Решение Хабаровского краевого суда
от 7 марта 2006 г. N 3-35/06
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31 мая 2006 г. N 58-Г06-18 настоящее решение изменено в части указания времени, с которого оспариваемые положения признаны недействующими. Оспариваемые прокурором положения признаны недействующими с момента вступления решения в законную силу. В остальной части решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба Законодательной Думы Хабаровского края - без удовлетворения
7 марта 2006 г. Хабаровский краевой суд в составе, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Б.В.К. о признании недействующими ст. 3 п. 1.1 в части слов "в пределах социальной нормы жилья", ст. 3 п. 1.2 в части слов "в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных Правительством края", Закона Хабаровского края от 19.01.2005 г. N 249 "О компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан", установил:
Б.В.К. обратился в суд с заявлением о признании недействующими п. 1.1 ст. 3 в части слов "в пределах социальной нормы площади жилья" ("в пределах нормативной площади жилого помещения, установленной настоящим законом"), п. 1.2 ст. 3 в части слов "в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных Правительством края" Закона Хабаровского края N 249 от 19.01.2005 "О компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан" указывая на то, что данным нормативным актом существенно ограничиваются права педагогических работников, проживающих в сельской местности, в части оплаты жилья и тепловой энергии пределами социальной нормы площади, предусмотренных статьей 55 Закона РФ "Об образовании".
В судебное заседание Б.В.К. не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители Законодательной Думы Хабаровского края, по доверенности Р., Б.А.В., С. не соглашаясь с заявленными требованиями, просили в удовлетворении заявления Б.В.К. отказать, ссылаясь на то, что в соответствии абзацем 3 части 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Согласно статьи 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ: "Размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях". Законом субъекта РФ (законом Хабаровского края "О компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан") урегулирован размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление соответствующей меры социальной поддержки. В соответствии с абзацем третьим части 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (в редакции от 22.08.2004 г.) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются актами субъектов Российской Федерации. Кроме того, представители свои доводы изложили в отзыве и возражении.
Выслушав объяснения представителей, исследовав материалы дела, заслушав прения, суд находит требования, заявленные Б.В.К. обоснованными и подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
Согласно ст. ст. 72, 76 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральному законодательству.
Пунктом 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (в ред. от 31.12.2005 г.) "Об образовании", установлено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Действительно, до внесения Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ изменений в Закон РФ "Об образовании" действовала редакция абз. 3 п. 5 ст. 55 закона, согласно которой педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади.
Следовательно, как до принятия закона о "монетизации" льгот, так и после законодатель оставил неизменным право педагогических работников образовательных учреждений на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в порядке, установленном законодательством РФ.
Сама по себе замена в названии статьи 55 названного закона слов "социальные гарантии и льготы" на слова "меры их социальной поддержки" не означает как таковой отмены права педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением или изменения порядка реализации указанного права, тем более, что исходя из буквального толкования названных понятий, понятие "льготы" является частью более широкого понятия "меры социальной поддержки".
Таким образом, порядок реализации права педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением Законом N 122-ФЗ не изменен, предоставление льгот педагогическим работникам не отменено, а субъектам лишь разрешено установить размер, условия и порядок возмещения расходов, возникающих в связи с предоставлением указанных мер социальной поддержки.
Согласно оспариваемым пунктам 1.1 и 1.2 ст. 3 закона Хабаровского края, категориям граждан указанным в ст. 2 предоставляется компенсация по оплате за оказанные жилищные услуги (наем, содержание и ремонт жилья) в пределах нормативной площади жилого помещения, установленной настоящим законом, за исключением отдельных категорий граждан, указанных в ч. 3 настоящей статьи и по оплате за электрическую и тепловую энергию (в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных Правительством края).
Вместе с тем, в соответствии со ст. 8 ФЗ от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст. 160 ЖК РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами.
Порядок реализации права педагогических работников сельской местности на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением определен: ст. 59 ЖК РСФСР, которая предусматривала, что для перечисленных категорий работников льготы по обеспечению бесплатным жильем с освещением и отоплением предоставляются без каких-либо ограничений и норм, и действующим Постановлением Совмина СССР от 10.12.1948 N 246, которое в п. 1 предусматривает предоставлять бесплатно учителям, директорам (заведующим) и заведующим учебной частью начальных и семилетних школ в сельских местностях и совместно с ними проживающим членам их семей квартиры с отоплением и освещением по нормам действующим в данной местности. Таким образом, по нормам жилое помещение может быть только предоставлено.
Согласно вышеназванному п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" размер общей площади жилья не федеральном уровне не ограничен, в связи с чем, данная категория граждан освобождена от оплаты за жилье, отопление и освещение независимо от размера занимаемого жилого помещения и нормативов потребления. В связи с этим оспариваемое заявителем положение не соответствует требованиям федерального законодательства.
Наделение законом субъектов Российской Федерации правом на установление порядка и условий возмещения расходов по предоставлению мер социальной поддержки данной категории граждан, направлено на формирование механизма межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по непосредственному предоставлению льгот работникам образования.
Суд полагает, что не могут быть признанны состоятельными и утверждения ответчиков со ссылкой на ст. 85 Бюджетного кодекса РФ и ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", по которым органы государственной власти субъектов РФ имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
При таком положении, согласно п. 5 ст. 26.3 названного ФЗ до принятия федеральных законов по предметам совместного ведения, а также по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральными законами, законами субъекта РФ, могут устанавливаться не указанные в пункте 2 настоящей статьи полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет и в пределах средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам.
Суд считает, поскольку Закон Хабаровского края N 249 в части оспариваемых положений противоречит федеральным законам по ранее изложенным основаниям, то его принятие и установление права органа государственной власти субъекта осуществлять указанные полномочия самостоятельно не соответствует требованиям п. 5 ст. 26.3 названного Федерального Закона.
Полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения, не предусмотренные п.2 ст. 26.3 ФЗ, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ другими федеральными законами, в данном случае - Законом РФ "Об образовании" (п. 5 ст. 55). Финансовое обеспечение указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Таким образом, суд считает оспариваемые заявителем нормы Закона Хабаровского края N 249 от 19.01.2005 "О компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан" противоречат приведенным нормам федерального законодательства и нарушают права заявителя, так как ухудшают его положение.
Несмотря на то обстоятельство, что заявитель обратился в суд с заявлением о признании недействующим п. 1.1 ст. 3 Закона в части слов "в пределах социальной нормы площади жилья", а в настоящее время Законом Хабаровского края от 25.05.2005 г. в части оспариваемой заявителем норма изменена на слова "в пределах нормативной площади жилого помещения, установленной настоящим законом" суд полагает возможным рассмотреть заявленные требования Б.В.К. по существу, поскольку по сути означают одну и ту же норму площади жилья, которая ранее до принятия Жилищного кодекса РФ называлась социальной, а после принятия - нормативной, что не оспаривается представителями ответчика.
С учетом изложенного, суд находит подлежащими признанию недействующими п. 1.1 ст. 3 в части слов "в пределах социальной нормы площади жилья" ("в пределах нормативной площади жилого помещения, установленной настоящим законом"), п. 1.2 ст. 3 в части слов "в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных Правительством края" Закона Хабаровского края N 249 от 19.01.2005 "О компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан" на педагогических работников образовательных учреждений, с момента принятия Закона.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд решил:
признать недействующими п. 1.1 ст. 3 в части слов "в пределах социальной нормы площади жилья" ("в пределах нормативной площади жилого помещения, установленной настоящим законом"), п. 1.2 ст. 3 в части слов "в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных Правительством края" Закона Хабаровского края N 249 от 19.01.2005 "О компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан" на педагогических работников образовательных учреждений, с момента принятия Закона.
Сообщение о данном решении опубликовать в газете "Приамурские ведомости".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации, а прокурором принесено кассационное представление в течение 10 дней через Хабаровский краевой суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Хабаровского краевого суда от 7 марта 2006 г. N 3-35/06
Текст решения предоставлен Хабаровским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании