Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Основные направления
развития здравоохранения Хабаровского края на 2006 - 2008 годы
(утв. постановлением Правительства Хабаровского края от 25 июля 2005 г. N 86-пр)
Введение
Здравоохранение является составной частью общей стратегии социально-экономического развития государства.
Оценка состояния здоровья населения свидетельствует о продолжающемся неблагополучии в формировании здоровья, которое может привести к ухудшению качества населения, ограничению его участия в созидательной деятельности по улучшению социально-экономической ситуации в стране.
Современная медико-демографическая ситуация в Российской Федерации и Хабаровском крае характеризуется следующими основными тенденциями:
- естественной убылью населения за счет превышения смертности над рождаемостью;
- постарением населения, сокращением средней ожидаемой продолжительности жизни;
- ростом наркомании, токсикомании, алкоголизма и травматизма среди всех слоев населения, но особенно у детей, подростков и молодежи;
- высоким уровнем заболеваемости социально значимыми инфекциями.
В Хабаровском крае численность постоянного населения ежегодно сокращается. Так, если на 01 января 1993 г. численность постоянного населения в крае составила 1623,1 тыс. человек, то на 01 января 2005 г. - уже 1423,9 тыс. человек. Темпы убыли населения составляют в пределах 0,5 - 0,7 процента в год. Наиболее высокие темпы убыли отмечались в северных районах края: Николаевском, Советско-Гаванском муниципальных районах, в г. Комсомольске-на-Амуре. Основной причиной сокращения населения является естественная убыль за счет превышения числа умерших над числом родившихся в 1,4 - 1,5 раза.
Уровень рождаемости остается ниже уровня, необходимого для простого воспроизводства. Так, если в 1992 году показатель рождаемости в крае составлял 10,8 на 1000 населения, то к 2004 году он незначительно вырос до 11,3 (в 2004 году в Дальневосточном федеральном округе (далее - ДФО) - 11,9). За последние годы в крае число детей, рожденных одной женщиной репродуктивного возраста (15 - 49 лет), не превышает 1,3 родившихся, что значительно ниже уровня, необходимого для численного замещения поколений родителей или простого воспроизводства - соответственно 2,15 родившихся на одну женщину репродуктивного возраста (в Российской Федерации (далее - РФ) в 1989 году показатель составлял 2,0, в 1994 году - 1,4 и в 2001 году - 1,25). Падение рождаемости во многом имеет необратимый характер и отражает существенные перемены в репродуктивном поведении россиян, сложившиеся в 90-е годы прошлого столетия.
Уровень смертности в крае за последние годы остается стабильно высоким. Так, если в 1992 году показатель смертности в крае составлял 10,4 на 1000 населения, то в 2003 году - 16,3, а в 2004 году - 16,0 (в 2004 году в ДФО - 15,0). Рост смертности фиксируется практически по всем основным классам причин смерти. Возросло влияние на смертность таких факторов, как распространение алкоголизма, наркомании и курения, а также дорожно-транспортных происшествий и пр.
Одной из важнейших медико-демографических проблем в крае является высокая смертность населения трудоспособного возраста (мужчин 16 - 59 лет, женщин 16 - 54 года). В 2004 году от общего числа умерших лица трудоспособного возраста составили около 40 процентов. В структуре смертности трудоспособного населения на первом месте регистрируются несчастные случаи, травмы и отравления, а также насильственные и неестественные причины смерти. Далее по объему потерь регистрируются болезни системы кровообращения и злокачественные новообразования. Высокая смертность в трудоспособном возрасте оказывает самое неблагоприятное воздействие как на естественное воспроизводство населения, так и на формирование и состав трудовых ресурсов.
За последние 10 лет численность детского населения в возрасте от 0 до 14 лет уменьшилась на 42,5 процента, при этом численность лиц в возрасте 50 лет и старше увеличилась на 10,5 процента. По состоянию на 1 января 2005 г. дети в возрасте от 0 до 15 лет составили 15,6 процента, лица в возрасте 50 лет и старше - 26,9 процента. В общей структуре населения лица пенсионного возраста составляют в пределах 25,6 процента. Если в 1992 году численность занятого населения в экономике, приходящегося на одного пенсионера, составляла 2,7 человека, то в 2004 году - уже 2,14 человека.
Средняя продолжительность жизни в крае в 1999 - 2003 годах для мужчин сократилась с 59,1 до 55,6 лет (РФ в 2003 году - 58,8 лет; в ДФО - 56,5 лет); женщин - с 70,9 до 69,4 лет (РФ в 2003 году - 71,9 лет; в ДФО - 69,5 лет). Практически на 2/3 снижение ожидаемой продолжительности жизни определяется ростом смертности от несчастных случаев, отравлений и травм, а также от болезней системы кровообращения.
Следствием отмеченных демографических тенденций является резкое ослабление воспроизводственного потенциала и рост экономической нагрузки на трудоспособное население, а также рост "нагрузки" на здравоохранение.
Показатель общей заболеваемости населения в Хабаровском крае в 2004 году по-прежнему сохранился на высоком уровне и составил 1380,9 случаев на 1000 населения (2000 год - 1306,8). В течение последних пяти лет уровень общей заболеваемости населения в крае вырос на 5,6 процента. Данный показатель в 2004 году превысил таковой по ДФО (в 2003 году - 1295,4 случая на 1000 населения) и оказался несколько ниже, чем в РФ (2003 год - 1411,3 случая на 1000 населения).
Наиболее высокий уровень общей заболеваемости сохраняется в гг. Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Амурском, Аяно-Майском, Верхнебуреинском, Нанайском, имени Полины Осипенко, Охотском муниципальных районах.
Основное место в структуре заболеваемости занимают болезни органов дыхания, системы кровообращения и костно-мышечной системы. Структура заболеваемости на протяжении ряда лет не изменяется.
В крае сохраняется высокий уровень заболеваемости туберкулезом, онкологическими и психическими заболеваниями, а также наркоманией и алкоголизмом. Растет удельный вес запущенных заболеваний, лечение которых требует значительных затрат. В перспективе существенными факторами роста потребностей в медицинской помощи станут: увеличение доли лиц пожилого возраста с более высокими потребностями в лечении; усложнение течения традиционных заболеваний (ОРЗ, пневмония и т.д.), вызванных вирусными мутациями; рост информированности населения о новых эффективных лечебно-диагностических технологиях и лекарственных средствах.
