Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Хабаровской
городской Думы
от 24 ноября 2006 г. N 360
Городская целевая программа
"Организация работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в приемные семьи в городе Хабаровске на 2007 - 2008 годы"
Паспорт
городской целевой программы
"Организация работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в приемные семьи в городе Хабаровске на 2007 - 2008 годы"
Наименование программы - Организация работы с семьями, находящимися
в социально-опасном положении и устройстве
детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей в приемные семьи в
городе Хабаровске на 2007 - 2008 годы
Заказчик - Администрация города Хабаровска
Координатор программы - Комитет по социальным вопросам
администрации города Хабаровска
Цель программы - Снижение числа детей, оставшихся без
попечения родителей.
Снижение числа детей, направленных в
учреждения для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
Сроки реализации - 2007 - 2008 годы
программы
Исполнители программы - Структурные подразделения администрации
города, муниципальные учреждения и
организации, осуществляющие работу с
несовершеннолетними и семьями, имеющими
детей
Основные источники - Бюджет города
финансирования
Ожидаемые конечные 1. Развитие системы мероприятий для работы
результаты реализации по профилактике социального - сиротства.
программы 2. Открытие трех отделений ранней
коррекции детского развития в МУ "Центры
по работе с населением".
3. Обеспечение работы 13 социальных
гостиных (на 195 детей) в 2007 году и 20
социальных гостиных (на 300 детей) в 2008
году.
4. Увеличение числа детей, возвращенных в
"кровную семью".
5. Увеличение числа приемных семей как
формы семейного жизнеустройства детей,
оставшихся без попечения родителей.
В 2007г. - 90 приемных семей, в том числе
50 вновь созданных приемных семей, в
2008 г. - 150 приемных семей, в том числе
60 вновь созданных приемных семей.
6. Уменьшение числа детей, оставленных в
роддомах.
7. Увеличение числа детей, охваченных
мероприятиями по профилактике социального
сиротства в 2007 году дополнительно 387
детей, что составит 1 694 человек.
В 2008 году дополнительно 565 детей, что
составит 2 259 человек
1. Характеристика проблемы
Проводимые в стране политические, экономические, административные реформы затрагивают различные стороны социальной жизни населения.
Резкое расслоение в обществе между богатыми и малообеспеченными, понижение уровня образования и воспитания, падение духовно-нравственных ценностей, жилищные проблемы, высокая степень коммерциализации образовательных, досуговых и спортивных учреждений отражается не лучшим образом на жизни общества и приводит к нарастанию серьезных проблем.
Одной из таких проблем является беспризорность, безнадзорность и правонарушения среди несовершеннолетних. Проблема эта общероссийского масштаба и требует для ее решения эффективного взаимодействия всех уровней власти, разработки комплексного подхода в поиске механизмов реализации, методов деятельности органов местного самоуправления и государственного управления.
В городе Хабаровске при общем снижении рождаемости и уменьшении доли детского населения в структуре населения города за последние годы возросло количество детей, рожденных и воспитывающихся в неблагополучных семьях.
"Динамика роста численности детей, находящихся в социально опасном положении, на фоне снижения численности детского населения города Хабаровска"
По данным статистики общая численность детского населения с 2001 года сократилась со 150 тысяч до 119 тысяч в 2006 году. При этом 44,2 % детей воспитывается в малоимущих семьях, 17,9 % в неполных семьях, 6,3 % в неблагополучных семьях, 4,5 % в семьях, находящихся в социально опасном положении.
"Структура детей группы риска"
Ежегодно увеличивается количество детей, в отношении которых родители лишены родительских прав. К 2003 году количество детей, находящихся на воспитании в учреждениях для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, превысило 1000 человек, где более 75 % составляют дети, оставшиеся без попечения родителей - так называемые "социальные сироты".
"Социальный состав воспитанников детских домов г. Хабаровска"
Одной из основных проблем для города является проблема социального сиротства, когда общество вынуждено брать на себя обязанности заботы и опеки над детьми из-за уклонения родителей от ответственности за их судьбу.
Для решения этой проблемы необходим поиск новых технологий, направленных на организацию профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также развитие профилактического блока услуг, направленных на сохранение кровной семьи и развитие форм семейного устройства, благоприятного для детей, лишенных опеки родителей.
Необходимо понять и устранить первопричину неэффективности действующей системы профилактики, а также основные принципы воспроизводства социального сиротства, определив, что все усилия, должны быть сосредоточены на проблемах семьи, поскольку именно они лежат в основе социального сиротства и формируют кризисную ситуацию в семье. Попав в подобное положение, семья проходит 4 основные стадии развития кризиса:
"Вектор затрат на работу с кризисными семьями"
1 стадия
Проблемная семья - это семья, попавшая в затруднительную ситуацию, вызванную психологическими, физическими, моральными, материальными отклонениями от общепринятой нормы.
2 стадия
Ранняя стадия кризиса семьи - это семья, жизнедеятельность которой при определенных условиях может привести к неисполнению или ненадлежащему исполнению родителями обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей, защите их прав и законных интересов.
3 стадия
Поздняя стадия кризиса семьи - это семья, находящаяся в социально опасном положении. Семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними;
4 стадия
Хроническая стадия кризиса, на которой происходит распад семьи, дети остаются без попечения родителей, и государство вынуждено брать на себя заботу над детьми. При этом дети изымаются из кровной семьи и помещаются в учреждения государственной опеки - Дома ребенка, Детские дома, интернаты.
Исходя из этого, определяются объемы и распределение профилактических мероприятий, оказываемых семьям и детям, находящимся на разных стадиях кризиса
В системе государственной защиты детей на сегодняшний день сложилась ситуация, при которой большая часть бюджетных средств уходит на обеспечение и содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в детских домах, интернатах, домах ребенка. На профилактику социального сиротства тратится значительно меньше средств. Недостаточно структур, деятельность которых направлена на раннее выявление семей, находящихся в кризисной ситуации, и последующую их реабилитацию.
При подобном распределении ресурсов создаются условия для воспроизведения так называемого круга социального сиротства.
"Круг воспроизведения социального сиротства"
Круг воспроизведения социального сиротства возникает за счет того, что семьи, находящиеся в социально опасном положении, не получают вовремя реабилитационную помощь. Дети из этих семей попадают в приюты и детские дома, а после выпуска из них они оказываются неподготовленными к самостоятельной, взрослой жизни и не могут образовывать устойчивые семьи, тем самым, создавая предпосылки для попадания их детей в приюты и другие учреждения государственной опеки. Таким образом, создаются условия для круга воспроизведения социального сиротства вновь.
Для изменения сложившийся ситуации необходимо развитие блока профилактических мероприятий, которые могли бы прервать воспроизведение круга социального сиротства и сократить число семей, которые в него вовлечены, при этом комплекс мероприятий, направленный на первичную профилактику, должен быть ориентирован на работу с семьей и детьми, находящимися в социально опасном положении. Необходимо проводить реабилитацию семьи, организовывая ее социальный патронат, а для детей, оказавшихся в социально опасном положении, обеспечить психолого-социальное сопровождение в образовательном и социальном пространстве.
"Пирамида услуг"
Начинать профилактическую работу надо еще до первых признаков формирования кризиса семьи, и даже до образования семьи, воспитывая в подрастающем поколении понятие семейных ценностей и родительской ответственности.
Необходимо организовать поддержку семей, составляющих группу риска по социальному сиротству, с целью недопущения появления детей-сирот, сконцентрировать все усилия на сохранение кровной семьи и оказание помощи семьям и детям, находящимся в социально опасном положении, обеспечении прав детей на заботу и воспитание.
Мероприятия по вторичной профилактике проводятся с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, проживающими в государственных и муниципальных учреждениях, и выпускниками этих учреждений. Для чего необходимо использовать различные формы семейного устройства детей. А для выпускников осуществлять постинтернатную адаптацию, с цель не допустить образование круга социального сиротства.
Опыт других регионов РФ показывает, что объем усилий, необходимых для реабилитации семьи, растет обратно пропорционально стадиям кризиса семьи: чем раньше будет оказана помощь семье, тем меньше усилий на это потребуется.
При существующем подходе финансирования, когда основные ресурсы тратятся на работу с семьями, находящимися в 4-ой (хронической стадии кризиса), когда речь идет об устройстве детей в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, система профилактики социального сиротства становится очень затратной и неэффективной.
Ежегодно более 1100 детей воспитывается в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Более 200 млн. рублей в год бюджетных средств, тратится на их содержание.
Средние затраты на содержание учреждений государственной поддержки
учреждении государственной поддержки: |
количество учреждений |
количество детей |
Затраты на 1 ребенка в месяц |
Затраты на 1 ребенка в год |
Затраты на всех детей в год |
Детскй дом | 8 | 540 | 16 000 р. | 180 000 р. | 37 200 000 р. |
школы-интернаты и группы для детей-сирот и коррекционных школах |
3/2 | 299 | 14 000 р. | 168 000 р. | 50 232 000 р. |
дома ребенка | 2 | 240 | 18 400 р. | 220 800р. | 52 992 000 р. |
Итого | 568 800 р. | 200 424 000 р. |
Ситуация в городе по-прежнему остается не простой. Число детей и семей, находящихся в социально опасном положении, остается очень высоким и продолжает расти.
