Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Законодательной
Думы Хабаровского края
от 10 июня 2005 г. N 2198
Мотивированное обоснование
признания вопросов, предлагаемых группой граждан Российской
Федерации для вынесения на референдум Хабаровского края, не отвечающими
требованиям статьи 8 Закона Хабаровского края от 23.04.2003 N 113 "О
референдуме Хабаровского края"
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - федеральный закон) и частью 1 статьи 8 Закона Хабаровского края от 23.04.2003 N 113 "О референдуме Хабаровского края" (далее - краевой закон) на референдум Хабаровского края могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении края или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом.
В соответствии с пунктами "г", "к" и "н" статьи 71 Конституции Российской Федерации формирование федеральных органов государственной власти, внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, определение статуса и защита государственной границы отнесены к предмету исключительного ведения Российской Федерации. Как следует из текста вопросов, предложенных инициативной группой для вынесения на референдум Хабаровского края, все они предлагают жителям края высказать свое мнение по предметам исключительного ведения Российской Федерации, что противоречит пункту 2 статьи 12 федерального закона и части 1 статьи 8 краевого закона.
Кроме того, пункт 7 статьи 12 федерального закона, а также часть 5 статьи 8 краевого закона устанавливают, что вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.
Правовой анализ второго и четвертого вопросов, предложенных инициативной группой для вынесения на референдум Хабаровского края, свидетельствует о том, что они допускают множественное толкование, а их одобрение на референдуме края создаст неопределенность правовых последствий по их реализации, так как федеральное законодательство не предусматривает возможность выражения населением края недоверия Президенту Российской Федерации или высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации.
Фактически вопросы о доверии Президенту Российской Федерации и Губернатору края, предложенные инициативной группой, направлены на выяснение мнения населения края о досрочном прекращении полномочий данных должностных лиц. Однако подпункт "а" пункта 8 статьи 12 федерального закона и пункт 1 части 6 статьи 8 краевого закона определяют, что на референдум края не могут быть вынесены вопросы о досрочном прекращении срока полномочий органов государственной власти края. В свою очередь, вопрос о доверии Президенту Российской Федерации не может быть предметом референдума края, так как его правовой статус непосредственно определяется Конституцией Российской Федерации и выражение доверия либо недоверия данному лицу никаких правовых последствий для него не влечет.
Кроме того, вынесение на референдум края вопроса о возложении на Думу обязанности обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке соответствия Конституции Российской Федерации Дополнительного соглашения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской границе на ее Восточной части, с вступлением в силу данного международного договора, будет противоречить пункту 6 статьи 12 федерального закона и части 4 статьи 8 краевого закона, в соответствии с которыми вопросы референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации.
Согласно статье 3 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации международных договоров Российской Федерации, не вступивших в силу.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" ратификация международных договоров Российской Федерации осуществляется в форме федерального закона.
В настоящее время Федеральный закон от 31.05.2005 N 52-ФЗ "О ратификации Дополнительного соглашения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской государственной границе на ее Восточной части" подписан Президентом Российской Федерации, и после его обнародования данный международный договор вступит в силу.
Таким образом, у Законодательной Думы края не будет правовых оснований (даже по результатам референдума) для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации с просьбой о проверке соответствия Дополнительного соглашения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской государственной границе на ее Восточной части Конституции Российской Федерации.
Необходимо учитывать также и то обстоятельство, что согласно статье 73 федерального закона решение, принятое на референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждений, действует на территории данного субъекта Российской Федерации.
Если для реализации решения, принятого на референдуме, дополнительно требуется издание закона, иного нормативного правового акта, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки и (или) принятия данного закона, нормативного правового акта. Указанный срок не может превышать один год.
Вышеназванная норма свидетельствует о том, что проведение референдума Хабаровского края по предложенным вопросам не только противоречит действующему законодательству, но и не имеет правовых последствий, поскольку, выявив мнение населения Хабаровского края по данным вопросам, Законодательная Дума не вправе будет принять нормативный правовой акт для реализации решения, принятого на указанном референдуме. В противном случае Законодательная Дума выйдет за рамки компетенции, предоставленной ей Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
С учетом изложенного Законодательная Дума Хабаровского края отмечает, что вопросы, предлагаемые группой граждан, не отвечают требованиям статьи 8 Закона Хабаровского края "О референдуме Хабаровского края" и поэтому не могут быть вынесены на референдум Хабаровского края.
Председатель Думы |
Ю.И. Оноприенко |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Законодательной Думы Хабаровского края от 10 июня 2005 г. N 2198 "О проверке соответствия вопросов, предлагаемых... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.