Система предоставления населению необходимой медицинской помощи приобретает в современных условиях значение жизненно важной для сохранения общества и обеспечения национальной безопасности. Между тем состояние системы здравоохранения края характеризуется наличием ряда фундаментальных проблем. К ним следует отнести в первую очередь:
1) слабая интеграция системы здравоохранения края в рыночную экономику;
2) существенные структурные диспропорции в отрасли. В 2004 году в структуре расходов по видам медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий затраты на дорогостоящую стационарную помощь составили 63,8 процента, в РФ - 60 процентов (оптимальный уровень - до 50 процентов); затраты на амбулаторно-поликлиническую помощь составили 26,6 процента, в РФ - 31,3 процента (оптимальный уровень - до 35 - 40 процентов); затраты на скорую медицинскую помощь составили 9,6 процента, в РФ - 6,0 процентов. В свою очередь это привело к снижению объема работ по профилактике заболеваний и диспансерному наблюдению населения, негативно отразилось на адресности оказания медицинской помощи отдельным категориям жителей края;
3) высокий уровень износа основных производственных фондов, в том числе их активной части. Износ основных производственных фондов в учреждениях здравоохранения края превышает 50 процентов, в том числе медицинского оборудования - 50 - 60 процентов, автотранспорта - 70 процентов. По данным на 01 января 2005 г. имели 100-процентный износ в государственных учреждениях здравоохранения около 38 процентов основных видов медицинского оборудования, в муниципальных учреждениях - около 44 процентов;
4) нарастающий кадровый дефицит, особенно в сельских и отдаленных северных территориях края.
Решение указанных проблем и является важнейшим направлением деятельности системы здравоохранения края на среднесрочную перспективу 2006 - 2008 гг.
1. Концепция развития здравоохранения Хабаровского края на 2006 - 2008 годы
Главной целью Концепции развития здравоохранения Хабаровского края на 2006 - 2008 годы (далее - Концепция) является сохранение и улучшение здоровья людей, а также сокращение прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости и смертности населения, увеличения продолжительности жизни.
Основными задачами Концепции являются:
1) формирование интегрированной многоуровневой целостной структурно-функциональной модели здравоохранения края с учетом уровней организации оказания медицинской помощи населению (первичная медико-санитарная и специализированная помощь), медико-демографических процессов и ресурсного обеспечения;
2) повышение качества и доступности оказания медицинской помощи населению при эффективном использовании ресурсов;
3) обеспечение адресности оказания медицинской помощи гражданам края на основе персонифицированного учета и развития информационных технологий;
4) удовлетворение потребностей населения края в лечебно-диагностических мероприятиях по профилактике заболеваний, повышение доступности амбулаторно-поликлинической помощи жителям Хабаровского края;
5) сокращение сроков восстановления утраченного здоровья на амбулаторно-поликлиническом и стационарном этапах лечения;
6) повышение эффективности использования ресурсов отрасли, разработка системы индикаторов, характеризующих развитие ресурсной базы здравоохранения края, отражающих результаты ее эффективного использования, с последующим проведением мониторинга и разработкой мероприятий по ее воспроизводству и эффективному использованию;
7) создание основополагающих правовых, организационных, технологических и методических механизмов по совершенствованию мероприятий по охране здоровья населения. Разработка комплексной межведомственной программы по охране здоровья населения края;
8) подготовка специалистов здравоохранения по вопросам управления и экономики здравоохранения.
Реализация Концепции базируется на следующих принципах:
- всеобщность, социальная справедливость и доступность медицинской помощи населению;
- профилактическая направленность;
- медицинская и экономическая эффективность функционирования учреждений здравоохранения;
- единство медицинской науки и практики;
- активное участие населения в решении вопросов охраны здоровья.
В Концепции признано, что в сложившихся условиях важное значение приобретают:
- приведение в соответствие объемов государственных гарантий по оказанию медицинской помощи населению с их ресурсным обеспечением;
- проведение инвестиционной политики, обеспечивающей высокую эффективность вложений - максимального медицинского, социального и экономического эффекта на единицу затрат;
- повышение социальной защищенности медицинских работников, в том числе через механизмы повышения оплаты труда;
- совершенствование государственного регулирования в области обеспечения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техники;
- формирование рынка в здравоохранении, в том числе за счет развития негосударственного сектора;
- повышение заинтересованности граждан в сохранении и укреплении своего здоровья.
К приоритетным направлениям развития здравоохранения на среднесрочную перспективу следует отнести:
- охрану материнства и детства, репродуктивного здоровья;
- борьбу с социально значимыми заболеваниями;
- развитие первичной медико-санитарной помощи населению.
Предлагается оптимистический сценарий развития здравоохранения края, основанный на том, что:
- в здравоохранении края будет сформирована система управления здравоохранением, заработают механизмы по повышению уровня управляемости учреждениями здравоохранения государственной и муниципальной форм собственности;
- будет достигнута структурная эффективность здравоохранения, в том числе в части расширения объемов оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению;
- будет происходить модернизация основных производственных фондов, ежегодно темпы обновления активной части основных производственных фондов составят в пределах 15 - 20 процентов их балансовой стоимости;
- показатели фондовооруженности будут иметь тенденцию к росту от базовых показателей 2003 года;
- заработная плата медицинских работников будет зависеть от результатов труда и будет приближаться к уровню, сложившемуся в производственном секторе.
Ожидаемые результаты по реализации Концепции.
Предполагается, что реализация Концепции будет способствовать созданию эффективной системы здравоохранения, нацеленной на социальное и экономическое развитие края, что, в свою очередь, позитивно отразится на показателях здоровья населения в виде снижения заболеваемости и смертности, увеличения средней ожидаемой продолжительности жизни.
Организация медицинской помощи населению.
Основополагающим механизмом совершенствования структуры здравоохранения является создание интегрированной многоуровневой системы оказания медицинской помощи населению путем разработки структурно-функциональных моделей здравоохранения как на уровне субъекта, так и муниципальных образований в городских и сельских условиях, в том числе на территориях с низкой плотностью населения с учетом уровня оказания медицинской помощи, медико-демографических процессов и ресурсного обеспечения.
Основными направлениями совершенствования организации оказания медицинской помощи должны стать развитие первичной медико-санитарной помощи на базе муниципального здравоохранения, перераспределение части объемов помощи из стационарного сектора в амбулаторный. Первичная медико-санитарная помощь должна стать основным звеном оказания населению медицинской помощи, где будет решаться до 80 процентов всех проблем пациентов, обратившихся за медицинской помощью. Реализация мероприятий данного раздела предполагает перераспределение потоков пациентов в сторону снижения спроса на дорогостоящие методы стационарного лечения, перемещения этого спроса на профилактику и амбулаторно-поликлиническое лечение заболеваний:
- из сектора стационарной помощи на амбулаторно-поликлинический этап;
- из круглосуточного стационара в дневной или в центр амбулаторной хирургии, стационар на дому;
- из учреждений, оказывающих высокоспециализированную и высокотехнологическую помощь, в учреждения, оказывающие специализированную или первичную медико-санитарную помощь;
- от мелких диагностических подразделений к централизованным службам, способным эффективно использовать оборудование.
Повышению качества оказания медицинской помощи будет способствовать внедрение стандартов диагностики и лечения больных.
Требуется принятие действенных мер по развитию службы охраны материнства и детства, служб планирования семьи и безопасного материнства.
Будут усилены меры по дальнейшему развитию психиатрической и наркологической помощи населению, борьбе с туберкулезом, болезнями, передаваемыми половым путем.
Для улучшения качества и доступности медицинской помощи сельскому населению дальнейшее развитие получит организация специализированных, в том числе межрайонных, клинико-диагностических центров, а также передвижные формы лечебно-диагностической и консультативной помощи.
Дальнейшее развитие должен получить негосударственный сектор здравоохранения.
2. Структурные преобразования в здравоохранении края до 2008 года
Целью региональной реструктуризации здравоохранения является достижение такого взаимодействия между элементами системы здравоохранения, при котором в отрасли формируются экономические механизмы, которые, с одной стороны, способствуют развитию регионального здравоохранения и эффективному использованию ресурсов, а, с другой стороны, - способствуют удовлетворению потребностей населения в медицинской помощи, его оздоровлению и в целом изменяют демографическую ситуацию.
В Хабаровском крае сформирована и развивается сеть лечебно-профилактических учреждений, которая включает в себя 116 больниц, 227 амбулаторно-поликлинических учреждений и отделений, 45 станций и отделений скорой медицинской помощи, 207 фельдшерско-акушерских пунктов.
За последние 4 года сданы в эксплуатацию после строительства и реконструкции перинатальный центр; краевой кожно-венерологический диспансер; центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями; травматологический пункт краевой клинической больницы N 2; психонаркологический диспансер в г. Хабаровске; отделение реабилитации психических больных и больных, страдающих наркоманией, краевой психиатрической больницы; институт повышения квалификации специалистов здравоохранения и гостиница института; Дальневосточный центр медицины катастроф; женская консультация в г. Комсомольске-на-Амуре; клуб-столовая в больнице "Анненские воды"; районная больница в с. Некрасовка и Центральная районная больница в г. Бикине; противотуберкулезный диспансер в г. Комсомольске-на-Амуре; участковая больница в пос. Хурба Комсомольского района. Сданы в эксплуатацию первая и вторая очереди онкологического центра, радиологический корпус онкоцентра, Вяземская центральная районная больница и жилой дом для работников бюджетной сферы в г. Вяземском. Начато строительство нового корпуса краевой клинической больницы N 2 и хирургического корпуса больницы N 7 в г. Комсомольске-на-Амуре. Расходы на строительство и реконструкцию в целом составили 1923 млн. рублей.
После капитального ремонта сданы в эксплуатацию диагностический и кардиологический центры, торакальное, реанимационное и приемное отделения краевой клинической больницы N 1 им. профессора С.И. Сергеева. В краевом перинатальном центре открыто отделение 3-го этапа выхаживания новорожденных и информационно-аналитическое управление, диагностические кабинеты в краевом противотуберкулезном диспансере, хирургический блок и травматологический пункт в детской краевой клинической больнице. Закончен капитальный ремонт клинического центра восстановительной медицины и реабилитации, ведется ремонт центральной районной больницы в г. Амурске. За 4 года на капитальный ремонт учреждений здравоохранения всего израсходовано 815 млн. рублей.
Ежегодно в стационарах края получают лечение свыше 330 тыс. больных, в стационарах дневного пребывания - 54,5 тыс. человек, каждый житель края в среднем 10 раз в год обращается за медицинской помощью в поликлинические учреждения.
В Хабаровском крае медицинская помощь населению оказывается в соответствии с ежегодно принимаемыми постановлениями Губернатора Хабаровского края "О Территориальной программе государственных гарантий оказания населению Хабаровского края бесплатной медицинской помощи".
Механизмом реализации гарантий оказания населению Хабаровского края бесплатной медицинской помощи в крае является государственный (муниципальный) заказ-задание на предоставление медицинских услуг, который содержит объемные и финансовые показатели деятельности учреждений здравоохранения на очередной год.
Для разработки прогноза развития спроса населения Хабаровского края на медицинские услуги до 2008 года учитывалась динамика общей численности населения Хабаровского края до 2008 года, а также динамика объемов оказания стационарной, амбулаторно-поликлинической и скорой медицинской помощи.
Изучение динамики общей численности населения края до 2008 года с использованием уравнения линейной регрессии позволило установить, что тенденция снижения численности населения в Хабаровском крае носит устойчивый характер. Темпы убыли населения составляют в пределах 0,5 - 0,7 процента в год. Прогнозные расчеты показывают, что при сохранении сложившейся тенденции к 2008 году население края может уменьшиться до 1396,1 тыс. человек. Это составит 97 процентов от численности населения в 2002 году.
Снижение численности населения Хабаровского края неизбежно отразится и на уменьшении объемов оказания медицинской помощи населению при условии сохранения существующих социальных нормативов в рамках Территориальной программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи.
Прогноз формирования объемов оказания медицинской помощи населению Хабаровского края на период с 2002 по 2008 годы (на 1000 населения)
Виды медицинской помощи |
2002 год | 2004 год | 2006 год | 2008 год |
Численность населения (тыс. человек) |
1439,0 | 1423,4 | 1409,5 | 1396,1 |
Стационарная (койко-дни) |
4178813,0 | 4084875,0 | 4005563,0 | 3926531,0 |
Амбулаторная (посещения) |
13666388,0 | 13359175,0 | 13099792,0 | 12841328,0 |
Скорая медицинская помощь (вызовы) |
472484,0 | 461863,0 | 452896,0 | 443960,0 |
Расчеты показывают, что к 2008 году объемы оказания стационарной, амбулаторно-поликлинической и скорой медицинской помощи населению по сравнению с 2002 годом уменьшатся на 6 процентов. В свою очередь, уменьшение объемов оказания медицинской помощи населению неизбежно окажет влияние на формирование организационной макроструктуры здравоохранения края, развитие его ресурсной и производственной базы.
Для повышения структурной эффективности здравоохранения предполагается решение следующих задач:
1) обоснование многоуровневой системы оказания медицинской помощи населению. Разработка структурно-функциональных моделей здравоохранения как на уровне субъекта, так и муниципальных образований в городских и сельских условиях, в том числе в территориях с низкой плотностью населения с учетом уровня оказания медицинской помощи, медико-демографических процессов и ресурсного обеспечения;
2) достижение сбалансированности Программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи по объемам предоставляемой населению медицинской помощи и финансовым средствам на условиях норматива финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи;
3) переход от принципа содержания медицинских учреждений к принципу оплаты за конкретно выполненные объемы медицинской помощи;
4) введение дополнительных источников инвестирования системы обязательного медицинского страхования путем привлечения средств других внебюджетных фондов (Пенсионный фонд), расширения практики взаиморасчетов между территориальными фондами обязательного медицинского страхования (далее также - ОМС) за оказанные медицинские услуги населению за счет платных услуг и рынка добровольного медицинского страхования;
5) введение в существующий экономический механизм ОМС страховых медицинских организаций;
6) обеспечение эффективных механизмов целевого и рационального использования средств всеми субъектами системы здравоохранения.
3. Ресурсное обеспечение здравоохранения Хабаровского края
3.1. Финансовое обеспечение системы здравоохранения Хабаровского края
В структуре расходов консолидированного бюджета края за последние годы отмечается существенный рост расходов на здравоохранение - с 9,6 процента в 2001 году до 13,4 процента в 2004 году.
