Рассмотрев проект федерального закона N 400876-4 "Об аквакультуре", Законодательная Дума постановляет:
1. Поддержать указанный проект федерального закона.
2. Направить настоящее постановление в Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по природным ресурсам и природопользованию.
Председатель Думы |
Ю.И. Оноприенко |
Вносится депутатами Государственной Думы
Г.В. Куликом, Н.В. Комаровой, Р.А. Храмовым,
Ю.А. Спиридоновым, В.М. Тарасюком,
В.В. Ситновым, С.В. Муравленко, В.Н. Басыгысовым
Проект
Федеральный закон
"Об аквакультуре"
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
1) аквакультура - вид деятельности по разведению, содержанию и выращиванию рыб, других водных животных, растений и водорослей, осуществляемый под полным или частичным контролем человека, с целью получения товарной продукции, пополнения промысловых запасов водных биоресурсов, сохранения их биоразнообразия и рекреации;
2) марикулътура - разновидность аквакультуры, которая осуществляется во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, а также в Каспийском и Азовском морях;
3) искусственное воспроизводство водных биоресурсов - деятельность, направленная на восстановление промысловых запасов водных биологических ресурсов и сохранение их биоразнообразия;
4) пастбищная аквакультура - вид деятельности по разведению, выращиванию и выпуску в естественные водные объекты (озера, реки, моря) и водохранилища рыб, других водных животных, молодь которых получена в регулируемых и контролируемых человеком условиях в целях пополнения дополнительного промыслового запаса;
5) товарное рыбоводство - вид сельскохозяйственной деятельности по разведению и выращиванию одомашненных форм и пород рыб, других водных животных, растений и водорослей с целью получения товарной продукции;
6) прудовое рыбоводство - вид сельскохозяйственной деятельности по разведению и выращиванию рыб и других водных животных в прудах (обвалованных и русловых) и обводненных карьерах в контролируемых человеком условиях с целью производства товарной продукции;
7) индустриальное рыбоводство - вид сельскохозяйственной деятельности по разведению и выращиванию рыб и других водных животных в садках, бассейнах, установках с замкнутой системой водопользования в регулируемых и контролируемых человеком условиях с целью производства товарной продукции;
8) рекреационная аквакультура - деятельность по культивированию рыб и других водных животных, растений и водорослей с целью организации любительского и спортивного рыболовства, аквариумистики и других форм отдыха населения;
9) восстановление запасов водных биологических ресурсов - деятельность в области воспроизводства водных биоресурсов, направленная на увеличение запасов до ранее существовавшего естественного уровня, а также сохранения их биоразнообразия;
10) пополнение запасов водных биологических ресурсов - деятельность в области пастбищной аквакультуры, направленная на получение дополнительного промыслового запаса;
11) озерно-товарные рыбоводные хозяйства - водные объекты рыбохозяйственного значения (озера, водохранилища, лиманы) специально отведенные для ведения товарного рыбоводства или рекреационной аквакультуры;
12) рыбоводный участок для целей аквакультуры - водный объект рыбохозяйственного значения или его часть, предоставленная пользователю для целей аквакультуры;
13) объекты аквакультуры - рыбы, другие водные животные, растения и водоросли, которые являются объектами разведения, содержания или выращивания;
14) субъекты аквакультуры - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области аквакультуры;
15) селекционно-племенная работа - комплекс мероприятий, направленных на развитие генетического и селекционно-племенного потенциала объектов аквакультуры, создание, поддержание и тиражирование селекционных достижений и их эффективное использование;
16) племенная организация (племенной завод, племенной репродуктор, генофондное хозяйство, информационно-селекционный центр, другие организации) - специализированная организация, осуществляющая селекционно-племенную работу с одомашненными формами и породами рыб;
17) одомашненная форма рыб - целостная группа рыб одного вида, имеющая общность происхождения, прошедшая не менее двух поколений доместикации и отличающаяся некоторыми биологическими и морфологическими признаками от особей, находящихся в состоянии естественной свободы;
18) порода рыб - целостная группа рыб одного вида, имеющая общность происхождения, обладающая в результате селекции генетически обусловленными биологическими и морфологическими признаками, специфичными для данной породы, отличающими ее от других пород рыб;
19) племенная рыба (животное) - рыба (сельскохозяйственное животное), документально зарегистрированная в установленном порядке, имеющее# официально подтвержденное происхождение и предназначенное для воспроизводства породы или кросса;
20) племенная ценность - морфо-биологическая# характеристика племенных рыб по хозяйственно ценным# признакам и степени их передачи потомству, которая определяется по единым, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области племенного животноводства, методикам по каждому виду рыб (сельскохозяйственных животных);
21) племенное свидетельство - документ, подтверждающий происхождение, продуктивность и иные хозяйственно-полезные качества племенной рыбы (животного), выдаваемый федеральным органом исполнительной власти в области племенного животноводства;
22) генофондная коллекция рыб - генетически репрезентативная совокупность живых рыб и других водных организмов, а также их замороженных или консервированных иным способом геномсодержащих материалов;
23) маточные стада объектов аквакультуры - половозрелые рыбы, другие водные животные, предназначенные для регулярного получения потомства объектов аквакультуры;
24) биологическая мелиорация - комплекс мероприятий, направленных на улучшение условий размножения, выращивания и сохранения объектов аквакультуры, а также регулирования видового состава рыб и водных растений в водоемах;
25) промысловый возврат объектов аквакультуры - доля искусственно воспроизведенных или выращенных водных биологических ресурсов в прогнозных и фактических показателях добычи (вылова) аналогичных водных биоресурсов определенного водного объекта рыбохозяйственного значения.
Статья 2. Законодательное регулирование в области аквакультуры
1. Отношения в области аквакультуры регулируются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, а также законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
2. Имущественные отношения и договорные обязательства в области аквакультуры регулируются гражданским законодательством.
3. Если международным договором Российской Федерации в области аквакультуры установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона
Действие настоящего Федерального закона распространяется на:
1) внутренние воды Российской Федерации, в том числе на внутренние морские воды Российской Федерации, территориальное море Российской Федерации, Азовское и Каспийское моря.
2) сухопутную территорию Российской Федерации, которая используется в целях аквакультуры.
Статья 4. Объекты отношений в области аквакультуры
Объектами отношений в области аквакультуры являются рыбы, другие водные животные, растения и водоросли, разводимые, выращиваемые и содержащиеся под полным или частичным контролем человека.
Статья 5. Право собственности на объекты аквакультуры
1. Объекты аквакультуры могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, в муниципальной и частной собственности.
2. В федеральной собственности находятся объекты аквакультуры, выращенные в водных объектах за счет средств федерального бюджета.
3. В собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности находятся объекты аквакультуры, выращенные в водных объектах за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований соответственно.
4. В частной собственности находятся объекты аквакультуры, выращенные в прудах, обводненных карьерах, индустриальных установках и бассейнах, принадлежащих на правах собственности или аренды юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, а также выращенные за счет частных средств в садках и других искусственных сооружениях, находящихся в различных (в том числе морских) водных объектах и в товарных рыбоводных хозяйствах.
5. Объекты пастбищной аквакультуры относятся к собственности пользователя, осуществившим# их разведение и выпуск в естественные водоемы, только в объемах научно подтвержденного промыслового возврата, а их добыча (вылов) осуществляется в соответствии с правилами рыболовства, установленными ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", другим законодательством Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
6. Добыча (вылов) объектов аквакультуры, выращенных на рыбоводных участках, предоставленных в пользование для целей товарного рыбоводства, осуществляется без разрешения.
Глава II. Основы управления в области аквакультуры
Статья 6. Государственная политика в области аквакультуры
1. Государственная политика в области аквакультуры представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов.
2. Основными целями государственной политики в области аквакультуры являются:
1) улучшение обеспеченности населения продукцией аквакультуры и повышение ее душевого потребления;
2) увеличение объемов производства товарной продукции предприятиями аквакультуры;
3) сохранение биоразнообразия и пополнения промысловых запасов водных биологических ресурсов в различных водных объектах рыбохозяйственного значения;
4) повышение конкурентоспособности и улучшение качества товарной продукции аквакультуры;
5) обеспечение устойчивого развития сельских и прибрежных территорий, занятости населения и повышения уровня его жизни;
6) создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объемов инвестиций в аквакультуру;
7) создание благоприятных условий для отдыха и оздоровления населения.
