Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к приказу
министерства образования
Хабаровского края
от 21 ноября 2006 г. N 921
Формы и процедуры
аттестации педагогических и руководящих работников Хабаровского края
(с изменениями от 25 апреля 2007 г.)
Формы и процедуры аттестации педагогических и руководящих работников на территории Хабаровского края установлены на основании Закона Российской Федерации "Об образовании", в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 N 610, приказом Министерства образования Российской Федерации от 26.06.2000 N 1908.
В ходе аттестации определяется соответствие уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников требованиям (показателям) к их квалификации, профессионализму и продуктивности.
Аттестация педагогических и руководящих работников в Хабаровском крае проводится по двум направлениям:
Первое направление - определение соответствия уровня профессиональной компетентности работников требованиям (показателям) к их квалификации и профессионализму (далее - определение уровня квалификации и профессионализма).
Второе направление - определение соответствия уровня профессиональной компетентности работников требованиям (показателям) к их профессионализму и продуктивности (далее - определение уровня профессионализма и продуктивности деятельности).
1. Первое направление
Первое направление аттестации педагогических и руководящих работников включает в себя обязательную и вариативные формы.
1.1. Обязательная форма первого направления (на высшую, первую квалификационные категории).
Повышение квалификации является обязательной формой первого направления аттестации педагогических и руководящих работников, претендующих на высшую или первую квалификационную категорию. Повышение квалификации осуществляется не реже, чем один раз в пять лет в течение всей трудовой деятельности работников.
Повышение квалификации может включать в себя следующие виды обучения:
- длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов для углубленного изучения актуальных проблем по профилю профессиональной деятельности;
- профессиональная переподготовка педагогических, руководящих работников.
Повышение квалификации осуществляется в государственных образовательных учреждениях (на факультетах) дополнительного профессионального образования.
Руководящие работники образовательных учреждений, претендующие на высшую квалификационную категорию, в рамках повышения квалификации сдают квалификационный экзамен по управленческой деятельности. Руководящие работники по заявлению могут сдать квалификационный экзамен вне рамок курсовой подготовки в аттестационный период в соответствии с установленным графиком.
Педагогические работники образовательных учреждений, претендующие на высшую квалификационную категорию, в рамках повышения квалификации сдают квалификационный экзамен по содержанию преподаваемого предмета, профильной области знаний, специальности (для узких специалистов), направлению деятельности.
Педагогические работники по заявлению могут сдать квалификационный экзамен вне рамок курсовой подготовки в аттестационный период в соответствии с установленным графиком.
Приказом Министерства образования Хабаровского края от 25 апреля 2007 г. N 388 в пункт 1.2 раздела 1 настоящего Приложения внесены изменения
1.2. Вариативные формы первого направления (на высшую, первую, вторую квалификационные категории).
Вариативными формами аттестации руководящих и педагогических работников по первому направлению являются:
Для руководящих работников, претендующих на:
высшую квалификационную категорию |
1. Защита программы развития образовательного учреждения (защита программы развития образовательного учреждения по направлению деятельности руководителя) |
2. Собеседование по вопросам управленческой деятельности | |
первую квалификационную категорию |
1. Собеседование по вопросам управленческой деятельности |
2. Переподготовка по специальности "Менеджер образования" (копия диплома, действительна в течение пяти лет со дня выдачи диплома) |
Для педагогических работников, претендующих на:
высшую квалификационную категорию |
1. Защита научно-методической или опытно-экспериментальной разработки |
2. Творческий отчет | |
первую квалификационную категорию |
1. Собеседование |
2. Творческий отчет | |
3. Защита реферата | |
4. Защита научно-методической или опытно-экспериментальной разработки |
|
вторую квалификационную категорию |
1. Собеседование |
2. Творческий отчет | |
3. Повышение квалификации. |
Руководящий и педагогический работник имеет право выбрать одну из вариативных форм.
При определении уровня квалификации и профессионализма аттестационным комиссиям следует руководствоваться:
- требованиями к квалификации по разрядам оплаты (Постановление Минтруда РФ от 17.08.1995 N 46);
- показателями оценивания уровня квалификации и профессионализма аттестуемого (Приложение 3 к письму Минобразования России от 29.03.2001 N 20-52-1350/20-5).
1.3. Особые вариативные формы первого направления.
Считаются особыми вариативными формами прохождения педагогическими работниками первого направления аттестации на высшую, первую, вторую квалификационные категории:
- разработка учебного издания, прошедшего экспертизу в краевом экспертном совете при Хабаровском краевом институте переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, рекомендованного министерством образования края к использованию в образовательных учреждениях (прилагается копия приказа);
- окончание "Школы педагога-исследователя" при Хабаровском краевом институте переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров (прилагается копия свидетельства установленного образца).
1.4. Форма первого направления при досрочной аттестации.
В случае выхода педагога или руководителя на досрочную аттестацию ему необходимо вновь пройти первое направление, выбирая иную вариативную форму квалификационных испытаний, чем в предшествующую аттестацию.
1.5. Педагогический и руководящий работник по желанию может пройти одну из вариативных формы# первого направления в период курсовой подготовки (переподготовки).
2. Второе направление
2.1. Процедура проведения аттестации по второму направлению.
По второму направлению аттестации педагогических и руководящих работников оценка уровня профессионализма и продуктивности деятельности осуществляется на основе анализа представленных материалов (в том числе по аттестации и аккредитации образовательного учреждения - для руководителей).
2.2. Аттестация руководящих работников по второму направлению проводится на основе изучения и анализа следующих материалов:
на высшую квалификационную категорию |
документально подтвержденных результатов реализации программ (в т.ч. воспитательных) развития образовательного учреждения |
материалов, отражающих уровень профессионализма и практические результаты управленческой деятельности аттестуемого, итоги мониторинга успешности работы с педагогическим коллективом, обучающимися, родителям#; |
|
документально подтвержденных результатов инновационной деятельности учреждения |
|
материалов, отражающих уровень медико-социальных и материально-технических условий в образовательном учреждении |
|
на первую квалификационную категорию |
материалов, отражающих уровень профессионализма и практические результаты управленческой деятельности аттестуемого, итоги мониторинга успешности работы с педагогическим коллективом, обучающимися (воспитанниками), родителями |
представления (для аттестующихся впервые) |
2.3. Аттестация педагогических работников по второму направлению проводится на основе следующих материалов:
на высшую квалификационную категорию |
анализа учебных программ, календарно-тематических и поурочных планов аттестуемого |
посещения и анализа учебных занятий и внеурочных мероприятий, проводимых аттестуемым, мероприятий муниципального и краевого (регионального) уровня |
|
материалов, отражающих практические результаты педагогической деятельности аттестуемого (документация) |
|
материалов, отражающих участие аттестуемого в работе научно-методических объединений и творческих групп различного уровня (протоколы заседаний методических объединений, педсоветов, программы конференций, семинаров, чтений и др.) |
|
материалов, отражающих участие аттестуемого в опытно-экспериментальной (инновационной) деятельности (справки, отзывы приказы, отчеты и др.) |
|
на первую квалификационную категорию |
анализа учебных программ, календарно-тематических и поурочных планов аттестуемого |
посещения и анализа учебных занятий и внеурочных мероприятий, проводимых аттестуемым, мероприятий уровня образовательного учреждения и муниципального уровня |
|
материалов, отражающих практические результаты педагогической деятельности аттестуемого (документация) |
|
материалов, отражающих участие аттестуемого в работе научно-методических объединений и творческих групп различного уровня (протоколы заседаний методических объединений, педсоветов, программы конференций, семинаров, чтений и др.) |
|
на вторую квалификационную категорию |
посещения и анализа учебных занятий и внеурочных мероприятий, проводимых аттестуемым |
материалов, отражающих практические результаты педагогической деятельности аттестуемого (документация) |
При оценке второго направления аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений аттестационным комиссиям следует руководствоваться:
- требованиями к квалификации по разрядам оплаты (Постановление Минтруда РФ от 17.08.1995 N 46);
- требованиями по оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории руководителям, специалистам (педагогическим работникам) (Приложение 3 к письму Минобразования России от 29.03.2001 N 20-52-1350/20-5);
- показателями уровня профессионализма и продуктивности деятельности аттестуемого.
Для составления объективного экспертного заключения о соответствии либо несоответствии аттестуемого заявленной квалификационной категории экспертами используются данные, взятые за межаттестационный период (за 3 - 5 лет).
Аттестуемому предоставляется право выбора предмета и класса для прохождения аттестации.
Педагогические и руководящие работники в период аттестации при необходимости имеют право предоставлять в аттестационные комиссии любые дополнительные материалы, характеризующие их деятельность, и документально зафиксированные результаты своего труда (результаты предметных олимпиад, конкурсов, соревнований обучающихся, воспитанников, выступления, доклады на научно-практических конференциях, публикации и др.).
3. Альтернативные формы аттестации (по первому и второму направлениям)
3.1. Признаются альтернативными формами аттестации в целом:
- победа (1 место) в краевом профессиональном конкурсе "Учитель года" (в соответствии с Положением о конкурсе);
Постановлением Мэра города Хабаровска от 10 июля 2008 г. N 1973 постановление Мэра города Хабаровска от 16 января 2006 г. N 7, утвердившее Положение о конкурсе, признано утратившим силу
- награждение аттестуемого в межаттестационный период Государственной наградой (орденом, медалью, почетным званием Российской Федерации: "Народный учитель РФ", "Заслуженный учитель РФ", "Заслуженный работник физической культуры РФ", "Заслуженный работник культуры РФ" и др.).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.