Постановление Арбитражного суда Хабаровского края
от 2 февраля 2006 г. N АИ-1/10/06-47
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 мая 2006 г. N Ф03-А73/06-1/1587 настоящее постановление оставлено без изменения
Домоуправление N 4 Хабаровской КЭЧ обратилось в Арбитражный суд с иском к Министерству Финансов РФ, Министерству Финансов Хабаровского края, Финансовому департаменту Администрации г. Хабаровска о взыскании 48 532,80 руб. убытков, причиненных в результате предоставления в период с 01.01.2004 г. по 31.12.2004 г. льгот гражданам, имеющим право на получение льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на основании Федерального Закона "О реабилитации жертв политических репрессий".
В ходе судебного разбирательства истец в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил размер исковых требований, и просил взыскать с ответчиков 47 194,52 руб.
Решением суда первой инстанции исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны РФ в лице Министерства Финансов РФ.
Не согласившись с решением суда, Министерство Финансов РФ направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска за счет казны РФ отказать. По тем основаниям, что суд неверно подошел к оценке нормативных актов, регулирующих правоотношения, связанные с распределением обязанностей государственных органов РФ, субъекта РФ и органов местного самоуправления по финансированию из соответствующих бюджетов расходов на предоставление льгот вышеуказанной категории граждан.
В судебном заседании Министерство Финансов РФ доводы апелляционной жалобы поддержало, при этом не оспаривало сумму предъявленных истцом к возмещению убытков.
Финансовый департамент Администрации г. Хабаровска в судебном заседании возразил по доводам апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Пояснил, что в силу ст. 6 п. 4 ст. 5 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 28.08.1995 г., финансирование расходов, связанных с предоставлением федеральных льгот по оплате коммунальных услуг, не относится к вопросам местного значения, и не может производиться за счет бюджета г. Хабаровска. В бюджете г. Хабаровска денежные средства на компенсацию расходов на предоставление льгот реабилитированным гражданам в 2004 г. не предусматривались, тогда как в соответствии с ФЗ "186-ФЗ от 23.12.2003 г. "О федеральном бюджете на 2004 г." указанные расходы били предусмотрены в федеральном бюджете, в связи с чем считает законным и обоснованным возложение судом первой инстанции ответственности на казну Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ.
Истец и ответчик - Министерство Финансов Хабаровского края в судебное заседание не явились, отзывы на апелляционную жалобу не представили, будучи извещенными надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, и не подлежащим отмене, поскольку судом правильно установлены все обстоятельства по делу и им дана соответствующая юридическая оценка.
Так из материалов дела видно, что истец за счет собственных средств в период с 01.01.2004 г. по 31.12.2004 г. предоставил льготы в размере 50 % по оплате жилья и коммунальных услуг населению проживающему в жилищном фонде Министерства Обороны РФ, имеющим право на получение льгот на основании Федерального Закона "О реабилитации жертв политических репрессий" N 1761-1 от 18.10.1991 г., п. 8 Постановления Правительства РФ N 419 от 03.05.1994 г. "Об утверждении положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам, и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий" в сумме 47 194, 52 руб.
В связи с наличием невозмещенных расходов по предоставленным льготам за указанный период, Домоуправление N 4 Хабаровской КЭЧ обратилось в суд с настоящим иском.
Факт предоставления льгот за счет средств Домоуправление N 4 Хабаровской КЭЧ подтверждается материалами дела: актами сверок с Отделом социальной защиты населения Центрального округа г. Хабаровска, утвержденными последними, списками льготников, счетами-фактурами, выставленных истцом для оплаты произведенных расходов, и не оспаривался сторонами в ходе судебного разбирательства.
В соответствии с п. 14 Положения о порядке предоставления льгот, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.05.1994 г. N 419, расходы, связанные с их предоставлением, производятся за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующим возмещением последним средств из федерального бюджета.
Федеральным Законом "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 г., установлено, что источником финансирования рассматриваемых льгот являются средства федерального бюджета, которые в соответствии с п. 4 ст. 130, ст.ст. 133, 136 Бюджетного Кодекса РФ должны быть переданы в бюджет субъекта Федерации в виде субвенций и субсидий.
Возмещение организациям жилищно-коммунального хозяйства расходов на предоставление установленных федеральными законами льгот по оплате жилья и коммунальных услуг за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации предусмотрено ст. 15.6 ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики", и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" N 52-ФЗ от 06.05.2003 г.
Судом первой инстанции, и материалами дела установлено, что в спорный период на реализацию Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" в бюджет Хабаровского края из средств федерального бюджета в 2004 г. поступило 33 577,80 тыс. руб.
Указанные средства федерального бюджета, а также запланированные в краевом законе "О бюджетной системе Хабаровского края на 2004 г." были доведены до муниципальных образований, и распределены между предприятиями, предоставившими населению льготные услуги, пропорционально понесенным расходам, в том числе и истцу в сумме 183 481,38 руб., что не покрыло расходов истца при понесенных им расходах, возникших в связи с предоставлением вышеуказанной категории граждан льгот в сумме 230 675,90 руб.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 15.08.2001 г. N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года", ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, может быть возложена только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Данные положения нашли отражение в Бюджетном кодексе РФ, согласно ст. 84 которого исключительно из федерального бюджета финансируется обеспечение реализаций решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней.
Вместе с тем, исходя из статей 72, 76 Конституции РФ и статьи 9 ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ", раздел полномочий Российской Федерации и субъекта РФ в области социальной защиты производится по уровню органа государственной власти, принявшего соответствующее решение.
В связи с изложенным, поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили в полном объеме реализацию установленных федеральным законом льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, в результате чего у истца возникли убытки, судом первой инстанции правомерно возложены на казну Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ в соответствии со статьями 15, 16, 1069, 1071 ГК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, Арбитражный суд апелляционной инстанции постановил:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21.11.2005 г. по делу N А73-10590/2005-35, - оставить без изменения, апелляционную жалобу, - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию в течении двух месяцев со дня вынесения через Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Хабаровского края от 2 февраля 2006 г. N АИ-1/10/06-47
Текст постановления предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 мая 2006 г. N Ф03-А73/06-1/1587 настоящее постановление оставлено без изменения