3. Государственная политика в области аквакультуры основывается на следующих принципах:
1) доступность и адресность государственной поддержки товаропроизводителей в области аквакультуры;
2) доступность информации о приоритетах государственной политики в области аквакультуры;
3) единство рынка продукции аквакультуры и обеспечение равных условий конкуренции на этом рынке;
4) участие союзов, ассоциаций и других субъектов аквакультуры в формировании и реализации государственной политики в области аквакультуры.
4. Основные направления государственной политики в области аквакультуры:
1) стабильное обеспечение населения продукцией аквакультуры, поставляемой преимущественно в живом или охлажденном виде;
2) государственная поддержка производителей продукции аквакультуры;
3) государственная поддержка племенного рыбоводства;
4) развитие науки и инновационной деятельности в области аквакультуры;
5) обеспечение увеличения объемов производства продукции товарного рыбоводства, за счет использования мощностей государственных организаций воспроизводственного назначения в рамках договорных, арендных и концессионных отношений, определенных законодательством Российской Федерации.
6) совершенствование системы обучения, подготовки и переподготовки специалистов для субъектов аквакультуры.
Статья 7. Меры по реализации государственной политики в области аквакультуры
Для реализации государственной политики в области аквакультуры могут применяться следующие меры:
1) предоставление бюджетных средств предприятиям аквакультуры в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
2) применение особых налоговых режимов для субъектов аквакультуры;
3) осуществление закупки и поставок продукции аквакультуры для государственных и муниципальных нужд;
4) регулирование рынка продукции аквакультуры, в том числе таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;
5) антимонопольное регулирование рынков продукции аквакультуры;
6) информационное, консалтинговое и научное обеспечение товаропроизводителей в области аквакультуры;
7) другие меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Статья 8. Основные направления государственной поддержки деятельности в области аквакультуры
1. Государственная поддержка производства продукции аквакультуры осуществляется по следующим основным направлениям:
1) обеспечение доступности кредитных ресурсов для производителей продукции аквакультуры;
2) развитие системы страхования рисков в аквакультуре;
3) развитие селекционно-племенной работы, включая создание и поддержание племенных организаций, генофондных коллекций и маточных стад объектов аквакультуры;
4) обеспечение проведения противоэпизоотических мероприятий;
5) обеспечение обновления основных средств производителей продукции аквакультуры, в том числе путем развития системы государственного лизинга;
6) создание и поддержание инфраструктуры, необходимой для устойчивого развития аквакультуры;
7) проведение научных работ, а также консалтинговых и информационных мероприятий в области аквакультуры.
2. Государственная поддержка кредитования товаропроизводителей продукции аквакультуры:
1) Государством обеспечивается поддержка формирования и развития системы кредитования товаропроизводителей продукции аквакультуры, равный доступ к получению кредитов (займов) на развитие аквакультуры в российских кредитных организациях, сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах;
2) Субсидии субъектам Российской Федерации из федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов предоставляются на весь срок использования кредитов (займов), предусмотренных договорами, заключенными товаропроизводителями продукции аквакультуры с российскими кредитными организациями, в размере двух третей ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа);
3. Финансирование мероприятий, указанные# в части 1 настоящей статьи, осуществляются# в соответствии с законодательством Российской Федерации. Государственная поддержка деятельности в области аквакультуры осуществляется в рамках федеральных и ведомственных целевых программ, разрабатываемых в установленном порядке и утверждаемых Правительством Российской Федерации, а также региональных программ, разрабатываемых и утверждаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с предоставленными им полномочиями.
Государственная поддержка может также осуществляться в других формах, в том числе в виде субсидий, субвенций, лизинга, долгосрочного льготного кредитования и страхования рисков.
Статья 9. Программа развития аквакультуры
1. Федеральная целевая программа развития аквакультуры в Российской Федерации является документом, определяющим цели и основные направления развития аквакультуры на среднесрочный период, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий.
2. Федеральная целевая программа развития аквакультуры утверждается Правительством Российской Федерации на пятилетний период не позднее 15 июля года, предшествующего первому году ее действия, по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства. Федеральная целевая программа развития аквакультуры разрабатывается по согласованию с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
3. По результатам выполнения федеральной целевой программы развития аквакультуры в Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства ежегодно, до 1 апреля, готовит и опубликовывает доклад о ходе и результатах реализации федеральной целевой программы в предыдущем году.