Растет число детей, в отношении которых родители лишены родительских прав, с 2002 года по 2006 год увеличилось со 117 до 238. Родители этих детей не способны самостоятельно выйти из сложной социальной, экономической, нравственной ситуации и если сегодня не принимать меры, направленные на развитие профилактики социального сиротства, то завтра эти дети будут продолжать увеличивать число социальных сирот, необходимость открытия детских домов и социальных приютов
На 1 октября 2006 на учете состоит 3 586 детей, находящихся в социально опасном положении, а профилактическими мероприятиями охвачено 1 307 человек
"Число детей находящихся в социально-опасном положении охваченных социальными услугами"
Большинство из проводимых профилактических мероприятий направлено на начальные стадии кризиса семьи, что дает возможность, при относительно небольших финансовых вложениях, не допустить дальнейшее развитие кризиса и сохранить ребенка в семье.
С целью реализации мер, направленных на снижение числа детей, находящихся в социально опасном положении и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо принять городскую программу, которая позволит обобщить накопленный положительный опыт, внедрить его в практику работы структур, осуществляющих свою деятельность в области профилактики социального сиротства, а также в пределах своей компетенции координировать работу всех занятых в этой сфере служб.
2. Механизм реализации программы
Механизм реализации программы предполагает осуществление мероприятий по следующим направлениям:
1. Реабилитация семей группы риска.
2. Сопровождение ребенка группы риска в социальном и образовательном пространстве.
3. Развитие приемных семей как одной из форм семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Целевые группы проводимых мероприятий:
1. Семьи, находящиеся в социально опасном положении, дети из семей, находящихся в социально-опасном положении и трудной жизненной ситуации.
2. Воспитанники детских учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3. Дети, в отношении родителей которых стоит вопрос о лишении родительских прав.
Мероприятия в рамках программы:
1. Разработка и применение различных технологий по работе с семьями целевых групп.
2. Оказание реабилитационной помощи детям "группы риска" в учреждениях социальной сферы (социальной защиты населения, образования, культуры, спорта, отдела по работе с детьми и молодежью, здравоохранения)
3. Развитие приемных семей для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
4. Организация информационной кампании с целью популяризации и формирования положительного образа приемных семей.
5. Межведомственное взаимодействие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений, передача сведений в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и внедрение технологий работы с семьями групп риска.
Организационные мероприятия по реализации настоящей программы утверждается правовым актом Мэра города.
3. Мероприятия программы
N | Основные мероприятия |
Ответственные | Сроки исполнения |
Критерии оценки | Финансирование по годам (тыс. руб.) бюджет города |
|
2007 | 2008 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I Мероприятия для детей, находящихся в социально опасном положении | ||||||
1 | Открытие 3 отделений ранней коррекции детского развития в муниципальных центрах по работе с населением в районах города |
Управление Социальной защиты населения |
2007 год | Открытие отделений | 2 627,0 тыс. руб. | |
2 | Обеспечение развития деятельности "социальных гостиных" в образовательных учреждениях города |
Управление образования |
2007 год - 13 2008 год - 20 |
Создание "социальных гостиных" |
1 800,0 тыс. руб. | 2 350,0 тыс. руб. |
3. | Формирование реабилитационного, досугового пространства, на базе детских библиотек: Введение ставок социальных педагогов и педагогов психологов |
Управление культуры |
2007 - 16 ставок 2008 - 23 ставки |
Введение ставок специалистов |
1 428,5 тыс. руб. | 2 860,6 тыс. руб. |
II Мероприятия для развития приемных семей | ||||||
1 | Формирование служб сопровождения приемных семей, на базе детских домов (N 1; N 5), по 4 ставки в каждый |
Управление образования |
2007 год - 1 служба 2008 год - 2 службы |
Создание служб сопровождения |
700, 0 тыс. руб. | 1 400,00 тыс. руб. |
2 | Финансирование приемных семей |
Управление образованием |
2007 - 2008 | 50 - семей - 2007 год 60 - семей 2008 |
5 714,0 тыс. руб. | 5 926,0 тыс. руб. |
6 | Итого: | 12 269,5 | 12 536,6 |
<< Назад |
||
Содержание Решение Хабаровской городской Думы от 24 ноября 2006 г. N 360 "Об утверждении городской целевой программы "Организация... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.