Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 9. Социально-психологические услуги, предоставляемые в рамках требований
9.1. Услуга: социально-психологическое консультирование и оказание содействия в решении психологических проблем, стоящих перед клиентом
Требования к качеству услуги
Психологическое консультирование должно обеспечить оказание клиентам квалифицированной помощи по налаживанию межличностных отношений для предупреждения и преодоления семейных конфликтов, по вопросам детско-родительских, супружеских и других значимых отношений.
Социально-психологическое консультирование должно на основе полученной от клиента информации и обсуждения с ним возникших социально-психологических проблем помочь ему раскрыть и мобилизовать внутренние ресурсы и решить эти проблемы.
Требования к уровню квалификации специалиста
Высшее психологическое образование специалиста, оказывающего услугу (психолог, педагог-психолог).
Содержание услуги, алгоритм предоставления, качественные и количественные показатели выполнения
1. Личное знакомство и установление контакта с клиентом.
2. Выявление в ходе беседы (не менее 30 минут, в сложных ситуациях - до 60 минут) психологических проблем, стоящих перед клиентом, оказание помощи в формулировании запроса клиентом.
3. Сбор психологического анамнеза.
4. Разъяснение клиенту сути проблем и определение возможных путей их решения - засчитывается за отдельную единицу услуги.
5. Определение реакции клиента на имеющиеся проблемы и уровня мотивации к их преодолению.
6. Разработка для клиента рекомендаций по решению стоящих перед ним психологических проблем - засчитывается за отдельную единицу услуги.
7. Заполнение комплексной индивидуальной программы по работе с клиентом.
8. Проведение дополнительных индивидуальных консультаций клиента в соответствии с разработанным графиком - каждая консультация засчитывается за отдельную единицу услуги.
9. Заполнение учетно-отчетной документации.
Дополнительные документы и условия, регламентирующие процесс предоставления услуги
1. График проведения консультационных приемов граждан психологом учреждения.
2. Положение учреждения о порядке предоставления конфиденциальной информации о клиенте.
3. Библиотечный фонд специалиста по проблемам внутрисемейных, детско-родительских, межличностных, супружеских отношений.
4. Информационный банк данных о службах, учреждениях, оказывающих психологическую помощь населению (на бумажных или электронных носителях).
9.2. Услуга: проведение социально-психологической диагностики особенностей психического, личностного и социального развития клиента, его поведения
Требования к качеству услуги
Психодиагностика и обследование личности должны по результатам определения и анализа психического состояния и индивидуальных особенностей личности клиента, влияющих на отклонения в его поведении и взаимоотношения с окружающими людьми, дать необходимую информацию для составления прогноза и разработки рекомендаций по проведению коррекционных мероприятий.
Требования к уровню квалификации специалиста
Высшее психологическое образование специалиста, оказывающего услугу.
Содержание услуги, алгоритм предоставления, качественные и количественные показатели выполнения
1. Изучение личного дела клиента, индивидуальной программы по работе с клиентом и рекомендаций специалистов.
2. Личное знакомство и установление контакта с клиентом.
3. Определение в ходе беседы реакции клиента на имеющиеся проблемы и уровня мотивации к их преодолению.
4. Сбор психологического анамнеза.
5. Определение направлений социально-психологической диагностики клиента (психическое, личностное, социальное развитие клиента, его поведение) - каждое направление диагностики засчитывается за отдельную единицу услуги.
6. Выбор диагностических методик и подбор диагностического инструментария.
7. Проведение социально-психологической диагностики и обработка результатов диагностики, постановка психологического диагноза и определение вероятностного прогноза дальнейшего развития, составление заключения с указанием психологического диагноза, вероятностного прогноза, направлений психологической коррекции и соответствующих рекомендаций - каждое направление диагностики считается за отдельную единицу услуги.
8. Определение сроков проведения повторной диагностики.
9. Составление заключения с указанием психологического диагноза, вероятностного прогноза, направлений психологической коррекции и соответствующих рекомендаций - считается за отдельную единицу услуги.
10. Заполнение комплексной индивидуальной программы по работе с клиентом.
11. Ознакомление с результатами диагностики специалистов, занятых в процессе реабилитации клиента.
12. Разработка индивидуальной программы психологической коррекции клиента.
13. Проведение дополнительного социально-психологического обследования клиента, в том числе на дому - каждое направление обследования засчитывается за отдельную единицу услуги.
14. Проведение динамического социально-психологического обследования клиента с фиксированием динамики изменений, в соответствии с установленным графиком - каждое направление обследования засчитывается за отдельную единицу услуги.
15. Заполнение учетно-отчетной документации.
Дополнительные документы и условия, регламентирующие процесс предоставления услуги
1. Положение учреждения о порядке проведения психологической диагностики клиентов.
2. Положение учреждения о порядке предоставления конфиденциальной информации о клиенте.
3. Инструкции по процедуре проведения психологической диагностики клиента.
4. Библиотечный фонд специалиста по проведению психологической диагностики особенностей психического, личностного и социального развития клиента, его поведения (набор диагностических методик и диагностического инструментария: бланки анкет, опросников и наблюдений, тесты, методические рекомендации по обработке полученных результатов) в соответствии с возрастными особенностями.
5. Владение специалистом, оказывающим услугу, методиками социально-психологической диагностики.
9.3. Услуга: психологическая коррекция нарушений психического, личностного и социального развития клиента, его поведения, оказание помощи в решении психологических проблем, стоящих перед ним
Требования к качеству услуги
Психокоррекция как активное психологическое воздействие должна обеспечивать преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении клиентов (неблагоприятных форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения отдельных лиц, конфликтных отношений родителей с детьми, нарушений общения у детей или искажения их психического развития и иное), что позволит привести эти показатели в соответствие с возрастными нормами и требованиями социальной среды.
Требования к уровню квалификации специалиста
Высшее психологическое образование специалиста, оказывающего услугу.
Содержание услуги, алгоритм предоставления, качественные и количественные показатели выполнения
1. Изучение личного дела клиента, комплексной индивидуальной программы по работе с клиентом, психологического анамнеза, результатов диагностики и рекомендаций специалистов.
2. Личное знакомство и установление контакта с клиентом.
3. Определение реакции клиента на имеющиеся проблемы и уровня мотивации к их преодолению.
4. Определение направлений психологической коррекции.
5. Выбор коррекционных методик, форм и методов работы с клиентом;
6. Разработка плана индивидуальной коррекционной работы с клиентом, определение сроков и этапов его реализации.
7. Определение организационных моментов (общее количество коррекционных занятий, количество занятий по каждому направлению работы, частота занятий в неделю, их продолжительность).
8. Подбор необходимого материала для проведения коррекционных занятий.
9. Проведение коррекционных занятий в соответствии с графиком - каждое занятие засчитывается за отдельную единицу услуги.
10. Определение сроков и форм проведения контрольных наблюдений по итогам реализации коррекционной программы.
11. Проведение контрольных наблюдений - каждое наблюдение засчитывается за отдельную единицу услуги.
12. Заполнение комплексной индивидуальной программы по работе с клиентом.
13. Разработка практических рекомендаций для специалистов и родителей.
14. Осуществление взаимодействия при проведении коррекционной работы с другими специалистами, занятыми в процессе реабилитации клиента.
15. Проведение встречи с ближайшим окружением клиента и привлечение их к процессу реабилитации клиента - засчитывается за отдельную единицу услуги.
16. Заполнение учетно-отчетной документации.
Дополнительные документы и условия, регламентирующие процесс предоставления услуги
1. Инструкции по организации коррекционных занятий с клиентом в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями;
2. Положение учреждения о порядке предоставления конфиденциальной информации о клиенте.
3. Библиотечный фонд специалиста по проведению психокоррекционных занятий с детьми от 3 до 18 лет, взрослыми клиентами, родителями.
4. Игровой фонд (мягкие и сюжетные игрушки для проведения сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций; куклы, надевающиеся на руку; игрушки и инструменты для выражения агрессии: пистолеты, автоматы, шумовые музыкальные инструменты; стройматериалы и конструкторы; мячи; мозаика; настольные игры и иное).
9.4. Услуга: организация и проведение социально-психологического патронажа клиента (семьи)
Требования к качеству услуги
Социально-психологический патронаж должен на основе систематического наблюдения за клиентами обеспечивать своевременное выявление ситуаций психического дискомфорта, личностного (внутриличностного) или межличностного конфликта и других ситуаций, могущих усугубить трудную жизненную ситуацию клиентов, и оказание им необходимой в данный момент социально-психологической помощи.
Требования к уровню квалификации специалиста
Высшее психологическое образование специалиста, оказывающего услугу.
Содержание услуги, алгоритм предоставления, качественные и количественные показатели выполнения
1. Ознакомление с личным делом и комплексной индивидуальной программой по работе с клиентом (семьей).
2. Определение цели посещения клиента (семьи).
3. Оповещение клиента о времени визита.
4. Подготовка необходимых бланков, опросников и иной документации для проведения патронажа.
5. Выход на дом к клиенту (семье), проведение патронажа не менее 30 минут - засчитывается за отдельную единицу услуги.