Статья 10. Полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области аквакультуры
1. Федеральные органы государственной власти осуществляют:
проведение государственной политики в области развития аквакультуры;
разработку и издание законов и иных нормативных правовых актов в области аквакультуры;
разработку и утверждение федеральной и ведомственных целевых программ и других программных документов в области аквакультуры;
разработку мероприятий по искусственному воспроизводству водных биоресурсов и биологической мелиорации, определение научно-обоснованных объемов искусственного воспроизводства водных биоресурсов;
координация деятельности в области воспроизводства водных биоресурсов;
согласование размещения хозяйств по воспроизводству водных биоресурсов и выращиванию объектов марикультуры в акваториях водных объектов и на землях, предоставленных в пользование субъектам аквакультуры;
согласование проектной документации на строительство субъектов марикультуры;
государственную поддержку деятельности в области аквакультуры;
разработку и утверждение порядка ограничения, приостановления и (или) запрещения деятельности в области аквакультуры в случае нарушения законодательства в этой области;
международное сотрудничество в области аквакультуры;
иные предусмотренные законодательством Российской Федерации действия в сфере отношений, связанных с аквакультурой.
2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют:
разработку и издание законов, иных нормативных правовых актов и программных документов в области аквакультуры в пределах своей компетенции;
участие в реализации федеральной целевой программы и разработку региональных целевых программ, других программных документов в области аквакультуры;
согласование размещения хозяйств аквакультуры (за исключением хозяйств марикультуры) в акваториях водных объектов и на землях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; региональное сотрудничество в области аквакультуры;
иные предусмотренные законодательством Российской Федерации действия в области аквакультуры, в пределах своей компетенции.
Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в области аквакультуры
Полномочия органов местного самоуправления в области аквакультуры определяются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статья 12. Государственный контроль и надзор в области аквакультуры
1. Государственный контроль и надзор в области аквакультуры, возникновением, распространением и ликвидацией болезней объектов аквакультуры осуществляет федеральный орган исполнительной власти, наделенные полномочиями в сфере ветеринарного и фитосанитарного надзора#.
2. Контроль и надзор за выполнением положений настоящего закона о селекционно-племенной деятельности осуществляет федеральный орган исполнительной власти, наделенный полномочиями в сфере племенного животноводства.
3. При ликвидации очагов особо опасных болезней по предложению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере ветеринарного и фитосанитарного надзора могут быть отчуждены объекты аквакультуры и продукция из них.
Перечень особо опасных болезней, при которых допускается отчуждение объектов аквакультуры, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право на возмещение ущерба, понесенного в результате отчуждения объектов аквакультуры, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства.
Глава III. Организация деятельности в области аквакультуры
Статья 13. Рыбоводный участок для целей аквакультуры
1. Рыбоводный участок состоит из акватории водного объекта или ее части и прибрежной полосы суши.
2. Рыбоводный участок формируется в определенных границах для осуществления искусственного воспроизводства, товарного рыбоводства, пастбищной аквакультуры и марикультуры.
3. Перечень рыбоводных участков, включающих в себя акватории внутренних вод Российской Федерации, в том числе внутренних морских вод Российской Федерации, и территориального моря Российской Федерации, утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
4. Рыбоводный участок предоставляется субъектам аквакультуры в пользование на основании договора, заключаемого с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства на срок до 25 лет.
Форма типового договора утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства.
Осуществление действий, связанных с ведением аквакультуры в естественных водных объектах и водохранилищах не должно причинять ущерб естественному воспроизводству биологических ресурсов и среде их обитания.
5. Конкурсы на право заключения договора пользования рыбоводным участком организуются и проводятся федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства на бесплатной основе в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства.
Статья 14. Предоставление земельных участков
Земельные участки для размещения хозяйств аквакультуры предоставляются в порядке, предусмотренном земельным законодательством Российской Федерации.
Отношения собственников земли и землепользователей с субъектами аквакультуры регламентируются земельным, гражданским и налоговым законодательством Российской Федерации.
