В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Перспективным планом развития культуры муниципального района имени Лазо в 2009 - 2011 годах, утвержденным решением Собрания депутатов муниципального района имени Лазо от 27.02.2009 N 440, на основании постановления главы муниципального района имени Лазо от 28.10.2009 N 159 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ за счет средств районного бюджета Собрание депутатов муниципального района имени Лазо решило:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития учреждений дополнительного образования детей детских школ искусств муниципального района имени Лазо на 2011 - 2015 годы.
2. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по социальной защите Собрания депутатов (Соснин П.А.).
3. Настоящее решение вступает в силу со дня его опубликования.
Глава муниципального района |
А.П. Яц |
Концепция
развития учреждений дополнительного образования детей детских школ искусств муниципального района имени Лазо на 2011 - 2015 годы
(утв. решением Собрания депутатов муниципального района имени Лазо от 16 февраля 2011 г. N 299)
1. Общие положения.
Дополнительное образование детей является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2015 года подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
В системе дополнительного образования детские школы искусств выполняют функции широкого художественно-эстетического просвещения детей, обеспечивают возможность раннего выявления таланта и создания благоприятных условий для его профессионального становления.
Основой профессионального образования в сфере культуры и искусства является развитая сеть учреждений дополнительного образования детей, к которой, согласно законодательству Российской Федерации, относятся детские школы искусств, кружки, студии, секции при домах культуры или народного творчества и т.д. Деятельность данной категории учреждений целиком ориентирована на общеэстетическое развитие подрастающего поколения.
Концепция развития учреждений дополнительного образования детей детских школ искусств муниципального района имени Лазо на 2011 - 2015 годы (далее - Концепция) определяет общие подходы к совершенствованию дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства, цели и принципы его организации, способы построения и функционирования, задает основные направления и механизмы изменений, определяет его место и роль в решении социально значимых проблем и воспитании юных жителей муниципального района имени Лазо.
Реализация настоящей Концепции направлена на достижение стратегических целей социально-экономического развития муниципального района имени Лазо, в том числе на удовлетворение потребностей граждан в образовании и духовном развитии.
Целями настоящей Концепции являются:
1) обеспечение устойчивого бескризисного развития образовательных учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства (далее - учреждения дополнительного образования), находящихся в ведении органов местного самоуправления муниципального района имени Лазо;
2) создание условий для получения художественного образования и приобщения к искусству и культуре всех групп населения, в особенности детей, подростков и молодежи.
Для реализации целей настоящей Концепции требуется решение следующих задач:
1) нормативно-правовое обеспечение развития учреждений дополнительного образования;
2) решение вопросов оплаты труда преподавателей детских школ искусств;
3) создание дополнительных условий для поддержки талантливых обучающихся в детских школах искусств;
4) повышение уровня профессиональной подготовки педагогических и руководящих работников учреждений дополнительного образования;
5) укрепление материально-технической базы учреждений дополнительного образования, включая оснащение их музыкальными инструментами и специальным современным оборудованием, обеспечивающим возможность эффективной реализации образовательных программ;
6) информатизация учреждений дополнительного образования, техническое обеспечение их компьютерным оборудованием и доступом к образовательным ресурсам сети Интернет.
Необходимость разработки и принятия Концепции обусловлена следующими причинами:
1) недооценка в социальной практике роли художественной культуры как влиятельного фактора динамического развития общества;
2) культурный нигилизм значительной части молодежи, подвергающей сомнению или отрицанию ценностей высокого искусства и их эталонную роль в культуре;
3) второстепенная роль, которая отводится предметам художественно - эстетического профиля в общем образовании на всех его ступенях;
4) не отвечающая современным требованиям материально-техническая и кадровая обеспеченность учреждений дополнительного образования.
Нормативной базой по осуществлению мероприятий по развитию дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства в муниципальном районе имени Лазо являются:
1. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании".
2. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 N 233.
3. Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 1244-р.
