1.2. Положение об организации повышения квалификации работников образования по индивидуальному учебному плану (накопительная система учета результатов повышения квалификации).
2. Контроль за исполнением данного приказа возложить на Иванцеву И.А., заместителя министра - начальника управления общего образования.
Министр |
А.А. Базилевский |
Положение
об итоговой государственной аттестации слушателей курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации
(утв. приказом Министерства образования Хабаровского края от 27 сентября 2007 г. N 887)
1. Общие положения
1.1. В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 N 610, с учетом внесенных в него изменений и дополнений (постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2000 N 213), приказом Минобразования России от 03.04.2000 N 961 и Рекомендациями Минобразования России от 21.11.2000 N 35-52-172ин/35-29 "Об итоговой государственной аттестации слушателей образовательных учреждений дополнительного профессионального образования" государственная итоговая аттестация является обязательным завершающим этапом освоения слушателями образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации и проводится в целях оценки их уровня знаний.
1.2. Итоговая аттестация завершается выдачей соответствующего документа государственного образца в зависимости от сроков и вида программы обучения:
- профессиональная переподготовка (от 500 до 1000 часов) - диплом о профессиональной переподготовке;
- повышение квалификации (от 100 до 500 часов) - свидетельство о повышении квалификации;
- повышение квалификации (от 72 до 100 часов) - удостоверение о повышении квалификации;
- повышение квалификации (до 72 часов) - справка о повышении квалификации.
2. Требования к итоговой государственной аттестации слушателей
2.1. Итоговая государственная аттестация слушателей может состоять из одного или нескольких аттестационных испытаний, в зависимости от сроков и видов дополнительных профессиональных программ.
Слушатели обеспечиваются программами дисциплин, по которым проводится итоговая аттестация, знакомятся с тематикой аттестационных работ, условиями и формами проведения аттестационных испытаний:
- при освоении программ профессиональной переподготовки за 2 - 4 месяца до начала итоговой аттестации;
- при освоении краткосрочных и среднесрочных программ повышения квалификации за 2 - 4 недели до начала итоговой аттестации.
2.1.1. Формы итоговой государственной аттестации слушателей курсов профессиональной переподготовки (по выбору) в соответствии с учебными планами и программами в объеме:
от 501 до 1000 часов - итоговый междисциплинарный экзамен по программе обучения;
- выпускная аттестационная работа (дипломная работа или дипломный проект);
2.1.2. Формы итоговой государственной аттестации слушателей курсов повышения квалификации (по выбору) в соответствии с учебными планами и программами в объеме:
от 72 до 100 часов - собеседование;
- зачет;
- контрольная работа;
- тестирование;
- курсовая работа;
- творческий проект;
- реферат.
от 100 до 500 часов - итоговое собеседование;
- итоговый экзамен;
- итоговый зачет;
- итоговое тестирование;
- курсовая работа;
- творческий проект;
- реферат;
- контрольная работа.
2.1.3. Для слушателей курсов повышения квалификации по дополнительным профессиональным программам в объеме от 100 до 500 часов как обязательный элемент итоговой аттестации проводятся входная и выходная диагностики уровня предметной подготовки.
2.2. К итоговой аттестации при обучении по дополнительной профессиональной программе в объеме от 100 до 500 часов допускаются слушатели, завершившие обучение по дополнительной профессиональной программе и успешно прошедшие все предшествующие аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом, в том числе набравшие не менее 80 % от максимального количества баллов при прохождении выходной диагностики уровня предметной подготовки.
2.3. Аттестация проводится по экзаменационным вопросам, тестам, заданиям, проблемным ситуациям, темам, подготовленным специалистами кафедр и отделов в полном соответствии с содержанием образовательной программы.
2.4. Экзаменационные материалы по курсовой профессиональной переподготовке, курсам повышения квалификации утверждаются руководителем учреждения дополнительного профессионального образования.
2.5. Количество времени, затраченное на итоговую аттестацию, рассчитывается по факту, но не более 0,25 астрономического часа на 1 слушателя на курсах повышения квалификации и 0,5 астрономического часа на курсах профессиональной переподготовки.
3. Государственные аттестационные комиссии, их деятельность
3.1. Итоговая государственная аттестация слушателей осуществляется государственными аттестационными комиссиями, созданными при учреждениях дополнительного профессионального образования.
3.2. Для проведения аттестации приказом руководителя учреждения дополнительного профессионального образования за неделю до начала аттестации создается комиссия в составе:
- председателя (руководителя или заместителя руководителя), заместителя председателя, членов комиссии (не менее 3 специалистов) - при окончании курсов профессиональной переподготовки;
- председателя (руководителя или заместителя руководителя) и 1 члена комиссии (специалиста соответствующего отдела) - при окончании курсов повышения квалификации.
