Постановлением Законодательной Думы Хабаровского края от 31 января 2007 г. N 653 настоящее постановление снято с контроля
См. постановление Законодательной Думы Хабаровского края от 31 июля 2006 г. N 416
Законодательная Дума постановляет:
1. Принять проект закона Хабаровского края "Об уполномоченном по правам человека в Хабаровском крае" во втором чтении.
2. Направить указанный законопроект в комитет по правам человека, законности и социальной защите для доработки и редакционной правки.
3. Комитету по правам человека, законности и социальной защите внести указанный законопроект на рассмотрение Законодательной Думы в третьем чтении.
Председатель Думы |
Ю.И. Оноприенко |
Проект
Закон
Хабаровского края
31.07.2006 N ______
Об уполномоченном по правам человека в Хабаровском крае (второе чтение)
Глава I. Общие положения
Статья 1. Уполномоченный по правам человека в Хабаровском крае
1. В соответствии с Уставом Хабаровского края для содействия гражданам в защите их прав и законных интересов в Хабаровском крае (далее - край) учреждается должность уполномоченного по правам человека (далее - уполномоченный).
2. Деятельность уполномоченного дополняет существующие средства обеспечения и защиты прав, законных интересов, свобод человека и гражданина (далее - прав и свобод человека и гражданина).
3. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен органам государственной власти, органам местного самоуправления и должностным лицам.
Статья 2. Задачи деятельности уполномоченного
1. Основными задачами уполномоченного являются:
содействие восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина;
содействие совершенствованию краевого законодательства в части соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
участие в правовом просвещении населения края по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также населения края о положении в данной сфере;
содействие совершенствованию механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
содействие деятельности органов государственной власти края и органов местного самоуправления в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в крае;
участие в развитии международного сотрудничества по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина.
2. При осуществлении своих задач уполномоченный взаимодействует с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, а также с уполномоченными по правам человека в иных субъектах Российской Федерации.
Статья 3. Правовая основа деятельности уполномоченного
В своей деятельности уполномоченный руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Уставом края, настоящим законом, краевыми законами и иными нормативными правовыми актами края.
Глава II. Назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного
Статья 4. Требования к кандидату для назначения на должность уполномоченного
На должность уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее высшее образование и стаж работы на руководящих должностях не мене# 5 лет, а также познания в области прав и свобод человека и гражданина и опыт их защиты.
Статья 5. Назначение на должность уполномоченного
1. Уполномоченный назначается на должность Законодательной Думой Хабаровского края (далее - Дума) по представлению Губернатора Хабаровского края (далее - Губернатор края) открытым голосованием большинством голосов от установленного числа депутатов Думы.
2. Постановление Думы о назначении на должность уполномоченного вместе с биографическими сведениями о нем подлежат официальному опубликованию в средствах массовой информации.
Статья 6. Вступление в должность уполномоченного
1. При вступлении в должность уполномоченный приносит присягу следующего содержания: "Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Уставом Хабаровского края, законами и иными нормативными правовыми актами Хабаровского края".
Присяга приносится на заседании Думы непосредственно после назначения уполномоченного на должность. Уполномоченный считается вступившим в должность с момента принесения им присяги.
2. Уполномоченному после принесения присяги на заседании Думы вручается служебное удостоверение.
Служебное удостоверение уполномоченного является документом, удостоверяющим его должностное положение и полномочия.
Положение об удостоверении уполномоченного, образец и описание удостоверения утверждаются постановлением Думы.
Статья 7. Срок полномочий уполномоченного
1. Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет.
2. Срок полномочий уполномоченного начинается со дня принесения им присяги и прекращается со дня принесения присяги вновь назначенным уполномоченным, кроме случаев досрочного освобождения от должности в соответствии с частью 2 статьи 8 настоящего закона.
3. Окончание срока полномочий Думы, досрочное прекращение полномочий Думы, назначившей на должность уполномоченного, не влечет прекращения полномочий уполномоченного.
Статья 8. Прекращение полномочий уполномоченного
1. Полномочия уполномоченного прекращаются:
1) с истечением срока полномочий;
2) в случае досрочного прекращения полномочий.