4. Перспективный план развития культуры муниципального района имени Лазо в 2009 - 2011 годах, утвержденный решением Собрания депутатов муниципального района имени Лазо от 27.02.2009 N 440.
5. Постановление главы муниципального района от 28.10.2009 N 159 "Об утверждении порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ за счет средств районного бюджета".
6. Положение об организации предоставления дополнительного образования в сфере культуры и искусства детям на территории муниципального района имени Лазо, утвержденное решением Собрания депутатов муниципального района имени Лазо от 28.07.2010 N 207.
2. Анализ состояния дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства муниципального района имени Лазо за период 2008 - 2010 годов
Проводимые в стране реформы - модернизация российского образования, административная реформа системы государственной власти с разграничением полномочий между региональными и муниципальными уровнями власти, установление правовых, организационных и экономических принципов организации местного самоуправления, непосредственно затрагивают сферу образования в области культуры и искусства.
На территории муниципального района имени Лазо функционируют четыре учреждения дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства детские школы искусств (далее - школы искусств):
1) муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детская школа искусств р.п. Переяславка муниципального района имени Лазо",
2) муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детская школа искусств р.п. Хор муниципального района имени Лазо",
3) муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детская школа искусств р.п. Мухен муниципального района имени Лазо",
4) муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детская музыкальная школа р.п. Переяславка муниципального района имени Лазо".
Школы искусств являются участниками межрайонного южного методического объединения, ведут активную работу по обмену опытом с коллегами из г. Вяземского, г. Бикина.
Одной из важнейших форм методической работы является проведение во всех учреждениях открытых уроков по различным направлениям. Регулярно проводятся межрайонные конкурсы по музыкальным и теоретическим дисциплинам, открытые уроки по всем специализациям, разрабатываются методические материалы по программам социально-психологической, коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста, обучению на отделении раннего эстетического воспитания, по музыкальным специальностям, программам обучения изобразительной грамоте.
В муниципальном районе проживает 49274 человека. Доля населения от 5 до 18 лет - 8145 чел., что составляет 16%. Ежегодно в детских школах искусств обучается от 420 до 460 чел, что составляет 6% от количества населения данной категории.
Среднегодовое число учащихся школ искусств - 438 чел. В 2011 году произошло сокращение численности учащихся в связи с необходимостью, по требованиям законодательства, вывода из состава основного контингента учащихся раннеэстетического отделения. Данная категория учащихся в настоящее время обучается на хозрасчетной основе.
Наименование показателя |
2008 |
2009 |
2010 |
2011(факт на 01.01.2011) |
Среднегодовое число учащихся ДШИ (чел.) |
432 |
463 |
421 |
392 |
По состоянию на 01.01.2011 г. в школах искусств муниципального района обучаются 392 ребенка, в том числе на отделениях: фортепиано - 132 чел., народных инструментов - 79 чел., духовых инструментов - 25 чел., хореографии - 20 чел., изобразительного искусства - 85 чел.
Учащиеся школ активно и успешно участвуют в зональных, краевых конкурсах и олимпиадах по специальностям.
Оркестр народных инструментов МОУ ДОД ДШИ р.п. Хор в 2009 году принял участие в международном конкурсе-фестивале оркестров "Возрождение" в г. Москва, дважды становился лауреатом Губернаторского конкурса среди творческих коллективов в номинации "Лучший инструментальный коллектив", школа дважды становилась победителем краевого конкурса "Лучшая школа искусств года".
Отмечен рост исполнительского мастерства и активная творческая деятельность оркестра духовых инструментов МОУ ДОД ДШИ р.п. Переяславка в 2009 - 2010 годах. Коллектив ежегодно сопровождает легкоатлетический пробег по поселениям муниципального района, посвященный годовщине Победы в Великой Отечественной войне, участвует в митинге и районном торжественном концерте 9 мая. В 2009 году оркестр стал дипломантом двух краевых фестивалей. Учащийся духового отделения Савин Андрей в 2009, 2010 годах успешно участвовал в краевом конкурсе "Новые имена Хабаровского края".
Наиболее активной в плане участия в конкурсах краевого, всероссийского и международного уровня является деятельность отделений изобразительного искусства ДШИ р.п. Переяславка, р.п. Хор. В 2010 г. 25 учащихся участвовали в краевых конкурсах художественного творчества, из них 15 стали лауреатами и дипломантами.
Стимулирование творческой деятельности обучающихся осуществляется в муниципальном районе посредством организации участия детей в районных, краевых фестивалях, конкурсах, выставках художественного творчества.
Ежегодно с 2008 года пяти участникам художественной самодеятельности, учащимся детских музыкальных школ и школ искусств за особые успехи в художественно-культурной деятельности вручается благодарственное письмо главы муниципального района имени Лазо.
С 2007 года осуществляется выдвижение одаренных детей на получение стипендий Губернатора Хабаровского края одаренным детям и талантливой молодежи в области культуры и искусства.
В 2009 году ученица ДШИ р.п. Хор Крахмалова Наталья стала стипендиатом Губернатора Хабаровского края одаренным детям и талантливой молодежи за особые успехи в области культуры и искусства. В 2010 году учащийся ДШИ р.п. Хор Лучицкий Андрей стал лауреатом краевого конкурса "Новые имени Хабаровского края" и стипендиатом Губернатора Хабаровского края.
Одной из системных проблем деятельности школ искусств муниципального района является кадровая проблема, а именно отсутствие притока молодых специалистов в школы искусств.
Педагогический состав муниципальных образовательных учреждений сферы культуры составляет 58 человек, из них:
90% - имеют первую и высшую квалификационную категорию;
36% - имеют высшее профессиональное образование.
Педагогические коллективы школ искусств высокопрофессиональные, работоспособные, творческие. Но учитывая, что средний возраст преподавательского состава около 45 лет, необходимо пополнение кадрового состава молодыми специалистами.
Существенным фактором для решения указанной проблемы является взаимодействие органов местного самоуправления муниципального района с профессиональными образовательными учреждениями Хабаровского края.
В 2010 году на работу в школы искусств пришли 2 молодых специалиста - выпускника профильных учебных заведений.
Необходима активизация профориентационной работы по осуществлению набора абитуриентов на основе целевой контрактной подготовки, повышение качества подготовки квалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, осуществление работы, направленной на профессиональное самоопределение и трудоустройство выпускников школ искусств, оказание методической помощи молодым специалистам.
Индивидуальный характер обучения в учреждениях дополнительного образования делает образование в сфере культуры и искусства затратной статьей бюджета, в связи с чем, в условиях передачи полномочий по предоставлению услуг по дополнительному образованию детей на уровень муниципальных образований, выделение необходимых объемов финансирования и поддержка такой затратной статьи местного бюджета становится существенной проблемой для органов местного самоуправления.
За последние 3 года объем расходов районного бюджета на предоставление услуги "Дополнительное образование в сфере культуры и искусства" увеличился в 1,6 раза.
Наименование показателя |
2008 |
2009 |
2010 |
Общий объем финансирования на обеспечение функционирования школ искусств (тыс. руб.) |
7469 |
10327 |
12131 |
В течение 2009 - 2010 года проведены работы по ремонту зданий и помещений школ искусств. Отремонтирован фасад здания ДШИ р.п. Хор (затраты составили 818 тыс. руб.), проведен капитальный ремонт актового зала ДШИ р.п. Переяславка (затраты составили 1045 тыс. руб.).
В целях безопасности в школах искусств установлены системы автоматической пожарной сигнализации, осуществлена противопожарная пропитка деревянных конструкций.
В связи с современными требованиями необходимо продолжать совершенствование материально-технической базы, пополнять методическое обеспечение школ искусств.