3.3. Председатель комиссии (в его отсутствие заместитель председателя) обеспечивает общее руководство ходом итоговой аттестации, соблюдение регламента, соответствие содержания аттестации утвержденным требованиям.
3.4. Председатель государственной аттестационной комиссии утверждается учредителем учреждения дополнительного профессионального образования. Состав членов государственной аттестационной комиссии утверждается руководителем учреждения дополнительного профессионального образования.
3.5. Государственные аттестационные комиссии руководствуются в своей деятельности настоящим Положением и учебно-методической документацией, разрабатываемой на основе требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ, устанавливаемых Министерством образования и науки РФ.
3.6. Основные функции государственных аттестационных комиссий:
- комплексная оценка уровня знаний слушателей с учетом целей обучения, вида дополнительной профессиональной образовательной программы, установленных требований к содержанию программ обучения;
- рассмотрение вопросов о предоставлении слушателям по результатам обучения права вести профессиональную деятельность в определенной сфере и выдаче диплома о профессиональной переподготовке;
- определение уровня освоения краткосрочных и среднесрочных дополнительных профессиональных программ и решение вопроса о выдаче слушателям удостоверения или свидетельства о повышении квалификации;
- разработка рекомендаций по совершенствованию обучения слушателей по дополнительным профессиональным программам.
3.7. Сдача итоговых экзаменов и защита аттестационной работы проводится на открытых заседаниях государственной аттестационной комиссии с участием не менее двух третей их состава.
3.8. Решение государственной аттестационной комиссии принимается на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. При равном количестве голосов голос председателя является решающим. Решение комиссии принимается сразу же и сообщается слушателю.
3.9. По результатам итоговой аттестации оформляется установленная документация. Председатель комиссии представляет проректору по учебно-методической работе аналитическую справку по итогам аттестации.
Отчеты о работе государственных аттестационных комиссий по профессиональной переподготовке докладываются на заседаниях Ученого совета института.
Положение
об организации повышения квалификации работников образования Хабаровского края по индивидуальному учебному плану (накопительная система учета результатов повышения квалификации)
(утв. приказом Министерства образования Хабаровского края от 27 сентября 2007 г. N 887)
1. Общие положения
1.1. Положение об организации повышения квалификации работников образования Хабаровского края по индивидуальному учебному плану (далее - Положение) разработано в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.
1.2. Настоящее Положение определяет основные цели, правила построения, порядок осуществления повышения квалификации педагогов по индивидуальному образовательному маршруту (образовательной программе), устанавливает систему и формы аттестации слушателей и порядок взаимодействия образовательных учреждений, реализующих программы дополнительного профессионального образования и самих педагогов в организации образовательного процесса.
1.3. Повышение квалификации по индивидуальному учебному плану различных категорий работников образования Хабаровского края организуется с целью создания оптимальных условий для реализации педагогом возможностей непрерывного образования на основе их образовательных потребностей, конкретного заказа руководителей образовательных учреждений или запроса педагогического работника. Повышение квалификации в данной форме позволяет выбирать образовательную программу, самостоятельно конструировать индивидуальный образовательный маршрут, приемлемые для себя сроки его реализации (не противоречащие п. 1.9.4 настоящего Положения), виды учета результатов освоения содержания программы.
1.4. Обучение по индивидуальному учебному плану является одной из форм повышения квалификации, проводится не реже одного раза в пять лет. Реализация индивидуального учебного плана не должна превышать двух лет. Слушатель может пройти ускоренный курс обучения (менее двух лет), при этом объем времени обучения должен соответствовать п. 1.9.4 настоящего Положения.
1.5. Повышение квалификации по индивидуальному учебному плану предполагает глубокую самообразовательную работу слушателя в области философии образования, психологии, современных педагогических технологий, актуальных проблем воспитания, теории и методики преподавания предмета, инновационного (международного, российского, регионального) педагогического опыта и т.д.
1.6. Обучающийся по индивидуальному учебному плану может быть привлечен для участия в работе курсов повышения квалификации, научно-практических конференций, семинаров, мастер-классов, "круглых столов" и других форм обучения взрослых.
1.7. Повышение квалификации по индивидуальному учебному плану различных категорий работников организуется в образовательных учреждениях Хабаровского края, реализующих образовательные программы дополнительного профессионального образования.
Если слушатель выбрал индивидуальную форму повышения квалификации, то ее реализация является обязательной для всех образовательных учреждений Хабаровского края, реализующих данные программы.
1.8. При разработке индивидуального учебного плана повышения квалификации предусматриваются:
- индивидуальная образовательная программа повышения квалификации, включающая учебные программы инвариантного (общетеоретического), предметно-технологического (специального) и информационно-технологического блоков;
- критерии оценки уровня и качества подготовки по каждому виду деятельности обучающегося;
- сроки обучения;
- условия организации индивидуальной формы повышения квалификации;
- объем времени на освоение каждой учебной программы, входящей в образовательную программу, и в целом на всю программу повышения квалификации;
- формы освоения содержания программы;
- виды учебной деятельности;
- тематика консультаций;
- входная и выходная диагностики уровня предметной подготовки в предметно-технологическом (специальном) блоке;
- формы промежуточной и итоговой аттестации в соответствии с Положением "Об итоговой государственной аттестации слушателей курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации";
- виды учета результатов освоения содержания программы.
1.9. Индивидуальная форма повышения квалификации предусматривает различные виды учета результатов обучения, в том числе накопительную систему.
1.9.1. Повышение квалификации слушателей, осуществляемой по накопительной системе учета результатов освоения содержания образовательной программы, базируется на суммировании результатов усвоения каждой из учебных программ в структуре образовательной программы.
1.9.2. Накопительная система учета результатов обучения позволяет:
- наиболее полно удовлетворять индивидуальные потребности педагогов в конкретных областях профессиональных знаний;
- выбирать различные виды краткосрочного обучения по интересующим педагога темам, а также темам стратегического характера для развития и повышения качества образования;
- получить свидетельство или удостоверение повышении# квалификации путем суммирования результатов обучения на курсах повышения квалификации, краткосрочных курсах и семинарах в образовательных учреждениях Хабаровского края и иных субъектах РФ, реализующих образовательные программы дополнительного профессионального образования.
1.9.3. Накопительная система учета результатов обучения является добровольной, отвечающей собственным образовательным потребностям, альтернативной формой повышения квалификации педагогов края.
1.9.4. Общий объем времени обучения по накопительной системе учета результатов повышения квалификации в течение двух лет должен быть:
- при повышении квалификации с получением свидетельства - не менее 100 часов;
- при повышении квалификации с получением удостоверения - не менее 72 часов.
Индивидуальный учебный план должен включать:
а) при краткосрочном обучении (от 72 до 100 часов):
- вопросы инвариантного (общетеоретического) блока;
- вопросы предметно-технологического (специального) блока;
б) при длительном (свыше 100 часов):
- вопросы инвариантного (общетеоретического) блока;
- вопросы предметно-технологического (специального) блока;
- вопросы блока информационных технологий.
2. Образовательная программа
2.1. Образовательная программа дополнительного профессионального образования рассматривается как совокупность учебных программ, выбранных педагогом в логике обозначенного направления (проблемы) повышения квалификации, с указанием конкретных сроков их освоения и образовательных учреждений, реализующих данные программы.
2.2. Образовательная программа характеризует организационно-педагогические условия, педагогические технологии, применяемые для ее реализации, процедуру выбора и конструирования индивидуального образовательного маршрута.
2.3. Учебная программа как самостоятельная часть в составе образовательной программы повышения квалификации является элементом в накопительной системе и, как правило, представляет собой содержательную характеристику учебного курса. Обязательным компонентом учебной программы является описание форм, методов обучения, промежуточной и итоговой аттестации слушателей по результатам обучения.
2.4. Образовательные (учебные) программы разрабатываются как образовательными учреждениями Хабаровского края, так и образовательными учреждениями иных субъектов РФ, реализующими программы дополнительного профессионального образования и прошедшими государственную аттестацию и аккредитацию. Образовательные программы должны быть лицензированными.
2.5. Содержание образовательных (учебных) программ должно соответствовать Требованиям к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ, утвержденных Приказом Минобразования России от 18.06.1997 г. N 1221. и Рекомендациям Минобразования России для учреждений дополнительного педагогического образования "О минимуме содержания программ курсов повышения квалификации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений" от 22.05.2002 г. N 22-06-709.
3. Деятельность субъектов по реализации Положения
3.1. Учреждение дополнительного профессионального образования, находящееся в подчинении министерству образования края (далее - Учреждение):
- выполняет функцию базового образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Хабаровского края по организации повышения квалификации по индивидуальному учебному плану;
- утверждает индивидуальный учебный план слушателя;
- реализует собственные образовательные и учебные программы дополнительного профессионального образования в рамках индивидуальной формы повышения квалификации;
- проводит итоговую государственную аттестацию слушателя в соответствии с программой повышения квалификации по индивидуальному учебному плану;
- выдает итоговый документ государственного образца о повышении квалификации.
