В целях организации полноценного питания учащихся образовательных учреждений, улучшения организации питания, сохранения и укрепления здоровья учащихся, активизации работы руководителей образовательных учреждений по внедрению передовых методов и современных технологий в организацию питания детей, укрепления материально-технической базы школьных столовых, формирования культуры здорового питания обучающихся, администрация Охотского муниципального района постановляет:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Школьное питание на 2013 - 2015 годы".
2. Опубликовать настоящее постановление в Сборнике муниципальных правовых актов Охотского муниципального района.
3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Глава района |
А.Н. Васильев |
Ведомственная целевая программа
"Школьное питание на 2013 - 2015 годы"
(утв. постановлением администрации Охотского муниципального района Хабаровского края от 30 ноября 2012 г. N 504)
Паспорт программы
Наименование субъекта бюджетного планирования (распределителя бюджетных средств) |
Отдел образования администрации Охотского муниципального района Хабаровского края (далее - отдел образования) |
Цели и задачи Программы |
- сохранение и укрепление здоровья учащихся муниципальных образовательных учреждений на основе качественного и сбалансированного питания - укрепление материально-технической базы школьных столовых, техническое оснащение с целью эффективного решения социальной задачи - комплексного, быстрого, качественного обеспечения школьников горячим питанием; - обеспечение соответствия питания учащихся установленным нормам и стандартам, социальным и культурным особенностям, ожиданиям потребителей (школьников и их родителей); - совершенствование системы организации питания за счет внедрения современных и технологических решений; - оптимизация и обучение кадров муниципальных образовательных учреждений современным формам работы; - снижение затрат на организацию питания учащихся муниципальных образовательных учреждений; - проведение постоянной пропаганды принципов здорового и культурного питания среди школьников на основе современных требований медицины |
Целевые индикаторы |
- улучшение качества питания в соответствии с санитарными нормами и правилами; - реконструкция и переоснащение школьных столовых, замена устаревшего оборудования (примерно на 30%); - стабилизация и снижение показателей заболеваемости диспансерных больных из числа учащихся на 5% |
Сроки реализации программы |
2013 - 2015 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
- общий объем финансирования Программы за счет средств районного бюджета - 4 466,0 тысяч рублей, в том числе по годам: 2013 год - 1300,0 тыс. рублей; 2014 год - 1533,0 тыс. рублей; 2015 год - 1633,0 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
- увеличение числа учащихся, получающих сбалансированное витаминизированное питание, до 100%; - оснащение школьных столовых современным оборудованием в соответствии с требованиями технологии пищевого производства и организации обслуживания учащихся муниципальных образовательных учреждений; - стабилизация и снижение заболеваемости учащихся муниципальных образовательных учреждений на 5%; - установление приемлемой для родителей цены на школьные обеды за счет уменьшения издержек при производстве (снижение расхода электроэнергии, уменьшение доли амортизации на единицу продукции, снижение негативных проявлений "человеческого фактора"), а также за счет увеличения объема закупок; - снижение потерь на всех этапах приготовления и реализации готовой продукции вследствие применения высокотехнологичного оборудования, специальных систем производственного учета и контроля; - смена эстетического вида школьных столовых, превращение их в место, привлекательное для учащихся; - обеспечение возможности выбора предлагаемых блюд и быстрота их выдачи, привлекательное для детей и подростков оформление блюд школьного меню; - разработка перспективного двухнедельного меню в соответствии с рационом питания учащихся муниципальных образовательных учреждений |
1. Характеристика проблемы
Проблема организации питания учащихся муниципальных образовательных учреждений в Охотском муниципальном районе (далее - район) продолжает оставаться актуальной. Организация рационального питания учащихся во время пребывания в школе является одним из ключевых факторов поддержания их здоровья и эффективности обучения.
В последние годы отмечается тенденция к ухудшению здоровья детей и подростков, наблюдается рост числа заболеваний сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, желудочно-кишечного тракта. В структуре первичной заболеваемости детей заболевания желудочно-кишечного тракта занимают третье место.
Профилактика заболеваемости неразрывно связана с правильным питанием, которое обеспечивает рост и развитие детей, способствует снижению заболеваний, повышению работоспособности и создает условия для адекватной адаптации к окружающей среде. Особое значение приобретает школьное питание с учетом того, что в последние годы дети проводят в школе все большее количество времени при интенсивном характере обучения.
На сегодняшний день в районе 966 учащихся, 211 из них получают льготное питание за счет средств краевого и районного бюджетов, что составляет 22% от всех учащихся. Средства, предусмотренные в краевом бюджете, на обеспечение одноразовым горячим питанием (завтрак или неполный обед) учащихся из малоимущих и остронуждающихся семей муниципальных образовательных учреждений (выделяемая субвенция), составляют 8,29 рублей на одного человека. Средства, предусмотренные районным бюджетом, составляют 28,22 рублей на одного человека. Итого: 36,51 рублей на одного человека (это стоимость дето-дня). 109 человек являются остро-нуждающимися и получают 100% от этой суммы, остальные 102 человека являются малообеспеченными и получают 50% от стоимости дето-дня. К тому же дети из остронуждающихся и малообеспеченных семей получают дополнительное питание при посещении группы продленного дня, стоимость которого составляет 18,03 рублей согласно постановлению администрации района от 13.04.2011 N 115 "Об организации питания в общеобразовательных учреждениях Охотского муниципального района".
Стоимость питания на одного человека в день (полноценный обед, состоящий из трех блюд) составляет примерно 46,63 рублей (при учете сегодняшних цен на продукты питания). Выделяемых бюджетных средств недостаточно на питание школьников из малоимущих и остронуждающихся семей, поэтому дети получают либо усиленный завтрак, либо неполный обед.
В среднем, 78% школьников питаются горячими завтраками, либо обедами за родительскую плату на сумму от 39 до 46 рублей. Общий охват школьников горячим питанием составляет 100%, что выше среднего процента по Хабаровскому краю (80,3%).
Актуальной проблемой остается организация рационального питания школьников. Из-за недостаточности средств, в большинстве случаев меню составляется по набору имеющихся в учреждении продуктов, не учитывается физиологическая потребность в биологически ценных веществах. Негативное воздействие на организацию питания школьников оказывают такие факторы, как отсутствие или недостаточность профессиональной подготовки работников школьных столовых, недопонимание важности правильно организованного питания у родителей школьников и, как следствие, у самих детей.
Сложившаяся сеть школьного питания позволяет организовать горячее питание школьников, в том числе в самых отдаленных школах района, но нуждается в серьезных преобразованиях. Необходимо решать вопрос развития и укрепления материально-технической базы школьных столовых, проведения в них ремонтных работ.
В целях обеспечения обучающихся здоровым питанием, составными частями которого являются оптимальная количественная и качественная структура питания, гарантированная безопасность, физиологически технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, особое внимание в рамках Программы уделяется разработке рациона питания. На основании сформированного рациона питания, в соответствии с рекомендуемой СанПин 2.4.5.2409-08 формой в муниципальных образовательных учреждениях должно составляться перспективное двухнедельное меню, которое заверяется органами Роспотребнадзора.
Кроме того, в рамках Программы будет решаться вопрос смены эстетического вида школьных столовых, превращение их в место, привлекательное для питания учащихся. Столовые должны быть оснащены современным технологическим оборудованием, соответствовать требованиям Роспотребнадзора, выглядеть эстетично.
Важные направления реализации Программы - это переподготовка кадров, использование современных технологий в процессах приготовления, реализации и хранения продуктов школьного питания. Руководители муниципальных образовательных учреждений должны заинтересовывать работников школьных столовых и пищеблоков в повышении квалификации, кулинарного мастерства, в проявлении творческой инициативы с помощью выплаты дополнительных стимулирующих надбавок. Необходимо также принимать активное участие в районных и краевых конкурсах-смотрах на лучшую организацию школьного питания для стимулирования саморазвития работников школьных столовых и пищеблоков. Планируется внести предложение о включении в акты об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений дополнительной стимулирующей выплаты "За проявление кулинарного мастерства, улучшения качества приготовления пищи, творческого подхода и инициативы в разработке и приготовлении новых блюд".
Безусловно, немаловажное значение имеет проведение разъяснительной работы среди учащихся и их родителей о необходимости правильного питания. Здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни и способствовать крепкому физиологическому, психическому и социальному здоровью человека. Таким образом, цель проводимой работы - обеспечение всех участников образовательного процесса необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье, формирование гигиенических знаний, норм и правил здорового образа жизни, здорового, рационального питания, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья, воспитание ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих. С этой целью будут проводиться родительские собрания, дни открытых дверей, классные часы, конкурсы-смотры и другие школьные мероприятия. Для эффективности проведения этой работы планируется задействовать все имеющиеся ресурсы, и в первую очередь, средства массовой информации.
Решение проблемы качественного школьного питания может быть только адресным, комплексным, программным.
2. Основные цели и задачи Программы
Основной целью Программы является сохранение и укрепление здоровья учащихся муниципальных образовательных учреждений на основе качественного и сбалансированного питания.
Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:
- укрепление материально-технической базы школьных столовых, техническое оснащение с целью эффективного решения социальной задачи - комплексного, быстрого, качественного обеспечения школьников горячим питанием;
- обеспечение соответствия питания учащихся установленным нормам и стандартам, социальным и культурным особенностям, ожиданиям потребителей (школьников и их родителей);
- совершенствование системы организации питания за счет внедрения современных и технологических решений;
- оптимизация и обучение кадров муниципальных образовательных учреждений современным формам работы;
- снижение затрат на организацию питания учащихся муниципальных образовательных учреждений;
- проведение постоянной пропаганды принципов здорового и культурного питания среди школьников на основе современных требований медицины.
3. Ожидаемые результаты реализации Программы
Принятие Программы по организации школьного питания позволит:
- сохранить охват детей, получающих горячее питание, особенно из малоимущих и многодетных семей - 100%;
- решить проблему качества питания учащихся, а именно:
1) снизить потери на всех этапах приготовления и реализации готовой продукции вследствие применения высокотехнологичного оборудования, специальных систем производственного учета и контроля;
2) обеспечить возможность выбора предлагаемых блюд и быстроты их выдачи, привлекательное для детей и подростков оформление блюд школьного меню;
3) разработать перспективное двухнедельное меню в соответствии с рационом питания учащихся муниципальных образовательных учреждений;
4) установить приемлемые для родителей цены на школьные обеды за счет уменьшения издержек при производстве (снижение расхода электроэнергии, уменьшение доли амортизации на единицу продукции, снижение негативных проявлений "человеческого фактора"), а также за счет увеличения объема закупок;
5) улучшить эстетический вид школьных столовых, превратив их в место, привлекательное для учащихся;
6) укрепить материально-техническую базу школьных столовых и пищеблоков за счет оснащения современным оборудованием в соответствии с требованиями технологии пищевого производства и организации обслуживания учащихся муниципальных образовательных учреждений;
- стабилизировать и снизить заболеваемость учащихся муниципальных образовательных учреждений, особенно заболеваний желудочно-кишечного тракта, на 5%.
4. Формы и методы реализации Программы
Реализация Программы основывается на совершенствовании форм и методов, на создании условий для организации сбалансированного питания учащихся, оздоровления школьников.
Реализацию Программы осуществляют:
1) отдел образования, который осуществляет следующие функции:
- координирует работу муниципальных образовательных учреждений по организации питания учащихся;
- оказывает консультативную и методическую помощь руководителям муниципальных образовательных учреждений;
- проводит работу по формированию документов для объявления котировок и конкурсов на поставку продуктов питания;
- анализирует выполнение норм потребления продуктов питания;
- обеспечивает сбор и анализ информации по организации школьного питания в муниципальных образовательных учреждениях;
- осуществляет закупку оборудования для школьных столовых;
- помогает муниципальным образовательным учреждениям осуществлять ремонты и реконструкции школьных столовых;
- сотрудничает со СМИ в целях пропаганды здорового питания детей;
2) муниципальные образовательные учреждения района, которые осуществляют следующие функции:
- обеспечивают создание условий для организации питания учащихся и оздоровления воспитанников;
- осуществляют контроль за деятельностью пищеблоков в муниципальных общеобразовательных учреждениях;
- разрабатывают перспективное двухнедельное меню в соответствии с рекомендациями СанПин 2.4.5.2409-08;
- разрабатывают технологические карты приготовления блюд;
- проводят витаминизацию блюд;
- осуществляют контроль за сбалансированным рационом питания и за ассортиментом блюд;
- ведут необходимую документацию по организации питания;
- осуществляют ремонты и улучшают эстетический вид школьных столовых.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Источник финансирования Программы - районный бюджет. Общий объем финансирования Программы за счет средств районного бюджета составит 4 466,0 тысяч рублей. Ежегодный объем финансирования мероприятий Программы может уточняться в установленном порядке. Объем средств районного бюджета, направляемых на реализацию мероприятий Программы по годам, приведен в таблице раздела 6 настоящей Программы.
