Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Хабаровской
городской Думы
от 23 мая 2006 г. N 258
Программа
по улучшению экологического состояния города Хабаровска на 2006 - 2010 годы
Паспорт программы
Наименование - Программа по улучшению экологического состояния
программы города Хабаровска на 2006 - 2010 годы
Основание для - Устав городского округа "город Хабаровск",
разработки программы Федеральный закон N 131-ФЗ "Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации", постановление мэра
г. Хабаровска от 12.12.2005 N 1964 "О предвари-
тельных итогах выполнения "Программы по улучше-
нию экологического состояния города Хабаровска
на 2001-2005 годы" и основных направлениях
экологической деятельности администрации города
на период 2006-2010 гг.".
Заказчик программы - Администрация города
Основные разработчики - Институт водных и экологических проблем Дальне-
программы восточного отделения РАН, комитет по охране
окружающей среды и природных ресурсов
администрации г. Хабаровска
Цели и задачи - Создание условий для формирования благоприятных
программы условий жизни на территории города, для гармо-
ничного сочетания экологических и социально-
экономических интересов населения, снижения
отрицательного воздействия на окружающую среду
и достижения норм допустимых нагрузок на нее,
обеспечивающих соответствие между влиянием
хозяйственной деятельности на окружающую среду
и ее ассимилирующими способностями, повышение
культуры и грамотности населения города
в вопросах охраны окружающей природной среды
и рационального природопользования, формирова-
ния приоритета общечеловеческих ценностей,
любви к окружающей природе
Сроки и этапы - 2006 - 2010 годы
реализации программы
Исполнители программы - Администрация города, промышленные предприятия,
фирмы, организации и учреждения всех форм
собственности, общественные организации
и объединения, граждане города
Объемы и источники - Источником финансирования мероприятий программы
Финансирования являются собственные средства предприятий, фирм
и организаций, средства инвесторов, целевые
кредиты коммерческих банков, бюджеты всех
уровней, городской бюджет, в т.ч. целевой
бюджетный экологический фонд города.
Общий объем финансирования составляет
22782,05 млн. руб., в т.ч.:
- Из целевого бюджетного экологического
фонда города - 56,615 млн. руб.
В экологической сфере:
Оценка ожидаемой
эффективности, - сокращение выбросов и сбросов, уменьшение коли-
экологических чества поступления отходов в окружающую среду;
и социально-экономи- - обеспечение соответствия между влиянием хозяй-
ческих последствий ственной деятельности на окружающую среду и ее
от реализации программы ассимилирующими способностями;
- изменение в сторону улучшения качества воздуха,
воды, почвы, структуры и состава зеленых насаж-
дений на улицах и парках города, в соответствии
с экологическими стандартами.
В социальной сфере:
- повышение экологической безопасности граждан,
создание условий для формирования благоприятных
условий жизни в городе;
- улучшение рекреационных условий (зеленых насаж-
дений, лесопаркового устройства
особоохраняемых# природных территорий);
- углубление экологического обучения воспитания
и просвещения среди всех слоев населения
города.
Организация контроля - Контроль за исполнением программы осуществляе-
за исполнением тся администрацией города, в лице комитета
программы по охране окружающей среды и природных
ресурсов.
Механизм - Для контроля выполнения мероприятий программы
реализации постановлением Мэра города учреждается Совет,
в состав которого войдут специалисты департа-
ментов, управлений, комитетов и отделов
администрации города. К работе в Совете,
по согласованию, привлекаются руководители
и специалисты научных учреждений и высших
учебных заведений, промышленных предприятий
и организаций города, задействованных
в программе, а также представители обществен-
ности города.
Руководителем Совета назначается заместитель
Мэра, курирующий природоохранную деятельность
в городе. Совет организует экспертные проверки
реализации Программы.
На основании анализа экспертных проверок хода
выполнения программных мероприятий заказчик
программы ежегодно готовит заявки на финанси-
рование программы за счет средств городского
бюджета и вносит предложения предприятиям
и организациям города, финансирующим мероприя-
тия за счет собственных средств и средств
инвесторов.
Введение
Разработка и реализация городской экологической программы на 2001 - 2005 годы позволила сделать существенный шаг в снижении неблагоприятного воздействия различных сфер деятельности на окружающую среду. Несомненно произошло некоторое повышение экологической безопасности для жизни и здоровья городских жителей. Уменьшились выбросы ряда опасных загрязняющих веществ в воздушную среду, произошло улучшение качества воды в Амурской протоке и некоторых малых рек в черте города, увеличилось количество предприятий переработчиков отходов производства и потребления и виды перерабатываемых отходов.
Проведена и продолжена большая работа по оценке состояния городских зеленых насаждений, разработана концепция озеленения г. Хабаровска. Имеются результаты в экологическом воспитании подрастающего поколения города. В целом, следует отметить, что произошло определенное улучшение условий для комфортного проживания граждан. Город Хабаровск стал чище, опрятнее, что позволило ему в соревновании с другими городами России занимать призовые места по озеленению и благоустройству, а по итогам 2004 года занять 1 место в своей номинации.
