Постановлением Законодательной Думы Хабаровского края от 28 января 2009 г. N 1651 настоящее постановление снято с контроля
Законодательная Дума постановляет:
Председатель Думы |
Ю.И. Оноприенко |
См. постановление Законодательной Думы Хабаровского края от 29 октября 2008 г. N 1520
Внесен Губернатором
Хабаровского края
В.И. Ишаевым
Проект
Закон
Хабаровского края
30.07.2008 N ___
О профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в Хабаровском крае
(первое чтение)
Настоящий закон регулирует отношения в сфере профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ, а также их аналогов, в том числе в сфере антинаркотической пропаганды, антинаркотического обучения и воспитания граждан, выявления, лечения и реабилитации больных наркоманией в Хабаровском крае (далее - край).
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем законе
1. Для целей настоящего закона используются следующие понятия:
1) антинаркотическое воспитание и просвещение - совокупность профилактических мер, направленных на распространение знаний о причинах заболевания наркоманией, их проявлениях, осложнениях, негативных медицинских и социальных последствиях, вызванных ими, способах противодействия потреблению наркотических средств, психотропных веществ, а также на формирование здорового образа жизни;
2) девиантное поведение - поведение, отклоняющееся от общепринятых норм и не относящееся к болезненным состояниям;
3) наркологическая помощь - комплекс мероприятий, осуществляемых специализированными государственными и негосударственными медицинскими учреждениями, получившими лицензию на лечение и медико-социальную реабилитацию больных наркоманией в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации;
4) реабилитация больных наркоманией - система медицинских, психологических, психотерапевтических, воспитательных, трудовых, социальных мер и технологий, направленных на восстановление физического, психического и духовного здоровья больных наркоманией, их личностного и социального статуса;
5) социальная адаптация - процесс активного приспособления индивида к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы.
2. Иные понятия, используемые в настоящем законе, применяются в том же значении, что и в законодательстве Российской Федерации о наркотических средствах и психотропных веществах.
Статья 2. Основные задачи и принципы в сфере профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в крае
1. Основными задачами в сфере профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в крае являются:
1) создание системы комплексной профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ на территории края;
2) формирование в обществе негативного отношения к незаконному потреблению наркотических средств и психотропных веществ;
3) развитие и укрепление взаимодействия и координация деятельности органов государственной власти края, органов местного самоуправления муниципальных образований края по вопросам организации профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ;
4) создание системы выявления на ранней стадии лиц, незаконно потребляющих наркотические средства и психотропные вещества, больных наркоманией;
5) совершенствование системы лечения и реабилитации лиц, больных наркоманией;
6) проведение комплексных оперативно-профилактических мероприятий, направленных на противодействие незаконному потреблению наркотических средств, психотропных веществ.
2. Деятельность по профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в крае основывается на принципах:
1) законности;
2) соблюдения прав человека и гражданина;
3) приоритетности мер по выявлению на ранней стадии лиц, незаконно потребляющих наркотические средства, психотропные вещества;
4) приоритетности профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ среди несовершеннолетних;
5) осуществления профилактики на индивидуальном, семейном и социальном уровнях;
6) гарантированности и доступности наркологической и медико-социальной помощи лицам, больным наркоманией;
7) систематичности в проведении профилактической работы с лицами, незаконно потребляющими наркотические средства, психотропные вещества;
8) соблюдения конфиденциальности полученной информации о лицах, незаконно потребляющих наркотические средства, психотропные вещества, а также больных наркоманией.
Статья 3. Правовое регулирование в сфере профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в крае
Правовое регулирование в сфере профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в крае осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим законом и иными нормативными правовыми актами края.
Статья 4. Основные направления краевой политики в сфере профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ
Основными направлениями краевой политики в сфере профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ являются:
1) охрана здоровья человека, в том числе психического;
2) пропаганда здорового образа жизни и формирование в обществе негативного отношения к наркомании и незаконному потреблению наркотических средств, психотропных веществ;
3) сокращение числа больных наркоманией и лиц, незаконно потребляющих наркотические средства, психотропные вещества;
4) сокращение числа правонарушений, связанных с незаконным потреблением наркотических средств, психотропных веществ;
5) создание правовых гарантий для системы профилактики и лечения наркологических заболеваний;
6) привлечение общественных объединений к участию в реализации мероприятий по предупреждению наркомании и токсикомании;
7) координация деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления края, юридических и физических лиц в сфере профилактики и лечения наркологических заболеваний;
8) взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченными на решение задач в сфере контроля за оборотом наркотиков и в области противодействия их незаконному обороту.
Глава 2. Организационные и информационные основы профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в крае
Статья 5. Органы, организации системы профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в крае
1. В систему профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ на территории края входят: антинаркотическая комиссия Хабаровского края (далее - Антинаркотическая комиссия); уполномоченные органы исполнительной власти края в области здравоохранения, образования, культуры, молодежной политики, физической культуры и спорта, телекоммуникаций и средств массовой информации; правоохранительные органы, на которые возложены функции по предупреждению, пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, в соответствии с компетенцией, установленной федеральным законодательством; другие органы и учреждения, а также средства массовой информации и общественные объединения.
2. Участие в деятельности по профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ других органов государственной власти осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и края.
3. Участие в деятельности по профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ учреждений и некоммерческих организаций осуществляется в соответствии с их уставными целями и задачами по пропаганде здорового образа жизни и профилактике поведенческих болезней.
4. Средства массовой информации участвуют в деятельности по профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ путем проведения антинаркотической пропаганды, формирования в обществе негативного отношения к незаконному потреблению наркотических средств, психотропных и токсических веществ, информирования населения о мероприятиях, проводимых на территории края, направленных на предупреждение наркомании и пресечение незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ.
5. Общественные объединения в пределах своих полномочий принимают участие в осуществлении профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 6. Планирование в сфере профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в крае
1. Планирование в сфере профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в крае осуществляется путем разработки и принятия краевой целевой программы по противодействию наркомании.
2. Краевая целевая программа по противодействию наркомании разрабатывается, утверждается и реализуется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и края.
Статья 7. Координация деятельности в сфере профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в крае
1. Координацию деятельности органов исполнительной власти края, государственных и негосударственных организаций в сфере профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в крае осуществляет Антинаркотическая комиссия, возглавляемая председателем указанной комиссии.
2. Порядок формирования и полномочия Антинаркотической комиссии устанавливаются федеральным законодательством.
Статья 8. Информационное обеспечение профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в крае
1. Информационное обеспечение профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в крае осуществляется на основе единого краевого банка данных.
2. В единый краевой банк данных включается информация:
1) о результатах мониторинга распространения и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ;
2) о федеральных, территориальных и иных планах, программах профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ;
3) об известных и разрабатываемых методах профилактики, диагностики и лечения наркомании, а также социальной реабилитации и социальной адаптации больных наркоманией;
4) о субъектах научной деятельности в сфере профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ;
5) о законодательстве в сфере профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ;
6) о деятельности органов, учреждений краевой системы профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в крае;
7) иные сведения, необходимые для организации профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ.
3. Порядок формирования и использования информации, включенной в единый краевой банк данных, устанавливается Антинаркотической комиссией.
Глава 3. Антинаркотическая пропаганда
Статья 9. Формы и организационная основа антинаркотической пропаганды
Антинаркотическая пропаганда проводится в рамках деятельности телевизионных и радиовещательных компаний, средств массовой информации и массовых коммуникаций, организаций культуры, спорта, образовательных учреждений, а также в иных формах, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и края.
Статья 10. Антинаркотическая пропаганда в краевых средствах массовой информации
Органы исполнительной власти края в соответствии с законодательством Российской Федерации размещают в краевых средствах массовой информации заказы на распространение на правах социальной рекламы материалов антинаркотической направленности, предварительно одобренных Антинаркотической комиссией.
Статья 11. Антинаркотическая пропаганда в непериодических печатных изданиях
Антинаркотическая пропаганда в печатных изданиях, не относящихся к периодическим печатным изданиям, осуществляется путем выпуска и распространения книг, брошюр, буклетов и иных печатных изданий, содержащих антинаркотические материалы.
