Постановлением Законодательной Думы Хабаровского края от 31 января 2007 г. N 653 настоящее постановление снято с контроля
Законодательная Дума постановляет:
1. Принять проект закона Хабаровского края "О признании утратившими силу Закона Хабаровского края "О порядке отзыва депутата Законодательной Думы Хабаровского края" и статьи 40 Закона Хабаровского края "О статусе депутата Законодательной Думы Хабаровского края" в первом чтении.
2. Направить настоящий законопроект субъектам права законодательной инициативы для внесения поправок.
Поправки к указанному законопроекту представить в комитет по государственному строительству, местному самоуправлению и межрегиональным связям в срок до 26 мая 2006 года.
3. Комитету по государственному строительству, местному самоуправлению и межрегиональным связям доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Законодательной Думы во втором чтении.
4. Создать временную комиссию по подготовке проекта закона Хабаровского края "О порядке отзыва депутата Законодательной Думы Хабаровского края" (далее - комиссия) с функциями постоянного комитета, ответственного за подготовку законопроекта, в следующем составе:
Петров А.А. - председатель комиссии;
Громов А.П. - член комиссии;
Исаков Е.Н. - член комиссии;
Мысин П.Е. - член комиссии;
Повзык Н.Г. - член комиссии;
Фургал СИ. - член комиссии;
Хмара М.В. - член комиссии.
Заместитель Председателя Думы |
Л.С. Перкулимова |
Внесен депутатом
Законодательной Думы
Хабаровского края
Петровым А.А.
Проект
Закон
Хабаровского края
26.04.2006 N ______
О признании утратившими силу Закона Хабаровского края "О порядке отзыва депутата Законодательной Думы Хабаровского края" и статьи 40 Закона Хабаровского края "О статусе депутата Законодательной Думы Хабаровского края"
(первое чтение)
Статья 1
Со дня вступления в силу настоящего закона признать утратившими силу:
1) Закон Хабаровского края от 30 сентября 1998 года N 67 "О порядке отзыва депутата Законодательной Думы Хабаровского края" (Сборник нормативных актов Законодательной Думы Хабаровского края, 1998, N 7);
2) статью 40 Закона Хабаровского края от 27 ноября 1996 года N 86 "О статусе депутата Законодательной Думы Хабаровского края" (Сборник нормативных актов Хабаровской краевой Думы, 1996, N 17).
Статья 2
Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель |
Ю.И. Оноприенко |
Пояснительная записка
к проекту закона Хабаровского края "О признании утратившими силу Закона Хабаровского края "О порядке отзыва депутата Законодательной Думы Хабаровского края" и статьи 40 Закона Хабаровского края "О статусе депутата Законодательной Думы Хабаровского края"
Проанализировав действующее федеральное законодательство, правоприменительную практику и проблемы правового регулирования института отзыва депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предлагается признать утратившим силу Закон Хабаровского края от 30.09.1998 N 67 "О порядке отзыва депутата Законодательной Думы Хабаровского края" по следующим основаниям.
Во-первых, норма об отзыве депутата отсутствует в федеральном законодательстве. Так, в Конституции Российской Федерации институт отзыва не предусмотрен. Отсутствует Федеральный закон "Об отзыве депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) предусмотрел возможность отзыва только высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Однако Федеральным законом от 11.12.2004 N 159-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" внесены существенные изменения в Федеральный закон N 184-ФЗ, касающиеся порядка наделения гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению Президента Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Поэтому институт отзыва высшего должностного лица субъекта Российской Федерации из Федерального закона N 184-ФЗ был исключен. А нормы об отзыве депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации по-прежнему отсутствуют.
Во-вторых, практика других субъектов Российской Федерации показывает, что большинство инициатив об отзыве не удается довести до голосования, а проведенное голосование часто выливается в необоснованную трату средств. Фактически существующие сегодня правовые механизмы досрочного прекращения полномочий депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации совершенно неработоспособны на практике.
В-третьих, в настоящее время проведение процедуры отзыва депутата Законодательной Думы осложнено и тем, что в соответствии с требованиями Федерального закона N 184-ФЗ и Устава края Законодательная Дума четвертого созыва сформирована по смешанной системе.
Законодательная Дума состоит из 26 депутатов, избранных на четыре года, из которых 13 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам и 13 депутатов - по единому избирательному округу, образуемому на всей территории края, пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями в соответствии с законодательством о выборах.
Поэтому не представляется возможным установление правового механизма отзыва депутатов Законодательной Думы, избранных по партийным спискам, учитывая, что избиратели голосовали не за конкретного депутата, а за политическую партию и ее платформу.
Отмеченные сложности законодательного регулирования процедуры отзыва депутата свидетельствуют не против отзыва как института непосредственной демократии, они лишь подчеркивают, что этот институт возможен только при условии его четкого закрепления на федеральном уровне.
Демократизация политической жизни, развитие многопартийности обусловили необходимость определения и точного закрепления в соответствующих федеральных нормативных правовых актах форм и оснований ответственности.
Сегодня, в частности, установлены следующие механизмы, относящиеся к данной разновидности ответственности: роспуск законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации и Президентом Российской Федерации по основаниям, предусмотренным в статье 9 Федерального закона N 184-ФЗ.
Считаю, что законами субъектов Российской Федерации не могут вводиться принципиально иные механизмы досрочного прекращения полномочий выборных лиц по воле иных субъектов публичной власти в качестве меры юридической ответственности до тех пор, пока они не будут предусмотрены федеральным законом.
Пока на федеральном уровне не будут выработаны и законодательно закреплены единые принципы применения санкций к выборным лицам публичной власти, определяющие допустимость тех или иных оснований и процедур прекращения их полномочий, учитывающие практическую эффективность указанных мер, установление законами субъектов Российской Федерации механизма отзыва депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации невозможно.
В настоящее время только в 7 субъектах Российской Федерации действуют законы, предусматривающие отзыв депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти.
Поэтому предлагаю признать утратившими силу Закон Хабаровского края от 30.09.1998 N 67 "О порядке отзыва депутата Законодательной Думы Хабаровского края" и статью 40 Закона Хабаровского края от 27.11.1996 N 86 "О статусе депутата Законодательной Думы Хабаровского края", в которой содержится норма об отзыве депутата Законодательной Думы края.
Депутат Законодательной Думы |
А.А. Петров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательной Думы Хабаровского края от 26 апреля 2006 г. N 156 "О проекте закона Хабаровского края "О признании утратившими силу Закона Хабаровского края "О порядке отзыва депутата Законодательной Думы Хабаровского края" и статьи 40 Закона Хабаровского края "О статусе депутата Законодательной Думы Хабаровского края"
Текст постановления официально опубликован не был
Настоящий документ снят с контроля