Решение Хабаровского краевого суда
от 15 февраля 2006 г. N 3-41/06
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 мая 2006 г. N 58-Г06-13 настоящее решение в части признания недействующими пунктов 3 и 4 статьи 4 краевого Закона оставлено без изменения, а кассационная жалоба Законодательной Думы Хабаровского края - без удовлетворения; в части удовлетворения заявления прокурора о признании недействующими пунктов 5 и 6 статьи 4 Закона отменено
15 февраля 2006 г. Хабаровский краевой суд в составе, рассмотрев в открытом судеьном заседании дело по заявлению прокурора Хабаровского края о признании п.п. 3 - 6 ст. 4 Закона Хабаровского края от 30.11.2005 N 313 "Об основаниях, порядке предоставления, использования и возврата бюджетных кредитов, предоставленных местным бюджетам из краевого бюджета" противоречащими федеральному законодательству, установил:
Законодательной Думой Хабаровского края 30.11.2005 г. принят Закон Хабаровского края N 313 "Об основаниях, порядке предоставления, использования и возврата бюджетных кредитов, предоставленных местным бюджетам из краевого бюджета".
Статьей 4 данного краевого Закона установлено:
в случае невозврата либо несвоевременного возврата бюджетных кредитов по истечении срока, установленного для их возврата, министерство финансов края вправе списать в бесспорном порядке сумму бюджетного кредита, проценты (плату) за пользование бюджетным кредитом, взыскать пению за несвоевременный возврат бюджетного кредита в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки (п. 3);
в случае неперечисления либо несвоевременного перечисления процентов (платы) за пользование бюджетными кредитами министерство финансов края вправе списать в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользование бюджетными кредитами, взыскать пению за просрочку уплаты процентов (платы) за пользование указанными бюджетными кредитами в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки (п. 4);
в случае если предоставленные бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки, министерство финансов вправе погашать остаток непогашенного кредита, включая проценты, штрафы и пени, за счет дотаций местному бюджету из краевого бюджета в соответствующем финансовом году, а также за счет отчислений от федеральных и региональных налогов сборов налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами (за исключением местных налогов), подлежащих зачислению в местный бюджет (п. 5);
при несоблюдении органами местного условий предоставления бюджетных кредитов министерство финансов края вправе приостанавливать предоставление межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций из краевого фонда компенсаций) соответствующим местным бюджетам (п. 6).
Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением признании п.п. 3 - 6 ст. 4 Закона Хабаровского края от 30.11.2005 N 313 "Об основаниях, порядке предоставления, использования и возврата бюджетных кредитов, предоставленных местном бюджетам из краевого бюджета" противоречащими федеральному законодательству, ссылаясь на то, что оспариваемые нормы краевого закона приняты с превышением полномочий законодательного органа государственной власти субъекта РФ, установленных Бюджетным кодексом РФ и противоречат преамбуле, ст.ст. 1, 3, 7 Бюджетного кодекса РФ.
В судебном заседаний старший прокурор отдела прокуратуры Хабаровского края С.П.В. поддержал требования заявленные прокурором Хабаровского края.
Представитель Законодательной Думы Хабаровского края, по доверенности З.С.В. не соглашаясь с заявлением, просил в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в дела, исследовав материалы дела, суд находит заявлением прокурора Хабаровского края обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.п. "е" п. 1 ст. 1, п.п. "б" п. 1 ст. 5 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов Государственной власти субъектов Российской Федерации" деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется, в том числе, на основе принципа разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.
Согласно п. "ж" ст. 71 Конституции Российской Федерации финансовое регулирование находится в ведении Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 3 Бюджетного кодекса РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.
В преамбуле, ч. 2 ст. 1, ст. 7 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации устанавливаются Бюджетным кодексом РФ и отнесены к компетенции федеральных органов государственной власти Российской Федерации.
Из нормативного содержания оспариваемых прокурором края пунктов 3, 4, 5, 6 ст. 4 Закона Хабаровского края N 313 от 30.11.2005 г. следует, что данными нормами установлена компетенция органа, исполняющего бюджет субъекта Российской Федерации в области применения мер принуждения, а также правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства, регулирование, которых, в силу ч. 2 ст. 1, ст. 7 Бюджетного кодекса РФ отнесено полномочиям федеральных органов государственной власти Российской Федерации.
Таким образом, полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации ограничены Бюджетным кодексом РФ, который не относит установление правового статуса участников бюджетного процесса к предмету правового регулирования субъекта Российской Федерации.
Правовые последствия несоблюдения органами местного самоуправления условий предоставления бюджетных кредитов из бюджета субъектов Российской Федерации установлены ч. 5 ст. 136, ч. 2 ст. 141, ст.ст. 284.1, 290, 291 Бюджетного кодекса РФ, которые частично продублированы в оспариваемых нормах краевого закона.
Между тем, дублирование положений федеральных правовых норм, в нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации по вопросам, которых осуществляется Российской Федерацией, не исключает нарушение пределов кометенции установленной для субъектов Российской Федерации.
При таких правовых обстоятельствах суд находит, что нормы пунктов 3 - 6 ст. 4 Закона Хабаровского края от 30.11.2005 N 313 "Об основаниях, порядке предоставления, использования и возраста бюджетных кредитов, предоставленных местным бюджетам из краевого бюджета" противоречат федеральному законодательству и подлежат признанию недействующими.
Доводы представителя Законодательной Думы Хабаровского края о том, что Бюджетным кодексом РФ субъекту РФ предоставлено право установить правовой статус участников бюджетного процесса и о правомерности дублирования норм федерального законодательства в законе субъекта РФ основаны на неверном истолковании норм права, в силу чего не могут быть призваны в качестве основания к отказу в удовлетворении требований, заявленных прокурором Хабаровского края.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд решил:
удовлетворить заявление прокурора Хабаровского края.
Признать недействующими со дня вступления в законную силу настоящего, решения суда пункты 3, 4, 5, 6 статьи 4 Закона Хабаровского края 30.11.2005 N 313 "Об основаниях, порядке предоставления, использования и возврата бюджетных кредитов, предоставленных местным бюджетам из краевого бюджета".
Данное решение опубликовать в газете "Приамурские ведомости".
Взыскать с Законодательной Думы Хабаровского края в пользу федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Хабаровский краевой суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Хабаровского краевого суда от 15 февраля 2006 г. N 3-41/06
Текст решения предоставлен Хабаровским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании