Письмо Министерства образования Хабаровского края
от 30 декабря 2002 г. N 7-29-4073
Приказом Министерства образования Хабаровского края от 25 апреля 2007 г. N 388 настоящее письмо признано утратившим силу
Руководителям органов
управления образованием
Министерством образования Хабаровского края в помощь аттестационным комиссиям муниципальных органов управления образованием в ноябре текущего года направлено методическое письмо N 7-29-3604 "О вариативных формах и процедурах аттестации педагогических и руководящих кадров образовательных учреждений".
В дополнение к традиционным формам прохождения аттестации по присвоению квалификационных категорий главная аттестационная комиссия министерства образования края рекомендует Вам использовать в своей работе другие формы и процедуры проведения аттестации (прилагаются).
Министр образования |
Л.Ф. Обухова |
Самоанализ управленческой деятельности руководителя, заместителя руководителя ОУ
Самоанализ - форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и соответствие законам; предметное рассмотрение содержания, средств, способов деятельности - рефлексия.
Самоанализ - одна из форм представления результатов управленческой деятельности руководителя (заместителя руководителя) ОУ, используемая в ходе аттестации как вариативная форма прохождения первого направления (объем самоанализа - не более 10 машинописных листов).
Самоанализ представляется аттестуемым в письменном виде в аттестационную комиссию соответствующего уровня не позднее, чем за 2 недели до окончания персональных сроков аттестации. Самоанализ управленческой деятельности руководителя (заместителя руководителя) ОУ, претендующего на высшую квалификационную категорию, направляется в Экспертную комиссию по I направлению аттестации при ХК ИППК ПК. При успешном прохождении первого направления в форме самоанализа аттестуемому выдается удостоверение.
Структура самоанализа
1. Качественный анализ результатов деятельности и сопоставление их с критериями квалификационных требований (приложение 3 к письму Министерства образования Российской Федерации от 29.01.2001 N 20-52-1350/20-5).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату вышеназванного письма N 20-52-1350/20-5 следует читать как "от 29.03.2001 г."
2. Соотнесение результатов своей работы с процессом управления, объяснение причин, наличие результатов.
3. Соотнесение особенностей своей деятельности с тенденциями развития образования и управления образованием, государственной политикой в области образования.
4. Приложения (графики, схемы, таблицы, материалы выступлений на совещаниях и др. - по выбору аттестуемого).
Самоанализ руководителем своей профессиональной деятельности - довольно сложная аналитическая операция, требующая от руководителя определенных навыков исследовательского труда. В центре внимания следует расположить опыт своей управленческой деятельности за последние 2-3 года, сопоставить его с новейшими достижениями педагогической науки и практики, государственной политикой в области образования, ключевыми задачами, решаемыми в образовательном учреждении.
Руководителю-практику, готовящему самоанализ, важно ответить на 3 вопроса:
1. Какие факты, направления деятельности, результаты, грани своего опыта выделить для анализа?
2. Как объединить выделенные и проанализированные аспекты деятельности воедино?
3. Какие обобщающие выводы можно сделать?
Следует помнить, что самоанализ управленческой деятельности проводится по определенной теме, проблеме. Следовательно, отбирать нужно факты и результаты управленческой деятельности, отражающие обозначенную руководителем (заместителем руководителя) проблему. Работая над формулировкой обобщающих выводов, можно произвести проблемный анализ, который содержит три основных параметра:
- опыт решенных управленческих задач (содержит перечень основных, на взгляд аттестуемого, проблем, успешно решенных им в истекшие 2-3 года; желательно указать, в каком виде представлены результаты решения проблем, обобщены ли они в выступлениях, публикациях и т.д.);
- опыт решаемых на сегодняшний день проблем (желательно проиллюстрировать понимание существующих проблем управления ОУ, имеющихся ресурсов для их устранения);
- ключевые задачи усовершенствования своей управленческой деятельности (это весьма показательная часть в оценке инновационного потенциала руководителя, ресурсов совершенствования его профессионализма, перспективности как управленческого работника; здесь можно эскизно представить те грани опыта, которые предстоит усовершенствовать, обогатить, развить; ответить на вопрос: как такая работа содействует повышению качества образования, сплочению педагогического коллектива конкретного ОУ).
Обобщенная рабочая модель стандарта самоанализа
1 категория
- умение на системно-целевой основе в деталях и в обобщенном виде представить опыт своей управленческой деятельности лаконично и с моментами аналитического обобщения;
- концептуально-теоретическое обоснование реализуемых идей должно свидетельствовать об умении работать с научно-методической литературой по вопросам управленческой деятельности;
- описываемая система работы включает все необходимые элементы (цель, задачи, принципы, условия, методы, формы, результаты);
- обобщение подтверждает наличие ключевой идеи, которая становится в избранной модели управленческой деятельности системообразующим элементом;
- работа должна свидетельствовать, что реализуемая управленческая идея, вынесенная в заглавие, есть действительно существующая в практике, что она ясно осознается руководителем (заместителем руководителя) ОУ и, может быть, при необходимости аргументировано им защищена в ходе творческой дискуссии.
Высшая категория
- содержит обобщенно-аналитическое описание опыта, подтверждающее технологичность, упорядоченность движения аттестуемого руководителя (заместителя руководителя) к заранее избранному результату управленческой деятельности;
- технология должна в обобщенном виде и в существенных деталях давать развернутое представление о профессиональной деятельности руководителя (заместителя руководителя) ОУ, а также должна показывать возможности ее воспроизведения на практике другими руководителями.
В целом самоанализ управленческой деятельности руководителя (заместителя руководителя) ОУ должен стать показателем умения аттестуемого профессионально и грамотно выделить приоритетные проблемы развития ОУ; дать объективную оценку своему управленческому опыту, увидеть его в движении; подтвердить способность видеть за отдельными фактами, событиями, мероприятиями общую линию совершенствования своего профессионального опыта, - показать компетентность управленца в сфере образования.
Защита авторского проекта
Защита авторского проекта управленческой деятельности - одна из вариативных форм квалификационных испытаний по первому направлению аттестации руководителей, отражающая перспективы развития ОУ, которым руководит аттестуемый, и роль аттестуемого руководителя в развитии ОУ.
Авторский проект представляется в аттестационную комиссию соответствующего уровня не позднее, чем за 2 недели до окончания персональных сроков аттестации. Авторский проект руководителя (заместителя руководителя), претендующего на высшую квалификационную категорию, направляется в Экспертную комиссию по аттестации при ХК ИППК ПК. При успешном прохождении первого направления в форме защиты авторского проекта, аттестуемому выдается удостоверение.
Защита авторского проекта может проводиться как в очной, так и в заочной форме. В случае очной защиты аттестуемый присутствует на заседании АК, выносящей решение о соответствии уровня профессиональной компетентности заявленной категории, отвечает на вопросы членов АК, самостоятельно зачитывает рецензии на проект экспертов. Процедура заочной защиты исключает присутствие аттестуемого на заседании АК. В этом случае интересы аттестуемого представляет эксперт.
ПРОЕКТ
_________________________________________________________________________
(полное название проекта)
Автор проекта
_________________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество)
_________________________________________________________________________
(место работы, занимаемая должность)
_________________________________________________________________________
(ученая степень, ученое звание)
1. Краткая справка-аннотация по проекту (первая и последующая
страницы)
1.1. Цели, задачи и актуальность проекта.
1.2. Ожидаемые результаты проекта.
1.3. Механизм выполнения проекта (наличие соисполнителей, взаимодействие
с ними).
1.4. Объем финансирования проекта за счет госбюджетных средств, объем фи-
нансирования из других источников.
2. Описание проекта
2.1. Предмет исследования или разработки.
2.2. Программа выполнения работ по проекту, включающая:
определение этапов;
сроки выполнения;
описание используемых методов и способов решений.
2.3. Основные результаты, достижение которых предполагается проектом.
2.4. Инновационный потенциал (тиражируемость результатов проекта в отрас-
ли - обоснование перспектив).
3. Научно-методическое обеспечение проекта.
4. Финансово-экономическое обеспечение проекта
4.1. Расходы на оплату труда.
4.2. Командировочные и служебные расходы.
4.3. Расходы на приобретение оборудования и предметов длительного пользо-
вания.
4.4. Прочие расходы на выполнение работы.
5. Форма представления результатов
(новые виды технологий, методик, документации, монографии, статьи и т.д.)
Автор проекта ________________________ (подпись)
Оценка состояния учебного кабинета (комнаты)
Данная процедура включена в оценку продуктивности деятельности аттестуемого педагога (второе направление аттестации) не случайно. Кабинет (комната), в котором работает педагог, является показателем результатов его трудовой деятельности, отражает некоторые стороны его квалификации и профессионализма. Процедура оценки состояния учебного кабинета (комнаты) должна быть максимально корректной: экспертом# аттестационных комиссий следует, прежде всего, учитывать социально-экономические условия территории, образовательного учреждения, в котором педагог осуществляет свою деятельность.
Цель оценки состояния учебного кабинета (комнаты): определить личный (положительный) вклад педагога в оформление и оснащение кабинета (комнаты), уровень соблюдения правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований.
Предлагаются три основных критерия:
1) эстетика оформления учебного кабинета (комнаты);
2) соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований;
3) оснащение кабинета учебным оборудованием.
Эстетика оформления учебного кабинета (комнаты)
1. Окраска кабинета с учетом солнечного освещения и цвета мебели.
2. Наличие в оформлении кабинета деталей, положительно взаимодействующих на эмоциональное состояние детей и преподавателей.
3. Культура оформления рабочего места учителя.
4. Соблюдение определенного (единого) стиля в оформлении кабинета, выдержанность стиля при оформлении стендов с временной и постоянной экспозицией (если есть).
5. Привлекательность содержания материалов стендов и культура их размещения.
6. Наличие порядка и определенной системы в хранении оборудования (если есть) в шкафах кабинетов.
7. Рациональное (согласно возможностям использования) определение места ТСО в кабинете (комнате; если есть).
Соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований:
1. Чистота помещения и мебели.
2. Наличие в кабинете зеленых растений, культура их размещения и качество ухода за ними.
3. Отсутствие на передней стене материалов, отвлекающих внимание школьников (детей) и создающих психологический дискомфорт.
4. Уровень освещенности кабинета (по возможности - бесшумное горение светильников).
5. Наличие освещения у доски (если есть).
6. Наличие условий для регулярного проветривания помещения.
7. Соответствие мебели росту учащихся (по возможности).
8. Наличие в кабинете (комнате) инструкций по технике безопасности. Оснащение кабинета учебным оборудованием:
1. Наличие паспорта кабинета (программы развития его учебно-материальной базы).
2. Уровень комплектования кабинета необходимым в соответствии с "Перечнем..." учебным оборудованием, учет оборудования.
3. Динамика пополнения и обновления кабинета (комнаты) оборудованием.
4. Наличие и достаточность справочной, учебной литературы; культура ее хранения.
5. Наличие дидактического материала (карточки с разноуровневыми дифференцированными заданиями); культура систематизации и хранения, соответствие программам.
6. Наличие комплекта учебно-методических пособий для учителя, их соответствие программам.
7. Наличие папок (иных хранилищ) с различными материалами; качество систематизации материалов; культура оформления.
8. Наличие и состояние ТСО, наличие условий для их хранения и использования в кабинете.
9. Наличие специальных приспособлений для хранения и использования демонстрационного и лабораторного оборудования, печатных и экранных пособий (кем изготовлено).
Примечание. При составлении экспертного заключения, характеристики-представления на аттестуемого педагога рекомендуется использовать данные о положительном опыте педагога, собранные в ходе оценки кабинета (комнаты).
Защита программы развития ОУ
Защита программы развития ОУ предлагается аттестуемым руководителям (заместителям руководителей) ОУ в качестве одного из вариантов прохождения первого направления аттестации.
В случае избрания данной формы для прохождения первого направления аттестуемому необходимо до начала персональных сроков аттестации направить программу в АК соответствующего уровня. Программа развития ОУ, составленная аттестуемым, претендующим на высшую категорию, представляется в Экспертную комиссию по аттестации при ХК ИППК ПК.
Защита программы развития ОУ может проходить как в очной, так и в заочной форме. В случае очной защиты аттестуемый представляет свои интересы самостоятельно, в случае заочной защиты интересы аттестуемого представляет эксперт АК (зачитывает рецензию, отвечает на вопросы членов АК и т.д.).
Анализ практики показывает, что существует три основных типа стратегий развития ОУ.
Первый тип стратегии - стратегия локальных изменений, предусматривает параллельное улучшение, рационализацию, обновление деятельности каких-то отдельных сторон, участников жизнедеятельности ОУ. Эти изменения осуществляются независимо друг от друга по своим планам и предполагают достижение частных результатов, которые в совокупности позволяют ОУ сделать шаг вперед. Примером этого может послужить внедрение новой технологии или программ преподаваемых предметов.
Второй тип стратегии - стратегия модульных изменений, предполагает осуществление нескольких комплексных нововведений, которые однако не связываются между собой, хотя внутри модуля могут координировать действия многих исполнителей. Например, в начальной школе осваивается какая-то новая педагогическая система, в среднем звене - реконструируется преподавание естественно-научного цикла (но без связи с тем, что делается в начальной школе) и т.д. Возможна разработка воспитательной системы детского самоуправления и многое другое.
Третий тип стратегии - стратегия системных изменений, предполагает полную реконструкцию ОУ, затрагивающую все компоненты деятельности, все структуры, их участки, связи, звенья. Такая стратегия чаще всего осуществляется при изменении прежнего статуса ОУ, превращении его в новое образовательное учреждение. Например, создание лицея, гимназии, адаптивной модели, профильной, авторской и многое другое.
Программа развития ОУ составляется сроком на 5 лет.
Примерная структура
программы развития ОУ
1. Введение (авторские размышления о вызовах# к образованию в свете развития образования, государственной политики в области образования, базовые педагогические идеи, положенные в основу программы развития ОУ).
2. Информационная справка об ОУ.
3. Проблемный анализ составления ОУ.
4. Концепция нововведения.
5. Цели и задачи нововведения.
6. Программы реализации задач.
7. Программа мониторинга (отслеживание эффективности реализации каждой конкретной задачи).
8. Разработка управленческого реализационного плана.
9. Экспертиза программы развития ОУ (отзыв "стороннего" лица: научного работника, ведущего специалиста отдела и др.).
Подробно опыт составления программ развития ОУ описан в литературе:
1. В.С. Лазарев, М.М. Поташник. Как разработать программу развития школы: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. - М.: Новая школа, 1993 - 48 с.
2. О.Г. Хомерики, М.М. Поташник, А.В. Лоренсов. Развитие школы как инновационный процесс: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений/Под ред. М.М. Поташника. - М.: Новая школа, 1994 - 64 с.
3. А.С. Сиденко, Т.Г. Новикова. Эксперимент в образовании. Учебное пособие для директоров инновационных учебных заведений, заместителей директоров по научной и экспериментальной работе учителей-экспериментаторов. - М.: АПК и ПРО, 2002 - 94 с.
4. М.Н. Невзоров. Авторские школы (педагогические проекты "Школы жизни"). В помощь директору школы: Методическое пособие. - Хабаровск, Изд-во ХГПУ, 2001 - 100 с.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства образования Хабаровского края от 30 декабря 2002 г. N 7-29-4073
Текст письма официально опубликован не был
Приказом Министерства образования Хабаровского края от 25 апреля 2007 г. N 388 настоящее письмо признано утратившим силу