Исполнение бюджета здравоохранения края вместе со средствами Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования за 2001 - 2004 годы
(млн. рублей)
2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год план |
|
Краевой бюджет | 726,8 | 865,3 | 1507,3 | 1499,9 | 1721,9 |
Муниципальные бюджеты | 875,9 | 1401,0 | 1470,8 | 1826,5 | 2297,1 |
Итого | 1602,7 | 2266,3 | 2978,1 | 3326,4 | 4019,0 |
Средства Хабаровского краевого фонда ОМС - всего |
1140,2 | 1753,8 | 2107,7 | 2649,5 | 2905,4 |
в том числе: страховые взносы на ОМС неработающего населения налоговые поступления |
300,4 839,8 |
408,0 1345,8 |
534,4 1573,3 |
905,4 1744,2 |
1003,5 1901,9 |
Итого | 2742,9 | 4020,1 | 5085,8 | 5976,0 | 6924,4 |
Структура расходов | |||||
Заработная плата с начислениями - всего |
1316,6 | 2291,5 | 2593,8 | 3397,2 | 4051,8 |
в том числе: заработная плата начисления |
969,5 347,1 |
1687,4 604,1 |
1910,0 683,8 |
2501,6 895,6 |
3215,7 836,1 |
Медикаменты (в том числе льготные) |
329,1 | 442,2 | 559,4 | 697,3 | 929,2 |
Приобретение оборудования |
287,0 | 118,0 | 500,0 | 537,8 | 623,2 |
Капитальный ремонт | 173,0 | 199,0 | 264,8 | 179,0 | 201,4 |
Капитальное строительство |
87,9 | 364,6 | 974,8 | 495,6 | 648,0 |
Анализ расходов на здравоохранение показывает, что в их структуре удельный вес консолидированного бюджета составляет по годам в пределах 58 процентов, средств фонда обязательного медицинского страхования - 42 процента.
В структуре расходов по статьям экономической классификации бюджетов Российской Федерации заработная плата с начислениями колеблется от 48 до 58 процентов, медикаменты - в пределах 12 - 13 процентов, расходы на приобретение оборудования - в пределах 10 процентов. Удельный вес расходов на капитальное строительство существенно вырос с 3 до 9 процентов.
Темпы роста расходов на здравоохранение Хабаровского края за 2001 - 2005 годы
(расходы 2001 года приняты за единицу)
Источники | 2001 год факт |
2002 год факт |
2003 год факт |
2004 год факт |
2005 год план |
Краевой бюджет | 1,0 | 1,2 | 2,1 | 2,1 | 2,4 |
Муниципальные бюджеты | 1,0 | 1,6 | 1,7 | 2,1 | 2,6 |
Средства Хабаровского краевого фонда ОМС - всего |
1,0 | 1,5 | 1,8 | 2,3 | 2,5 |
в том числе: страховые взносы на ОМС неработающего населения |
1,0 |
1,4 |
1,8 |
3,0 |
3,3 |
налоговые поступления | 1,0 | 1,6 | 1,9 | 2,1 | 2,3 |
Итого | 1,0 | 1,5 | 1,9 | 2,2 | 2,5 |
Структура расходов | |||||
Заработная плата с начислениями - всего |
1,0 | 1,7 | 2,0 | 2,6 | 3,1 |
в том числе: заработная плата |
1,0 |
1,7 |
2,0 |
2,6 |
3,3 |
начисления | 1,0 | 1,7 | 2,0 | 2,6 | 2,4 |
Медикаменты (в том числе льготные) |
1,0 | 1,3 | 1,7 | 2,1 | 2,8 |
Приобретение оборудования |
1,0 | 0,4 | 1,7 | 1,9 | 2,2 |
Капитальный ремонт | 1,0 | 1,2 | 1,5 | 1,0 | 1,2 |
Расходы на здравоохранение в период с 2001 по 2005 годы по всем источникам увеличились в среднем в 2,5 раза. Расходы на заработную плату увеличились в 3,1 раза, медикаменты - в 2,8 раза, приобретение оборудования - в 2,2 раза.
Фактические подушевые показатели финансирования системы здравоохранения края по программе государственных гарантий выросли за последние годы в 2,3 раза и составили в 2004 году 4197 рублей (2001 год - 1846 рублей, 2003 год - 3417 рублей).
В то же время, несмотря на рост расходов на здравоохранение, в 2004 году в структуре расходов по видам медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий по-прежнему преобладали затраты на дорогостоящую стационарную помощь - 63,8 процента, в РФ - 60 процентов (оптимальный уровень - до 50 процентов); затраты на амбулаторно-поликлиническую помощь составили 26,6 процента, в РФ - 31,3 процента (оптимальный уровень - до 35 - 40 процентов); затраты на скорую медицинскую помощь составили 9,6 процента, в РФ - 6,0 процентов. Подобная структура расходов ведет к снижению объема работ по профилактике заболеваний и диспансерному наблюдению населения, негативно отражается на адресности оказания медицинской помощи отдельным категориям жителей края.
Высокий уровень расходов на стационарную помощь сопровождается и высокой средней стоимостью лечения одного больного в стационаре, которая в 2004 году составила за счет всех источников 8980,8 рублей (РФ в 2003 году - 6041,1 рубля); средняя стоимость одного посещения составила соответственно 88,8 рубля и 68,2 рубля, средняя стоимость одного вызова скорой медицинской помощи - 742,9 и 333,3 рубля.
Платные услуги, оказываемые в учреждениях здравоохранения края, не являются существенным дополнительным источником инвестиций в отрасль. Общий объем выполненных платных услуг в учреждениях здравоохранения составил 480,1 млн. рублей, что составило только 8 процентов от общего объема финансирования (2003 год - 359,3 млн. рублей), в том числе в краевых учреждениях - 167,7 млн. рублей, муниципальных учреждениях - 312,4 млн. рублей. В общей структуре доходов от платных услуг средства добровольного медицинского страхования составили 121,5 млн. рублей (25 процентов).
Таким образом, в структуре расходов консолидированного бюджета края за последние годы отмечается существенный рост расходов на здравоохранение, удельный вес которых в 2004 году составил 13,4 процента. В структуре расходов на здравоохранение преобладают средства консолидированного бюджета. Расходы на здравоохранение в период с 2001 по 2005 год по всем источникам увеличились в среднем в 2,5 раза. За этот же период времени фактические подушевые показатели финансирования системы здравоохранения края по программе государственных гарантий выросли в 2,3 раза. В то же время обращают на себя внимание существенные структурные диспропорции в расходовании средств здравоохранения. Около 64 процентов всех расходов на здравоохранение приходится на стационарную помощь. При этом затраты на одного пролеченного больного в стационаре превышают аналогичные показатели по РФ более чем в 1,5 раза.
Основные мероприятия, направленные на повышение эффективности финансового обеспечения системы здравоохранения края, отражены в разделе 2 и связаны со структурными преобразованиями в отрасли.
3.2. Состояние основных производственных фондов в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения
Анализ состояния ресурсной базы учреждений здравоохранения занимает важное место в структурных преобразованиях отрасли.
