Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Краевая программа
повышения противопожарной защиты учреждений образования на 2006 - 2008 годы "Безопасность образовательного учреждения"
(утв. постановлением Губернатора Хабаровского края от 23 мая 2005 г. N 127)
Паспорт Программы
Наименование - краевая программа повышения противопожарной
Программы защиты учреждений образования на 2006 -
2008 годы "Безопасность образовательного
учреждения"
Основания для - постановление Правительства Хабаровского края
разработки Программы от 1 декабря 2004 г. N 96-пр "О повышении
уровня пожарной безопасности учреждений
системы общего образования";
приказ Министерства образования Российской
Федерации от 12 января 2004 г. N 31 "Об
утверждении и реализации программы
Минобразования России на 2004 - 2007 годы
"Безопасность образовательного учреждения"
Заказчик Программы - Правительство Хабаровского края
Разработчики - министерство образования Хабаровского края,
Программы Управление государственного пожарного надзора
Главного управления МЧС России по Хабаровскому
краю
Цель Программы - обеспечение безопасности обучающихся,
воспитанников и работников образовательных
учреждений во время их учебной и трудовой
деятельности путем повышения противопожарной
защиты зданий и сооружений в образовательных
учреждениях
Задачи Программы - реализация государственной политики и
требований законодательных и иных нормативных
правовых актов в области обеспечения
противопожарной безопасности образовательных
учреждений, направленных на защиту здоровья и
сохранение жизни обучающихся, воспитанников и
работников образовательных учреждений во время
их учебной и трудовой деятельности от
возможных пожаров и других опасностей
Основные исполнители - министерство образования Хабаровского края,
Программы министерство строительства Хабаровского края,
Управление государственного пожарного надзора
Главного управления МЧС России по Хабаровскому
краю, органы местного самоуправления городских
округов и муниципальных районов края
Сроки реализации - 2006 - 2008 годы
Программы
Источники - краевой бюджет.
финансирования В качестве дополнительных источников
Программы финансирования отдельных мероприятий Программы
могут привлекаться средства федерального
и муниципальных бюджетов в рамках заключаемых
соглашений между министерством образования
Хабаровского края, органами местного
самоуправления края и Федеральным агентством
по образованию по реализации Программы
Минобразования России на 2004 - 2007 годы
"Безопасность образовательного учреждения" и
краевой программы повышения противопожарной
защиты учреждений образования на 2006 -
2008 годы "Безопасность образовательного
учреждения"
Ожидаемые конечные - улучшение условий безопасного функционирования
результаты образовательных учреждений за счет проведения
реализации Программы комплекса системных противопожарных
мероприятий;
снижение рисков возникновения пожаров,
аварийных ситуаций, травматизма и гибели
людей, экономия на этой основе государственных
расходов и получение социально-экономического
эффекта
Контроль за ходом - контроль за ходом реализации Программы
реализации осуществляют первый заместитель Председателя
Программы Правительства края по вопросам строительства и
топливно-энергетического комплекса и
заместитель Председателя Правительства края по
социальным вопросам
I. Состояние проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-ориентированными методами
Безопасность образовательного учреждения - это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.
Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащиеся в Федеральном законе от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и, в первую очередь: пожарную безопасность, электрическую безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания.
Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений приоритетными являются пожарная, электрическая и техническая безопасность. Все они являются взаимозависимыми и их обеспечение должно решаться во взаимосвязи.
Проблема построения эффективной системы обеспечения безопасности должна решаться с учетом специфики образовательных учреждений и вероятности возникновения тех или иных угроз путем поддержания безопасного состояния объекта в соответствии с нормативными требованиями, обнаружения возможных угроз, их предотвращения и ликвидации.
Система безопасности составляет совокупность методов и технических средств, реализующих мероприятия, направленные на объект угрозы в целях ее снижения, на объект защиты в целях повышения его безопасности, на среду между объектом угрозы и объектом защиты в целях задержания, замедления продвижения, ослабления последствий реализации угрозы.
Состояние материально-технической базы образовательных учреждений края характеризуется высокой степенью изношенности основных фондов (зданий, сооружений, оборудования, инженерных коммуникаций), недостаточным финансированием мероприятий, направленных на повышение инженерной безопасности образовательных учреждений, нарушением правил их эксплуатации, ослаблением контроля со стороны руководителей и специалистов за поддержанием их в исправном состоянии.
Наиболее проблемными, требующими вмешательства со стороны всех уровней власти, остаются вопросы, связанные с выполнением противопожарных мероприятий, требующих вложения значительных финансовых средств.
Недостаточное финансирование выполнения мероприятий по обеспечению безопасности образовательных учреждений является одной из основных причин увеличения числа пожаров и возгораний на объектах образования.
Характерными недостатками по обеспечению пожарной безопасности на объектах образования являются:
- слабые знания и навыки поведения обучающихся и сотрудников в чрезвычайных ситуациях и в случаях пожаров;
- отсутствие или неисправность систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения людей при пожаре;
- неукомплектованность объектов первичными средствами пожаротушения;
- эксплуатация с нарушениями требований норм электроустановок и устаревших электросетей, которые требуют замены;
- невыполнение работ по противопожарной обработке чердачных перекрытий и сгораемой отделки путей эвакуации;
- отсутствие источников наружного противопожарного водоснабжения или их неисправность.
Многие муниципальные образования городских округов и муниципальных районов края не могут в полной мере профинансировать мероприятия по обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений без государственной финансовой поддержки.
Практическое отсутствие средств на поддержание систем безопасности образовательных учреждений на должном уровне приводит к ежегодным несчастным случаям и пожарам, которые наносят не только материальный ущерб, но и приводят к гибели людей. Так, по данным Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю в системе образования края в 2004 году зарегистрировано 27 пожаров (пострадавших детей и взрослых нет), материальный ущерб составил 1612,6 тыс. рублей.
Всего пожаров и возгораний в системе образования края за два последних года - 46.
В результате проведенного в 2003 году обследования установлено, что 19 зданий образовательных учреждений находятся в предаварийном состоянии и требуют замены путем нового строительства.
В системе образования крайне слабо функционирует# обучение и тренинг персонала учебных заведений, учащихся по безопасности, не организована подготовка и переподготовка специалистов в области пожарной безопасности, обучение руководящих кадров и преподавателей. Этот процесс слабо обеспечен необходимыми научно-методическими разработками и материалами и требует широкого привлечения к этой проблеме ученых и специалистов края в области безопасности жизнедеятельности.
Приоритетность обеспечения безопасности образовательных учреждений очевидна, она является одной из важнейших составляющих государственной политики в области образования и должна подкрепляться надежной финансовой и материально-технической базой. Решать эту проблему необходимо комплексно.
В 2004 году за счет средств краевого бюджета (2,5 млн. рублей) и федерального бюджета (3,1 млн. рублей) поставлено противопожарное оборудование для 25 учреждений с круглосуточным пребыванием детей.
II. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений во время их учебной и трудовой деятельности путем повышения безопасности жизнедеятельности: пожарной, электрической и технической безопасности зданий, сооружений в образовательных учреждениях всех типов и видов на основе использования современных достижений науки и техники в этой области и привлечения отечественной производственной базы.
В рамках настоящей Программы должна быть решена основная задача реализации государственной политики и требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности образовательных учреждений, направленных на защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся, воспитанников и работников во время их учебной и трудовой деятельности от возможных пожаров, аварий и других опасностей, включая решение следующих вопросов:
- оснащение образовательных учреждений всех типов и видов современным противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения, организация их закупок, монтажа и сервисного обслуживания;
- создание базовых учреждений обеспечения безопасности образовательных учреждений для организации и проведения всего комплекса работ по реализации Программы, координации деятельности ее участников и контроля за выполнением намеченных мероприятий;
- ежегодное обследование технического состояния зданий, сооружений и инженерных систем образовательных учреждений, их паспортизация, оценка пожарной, электрической и конструктивной безопасности и разработка рекомендаций по ее повышению до требований существующих норм и правил;
- анализ состояния и разработка предложений по развитию и совершенствованию нормативной, правовой и методической документации по обеспечению безопасности образовательных учреждений;
- неукоснительное выполнение требований, норм и регламентов по обеспечению надежной безопасности для всех вновь проектируемых и реконструируемых образовательных учреждений;
- создание специализированного сегмента единой краевой информационной образовательной сети по проблеме безопасности образовательных учреждений;
- организация обучения и периодической переподготовки кадров, ответственных за безопасность образовательных учреждений;
- разработка и внедрение механизмов организационного, правового, методического и экономического стимулирования исполнителей Программы по обеспечению безопасности образовательных учреждений.
При проведении инженерного обследования образовательных учреждений должны осуществляться:
- оценка рисков возникновения аварийных ситуаций;
- определение зон действия основных поражающих факторов при различных сценариях их развития;
- оценка возможных последствий возникновения аварийной ситуации, включая оценку величины ущерба;
- разработка мероприятий, снижающих риск возникновения аварийных ситуаций;
- пропаганда мероприятий по обеспечению безопасности образовательных учреждений в средствах массовой информации.
III. Сроки реализации Программы
Программа рассчитана на период 2006 - 2008 годов.
IV. Структура Программы
Программа состоит из трех блоков:
I блок - организационное обеспечение Программы,
II блок - материально-техническое обеспечение Программы,
III блок - кадровое обеспечение Программы.
Организационный блок Программы предназначен для организационного обеспечения безопасности образовательных учреждений.
Материально-технический блок Программы включает следующее направление: "Материально-техническое обеспечение безопасности образовательных учреждений, оснащение, монтаж и сервисное обслуживание соответствующего оборудования и инженерных систем обеспечения безопасности", которое связано с практической реализацией задач по обеспечению безопасности образовательных учреждений, включая решение следующих вопросов:
- оснащение современным противопожарным оборудованием и техническими средствами, обеспечивающими безопасность образовательных учреждений; организация их закупок на конкурсной основе, монтажа и сервисного обслуживания;
- организация работ по обследованию технического состояния зданий, сооружений и инженерных систем образовательных учреждений и их паспортизации в целях оценки пожарной и конструктивной безопасности;
- монтаж, наладка и сервисное обслуживание систем обеспечения безопасности; организация и проведение конкурсов на их поставку, монтаж, наладку и сервисное обслуживание;
- проведение комплекса противопожарных мероприятий.
Кадровый блок Программы предназначен для кадрового и научно-методического обеспечения безопасности образовательных учреждений и состоит из следующих направлений:
- кадровое и методическое обеспечение пожарной безопасности образовательного учреждения;
- обучение учащихся правилам поведения при пожаре, проведение противопожарной пропаганды и распространение передовых достижений по защите от пожара образовательных учреждений.
V. Нормативное сопровождение Программы
Распоряжение Министерства образования Российской Федерации от 19 мая 2003 г. N 589-30 "О разработке Государственной программы на 2004 - 2006 гг. "Безопасность образовательного учреждения".
Решение заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 29 августа 2003 г. (протокол N 5).
Решение Координационного совета Минобразования России по обеспечению реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года от 21 октября 2003 г. N 26.
Решение коллегии Минобразования России от 25 ноября 2003 г. N 19.
Соглашение о сотрудничестве по выполнению Программы "Безопасность образовательного учреждения" между Минобразованием России, МЧС России и Госстроем России.
Постановление Правительства Хабаровского края от 1 декабря 2004 г. N 96-пр "О повышении уровня пожарной безопасности учреждений системы общего образования".
Нормативные правовые и информационно-методические документы министерства образования Хабаровского края, министерства строительства Хабаровского края, органов местного самоуправления.
VI. Ресурсное обеспечение Программы
Программа предполагает консолидацию материальных, кадровых, организационных ресурсов и источников финансирования из бюджетов всех уровней.
Федеральный бюджет (Федеральная программа развития образования в России, научно-техническая программа "Федерально-региональная политика в науке и образовании") - лимит по Программе для Хабаровского края утверждается ежегодно Федеральным агентством по образованию в рамках Соглашения о сотрудничестве по выполнению Программы Минобразования России на 2004 - 2007 годы "Безопасность образовательного учреждения" между Федеральным агентством по образованию и Правительством Хабаровского края.
Краевой бюджет (доля софинансирования министерства образования Хабаровского края по выполнению Соглашения о сотрудничестве по выполнению Программы Минобразования России на 2004 - 2007 годы "Безопасность образовательного учреждения", сметные назначения краевым подведомственным министерству образования края учреждениям) - лимит утверждается ежегодно при разработке краевого бюджета в рамках отрасли "Образование".
VII. Механизм реализации Программы
Финансирование проектов при долевом участии внебюджетных средств образовательных учреждений, бюджета Хабаровского края предполагается осуществлять на основе договоров с организациями - победителями конкурсов на поставку противопожарного оборудования, а также на основе проведения иных противопожарных мероприятий.
Механизм реализации Программы, начиная с 2006 года, предполагает поэтапную организацию муниципальных центров (базовых образовательных учреждений) безопасности образовательных учреждений.
Приоритетностью реализации Программы является обеспечение противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения образовательных учреждений, а также:
- проведение обучения и повышения квалификации по пожарной безопасности, промышленной безопасности, охране труда, экологической и электробезопасности;
- организация подготовки, переподготовки и аттестации кадров по пожарной безопасности и охране труда;
- проведение аттестации рабочих и учебных мест по условиям труда и обучения, сертификации на безопасность образовательных учреждений;
- ведение текущего мониторинга состояния безопасности образовательных учреждений;
- изучение, обобщение и распространение передового опыта работы в области безопасности образовательных учреждений;
- организация и проведение смотров-конкурсов по безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях в каждом муниципальном образовании - участнике Программы;
- оказание практической и методической помощи муниципальным органам управления образованием и образовательным учреждениям в работе по безопасности жизнедеятельности;
- создание информационной базы данных нормативных правовых документов по охране труда, учебно-программных и методических материалов по обучению вопросам охраны труда, экологической, пожарной и электробезопасности.
VIII. Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения
Заказчиком Программы является Правительство Хабаровского края. Выполнение Программы предполагается осуществить министерством образования Хабаровского края во взаимодействии с отделами (инспекциями) Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю, министерством строительства Хабаровского края и органами местного самоуправления.
Министерство образования края и Главное управление МЧС России по Хабаровскому краю ежегодно заключают между собой рамочное соглашение о сотрудничестве по выполнению Программы.
Для реализации Программы могут заключаться двухсторонние соглашения между министерством образования Хабаровского края и органами местного самоуправления.
Управление Программой осуществляет министерство образования Хабаровского края во взаимодействии с Управлением государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю, министерством строительства Хабаровского края и органами местного самоуправления через совет и рабочую группу Программы.
Совет Программы формируется из представителей министерства образования Хабаровского края, Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю, министерства строительства Хабаровского края.
Состав совета Программы утверждается приказом министерства образования Хабаровского края.
Совет Программы возглавляет председатель - министр образования Хабаровского края или его первый заместитель.
Совет Программы:
- определяет политику в области безопасности образовательных учреждений края, главные приоритеты и общую стратегию Программы;
- принимает решения по управлению Программой;
- не реже одного раза в полугодие рассматривает результаты выполнения Программы и принимает рекомендации по ее дальнейшему финансированию;
- проводит работу по привлечению дополнительных источников финансирования Программы.
Подготовка заседаний совета проводится рабочей группой Программы.
Оперативное управление Программой осуществляет рабочая группа Программы.
Рабочая группа Программы включает в свой состав руководителей структурных подразделений министерства образования Хабаровского края, представителей краевых министерств и ведомств, заинтересованных в реализации Программы, и других основных исполнителей Программы.
Рабочая группа Программы:
- в своей работе руководствуется решениями совета Программы;
- осуществляет организационное сопровождение Программы в целом;
- разрабатывает совместные предложения министерства образования Хабаровского края и участников (исполнителей) Программы в рамках соглашений по включению мероприятий, корректировке и реализации Программы;
- обеспечивает выполнение относящихся к ее компетенции требований настоящей Программы и решений совета Программы.
IX. Объемы и источники финансирования
(млн. рублей)
Источник финансирования | 2006 год | 2007 год | 2008 год | Всего |
Краевой бюджет | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 9,0 |
В качестве дополнительных источников финансирования отдельных мероприятий Программы могут привлекаться ресурсы и средства федерального и муниципальных бюджетов в рамках заключаемых соглашений между министерством образования Хабаровского края, органами местного самоуправления и Федеральным агентством по образованию по реализации программы Минобразования России на 2004 - 2007 годы "Безопасность образовательного учреждения" и краевой программы повышения противопожарной защиты учреждений образования на 2006 - 2008 годы "Безопасность образовательного учреждения".
Объемы финансирования мероприятий Программы уточняются ежегодно в ходе принятия краевого бюджета.
X. Мероприятия по реализации Программы
Программа реализуется как комплекс организационных, методических и технических мероприятий, обеспечивающих достижение поставленной цели, а именно повышение пожарной, электрической и конструктивной безопасности зданий, сооружений и инженерных систем образовательных учреждений в Хабаровском крае.
Мероприятия Программы определены на основе предварительного анализа состояния пожарной безопасности в образовательных учреждениях.
Основное внимание при разработке Программы уделено минимизации затрат на достижение социального и экономического эффектов при осуществлении программных мероприятий.
Программа предусматривает систему мероприятий, изложенных в приложении, по организационному, пожарно-техническому, нормативно-правовому и методическому обеспечению образовательных учреждений, обучению и повышению квалификации работников учреждений образования, обучающихся и воспитанников по охране труда и пожарной безопасности.
Целью мероприятий по организационному обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений является организация и координация работы министерства образования Хабаровского края, муниципальных органов управления образованием, Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю по обеспечению и контролю выполнения требований норм и правил пожарной безопасности в образовательных учреждениях.
Пожарно-техническое обеспечение образовательных учреждений имеет целью выполнение требований Правил пожарной безопасности в Российской Федерации учреждениями образования края к пожарно-техническому состоянию зданий и сооружений, укомплектованности их противопожарным оборудованием и автоматикой, техническому состоянию электрохозяйств.
Целью обучения и повышения квалификации по пожарной безопасности является повышение уровня противопожарной подготовки руководителей образовательных учреждений, лиц, ответственных за пожарную безопасность, за проведение противопожарных инструктажей и проводящих обучение по противопожарной тематике, работников учреждений образования, обучающихся и воспитанников.
Мероприятия по нормативно-правовому и методическому обеспечению направлены на снабжение образовательных учреждений действующими нормативными правовыми актами, методической литературой и разработками по обеспечению пожарной безопасности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.