Вместе с тем, в силу неблагоприятных природно-климатических условий (большие контрасты температур, ветровой режим, высокая естественная загрязненность речных и подземных вод и др.), в результате хозяйственной деятельности сотен предприятий и организаций, воздействующих на земельную, водную и воздушную среду, экологическое состояние города остается достаточно сложным и не полностью соответствующим критериям города с высоким уровнем экологического благополучия. Преимущества географического положения - близость крупной реки, южный облик города, разнообразная и живописная природа в окрестностях и другие факторы - еще слабо реализованы и адаптированы к условиям жизнедеятельности быстро развивающегося крупного города.
Положительный опыт разработки городской экологической программы и анализ результатов ее выполнения показывают необходимость продолжения этой работы с разработкой следующей "Программы по улучшению экологического состояния города Хабаровска...", рассчитанной на период 2006 - 2010 гг.
Мероприятия программы позволяют реализовать полномочия органов власти местного самоуправления по обеспечению населения города экологически благоприятными условиями проживания.
Срок действия настоящей Программы - 2006 - 2010 годы.
Основные принципы, определяющие цели и задачи программы:
- разумное сочетание экологических и экономических интересов при приоритетном направлении в области охраны жизни и здоровья горожан;
- открытость программы заинтересованным организациям, общественным объединениям, гражданам;
- учета решения частных хозяйственных задач и реализации мероприятий других целевых программ, дающих качественный экологический эффект.
Цель настоящей программы - обеспечение выполнения мероприятий, способствующих снижению неблагоприятного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду в черте г. Хабаровска, повышению уровня экологической безопасности и комфорта жизни и здоровья жителей города.
Основные задачи программы сформировались на основе выбора экологических приоритетов в процессе разработки и выполнения "Программы.... на период 2001 - 2005 гг.". Эти задачи сохраняются на ближайшую и отдаленную перспективу - среди них особой значимостью обладают следующие:
- обеспечение рационального и безопасного водопользования, включающего в себя переход на подземное питание, охрану качества воды в р. Амур путем проведения мероприятий, направленных на сокращение сбросов неочищенных промышленных и ливневых сточных вод, восстановление чистоты и водности малых городских рек, решение проблемы стабилизации русла р. Амур в окрестностях г. Хабаровска;
- создание условий для улучшения качества воздушной среды города;
- решение проблем утилизации отходов производства и потребления путем создания новых производств и увеличения доли перерабатываемого вторичного сырья, строительства нового полигона для захоронения ТБО с мусороперегрузочными станциями, поддержки частных малых предприятий по переработке отходов;
- развитие природного комплекса города, содержание, охрана и восстановление зеленых насаждений и городских лесов;
- усиление эколого-просветительской работы со всеми категориями городского населения.
1. Пояснительная записка
1.1. Современное экологическое состояние г. Хабаровска
Город Хабаровск расположен в центре обширной заболоченной Среднеамурской низменности на высотах 32 - 50 м над уровнем моря на берегу р. Амур, что предопределяет повышенную экологическую уязвимость города от различных природных факторов, обусловленных прежде всего физико-геграфическими# особенностями территории. Среди них - влияние наводнений и подтоплений, оползни, размывы берегов, лесные и луговые пожары в окрестностях, сильные ветры, трансграничное загрязнение природных вод и многие другие негативные для комфортного проживания горожан природные процессы и явления. Ежегодно они проявляются, принося неудобства, а иногда и прямой ущерб различным отраслям хозяйства и населению.
На экологическое состояние города, его природных комплексов большое влияние оказывает все возрастающая урбанизация городской территории. Анализ экологической ситуации в городе Хабаровске выявил жизненно важные для его населения проблемы, решение которых будет способствовать устойчивому развитию города. К ним в первую очередь относятся:
1. Высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха.
2. Высокий уровень загрязнения поверхностных вод.
3. Рост образования и накопления отходов производства и потребления.
4. Отсутствие утвержденной генеральной схемы развития (сохранения) природного комплекса города, озеленения и содержания зеленых насаждений и городских лесов.
1.2. Атмосферный воздух
По материалам наблюдений за 2004 год г. Хабаровск по-прежнему входит в список 43 городов России с наибольшими уровнями загрязнения атмосферы по таким загрязняющим примесям, как бенз(а)пирен, диоксид азота, формальдегид (автотранспорт, НПЗ, энергетика, лесные пожары когда концентрация БП превышает ПДК в 6 - 14 раз).
В настоящее время источником загрязнения атмосферы на территории Хабаровска являются более 160981 единица автотранспорта, сотни промышленных и строительных объектов, 3 теплоэлектростанции (ТЭЦ), мелкие котельные. Ежегодно в атмосферу города выбрасывается до 170 тысяч тонн загрязняющих веществ. Основным источником поступления загрязняющих веществ в атмосферу является автотранспорт (59 %), при этом автотранспортный парк города потребляет в год около 600 тыс. тонн моторного топлива, которое реализуется на десятках АЗС. За ним по степени негативного воздействия следуют выбросы от стационарных источников промышленных предприятий (41 %). На объекты теплоэнергетики приходится примерно 85 % от суммарного объема выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников.
По данным экологического мониторинга Дальгидромета уровень загрязнения воздушной среды на территории г. Хабаровска в 2001 - 2005 гг., продолжал оставаться высоким, хотя по некоторым показаниям имел тенденцию к снижению. Основными соединениями, загрязняющими атмосферу, как и в предыдущие годы, являются оксиды азота, оксид углерода, формальдегид, бенз(а)пирен. В отдельные периоды локально по городу образовывались очаги загрязнения аммиаком, толуолом, бензолом, фенолом, углеводородами. Летом 2001 и осенью 2005 года высокая задымленность города, связанная с лесными пожарами, усиливала загрязнение атмосферного воздуха в 2 - 4 раза, содержание сажи соответствовало 2 - 3 ПДК.
Наибольшее загрязнение воздушной среды отмечается вблизи магистралей с интенсивным движением транспорта и в зонах влияния ТЭЦ. За последние годы увеличились выбросы бенз(а)пирена, не снижается загрязнение взвешенными веществами, оксидами углерода и азота.
Основные показатели качества атмосферного воздуха в г. Хабаровске
(данные наблюдений Дальневосточного УГМС)
N пп | Кратность среднегодовых концентраций загрязняющих веществ к ПДК |
Период наблюдений (годы) | |||
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Взвешенные вещества | 2,4 | 1,2 | 1,3 | 1,2 = |
2. | Диоксид серы (SO2) | 2,3 | 1,2 | 1,3 | 0,7 < |
3. | Оксид углерода (СО) | 1,0 | 1,0 | 0,9 | 1,0 < |
4. | Диоксид азота (NO2) | 2,2 | 1,6 | 1,5 | 1,6 < |
5. | Оксид азота (NO) | 2,2 | 2,3 | 1,4 | 0,8 < |
6. | Озон (О3) | - | - | 0,2 | 0 |
7. | Бенз(а)пирен (С20Н12) | 3,4 | 3,1 | 4,3 | 3,9 > |
8. | Формальдегид (СН2О) | 2,7 | 3,0 | 2,7 | 2,5 < |
9. | Аммиак (NH3) | 1,3 | 1,1 | в пределах ПДК |
незначит. |
10 | Сероводород (H2S) | незначит. | незначит. | незначит. | незначит. |
11 | Фенол (С6Н5ОН) | незначит. | 0 | 0 | незначит. |
Тем не менее реализация ряда крупных воздухоохранных мероприятий в 2001 - 2005 годах позволили несколько смягчить ситуации с загрязнением атмосферного воздуха, что видно из приведенных ниже графиков крайности среднегодовых концентраций ПДК по некоторым загрязняющим веществам.
В городе прекращен выпуск и запрещено использование этилированных бензинов. В результате этого содержание аэрозоля свинца в городской атмосфере снизилось и не превышает ПДК.
Реализация схемы развития и реконструкции дорожно-транспортной системы города Хабаровска за счет средств краевого бюджета позволила сократить объем выхлопных газов автомобилей вследствие устранения заторов, повышения скорости движения, рассредоточения интенсивности, потоков, а в результате снизить загазованность на ряде участков городских дорог.
Основные показатели качества атмосферного воздуха г. Хабаровска за период 2001 - 2004 гг.
(по данным Дальневосточного УГМС)
"Основные показатели качества атмосферного воздуха г. Хабаровска за период 2001 - 2004 гг. (по данным Дальневосточного УГМС)"
До строительства автомобильной развязки с выходом на Восточное шоссе содержание двуокиси азота составляло 1,57 ПДК, после ввода развязки оно снизилось до 0,81 ПДК. По окиси углерода концентрация до строительства составляла 0,15 ПДК, а по окончании - снизилась в 3 раза.
На Хабаровском НПЗ проведена реконструкция парокотельной, что позволило снизить выбросы в атмосферу города углеводородов на 161 тонну в год.
ОАО "Хабаровскэнерго" провело мероприятия по реконструкции котельных установок ТЭЦ-2, электрофильтров энергоблоков N 1-3 ТЭЦ-3, произведена наладка режимов систем горения котлоагрегатов ТЭЦ-3. Эти мероприятия повысили надежность работы пылегазоочистного оборудования и котлоагрегатов.
МУП "Тепловые сети" осуществило подключение четырех котельных в Краснофлотском районе города к системе центрального отопления ТЭЦ-3, что привело к сокращению выбросов загрязняющих веществ от котельной.
Выполнено мероприятие по вводу в эксплуатацию нового котла вагонного депо ст. Хабаровск-2, это дало снижение выбросов в атмосферу на 3,5 тонны в год.
Ведется работа предприятиями ОАО "Хабаровсккрайгаз" и МУП "Водоканал" по осуществлению перевода их ведомственного транспорта на более экологичное топливо - газ. В настоящее время функционирует 100 автомобилей на газовом топливе, а также около 500 автомобилей - такси. За счет городского экологического фонда для городского управления транспорта приобретен троллейбус - экологический вид транспорта.
Для выдачи экологических требований при проектировании, строительстве и реконструкции промпредприятий и других объектов города, для оценки их воздействия на окружающую среду, на здоровье населения и уровни загрязненности атмосферного воздуха на различных участках городской территории, за счет средств городского экологического фонда разработан сводный том нормативов ПДВ в атмосферу по городу Хабаровску.