6. Выявление в ходе беседы проблем клиента.
7. Определение реакции клиента на имеющиеся проблемы и уровня мотивации к их преодолению.
8. Первичное снятие негативных последствий травмирующей ситуации, возникшей проблемы - засчитывается за отдельную единицу услуги.
9. Составление плана-графика посещений клиента.
10. Разработка рекомендаций клиенту по решению трудной жизненной ситуации.
11. Заполнение акта проведения патронажа.
12. Заполнение индивидуальной программы по работе с клиентом (семьей), учетно-отчетной документации.
13. Активная форма патронажа предусматривает посещение психологом клиента на дому не менее 1 раза в неделю; срочная форма патронажа предусматривает посещение психологом клиента на дому не менее 1 раза в месяц.
14. Проведение дополнительных посещений клиента (семьи) в соответствии с его (ее) пожеланиями и разработанным графиком - каждое посещение засчитывается за отдельную единицу услуги.
Дополнительные документы и условия, регламентирующие процесс предоставления услуги
1. Положение о порядке проведения социально-психологического патронажа.
2. Инструкции по поведению специалиста в сложных ситуациях, обеспечению собственной безопасности.
3. Положение учреждения о порядке предоставления конфиденциальной информации о клиенте.
4. Владение специалистом, оказывающим услугу, технологиями своевременного выявления ситуаций психического дискомфорта, внутриличностного или межличностного конфликта и других ситуаций, способствующих усугублению трудной жизненной ситуации клиента.
5. Владение специалистом, оказывающим услугу, технологиями снятия социально-психологического напряжения в малой группе, при межличностном общении.
6. Владение специалистом, оказывающим услугу, технологиями первичного снятия негативных последствий травмирующей ситуации.
7. Акт психологического патронажа с рекомендациями специалиста по решению трудной жизненной ситуации клиента (семьи).
9.5. Услуга: проведение индивидуальных и групповых психологических тренингов
Требования к качеству услуги
Психологические тренинги как активное психологическое воздействие должны быть оценены их эффективностью в снятии последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, привитии социально ценных норм поведения людям, преодолевающим асоциальные формы жизнедеятельности, формировании личностных предпосылок для адаптации к изменяющимся условиям.
Требования к уровню квалификации специалиста
Высшее психологическое образование специалиста, оказывающего услугу, опыт работы не менее 2 лет.
Содержание услуги, алгоритм предоставления, качественные и количественные показатели выполнения
1. Изучение личного дела клиента, комплексной индивидуальной программы по работе с клиентом, психологического анамнеза, результатов диагностики и рекомендаций специалистов.
2. Личное знакомство и установление контакта с клиентом, определение психологических проблем, стоящих перед клиентом.
3. Определение реакции клиента на имеющиеся проблемы и уровня мотивации к их преодолению.
4. Определение тематики, формы (индивидуальная либо групповая) и технологий проведения психологических тренингов.
5. Определение организационных моментов (общее количество тренингов, частоты проведения в неделю, продолжительность тренинга), составление индивидуального графика проведения тренингов.
6. Подбор необходимого материала для проведения тренингов.
7. Проведение тренингов в соответствии с индивидуальным/групповым графиком - каждое занятие засчитывается за отдельную единицу услуги.
8. Проведение мониторинга результатов изменения поведения, эмоционального и личностного статуса клиента в процессе и по окончании каждого тренинга - каждый мониторинговый срез засчитывается за отдельную единицу услуги.
9. Подготовка рекомендаций для клиента/его ближайшего окружения по итогам проведения тренингов - засчитывается за отдельную единицу услуги, в случае необходимости - рекомендации клиенту о проведении следующего цикла психологических тренингов, назначение сроков и времени прохождения.
10. Заполнение комплексной индивидуальной программы по работе с клиентом.
11. Осуществление взаимодействия в период проведения тренингов с другими специалистами, занятыми в процессе реабилитации клиента.
12. Заполнение учетно-отчетной документации.
Дополнительные документы и условия, регламентирующие процесс предоставления услуги
1. График проведения психологических тренингов.
2. Инструкции по порядку проведения психологических тренингов.
3. Знание специалистом, оказывающим услугу, особенностей работы с различными категориями граждан.
4. Владение специалистом, оказывающим услугу, технологиями проведения тренингов в соответствии с возрастными особенностями и проблемами клиентов, наличие подтверждающих документов.
5. Специально оборудованное в соответствии с требованиями СанПиН помещение для проведения психологических тренингов (отсутствие посторонних шумов и раздражителей; мягкая мебель: кресла, диваны; ковровое покрытие; зеркало; магнитофон с набором аудиокассет; видеомагнитофон; модульное оборудование; сенсорная комната, комната психологической разгрузки и иное).
6. Библиотечный фонд специалиста по проведению психологических тренингов.
7. Игровой фонд (мягкие и сюжетные игрушки для проведения сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций; куклы, надевающиеся на руку; игрушки и инструменты для выражения агрессии: пистолеты, автоматы, шумовые музыкальные инструменты и иное).
9.6. Услуга: привлечение клиентов к участию в группах само- и взаимоподдержки, клубах общения, клубах по интересам
Требования к качеству услуги
Привлечение клиентов к участию в группах взаимоподдержки, клубах общения должно обеспечивать оказание им помощи в выходе из состояния дискомфорта (если оно есть), поддержании и укреплении психического здоровья, повышении стрессоустойчивости, уровня психологической культуры, в первую очередь в сфере межличностных отношений и общения.
Требования к уровню квалификации специалиста
Высшее психологическое образование специалиста, оказывающего услугу.
Содержание услуги, алгоритм предоставления, качественные и количественные показатели выполнения
1. Информирование клиента в ходе консультационного приема, социально-психологического патронажа, оказания психологической помощи по телефону о действующих на базе учреждения группах само- и взаимоподдержки, клубах общения, клубах по интересам.
2. Подробное ознакомление клиента в случае его заинтересованности с режимом работы, тематикой занятий, заседаний, планом работы групп само- и взаимоподдержки, клубов общения, клубов по интересам, действующих на базе учреждения, показ видеоматериалов, брошюр - засчитывается за отдельную единицу услуги.
3. Приглашение клиента на ближайшее занятие, мероприятие групп само- и взаимоподдержки, клубов общения, клубов по интересам.
4. Ознакомление клиента с координатами руководителей групп само- и взаимоподдержки, клубов общения, клубов по интересам, действующих на базе учреждения.
5. Заполнение комплексной индивидуальной программы по работе с клиентом.
6. Заполнение учетно-отчетной документации.
Дополнительные документы и условия, регламентирующие процесс предоставления услуги
1. Владение специалистом, оказывающим услугу, технологиями общения с клиентами, поддержания и укрепления их психического здоровья, уверенности в собственных силах для преодоления трудной жизненной ситуации в соответствии с возрастными особенностями и проблемами клиентов.
2. Библиотечный фонд специалиста по проведению психологических консультаций, организации групп само- и взаимопомощи, клубов общения, клубов по интересам.
3. Материалы (брошюры, буклеты и иное) о деятельности групп само- и взаимопомощи, клубов общения, клубов по интересам, действующих на базе учреждения.
4. Планы и режим работы групп само- и взаимопомощи, клубов общения, клубов по интересам, действующих на базе учреждения.
9.7. Услуга: оказание первичной психологической помощи, в том числе беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса клиентов
Требования к качеству услуги
Беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса должны обеспечивать укрепление психического здоровья клиентов, повышение их стрессоустойчивости и психической защищенности.
Требования к уровню квалификации специалиста
Высшее педагогическое образование, высшее специальное социальное образование специалиста, оказывающего услугу (социальный педагог, психолог, дефектолог), высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее специальное образование и стаж работы не менее 3 лет (специалист по социальной работе).
Содержание услуги, алгоритм предоставления, качественные и количественные показатели выполнения
1. Изучение личного дела клиента или заявления клиента о сложной жизненной ситуации клиента.
2. Личное знакомство и установление контакта с клиентом.
3. Оказание первичной психологической помощи в виде беседы, общения, выслушивания, подбадривания, мотивации к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса клиента и иные действия (не менее 30 минут) - засчитывается как отдельная единица услуги.
4. Определение в ходе беседы, общения реакции клиента на имеющиеся проблемы и уровня мотивации к их преодолению.
5. Разъяснение клиенту сути проблем и определение возможных путей их решения - засчитывается как отдельная единица услуги.
6. Ознакомление других специалистов, участвующих в процессе реабилитации клиента, с результатами своих наблюдений.
7. Информирование клиента о службах психологической и медико-психологической помощи, поддержки населения, функционирующих на территории муниципального образования.
8. Заполнение учетно-отчетной документации.
Дополнительные документы и условия, регламентирующие процесс предоставления услуги
1. Положение учреждения о порядке предоставления конфиденциальной информации о клиенте.
2. Библиотечный фонд специалиста по решению психологических проблемам граждан.
3. Информационный банк данных о службах, оказывающих психологическую помощь населению (на бумажных/электронных носителях).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.