2. Участникам архитектурной и градостроительной деятельности при проектировании нового строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений, а также благоустройства прилегающих к ним территорий руководствоваться требованиями Правил.
3. Министерству имущественных отношений края (Громова Г.А.) при изменении функционального назначения зданий и сооружений включать в состав согласовывающих инстанций министерство строительства края и органы архитектуры и градостроительства местного самоуправления.
4. Признать утратившими силу:
постановления главы администрации Хабаровского края:
от 10 сентября 1998 г. N 355 "Об утверждении Руководства по размещению автостоянок легкового транспорта в населенных пунктах Хабаровского края";
от 17 октября 2001 г. N 436 "О строительстве подземных гаражей на территории спортивного комплекса гимназии N 3 в г. Хабаровске";
постановление Губернатора Хабаровского края от 4 декабря 2001 г. N 497 "О запрещении строительства всех видов гаражей на территориях общеобразовательных школ Хабаровского края".
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра строительства края Ващишина С.А.
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор |
В.И. Ишаев |
Правила
размещения автостоянок и гаражей в поселениях Хабаровского края
ТСН 30-301-04 ХК
Предисловие
Правила размещения автостоянок и гаражей в поселениях Хабаровского края ТСН 30-301-04 ХК:
1. Разработаны Хабаровским академическим научно-производственным центром Российской академии архитектуры и строительных наук, министерством строительства Хабаровского края.
2. Внесены министерством строительства Хабаровского края.
3. Утверждены постановлением Губернатора Хабаровского края от 5 мая 2004 г. N 120.
4. Действуют на территории Хабаровского края в качестве нормативного документа по размещению автостоянок и гаражей.
1. Область применения
1.1. Правила размещения автостоянок и гаражей на территориях поселений Хабаровского края (далее именуются - Правила) обязательны для соблюдения органами государственной власти, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления, а также физическими и юридическими лицами, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией автостоянок и гаражей, в том числе временных кооперативов, состоящих из отдельных боксов, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности.
1.2. Правила разработаны в соответствии с требованиями строительных и санитарно-эпидемиологических норм и правил, действующих на территории Российской Федерации.
1.3. Проектная документация, выполненная с обоснованными отступлениями от настоящих Правил, подлежит рассмотрению в министерстве строительства Хабаровского края по предварительному согласованию контрольных и надзорных служб Хабаровского края.
1.4. Действие Правил не распространяется на стоянки и гаражи, являющиеся неотъемлемой частью технологического процесса и размещаемые на территории производственных предприятий и предприятий по обслуживанию автотранспорта.
2. Нормативные ссылки
В настоящих Правилах использованы ссылки на следующие документы:
СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений";
СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги";
СНиП 21-02-99 "Стоянки автомобилей";
СНиП 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения";
СНиП 2.08.01-89* "Жилые здания";
СНиП 21-01 -97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений";
СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения";
ВСН 01-89 "Предприятия по обслуживанию автомобилей";
СП 30-102-99 "Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства";
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
3. Термины и определения
3.1. Ниже приведены общеприменяемые в градостроительной практике термины и определения:
стоянка для автомобилей (далее - автостоянка) - здание, сооружение, (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенная только для хранения (стоянки) автотранспорта (п. 3.1 СНиП 21-02-99 "Стоянки автомобилей"; п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 г. N 795 "Об утверждении Правил оказания услуг автостоянок");
гараж - здание или комплекс зданий и сооружений для автостоянки, хранения, технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей (в трактовке "Современный словарь иностранных слов": - СПб.: "Дуэт", 1994. - 752 с.);
открытая автостоянка - специальная открытая площадка, обустроенная для стоянки и хранения автотранспорта (п. 33 СНиП 21-02-99 "Стоянки автомобилей");
боксовая автостоянка (гараж) - здание, сооружение, (часть здания, сооружения), в которой зона хранения транспорта разделена перегородками на отдельные боксы (машиноместа) с выездом из каждого бокса наружу или во внутренний проезд (в трактовке "Современный словарь иностранных слов": - СПб.: "Дуэт", 1994. - 752 с.);
манежная автостоянка (гараж) - здание, сооружение (часть здания, сооружения) с открытыми местами хранения автотранспорта в едином зальном помещении (в трактовке "Современный словарь иностранных слов": - СПб.: "Дуэт", 1994. - 752 с);
подземная автостоянка (гараж) - здание, сооружение (часть здания, сооружения), у которой отметка пола верхнего этажа (яруса) ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты этого этажа (яруса) (с. 35 Приложения 2* СНиП 2.08.02.02-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений");
придомовая территория - земельный участок жилого здания, определенный проектом или установленный по методике расчета нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах, предназначенный для организации мест тихого отдыха, детских, физкультурных и хозяйственных площадок, зеленых насаждений, создания пешеходных дорожек, проездов и мест стоянки гостевого автотранспорта данного жилого дома. Границы придомовой территории устанавливаются по "красным линиям" улиц, границам смежных участков (при их наличии) и проездов, естественным границам, границам зеленых отводов магистральных инженерно-транспортных коммуникаций (Закон Хабаровского края от 31 июля 2002 г. N 44 "О внесении изменений и дополнений в Закон Хабаровского края "Об административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства на территории Хабаровского края");
карман-автостоянка - уширение проезжей части дороги для кратковременной стоянки автомашин с непосредственным выездом на проезжую часть (п. 10.7, 10.8 СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги").
3.2. Автостоянки предназначены для хранения автотранспорта:
- кратковременного хранения - до двух часов;
- временного хранения - до восьми часов;
- длительного хранения - от восьми часов до одних суток;
- постоянного хранения - более одних суток.
4. Условия размещения
4.1. Автостоянки и гаражи размещаются в следующих территориальных зонах городских и сельских поселений:
В жилых зонах:
- автостоянки, в том числе с обслуживанием и открытые автостоянки, вместимостью менее 300 автомобилей для стоянки и хранения транспорта категории "А" и "В";
- хранение транспорта категорий "С", "D" и "Е" не допускается.
В общественно-деловых зонах:
- открытые автостоянки и манежные автостоянки, в том числе с обслуживанием, для стоянки и хранения транспорта категории "А" и "В";
- открытые автостоянки временного и кратковременного хранения транспорта категории "D" при крупных спортивных, культурно-зрелищных учреждениях, гостиницах и т.п.;
- подземные боксовые автостоянки для стоянки и хранения транспорта категории "А" и "В" - только в границах придомовой территории одно-, двух-, многоквартирных жилых домов, расположенных в общественно-деловой зоне.
В рекреационных зонах:
- открытые автостоянки и манежные автостоянки для временного и кратковременного хранения транспорта категории "А" и "В", обеспечивающие потребность объектов обслуживания (парков, стадионов, культурно-развлекательных комплексов), расположенных в этих зонах;
- открытые автостоянки для временного и кратковременного хранения транспорта категории "D", обеспечивающие потребность объектов обслуживания (парков, стадионов, культурно-развлекательных комплексов), расположенных в этих зонах.
4.2. Для размещения открытых автостоянок допускается временное использование территорий, зарезервированных под перспективное строительство отдельных зданий, сооружений и комплексов, с учетом нормативных разрывов.
4.3. При размещении крупных объектов в общественных центрах (торговых центров, рынков, ярмарок и т.д.), активно влияющих на притяжение транспорта, в состав обосновывающих проектных материалов включать:
- предварительные расчеты количества автостоянок всех типов;
- расчеты пропускной способности подводящих улиц и дорог;
- схемы грузового, пассажирского и пешеходного движения.
4.4. Размещение предприятий, учреждений, организаций, объектов социального и культурно-бытового назначения (магазины промышленных товаров, комбинаты бытового обслуживания, бани, предприятия общественного питания, танцевальные залы и т.п.), требующих организации стоянок транспорта внутри жилых микрорайонов, кварталов, групп жилых домов, а также использование внутриквартальных проездов для транспортного обслуживания указанных учреждений (подъезды, разгрузочно-погрузочные площадки, автостоянки) не допускается.