К основным особенностям процесса использования основных производственных фондов (далее также - ОПФ) в учреждениях здравоохранения края следует отнести:
- существенные темпы прироста капитальных вложений в ОПФ. Так, если в 2000 году стоимость ОПФ в учреждениях здравоохранения края составила 2023,8 млн. рублей (в государственных учреждениях здравоохранения - 654,7 млн. рублей, в муниципальных учреждениях - 1369,1 млн. рублей), то по состоянию на 01 января 2005 г. общая стоимость ОПФ составила 6261,7 млн. рублей (в государственных учреждениях - 2621,6 млн. рублей и в муниципальных учреждениях - 3640,1 млн. рублей);
- существенные структурные диспропорции ОПФ. Так, если в государственных учреждениях здравоохранения пассивная и активная части ОПФ примерно равны и составляют соответственно 52,6 и 47,4 процента, то в муниципальных учреждениях отмечается значительное преобладание пассивной части - соответственно 69,9 и 29,1 процента. Объясняется это более высоким уровнем капитальных вложений, в том числе в части приобретения оборудования в краевые лечебно-профилактические учреждения, что связано с их модернизацией, необходимостью решать вопросы оказания медицинской помощи населению края на более высоком технологическом уровне;
- более быстрые темпы наращивания активной части ОПФ в государственных учреждениях здравоохранения, чем в муниципальных учреждениях здравоохранения. Так, если в 2003 году показатель фондовооруженности специалиста на активную часть ОПФ в государственных учреждениях составил 149,3 тыс. рублей, то в муниципальных учреждениях - 31,4 тыс. рублей; соответственно в 2004 году данный показатель составил 232,2 и 36,2 тыс. рублей. Прирост показателя фондооворуженности за один год составил для государственных учреждений 156,7 процента, а для муниципальных - только 115,3 процента;
- высокий уровень износа ОПФ, особенно их активной части. Так, в целом степень износа ОПФ в государственных учреждениях здравоохранения составляет 34 процента, в муниципальных учреждениях - 50 процентов, а износ их активной части - соответственно 51 и 64 процента. Особенно неблагополучно ситуация выглядит по санитарному автотранспорту, где средний износ составляет 71,5 процента, а у 67 процентов автотранспорта износ превышает 100 процентов.
Таким образом, анализ представленных данных свидетельствует о том, что в учреждениях здравоохранения края в течение последних лет происходит последовательное наращивание материально-технической базы, более выраженное в государственных учреждениях здравоохранения. Вместе с тем сохраняется проблема воспроизводства активной части ОПФ и по медицинскому оборудованию, и по автотранспорту. Следовательно, перед органами управления здравоохранением и в первую очередь муниципальных образований стоит важнейшая задача по воспроизводству активной части ОПФ, в том числе автотранспорта.
Модернизация материально-технической базы учреждений здравоохранения края возможна при следующих условиях:
1) структурная перестройка государственных и муниципальных учреждений здравоохранения с выделением уровней, этапов и видов медицинской помощи населению;
2) инвентаризация основных производственных фондов учреждений здравоохранения, в том числе их активной части;
3) разработка табеля оснащения учреждений здравоохранения медицинским оборудованием в зависимости от уровня, этапов и видов медицинской помощи;
4) определение норм фондооснащенности и фондовооруженности специалистов учреждений здравоохранения в зависимости от уровня, этапов и видов медицинской помощи;
5) разработка целевой программы по воспроизводству активной части ОПФ в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения;
6) внедрение в деятельность органов управления здравоохранением районов автоматизированной системы по мониторингу медицинских изделий (далее - АИС ММИ).
3.3. Кадровые ресурсы здравоохранения Хабаровского края
Медицинские кадры являются главным ресурсом здравоохранения, обеспечивающим результативность и эффективность деятельности как всей системы здравоохранения, так и отдельных ее структур.
Кадровые ресурсы здравоохранения Хабаровского края составили в 2004 году около 6,4 процента от населения, занятого в народном хозяйстве.
Численность медицинских работников в Хабаровском крае
Показатель | 2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год |
2004 год |
Абсолютная численность медицинских работников Хабаровского края |
24511 | 24356 | 24063 | 23634 | 23176 |
из них в учреждениях, подчиненных министерству здравоохранения Хабаровского края |
18982 | 18833 | 18928 | 18467 | 18435 |
Врачей всех специальностей | 8343 | 8314 | 8147 | 8067 | 7904 |
из них в учреждениях, подчиненных министерству здравоохранения Хабаровского края |
6311 | 6282 | 6218 | 6139 | 6111 |
Средних медицинских работников |
16168 | 16042 | 15916 | 15567 | 15272 |
из них в учреждениях, подчиненных министерству здравоохранения Хабаровского края |
12671 | 12551 | 12710 | 12328 | 12324 |
В 2004 году в Хабаровском крае абсолютная численность медицинских работников составляет 23176 человек, из них врачей всех специальностей - 7904 человека, средних медицинских работников - 15272 человека.
За период с 2000 по 2004 год абсолютная численность медицинских работников в крае уменьшилась на 5,5 процента, в том числе в учреждениях подчинения министерству здравоохранения Хабаровского края - на 2,9 процента, врачей всех специальностей и средних медицинских работников - на 5,3 процента.
Обеспеченность врачами на 10 тыс. населения составляет - 55,4 (РФ - 41,9); средними медицинскими работниками - 104,2 (РФ - 95,5). Соотношение врачей и среднего медицинского персонала в целом в Хабаровском крае составляет 1:1,9.
Наиболее низкая обеспеченность врачебными кадрами (менее 20 на 10 тыс. населения) отмечается в Хабаровском, Комсомольском, имени Лазо, Солнечном, Бикинском муниципальных районах.
Наиболее низкая обеспеченность средними медицинскими кадрами (менее 90 на 10 тыс. населения) отмечается в г. Хабаровске, Советско-Гаванском, Ванинском, Вяземском, Хабаровском, Комсомольском, имени Лазо, Бикинском муниципальных районах.
Укомплектованность врачебными должностями в Хабаровском крае составляет без учета совместительства - 62,8 процента, с учетом совместительства - 97,5 процента; средним медицинским персоналом соответственно без учета совместительства - 67,1 процента, с учетом совместительства - 99,6 процента.
Укомплектованность врачами на протяжении нескольких лет особенно низкая в Аяно-Майском, Тугуро-Чумиканском, Бикинском, имени Лазо, имени Полины Осипенко, Николаевском, Комсомольском, Верхнебуреинском муниципальных районах. Укомплектованность средними медицинскими кадрами наиболее низкая в Охотском, Аяно-Майском, Бикинском, Советско-Гаванском, Ванинском, Хабаровском муниципальных районах.
Таким образом, анализ представленных данных свидетельствует о том, что в здравоохранении края за последние годы сложился отрицательный баланс обеспечения лечебно-профилактических учреждений специалистами, особенно в северных и отдаленных территориях края. Причинами тому являются низкий уровень социальной защиты медицинских работников, медленные темпы реформирования первичной медико-санитарной помощи, отсутствие стратегического планирования в вопросах воспроизводства кадрового потенциала отрасли, недостаточное внимание руководителей органов управления и учреждений здравоохранения к вопросам повышения эффективности использования трудовых ресурсов.