Темпы обновления школьных библиотек программно-методической и нотной литературой остаются низкими, более 50 процентов учебно-методического фонда не соответствует современным требованиям и нуждается в замене.
Существует острая потребность в обновлении фонда музыкальных инструментов.
В настоящее время наибольшая часть учебного оборудования, музыкальных инструментов учреждений дополнительного образования находится в неудовлетворительном состоянии. Отмечен рост затрат на приобретение оборудования по сравнению с 2008 годом, но вместе с тем сохраняется потребность в обновлении музыкальных инструментов
По состоянию на 1 января 2011 года потребность учреждений дополнительного образования в музыкальных инструментах составляет 15 наименований.
Наименование показателя |
2008 |
2009 |
2010 |
Приобретение оборудования |
81 |
249 |
486 |
Приобретение музыкальных инструментов (тыс. руб.) |
62 |
64 |
62 |
В целях сохранения здоровья учащихся и создания комфортных условий при организации образовательного процесса необходимо продолжить приобретение мебели, оборудования, заменить осветительные приборов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических требований и норм.
Интенсивное развитие информационных технологий тесно связано с их проникновением в мир культурного пространства, что, безусловно, оказывает влияние на специальности культуры и искусства. Особое значение приобретает использование информационных технологий в учебно - воспитательном процессе. Использование сети Интернет открывает возможности сотрудничества с деятелями культуры и искусства всего мира, стимулирует установление культурного обмена на межрегиональном и международном уровнях.
На этом фоне состояние информатизации детских школ искусств можно оценить как неудовлетворительное. Все достижения национального проекта "Образование", направленные на модернизацию общей образовательной системы и внедрение современных образовательных технологий, не коснулись образования сферы культуры и искусства, в результате чего учреждения дополнительного образования детей сферы культуры и искусства практически не обеспечены компьютерным оборудованием и техническими средствами обучения, не имеют доступа к сети Интернет. В настоящее время в учреждениях дополнительного образования 6 компьютеров, которые используются для административной работы.
3. Основные направления развития системы дополнительного образования детей и механизмы реализации
1. Создание условий для обеспечения доступности дополнительного образования в сфере культуры и искусства.
Дополнительное образование должно быть привлекательным и востребованным для населения муниципального района. Этого можно добиться, только обеспечивая многообразие видов деятельности, мобильно реагируя на запросы потенциальных заказчиков. Необходимо расширить возможности получения дополнительного образования детьми социально-уязвимых групп населения: выходцами из социально неблагополучных и малообеспеченных слоев, детьми с ограниченными возможностями здоровья, сиротами и оставшимися без попечения родителей, оказавшимися в сложных жизненных ситуациях.
Доступность дополнительного образования для детей и молодежи - неотъемлемая часть и важный фактор обеспечения социальной целостности и стабильности развития района.
Механизм реализации:
1) работа по сохранению и развитию сети учреждений дополнительного образования детей;
2) выявление наиболее типичных проблем доступности дополнительного образования детей в муниципальном районе;
3) создание необходимых условий, обеспечивающих равные возможности получения дополнительного образования для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья и других категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
4) создание условий для свободного выбора каждым ребенком направления и вида деятельности, профиля программы и времени ее освоения, педагога;
5) предоставление гражданам и организациям информации о спектре образовательных услуг в сфере дополнительного образования детей.
Показатели результативности:
1) доля сохраненных учреждений дополнительного образования детей;
2) доля новых учреждений дополнительного образования детей;
3) соотношение выявленных и решенных проблем доступности дополнительного образования детей в муниципальном районе;
4) доля детей социально-уязвимых групп населения, занимающихся в учреждениях дополнительного образования детей;
5) объем информирования о спектре образовательных услуг в сфере дополнительного образования детей.
Ожидаемый результат: доступность дополнительного образования для всех детей муниципального района имени Лазо.
2. Расширение сферы образовательных услуг для более полного удовлетворения образовательных потребностей на всех уровнях освоения и обеспечение их преемственности.
