Постановление Правительства Хабаровского края
от 21 апреля 2005 г. N 35-пр
"О ходе реализации Закона Хабаровского края от 30 октября 2002 г. N 63 "О краевой целевой программе "Целевая подготовка специалистов и закрепление их в сельских и отдаленных районах Хабаровского края на 2003 - 2007 годы"
(с изменениями от 7 июля 2005 г.)
Постановлением Правительства Хабаровского края от 7 июля 2005 г. N 79-пр в констатирующую часть настоящего постановления внесены изменения
Обеспечение квалифицированными кадрами отраслей социальной сферы и сельского хозяйства является одним из основных направлений кадровой политики Правительства Хабаровского края. Закон Хабаровского края от 30 октября 2002 г. N 63 "О краевой целевой программе "Целевая подготовка специалистов и закрепление их в сельских и отдаленных районах Хабаровского края на 2003 - 2007 годы" (далее также - Закон и Программа соответственно) позволил комплексно решать вопросы подготовки и обеспечения квалифицированными специалистами учреждений социальной сферы. Расширился круг отраслей, для которых осуществляется целевая подготовка специалистов, в их число, помимо образования и здравоохранения, включены такие отрасли, как культура, социальная защита населения, сельское хозяйство. Впервые в краевом бюджете предусмотрены финансовые средства на допрофессиональную подготовку, социальную поддержку студентов и предоставление жилья молодым специалистам. Введение целевой подготовки на уровне Закона не имеет аналогов в Российской Федерации и позволяет скоординировать усилия органов исполнительной власти различного уровня для решения кадровой проблемы в Хабаровском крае.
Анализ работы отраслевых министерств края, высших и средних специальных учебных заведений, администраций муниципальных районов края показал, что в течение 2003 - 2004 годов выполнены основные мероприятия по допрофессиональной, профессиональной подготовке и закреплению специалистов.
В рамках допрофессиональной подготовки для абитуриентов, поступающих по целевому приему, во всех учебных заведениях проведены краткосрочные подготовительные курсы, оплачен проезд для сдачи вступительных экзаменов, организована работа летней педагогической школы.
В целях повышения конкурентоспособности абитуриентов из числа коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края в Дальневосточном государственном медицинском университете и Николаевском-на-Амуре педагогическом училище коренных малочисленных народов Севера организована работа подготовительных отделений, учащиеся которых находятся на частичном государственном обеспечении.
За годы реализации Закона в высшие и средние специальные учебные заведения Хабаровского края в рамках целевой подготовки зачислено 1788 студентов, с которыми заключены трехсторонние договоры (заказчик - студент - учебное заведение), отражающие права и обязанности каждой стороны.
В соответствии с разделом 2 "Профессиональная подготовка" части 10 Программы из средств краевого бюджета производится оплата обучения в краевых средних специальных учебных заведениях, получения смежной специальности в педагогических учебных заведениях, проезда к месту практики. Студентам из малоимущих семей назначается дополнительная стипендия и оплачивается проживание в общежитии.
За период действия Закона в систему образования, здравоохранения, культуры и сельского хозяйства районов края прибыло 1003 молодых специалиста. В целях закрепления кадров оказана финансовая поддержка муниципальным районам края для обеспечения жильем молодых специалистов. Из средств краевого бюджета было израсходовано 6,1 млн. рублей, что позволило приобрести 42 квартиры и отремонтировать 78 квартир и комнат.
В целом расходы краевого бюджета на реализацию мероприятий Программы за 2003 - 2004 годы составили 21,4 млн. рублей, или 99,9 процента от запланированной суммы.
Экономия средств произошла в результате введения в крае единого государственного экзамена, что исключило необходимость использования выделенных средств на проведение вступительных экзаменов в сельских и отдаленных районах, а также за счет уменьшения выплаты стипендий и оплаты за проживание в общежитии вследствие сокращения числа студентов-целевиков из малоимущих семей.
Вместе с тем анализ деятельности по выполнению Закона показал, что в работе министерства образования края, министерства здравоохранения края, министерства культуры края, министерства социальной защиты населения края, министерства сельского хозяйства края, администраций муниципальных районов края, учебных заведений имеется ряд недостатков.
Недостаточно осуществляется информационное сопровождение Закона, практически не используются возможности районных средств массовой информации, структур Федеральной государственной службы занятости населения по Хабаровскому краю в профориентационной работе среди различных категорий молодежи, не внедряются новые формы и методы этой деятельности.
Система в работе по допрофессиональной подготовке и профессиональному отбору кандидатов на целевой прием сложилась только в отрасли "Образование".
В большинстве муниципальных районов края сохраняется формальный подход к отбору кандидатов на целевой прием по отраслям "Здравоохранение", "Культура", "Социальная защита населения", "Сельское хозяйство", что негативно влияет на качество подготовки будущих специалистов. В связи с низким уровнем разъяснительной работы администраций муниципальных районов края о правах и обязанностях студента-целевика имеют место случаи несоблюдения условий трехсторонних договоров. До 20 процентов от числа кандидатов на целевой прием отказываются от поступления в учебные заведения, не выдерживают вступительных испытаний или не проходят по конкурсу. Практически отсутствует конкурс среди абитуриентов-целевиков в средних медицинских учебных заведениях края, Хабаровском государственном краевом колледже искусств, по отдельным специальностям в педагогических учебных заведениях среднего профессионального образования. По отрасли "Сельское хозяйство" из 44 кандидатов Вяземского, Амурского, Комсомольского, Хабаровского, Бикинского, имени Лазо муниципальных районов 18 человек не выдержали вступительных испытаний.
На недостаточном уровне осуществляется взаимодействие между администрациями муниципальных районов и учебными заведениями в период обучения студентов: отсутствует оперативный обмен информацией об успеваемости студентов-целевиков, их отчислении из учебного заведения, а также контроль за прохождением практики по месту будущей работы. Имеют место случаи перевода студентов-целевиков на другую специальность без согласования с заказчиками.
Руководители учреждений профессионального образования не принимают мер для оказания адресной поддержки выпускникам сельских школ в целях психологической адаптации к условиям обучения и проживания, что является одной из причин отсева этих студентов.
Отсутствует заинтересованное участие администраций муниципальных районов края в процедуре зачисления студентов, организации прохождения практики по месту будущей работы, процессе трудоустройства выпускников.
Незначительное участие администраций муниципальных районов края в софинансировании мероприятий, направленных на социальную поддержку студентов-целевиков и обеспечение жильем молодых специалистов, снижает эффективность закрепления кадров. Анализ договоров на целевую подготовку показывает, что администрации Ванинского, Советско-Гаванского, Ульчского, Тугуро-Чумиканского, имени Лазо муниципальных районов не гарантируют студентам и выпускникам, обучавшимся по целевой подготовке, предоставление социальной поддержки, обеспечение жильем.
В муниципальных районах края отсутствует координация деятельности отраслей социальной сферы по реализации мероприятий Закона, не принимают участия в исполнении Закона главы сельских поселений.
В целях совершенствования работы по реализации Закона Хабаровского края от 30 октября 2002 г. N 63 "О краевой целевой программе "Целевая подготовка специалистов и закрепление их в сельских и отдаленных районах Хабаровского края на 2003 - 2007 годы" Правительство края постановляет:
1. Утвердить прилагаемый План краевых мероприятий по реализации Закона Хабаровского края от 30 октября 2002 г. N 63 "О краевой целевой программе "Целевая подготовка специалистов и закрепление их в сельских и отдаленных районах Хабаровского края на 2003 - 2007 годы".
2. Определить уполномоченным органом по реализации мероприятий краевой целевой программы "Целевая подготовка специалистов и закрепление их в сельских и отдаленных районах Хабаровского края на 2003 - 2007 годы" министерство образования края.
3. Министерству образования края (Обухова Л.Ф.), министерству здравоохранения края (Халилов Н.Д.), министерству культуры края (Журомский В.В.), министерству социальной защиты населения края (Щипанов Л.В.), министерству сельского хозяйства края (Кологоров Н.В.), администрациям муниципальных районов края:
3.1. Продолжить работу по совершенствованию механизма реализации Закона, эффективности использования выделяемых финансовых средств.
3.2. Обеспечить безусловное выполнение контрольных заданий Программы по отраслям.
3.3. Разработать в срок до 1 октября 2005 г. отраслевые требования для организации работы по профессиональной ориентации и профессиональному отбору кандидатов на целевой прием для муниципальных районов края.
3.4. Совместно с администрациями муниципальных районов края каждое полугодие осуществлять мониторинг реализации мероприятий Программы по направлениям Закона.