Несмотря на проводимые в здравоохранении мероприятия в области подготовки и переподготовки кадров, остаются многие проблемы в области управления кадровыми ресурсами. К ним следует отнести:
1) несоответствие численности и структуры кадров задачам и направлениям реформирования отрасли;
2) наличие диспропорции в структуре медицинского персонала между:
- врачами общего профиля и узкими специалистами, врачами и средним медперсоналом;
- различными территориями, городской и сельской местностью;
- учреждениями, оказывающими специализированную и первичную медико-санитарную помощь;
3) несоответствие подготовки специалистов потребностям практического здравоохранения и задачам структурной перестройки отрасли;
4) недостаточная социальная защищенность медицинских работников.
Основные концептуальные задачи по реализации кадровой политики в здравоохранении края состоят в следующем:
1) обеспечение дальнейшего развития комплексной системы планирования кадровых ресурсов с учетом структуры потребности отрасли, их рационального размещения и эффективного использования. Планирование численности и структуры кадров здравоохранения Хабаровского края должно строиться в соответствии с системой стратегического планирования развития здравоохранения края, Территориальной программой государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи с учетом складывающейся демографической ситуации в регионе, показателей здоровья населения, на основе прогноза потребности жителей края в видах и объемах медицинской помощи, ресурсной базы и задачами структурной перестройки отрасли;
2) повышение профессионального уровня работников здравоохранения на основе дальнейшего развития системы непрерывного образования, совершенствования системы государственных образовательных стандартов подготовки специалистов;
3) повышение уровня жизни работников здравоохранения, приведение системы оплаты труда в зависимость от достигнутых результатов труда;
4) обеспечение правовой и социальной защиты работника отрасли, развитие государственного и социального страхования, повышение эффективности мероприятий по охране труда.
4. Комплексный подход к охране здоровья населения Хабаровского края
В Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан под охраной здоровья населения понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Здоровье населения и в первую очередь "здоровье здоровых" является объектом управления со стороны органов управления административно-территориальных образований, организаций и учреждений, связанных со здравоохранной и производственной деятельностью.
Следовательно, решение вопросов охраны здоровья населения возможно только на основе социального партнерства всех заинтересованных сторон.
В этой связи основными резервами сохранения и воспроизводства здоровья населения являются:
1) разработка государственной политики на всех уровнях управления административно-территориальных образований, координация деятельности ведомств, организаций и учреждений различных форм собственности по реализации приоритетных стратегических направлений в области охраны здоровья;
2) экономическая заинтересованность работодателя любой формы собственности в охране здоровья работников;
3) повышение качества жизни, санитарно-гигиеническое просвещение, воспитание здорового образа жизни у населения;
4) повышение эффективности деятельности учреждений здравоохранения, оказывающих медицинские услуги населению;
Для реализации поставленных задач в крае предлагается стратегия охраны здоровья населения, которая должна реализовываться в несколько этапов:
1) формирование межведомственного подхода в области охраны здоровья населения как на региональном уровне, так и на муниципальном уровне как основы государственной политики;
2) разработка программы по сохранению и воспроизводству здоровья населения региона, включающей все субъекты управления здравоохранной деятельностью территории;
3) совершенствование деятельности органов и учреждений здравоохранения;
4) организация системы мониторинга сопровождения данной программы и оценка ее эффективности.
Основными направлениями стратегии охраны здоровья населения края являются:
1) выбор приоритетных направлений развития системы охраны здоровья населения;
2) разработка комплексной межведомственной программы по охране здоровья населения. Мониторинг мероприятий межведомственной программы по охране здоровья населения;
3) создание основополагающих правовых, организационных, технологических и методических механизмов по совершенствованию мероприятий по охране здоровья населения;
4) структурные преобразования в здравоохранении, направленные на расширение амбулаторно-поликлинической помощи, развитие стационарзамещающих технологий;
5) повышение качества оказания медицинской помощи населению в части обеспечения ее доступности, адресности, эффективности.
Для органов управления административно-территориальных образований, страховых компаний, Госсанэпиднадзора, органов управления в правоохранительной сфере, органов управления в области охраны окружающей среды стратегия здравоохранной деятельности должна формироваться преимущественно в области профилактики заболеваний - "охрана здоровья здоровых".
В компетенции указанных субъектов находится контроль за такими факторами, как качество питания и питьевой воды, чистота воздуха, обеспечение благоустроенным жильем, возможность заниматься спортом, занятость населения, своевременное получение заработной платы и прочие факторы, составляющие понятие "качество жизни".
В этой части необходим консолидированный комплексный межведомственный подход по охране здоровья населения и повышению качества жизни в области профилактики заболеваний. Решение части проблем берет на себя государство, например, страхование здоровья, пропаганду здорового образа жизни, профилактику курения, избыточного веса, здоровое питание и водопотребление, экологическую безопасность, вакцинопрофилактику, борьбу с наркоманией, алкоголизмом, преступностью и пр.
Для координации этой деятельности необходимо создание межведомственной комиссии (координационный совет) по охране здоровья граждан и здравоохранению на всех уровнях управления. Задачи комиссии (совета) - это выбор приоритетов, разработка стратегии и программ по охране здоровья населения, их правовое, ресурсное, технологическое и информационное обеспечение, а также анализ и контроль за исполнением принятых решений.
Таким образом, охрана здоровья населения является сложной комплексной проблемой, реализация которой возможна только путем формирования межведомственного подхода с разработкой программы по сохранению и воспроизводству здоровья населения края, включающей все субъекты управления здравоохранной деятельностью территории.