2. Полномочия уполномоченного прекращаются досрочно в случаях:
1) его смерти;
2) подачи письменного заявления о добровольном сложении полномочий;
3) освобождения его от должности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей;
4) установленной в соответствии с медицинским заключением стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия уполномоченного;
5) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
6) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
7) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
8) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
9) утраты им гражданства Российской Федерации;
10) несоблюдения требований части 2 статьи 9 настоящего закона.
3. Решение о досрочном прекращении полномочий уполномоченного принимается Думой по представлению Губернатора края открытым голосованием большинством голосов от установленного числа депутатов Думы, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 части 2 настоящей статьи.
Глава III. Статус и основы деятельности уполномоченного
Статья 9. Основы правового статуса уполномоченного
1. Должность уполномоченного является государственной должностью края.
2. В течение срока полномочий уполномоченный не вправе замещать государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, иные государственные должности края, должности государственной гражданской службы края, выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, быть депутатом Думы, депутатом представительных органов местного самоуправления, а также заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности.
3. Уполномоченный обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не позднее 14 дней со дня вступления в должность.
4. В течение срока полномочий и по его окончании уполномоченный не вправе разглашать информацию, составляющую государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну, ставшую ему известной в связи с исполнением служебных обязанностей, если иное не установлено федеральным законодательством.
См. Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне"
См. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне"
Статья 10. Основы компетенции уполномоченного
1. Уполномоченный действует в пределах компетенции, установленной настоящим законом.
Уполномоченный не вправе принимать решения, отнесенные к компетенции других государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
2. Уполномоченный рассматривает обращения граждан в части своей компетенции в порядке, предусмотренном федеральным законодательством об обращениях граждан.
Уполномоченный принимает к рассмотрению только те жалобы граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, права и свободы которых, по их мнению, нарушены на территории края. Жалобы подаются на решения или действия (бездействие) органов государственной власти края, иных государственных органов, органов местного самоуправления, коммерческих организаций, должностных лиц при условии, что ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном или административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
3. Уполномоченный не принимает к рассмотрению жалобы на законы и нормативные правовые акты края.
4. При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции.
Статья 11. Обязанности уполномоченного
В целях реализации задач, установленных настоящим законом, в пределах своей компетенции уполномоченный обязан:
1) рассматривать обращения граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на территории края;
2) принимать меры по фактам нарушения прав и свобод человека и гражданина;
3) по предложениям Губернатора края, Думы составлять доклады по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина в крае;
4) проверять по предложению Губернатора края, Думы либо по собственной инициативе информацию о случаях нарушения, об отдельных фактах ущемления прав и свобод человека и гражданина, представляющих особую общественную опасность;
5) направлять ежегодный доклад Губернатору края и в Думу о соблюдении прав и свобод человека и гражданина на территории края, в том числе о своей деятельности в этой сфере;
6) вести личный прием граждан.
Статья 12. Права уполномоченного
В целях реализации задач, установленных настоящим законом, уполномоченный в пределах своей компетенции вправе:
1) запрашивать и получать в установленном законодательством порядке от органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц сведения, документы и материалы;
2) направлять органам государственной власти, органам местного самоуправления и должностным лицам предложения о прекращении нарушений прав и свобод человека и гражданина, возможных и необходимых мерах по восстановлению нарушенных прав и свобод и предотвращению подобных нарушений в дальнейшем;
3) передавать жалобу органу государственной власти, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;
4) обращаться к Губернатору края и в Думу с предложениями о совершенствовании краевого законодательства в части соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
5) участвовать совместно с компетентными государственными органами по согласованию с ними в проверках деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности либо обращаться к компетентным государственным органам или их должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, повлекших нарушения прав и свобод человека и гражданина;
6) при наличии информации о массовых либо грубых нарушениях прав и свобод человека и гражданина вносить предложения Губернатору края, в Думу, органы местного самоуправления о принятии соответствующих мер;
7) принимать участие в заседаниях коллегиальных органов государственной власти края с правом совещательного голоса;
8) осуществлять иную деятельность, направленную на защиту прав и свобод человека и гражданина;
9) по жалобам, принятым к рассмотрению, оказывать гражданам бесплатную юридическую помощь в порядке и формах, предусмотренных законодательством.
Статья 13. Информация о деятельности уполномоченного
1. По окончании календарного года, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, уполномоченный направляет Губернатору края и в Думу ежегодный доклад о соблюдении прав и свобод человека и гражданина на территории края, в том числе о своей деятельности в этой сфере.
Ежегодные доклады уполномоченного подлежат обязательному опубликованию.
2. Уполномоченный вправе самостоятельно направлять Губернатору края и в Думу доклады по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина в крае.
3. По результатам рассмотрения докладов уполномоченного Губернатор края, Дума могут принимать решение.
Статья 14. Право уполномоченного на посещение органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, находящихся на территории края
1. По вопросам своей деятельности уполномоченный вправе посещать органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации, находящиеся на территории края, если иное не установлено федеральным законом.
2. Сотрудники аппарата уполномоченного вправе посещать органы и организации, указанные в части 1 настоящей статьи, на основании письменного поручения уполномоченного.
Статья 15. Меры воздействия, применяемые уполномоченным
1. При реализации своих полномочий уполномоченный:
1) вносит в компетентные органы предложения о возбуждении дисциплинарного или административного производства в отношении должностных лиц, в действиях которых усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;
2) обращается в установленных законодательством формах и порядке в судебные органы в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица;
3) обращается в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи.
2. В случае если дело о нарушениях прав и свобод человека и гражданина касается действий или решений органов государственной власти Российской Федерации, судов, исправительно-трудовых учреждений, прокуратуры и других правоохранительных органов либо представительств других субъектов Российской Федерации и иностранных государств на территории края, а также других субъектов, в отношении которых уполномоченный не может вынести обязательное для них решение, он может направить им предложения, обратиться к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации или в другой компетентный орган.
О возбуждении, ходе и результатах производства по делам, связанным с нарушениями прав и свобод человека и гражданина в деятельности правоохранительных органов, уполномоченный извещает Губернатора края, Думу.
3. Уполномоченный вправе опубликовать сообщение о результатах рассмотрения обращения о нарушении прав и свобод человека и гражданина. Решение о публикации доводится до сведения органа или должностного лица, в действиях которого установлены нарушения прав и свобод человека и гражданина. По инициативе последних к публикуемому сообщению может быть приложено объяснение ими своей позиции и действий.
Глава IV. Гарантии и обеспечение деятельности уполномоченного
Статья 16. Оказание содействия уполномоченному
1. Государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица содействуют уполномоченному и предоставляют по его запросам материалы и документы, необходимые для осуществления его полномочий, если иное не установлено федеральным законодательством.
2. Запрошенные уполномоченным материалы, документы, объяснения и иная информация должны быть направлены ему не позднее чем в пятнадцатидневный срок со дня получения запроса, если иное не установлено федеральным законодательством.
3. Орган или должностное лицо, получившие запрос, предложения уполномоченного, обязаны рассмотреть его в месячный срок и направить уполномоченному письменный ответ о результатах рассмотрения и принятых мерах. В случае если предложения уполномоченного не выполнены, в ответе должно содержаться обоснование причин их невыполнения.
4. Предоставление информации, составляющей государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну, осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством.
Статья 17. Право уполномоченного на безотлагательный прием должностными лицами
По вопросам своей деятельности уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами государственных органов края, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, расположенных на территории края, руководителями общественных объединений.
Статья 18. Общественный совет при уполномоченном. Общественные приемные и общественные помощники уполномоченного
1. При уполномоченном для оказания ему консультативной помощи может создаваться общественный совет, общественные приемные и назначаться общественные помощники.
2. Персональный состав общественного совета, Положения об общественном совете, общественной приемной и общественных помощниках утверждаются уполномоченным.
3. Деятельность общественного совета, общественных приемных и общественных помощников осуществляется на безвозмездной основе.
Статья 19. Аппарат уполномоченного
1. Для обеспечения деятельности уполномоченного создается аппарат уполномоченного.
2. Аппарат уполномоченного осуществляет юридическое, организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности уполномоченного.
3. Уполномоченный и его аппарат являются государственным органом края с правом юридического лица, имеющим печать и бланки со своим наименованием и с изображением герба края.
4. Имущество, используемое уполномоченным и его аппаратом при осуществлении своей деятельности, находится в его оперативном управлении и является государственной собственностью края.
5. Уполномоченный:
1) руководит работой аппарата и утверждает положение о нем;
2) определяет численность, структуру и штатное расписание аппарата в пределах сметы расходов;
3) назначает на должность руководителя аппарата и сотрудников аппарата и распределяет между ними обязанности по направлениям деятельности;
4) решает иные вопросы деятельности аппарата.