1.3. Водные ресурсы
Комплекс водных объектов г. Хабаровска - это система, состоящая из более 20 рек и ручьев, 11 расположенных на них водоемов, 4 озер и более 20 прудов различного происхождения. Наиболее крупными из этих рек являются реки Амур, Амурская протока, Березовая и Черная. Амур образует большую городскую акваторию, а pp. Березовая и Черная начинаются на территории Хабаровского сельского района и протекает# по территории города Хабаровска. Из них 4 реки и 2 ручья имеют полностью открытые русла, 3 водотока целиком забраны в коллекторы. Остальные имеют частично открытые русла и частично заключены в коллекторы. Эта сеть водоемов, сильно измененная в процессе градостроительной и иной хозяйственной деятельности, обеспечивает регулирование поверхностного и грунтового стока, несет рекреационные нагрузки, используется для хозяйственно-питьевого и технического водоснабжения.
Система водных объектов г. Хабаровска является частью природной среды города, выполняет градообразующие, инженерные и экологические функции, формирует ландшафтный облик города, осуществляет отвод поверхностного и дренажного стоков. Сброс сточных и поверхностных вод негативно отражается на состоянии водных экосистем и водных ресурсов бассейна реки Амур, что характеризует крайне высокую степень антропогенной нагрузки, превышающую природные возможности биологического самоочищения водных экосистем.
Качество вод малых рек г. Хабаровска, формируясь в условиях антропогенного воздействия, характеризуется повышением минерализации (до 600 мг/л), загрязнением биогенными и органическими веществами. Содержание аммонийного азота в воде достигает 4 - 26 ПДК (рр. Черная, Березовая, Красная речка, Чердымовка), значение БПК3 составляет 11 - 25ПДК (pp. Матрениха, Черная).
Река Амур получает основное загрязнение с территории КНР и выше расположенных территорий, особенно усиливающееся в зимний период.
Основные показатели качества поверхностных вод в г. Хабаровске
(данные наблюдений Дальневосточного УГМС, ИВЭП ДВО РАН)
Качество поверхностных вод (класс загрязненности) | |||||
2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | ||
1. | Река Амур | 5 (грязная) | 4 (загрязненная) | 4 (загрязненная) | 4 (загрязненная) |
2. | Амурская протока |
4 - умеренно загрязненная в обоих створах. |
4 - умеренно загрязненная в обоих створах |
4ФС* - загрязненная ЗКС** - умеренно загрязненная |
4 - загрязненная в обоих створах |
3. | Река Березовая | 7 - чрезвыч грязная |
7 - чрезвыч грязная |
7 - чрезвыч грязная |
7 - чрезвыч грязная |
4. | Река Черная | 6 - очень грязная | 7 - чрезвыч грязная |
6 - очень грязная | 7 - чрезвычайно грязная |
*4ФС - четвертый фоновый створ;
**ЗКС - третий контрольный створ
Свою "лепту" в высокие уровни загрязнения больших и малых рек вносят сбросы неочищенных хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод от объектов коммунального хозяйства и промышленных предприятий города Хабаровска.
Главная причина - неполное централизованное канализование города и недостаток мощностей канализационных очистных сооружений.
Ежегодно город сбрасывает в бассейн реки Амур 107 млн. куб. метров сточных вод, при этом 99,9 % из них не достигают категории нормативно очищенных сточных вод, хотя и очищаются до проектных показателей.
Техническое состояние систем канализации и водопровода города вызывает серьезную озабоченность. Их износ достиг критических параметров. По данным государственной статистической отчетности, потери свежей воды при транспортировке до потребителя достигают в год 42 млн. кубометров очищенной воды, что составляет 24 % от фактического годового забора воды. Эти потери являются не только финансовыми, но и мощным загрязнителем водных объектов. С устранением этих факторов вполне возможно снизить водопотребление и водоотведение по городу, а значит уменьшить сбросы загрязняющих веществ в водотоки.
Диаграмма водопотребления и водоотведения прилагается.
Водопотребление и водоотведение по г. Хабаровску за период 2001 - 2004 гг.
"Водопотребление и водоотведение по г. Хабаровску за период 2001 - 2004 гг."
Основными путями устранения этих проблем являются строительство новых и реконструкция действующих сетей водопровода и канализации, наращивание мощностей городских ОС, строительство групповых систем ливневой канализации с комплексами очистных сооружений. Это, тем более, актуально, так как все 13 локальных ОС, имеющихся на предприятиях города, с общей мощностью 233,6 тыс. м3/сутки находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, сточные воды пройдя через них сбрасываются в водотоки не нормативно очищенными.
Уровни загрязнения вод Амура вызывают серьезную тревогу за состояние здоровья жителей города Хабаровска, ситуация сложившаяся с водоснабжением города чрезвычайно опасная, могущая повлечь за собой вполне предсказуемые тяжелые последствия.
Река Амур, из которой осуществляется водоснабжение города, за последнее десятилетие постепенно деградирует в основном под воздействием неочищенных хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод КНР, сбрасываемых в Амур через реку Сунгари.
Интенсивное хозяйственное освоение рек бассейна Амура без строительства канализационных водоочистительных систем, зарегулирование стока для нужд орошения и гидроэнергетики, на территории КНР, привели к резкому сокращению водности Амура, снижению до нулевой отметки его самоочищающейся способности. Этому способствовало и зарегулирование российской стороной рек Зея и Бурея, основных притоков Амура.
Исследования, проведенные в 2001 году Институтом водных и экологических проблем ДВО РАН по региональной научно-практической программе "Состояние водных ресурсов бассейна р. Амур и устойчивое обеспечение населения безопасной питьевой водой", полностью подтвердили эти выводы.
Установлено, что в последнее десятилетие в бассейне р. Амур наблюдается период пониженной водности, который характеризуется зимней и летней меженью (-250 см зимой и -150 см летом по посту г. Хабаровск) и паводками невысокой обеспеченности. В последние же четыре года из пяти (за исключением 2005 года), минимальные уровни воды в реке Амур не достигали уровня затопления поймы.
Темпы деградации Амура настолько велики, что предпринимаемые в городе и крае меры по сокращению водопотребления и сбросов загрязняющих веществ в Амур и его притоки, не могут остановить этот процесс.
Еще 10 лет назад качество воды в Амуре оценивалось по 2 классу загрязненности, в настоящее время во всех контрольных створах, в черте города, вода Амура отнесена к 4 классу ("загрязненная").
Совершенно очевидно, что в результате происшедшего в ноябре месяце т.г. аварийного сброса со стороны КНР бензола, нитробензола и возможно других неизвестных загрязняющих веществ, качество воды в Амуре значительно ухудшится, что повлечет за собой тяжелейшие последствия не только для краевого центра.
В этих условиях поверхностный водозабор из реки Амур полностью себя исчерпал и есть только один выход из сложившейся критической ситуации - строительство подземного водозабора в возможно короткие сроки.
1.4. Отходы производства и потребления
Объем бытовых отходов рассчитывается исходя из численности постоянно проживающего в городе Хабаровске населения (580 тыс. чел.) и существующих допустимых норм накопления бытовых отходов на одного человека. В крупных городах исходя из средних значений оно составляет - 1,5 - 1,7 куб. м. (и примерно распределяются следующим образом: твердые бытовые отходы - 1,3 куб. м. и крупногабаритный мусор - 0,4 куб. м.). В Хабаровске по предварительным подсчетам эти показатели почти в 4 раза выше и тогда нормативный объем накопления твердых бытовых отходов (ТБО) и крупногабаритного мусора (КГМ) примерно составляет 2622 тыс. куб. м. (соответственно 1625 и 997 тыс. куб. м.) или 570 тыс. тонн. Весь мусор хранится на свалках. Самая крупная расположена в районе пивзавода "Балтика" и ежегодно принимает около 200 тыс. тонн отходов. Ее обустройство и технология эксплуатации и оснащенность не соответствуют экологическим требованиям.
На этой свалке не в полной мере выполняются санитарные нормы, обеспечивающие экологическую безопасность. Отсутствует гидроизоляция, система отвода и очистки талых вод, нет санитарно-защитной зоны, не производится ежедневная изолирующая отсыпка. И, как следствие, город испытывает полный набор отрицательных для окружающей среды факторов: выделение неприятного запаха гниения и внутреннего самовозгорания, высокий риск загрязнения грунтовых вод, неэстетичный вид.
Большой проблемой города является отсутствие полигонов для утилизации и захоронения промышленных и токсичных отходов. В результате этого, предприятия хранят их на своей территории, что может привести к чрезвычайным экологическим ситуациям.
Объем ТБО, вывезенных на городскую свалку за период 2001 - 2005 гг.
"Объем ТБО, вывезенных на городскую свалку за период 2001 - 2005 гг."
Состав твердых бытовых отходов
"Состав твердых бытовых отходов"
По оценке комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов, в последние годы в городе образуется порядка 271 тыс. тонн/год промышленных отходов всех типов и классов опасности и до 700 тыс. тонн ТБО, включая частный сектор. В т.ч. более 15 тыс. тонн макулатуры, до 8 тыс. тонн полимеров, до 10 тыс. тонн стеклобоя и других видов отходов, пригодных ко вторичному использованию.
Однако их сбор и объемы переработки пока еще крайне недостаточны, что является одной из причин захламления и засорения окружающей среды города.
Утилизация основных вторичных ресурсов на предприятиях г. Хабаровска за период 2001 - 2005 гг.
"Утилизация основных вторичных ресурсов на предприятиях г. Хабаровска за период 2001 - 2005 гг."
Следовательно, необходимо наращивать в городе объемы сбора и переработки отходов производства и потребления за счет создания в городе новых предприятий и производств по переработке вторичного сырья и наращивать мощности уже действующих, хорошо себя зарекомендовавших.
В настоящее время в городе действует более 18 предприятий - переработчиков вторичных материалов. Основные из них ООО "Лорен", "Бриз", "Амур - Стимул", "Региональный экологический центр демеркуризации", "Миракли", "Востокметаллургремонт" и др. осуществляют сбор и утилизацию отходов 1 - 3 классов опасности.
Однако этого явно недостаточно, так как всеми предприятиями-переработчиками города утилизируется не более 10 % образующихся всех видов отходов.
Продолжить решение этой проблемы призваны мероприятия настоящей Программы, в т.ч. мероприятия по наращиванию мощностей переработки пластика и строительство в городе комплексов мусороперегрузочных станций и нового полигона по утилизации ТБО, расположенного вне городской территории.
Так, администрацией города и фирмой "Лорен" в 2005 году приобретена, смонтирована и в августе запущена в эксплуатацию современная австрийская линия по переработке пластиковых бутылок. Производительность линии составляет 350 кг в час, за год планируется перерабатывать до 1,5 тыс. тонн отходов.
С запуском этой линии на полную мощность, безусловно улучшится экологическая ситуация в городе, появится возможность на основе вторичного сырья осваивать выпуск новой продукции, создавать рабочие места.
Если в 2001 году объем сбора и переработки пластиковых отходов не превышал 190 тонн, то в 2005 году объем собранных отходов возрос до 300 тонн, т.е. увеличился в 1,6 раз.
Программой также запланированы мероприятия по наращиванию объемов переработки макулатуры, тряпья, резинотехнических изделий, отработанных аккумуляторных батарей и других видов вторичных отходов.
1.5. Развитие природного комплекса города, содержание, охрана и восстановление городских зеленых насаждений и городских лесов
Природный комплекс Хабаровска в настоящее время включает в себя 670 объектов, имеющих различный режим регулирования градостроительной деятельности. В его состав входят сохранившиеся в городе лесные и лесопарковые массивы, небольшие по площади обособленные лесные участки, долины и участки долин более чем 20 рек и ручьев, лотосовое озеро, фрагменты суходольных лугов и другие природные сообщества, особо охраняемые природные территории, озелененные территории общего и ограниченного пользования, озелененные территории специального назначения (лечебно-оздоровительных и образовательных учреждений, технозоны, санитарно-защитные зоны, кладбища и др.), а также резервные территории.
Система природных и озелененных территорий является природно-экологическим каркасом города, существование которого крайне важно для его нормального функционирования и повышения качества жизни населения ("легкие Хабаровска"). В природном комплексе Хабаровска особого внимания заслуживают особо охраняемые природные территории, имеющие ключевое значение для сохранения в черте города высокого биологического разнообразия, включая редкие виды птиц, животных и растений.
В настоящее время территории природного комплекса занимают 21 % от площади Хабаровска, исключая внутриквартальное озеленение, тогда как экологически обоснованная доля территории природных комплексов города Хабаровска составляет 30 % от площади города. С учетом этого требуется не только сохранение, но и существенное увеличение площади территории природного комплекса.
Это соответствует и целевым ориентирам Генерального плана развития города Хабаровска. Уже в ближайшие годы намечается существенное сокращение производственных территориальных зон, занимающих сейчас почти 5,5 тыс. га, из которых 2,7 тыс. га являются промзонами. К 2010 году, в соответствии с решением мэра города Хабаровска от 27.07.05 площади промзон планируется сократить до 3,5 тыс. га за счет создания вместо них зеленых насаждений и новых объектов Природного комплекса.
Основной проблемой сохранения и развития территорий природного комплекса является нахождение их в хозяйственном ведении у большого числа разных организаций. Балансодержателями зеленых насаждений в городе являются различные ведомства и организации, вследствие чего отсутствует единая система управления природным комплексом с жесткой вертикалью подчиненности.
Оценивая состояние зеленого фонда города Хабаровска, следует отметить, что в городе за последние 10 лет заметно сократилось количество зеленых насаждений на набережных, в парках и скверах, уличных насаждений и пригородных лесов. В целом показатели по озеленению в городе существенно отстают от градостроительных норм городских территорий. В Хабаровске сохраняется неравномерное распределение зеленых насаждений по районам, а средняя цифра по городу составляет 4,2 м2 на одного жителя (Нарбут и др., 1998). В городских посадках за последнее время произошло# изменения. Тополя по основным магистральным трассам заменяются на дальневосточные виды деревьев, такие как ильм, ясень и др.
Основные посадки в некоторых парках и скверах не обновлялись в течение 40 - 60 лет и существуют со дня их посадки. Площадь особо охраняемых природных объектов местного и краевого значения в г. Хабаровске, включающая парки, сады, скверы, питомники, дендрарий в настоящее время составляет около 1,05 % от общей площади земельного фонда города и примерно равна 537 га. По нормативам она должна составлять не менее 3 %. Необходимо составить и регулярно пополнять кадастр охраняемых природных территорий города.
В последние годы удалось впервые достичь положительного баланса между количеством вырубаемых и высаживаемых деревьев и кустарников в городе. Установилась тенденция к увеличению количества деревьев при незначительном сокращении озелененных площадей и площадей, потенциально пригодных для озеленения, однако такая положительная тенденция может себя исчерпать, если не будет осуществлен целенаправленный подбор участков и выработана стратегия формирования устойчивых структур зеленых насаждений. При ограниченности городских земельных ресурсов для дальнейшего развития системы озеленения города важно не только создание новых озелененных территорий, но и тщательное проведение текущих работ по уходу за существующими, инвентаризация и создание единой системы учета и контроля за зелеными насаждениями.
Зеленые насаждения Хабаровска - важный компонент природного комплекса. Площади, занятые той или растительностью# (искусственными насаждениями, лесной, луговой, плодово-ягодной), составляют около 40 % территории города, однако обеспеченность населения зелеными насаждениями общего пользования ниже нормы и по городу они распределены неравномерно. Около 80 % имеющихся зеленых насаждений составляют старовозрастные посадки, требующие срочной реконструкции и замены. Трудности управления зеленым фондом связаны с отсутствием утвержденной Генеральной схемы озеленения города, призванной определить стратегию и внедрение передовых технологий, создание новых объектов озеленения, организацию учета зеленых насаждений, создание нормативно-правой базы по содержанию зеленых насаждений, которая бы отвечала современным требованиям.
