Заслушав и обсудив информацию "Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в общеобразовательных учреждениях края", Совет отмечает, что министерством образования края и муниципальными органами управления образованием проводится определенная работа по расширению возможностей социализации учащихся, обеспечению преемственности между общим и профессиональным образованием, подготовке выпускников школ к освоению программ высшего профессионального образования через организацию и развитие предпрофильной подготовки учащихся основной школы и профильное обучение на старшей ступени общего образования.
Предпрофильная подготовка девятиклассников в крае осуществляется в течение 4-х лет, в 2007/2008 учебном году предпрофильной подготовкой по 11 направлениям охвачено 100 % (11912) девятиклассников всех общеобразовательных учреждений края.
В крае создана сетевая модель предпрофильной подготовки учащихся, в которую входят ресурсные центры, созданные на базе школ, МУК, учреждений дополнительного образования, учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования. В 8 муниципальных образованиях края (г. Комсомольск-на-Амуре, Нанайский, Верхнебуреинский, Вяземский, Комсомольский, Охотский, Советско-Гаванский, Солнечный районы) созданы 18 ресурсных центров по обеспечению межшкольного сетевого взаимодействия для организации предпрофильной подготовки старшеклассников. При организации предпрофильной подготовки общеобразовательные учреждения активно используют материально-техническую базу и возможности учреждений профессионального образования при организации элективных курсов. В прошедшем учебном году повысился интерес школьников к профессиям, востребованным на рынке труда, 50 % учащихся 9-х классов познакомились с профессиями производственной сферы. В 2006/2007 учебном году элективные курсы на базе профессиональных училищ и лицеев посетили 28 % учащихся, на базе ссузов - 12 %, в вузах - 4 %.
Органами управления образованием, методическими службами и педагогическими коллективами образовательных учреждений гг. Комсомольска-на-Амуре, Хабаровска, Комсомольского, Вяземского, Солнечного, Амурского и других районов накоплен бесценный опыт реализации программ предпрофильной подготовки и профильного обучения, их нормативного и ресурсного обеспечения. Учащимся общеобразовательных школ предложен широкий спектр практико-ориентированные# элективных курсов. Наибольший интерес у учащихся вызывают элективные курсы информационно-технологического направления (17 %), социально-гуманитарного и естественно-научного направлений (по 16 %), физико-математического направления (14 %).
Наблюдается положительная тенденция в плане дальнейшего определения девятиклассников для обучения. Краевой показатель продолжающих обучение в учреждениях среднего профессионального образования на протяжении последних трех лет увеличился с 15,8 % до 18,0 %. В 10 муниципальных образованиях (г. Комсомольск-на-Амуре, Советско-Гаванский, Хабаровский, Амурский, Тугуро-Чумиканский, Николаевский, Бикинский, Комсомольский районы) показатель продолжающих обучение в учреждениях начального профессионального образования значительно выше краевого (16,0).
Государственная (итоговая) аттестация выпускников основной школы по профильным предметам по выбору проводится в соответствии с нормативными документами Министерства образования и науки Российской Федерации, министерства образования Хабаровского края. При приеме в 10-ые профильные классы учитывались результаты выпускных экзаменов и "портфолио" выпускника.
Муниципальные органы управления образованием целенаправленно продолжают работу по выстраиванию и развитию системы профильной школы, ориентированной на удовлетворение разнообразных потребностей и интересов учащихся, решающей проблему их профессионального самоопределения.
В 2007/2008 учебном году в общеобразовательных учреждениях края профильное обучение на старшей ступени образования организовано в 210 (68 %) общеобразовательных учреждениях 18 муниципальных образований края. В классах с профильным обучением по 11 профилям занимаются 10952 (62 %) ученика 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений. Наметилась тенденция увеличения охвата учащихся старшей школы профильным обучением за счет изучения отдельных предметов на профильном уровне. Отдельные предметы (русский язык, математика, физика, обществознание, литература, биология, химия, информатика, география, история) по профильным программам изучают 1599 учащихся в 65 школах.
Министерством образования края, образовательными учреждениями г. Хабаровска, Вяземского, Нанайского, Хабаровского, им. Лазо муниципальных районов в порядке эксперимента апробируется дистанционная форма организации профильного обучения школьников.
В школах Хабаровского края определились наиболее востребованные профили обучения: универсальный, информационно-технологический, социально-гуманитарный, физико-математический, социально-экономический.
Министерство образования края уделяет большое внимание созданию материально-технической базы профильного обучения. В 2007 году в базовые общеобразовательные учреждения края для обеспечения учебного процесса поступили 446 комплектов учебно-наглядных пособий по английскому языку, физике, химии, биологии, обществознанию, математике и интерактивные комплексы на общую сумму 23967 тысяч рублей.
Вместе с тем, Совет по вопросам общего образования отмечает, что в последний год в отдельных общеобразовательных учреждениях края наметилась тенденция организации предпрофильной подготовки в пределах только своей школы, недостаточной работы по созданию профильных классов в соответствии с потребностями рынка труда района, города, края (индустриально-технологический профиль реализуется в 15 школах, аграрно-технологический в Комсомольском районе и только в 1 школе), что существенно сужает возможности учащихся в проектировании своего будущего и объясняется слабым психолого-педагогическим сопровождением профильного обучения в школах и недостаточным использованием возможностей организации профориентационной работы педагогами-психологами учреждений профессионального образования.
В муниципальных образованиях края не нашла должного развития сетевая модель профильного обучения. Только в 30 % городских школ осуществляется сетевое взаимодействие при профильном обучении, в сельских школах профильное обучение реализуется по модели внутришкольной профилизации.
Муниципальными органами управления образованием, общеобразовательными учреждениями проводится еще недостаточная работа по расширению форм профильного обучения, увеличению количества профильных классов, привлечения внимания учащихся и их родителей к организации профильных классов. Недостаточное количество профильных классов открыто в Советско-Гаванском, Нанайском, Хабаровском, Бикинском районах, не созданы профильные классы в Аяно-Майском районе.
В школах края слабо развивается обучение старшеклассников по индивидуальным планам. По результатам мониторинга только 161 ученик в крае занимается по индивидуальным учебным планам.
Руководителями муниципальных органов управления образованием и администрациями общеобразовательных учреждений уделяется недостаточное внимание организации учебного процесса в профильных классах.
В общеобразовательных школах Бикинского, Советско-Гаванского, Солнечного, Амурского, Ванинского муниципальных районов в 2006/2007 учебном году структура учебных планов для классов старшей ступени не соответствовала структуре базисного учебного плана и примерным учебным планам для учреждений среднего (полного) общего образования Хабаровского края (приказ МО края от 21.04.2006 N 316), обучение учащихся по базовым учебным предметам организовано не по примерным программам, обозначенным в учебно-методическом обеспечении к учебным планам школ. Имели место случаи обучения учащиеся# 10 - 11 классов по профильным программам без предварительного изучения предмета на базовом уровне (в основном это информатика).
Несмотря на достаточно большую работу Хабаровского краевого института переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, городских и районных методических служб по подготовке кадров и методическому сопровождению профильного обучения, использование современных образовательных технологий в учебном процессе, новых методов оценивания учащихся, в т.ч. "портфолио" ученика, деятельностно-компетентностного подхода в реализации содержания профильного обучения еще не стало основным в деятельности учителя.
На основании вышеизложенного совет решил:
1. Отметить целенаправленную работу руководителей муниципальных органов управления образованием по развитию системы профильного обучения старшеклассников гг. Хабаровска (Тен О.Я.), Комсомольска-на-Амуре (Овсейко Т.Г.), Комсомольского (Бизимова Л.С.), Николаевского (Еремина С.В.), Верхнебуреинского (Гермаш Т.С.), Амурского (Кудрвцева# Т.А.), Солнечного (Володкевич В.К.), Охотского (Мироненко Н.В.) районов.
2. Обратить внимание руководителей муниципальных органов управления образованием администраций Советско-Гаванского (Магдий А.В.), Нанайского (Кудрешова О.В.), Хабаровского (Ващенко Т.И.), Бикинского (Созинова Л.Ю.), Ульчского (Воронцов И.В.), им. П. Осипенко (Черкашининова О.Г.), Тугуро-Чумиканского (Петрова Т.В.), Аяно-Майского (Саватеев А.К.) районов на недостаточную работу по открытию профильных классов.
3. Руководителям муниципальных органов управления образованием:
3.1. Предусмотреть в муниципальных программах реструктуризации сети общеобразовательных учреждений развитие сети профильного обучения старшеклассников.
до 1 апреля 2008 года
3.2. Активизировать работу с учреждениями профессионального образования, центрами занятости населения, родителями учащихся, средствами массовой информации, предприятиями и организациями в муниципальных образованиях по развитию сети профильного обучения в соответствии с потребностями рынка труда района.
3.3. Принять необходимые меры по развитию сетевой модели профильного обучения путем создания ресурсных центров, базовых профильных школ.
3.4. Предусмотреть в совместных с учреждениями профессионального образования планах активные формы профориентационной работы с учащимися: презентации образовательных программ, организация "малых факультетов" по определенным специальностям, межшкольные группы учащихся по изучению элективных курсов, созданию социально значимых проектов в Сузах и вузах, воскресные каникулярные школы и др.
3.5. Рассмотреть возможность организации постоянного психолого-педагогического сопровождения профильного обучения старшеклассников, использования опыта и потенциала педагогов-психологов учреждений профессионального образования.
3.6. Обеспечить контроль за организацией профильного обучения в подведомственных общеобразовательных учреждениях в соответствии с нормативно-правовыми актами.
4. Отделу общего образования (Хлебникова В.Г.):
4.1. Проводить мониторинг развития краевой системы профильного обучения на старшей ступени общего образования.
ежегодно
4.2. Совместно с ХК ИППК ПК (Кузнецова А.Г.) проводить мониторинг и анализ использования программ и учебников по профильному обучению старшеклассников в общеобразовательных учреждениях края.
ежегодно
4.3. Проводить анализ деятельности муниципальных органов управления образованием по организации предпрофильной подготовки выпускников основной школы.
ежегодно до 1 ноября
4.4. Организовать в 2008/2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях края апробирование УМК "Основы проектной деятельности", "Метод проектов".
с 1 сентября 2008 года
5. Хабаровскому краевому институту переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров (Кузнецова А.Г.):
5.1. Создать банк данных опыта образовательных учреждений по развитию форм профильного обучения старшеклассников в общеобразовательных учреждениях края.
до 1 ноября 2008 года
5.2. Предусмотреть в плане работы ХК ИППК ПК на 2008 год через различные формы обучение педагогов современным образовательным технологиям: проектная и исследовательская деятельность учащихся, методика использования ИК-технологий, новые методы оценивания учащихся, в том числе с использованием "портфолио" ученика и т.п.
5.3. Обобщить опыт педагогов общеобразовательных учреждений края, успешно применяющих метод проектов, организацию исследовательской деятельности учащихся в практике предпрофильного и профильного обучения.
до 1 декабря 2008 года
5.4. Создать банк программ учреждений дополнительного образования детей, реализуемых при проведении предпрофильной подготовки и профильном обучении старшеклассников.
до 1 сентября 2008 года
5.5. Провести для специалистов муниципальных органов управления образованием, методических служб, руководителей школьных методических объединений учителей начальных классов краевой семинар "Методика исследовательского обучения младших школьников".
май 2008 года
Председатель Совета |
И.А. Иванцева |
Секретарь Совета |
М.А. Храмова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Министерства образования Хабаровского края от 11 декабря 2007 г. N 4 "Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в общеобразовательных учреждениях края"
Текст решения официально опубликован не был