Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 19 октября 2004 г. N А73-6131/2004-21
Арбитражный суд в составе: председательствующего судьи Лузан К.Б., судей Будылевой М.В., Горбачевой О.В.,
при помощнике судьи Руденко Р.А., ведущего протокол судебного заседания,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению прокурора Хабаровского края к Региональной энергетической комиссии - комитету цен правительства Хабаровского края,
с участием третьего лица - Министерства финансов Хабаровского края,
о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими нормативных актов - постановлений Региональной энергетической комиссии - комитета цен правительства Хабаровского края.
В заседании приняли участие:
от заявителя - Колесник И.П., старший прокурор отдела, удостоверение 42448,
от РЭК - Антипова Г.Ф., зам. председателя, дов. от 04.08.2003 N 4-3-7/881, Семина М.Л., специалист отдела правовой работы, дов. от 04.04.2004 N 3,
от Минфина Хабаровского края - Белоножко Т.Г., консультант юридической службы, дов. от 16.08.2004 N 19-11/1672.
На основании статьи 176 АПК РФ решение в полном объеме изготовлено 19.10.2004.
Прокурор Хабаровского края обратился с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими нормативных актов - постановлений Региональной энергетической комиссии - комитета цен правительства Хабаровского края:
от 24.03.04 N 16/9 "Об утверждении тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую котельными МУМПП ЖКХ "СЕРГЕЕВСКОЕ" Хабаровского района";
от 24.03.04 N 16/8 "Об утверждении тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую котельными МУМПП ЖКХ "ПОБЕДИНСКОЕ" Хабаровского района";
от 24.03.04 N 16/7 "Об утверждении тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую котельными МУМПП ЖКХ "ВОСТОЧНОЕ" Хабаровского района";
от 24.03.04 N 16/6 "Об утверждении тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую котельными МУМПП ЖКХ "МАЛЫШЕВСКОЕ" Хабаровского района";
от 24.03.04 N 16/5 "Об утверждении тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую котельной "ОСИНОВОРЕЧЕНСКОЕ" Хабаровского района";
от 24.03.04 N 16/4 "Об утверждении тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую котельными МУМПП ЖКХ "КОРСАКОВСКОЕ" Хабаровского района";
от 24.03.04 N 16/3 "Об утверждении тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую котельными МУМГШ ЖКХ "КОРФОВСКОЕ" Хабаровского района";
от 24.03.04 N 16/2 "Об утверждении тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую котельной МП ЖКХ с. Бычиха Хабаровского района";
от 24.03.04 N 16/1 "Об утверждении тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую котельной МУМГШ "РАКИТНЕНСКОЕ" Хабаровского района";
от 17.03.04 N 14/1 "Об утверждении тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую котельными МУП ЖКХ села Усть-Орочи Ванинского района";
от 16.03.04 N 13/1 "Об утверждении тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую котельными предприятий ЖКХ района им. Лазо";
от 04.03.04 N 11/2 "Об утверждении тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую котельной МУП "ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС с. Хурба" Комсомольского района";
от 04.03.04 N 11/1 "Об утверждении тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую котельной МУП "ТЕПЛОЦЕНТРАЛЬ" г. Комсомольска-на-Амуре в пос. Менделеева";
от 28.01.04 N 4/6 (в редакции постановления РЭК от 03.03.04 N 10/6) "Об утверждении тарифов, оказываемых МУМЭП "ГАРАНТ" Солнечного района Хабаровского края";
от 03.03.04 N 10/1 "Об утверждении тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую котельной учреждения ЯБ-257/5 УИН по Хабаровскому краю ГУИН Министерства юстиции РФ".
Свои требования заявитель обосновывает, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Статьей 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.
Изменение указанных тарифов в течение финансового года без одновременного внесения Правительством Российской Федерации (органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации) на рассмотрение Государственной Думы (законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации) проекта федерального закона (закона субъекта Российской Федерации) о внесении изменений и дополнений в федеральный закон (закон субъекта Российской Федерации) о федеральном бюджете (бюджете субъекта Российской Федерации) на текущий финансовый год не допускается.
Однако, в нарушение указанного Федерального закона, Региональной энергетической комиссией - комитетом цен правительства Хабаровского края оспариваемые постановления изданы после принятия Закона Хабаровского края от 29.12.2003 N 155 "О бюджетной системе Хабаровского края на 2004 год" без одновременного внесения изменений и дополнений в этот краевой Закон.
На основании изложенного заявитель просит арбитражный суд признать вышеперечисленные постановления противоречащими федеральному законодательству и недействующими.