3.5. В срок до 1 июля 2006 г. внести предложения для включения в проект краевой целевой программы "Целевая подготовка специалистов и закрепление их в сельских и отдаленных районах Хабаровского края на 2008 - 2012 годы".
3.6. Обеспечить контроль за своевременной выплатой компенсаций и предоставлением льгот молодым специалистам, прибывшим в районы.
4. Рекомендовать главам муниципальных районов края:
4.1. На основе социально-экономического развития территорий Хабаровского края, прогноза потребности районов в специалистах разработать до 1 января 2006 г. долгосрочную программу обеспечения кадрами учреждений социальной сферы и предприятий сельского хозяйства районов края, предусматривающую выделение финансовых средств на мероприятия по закреплению молодых специалистов.
4.2. Ежегодно рассматривать вопрос о ходе реализации Закона на коллегиях при главах муниципальных районов края.
4.3. Обеспечить качественный подбор кандидатов для целевого приема в профессиональные учебные заведения на основе профориентационных мероприятий среди выпускников общеобразовательных школ района, проведения индивидуальной работы по заключению договоров, разъяснения их прав и обязанностей.
4.4. Обеспечить прохождение практики студентов-целевиков в учреждениях социальной сферы района, участие представителей администрации района в процедуре зачисления студентов и трудоустройства выпускников.
5. Рекомендовать ректорам высших и директорам средних специальных учебных заведений края:
5.1. Представлять информацию в администрации муниципальных районов края об итогах успеваемости студентов-целевиков по результатам экзаменационных сессий, а также в случае отчисления студента из учебного заведения или отказа выпускника от выполнения обязательств по трудоустройству.
5.2. Осуществлять контроль за прибытием выпускников, обучавшихся в рамках целевой подготовки, к месту работы.
6. Комитету по молодежной политике Правительства края (Базилевский А.А.) организовать работу по созданию в муниципальных районах края советов молодых специалистов, общественных молодежных объединений по направлениям профессиональной деятельности.
7. Комитету по печати, полиграфической промышленности и телерадиовещанию Правительства края (Левков С.А.) обеспечить информирование населения края о содержании Закона и его реализации через средства массовой информации.
8. Комитету по физической культуре и спорту Правительства края (Сачук С.И.) в срок до 1 июня 2006 г. внести предложения по включению отрасли "Физическая культура" в проект краевой целевой программы "Целевая подготовка специалистов и закрепление их в сельских и отдаленных районах Хабаровского края на 2008 - 2012 годы".
9. Создать краевой межведомственный координационный совет по вопросам целевой подготовки специалистов для отраслей социальной сферы и сельского хозяйства.
10. Утвердить прилагаемое Положение о краевом межведомственном совете по вопросам целевой подготовки специалистов для отраслей социальной сферы и сельского хозяйства.
11. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства края по социальным вопросам Чиханацкого С.А.
12. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор, |
В.И. Ишаев |
Положение
о краевом межведомственном координационном совете по вопросам целевой подготовки специалистов для отраслей социальной сферы и сельского хозяйства
(утв. постановлением Правительства Хабаровского края от 21 апреля 2005 г. N 35-пр)
1. Общие положения
Краевой межведомственный координационный совет по вопросам целевой подготовки специалистов для отраслей социальной сферы и сельского хозяйства (далее - Координационный совет) является постоянно работающим координационным органом, обеспечивающим согласованные действия органов исполнительной власти Хабаровского края, местного самоуправления муниципальных образований края, образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, иных заинтересованных структур в реализации Закона Хабаровского края от 30 октября 2002 г. N 63 "О краевой целевой программе "Целевая подготовка специалистов и закрепление их в сельских и отдаленных районах Хабаровского края на 2003 - 2007 годы" и других нормативно-правовых актов по целевой подготовке специалистов для экономики края.
Координационный совет является совещательным органом при Правительстве Хабаровского края.
В своей деятельности Координационный совет руководствуется Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством Российской Федерации и Хабаровского края, а также настоящим Положением.
Положение о Координационном совете утверждается Правительством Xабаровского края.
Деятельность Координационного совета осуществляется на основе планов работы, утверждаемых на его заседаниях, а также предложений членов Координационного совета и указаний Губернатора и Правительства Хабаровского края.