6. Мероприятия Программы
N |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Объем финансирования всего, в том числе по годам (тыс. рублей) |
Исполнитель |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Подготовка проекта постановления администрации района "О стоимости горячего питания в муниципальных образовательных учреждениях" |
ежегодно |
- |
отдел образования |
2. |
Разработка Положения о районном смотре-конкурсе на лучшую организацию питания школьников в муниципальных образовательных учреждениях |
январь 2013 года |
- |
отдел образования |
3. |
Подготовка документов для участия в краевом смотре-конкурсе на лучшую организацию питания школьников |
ежегодно |
- |
отдел образования, муниципальные образовательные учреждения |
4. |
Оказание консультационной помощи по организации школьного питания в муниципальных образовательных учреждениях через совещания руководителей, проведение проверок, индивидуальные беседы, раздачу методических материалов |
постоянно |
- |
отдел образования |
5. |
Информирование о вновь принятых и действующих документах по организации школьного питания |
постоянно |
- |
отдел образования |
6. |
Формирование, изучение и распространение передового опыта по организации школьного питания |
постоянно |
- |
отдел образования, муниципальные образовательные учреждения |
7. |
Проведение аттестации работников школьных столовых |
2014 год |
20,0 |
отдел образования |
8. |
Повышение квалификации работников школьных столовых на курсовых подготовках |
2014 год; 2015 год |
Всего: 40,0 2014 год: 20,0 2015 год: 20,0 |
отдел образования |
9. |
Проведение тематических обучающих семинаров по организации школьного питания (медработников, ответственных за школьное питание, работников школьных столовых) |
ежегодно, в соответствии с планом работы |
- |
отдел образования |
10. |
Проведение разъяснительной работы среди учащихся и их родителей о необходимости правильного питания через родительские собрания, классные часы, школьные мероприятия, дни открытых дверей |
ежегодно, в соответствии с планом работы |
- |
отдел образования, муниципальные образовательные учреждения |
11. |
Обеспечение школьников из малообеспеченных и остронуждающихся семей бесплатным горячим питанием |
в течение учебного периода |
Всего: 1000,0 2013 год: 300,0 2014 год: 350,0 2015 год: 350,0 |
отдел образования |
12. |
Проведение "С" витаминизации питания школьников |
в течение учебного периода |
Всего: 710,0 2013 год: 210,0 2014 год: 250,0 2015 год: 250,0 |
муниципальные образовательные учреждения |
13. |
Проведение текущего ремонта в школьных столовых |
ежегодно |
Всего: 1310,0 2013 год: 410,0 2014 год: 450,0 2015 год: 450,0 |
муниципальные образовательные учреждения |
14. |
Поверка весов, находящихся на пищеблоках в муниципальных образовательных учреждениях |
ежегодно |
Всего: 129,0 2013 год: 43,0 2014 год: 43,0 2015 год: 43,0 |
отдел образования, муниципальные образовательные учреждения |
15. |
Приобретение, замена технологического оборудования для пищеблоков в муниципальных образовательных учреждениях |
ежегодно |
Всего: 1207,0 2013 год: 287,0 2014 год: 430,0 2015 год: 490,0 |
отдел образования, муниципальные образовательные учреждения |
16. |
Оптимизация рационов питания за счет продуктов, обогащенных витаминами и микроэлементами |
ежегодно |
- |
отдел образования, муниципальные образовательные учреждения |
17. |
Организация и проведение обязательных ежегодных медицинских осмотров работников школьных столовых муниципальных образовательных учреждений |
ежегодно |
- |
отдел образования, муниципальные образовательные учреждения |
18. |
Проведение инвентаризационных мероприятий по учету оснащения холодильным и технологическим оборудованием столовых муниципальных образовательных учреждений |
ежегодно |
- |
отдел образования, муниципальные образовательные учреждения |
19. |
Обеспечение информирования населения о принципах здорового питания в средствах массовой информации |
ежегодно |
- |
отдел образования |
20. |
Организация и проведение районного конкурса-смотра на лучшую организацию школьного питания с целью обеспечения профессионального роста и совершенствования профессиональных навыков, повышения качества питания учащихся среди муниципальных образовательных учреждений |
февраль - март 2013 года |
50,0 |
отдел образования, муниципальные образовательные учреждения |
21. |
Анализ санитарно-технического состояния школьных столовых |
постоянно |
- |
отдел образования, муниципальные образовательные учреждения |
22. |
Организация контроля за деятельностью муниципальных образовательных учреждений по организации питания учащихся |
постоянно |
- |
отдел образования, муниципальные образовательные учреждения |
23. |
Организация контроля за соблюдением в муниципальных образовательных учреждениях законодательства по вопросам питания учащихся |
постоянно |
- |
отдел образования, муниципальные образовательные учреждения |
7. Механизм реализации Программы
Текущее управление реализацией Программы осуществляется отделом образования. Для обеспечения управления и контроля за реализацией Программы отдел образования:
- разрабатывает в пределах своих полномочий муниципальные правовые акты, необходимые для реализации Программы;
- контролирует эффективное и целевое использование средств, выделяемых на реализацию Программы и достижение конечных результатов;
- подготавливает предложения о целесообразности проведения отдельных мероприятий и финансирования Программы или об их прекращении, уточнении объемов финансирования;
- осуществляет ведение отчетности по реализации Программы;
- подготавливает ежегодно доклад о ходе реализации Программы;
- организует размещение в средствах массовой информации и на сайте администрации района информации о ходе и результатах реализации Программы и финансировании мероприятий;
- несет ответственность за реализацию Программы в целом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Основные цели и задачи Программы: укрепление материально-технической базы школьных столовых, техническое оснащение с целью эффективного решения социальной задачи - комплексного, быстрого, качественного обеспечения школьников горячим питанием; сохранение и укрепление здоровья учащихся муниципальных образовательных учреждений на основе качественного и сбалансированного питания; совершенствование системы организации питания за счет внедрения современных и технологических решений; обеспечение соответствия питания учащихся установленным нормам и стандартам, социальным и культурным особенностям, ожиданиям потребителей (школьников и их родителей); оптимизация и обучение кадров муниципальных образовательных учреждений современным формам работы; снижение затрат на организацию питания учащихся муниципальных образовательных учреждений; проведение постоянной пропаганды принципов здорового и культурного питания среди школьников на основе современных требований медицины.
Срок реализации Программы - 2013 - 2015 годы.
За это время от Программы ожидается увеличение до 100% числа учащихся, получающих сбалансированное витаминизированное питание; оснащение школьных столовых современным оборудованием в соответствии с требованиями технологии пищевого производства и организации обслуживания учащихся муниципальных образовательных учреждений; стабилизация и снижение заболеваемости учащихся муниципальных образовательных учреждений на 5%; снижение потерь на всех этапах приготовления и реализации готовой продукции вследствие применения высокотехнологичного оборудования, специальных систем производственного учета и контроля; установление приемлемой для родителей цены на школьные обеды за счет уменьшения издержек при производстве (снижение расхода электроэнергии, уменьшение доли амортизации на единицу продукции, снижение негативных проявлений "человеческого фактора"), а также за счет увеличения объема закупок; обеспечение возможности выбора предлагаемых блюд и быстрота их выдачи, привлекательное для детей и подростков оформление блюд школьного меню, а также вида школьных столовых.
Общий объем финансирования Программы составляет 4 466,0 тысяч рублей за счет средств районного бюджета.
Постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Постановление Администрации Охотского Муниципального района Хабаровского края от 30 ноября 2012 г. N 504 "О ведомственной целевой программе "Школьное питание на 2013 - 2015 годы"
Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования
Текст постановления опубликован в Сборнике муниципальных правовых актов Охотского Муниципального района Хабаровского края от 15 декабря 2012 г. N 9 (59)