6. По вопросам, связанным с деятельностью аппарата, уполномоченный издает приказы.
7. Сотрудникам аппарата, уполномоченным на проведение отдельных действий в ходе рассмотрения обращений граждан, должна быть выдана соответствующая доверенность за подписью уполномоченного.
8. На сотрудников аппарата уполномоченного распространяется действие федерального и краевого законодательства о государственной гражданской службе.
Статья 20. Финансирование деятельности уполномоченного
1. Финансирование деятельности уполномоченного и его аппарата осуществляется за счет средств краевого бюджета.
2. Уполномоченный самостоятельно утверждает смету расходов в пределах средств, предусмотренных краевым бюджетом на очередной финансовый год.
3. Финансовая отчетность предоставляется уполномоченным в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и края.
Статья 21. Материальные и иные гарантии деятельности уполномоченного и его аппарата
1. Материальные гарантии деятельности уполномоченного, связанные с оплатой труда, медицинским, социальным и иным обеспечением и обслуживанием, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законами и иными нормативными правовыми актами края для членов Правительства края.
2. Денежное содержание уполномоченного, медицинское, социальное и иное обеспечение его деятельности устанавливаются в порядке и на условиях, предусмотренных для заместителя Председателя Правительства края в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами края.
3. На сотрудников аппарата уполномоченного распространяются гарантии, предусмотренные федеральным и краевым законодательством о государственной гражданской службе.
Глава V. Заключительные положения
Статья 22. Вступление в силу настоящего закона
Настоящий закон вступает в силу через 10 дней после официального опубликования.
Статья 23. Место постоянного нахождения уполномоченного и его аппарата
Местом постоянного нахождения уполномоченного и его аппарата является город Хабаровск.
Статья 24. Переходные положения
Губернатор края в течение 10 дней после вступления настоящего закона в силу вносит в Думу представление о назначении на должность первого уполномоченного.
Председатель |
Ю.И. Оноприенко |
Таблица
поправок к проекту закона Хабаровского края "Об уполномоченном по правам человека в Хабаровском крае", одобренных комитетом по правам человека, законности и социальной защите
N п/п |
Субъект права законодате- льной инициативы |
Глава, статья, часть, пункт, абзац |
Текст законопроекта | Поправка | Текст законопроекта с учетом поправки |
Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Комитет по правам человека, законности и социальной защите |
Глава I, статья 1, часть 2 |
2. Деятельность уполномоченного дополняет существующие средства обеспечения и защиты прав, законных интересов, свобод человека и гражданина (далее - прав и свобод человека и гражданина), не отменяет и не влечет пересмотра компетенции соответствующих органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. |
Слова ", не отменяет и не влечет пересмотра компетенции соответст- вующих органов, обеспечива- ющих защиту и восстанов- ление нарушенных прав и свобод" исключить |
2. Деятельность уполномоченного дополняет существующие средства обеспечения и защиты прав, законных интересов, свобод человека и гражданина (далее - прав и свобод человека и гражданина). |
|
2. | Комитет по правам человека, законности и социальной защите |
Глава I, статья 2, часть 1, абзац шестой |
содействие координации деятельности органов государственной власти края и органов местного самоуправления в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в крае; |
Слово "координа- ции" исключить |
содействие деятельности органов государственной власти края и органов местного самоуправления в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в крае; |
|
3. | Комитет по правам человека, законности и социальной защите |
Глава II, статья 5, часть 2 |
2. Постановление Думы о назначении уполномоченного вместе с биографическими сведениями о нем подлежат официальному опубликованию в средствах массовой информации. |
После слова "назначении " дополнить словами "на должность" |
2. Постановление Думы о назначении на должность уполномоченного вместе с биографическими сведениями о нем подлежат официальному опубликованию в средствах массовой информации. |
|
4. | Комитет по правам человека, законности и социальной защите |
Статью 7 считать статьей 6, далее изменив нумерацию статей |
||||
5. | Комитет по правам человека, законности и социальной защите |
Глава II, статья 7, часть 1, абзац второй |
Присяга приносится на заседании Думы непосредственно после назначения уполномоченного на должность. Уполномоченный считается вступившим в должность со дня принесения им присяги. Порядок принесения присяги устанавливается нормативным правовым актом Думы. |
Изложить в следующей редакции: (см. колонку 6) |
Присяга приносится на заседании Думы непосредственно после назначения уполномоченного на должность. Уполномоченный считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. |
|
6. | Комитет по правам человека, законности и социальной защите |
