Решение Хабаровского краевого суда
от 26 апреля 2007 г. N 3-21/07
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 июля 2007 г. N 58-Г07-10 настоящее решение оставлено без изменений
26 апреля 2007 года Хабаровский краевой суд в составе, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Ч. о признании противоречащими законодательству Раздела I ("адресное социальное пособие"), абзаца 6 Раздела III, подраздела 2 пункта 1 Раздела VII Закона Хабаровского края N 86 от 20.12.2006 г. "О краевой целевой программе "Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан на 2007 год" и взыскании компенсации морального вреда, установил:
Ч. обратился в суд с названным заявлением, ссылаясь на то, что оспариваемыми нормами краевого закона нарушены его права и права членов его семьи, относящейся к категории малоимущих, имеющей доход ниже величины прожиточного минимума по Хабаровскому краю, на получение государственной социальной помощи - пособия по нуждаемости в размере, который бы в сочетании с учетом среднедушевого дохода семьи достигал величины прожиточного минимума на каждого члена семьи.
В обоснование заявленных требований Ч. указывает на то, что оспариваемые нормы устанавливают ограничительные условия назначения социального пособия малоимущим гражданам (доход "ниже 75 % величины прожиточного минимума", назначение пособия в размере "не выше 10 % прожиточного минимума"), что противоречит ст. 1, 6 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", ч. 2 ст. 55 ч. 1, ч. 2 ст. 7, ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации.
Кроме того, подраздел 2 пункта 1 Раздела VII в противоречие ст. 31 ГК РФ, ст.ст. 121, 150 Семейного кодекса РФ устанавливает ограничительные условия по выплате опекунского пособия на опекаемых детей (доход опекунов должен быть "не выше 75 % от величины прожиточного минимума").
Заявитель, извещенный о месте и времени рассмотрения дела в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители Законодательной Думы Хабаровского края, действующие на основании доверенностей, Н., Т., не соглашаясь с доводами заявления, просили в удовлетворении требований заявленных Ч. отказать.
Выслушав объяснения представителей Законодательной Думы Хабаровского края, исследовав материалы дела, заслушав заключения прокурора С., полагавшей заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Заявителем фактически оспариваются нормы краевой целевой программы "Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан на 2007 год", утвержденной ст. 1 Закона Хабаровского края N 86 от 20.12.2006 г. (далее - Программа).
Согласно Раздела I Программы адресное социальное пособие - ежемесячная денежная выплата в размере между 75 процентами величины среднедушевого прожиточного минимума нетрудоспособных членов семьи и совокупным среднедушевым доходом всех членов семьи, но не выше 10-процентной величины среднего на душу населения прожиточного минимума и не ниже 10-процентной величины от 75 процентов среднего на душу населения прожиточного минимума.
Абзацем 6 Раздела III Программы установлено, что адресное социальное пособие, предусмотренное подразделом 2 пункта 1 Раздела VII, назначается и выплачивается малоимущим гражданам, указанным в данном пункте, среднедушевой доход которых не превышает 75 процентов величины среднедушевого прожиточного минимума, установленной на территории края.
В силу подраздела 2 пункта 1 Раздела VII Программы адресное социальное пособие выплачивается гражданам пожилого возраста: женщины, достигшие возраста 60 лет, мужчины - 65 лет; инвалиды; одинокие беременные женщины и кормящие матери; дети-инвалиды, нуждающиеся в уходе; дети несовершеннолетних родителей; дети, у которых один или оба родителя являются инвалидами или гражданами пожилого возраста: женщины, достигшие возраста 60 лет, мужчины - 65 лет; дети из неполных семей и дети из многодетных семей; дети сироты и дети оставшиеся без попечения родителей, на период оформления документов об установлении над ними опеки (попечительства), находящиеся на иждивении родственников или иных лиц; опекаемые дети, не получающие денежного содержания; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет.
Суд находит, несостоятельными доводы Ч. о противоречии названных норм Программы законодательству по следующим основаниям.
В силу п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, относятся к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам установлены Федеральным законом от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Статьей 5 данного Федерального закона предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом.
Оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона "О государственной социальной помощи" размер государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 24.10.1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" также относит к компетенции субъекта Российской Федерации оказание необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам. Условия и порядок предоставления социальной поддержки малоимущим семьям (гражданам) устанавливаются в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 6).
Согласно ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", устанавливаются органами государственной власти самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение, в том числе, вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, малоимущих и других категорий граждан.
Таким образом, регулирование вопросов порядка, условий назначения, размера и выплаты государственной социальной помощи за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации отнесено федеральным законодателем к компетенции органов власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" под государственной социальной помощью понимается предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки.
Судом установлено, что адресное социальное пособие в Хабаровском крае введено в практику системы социальных выплат с 1996 года и ежегодно предусматривается в краевых целевых программах. При этом в 1996 г. пособие выплачивалось в размере, позволяющем обеспечить 40 процентов прожиточного минимума на члена семьи, в 1997 - 2001 г.г. - 50 процентов, а с 2001 г. - 75 процентов прожиточного минимума на каждого члена семьи.
Предусмотренное Программой адресное социальное пособие выплачивается ежемесячно за счет средств бюджета Хабаровского края в размере разницы между 75 процентами величины среднедушевого прожиточного минимума нетрудоспособных членов семьи и совокупным среднедушевым доходом всех членов семьи, но не выше 10-процентной величины среднего на душу населения прожиточного минимума и не ниже 10-процентной величины от 75 процентов среднего на душу населения прожиточного минимума.
При этом адресное социальное пособие является одним из видов государственной социальной помощи (социальной поддержки) для малоимущих слоев населения и его размер должен оцениваться с учетом всех предоставляемых видов социальной помощи.
Так, Программой наряду с адресным социальным пособием предусмотрены и другие виды государственной социальной помощи малоимущим гражданам: льготный проезд на пассажирских поездах по социальным нуждам; 50-процентная скидка на оплату проезда на лечение в государственное учреждение здравоохранения "Специализированная больница восстановительного лечения "Анненские воды"; 50-процентная скидка на оплату за пользование коллективной телевизионной антенной единовременная материальная помощь.
При таком положении, суд находит, что оспариваемые заявителем нормы Раздела I, абзаца 6 Раздела III, подраздела 2 пункта 1 Раздела VII Программы не противоречат упомянутому федеральному законодательству в том числе ст.ст. 1, 6 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".
Доводы заявителя о противоречии положений подраздела 2 пункта 1 Раздела VII, ст. 31 ГК РФ, ст.ст. 121, 150 Семейного кодекса РФ основаны на неверном истолковании оспариваемых норм.
Названные нормы Программы не содержат ограничительных условий по выплате пособия на опекаемых детей, поскольку не регулируют вопросы выплаты опекунского пособия. Данные вопросы урегулированы Законом Хабаровского края N 240 от 29 декабря 2004 г. "О порядке и размере выплаты опекунам (попечителям) денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), в Хабаровском крае". Предусмотренное же подразделом 2 пункта 1 Раздела VII Программы адресное социальное пособие опекаемым детям является дополнительной мерой социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Не являются основанием к удовлетворению заявленных требований ссылки на противоречие оспариваемых норм Программы ч. 2 ст. 55 ч. 1, ч. 2 ст. 7, ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, поскольку в силу ст. 125 Конституции Российской Федерации оценку соответствия или несоответствия оспариваемого нормативного правового акта Конституции Российской Федерации может дать только Конституционный Суд Российской Федерации.
Поскольку при разрешении дела судом установлено, что Раздел I ("адресное социальное пособие"), абзац 6 Раздела III, подраздел 2 пункта 1 Раздела VII краевой целевой программы "Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан на 2007 год", утвержденной Законом Хабаровского края N 86 от 20.12.2006 г. не противоречат действующему законодательству, то в удовлетворении требований о компенсации морального вреда надлежит отказать.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление Ч. о признании противоречащими законодательству Раздела I ("адресное социальное пособие"), абзаца 6 Раздела III, подраздела 2 пункта 1 Раздела VII Закона Хабаровского края N 86 от 20.12.2006 г. "О краевой целевой программе "Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан на 2007 год" и взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Сообщение о настоящем решении опубликовать в газете "Приамурские ведомости".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Хабаровский краевой суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Хабаровского краевого суда от 26 апреля 2007 г. N 3-21/07
Текст решения предоставлен Хабаровским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании