Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 26 октября 2007 г. N А73-8911/2007-19
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 июня 2008 г. N 7299/08 в передаче настоящего решения в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора отказано
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 марта 2008 г. N Ф03-А73/08-1/401 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения объявлена 24 октября 2007 года.
Администрация города Хабаровска (далее Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Распоряжения N 961 от 18 июня 2007 года Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю (далее Управление) "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Федеральным государственным учреждением "Управление Дальневосточного военного округа (Краснореченская квартирно-эксплуатационная часть) в собственность муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск" (далее Распоряжение N 961).
Распоряжение касается 59 объектов недвижимого имущества. Для объективного рассмотрения дела, а также, поскольку имущество закреплено на праве оперативного управления за ФГУ "Управление Дальневосточного военного округа (Краснореченская КЭЧ), и судебный акт может повлиять на права и обязанности ФГУ "Управление ДВО" по отношению к одному из первоначальных участников дела, поэтому определением от 27 сентября 2007 года суд привлек ФГУ "УДВО" и Краснореченскую КЭЧ к участию в деле на правах третьих лиц без самостоятельных требований.
Представитель Управления в судебное заседание не явился, хотя о времени и месте рассмотрения дела Управление было уведомлено в установленном законом порядке. Поскольку Управление не заявило возражений против рассмотрения дела в отсутствие своего представителя, а остальные участники не возражают против продолжения рассмотрения дела в судебном заседании первой инстанции, суд завершил предварительное судебное заседание и начал судебное разбирательство дела в первой инстанции (п. 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда от 20.12.2006 года N 65 "О подготовке дела к судебному разбирательству").
В обоснование недействительности Распоряжения N 961 от 18.06.2007 года Администрация указала на следующее:
- Передача имущества из федеральной собственности в муниципальную осуществляется на основании предложения органа местного самоуправления, направленного федеральному органу исполнительной власти, что соответствует ч. 11 ст. 154 ФЗ от 22.08.2004 г., N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых актов РФ в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (в редакции 199-ФЗ от 31.12.2005 года) и определению Конституционного Суда РФ от 07.12.2006 года N 542-О. В данной ситуации инициатива исходит от федерального органа исполнительной власти (Управления), которое издало спорное распоряжение.
- Управление передало Администрации не все документы, необходимые для принятия решения о передаче имущества, перечень которых определен Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 года N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта РФ, из собственности субъекта РФ в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта РФ".
- Не решен вопрос передачи земельных участков под объектами недвижимости, которые являются собственностью Министерства обороны РФ.
- В Перечень имущества (приложение к Распоряжению), возможно, включены объекты, в которых все квартиры находятся в собственности жильцов, в таком случае, основания для передачи объекта в муниципальную собственность отсутствуют (ст. 36 Жилищного кодекса РФ и ст. 244 Гражданского кодекса РФ).
- В перечень передаваемых включены объекты, которые являются нежилыми и не зарегистрированы на праве федеральной собственности.
Представитель Управления в судебном заседании 29 сентября 2007 года пояснила, что Распоряжение принято в соответствии с ч. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ "О внесении изменений и законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", порядок передачи имущества не нарушен. Кроме того, запрошенные Администрацией документы представлены в полном объеме.
В Приложении к Распоряжению N 961 не включены объекты, в которых все квартиры находятся в собственности жильцов.
Что касается земельных участков, то вопрос об отказе от них должен решаться Министерством обороны РФ только после поступления в Министерство распоряжения федерального органа о передаче объектов недвижимости.
Представитель ФГУ "Управление ДВО" и Краснореченской КЭЧ сообщил суду, что уже подготовлен и направлен в Министерство пакет документов для оформления отказа от земельных участков.
Выслушав доводы участников дела, исследовав представленные документы, суд установил:
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.04.2004 года N 200 "Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом", Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом. Согласно Приказу Федерального агентства по управлению федеральным имуществом N 241 от 29.11.2006 года полномочия по передаче в собственность субъекта РФ и муниципальную собственность объектов жилищного фонда, делегированы территориальным органам.
Оспариваемое Администрацией распоряжение N 961 принято Управлением в соответствии с частью 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых актов РФ в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" Закон N 122-ФЗ).
Согласно Закону N 122-ФЗ, находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области и автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27.12.1991 г. N 3020-1, жилищный фонд и объекты его инфраструктуры отнесены к перечню объектов, относящихся к муниципальной собственности.
Поэтому, вследствие разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органов местного самоуправления жилищный фонд, находящийся в федеральной собственности, должен быть предан в муниципальную собственность.
Указание Администрации на необходимость первоначального предложения органа местного самоуправления о передаче объектов со ссылкой на определение Конституционного суда РФ от 07.12.2006 года N 542-О неосновательна. Конституционный Суд РФ указал на необходимость направления предложения о передаче имущества органами местного самоуправления соответствующему федеральному органу исполнительной власти в случаях передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную. В данном случае федеральная собственность безвозмездно передается в муниципальную собственность, и собственник имущества - Российская Федерация в лице территориального управления, выразил согласие на передачу имущества в собственность муниципального образования.
Обязанность муниципального образования принять это имущество в свою собственность установлена п. 11 ст. 154 Закона N 122-ФЗ. Нарушения баланса интересов публичных образований нет.
Что касается документов, необходимых для принятия собственником решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, установленных Постановление Правительства РФ N 374 от 13.06.2006 г., то основную их часть Управление передало Администрации.
Кроме того, документы, предусмотренные Постановление Правительства РФ N 374 необходимы для принятия решения собственником о передаче имущества и не являются обязательными для передачи имущества и для принятия имущества в муниципальную собственность. Согласно Закону N 122-ФЗ органы местного самоуправления обязаны принять передаваемое имущество на основании решений в соответствии с передаточным актом.
При исследовании материалов дела установлено и из пояснений представителей ответчика и третьих лиц установлено, что в Перечень, являющийся приложением к Распоряжению N 961, не включены объекты, в которых все квартиры находятся в собственности жильцов. Что касается нежилых объектов (здание очистных сооружений, здание хлораторной и др.), то они являются вспомогательными и необходимы для содержания жилищного фонда.
Таким образом, Распоряжение N 961 от 18.06.2007 года принято Управлением в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых актов РФ в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 года N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта РФ, из собственности субъекта РФ в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта РФ".
С учетом изложенного, оснований для признания недействительным Распоряжения N 961 нет.
Руководствуясь ст.ст. 29, 167 - 170, 176, 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральным законом N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых актов РФ в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Постановлением Верховного совета РФ "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области и автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27.12.1991 г. N 3020-1, арбитражный суд решил:
В требовании Администрации города Хабаровска о признании недействительным Распоряжения N 961 от 18 июня 2007 года Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Федеральным государственным учреждением "Управление Дальневосточного военного округа (Краснореченская квартирно-эксплуатационная часть) в собственность муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск" - отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд (через Арбитражный суд Хабаровского края) и в двухмесячный срок после вступления его в законную силу в кассационном порядке путем направления кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 26 октября 2007 г. N А73-8911/2007-19
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 марта 2008 г. N Ф03-А73/08-1/401 настоящее решение оставлено без изменения