Глава II, статья 7, часть 2, абзацы первый и второй |
2. Уполномоченному после принесения присяги на заседании Думы вручается удостоверение. Удостоверение уполномоченного является документом, удостоверяющим его должностное положение и служебные полномочия. |
Изложить в следующей редакции: (см. колонку 6) |
2. Уполномоченному после принесения присяги на заседании Думы вручается служебное удостоверение. Служебное удостоверение уполномоченного является документом, удостоверяющим его должностное положение и полномочия. |
|
7. | Комитет по правам человека, законности и социальной защите |
Глава II, статья 8 |
Статья 8. Освобождение от должности уполномоченного 1. Уполномоченный освобождается от должности открытым голосованием большинством голосов от установленного числа депутатов Думы в связи: 1) с истечением срока полномочий; 2) в случае досрочного прекращения полномочий. 2. Полномочия уполномоченного прекращаются досрочно в случаях: 1) его смерти; 2) подачи письменного заявления о добровольном сложении полномочий; 3) освобождения его от должности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей; 4) обнаружившегося несоответствия замещаемой должности по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением; 5) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным; 6) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; 7) вступления в отношении его# в законную силу обвинительного приговора суда; 8) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; 9) утраты им гражданства Российской Федерации; 10) несоблюдения требований части 2 статьи 9 настоящего закона. 3. Решение о досрочном прекращении полномочий уполномоченного принимается Думой по представлению Губернатора края, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 части 2 настоящей статьи. |
Изложить в следующей редакции: (см. колонку 6) |
Статья 8. Прекращение полномочий уполномоченного 1. Полномочия уполномоченного прекращаются: 1) с истечением срока полномочий; 2) в случае досрочного прекращения полномочий. 2. Полномочия уполномоченного прекращаются досрочно в случаях: 1) его смерти; 2) подачи письменного заявления о добровольном сложении полномочий; 3) освобождения его от должности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей; 4) установленной в соответствии с медицинским заключением стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия уполномоченного; 5) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным; 6) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; 7) вступления в отношении его# в законную силу обвинительного приговора суда; 8) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; 9) утраты им гражданства Российской Федерации; 10) несоблюдения требований части 2 статьи 9 настоящего закона. 3. Решение о досрочном прекращении полномочий уполномоченного принимается Думой по представлению Губернатора края открытым голосованием большинством голосов от установленного числа депутатов Думы, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 части 2 настоящей статьи. |
|
8. | Комитет по правам человека, законности и социальной защите |
Глава III, статья 9, часть 1 |
1. Должность уполномоченного относится к государственной должности края. |
Изложить в следующей редакции: (см. колонку 6) |
1. Должность уполномоченного является государственной должностью края. |
|
9. | Комитет по правам человека, законности и социальной защите |
Глава III, статья 9, часть 2 |
2. В течение срока полномочий уполномоченный не вправе замещать государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, государственные должности края, должности государственной гражданской службы края, выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, быть депутатом Думы, депутатом представительных органов местного самоуправления, а также заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности. |
После слов "государст- венной службы," дополнить словом "иные" |
2. В течение срока полномочий уполномоченный не вправе замещать государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, иные государственные должности края, должности государственной гражданской службы края, выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, быть депутатом Думы, депутатом представительных органов местного самоуправления, а также заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности. |
|
10. | Прокурор края |
Глава III, статья 9, часть 4 |
4. Введение режима чрезвычайного или военного положения на всей территории края либо на его части не прекращает и не приостанавливает деятельности уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции. |
Исключить | Регламентирование правового статуса органов, организаций и их должностных лиц в соответствии с действующим законодательством о военном и чрезвычайном положении находится в компетенции Российской Федерации. Например, согласно ст. 11 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении" может вводиться полное или частичное приостановление на территории, на которой введено чрезвычайное положение, полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации |
|
11. | Комитет по правам человека, законности и социальной защите |
Глава III, статья 11 |
Статья 11. Обязанности уполномоченного В целях реализации задач, установленных настоящим законом, в пределах своей компетенции уполномоченный обязан: 1) рассматривать обращения граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на территории края; 2) принимать меры по фактам нарушения органами государственной власти и местного самоуправления, должностными лицами прав и свобод человека и гражданина; 3) по предложениям Губернатора края, Думы составлять специальные доклады по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина в крае; 4) проверять по поручению Губернатора края, Думы либо по собственной инициативе информацию о случаях нарушения, об отдельных фактах ущемления прав и свобод человека и гражданина, представляющих особую общественную опасность; 5) направлять ежегодный доклад Губернатору края и Думе о соблюдении прав и свобод человека и гражданина на территории края, в том числе о своей деятельности в этой сфере; б) вести личный прием граждан, оказывать им бесплатную юридическую помощь. |
Изложить в следующей редакции: (см. колонку 6) |
Статья 11. Обязанности уполномоченного В целях реализации задач, установленных настоящим законом, в пределах своей компетенции уполномоченный обязан: 1) рассматривать обращения граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на территории края; 2) принимать меры по фактам нарушения прав и свобод человека и гражданина; 3) по предложениям Губернатора края, Думы составлять доклады по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина в крае; 4) проверять по предложению Губернатора края, Думы либо по собственной инициативе информацию о случаях нарушения, об отдельных фактах ущемления прав и свобод человека и гражданина, представляющих особую общественную опасность; 5) направлять ежегодный доклад Губернатору края и в Думу о соблюдении прав и свобод человека и гражданина на территории края, в том числе о своей деятельности в этой сфере; 6) вести личный прием граждан. |
|
12. | Прокурор края |
Глава III, статья 12, пункт 1 |
1) запрашивать и получать от органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц сведения, документы и материалы; |
После слова "получать" добавить слова "в установлен- ном законодате- льством порядке" |
1) запрашивать и получать в установленном законодательством порядке от органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц сведения, документы и материалы; |
Предлагаемая редакция полномочий не конкретизирована, в связи с чем может иметь коллизии с нормами, регламентирующими процессуальную деятельность правоохранительных органов (например, по вопросам осуществления следствия, оперативно-розыскной деятельности и пр.), судов |
13. | Прокурор края |
Глава III, статья 12, пункт 2 |
2) получать от должностных лиц письменные объяснения причин нарушения прав и свобод человека и гражданина; |
Исключить | Полномочия реализованы в пункте 1 статьи 12 законопроекта. Предлагаемая редакция полномочий не конкретизирована. Кроме того, в связи с тем, что деятельность уполномоченного связана с вынесенными судебными актами, предлагаемая редакция полномочий подразумевает возможность получить у любого должностного лица объяснение, в т.ч. судей, что противоречит законодательству, регулирующему их правовое положение |
|
14. | Комитет по правам человека, законности и социальной защите |
Глава III, статья 12, пункты 6 и 7 |
6) участвовать совместно с компетентными государственными органами в проверках деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также организаций независимо от организационно-право- вых форм и форм собственности; 7) при наличии информации о массовых либо грубых нарушениях прав и свобод человека и гражданина вносить предложения Губернатору края в Думу о принятии соответствующих мер в отношении должностных лиц соответствующих органов государственной власти края; |
Изложить в следующей редакции: (см. колонку 6) |
6) участвовать совместно с компетентными государственными органами по согласованию с ними в проверках деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности либо обращаться к компетентным государственным органам или их должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, повлекших нарушения прав и свобод человека и гражданина; 7) при наличии информации о массовых либо грубых нарушениях прав и свобод человека и гражданина вносить предложения Губернатору края, в Думу, органы местного самоуправления о принятии соответствующих мер; |
|
15. | Комитет по правам человека, законности и социальной защите |
Глава III, статья 12 |
Дополнить новым пунктом следующего содержания: (см. колонку 6) |
_) по жалобам, принятым к рассмотрению, оказывать гражданам бесплатную юридическую помощь в порядке и формах, предусмотренных законодательством; |
||
16. | Комитет по правам человека, законности и социальной защите |
Глава III, статья 13, части 2 и 3 |
2. По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина в крае уполномоченный вправе самостоятельно направлять Губернатору края и в Думу специальные доклады. 3. По результатам рассмотрения докладов уполномоченного Губернатор края, Дума могут принять решение о мерах реагирования на факты, изложенные в докладах. |
Изложить в следующей редакции: (см. колонку 6) |
2. Уполномоченный вправе самостоятельно направлять Губернатору края и в Думу доклады по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина в крае. 3. По результатам рассмотрения докладов уполномоченного Губернатор края, Дума могут принимать решение. |
|
17. | Прокурор края |
Глава III, статья 15, часть 1, пункт 2 |
2) обращается в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвует в процессе в установленных федеральными законами формах; |
Изложить в следующей редакции: (см. колонку 6) |
2) обращается в установленных законодательством формах и порядке в судебные органы в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица; |
Предлагаемая норма, регламентирует процессуальную правосубъектность уполномоченного, что может быть осуществлено только федеральным законом, т.к. процессуальное законодательство отнесено в соответствии со ст. 71 Конституции РФ к исключительному ведению Российской Федерации. Например, по действующему ГПК РФ уполномоченный может обратиться в суд только в интересах конкретных граждан и только по их поручению (доверенности) |
18. | Прокурор края |
Глава III, статья 15, часть 2, абзац первый |
2. В случае если дело о нарушениях прав и свобод человека и гражданина касается действий или решений органов государственной власти Российской Федерации, судов, исправительно-трудовых учреждений, прокуратуры и других правоохранительных органов либо представительств других субъектов Российской Федерации и иностранных государств на территории края, а также других субъектов, в отношении которых уполномоченный не может вынести обязательное для них решение, он может направить им предложения, передав материалы дела Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации или в другой компетентный орган. |
Слова "передав материалы дела" заменить словами "обратиться к" |
2. В случае если дело о нарушениях прав и свобод человека и гражданина касается действий или решений органов государственной власти Российской Федерации, судов, исправительно-трудовых учреждений, прокуратуры и других правоохранительных органов либо представительств других субъектов Российской Федерации и иностранных государств на территории края, а также других субъектов, в отношении которых уполномоченный не может вынести обязательное для них решение, он может направить им предложения, обратиться к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации или в другой компетентный орган. |
Предлагаемая редакция подразумевает преемственность в осуществлении у полномо-ченным по правам человека в Российской Федерации проверки, начатой уполномоченным. Закон субъекта Российской Федерации не может регламентировать деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации |
19. | Комитет по правам человека, законности и социальной защите |
Глава IV, статья 16, части 1 и 2 |
1. Государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны содействовать уполномоченному и предоставлять по его запросам материалы и документы, необходимые для осуществления его полномочий, если иное не установлено федеральным законодательством. 2. Запрошенные уполномоченным материалы, документы, объяснения и иная информация должны быть направлены ему не позднее чем в месячный срок с момента получения запроса, если иное не установлено федеральным законодательством. |
Изложить в следующей редакции: (см. колонку 6) |
1. Государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица содействуют уполномоченному и предоставляют по его запросам материалы и документы, необходимые для осуществления его полномочий, если иное не установлено федеральным законодательством. 2. Запрошенные уполномоченным материалы, документы, объяснения и иная информация должны быть направлены ему не позднее чем в пятнадцатидневный срок со дня получения запроса, если иное не установлено федеральным законодательством. |
|
20. | Комитет по правам человека, законности и социальной защите |
Глава IV, статья 21, часть 2 |
2. Денежное содержание уполномоченного, медицинское, социальное и иное обеспечение его деятельности устанавливаются в порядке и на условиях, предусмотренных для заместителя Председателя Правительства края. |
Изложить в следующей редакции: (см. колонку 6) |
2. Денежное содержание уполномоченного, медицинское, социальное и иное обеспечение его деятельности устанавливаются в порядке и на условиях, предусмотренных для заместителя Председателя Правительства края в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами края. |
|
21. | Комитет по правам человека, законности и социальной защите |
Глава IV, статья 24 |
Статья 24. Переходные положения Губернатор края в течение 10 дней с момента официального опубликования настоящего закона вносит в Думу представление о назначении на должность первого уполномоченного. |
Изложить в следующей редакции: (см. колонку 6) |
Статья 24. Переходные положения Губернатор края в течение 10 дней после вступления настоящего закона в силу вносит в Думу представление о назначении на должность первого уполномоченного. |
Таблица
поправок к проекту закона Хабаровского края "Об уполномоченном по правам человека в Хабаровском крае", рекомендуемых комитетом по правам человека, законности и социальной защите к отклонению
N п/п |
Субъект права законодате- льной инициативы |
Глава, статья, часть, пункт, абзац |
Текст законопроекта | Поправка | Текст законопроекта с учетом поправки |
Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Громов А.П. - депутат Законодате- льной Думы Хабаровского края |
Глава II, статья 8, часть 2, пункт 3 |
3) освобождения его от должности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей; |
Исключить | Оценочные нормы допускаются в федеральном законодательстве, кроме того представление Губернатора края является лишь основанием для рассмотрения вопроса и досрочном прекращении полномочий уполномоченного |
|
2. | Громов А.П. - депутат Законодате- льной Думы Хабаровского края |
Глава II, статья 8, часть 3 |
3. Решение о досрочном прекращении полномочий уполномоченного принимается Думой по представлению Губернатора края, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 части 2 настоящей статьи. |
Изложить в следующей редакции: (см. колонку 6) |
3. Досрочное освобождение уполномоченного от должности производится постановлением Думы, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 части 2 настоящей статьи. |
В случае принятия поправки, Дума обязана рассматривать вопрос о досрочном прекращении полномочий уполномоченного по обращению неопределенного круга лиц |
3. | Громов А.П. - депутат Законодате- льной Думы Хабаровского края |
Глава III, статья 11, пункт 4 |
4) проверять по поручению Губернатора края, Думы либо по собственной инициативе информацию о случаях нарушения, об отдельных фактах ущемления прав и свобод человека и гражданина, представляющих особую общественную опасность; |
Слово "поручению" заменить словом "предложе- нию" |
4) проверять по предложению Губернатора края, Думы либо по собственной инициативе информацию о случаях нарушения, об отдельных фактах ущемления прав и свобод человека и гражданина, представляющих особую общественную опасность; |
Учтена в поправке N 11 таблицы поправок, одобренных комитетом по правам человека, законности и социальной защите |
4. | Прокурор края |
Глава III, статья 12, пункт 6 |
6) участвовать совместно с компетентными государственными органами в проверках деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также организаций независимо от организационно-право- вых форм и форм собственности; |
Исключить | В поправке N 14 таблицы поправок, одобренных комитетом по правам человека, законности и социальной защите, предложена редакция указанной нормы, в которой участие уполномоченного в проверках совместно с компетентными государственными органами осуществляется по согласованию с указанными органами |
|
5. | Прокурор края |
Глава III, статья 15, часть 1, пункт 3 |
3) обращается в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи. |
Исключить | Данная норма не регулирует процессуальные вопросы, а определяет одну из мер воздействия, принимаемых уполномоченным |
|
6. | Прокурор края |
Глава IV, статья 17 |
Статья 17. Право уполномоченного на безотлагательный прием должностными лицами По вопросам своей деятельности уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами государственных органов края, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно- правовых форм и форм собственности, расположенных на территории края, руководителями общественных объединений. |
Слова ", организаций независимо от организаци- онно-право- вых форм и форм собственно- сти, расположен- ных на территории края, руководите- лями обществен- ных объединений " исключить |
Статья 17. Право уполномоченного на безотлагательный прием должностными лицами По вопросам своей деятельности уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами государственных органов края, органов местного самоуправления. |
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, принятые в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории субъекта Российской Федерации органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами |
7. | Громов А.П. - депутат Законодате- льной Думы Хабаровского края |
Глава IV, статья 24 |
Статья 24. Переходные положения Губернатор края в течение 10 дней с момента официального опубликования настоящего закона вносит в Думу представление о назначении на должность первого уполномоченного. |
Слова "официаль- ного опубликова- ния" заменить словами "вступления в силу" |
Статья 24. Переходные положения Губернатор края в течение 10 дней с момента вступления в силу настоящего закона вносит в Думу представление о назначении на должность первого уполномоченного. |
Учтена в поправке N 21 таблицы поправок, одобренных комитетом по правам человека, законности и социальной защите |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательной Думы Хабаровского края от 31 июля 2006 г. N 415 "О проекте закона Хабаровского края "Об уполномоченном по правам человека в Хабаровском крае"
Текст постановления официально опубликован не был
Настоящий документ снят с контроля