Цель направления: достижение наиболее полного соответствия спектра дополнительных образовательных услуг пожеланиям и потребностям потенциальных заказчиков, потребностям муниципального района в дальнейшей подготовке квалифицированных кадров, их конкурентоспособности.
Механизм реализации:
1) активное освоение и использование инновационных педагогических идей для совершенствования содержания, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования детей с учетом их возраста, вида учреждения, особенностей социокультурного окружения;
2) обновление программно-методического обеспечения, содержания, форм и методов художественного образования с учетом лучшего отечественного опыта и мировых достижений;
3) обеспечение преемственности образовательных программ, которая давала бы возможность выстраивать поэтапный долгосрочный индивидуальный образовательный маршрут, находящий свое органичное продолжение в системе профессионального образования;
4) расширение использования в системе дополнительного образования детей программ предпрофильного обучения.
Показатели результативности:
1) наличие системы выявления запроса населения на услуги в системе дополнительного образования;
2) доля инновационных образовательных программ в общем объеме программно-методического обеспечения;
3) доля программ предпрофильного обучения в общем объеме программно-методического обеспечения;
4) количество детей, занимающихся на отделениях предпрофильной подготовки;
5) количество детей продолживших обучение в системе профессионального образования.
Ожидаемый результат: востребованность населением реализуемых программ дополнительного образования детей и удовлетворенность их спектром.
3. Совершенствование информационного сопровождения образовательного процесса.
Цель направления: внедрение в практику работы учреждений дополнительного образования детей современных информационных технологий.
Механизм реализации:
1) создание системы информирования населения о возможностях их участия в освоении программ дополнительного образования детей;
2) совершенствование информационной инфраструктуры дополнительного образования, позволяющей достигать новое качество образования;
3) активное использование новых информационных технологий в образовательном процессе;
4) создание и обеспечение работы сайтов учреждений дополнительного образования детей.
Показатели результативности:
1) количество компьютеров, используемых в учебном процессе;
2) количество педагогов дополнительного образования, использующих информационные технологии;
3) наличие учебно-методических разработок и лицензионных технологий;
4) доля учреждений дополнительного образования, имеющих действующие сайты.
Ожидаемые результаты: создание системы информационного сопровождения образовательного процесса.
4. Развитие системы поддержки одаренных детей.
В современных условиях особого внимания требует вопрос самореализации и профессионального самоопределения одаренных обучающихся, и в этой связи необходимо содействовать выявлению и развитию природных задатков у детей и молодежи на всех ступенях их образования, оказывать адресную поддержку талантливым детям.
Цель направления: выявление способных и талантливых детей, обеспечение условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, формированию их личностного и профессионального самоопределения
Механизм реализации:
1) создание системы поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей и молодежи в течение всего периода становления личности;
2) организация выставок и концертов одаренных детей в муниципальном районе, издание и публикация творческих работ обучающихся;
3) финансирование участия одаренных детей и молодежи в краевых, межрегиональных, всероссийских и международных фестивалях, конкурсах, творческих школах, мастер-классах и других мероприятиях;
4) развитие системы стимулирования учащихся, участвующих в конкурсах, выставках, фестивалях.
Показатели результативности:
1) наличие базы данных одаренных детей и талантливой молодежи в сфере культуры и искусства;
2) количество выставок, концертов, фестивалей, публикаций, изданий творческих работ одаренных детей в муниципальном районе;
3) количество детей-участников краевых, региональных, всероссийских и международных конкурсов;
4) количество лауреатов, дипломантов, стипендиатов, победителей районных, краевых, всероссийских международных фестивалей и конкурсов;
5) объем финансирования участия одаренных детей и молодежи в краевых, межрегиональных, всероссийских и международных фестивалях, конкурсах, творческих школах, мастер-классах и других мероприятиях.
Ожидаемый результат: увеличение числа участников и победителей различных конкурсов и фестивалей на 20%.
5. Повышение социального статуса и профессиональное совершенствование педагогических и руководящих работников системы дополнительного образования детей.
Цель направления: обеспечение притока в систему дополнительного образования детей молодых и квалифицированных кадров, что будет способствовать развитию данного типа образования.
Механизм реализации:
1) создание единой системы мониторинга кадрового обеспечения;
2) создание электронной учебной, методической, научной, справочной базы для специалистов;
3) совершенствование механизма оплаты труда педагогических и руководящих работников системы дополнительного образования детей;
4) совершенствование системы моральных и материальных стимулов для сохранения в системе дополнительного образования детей лучших педагогических работников;
5) планирование в бюджете муниципального района финансовых средств на повышение квалификации педагогических работников системы дополнительного образования детей;
6) создание системы поддержки молодых специалистов в сфере дополнительного образования детей;
7) создание системы предоставления льгот для педагогических работников - победителей системообразующих краевых и всероссийских мероприятий;
8) обучение руководителей учреждений дополнительного образования детей современным технологиям управления;
9) создание резерва потенциальных кандидатов на руководящие должности в учреждения дополнительного образования детей; оценка кандидатов и отбор лучших.
Ожидаемый результат: обеспечение системы дополнительного образования детей квалифицированными кадрами
6. Создание современной инфраструктуры системы дополнительного образования детей, укрепление материально-технической базы, совершенствование экономических отношений.
Цель направления: создание системы достаточного и рационального финансирования деятельности учреждений дополнительного образования детей сферы культуры для обеспечения комфортных условий для обучения детей.
Механизм реализации:
1) поддержка учреждений дополнительного образования детей посредством участия в реализации федеральных и региональных целевых программ на условиях софинансирования бюджетов всех уровней;
2) выделение средств из бюджета муниципального района на приобретение материалов, инструментов;
3) внедрение механизмов развития социального партнерства, в том числе с бизнес-структурами;
4) совершенствование механизмов привлечения в учреждения дополнительного образования детей внебюджетных средств;
5) совершенствование механизма бюджетного финансирования учреждений дополнительного образования детей;
6) оснащение учреждений дополнительного образования современным оборудованием, инвентарем, инструментами.
Показатели результативности:
1) наличие нормативных документов, обеспечивающих рациональное финансирование системы дополнительного образования;
2) коэффициент увеличения объемов бюджетного финансирования учреждений дополнительного образования;
3) доля участия учреждений дополнительного образования в реализации федеральных и региональных целевых программ на условиях софинансирования бюджетов всех уровней;
4) доля увеличения привлеченных внебюджетных средств учреждениями дополнительного образования детей;
5) степень обеспеченности учреждений дополнительного образования необходимым оборудованием.
Ожидаемый результат: создание эффективных экономических отношения в дополнительном образовании детей, укрепление материально-технической базы учреждений дополнительного образования.
Реализация Концепции позволит:
1) обеспечить доступность получения дополнительного образования в сфере культуры для всех категорий населения муниципального района;
2) обеспечить разнообразие форм предлагаемых образовательных и дополнительных услуг;
3) повысить роль художественной культуры как влиятельного фактора социально-экономического развития муниципального района;
4) повысить роль дополнительного образования детей как средства профилактики асоциального поведения детей и молодежи;
5) увеличит объем предоставления платных услуг населению учреждениями дополнительного образования детей, привлечь дополнительные средства на их развитие;
6) успешно реализовать потенциал специалистов, занятых в дополнительном образовании
7) создать условия для развития творческих способностей и возможностей детей, становления всесторонне развитой личности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Собрания депутатов Муниципального района имени Лазо Хабаровского края от 16 февраля 2011 г. N 299 "Об утверждении Концепции развития учреждений дополнительного образования детей детских школ искусств муниципального района имени Лазо на 2011 - 2015 годы"
Настоящее решение вступает в силу со дня его опубликования
Текст решения официально опубликован не был