За период с 2001 по 2005 г.г. в рамках выполнения "Программы по улучшению экологического состояния города Хабаровска на 2001 - 2005 гг.", утвержденной Городской Думой 24.04.2001 г. N 55, проведены мероприятия, позволившие улучшить состояние зеленого наряда города:
- высажено 93383 шт. деревьев и кустарников, разбито 12800 кв. м цветников, создано 126402,5 кв. м газонов;
- отведено в рубку 1024 шт. старовозрастных и ветровальных деревьев;
- проведена реконструкция зеленых насаждений на площади 9,2 га;
- проведена рекультивация почвогрунтов газонов на площади 33,2 га;
- активизирована работа по рубкам ухода, кроноформированию и обрезке старовозрастных деревьев, позволяющая снизить риск от "деревьев-угроз", в основном тополей;
- восстановлен городской питомник;
- приобретена техника по уходу за растениями;
- начаты работы по инвентаризации зеленого фонда города, детально обследованы насаждения Центрального округа, продолжается оценка состояния растительности в Южном и Северном округах;
- разработана и утверждена методика инвентаризации зеленых насаждений города;
- разработана концепция озеленения Хабаровска, в которой сформулированы перспективные направления зеленого строительства;
- проведены две научно-практические конференции по озеленению Хабаровска, которые активизировали работу по решению проблем в зеленом строительстве;
- разработаны рекомендации по созданию новых парков и рекреационных территорий, которые включены в проект нового Генерального плана города до 2015 г.;
- проведена паспортизация городских ООПТ.
К наиболее важным проблемам в озеленении Хабаровска, которые требуют решения и новых подходов, можно отнести проведение неорганизованных самодеятельных посадок в местах общего пользования, ведущих к нарушению проектных композиционных и пространственных решений и низкие мощности городского питомника, в результате чего ощущается недостаток крупномерного посадочного материала, запущенное состояние ООПТ и др.
В приведенной ниже таблице показаны основные проблемы и факторы, препятствующие нормальному функционированию насаждений в Хабаровске.
Зеленые насаждения общего пользования (ЗНОП) |
Зеленые насаждения ограниченного пользования |
Зеленые насаждения специального назначения |
|
Категории озелененных объектов города |
Парки, лесопарки, сады, рощи, скверы, бульвары, городские леса, придомовые участки уличного озеленения |
Внутриквартальное озеленение, придомовое озеленение, вне зависимости от форм собственности |
Озеленение санитарно-защитных зон предприятий, озеленение школ, больниц, питомники, дендрарий, озеленение улиц, ООПТ, озеленение кладбищ |
Роль зеленых насаждений в формировании благоприятной окружающей среды Хабаровска |
- Социальная (обеспечение отдыха и общения, эстетическая) - Экономическая (развитие сферы обслуживания) - Градостроительная - Экологическая (создание микроклимата, очистка воздуха, защита почвы) |
- Социальная (обеспечение отдыха и общения, эстетическая) - Экологическая (создание микроклимата. очистка воздуха, защита почвы) - Экономическая (повышение экономической привлекательности территории) |
- Санитарно - защитная - Экологическая - Градостроительная - Социальная - Обеспечение посадочным материалом - Сохранение биоразнообразия |
Основные угрозы зеленым насаждениям |
- Отвод земель под застройку - Вырубка старых деревьев без подсадки - Недостаточный уход - Высокие рекреационные нагрузки |
- Вырубка под уплотнительную застройку - Вырубка "деревьев-угроз" без подсадки - Незаконное уничтожение насаждений под автостоянки, парковки и др. - Отсутствие квалифицированного ухода - Вандализм населения |
- Отвод земель под застройку - Вырубка старых деревьев без подсадки - Вырубка "деревьев-угроз" без подсадки - Отсутствие квалифицированного ухода - Высокие концентрации загрязняющих веществ - Неправомерное уничтожение - Вандализм населения |
Факторы, препятствующие нормальному функционированию зеленых насаждений |
- Недостаток финансирования - Несоответствие нормативно-правовой базы по содержанию зеленых насаждений современным условиям - Недостаток посадочного материала - Отсутствие инвентаризации объектов - Отсутствие современной методики оценки стоимости зеленых насаждений и размера штрафных санкций - Недостаток зеленых насаждений общего пользования - Высокие рекреационные нагрузки - Отсутствие четких границ |
- Фактическое отсутствие собственников земель и внутриквартального придомового озеленения, в связи с этим отсутствие ухода за их состоянием и контроля за сохранностью - Отсутствие штатных квалифицированных садовников - Отсутствие инвентаризации объектов озеленения - Высокие рекреационные нагрузки |
- Неразбериха в обязанностях собственников земель и правового статуса обременений - Недостаток финансирования - Отсутствие контроля - Отсутствие инвентаризации объектов |
Современная градостроительная, экономическая и экологическая ситуация требует разработки новой нормативно-правовой базы для содержания, ухода и воспроизводства зеленых насаждений. Новые подходы к оценке стоимости насаждений и определение размеров ущерба позволят подключить экономические рычаги для защиты растений в городе. Проведение общегородского мониторинга зеленых насаждений и создание информационной базы данных позволит оперативно решать проблемы зеленых насаждений и способствовать сохранению их устойчивости. Инвентаризация и паспортизация озелененных территорий города призваны обеспечить получение исчерпывающей информации о зеленом хозяйстве города. Вместе с тем эта работа имеет большое экологическое и природоохранное значение, так как позволяет планировать весь комплекс работ по зеленому строительству и уходу за насаждениями в таком крупном городе как Хабаровск.
Нумерация приводится в соответствии с источником
1.7. Экологическое образование и воспитание
Решение вопросов экологического воспитания подрастающего поколения, да и взрослого населения города, имеет первостепенную важность, поскольку формируют у человека любовь к природе, к своему Отечеству.
В настоящее время существуют программы для учреждений дошкольного возраста, младших и старших образовательных школ, средне-специальных# учебных заведений и ВУЗов. На всех этих уровнях работают педагогические коллективы.
Управлением образования города Хабаровска разработаны курсы "Основы экологии" для учащихся разновозрастных групп, прикладные учебно-методические материалы для школьного образования, принято решение об экспериментальной отработке курса экологии и устойчивого развития в 10 - 11 классах примерно в 10 школах города. В Хабаровском Государственном Гуманитарном Университете создан Центр экологического образования и устойчивого развития, планируется создание кафедры "Экология и устойчивое развитие".
В колледжах, техникумах экологического профиля, ТОГУ и ХГГУ ведется подготовка по специальностям: "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов", "Охрана атмосферы на предприятиях", "Эксплуатация оборудования систем водоснабжения и водоотведения", "Мониторинг загрязнения атмосферного воздуха", "Мониторинг загрязнения природных вод", "Мониторинг загрязнения почв".
В высших учебных заведениях Хабаровска практически во все учебные дисциплины соответствующих специальностей включены курсы экологического профиля, а в некоторых ВУЗах существуют соответствующие кафедры. Сформирован перечень экологических специальностей, в рамках которых ВУЗы готовят специалистов-экологов.
Краевые, городские и окружные детские эколого-биологические центры ведут многоплановую работу с детьми по интересам, разрабатывают, организуют и проводят различные экологические мероприятия с большим охватом детей. Эти мероприятия настолько продуманы и эффективны, что многие учащиеся кружков впоследствии поступают в соответствующие профильные высшие учебные заведения, т.е. становятся профессиональными защитниками природы.
Дети среднего и старшего школьного возрастов участвуют в практической работе в экологических отрядах, работающих на очистке малых рек города. Эти отряды выполняют не только чисто санитарные функции, но и ведут активную экологическую пропаганду среди своих сверстников и взрослого населения, призывая их через плакаты, речевки, громкоговорители к бережному отношению к природе, к соблюдению чистоты и порядка в местах проживания и отдыха горожан.
Из числа школьников 5 - 10 классов ежегодно формируется от 20 до 30 отрядов "Защитники природы", с общим охватом до 350 человек. Отряды работают в период летних школьных каникул. Они обеспечиваются спецодеждой, инвентарем, одноразовым питанием, участием в спортивных и культурно-массовых мероприятиях. Есть уверенность в том, что дети, прошедшие школу экологического воспитания, вырастут настоящими патриотами своей Родины, края и города, т.к. у них с детства сформирована экологическая культура и бережное отношение к природе.
Богатые возможности получить информацию о новых проектах и экологических разработках, взаимодействовать в решении экологических проблем и т.д. дает глобальная компьютерная сеть - Интернет. Ведутся Web-страницы, связанные с экологическим образованием - от кружка при Краевом экологическом центре до крупных сайтов с межрегиональными сетевыми проектами.
Но экологическое воспитание и образование не должно быть односторонним и направлено лишь на определенную категорию населения.
Этот процесс должен носить широкий характер, так как, к сожалению, уровень экологической культуры части городского населения продолжает оставаться крайне низким. Так, несмотря на то, что в городе сохранилась прекрасная традиция ежегодно весной и осенью выходить на воскресники по наведению санитарного порядка и приведению территории города в экологически благоприятное состояние, однако достаточно солидная часть горожан в этих мероприятиях не участвуют. Этот факт свидетельствует, в том числе и о низком экологическом сознании части населения города, утрате чувства сопричастности к делам родного города. Такое поведение позволяет некоторым жителям города без угрызения совести сваливать мусор в неустановленных местах, включая водоохранные зоны больших и малых рек, мыть автомашины в открытых водоемах и у городских водозаборных колонок, парковать свои автомобили на газонах и в зеленых зонах, оставлять на природе после пикников горы мусора, засорять прилегающие к дачным участкам природные территории отходами производства и потребления.
Конечно, трудно ожидать, что без принятия жестких санкций эта категория населения может понять свои ошибки и в корне пересмотреть свои взгляды и отношение к природе.
Но, крайне необходимо, охватить экологическим воспитанием через коллективы, где такие горожане работают, через регулярные телепередачи на эту тему, через призывы и напоминания в рекламе и транспарантах на улицах, жилмассивах и т.д., а также планировать конкретную экологовоспитательную работу с различными слоями городского населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.