3.2. Администрация районного (городского) управления образованием и (или) методического кабинета:
- оказывает методическую помощь педагогу в конструировании индивидуального учебного плана повышения квалификации;
- координирует последовательность освоения педагогом учебных программ в рамках индивидуального учебного плана, а также информирует Учреждение о его прохождении;
- ведет учет педагогов, повышающих квалификацию по индивидуальному учебному плану.
3.3. Администрация образовательного учреждения:
- доводит до сведения педагога перечень рекомендованных образовательных программ дополнительного профессионального образования и составляющих их учебных программ, реализуемых в крае;
- дает рекомендации педагогу по выбору программ повышения квалификации, учитывая его образовательные потребности и проблемы;
- согласует индивидуальный учебный план педагога;
- контролирует своевременность выполнения индивидуального учебного плана повышения квалификации педагогом.
3.4. Педагог (слушатель):
- знакомится с перечнем рекомендованных образовательных и составляющих их учебных программ дополнительного профессионального образования, реализуемых в Хабаровском крае;
- конструирует индивидуальный учебный план повышения квалификации согласно собственным потребностям и рекомендациям администрации образовательного учреждения, районного (городского) управления образованием и (или) методического кабинета;
- согласует с администрацией образовательного учреждения, районного (городского)# управлением образования и (или) методического кабинета#, Учреждением индивидуальный учебный план повышения квалификации;
- предоставляет итоговые документы об освоении учебных программ Учреждению (при накопительной системе учета результатов повышения квалификации) (1) и образовательной программы в целом администрации образовательного учреждения, управлению образованием и (или) районному (городскому) методическому кабинету.
4. Порядок повышения квалификации по индивидуальному учебному плану с использованием накопительной системы учета результатов обучения
4.1. Повышение квалификации по индивидуальному плану проводится на внебюджетной основе в соответствии с заключенным договором между Учреждением и педагогом по расценкам, устанавливаемым Комитетом по политике цен администрации Хабаровского края и согласованным с учредителем Учреждения.
4.2. Слушатель, выбравший индивидуальную форму повышения квалификации, подает на имя руководителя Учреждения письменное заявление, зачисляется приказом по Учреждению и по своему выбору и соглашению с куратором посещает занятия. Сроки подачи заявления - до 15 января года начала обучения.
4.3. Обучающийся по индивидуальному учебному плану и Учреждение согласуют программу обучения, составленную руководителем курсов, учебный план, включающий перечень всех учебных программ с указанием количества часов на освоение каждой из них, сроки обучения, графики индивидуальных консультаций, входной и выходной диагностик уровня предметной подготовки, промежуточной и итоговой аттестации или выпускного экзамена.
4.4. Индивидуальная образовательная программа обучения слушателя утверждается руководителем (заместителем) Учреждения.
4.5. Учебный отдел Учреждения выдает слушателю утвержденную индивидуальную образовательную программу повышения квалификации (с указанием места прохождения повышения квалификации при накопительной форме учета результатов обучения), копия которой хранится в учебном отделе в установленном порядке.
4.6. По окончании всего срока обучения слушатель сдает в учебный отдел индивидуальную программу обучения и документы о повышении квалификации (при накопительной форме учета результатов обучения). Документы о повышении квалификации (при накопительной форме учета результатов обучения) в обязательном порядке должны включать результаты итоговой аттестации.
5. Элементы дистанционного обучения слушателей по индивидуальному учебному плану
5.1. Слушатель может самостоятельно осваивать часть или весь курс повышения квалификации путем дистанционного обучения на основе сетевых и кейсовых технологий.
5.2. Пересылка учебных материалов слушателю и от слушателя в институт осуществляется по электронной почте. При пересылке учебных материалов почтовым переводом расходы несет слушатель.
6. Порядок мониторинга, контроля индивидуального обучения, аттестации и выдачи документов о повышении квалификации
6.1. Мониторинг обучения по разделам индивидуального плана осуществляется специалистами учреждения, реализующего программы дополнительного профессионального образования в виде тестирования, собеседования, зачета и т.п.
6.2. Учреждение по окончании курсов организует анкетирование каждого слушателя, проводит анализ эффективности повышения квалификации по индивидуальной форме обучения.
6.3. Освоение программы курса фиксируется в индивидуальном плане слушателя в виде отметки (зачет/незачет) преподавателем, ведущим данный курс.