Региональная энергетическая комиссия - комитет цен правительства Хабаровского края считает, что при принятии оспариваемых ненормативных актов нарушения вышеуказанного Федерального закона допущено не было, в удовлетворении заявленных требований просит отказать по следующим основаниям.
В соответствии с полномочиями органов прокуратуры органы прокуратуры обязаны защищать интересы граждан и юридических лиц. Обратившись с заявлением о признании не соответствующими федеральному законодательству и недействующими постановлений РЭК - КЦ правительства края прокуратура Хабаровского края тем самым не защищает интересы граждан.
В результате издания обжалуемых постановлений фактически тарифы были не завышены, а, наоборот, снижены.
Обжалуемые постановления приняты с соблюдением прав граждан и юридических лиц и действующего законодательства по вопросам регулирования тарифов на тепловую энергию.
Согласно статье 2 названного Федерального закона тарифы устанавливаются до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете и изменение указанных тарифов в течение финансового года не допускается без одновременного внесения изменений в бюджет субъекта Российской Федерации.
Требование об установлении тарифов до принятия субъектом РФ бюджета и условия их изменения предусмотрены законом, однако из текста нормы права усматривается, что внесение изменений необходимо, если изменение тарифов влечет за собой дополнительные расходы бюджета.
Следует обратить внимание и на то, что закон предусматривает внесение изменений в бюджет, если изменяется ранее установленный тариф в рамках указанного выше Закона.
Как усматривается из заключений о проведенных экспертизах экономической обоснованности тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую хозяйствующими субъектами, по материалам, представленным предприятиями для утверждения указанных тарифов по спорным постановлениям РЭК-КЦ правительства края, тарифы для них установлены впервые на 2004 год и до настоящего времени не изменялись.
Ранее тарифы на услуги по теплоснабжению, оказываемые муниципальными предприятиями в соответствии с действующим законодательством, утверждались органами местного самоуправления и без учета норм Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ.
Из указанного следует, что факт изменения тарифов отсутствует, в связи с чем Региональной энергетической комиссией - комитетом цен правительства Хабаровского края соблюдена статья 2 вышеуказанного Федерального закона.
Утверждение тарифов предприятиям на указанные периоды не привело к нарушению сбалансированности бюджета края на 2004 год.
Статьей 20 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что составлению бюджета предшествует прогноз социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год исходя из прогнозных показателей инфляции по отрасли экономики, на основе которого орган исполнительной власти осуществляет разработку проекта бюджета.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Имеется в виду глава 20 Бюджетного кодекса РФ
Письмом от 25.07.2003 N 1-1-10/830 в Министерство финансов края была представлена информация по прогнозному уровню тарифов на электрическую и тепловую энергию, которая была учтена при формировании бюджета края, и определен размер финансовой помощи муниципальным бюджетам с учетом индексации материальных затрат.
На территории Хабаровского края обеспеченность бюджета составила 11,1 процента. Предельный уровень повышения тарифов не нарушен, что подтверждается письмом Министерства финансов Хабаровского края от 08.04.2004 N 06-13/699.
На основании изложенного Региональная энергетическая комиссия - комитет цен правительства Хабаровского края просит арбитражный суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Министерство финансов Хабаровского края с доводами представителя Хабаровской прокуратуры не согласилось, суду пояснило, что повышение тарифов было учтено в бюджете на 2004 год. В соответствии со ст. 30 Бюджетного кодекса органы местного самоуправления самостоятельно определяют направление расходования средств муниципальных бюджетов. Как видно из материалов дела, как такового повышения тарифов не произошло, а наоборот, произошло их снижение. Следовательно, расходы местных образований на потребляемую электрическую и тепловую энергию сократились.
Ежегодно Министерство финансов Хабаровского края планирует повышение тарифов на потребляемую электрическую и тепловую энергию на следующий год, о чем делает в текущем году расчеты, после чего поступают прогнозы из Министерства финансов РФ на планируемые выделения средств из федерального бюджета, в связи с чем Министерство финансов Хабаровского края вынуждено производить перерасчеты, что явилось следствием того, что новые тарифы были утверждены после принятия бюджета Хабаровского края.
На основании изложенного Министерство финансов Хабаровского края просит арбитражный суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заслушав и проанализировав доводы представителей сторон, арбитражный суд пришел к выводу о том, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Статьей 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.
Изменение указанных тарифов в течение финансового года без одновременного внесения Правительством Российской Федерации (органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации) на рассмотрение Государственной Думы (законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации) проекта федерального закона (закона субъекта Российской Федерации) о внесении изменений и дополнений в федеральный закон (закон субъекта Российской Федерации) о федеральном бюджете (бюджете субъекта Российской Федерации) на текущий финансовый год не допускается.
Статьей 20 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что составлению бюджета предшествует прогноз социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год исходя из прогнозных показателей инфляции по отрасли экономики, на основе которых орган исполнительной власти осуществляет разработку проекта бюджета.
Как следует из представленных Региональной энергетической комиссией документов (писем от 25.07.2003 N 1-1-10/830, от 08.04.2004 N 06-13/699, экспертных заключений экономической обоснованности тарифов на услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения (л.д. 25 - 102), сравнительной таблицы тарифов на тепловую энергию, утвержденных в 2003 - 2004 гг., запросов Региональной энергетической комиссии - комитета цен правительства Хабаровского края по учету прогнозов роста тарифов на электрическую и тепловую энергию для населения по субсидиям и льготам от 26.01.2004 N 4-3-7/137, от 29.03.2004 N 4-3-7/601), в Министерство финансов края была представлена информация по прогнозному уровню тарифов на электрическую и тепловую энергию, которая была учтена при формировании бюджета края, и определен размер финансовой помощи муниципальным бюджетам с учетом индексации материальных затрат. Обеспеченность бюджета на территории Хабаровского края составила 11,1 процента. Таким образом, предельный уровень повышения тарифов не был нарушен.
Арбитражный суд считает, что в данном случае утверждение тарифов после принятия бюджета Хабаровского края не повлекло нарушений гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц, в связи с чем оснований для признания обжалуемых постановлений противоречащими федеральному законодательству и недействующими не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд решил:
В удовлетворении заявленных требований о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими постановлений Региональной энергетической комиссии - комитета цен правительства Хабаровского края:
от 26.03.04 N 17/11 "Об утверждении тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую котельной с. Заозерное МУМПП ЖКХ "ТОПОЛЕВСКОЕ" Хабаровского района";
от 24.03.04 N 16/9 "Об утверждении тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую котельными МУМПП ЖКХ "СЕРГЕЕВСКОЕ" Хабаровского района";
от 24.03.04 N 16/8 "Об утверждении тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую котельными МУМПП ЖКХ "ПОБЕДИНСКОЕ" Хабаровского района";
от 24.03.04 N 16/7 "Об утверждении тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую котельными МУМПП ЖКХ "ВОСТОЧНОЕ" Хабаровского района";
от 24.03.04 N 16/6 "Об утверждении тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую котельными МУМПП ЖКХ "МАЛЫШЕВСКОЕ" Хабаровского района";
от 24.03.04 N 16/5 "Об утверждении тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую котельной "ОСИНОВОРЕЧЕНСКОЕ" Хабаровского района";
от 24.03.04 N 16/4 "Об утверждении тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую котельными МУМПП ЖКХ "КОРСАКОВСКОЕ" Хабаровского района";
от 24.03.04 N 16/3 "Об утверждении тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую котельными МУМГШ ЖКХ "КОРФОВСКОЕ" Хабаровского района";
от 24.03.04 N 16/2 "Об утверждении тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую котельной МП ЖКХ с. Бычиха Хабаровского района";
от 24.03.04 N 16/1 "Об утверждении тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую котельной МУМГШ "РАКИТНЕНСКОЕ" Хабаровского района";
от 17.03.04 N 14/1 "Об утверждении тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую котельными МУП ЖКХ села Усть-Орочи Ванинского района";
от 16.03.04 N 13/1 "Об утверждении тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую котельными предприятий ЖКХ района им. Лазо";
от 04.03.04 N 11/2 "Об утверждении тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую котельной МУП "ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС с. Хурба" Комсомольского района";
от 04.03.04 N 11/1 "Об утверждении тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую котельной МУП "ТЕПЛОЦЕНТРАЛЬ" г. Комсомольска-на-Амуре в пос. Менделеева";
от 28.01.04 N 4/6 (в редакции постановления РЭК от 03.03.04 N 10/6) "Об утверждении тарифов, оказываемых МУМЭП "ГАРАНТ" Солнечного района Хабаровского края";
от 03.03.04 N 10/1 "Об утверждении тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую котельной учреждения ЯБ-257/5 УИН по Хабаровскому краю ГУИН Министерства юстиции РФ" отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационную инстанцию.
Председательствующий |
К.Б. Лузан |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 19 октября 2004 г. N А73-6131/2004-21
Текст решения опубликован в журнале "Вестник Высшего Арбитражного суда РФ", июнь 2006 г., N 6 (163)