Организационные мероприятия
по реализации Основных направлений развития здравоохранения Хабаровского края на 2006 - 2008 годы
N п/п | Планируемые мероприятия | Ответственные исполнители |
Срок исполнения |
Источники финансирования |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Подготовительные мероприятия до 1 января 2006 г. |
|||
1.1. | Подготовить проекты: | |||
- законов Хабаровского края: "Об осуществлении контроля за стандартами качества оказания медицинской помощи"; |
министерство здравоохранения края |
2005 год | в рамках текущего финансирования |
|
"О порядке обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей и детей возрасте до трех лет"; |
||||
"Об осуществлении частной медицинской практики на территории Хабаровского края"; |
||||
"О краевой целевой программе "Здоровый ребенок" на 2006 - 2010 годы"; |
||||
"О внесении изменений в Закон Хабаровского края "О краевой целевой программе "Профилактика и лечение артериальной гипертонии и улучшение оказания помощи больным сердечно-со- судистыми заболеваниями в Хабаровском крае на 2002 - 2008 годы"; |
||||
- постановлений Губернатора Хабаровского края: "Об оплате труда работников учреждений здравоохранения края"; |
министерство здравоохранения края |
2005 год |
в рамках текущего финансирования |
|
"Об обязательном страховании и единовременных выплатах медицинским и фармацевтическим работникам краевых учреждений здравоохранения, работающим во вредных условиях"; |
министерство здравоохранения края |
2005 год | в рамках текущего финансирования |
|
"Об оказании платных услуг в учреждениях здравоохранения Хабаровского края"; |
министерство здравоохранения края |
2005 год | в рамках текущего финансирования |
|
"О выплате государственных единовременных пособий и денежных компенсаций при возникновении поствакцинальных осложнений" |
министерство здравоохранения края, министерство социальной защиты населения края |
2005 год | в рамках текущего финансирования |
|
1.2. | Разработать нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи (стационарной, амбулаторно-поликлинической и скорой медицинской помощи) для краевых учреждений здравоохранения и муниципальных образований |
министерство здравоохранения края |
2005 год | в рамках текущего финансирования |
1.3. | Разработать на 2006 год программу государственных гарантий оказания населению Хабаровского края бесплатной медицинской помощи на основе постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2004 г. N 690 в соответствии с нормативами объемов медицинской помощи и нормативами финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи |
министерство здравоохранения края, Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования |
2005 год | в рамках текущего финансирования |
1.4. | Разработать на 2006 и последующие годы на основе постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2004 г. N 690 в соответствии с нормативами объемов медицинской помощи и нормативами финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи (стационарной, амбулаторно-поликлинической и скорой медицинской помощи) модельные документы для городских округов и муниципальных районов края по планированию программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи |
министерство здравоохранения края, Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования |
2005 год | в рамках текущего финансирования |
1.5. | Разработать межведомственную программу по охране здоровья населения Хабаровского края |
министерство здравоохранения края |
2005 год | в рамках текущего финансирования |
1.6. | Разработать концепцию и программу реализации перспективной модели системы здравоохранения Хабаровского края, ориентированной на достижение прогнозируемого медицинского и социально-экономического результата |
министерство здравоохранения края, Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования |
2005 год | в рамках текущего финансирования |
1.7. | Разработать следующее методическое обеспечение: - методика стратегического планирования деятельности здравоохранения на основе минимальных социальных стандартов на услуги здравоохранения; |
министерство здравоохранения края, Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования |
2005 год | в рамках текущего финансирования |
- методика оценки эффективности деятельности учреждений здравоохранения края на основе интегральных показателей; |
||||
- методика расчета норматива финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи; |
||||
- методика квотирования медицинской помощи в специализированных краевых государственных учреждениях здравоохранения для жителей городских округов и муниципальных районов края; |
||||
- методика квотирования медицинской помощи в специализированных федеральных учреждениях здравоохранения для жителей Хабаровского края; |
||||
- методика установления краевых минимальных социальных стандартов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам на организацию оказания специализированной медицинской помощи |
||||
2. | Совершенствование системы управления здравоохранением края |
|||
2.1. | Обеспечить сбалансированность Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Хабаровского края бесплатной медицинской помощи между объемами оказания медицинской помощи населению и их финансовым обеспечением на основе действующей нормативной правовой базы Российской Федерации и Хабаровского края |
министерство здравоохранения края |
2006 - 2008 гг. |
в рамках текущего финансирования |
2.2. | Внедрить механизм управления системой здравоохранения края на основе разработанной перспективной модели системы здравоохранения Хабаровского края, ориентированной на достижение прогнозируемого медицинского и социально-экономического эффекта |
министерство здравоохранения края, городские округа и муниципальные районы края, Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования |
2006 - 2008 гг. |
в рамках текущего финансирования |
2.3. | Сформировать интегрированные многоуровневые структурно-функциональные модели здравоохранения муниципальных образований края с учетом уровня организации оказания медицинской помощи, медико-демографических процессов и ресурсного обеспечения |
министерство здравоохранения края, городские округа и муниципальные районы края, Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования |
2006 - 2008 гг. |
в рамках текущего финансирования |
2.4. | Разработать и реализовать в крае программу "Кадры здравоохранения" |
министерство здравоохранения края, городские округа и муниципальные районы края |
2006 - 2008 гг. |
в рамках текущего финансирования |
2.5. | Разработать мероприятия по преобразованию части медицинских учреждений в альтернативные организационно-правовые формы государственных (муниципальных) автономных учреждений и автономных некоммерческих организаций |
министерство здравоохранения края, Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования |
2006 год | в рамках текущего финансирования |
2.6. | Разработать мероприятия по развитию общественных форм управления здравоохранением, в том числе учреждениями здравоохранения края: попечительские совета#, профессиональные ассоциации, профсоюзные организации |
министерство здравоохранения края, Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования |
2006 - 2008 гг. |
в рамках текущего финансирования |
3. | Нормативно-правовое обеспечение системы здравоохранения края |
|||
3.1. | Подготовить и внести следующие проекты законов Хабаровского края: "Об охране здоровья населения Хаба- ровского края на 2006 - 2010 годы"; |
министерство здравоохранения края |
2006 год | в рамках текущего финансирования |
"О минимальном размере страхового взноса на обязательное медицинское страхование за работающее население" |
||||
3.2. | Подготовить и внести проекты постановлений Губернатора Хабаровского края: |
министерство здравоохранения края |
в рамках текущего финансирования |
|
"О кадровом обеспечении здравоохранения Хабаровского края"; |
2006 год 2008 год |
|||
"О программе управления системой здравоохранения Хабаровского края" |
||||
4. | Методическое обеспечение | |||
4.1. | Методика оценки состояния и эффективности использования основных производственных фондов учреждений здравоохранения |
министерство здравоохранения края |
2006 год | в рамках текущего финансирования |
4.2. | Методика экономического анализа для оценки эффективности использования ресурсов здравоохранения |
министерство здравоохранения края |
2006 год | в рамках текущего финансирования |
4.3. | Методика рейтинговой оценки эффективности деятельности лечебно-профилактических учреждений |
министерство здравоохранения края |
2006 год | в рамках текущего финансирования |
4.4. | Методика расчета тарифов на платные медицинские услуги в учреждениях здравоохранения |
министерство здравоохранения края |
2006 год | в рамках текущего финансирования |
5. | Совершенствование организации медицинской помощи населению края |
|||
5.1. | Обеспечить приоритетное развитие первичной медико-санитарной помощи на базе муниципального здравоохранения с перераспределением части объемов помощи из стационарного сектора на амбулаторный этап с развитием стационарзамещающих технологий, в том числе дневных стационаров, консультативно-диагностических служб, отделений амбулаторной хирургии, стационаров на дому |
министерство здравоохранения края, городские округа и муниципальные районы края, Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования |
2006 - 2008 гг. |
в рамках текущего финансирования |
5.2. | Разработать программу развития института врача общей практики |
министерство здравоохранения края, городские округа и муниципальные районы края |