2. Цели и основные направления деятельности
Координация деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Хабаровского края, образовательных учреждений высшего среднего профессионального образования, иных организационных структур, действующих в сфере профессиональной ориентации и профессиональной подготовки осуществляется в целях повышения эффективности проведения комплекса мepoприятий по реализации Закона Хабаровского края от 30 октября 2002 г. N 63 "О краевой целевой программе "Целевая подготовка специалистов и закрепление их в сельских и отдаленных районах Хабаровского края на 2003 - 2007 годы" (далее - Закон Хабаровского края).
Координационный совет:
- контролирует ход выполнения краевых мероприятий по реализации Закона Хабаровского края;
- изучает и рассматривает представленный соответствующими отраслевыми министерствами анализ состояния кадровой обеспеченности социальных отраслей и сельского хозяйства и вырабатывает рекомендации по повышению эффективности данной работы;
- вырабатывает предложения по корректировке мероприятий краевой целевой программы "Целевая подготовка специалистов и закрепление их в сельских и отдаленных районах Хабаровского края на 2003 - 2007 годы";
- вырабатывает рекомендации по обеспечению системного информационного обмена между органами исполнительной власти края, органами местного самоуправления, образовательными учреждениями в вопросах допрофессиональной и целевой подготовки, закрепления кадров в сельских и отдаленных районах Хабаровского края;
- рассматривает предложения и принимает решения по проведению мониторинговых исследований в сфере допрофессиональной и целевой подготовки, закреплению кадров в сельских и отдаленных районах Хабаровского края;
- координирует межотраслевые и межведомственные мероприятия по организации целевой подготовки специалистов для социальной сферы и сельского хозяйства;
- обобщает практику эффективной организации допрофессиональной и профессиональной целевой подготовки и положительного опыта по закреплению молодых специалистов;
- координирует совместные выезды представителей отраслевых министерств в муниципальные районы края для проведения согласованных действий, проверок и оказания помощи на местах органам местного самоуправления по выполнению мероприятий краевой целевой программы "Целевая подготовка специалистов и закрепление их в сельских и отдаленных районах Хабаровского края на 2003 - 2007 годы";
- обсуждает на рабочих заседаниях итоги выполнения мероприятий краевой целевой программы "Целевая подготовка специалистов и закрепление их в сельских и отдаленных районах Хабаровского края на 2003 - 2007 годы";
- рассматривает и вносит рекомендации по совершенствованию механизмов целевой подготовки и закрепления молодых специалистов;
- вырабатывает рекомендации для средств массовой информации по вопросам освещения хода реализации Закона Хабаровского края.
3. Состав Координационного совета и регламент его работы
Координационный совет формируется из представителей отраслевых министерств края и структурных подразделений Правительства Хабаровского края, образовательных учреждений, а также из руководителей и специалистов организаций и учреждений, участвующих в реализации мероприятий краевой целевой программы "Целевая подготовка специалистов и закрепление их в сельских и отдаленных районах Хабаровского края на 2003 - 2007 годы".
Председателем Координационного совета является заместитель Председателя Правительства края по социальным вопросам.
Заседания Координационного совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
Заседания Координационного совета проводит председатель, а в его отсутствие - заместитель председателя - министр образования Хабаровского края.
Организацию работы Координационного совета обеспечивает секретариат под председательством заместителя министра образования края, курирующий вопросы высшего и среднего профессионального образования. Секретариат планирует работу Координационного совета, готовит соответствующие аналитические материалы, проекты решений, контролирует ход их выполнения, оформляет протоколы заседаний.
Решения Координационного совета принимаются большинством голосов от числа присутствующих и оформляются протоколом.
В рамках подготовки рекомендаций и предложений Координационный совет может организовывать временные рабочие и экспертные группы, для участия в работе которых могут привлекаться эксперты, консультанты, организации и учреждения.
Выбор направлений деятельности Координационного совета определяется его участниками, исходя из потребности и конкретных задач по реализации Закона Хабаровского края. Материально-техническое обеспечение деятельности Координационного совета возлагается на его участников.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Хабаровского края от 21 апреля 2005 г. N 35-пр "О ходе реализации Закона Хабаровского края от 30 октября 2002 г. N 63 "О краевой целевой программе "Целевая подготовка специалистов и закрепление их в сельских и отдаленных районах Хабаровского края на 2003 - 2007 годы"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Хабаровского края от 12 мая 2005 г. N 4 (33)
Постановлением Правительства Хабаровского края от 9 октября 2008 г. N 237-пр настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Губернатора Хабаровского края от 7 сентября 2005 г. N 108-пр
Постановление Правительства Хабаровского края от 7 июля 2005 г. N 79-пр