Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к приложению
к постановлению
от 30 июля 2008 г. N 1418
Информация
об исполнении постановления Законодательной Думы Хабаровского края от 25 июля 2007 года N 889 "О рекомендациях депутатских слушаний на тему "О ходе реализации в Хабаровском крае отдельных полномочий в области образования"
В ходе реализации постановления Законодательной Думы Хабаровского края от 25.07.2007 N 889 "О рекомендациях депутатских слушаний на тему "О ходе реализации в Хабаровском крае отдельных полномочий в области образования" Законодательной Думой, Правительством края и органами местного самоуправления была проделана следующая работа:
1. Законодательной Думе края:
1.1. Совершенствовать правовое регулирование отношений в области образования с учетом правоприменительной практики, изменений федерального законодательства, предложений органов местного самоуправления.
За период, истекший после проведения депутатских слушаний, принято 5 из 16 базовых краевых законов, регулирующих отношения в сфере образования.
Кроме того, в этом же периоде в 7 краевых законов внесены изменения с целью приведения их в соответствие с федеральным законодательством, уточнения отдельных положений.
В настоящее время не урегулированным# остается вопрос о выплате процентных надбавок к вознаграждению за классное руководство за стаж работы в районах Крайнего Севера, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в южных районах Дальнего Востока (рассматривалось представление прокурора края).
1.2. Подготовить и направить обращения в федеральные органы государственной власти Российской Федерации о необходимости:
принятия мер для удовлетворения потребности населения в дошкольных образовательных учреждениях;
принятия федерального закона о государственных стандартах образования;
планирования в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации средств на полную или частичную оплату стоимости путевок на оздоровление работников бюджетной сферы, в том числе образования.
1. Постановлением Думы от 25.07.2007 N 924 принято обращение к Председателю Правительства Российской Федерации о необходимости установления мер государственной поддержки муниципальных образований по расширению сети дошкольных образовательных учреждений, учитывая, что муниципальные образования имеют ограниченные финансовые возможности, чтобы самостоятельно решить проблему.
Кроме того, в течение 2007 - 2008 г.# Законодательная Дума поддержала 6 обращений законодательных органов других субъектов Российской Федерации по вопросам финансирования из федерального бюджета строительства дошкольных учреждений, включения их в приоритетный национальный проект "Образование".
2. В декабре 2007 года в Федеральный закон "Об образовании" внесены изменения, в соответствии с которыми взамен государственных образовательных стандартов, включающих в себя федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения, введены федеральные государственные образовательные стандарты (обязательные требования при реализации основных образовательных программ общего и профессионального образования).
3. Постановлением Думы от 06.07.2007 N 787 принято обращение в Государственную Думу и в Правительство Российской Федерации о необходимости планирования в бюджете фонда социального страхования средств на частичную или полную оплату стоимости путевок для оздоровления работников бюджетной сферы, в том числе образования.
В настоящее время в бюджете фонда социального страхования на 2008 год и на плановый период 2009 - 2010 годов, утвержденном# Федеральным законом от 21.07.2007 N 183-ФЗ, предусмотрена оплата стоимости лечения в санаториях всем детям; взрослому населению - после перенесенных болезней (острого инфаркта миокарда, острого нарушения мозгового кровообращения, после операций на сердце, по поводу язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, удаления желчного пузыря и ряда других), а также отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде соответствующей социальной услуги, предусмотренным Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ.
1.3. В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательности общего образования" внести изменения в Законы Хабаровского края "О порядке образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Хабаровском крае", "О квотировании рабочих мест для инвалидов и лиц, испытывающих трудности в поиске работы в Хабаровском крае" в части обязательности получения общего образования (т.е. всех трех его ступеней).
Законом Хабаровского края от 31.10.2007 N 146 внесены изменения в Законы Хабаровского края "О порядке образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Хабаровском крае", "О квотировании рабочих мест для инвалидов и лиц, испытывающих трудности в поиске работы в Хабаровском крае" в части дополнения вышеуказанных краевых законов положением о координации комиссиями по делам несовершеннолетних и государственными органами действий молодежи, не получившей среднего (полного) общего образования (до внесения изменений - основного общего образования).
1.4. Рассмотреть вопрос о компенсации части платы за содержание детей, посещающих частные (ведомственные) детские сады, при необходимости подготовить соответствующее обращение в органы государственной власти Российской Федерации.
Постановлением Думы от 07.12.2007 N 961 поддержано обращение Самарской Губернской Думы о предоставлении компенсации части родительской платы за содержание ребенка в негосударственных (ведомственных) дошкольных образовательных учреждениях.
Для сведения: в среднем по краю (по данным муниципальных образований) стоимость затрат на содержание одного ребенка в месяц в дошкольном муниципальном образовательном учреждении составила в 2007 году 6430 рублей. Для родителей, имеющих одного ребенка, посещающего муниципальный детский сад, размер ежемесячной родительской платы составил в среднем 1285 рублей. Ежемесячная компенсация родительской платы - в среднем 260 рублей (на первого ребенка в размере 20 процентов, на второго - 50 процентов, третьего и последующих - 70 процентов размера внесенной родительской платы). Все остальные затраты на содержание ребенка в детском саду покрываются за счет бюджетных средств.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 973 Хабаровскому краю на 2008 год утверждены субсидии из федерального бюджета на выплату компенсации части родительской платы за содержание детей в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в размере 157,5 млн. рублей.
2. Правительству края:
2.1. Осуществлять подготовку подзаконных нормативных правовых актов одновременно с работой над соответствующими законопроектами.
К трем базовым краевым законам, принятым после утверждения рекомендаций слушаний (от 14.11.2007 N 153 "О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края отдельными государственными полномочиями Хабаровского края по предоставлению отдельных гарантий прав граждан в области образования", от 14.11.2007 N 151 "О краевой целевой программе "Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан на 2008 год", от 31.10.2007 N 147 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по реализации отдельных направлений приоритетного национального проекта "Образование") подготовка подзаконных нормативных правовых актов осуществлялась одновременно с работой над законопроектами.
В результате приняты постановления Правительства края от 05.12.2007 N 229-пр, от 24.12.2007 N 253-пр, от 04.12.2007 N 228-пр и от 24.12.2007 N 242-пр, постановление Губернатора края от 15.02.2007 N 21.
2.2. Продолжить работу по совершенствованию механизма нормативного подушевого финансирования образования, созданию оптимальной схемы образовательной сети на территории края, в том числе с учетом специфики общеобразовательных учреждений.
Министерством продолжена работа по совершенствованию механизма нормативного подушевого финансирования образования, созданию оптимальной схемы образовательной сети на территории края, в том числе с учетом специфики общеобразовательных учреждений. В целях эффективного расходования средств большое внимание уделялось рациональному комплектованию классов в общеобразовательных учреждениях. Постепенно происходит приведение наполняемости классов в соответствие с действующими нормами. При этом удается сохранить и малокомплектные школы. На 01.01.2008 в крае 406 муниципальных дневных общеобразовательных учреждений, из# них малокомплектных, утвержденных приказом министерства образования края от 15.09.2007 N 930-116 (на 01.01.2007 - 426 школ, из них 121 - малокомплектных).
2.3. Совместно с органами местного самоуправления края рассмотреть вопрос о приеме муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждений, в том числе зданий, в которых они расположены, в краевую государственную собственность и об учете в расходах на содержание этих учреждений реальной потребности на проведение капитальных ремонтов зданий.
Вопросы о приеме зданий муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждений, зданий детских домов в краевую государственную собственность, а также об учете в расходах на содержание этих учреждений потребности на проведение капитальных ремонтов зданий находятся в настоящее время в стадии проработки.
Окончательное решение по данным вопросам будет принято Губернатором края.
2.4. В субвенциях, предоставляемых местным бюджетам для осуществления полномочий края по организации предоставления образования в специальных (коррекционных) учреждениях, предусмотреть расходы на содержание должностных лиц органов местного самоуправления, осуществляющих координацию деятельности указанных учреждений, а также индексацию расходов на медикаменты, предметы личной гигиены, канцелярские товары, культурные и спортивные мероприятия, питание.
Законом Хабаровского края от 26.09.2007 N 138 "О признании утратившими силу отдельных законов (положений законов) Хабаровского края и внесении изменений в отдельные законы Хабаровского края" в Закон Хабаровского края от 25.10.2006 N 67 "О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края отдельными государственными полномочиями Хабаровского края в области образования" внесено дополнение, предусматривающее включение в расчет общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления отдельных государственных полномочий края в области образования, средств на осуществление управленческих функций органами местного самоуправления.
Индексация расходов на медикаменты, предметы личной гигиены, канцелярские товары, культурные и спортивные мероприятия, питание в специальных (коррекционных) учреждениях предусматривается ежегодно при формировании проекта краевого бюджета на очередной финансовый год.
2.5. Рассмотреть вопрос об индексации стипендии учащихся краевых учреждений начального и среднего профессионального образования.
Губернатором края принято постановление от 10.08.2007 N 120 "О внесении изменений в постановление Губернатора Хабаровского края от 17.05.2005 N 121", которым учащимся и студентам краевых государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, обучающимся по очной форме и получающим образование за счет средств краевого бюджета, с 1 января 2008 года стипендия установлена в размере 315 рублей, что в 2,25 раза больше установленного ранее. В местностях, в которых действующим краевым законодательством установлен районный коэффициент к заработной плате, размер стипендии определяется с учетом районного коэффициента.
2.6. Подготовить и направить в муниципальные образовательные учреждения и органы управления образованием для методической помощи положение об управляющем совете в целях развития общественного управления в образовательных учреждениях, повышения его эффективности.
По результатам рассмотрения на расширенных заседаниях Правительства края в 2006 и 2007 годах вопросов о развитии системы общего образования края главам городских округов и муниципальных районов края рекомендовано с целью развития общественно-гражданских форм управления в системе общего образования организовать работу по созданию в каждом образовательном учреждении управляющего совета.
Создание управляющих и попечительских советов предусмотрено и федеральной целевой программой развития образования на 2006 - 2010 годы.
Постановлением Правительства края от 11.07.2007 N 137-пр "О ходе выполнения постановления Правительства Хабаровского края от 22.06.2006 N 96-пр "О мерах по развитию системы общего образования Хабаровского края на 2006 - 2010 годы" утверждено подготовленное министерством образования края Примерное положение об управляющем совете. Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, используют его при организации работы по созданию управляющих советов.
2.7. Разработать мероприятия, связанные с реализацией с 1 сентября 2007 года Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательности общего образования".
В соответствии со ст. 17 Закона Российской Федерации "Об образовании" обучающиеся могут получить среднее (полное) общее образование непосредственно в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования при наличии у данных учреждений соответствующей лицензии, а не только в общеобразовательных учреждениях. В Хабаровском крае нормативные правовые акты в области общего образования реализуются в полном соответствии с федеральным законодательством.
3. Органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов:
3.1. Разработать мероприятия по оптимизации штатной численности общеобразовательных учреждений с целью приведения соотношения фонда заработной платы педагогических работников и фонда заработной платы административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала в соответствие с региональным нормативом.
В настоящее время региональный норматив соотношения фонда заработной платы педагогических работников и фонда заработной платы административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала в крае не утвержден. Это объясняется тем, что не все образовательные учреждения в настоящее время находятся в равных условиях (есть школы, занимающие большие площади со спортзалами, бассейнами, просторными классами, требующие содержания нескольких сторожей, уборщиков, слесарей и т.д. В таких школах единовременно достигнуть норматива, если он будет утвержден, невозможно).
Поэтому органы управления образованием муниципальных районов и городских округов руководствуются рекомендуемым министерством образования соотношением: 70 % - ФЗП педагогического персонала, 30 % - ФЗП административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала.
Согласно полученной из муниципальных районов и городских округов информации, рекомендуемое соотношение достигается благодаря проводимым во всех районах и городских округах организационно-штатным мероприятиям.
Например, реорганизация школ (и тем самым освобождение отдельных помещений, зданий; переоборудование их под детские сады), перевод школ на централизованное ведение бухгалтерского учета, центральное отопление, сокращение учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала, введение платных услуг. В настоящее время в связи со снижением рождаемости детей в 90-х годах прошлого столетия продолжается уменьшение общего количества обучающихся в общеобразовательных учреждениях края.
3.2. Содействовать развитию платных дополнительных образовательных услуг в муниципальных общеобразовательных учреждениях.
Согласно статье 45 Закона Российской Федерации "Об образовании" государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами (преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие. Например, "информатика для малышей", "занимательная математика", "школа моды и дизайна", "школа будущего первоклассника"). Тарифы на оказание платных услуг утверждаются распоряжениями глав районов (городских округов).