4.5. Подземные автостоянки манежного и боксового типа допускается размещать на придомовой территории при соблюдении строительных, пожарных и санитарно-эпидемиологических норм и правил, действующих на территории Российской Федерации.
На территориях общего пользования (проезды, улицы, площади, скверы, газоны и т.п.) допускается размещение подземных автостоянок только манежного типа.
4.6. В границах земельных участков детских дошкольных учреждений, школ, средних специальных учебных заведений, детских домов и интернатов:
- запрещается размещение надземных и подземных автостоянок и гаражей всех типов для стоянки и хранения индивидуального автотранспорта;
- разрешается размещение гаражей и (или) автостоянок только для транспорта, принадлежащего данному учреждению и обеспечивающего учебный (воспитательный) процесс;
- допускается (при обосновании) размещение только открытых гостевых автостоянок для кратковременного хранения автотранспорта посетителей данных учреждений по согласованию с органами архитектуры и градостроительства местного самоуправления, инспекцией безопасности дорожного движения, со службами государственного пожарного и санитарно-эпидемиологического надзора.
4.7. В границах земельных участков высших учебных заведений и лечебных учреждений со стационаром могут размещаться гаражи, манежные и открытые автостоянки ведомственного транспорта данного учреждения только в хозяйственных зонах, предусмотренных проектом застройки.
4.8. Манежные и открытые автостоянки для кратковременного и временного хранения автотранспорта сотрудников и посетителей учреждений здравоохранения стационарного типа размещаются за пределами границ земельных участков данных учреждений.
В исключительных случаях, при невозможности размещения автостоянок требуемой вместимости с соблюдением радиуса пешеходной доступности за пределами земельного участка, допускается устройство открытых автостоянок для кратковременного и временного хранения автотранспорта сотрудников и посетителей на территории лечебного учреждения при обеспечении расстояния до отдельных зданий (корпусов) в соответствии с требованиями строительных норм и правил, действующих на территории Российской Федерации, и по согласованию со службами государственных пожарного и санитарно-эпидемиологического надзоров.
4.9. Размещение автостоянок в общегородском центре должно обеспечивать возможность их многоцелевого использования:
- в дневное время - автостоянка временного и кратковременного хранения автотранспорта посетителей и сотрудников учреждений;
- в ночное время - хранение автотранспорта населения, проживающего на территории данного центра.
4.10. Размещение в общегородском центре открытых автостоянок для постоянного хранения индивидуального автотранспорта населения не допускается.
4.11. Автостоянки с местами для автотранспорта инвалидов согласно СНиП 35-01-2001 должны располагаться на расстоянии не более 50 м от общественных зданий, сооружений, жилых домов, в которых проживают инвалиды, а также от входов на территории предприятий, использующих труд инвалидов.
Размеры площадки для автомашины инвалида с поражением опорно-двигательного аппарата должны быть не менее 3,5 х 5,0 м, внутренние размеры крытой стоянки не менее 3,5 х 6,0 м.
4.12. По согласованию с государственным учреждением культуры "Научно-производственный центр по охране памятников истории и культуры Хабаровского края" на территории зон объектов культурного наследия в городских поселениях допускается размещение:
- подземных манежных и боксовых автостоянок, надземных манежных автостоянок и открытых автостоянок - при условии соблюдения установленного режима охраны объектов культурного наследия, сохранения сложившейся сети улиц и исключения транзитного и грузового движения;
- надземных боксовых автостоянок - только для хранения автотранспорта инвалидов I и II групп, проживающих на данной территории.
4.13. Размещение и вместимость открытых автостоянок в групповой охранной зоне, а также в охранной зоне отдельного памятника истории и культуры определяются по согласованию с государственным учреждением культуры "Научно-производственный центр по охране памятников истории и культуры Хабаровского края" с учетом расчетной потребности, ценности наследия и наличия свободных пространств.
4.14. В пределах водоохранных зон водных объектов и их прибрежных полос допускается размещение открытых автостоянок и наземных манежных гаражей только для обеспечения потребности в местах временного хранения автотранспорта объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйства, водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений, расположенных в этих зонах.
4.15. Размещение автостоянок и гаражей в санитарно-защитных зонах промышленных и коммунально-складских объектов (групп объектов) за счет площади, предназначенной под озеленение этих зон, не допускается.
5. Градостроительные требования
5.1. Вместимость открытых стоянок, автостоянок и гаражей для транспорта посетителей предприятий, учреждений и объектов всех назначений принимать согласно приложению к настоящим Правилам.
Вместимость открытых стоянок и автостоянок для служебного транспорта определять на основании фактического и перспективного количества служебных автомобилей проектируемого объекта.
При размещении служебного транспорта, автомобилей сотрудников и посетителей на одной автостоянке необходимо предусматривать выделение гостевой зоны.
5.2. При изменении функционального назначения зданий и сооружений, вместимость существующих автостоянок должна быть откорректирована в соответствии с новыми функциями объекта. Расчет вместимости автостоянки производить согласно требованиям пункта 5.1 настоящих Правил.
При отсутствии технической возможности в организации автостоянки с расчетным количеством машиномест расширение, реконструкция или изменение функционального использования зданий, строений, сооружений или отдельных помещений в них не допускается.
5.3. Расчет потребности в количестве машиномест для проектируемых, реконструируемых или расширяемых зданий и сооружений, многофункциональных зданий-комплексов, отдельно стоящих или в составе общественных центров, производить с учетом перспективного развития рассматриваемого объекта и максимальной потребности в местах хранения автотранспорта существующих предприятий, учреждений, организаций, расположенных на соседних земельных участках, но не имеющих территориальной или технической возможности в организации автостоянки, а также компенсации недостатка в машиноместах для ночного хранения автотранспорта населения, проживающего на прилегающей территории.
5.4. При организации автостоянок, обслуживающих группу объектов, в составе которых находятся места приложения труда и спортивные, культурно-зрелищные учреждения, суммарное потребное количество машиномест допускается снижать:
- для общегородского центра - на 15 процентов;
- для остальных территорий - на 10 процентов.
5.5. Для открытых и надземных автостоянок всех типов, указанное в пункте 6.39 СНиП 2.07.01-89* расстояние до окон жилых и общественных зданий, границ земельных участков общеобразовательных школ, детских дошкольных учреждений и лечебных учреждений со стационаром определяется от границ участка автостоянки.
5.6. Въезды в отдельно стоящие подземные автостоянки легковых автомобилей и выезды из них должны быть удалены от окон жилых домов, границ земельных участков школ, детских и лечебных учреждений согласно пункту 6.37 СНиП 2.07.01-89*. Расстояния от въездов и выездов до стен жилых домов и общественных зданий без оконных и дверных проемов допускается в исключительных случаях уменьшать по согласованию с органами государственного санитарно-эпидемиологического и экологического надзора.
Примечание. Указанное расстояние не нормируется от окон коттеджей и малоэтажных жилых домов, в которые встраиваются автостоянки.
5.7. В случае, если автостоянки (гаражи) располагаются на смежных земельных участках с разрывом между ними менее 25 м, расстояние от них до жилых домов и других зданий принимается с учетом общего количества машиномест на всех смежных участках.
При соблюдении указанного выше разрыва территория между земельными участками отдельных автостоянок (гаражей) озеленяется с использованием санитарно-защитных насаждений (фильтрующего и изолирующего типов) по согласованию с органами государственного санитарно-эпидемиологического и экологического надзора.
5.8. На открытых и в надземных автостоянках всех типов вместимостью более 50 машиномест при их проектировании на новое строительство и реконструкцию необходимо предусматривать не менее двух выездов, которые одновременно могут использоваться как въезды.
Ограждение территории допускается только для открытых автостоянок постоянного хранения автотранспорта по согласованию с органами архитектуры и градостроительства местного самоуправления.
5.9. Въезд на автостоянки всех типов и в гаражи для транспорта категории "А" и "В" должен располагаться с отступом от "красной линии" (при ее отсутствии - от ближней к земельному участку автостоянки кромки пешеходного тротуара) на расстояние не менее 5,5 м.
Для автостоянок и гаражей транспорта категории "С", "D", "Е" указанное расстояние должно соответствовать наиболее длинной модели автотранспорта, включая автопоезда.
5.10. При устройстве автостоянок в кармане следует предусматривать:
- на магистралях с расчетной скоростью движения более 80 км/час (магистральные дороги скоростного движения и общегородские магистральные улицы непрерывного движения) - переходно-скоростные полосы торможения и разгона шириной не менее 3,5 м и длиной в соответствии со СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги";
- на общегородских и районных магистральных улицах с расчетной скоростью движения 50 - 80 км/час - специально выделенные полосы шириной не менее 3 м, обеспечивающие въезд (выезд) на автостоянку без создания помех основному транспортному потоку.
5.11. В общегородских центрах и общественно-деловых зонах городов с населением 100 тыс. человек и более при проектировании новых и реконструкции (расширении) существующих зданий предприятий, учреждений и организаций хранение служебного транспорта и автомобилей сотрудников предусматривать, как правило, в подземных манежных автостоянках или манежных автостоянках, встроенных в основной объем здания.
Хранение автотранспорта посетителей допускается предусматривать на открытых автостоянках.
5.12. Для предприятий торговли, бытового обслуживания и общественного питания с численностью персонала до 2 рабочих мест, размещаемых на жилых улицах и внутриквартальных (внутримикрорайонных) проездах с шириной проезжей части 9 м, устройство открытых автостоянок допускается не предусматривать.
При меньшей ширине проезжей части необходимо предусматривать уширение проезжей части до 9 м с устройством кармана-автостоянки длиной не менее 9 м для возможности автостоянки и разворота автомобилей.
5.13. При проектировании нового строительства, реконструкции и модернизации существующих предприятий торговли необходимо отделять зону гостевой автостоянки посетителей от разгрузочно-погрузочной зоны данного предприятия.
5.14. Ширина проездов к автостоянкам всех типов принимается не менее:
- 3,5 м - для автостоянок вместимостью до 50 машиномест;
- 5,5 м - для автостоянок вместимостью более 50 машиномест.
5.15. При реконструкции (ремонте) внутриквартальных проездов в сложившихся жилых образованиях (кварталах, микрорайонах) необходимо предусматривать комплексные планировочные мероприятия. Ширину проездов, радиусы закругления проезжих частей, разворотные площадки, автостоянки кратковременного и постоянного хранения транспорта и т.д. следует принимать с учетом перспективного уровня автомобилизации и планов градостроительного развития поселения.
5.16. Транзитный проезд через придомовую территорию к автостоянке длительного и постоянного хранения автотранспорта вместимостью более 50 машиномест не допускается.
5.17. При проектировании нового строительства, реконструкции и капитальном ремонте существующих жилых зданий в городах с населением свыше 100 тыс. человек в пределах отведенного для строительства участка следует предусматривать:
- открытые автостоянки временного хранения из расчета не менее одного машиноместа на восемь квартир;
- надземные и подземные автостоянки постоянного хранения* из расчета одно машиноместо на одну квартиру в общегородских центрах и одно машиноместо на четыре квартиры - в центрах планировочных районов.
Примечание. * Данное требование обязательно для строительства коммерческого жилья, но не распространяется на строительство социального жилья, финансируемого из бюджетов всех уровней. В этом случае количество машиномест для постоянного хранения автотранспорта следует предусматривать по заданию заказчика.
5.18. При проектировании новых жилых зданий в расчете автостоянок для постоянного хранения автотранспорта граждан, проживающих в них, необходимо учитывать потребности в местах хранения автотранспорта инвалидов, проживающих в радиусе пешеходной доступности. Количество мест хранения для автотранспорта инвалидов, проживающих в данном районе, следует определять в соответствии с архитектурно-планировочным заданием на проектирование, согласованным с органом социальной защиты населения местного самоуправления, при участии полномочных представителей общественных объединений инвалидов.
Приложение
Обязательное
Нормы
расчета стоянок автомобилей
Объекты посещения | Расчетные единицы | Число машиномест на расчетную единицу |
1 | 2 | 3 |
Рекреационные зоны и объекты отдыха
Пляжи и парки в зонах отдыха 100 единовременых 15 - 20
посетителей
Лесопарки и заповедники -"- 7 - 10
Базы кратковременного отдыха (спортивные, -"- 10 - 15
лыжные, рыболовные, охотничьи и др.)
Береговые базы маломерного флота -"- 10 - 15
Дома отдыха и санатории, 100 отдыхающих и 3 - 5
санатории-профилактории, базы отдыха обслуживающего
предприятии# и туристические базы персонала
Мотели и кемпинги -"- по расчетной
вместимости
Предприятия общественного питания, торговли 100 мест в зале или 7 - 10
и коммунально-бытового обслуживания в зонах единовременных
отдыха посетителей и
персонала
Садоводческие, дачные объединения 10 участков 7 - 10
Объекты приложения труда
Административно-управленческие учреждения 100 служащих 15 - 25*
Объекты коммерческой и финансовой -"- 20 - 30
деятельности
Научные и проектные организации, высшие 100 преподавателей и 10 - 20
учебные заведения сотрудников
Промышленные и коммунально-складские 100 рабочих и 10 - 17
объекты служащих
Предприятия торговли и общественного питания
Торговые центры, универмаги, магазины с
площадью торговых залов:
более 1000 м2 100 м2 торговой 4*
площади
от 200 до 1000 м2 -"- 5 - 7
от 50 до 200 м2 -"- 1
Предприятия торговли с площадью торгового объект 5
зала до 50 м2
Рынки 50 торговых мест 20 - 25
Рестораны, кафе общегородского значения 100 посадочных мест 10 - 15
Объекты культуры и досуга
Театры, цирки, концертные залы, кинотеатры 100 зрительских мест 15 - 20
общегородского значения
Музеи, выставки, библиотеки 100 единовременных 10 - 15
посетителей
Предприятия бытового обслуживания 100 мест в зале или 10
единовременных
посетителей и
персонала
Казино, залы с игровыми автоматами 100 единовременных 15
посетителей
Гостиницы
Высшего разряда (4 или 5 звезд) 100 мест 15 - 20
Прочие -"- 8 - 11
Учреждения здравоохранения
Стационарного типа 100 коек 5 - 7
Поликлиники 100 посещений 2 - 3
Объекты физкультуры и спорта
Физкультурно-спортивные объекты с местами 100 зрительских мест 5 - 10
для зрителей
Вокзалы всех видов транспорта
Железнодорожные, автобусные, морские, 100 пассажиров, 10 - 15
речные прибывающих в час
"пик"
При аэропортах 100 пассажиров, 15 - 20
прибывающих в час
"пик"
Примечание.
1. Для объектов, размещаемых в г. Хабаровске, применяется максимальное значение таблицы.
2. Нормативные показатели, приведенные в столбце 3 и отмеченные знаком *, включают требуемое количество машиномест для работающих и посетителей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Хабаровского края от 5 мая 2004 г. N 120 "Об утверждении ТСН 30-301-04 ХК "Правила размещения автостоянок и гаражей в поселениях Хабаровского края"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в Собрание законодательства Хабаровского края от 10 июня 2004 г. N 5 (22)
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 16 июня 2009 г. N 82 настоящее Постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Губернатора Хабаровского края от 2 марта 2009 г. N 17
Постановление Губернатора Хабаровского края от 16 апреля 2007 г. N 58