Законодательное регулирование инновационной деятельности должно быть направлено на создание благоприятного инновационного климата в крае. Регулирование может относиться к малому и среднему бизнесу, трансферу технологий, инвестициям и налогам, финансам, интеллектуальной собственности, другим сферам человеческой деятельности.
2. Содействие развитию инновационной инфраструктуры
Под инфраструктурой инновационной деятельности понимается совокупность субъектов инновационной деятельности, обеспечивающих условия, необходимые для осуществления инновационной деятельности и нормального функционирования инновационных процессов. К ним относятся как традиционные информационные, консалтинговые и экспертные фирмы (или "мягкая" инфраструктура общего назначения), так и специализирующиеся непосредственно на обслуживании инновационных процессов: центры трансфера технологий, технопарки, венчурные фонды, технологические инкубаторы, центры метрологии и стандартизации, научно-технической информации и другие.
Они способствуют формированию горизонтальных связей между вузами, промышленностью, наукой и малым бизнесом. А также налаживают вертикальные связи между федеральным, региональным и муниципальным уровнями. Центры могут быть небольшими и крупными, решать одну какую-либо задачу или несколько.
Развитая инфраструктура может существенно скомпенсировать несоответствие между структурой производства в крае и структурой научных исследований и экспериментальных разработок. Поэтому Правительство Хабаровского края вовлекает в инновационную сферу, с одной стороны, сохранившиеся элементы научно-технической инфраструктуры, а с другой - создает новые.
Перспективно создание центров коммерциализации научных разработок в университетах и научных учреждениях.
Целесообразно подключить к процессу создания инновационной инфраструктуры Администрации городов Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре с тем, чтобы они приняли активное участие в развитии инновационной деятельности на своих территориях.
Особое внимание необходимо уделять информатизации инновационной сферы края. Использование новых информационных и телекоммуникационных технологий должно уменьшить издержки и значительно ослабить негативное влияние географической удаленности края от центральных регионов. При этом информационные ресурсы края, относящиеся к научно-инновационной сфере, должны быть максимально открыты.
Правительство Хабаровского края оказывало и будет оказывать существенную поддержку таким элементам инновационной инфраструктуры, как различные научно-технические конференции, форумы, симпозиумы, выставки, так как через них осуществляется пропаганда научно-технических достижений.
Необходимо продолжить проведение молодежных научных конкурсов. Отраслевые министерства края и иные исполнительные органы власти края должны выявлять и на конкурсной основе оказывать поддержку инновационным проектам в приоритетных областях и сферах экономики края.
3. Развитие системы финансирования инновационной деятельности в крае
В 2001 году с появлением в краевом бюджете статьи расходов "Инновационная деятельность" Хабаровский край приступил к финансовой поддержке инновационных проектов. Суммы, предусмотренные бюджетом, невелики. Однако бюджетные средства в первую очередь должны служить стимулом для привлечения средств частных инвесторов.
Такой подход используется при проведении ежегодных краевых конкурсов инновационных проектов, условиями которых предусмотрено обязательное привлечение внебюджетных средств. Следует поддерживать и развивать сложившуюся практику долевого финансирования при заключении договоров и соглашений с Министерством образования Российской Федерации, Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Российским фондом фундаментальных исследований и Российским гуманитарным научным фондом.
Проведенный анализ системы финансирования инновационной деятельности показал, что почти все ее источники в той или иной степени действуют в крае. Исключение составляют венчурные фонды различных типов, которые должны вкладывать свои средства исключительно в высокорисковые наукоемкие проекты. Поэтому одной из актуальных задач становится создание регионального венчурного фонда в Хабаровском крае. Участие краевых органов власти в организации такого фонда должно стать гарантией его жизнеспособности для других учредителей, что позволит привлечь в научно-инновационную сферу края прежде всего частный капитал.
Необходимо продолжить практику оказания финансовой поддержки малым инновационным предприятиям для реализации инновационных проектов на конкурсной основе, в том числе через Хабаровский краевой фонд поддержки малого предпринимательства.
Создание краевой системы финансирования инновационной деятельности должно основываться на множественности источников. Ими могут быть различные фонды и бюджеты, средства предприятий и частных лиц, налоговые льготы, а также многое другое. Конечная цель такой системы - доведение перспективных разработок до производства.
4. Организация подготовки кадров инновационной сферы
Хабаровский край почти не имеет опыта подготовки менеджеров инновационной деятельности. Повышение квалификации персонала ограничено редкими краткосрочными семинарами. Крупные компании могут послать на обучение своих сотрудников в западные регионы страны, а малые предприятия - нет. Поэтому министерству образования края, совету ректоров высших учебных заведений Хабаровского края необходимо оказывать всемерную помощь и поддержку вузам края, планирующим подготовку менеджеров инновационной деятельности и повышение квалификации персонала. Поддержка будет необходима и другим структурам, которые займутся подготовкой менеджеров.
Необходимо построить в крае систему образования, которая будет готовить специалистов, восприимчивых к новациям и способных создавать конкурентоспособную продукцию.
5. Содействие развитию межрегионального и международного
сотрудничества
Открытость экономики края, близость к странам Азиатско-Тихоокеанского региона предполагают дальнейшее развитие межрегионального и международного сотрудничества в научно-инновационной сфере путем заключения различных соглашений и договоров, проведения в крае соответствующих конференций и выставок и участия в аналогичных мероприятиях в других субъектах Российской Федерации и за рубежом. Активизация инновационного сотрудничества должна стать важным стимулом привлечения инвестиций в экономику края.
6. Пропаганда инновационной деятельности в крае
Сегодня как для Хабаровского края, так и для России в целом актуальным является разъяснение сути инновационной деятельности и ее пропаганда. До настоящего времени у отечественных производителей преобладает упрощенное представление о бизнесе как производстве известных товаров и услуг, которые изменяются пока лишь под жесткими ударами конкуренции. С другой стороны, российские ученые и разработчики пока не готовы к применению западного опыта по коммерческой реализации нового интеллектуального продукта.
Чтобы ускорить этот процесс, необходима регулярная систематическая пропаганда позитивных примеров практической коммерциализации научных достижений, новой техники и технологий.
Образовательная, информационная, пропагандистская деятельность в этом направлении ставит своей целью поднятие общего уровня инновационной культуры в крае и формирование привлекательного инновационного имиджа Хабаровского края в России и за рубежом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.