6.4. По итогам обучения по индивидуальному плану проводится итоговая аттестация слушателя аттестационной комиссией Учреждения в соответствии с Положением "Об итоговой государственной аттестации слушателей курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации".
6.5. По окончании обучения по индивидуальному учебному плану слушатель, освоивший программу обучения и прошедший итоговую аттестацию, получает документ государственного образца в соответствии с п. 1.9.4. настоящего Положения.
6.6. Выданные документы государственного образца регистрируются учебным отделом Учреждения в журнале регистрации.
7. Перечень документов, необходимых для организации повышения квалификации по индивидуальному учебному плану
7.1. Заявление физического лица с обоснованием причины обучения по индивидуальному плану или письменное направление руководителя организации (приложение N 1).
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
7. Договор на индивидуальное обучение (составляется с Учреждением).
7.3. Приказ Учреждения о зачислении слушателя на обучение по индивидуальному плану (приложение N 2).
7.4. Учебный, учебно-тематический планы, образовательная программа (составляется с Учреждением).
7.5. Индивидуальный план работы слушателя (приложение N 3).
7.6. Протоколы промежуточной и итоговой аттестации слушателя.
7.7. Документы установленного образца о повышении квалификации.
(1) Слушатель может предоставлять документы о повышении квалификации, выданные образовательными учреждениями других территорий Российской Федерации, реализующими программы дополнительного профессионального образования, не противоречащими п.п. 1.4, 2.4, 2.5 настоящего Положения.
Приложение N 1
к Положению
об организации повышения
квалификации работников образования
по индивидуальному плану
Ректору (директору) ______________
(указать учреждение - например Ха-
баровского краевого института пе-
реподготовки и повышения квалифи-
кации педагогических кадров) _____
__________________________________
_______ фамилия имя отчество _____
от __________ фамилия имя отчество
__________________________________
___________ должность ____________
___________ место работы _________
__________________________________
_______ контактный телефон _______
Заявление
Прошу зачислить меня на курсы повышения квалификации
_________________________________________________________________________
(Категория руководители ОУ, учителя, преподаватели, воспитатели)
с __________________________________ по _________________________________
(сроки обучения)
по теме: ________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
По индивидуальной форме обучения ________________________________________
(с отрывом, без отрыва,
_________________________________________________________________________
с частичным отрывом от работы, дистанционно) указать
Форма учета результатов повышения
квалификации: ___________________________________________________________
(накопительная, единовременная) указать
Для общего учета результатов обучения предоставляю следующие документы
(указать наименование документа, тему, сроки, учреждение выдавшего доку-
мент)
N | Тема блока (модулей) |
Кол-во часов | Сроки проведения |
Полученный документ |
Название учреждения, выдавшего документ |
Форма оплаты: ___________________________________________________________
(перечисление, наличная) указать
_________________________________________________________________________
Дата Подпись
Приложение N 2
к Положению
об организации повышения
квалификации работников образования
по индивидуальному плану
Наименование учреждения
ПРИКАЗ
от N
Об индивидуальном повышении
квалификации
Приказываю:
1. Зачислить на курсы повышения квалификации _________________________
по индивидуальному плану (накопительная система учета результатов по-
вышения квалификации) с _______________ г. по _____________________ г.
______________________________________________________________________
ФИО (полностью), должность, место работы
по теме: ____________________________________________________________,
(_____ часов).
II. По окончании курсов и сдачи итоговой аттестации выдать свиде-
тельство установленного образца.
Ректор (директор) ________________ (расшифровка)
Приложение N 3
к Положению
об организации повышения
квалификации работников образования
по индивидуальному плану
УТВЕРЖДАЮ:
Ректор (директор) учреждения
________________ расшифровка
"_____" ____________ 200_ г.
Индивидуальный план обучения
Слушателя курсов _______________________________ срок ___________________
Категория
_________________________________________________________________________
тема, проблема курсов
_________________________________________________________________________
Ф.И.О. (полностью) ______________________________________________________
_________________________________________________________________________
Предмет _______________________________ стаж работы _____________________
Заявленная квалификационная категория ___________________________________
Содержание обучения
N п/п |
Тема | Кол-во часов |
База обучения |
Форма отчета | Примечание |
(1) | (2) | (3) | (4) | (5) | (6) |
Итого |
Зав. курсами ____________________________________________________________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования Хабаровского края от 27 сентября 2007 г. N 887 "Об утверждении Положений, регламентирующих организацию переподготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих работников учреждений образования Хабаровского края на 2007/2008 учебный год"
Текст приказа официально опубликован не был