Статья 15. Пользование водными объектами для целей аквакультуры
1. Пользование водными объектами для целей аквакультуры осуществляется в соответствии с настоящим законом, Водным и Гражданским кодексами Российской Федерации, другим законодательством Российской Федерации.
2. Пользование водными объектами для целей аквакультуры осуществляется на бесплатной основе. Для рыбоводства не требуется заключения договора водопользования или принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Статья 16. Озерно-товарное рыбоводное хозяйство
В целях осуществления товарного рыбоводства на водных объектах рыбохозяйсвенного значения создаются озерно-товарные рыбоводные хозяйства.
Порядок создания и эксплуатации озерно-товарных рыбоводных хозяйств устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
Статья 17. Товарная аквакультура (товарное рыбоводство)
1. Товарная аквакультура осуществляется субъектами аквакультуры в прудах (прудовое рыбоводство), бассейнах, садках, установках с замкнутым водообеспечением (индустриальное рыбоводство) и озерно-товарных рыбоводных хозяйствах с использованием различных водоисточников.
2. Осуществление действий, связанных с ведением аквакультуры в естественных водных объектах и водохранилищах не должно причинять ущерб естественному воспроизводству водных биологических ресурсов и среде их обитания.
Статья 18. Рекреационные рыбоводные хозяйства
Рыбоводные хозяйства для целей рекреации создаются на водных объектах рыбохозяйственного значения.
Порядок создания и эксплуатации рекреационных рыбоводных хозяйств устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
Статья 19. Искусственное воспроизводство водных биологических ресурсов
1. Искусственное воспроизводство водных биоресурсов в водных объектах рыбохозяйственного значения осуществляется субъектами аквакультуры различных форм собственности и индивидуальными предпринимателями по договорам, заключаемым с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
2. Ежегодные мероприятия по искусственному воспроизводству водных биоресурсов - объектов аквакультуры, разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
3. Финансирование мероприятий по искусственному воспроизводству водных биоресурсов - объектов аквакультуры осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней и других источников.
Объекты аквакультуры, произведенные в результате данного вида деятельности являются федеральной собственностью в случае компенсации производителю затрат, связанных с их производством за счет средств федерального бюджета, либо собственностью субъекта Российской Федерации при компенсации производителю затрат, связанных с их производством за счет средств субъекта Российской Федерации, либо частной собственностью, пользование которой регламентируется порядком, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства.
Статья 20. Биологическая мелиорация
1. Биологическая мелиорация водных объектов рыбохозяйственного значения осуществляется с целью оптимизации условий выращивания объектов аквакультуры и сохранения водных биоресурсов путем подавления численности нежелательных видов водных животных, растений и водорослей, вселения видов рыб, осуществляющих мелиорацию водоемов или кормовых организмов, а также других мер, обеспечивающих благоприятные условия для формирования сырьевой базы в рыбохозяйственных водоемах или для объектов аквакультуры, выращиваемых в этих водоемах.
2. Мероприятия по биологической мелиорации утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять работы по биологической мелиорации за счет собственных средств с отнесением расходов на себестоимость выпускаемой продукции.
Глава IV. Организация селекционно-племенной работы в аквакультуре
Статья 21. Селекционно-племенная работа в области аквакультуры
Основной целью деятельности организаций в области селекционно-племенной аквакультуры является создание, поддержание и широкое распространение селекционных достижений в аквакультуре, которые, в соответствии с Государственным реестром охраняемых селекционных достижений, допущены к использованию.
Статья 22. Правовое регулирование использования селекционных достижений в аквакультуре
Правовое регулирование создания, использования и сохранения селекционных достижений в аквакультуре регламентируется главой 73 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статья 23. Правовое регулирование в области селекционно-племенной деятельности в аквакультуре
Правовое регулирование в области селекционно-племенной деятельности в аквакультуре осуществляется федеральным законодательством в области племенного животноводства и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статья 24. Государственная регистрация племенных производителей и племенных стад рыб и других водных животных
Государственная регистрация племенных производителей и племенных стад рыб и других водных животных осуществляется посредством внесения в государственную книгу учета племенных животных специальных записей о племенных и продуктивных качествах племенных рыб, племенных стад рыб, необходимых для их идентификации, определения происхождения и хозяйственной ценности.
Статья 25. Условия использования племенных рыб (животных)
Племенная рыба (животное) используется в целях воспроизводства селекционного достижения при условии, что оно# имеет специальную метку, позволяющую точно идентифицировать эту особь рыбы и она зарегистрирована в государственной книге учета племенных животных (рыб).
Статья 26. Сертификация племенной продукции аквакультуры
Сертификация племенной продукции аквакультуры проводится в целях определения и документального подтверждения происхождения и племенной ценности племенной продукции (материала). Сертификация племенной продукции осуществляется сертифицированными лабораториями в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства.
Статья 27. Бонитировка (оценка) племенной продукции аквакультуры
Бонитировка (оценка) племенной продукции товарного рыбоводства проводится ежегодно в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляемым нормативно-правовое регулирование в сфере племенного животноводства.
Статья 28. Формирование генофондных коллекций и маточных стад объектов аквакультуры
1. Генофондные коллекции и маточные стада объектов аквакультуры формируются из одомашненных форм, а также редких и исчезающих видов рыб и других водных животных, представляющих генетическую ценность для селекции и сохранении# биоразнообразия.
2. Генофондные коллекции находятся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и проходят государственную регистрацию в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере племенного животноводства.
3. Маточные стада объектов аквакультуры могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан.
4. Порядок формирования и использования генофондных коллекций и маточных стад объектов аквакультуры определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере племенного животноводства.
Статья 29. Экспорт и импорт племенной продукции (материала) аквакультуры
Экспорт и импорт племенной продукции аквакультуры (рыбоводная икра, эмбрионы, сперма, молодь и взрослая рыба) осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Импорт племенной продукции осуществляется с разрешения специально уполномоченного Правительством Российской Федерации государственного органа по управлению племенным животноводством при условии, что племенная ценность импортируемого племенного материала подтверждена племенным свидетельством.
Глава V. Ответственность за нарушение законодательства в области аквакультуры
Статья 30. Виды ответственности за нарушение законодательства в области аквакультуры
За нарушение законодательства в области аквакультуры устанавливается административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 31. Разрешение споров в области аквакультуры
Споры в области аквакультуры разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В административном порядке споры в области аквакультуры разрешаются в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Статья 32. Возмещение ущерба, причиненного нарушением законодательства об аквакультуре
1. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны возместить ущерб, причиненный объектам аквакультуры и/или субъектам аквакультуры, в порядке и размерах установленных законодательством Российской Федерации.
2. Ущерб, нанесенный объектам аквакультуры и среде их обитания, возмещается в полном объеме в добровольном порядке или на основании решения суда в соответствии с утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, таксами и методиками исчисления размера причиненного вреда.
3. Порядок использования средств, полученных на возмещение вреда от ущерба, нанесенного объектам аквакультуры и среде их обитания, определяется Правительством Российской Федерации.
Президент |
|
Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об аквакультуре"
Предметом данного законопроекта являются отношения, связанные с искусственным воспроизводством, разведением и выращиванием рыб и других водных животных и растений, а также водорослей, осуществляемые под частичным или полным контролем человека.
В современных условиях стабилизации промысла в мировом океане, улучшение обеспеченности человечества продукцией из водных биоресурсов находится в прямой зависимости от уровня развития аквакультуры. Только за последние десять лет объемы производства продукции аквакультуры в мире возросли почти в два раза и в 2005 году превысили 60 млн. тонн, что составляет около 60% общемирового вылова рыбы и других гидробионтов.
По экспертным оценкам биологический потенциал внутренних водоемов и прибрежных морских, акваторий Российской Федерации, пригодных для развития аквакультуры, может обеспечить ее производство в нашей стране в объеме до 3 млн. т., что равно современному объему российского вылова рыбы в океанах и морях. Несмотря на это, развитие аквакультуры в России, располагающей огромным природно-климатическим и интеллектуальным потенциалом, находится на крайне низком уровне: ее доля в общероссийской добыче рыбы и других водных животных и растений не превышает 5 %. Одной из важнейших причин такого положения является то, что правовые отношения в этом секторе агропромышленного производства России, обеспечивающем получение пищевой, медицинской и технической продукции, а также сохранение биоразнообразия в водоемах страны, практически не регламентированы действующими законодательными актами.
Некоторые правовые нормы регулирования отношений в области аквакультуры содержатся во многих нормативных правовых актах, однако они нередко противоречат друг другу и не учитывают в должной мере специфику отношений в данной области. Отсутствуют унифицированные определения понятий аквакультура, акклиматизация объектов аквакультуры, искусственное воспроизводство, посадочный материал, промышленная аквакультура, генофондная (генетическая) коллекция рыб и других гидробионтов. Многие ведомственные акты и нормативные документы, регулирующие отношения в рыбоводстве, приняты во времена СССР и не соответствуют развивающимся в настоящее время рыночным отношениям по эффективному использованию в аквакультуре водных, земельных и других ресурсов страны.
Отсутствие комплексной законодательной базы и государственной поддержки сдерживает выход аквакультуры из кризиса и перехода# к рыночным механизмам управления отраслью, формированию соответствующей рыночной инфраструктуры, эффективной системы ее функционирования и развития.
Учитывая, что в международной классификации видов экономической деятельности, аквакультура относится к рыбному хозяйству, она не включена составной частью во вступивший в действие с января 2007 года федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" и, как следствие, на предприятия этого сектора, находящегося в аналогичных с сельским хозяйством, условиях не распространяются меры государственной поддержки.
Принятые в последнее время Водный кодекс Российской Федерации и Лесной кодекс Российской Федерации создали дополнительные правовые коллизии во взаимоотношениях между юридическими и физическими лицами при организации и осуществлении работ в области аквакультуры.
Для устранения имеющихся пробелов в законодательстве, препятствующих ускоренному развитию аквакультуры предлагается принять федеральный закон "Об аквакультуре". Основной целью разрабатываемого проекта федерального закона "Об аквакультуре", является формирование нормативной правовой базы, направленной на создание условий устойчивого# работы и развития аквакультуры. Это позволит в ближайшие годы улучшить обеспечение населения Российской Федерации рыбной продукцией и продукцией из других водных животных и растений по доступным ценам в пределах научно обоснованных норм потребления, а в будущем возместить потери рыбной продукции из-за значительного падения уловов отечественного рыбопромыслового флота в морях и океанах. Кроме того, развитие аквакультуры позволит производить различные виды технической продукции, являющиеся биологическим сырьем для пищевой, фармацевтической, комбикормовой и других отраслей промышленности которые в настоящее время импортируются из других стран. Действие законопроекта также направлено на сохранение биоразнообразия водной фауны и флоры, формирование устойчивых промысловых и восстановление исчезающих природных популяций ценных видов рыб и других водных животных.
Главной целью законопроекта является усиление государственной политики в развитии аквакультуры на основе стимулирования частной инициативы, сбалансированности государственных и частных интересов и адекватного разделения полномочий федеральных, региональных в муниципальных органов исполнительной власти.
Также законопроект предусматривает создание системы финансовой и правовой защиты интересов юридических и физических лиц, являющихся владельцами хозяйств аквакультуры.
Принятие законопроекта позволит создать нормативную правовую базу для повышения эффективности реализации государственной политики в области развития аквакультуры, привлечения инвестиционных ресурсов, что увеличит получение пищевой рыбной продукции и укрепит продовольственную и экономическую безопасность России. Одновременно это позволит увеличить занятость трудоспособного населения и улучшить социальную обстановку в регионах.
В соответствии с научными и проектными разработками при благоприятных условиях, которые может обеспечить закон, продукция пресноводной и морской аквакультуры в Российской Федерации достигнет в 2020 году не менее 800 тыс. тонн на сумму 60 - 65 млрд. рублей при современном объеме 115 тыс. тонн стоимостью 6,7 млрд. рублей.
Финансово-экономическое обоснование и расчеты
социально-экономических последствий принятия законопроекта "Об аквакультуре"
Финансово-экономическая оценка последствий принятия законопроекта базируется на работе ведущих научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций рыбного хозяйства (ВНИРО, ВНИЭРХ, ГосНИОРХ, КрасНИИРХ, ВНИИПРХ, АзНИИРХ, ФСГЦР, СибрыбНИИпроект, Востсибрыбцентр, КаспНИРХ), научных учреждений Российской академии наук и Российской академии сельскохозяйственных наук, отчетно-статистических данных действующих предприятий аквакультуры, опыте развития аквакультуры в других странах и других аналитических и статистических материалах.
В соответствии с научными и проектными разработками при благоприятных условиях, которые может обеспечить закон, продукция аквакультуры в Российской Федерации достигнет в 2020 году 800 тыс. тонн на сумму 60 - 65 млрд. рублей при современном объеме 115 тыс. тонн стоимостью 6,7 млрд. рублей. При этом в связи с повышением платежеспособности населения страны, произойдут изменения видового состава продукции аквакультуры в сторону увеличения доли осетровых, лососевых, других наиболее ценных рыб, а также нерыбных объектов (крабов, моллюсков, иглокожих, прочих беспозвоночных), рыночная стоимость которых значительно превышает цену карпа и растительноядных рыб, составляющих основу современного ассортимента культивируемых объектов.
При увеличении стоимости продукции аквакультуры на 55 - 60 млрд. рублей и расчетной рентабельности 25 %, ежегодные поступления в бюджеты разных уровней возрастут от налога на прибыль при ставке налога 24 % на 3,5 - 4,0 млрд. рублей, от налога на добавленную стоимость - при ставке 14 % (10 % для карпа, растительноядных рыб и 18 % для деликатесных видов) более чем на 10 млрд. рублей. Отчисления от заработной платы (доля которой в затратах на производство продукции аквакульгуры достигает 35 % при норме отчислений в 26,3 %) составит 3,5 - 4,0 млрд. рублей. Всего, по трем основным направлениям налогообложения, прогнозируемые поступления в бюджет составят ежегодно 17 - 18 млрд. рублей.
Увеличение продукции аквакультуры позволит значительно улучшить качество пищевой продукции, что окажет положительное влияние на состояние здоровья населения и косвенным образом снизит бюджетные расходы, направляемые на охрану здоровья.
Развитие аквакультуры в Российской Федерации будет способствовать росту продукции и услуг в других отраслях (производство комбикормов, машино- и приборостроение, тароупаковочные материалы, фармацевтика и другие) и значительному увеличению трудозанятости населения.
В соответствии с современными трудозатратами на выращивание рыбы и других водных животных и растений, развитие аквакультуры к 2020 году потребует вовлечения в производство не менее 100 тысяч человек, позволит поднять жизненный уровень населения, улучшить социально-экономическое положение в сельских и прибрежных регионах России.
Государственная поддержка в области развития аквакультуры осуществляется по линии Минсельхоза России в соответствии с планируемыми мероприятиями по следующим основным направлениям: воспроизводство водных биологических ресурсов, проведение противоэпизоотических мероприятий, сохранение и восстановление рыбопродуктивности водных объектов рыбохозяйственного значения.
Принятие Федерального закона "Об аквакультуре" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного Федерального закона "Об аквакультуре"
В случае принятия Федерального закона "Об аквакультуре" не потребуется внесения изменений и дополнений в другие законодательные акты Российской Федерации.
Перечень проектов нормативных актов, необходимых для реализации разрабатываемого законопроекта
Для исполнения Федерального закона "Об аквакультуре" необходимо предусмотреть следующие нормативные правовые акты:
1. Приказ Минсельхоза России "Об определении перечня особо опасных болезней, при которых допускается отчуждение объектов аквакультуры".
2. Приказ Минсельхоза России "Об утверждении Порядка возмещения ущерба, понесенного в результате отчуждения объектов аквакультуры".
3. Приказ Минсельхоза России "Об утверждении Порядка формирования и использования генофондных коллекций и маточных стад объектов аквакультуры".
4. Приказ Минсельхоза России "Об утверждении Порядка выпуска молоди ценных видов рыб в водные объекты рыбохозяйственного значения организациями, осуществляющими промышленное разведение и выращивание объектов аквакультуры".
5. Приказ Минсельхоза России "Об утверждении Типовой формы договора на право пользования рыбопромысловым участком для осуществления промышленной аквакультуры".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательной Думы Хабаровского края от 26 сентября 2007 г. N 970 "О проекте федерального закона N 400876-4 "Об аквакультуре"
Текст постановления официально опубликован не был