2006 - 2008 гг. |
в рамках текущего финансирования |
5.3. | Обеспечить дальнейшее развитие высокотехнологичных методов медицинской помощи: кардиохирургия, эндопротезирование суставов, трансплантология, нейрохирургия |
министерство здравоохранения края |
2006 - 2008 гг. |
в рамках текущего финансирования |
5.4. | Обеспечить внедрение федеральных клинических протоколов (стандартов) в учреждения здравоохранения края и осуществить контроль за их исполнением |
министерство здравоохранения края, городские округа и муниципальные районы края, Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования |
2006 - 2008 гг. |
в рамках текущего финансирования |
5.5. | Осуществлять контроль качества оказания медицинской помощи населению края в краевых специализированных и муниципальных учреждениях здравоохранения, обеспечить ее законность, доступность, безопасность и эффективность |
министерство здравоохранения края, городские округа и муниципальные районы края, Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования |
2006 - 2008 гг. |
в рамках текущего финансирования |
5.6. | Разработать систему интегральных показателей, характеризующих эффективность (медицинская, экономическая, социальная) работы системы здравоохранения края и учреждений здравоохранения в зависимости от уровня и видов медицинской деятельности |
министерство здравоохранения края, городские округа и муниципальные районы края, Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования |
2006 год | в рамках текущего финансирования |
6. | Совершенствование организации лекарственного обеспечения населения края |
|||
6.1. | Разработать концепцию системы лекарственного обеспечения населения Хабаровского края |
министерство здравоохранения края, Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования |
2006 - 2007 гг. |
в рамках текущего финансирования |
6.2. | Совершенствовать систему организации и проведения конкурсных централизованных закупок лекарственных средств для обеспечения учреждений здравоохранения края и льготных категорий граждан, а также формирования заявок на централизованные поставки на основе фармакоэкономических исследований |
министерство здравоохранения края, Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования |
2006 - 2008 гг. |
в рамках текущего финансирования |
6.3. | Разработать и внедрить централизованный автоматизированный (персонифицированный) учет льготного отпуска лекарственных средств с использованием информационных технологий на амбулаторно-поликлиническом этапе оказания медицинской помощи населению |
министерство здравоохранения края, городские округа и муниципальные районы края, Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования |
2006 - 2008 гг. |
в рамках текущего финансирования |
7. | Взаимодействие с федеральными учреждениями здравоохранения и ведомствами |
|||
7.1. | Обеспечить взаимодействие с федеральными и ведомственными учреждениями здравоохранения, оказывающими высокотехнологические виды медицинской помощи с учетом потребности населения Хабаровского края в указанных видах медицинской помощи |
министерство здравоохранения края |
2006 - 2008 гг. |
в рамках текущего финансирования |
7.2. | Планировать высокотехнологические виды медицинской помощи на основе квотирования объемов специализированной медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения и ведомствах |
министерство здравоохранения края |
2006 - 2008 гг. |
в рамках текущего финансирования |
7.3. | Разработать механизм привлечения федеральных инвестиций в краевые специализированные учреждения здравоохранения на основе научно-практической интеграции с федеральными учреждениями здравоохранения и выделенных федеральных квот для жителей Хабаровского края |
министерство здравоохранения края |
2006 год | в рамках текущего финансирования |
8. | Взаимодействие с органами управления здравоохранением городских округов и муниципальных районов края |
|||
8.1. | Разработать и реализовать программы развития стационарной, амбулаторно-поликлинической и скорой медицинской помощи, отдавая при этом приоритет развития службе охраны материнства и детства, а также службе планирования семьи и безопасного материнства |
министерство здравоохранения края, городские округа и муниципальные районы края, Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования |
2006 - 2008 гг. |
в рамках текущего финансирования * |
8.2. | Осуществлять планирование видов и объемов оказания медицинской помощи населению городских округов и муниципальных районов края в рамках программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи на основе нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи |
министерство здравоохранения края, городские округа и муниципальные районы края, Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования |
2006 - 2008 гг. |
в рамках текущего финансирования |
8.3. | Планировать высокотехнологические виды медицинской помощи на основе квотирования объемов специализированной медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения |
министерство здравоохранения края, городские округа и муниципальные районы края |
2006 - 2008 гг. |
в рамках текущего финансирования |
9. | Научное обеспечение развития здравоохранения края |
|||
9.1. | Разработать научные основы здорового образа жизни при формировании стратегии сохранения и укрепления здоровья населения Хабаровского края |
министерство здравоохранения края |
2006 - 2007 гг. |
в рамках текущего финансирования |
9.2. | Разработать научные основы борьбы с наиболее распространенными инфекционными и неинфекционными заболеваниями населения Хабаровского края |
министерство здравоохранения края |
2006 - 2008 гг. |
в рамках текущего финансирования |
9.3. | Продолжить разработку и внедрение новых методов профилактики, диагностики и лечения важнейших инфекционных и неинфекционных заболеваний на территории Хабаровского края |
министерство здравоохранения края |
2006 - 2008 гг. |
в рамках текущего финансирования |
9.4. | Разработать и реализовать мероприятия по расширению научно-практического взаимодействия с федеральными учреждениями здравоохранения по оказанию высокотехнологических видов медицинской помощи населению в краевых учреждениях здравоохранения: кардиохирургия, нейрохирургия, трансплантология |
министерство здравоохранения края |
2006 - 2008 гг. |
в рамках текущего финансирования |
10. | Развитие материально-технической базы здравоохранения края |
|||
10.1. | Разработать мероприятия и механизмы по привлечению дополнительных источников финансирования здравоохранения края за счет внебюджетных фондов, ведомств, взаиморасчетов между территориальными фондами ОМС за оказанные медицинские услуги населению, развития рынка платных услуг и добровольного медицинского страхования |
министерство здравоохранения края |
2006 - 2008 гг. |
в рамках текущего финансирования |
10.2. | Разработать механизм сочетания обязательного и добровольного медицинского страхования, предусматривающий зачет подушевого норматива по ОМС при приобретении гражданами и организациями полиса добровольного медицинского страхования |
министерство здравоохранения края, Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования |
2006 год | в рамках текущего финансирования |
10.3. | Внедрить табель оснащения учреждений здравоохранения медицинским оборудованием в зависимости от уровня, этапов и видов медицинской помощи |
министерство здравоохранения края, городские округа и муниципальные районы края |
2006 год | в рамках текущего финансирования |
10.4. | Мониторинг состояния и эффективности использования основных производственных фондов учреждений здравоохранения, в том числе их активной части. Внедрение в деятельность краевых учреждений здравоохранения и органов управления здравоохранением городов и районов края автоматизированной информационной системы по мониторингу состояния и эффективности использования медицинского оборудования |
министерство здравоохранения края, городские округа и муниципальные районы края |
2006 - 2008 гг. |
в рамках текущего финансирования |
10.5. | Разработать программу обновления медицинского оборудования в учреждениях здравоохранения края, предусмотрев периодичность его обновления в пределах 8 - 10 лет |
министерство здравоохранения края |
2006 год | в рамках текущего финансирования |
11. | Информационное обеспечение системы здравоохранения края |
|||
11.1. | Развитие информационных технологий в системе здравоохранения края с ее интеграцией в общее информационное пространство органов управления Хабаровского края |
министерство здравоохранения края |
2006 - 2008 гг. |
в рамках текущего финансирования |
11.2. | Разработать и реализовать мероприятия по информатизации здравоохранения края на основе Концепции модели системы здравоохранения Хабаровского края |
министерство здравоохранения края, Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования |
2006 - 2008 гг. |
в рамках текущего финансирования |
12. | Капитальное строительство и ремонт объектов здравоохранения края |
|||
12.1 | Осуществлять капитальное строительство и капитальный ремонт объектов здравоохранения края, в том числе городских округов и муниципальных районов края, согласно перечням объектов, утвержденным Губернатором края |
министерство строительства края |
2006 - 2008 гг. |
в рамках текущего финансирования |
12.2 | Проводить работу по активному вовлечению федеральных инвестиций в строительство и ремонт объектов здравоохранения края |
министерство строительства края, министерство здравоохранения края |
2006 - 2008 гг. |
в рамках текущего финансирования |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.