Доход от указанной деятельности используется данным образовательным учреждением в соответствии с уставными целями.
В школах городских поселений, районных центров это право успешно реализуется.
Спектр оказываемых платных услуг в сельских населенных пунктах ограничен из-за низкой платежеспособности населения.
Так, к примеру, в г. Хабаровске доходы от данного вида услуг выросли в 2007 году по сравнению с 2006 годом в 2 раза и составили в целом по городу 50,6 млн. рублей. В Нанайском районе в 2007 году оказаны платные услуги на сумму 131,8 тыс. рублей, план на 2008 год - 200,0 тыс. рублей. В Ульчском районе на 2008 год запланированы доходы от платных услуг в размере 802 тыс. рублей.
3.3. Разработать мероприятия по развитию дополнительного образования детей на своих территориях.
Организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения), так же как и общедоступного бесплатного дошкольного образования, является вопросом местного значения муниципального района, городского округа.
Согласно полученной из муниципальных образований информации, во всех администрациях районов, городских округов утверждены мероприятия по развитию дополнительного образования детей до 2010 - 2011 года. Охват детей дополнительным образованием в 2008 году составляет в среднем 56 % (произошло увеличение по сравнению с 2007 годом в среднем на 5 %).
3.4. Осуществлять контроль за соблюдением процедуры размещения муниципальных заказов и исполнением контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Размещение муниципальных заказов (финансирование товаров, работ, услуг, необходимых для решения вопросов местного значения) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", т.е. путем проведения конкурса, аукциона, котировок.
Основной перечень заказов: проведение капитального ремонта в учреждениях образования, поставка мягкого инвентаря, продуктов питания, мебели, установка автоматической пожарной сигнализации, бытовой техники, технологического оборудования и т.д.
Например, в г. Комсомольске-на-Амуре в 2008 году согласно плану-графику, утвержденному постановлением главы города, предусмотрено провести 330 размещений заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для учреждений образования города на сумму 248,7 млн. рублей.
В отдельных отдаленных муниципальных районах основной проблемой при реализации вышеуказанного федерального закона является неразвитость рынка товаров и услуг, следовательно, отсутствие должного выбора поставщиков, подрядчиков, причиной чему является в том числе и транспортная удаленность от краевого центра.
3.5. Своевременно принимать муниципальные правовые акты, направленные на реализацию краевых законов, и осуществлять контроль за их исполнением.
Принятие и исполнение муниципальных правовых актов, направленных на реализацию краевых законов в области образования, осуществляется во всех районах, городских округах.
4. Совету председателей представительных органов городских округов и муниципальных районов при Законодательной Думе Хабаровского края рассмотреть вопрос об исполнении полномочий органов местного самоуправления в области образования и внести предложения по совершенствованию федерального и краевого законодательства в данной сфере.
4 октября 2007 года в рамках заседания Совета представительных органов городских округов и муниципальных районов при Законодательной Думе края проведен "круглый стол" на тему "О ходе выполнения законодательства в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
Кроме того, вопрос по совершенствованию федерального и краевого законодательства в области исполнения полномочий органов местного самоуправления в области образования планируется рассмотреть на заседании Совета в текущем году.
5. Молодежной общественной палате при Законодательной Думе Хабаровского края ознакомиться с организацией образования и воспитания в учреждениях начального и среднего профессионального образования в крае и дать предложения по повышению престижа данных образовательных учреждений.
В Молодежной общественной палате при Законодательной Думе края образована рабочая группа по мониторингу законодательства о начальном и среднем профессиональном образовании.
Члены Молодежной общественной палаты считают, что для повышения престижа данных образовательных учреждений необходим в том числе и процесс интеграции высшего и среднего профессионального образования, создание комплексных учебных заведений (к примеру, присоединение Хабаровского колледжа информатики и связи к Хабаровскому институту инфокоммуникаций привело к повышению качества образования выпускников колледжа и, соответственно, востребованию выпускников со средним специальным образованием на рынке труда). В Хабаровском крае распоряжением Губернатора края принят комплекс мер по развитию непрерывного профессионального образования.
Развитие экономики края отрегулирует и рынок кадров. Уже сейчас повышен спрос на кадры рабочих специальностей. Доступность начального и среднего профессионального образования, рост заработной платы рабочих, востребованных производством, приведет к повышению престижа образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.