Статья 12. Антинаркотическая пропаганда с использованием наружной рекламы, информации и оформления
Антинаркотическая пропаганда с использованием наружной рекламы осуществляется путем размещения изображений и надписей, в том числе антинаркотической символики, на рекламных конструкциях, элементах оформления строений, зданий, сооружений и транспортных средств.
Глава 4. Антинаркотическое воспитание и просвещение граждан
Статья 13. Основы антинаркотического воспитания и просвещения граждан
Антинаркотическое воспитание и просвещение граждан осуществляются:
1) в процессе деятельности образовательных и культурно-досуговых учреждений;
2) в ходе проведения профилактических мероприятий;
3) в ходе подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, участвующих в профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ;
4) путем проведения иных мероприятий.
Статья 14. Антинаркотическое воспитание и просвещение в образовательных учреждениях края
Уполномоченный орган исполнительной власти края в области образования, образовательные учреждения края в рамках учебных предметов и при проведении воспитательного процесса осуществляют реализацию программ и методик, направленных на формирование у учащихся (воспитанников) законопослушного поведения, ценностей здорового образа жизни и внутренней системы запретов на незаконное потребление наркотических средств, психотропных веществ.
Статья 15. Антинаркотическое воспитание и просвещение в семье
1. Антинаркотическое воспитание и просвещение в семье осуществляются родителями или иными законными представителями несовершеннолетних в соответствии с требованиями Семейного кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов края.
2. При осуществлении антинаркотического воспитания и просвещения родители или иные законные представители несовершеннолетних обязаны:
1) разъяснять несовершеннолетним недопустимость незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ;
2) принимать меры, исключающие незаконное потребление несовершеннолетними наркотических средств, психотропных веществ;
3) принимать меры для осуществления в установленном порядке медицинского освидетельствования и лечения несовершеннолетних, больных наркоманией.
Статья 16. Антинаркотическое воспитание в сфере организации досуга детей и молодежи в крае
1. Организация досуга детей и молодежи в крае должна обеспечивать формирование внутренней системы запретов на незаконное потребление наркотических средств, психотропных веществ, негативного отношения к наркомании.
2. Уполномоченный орган исполнительной власти края в области молодежной политики обеспечивает разработку и издание методических и информационных материалов антинаркотической направленности для учреждений по работе с молодежью.
Статья 17. Индивидуально-профилактическая работа с несовершеннолетними, склонными к девиантному поведению и употреблению наркотических средств
1. Уполномоченный орган исполнительной власти края в области молодежной политики совместно с органами внутренних дел осуществляет в пределах своей компетенции индивидуально-профилактическую работу путем организации досуга и занятости несовершеннолетних, склонных к девиантному поведению и употреблению наркотических средств, психотропных веществ, а также путем проведения просветительских и иных мероприятий.
2. Для целей, указанных в части 1 настоящей статьи, в установленном законом порядке могут создаваться учреждения.
Глава 5. Выявление и учет лиц, незаконно потребляющих наркотические средства, психотропные вещества
Статья 18. Выявление больных наркоманией и лиц, незаконно потребляющих наркотические средства, психотропные вещества
Выявление больных наркоманией и лиц, незаконно потребляющих наркотические средства, психотропные вещества, осуществляется государственными наркологическими учреждениями на основании результатов медицинского освидетельствования, проводимого в порядке, установленном федеральным законодательством.
Статья 19. Учет больных наркоманией и лиц, потребляющих наркотические средства, психотропные вещества, медицинское наблюдение за больными наркоманией
1. Уполномоченный орган исполнительной власти края в области здравоохранения на основании результатов медицинского освидетельствования, проведенного в порядке, установленном федеральным законодательством, ведет единый общекраевой учет больных наркоманией и лиц, незаконно потребляющих наркотические средства, психотропные вещества, организует медицинское наблюдение за больными наркоманией.
2. Учет больных наркоманией и медицинское наблюдение за больными наркоманией осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством.
Глава 6. Оказание наркологической помощи больным наркоманией и их реабилитация в крае
Статья 20. Оказание наркологической помощи в крае
1. Наркологическая помощь больным наркоманией в крае оказывается специализированными наркологическими учреждениями здравоохранения, получившими лицензию на указанный вид деятельности, в порядке, установленном федеральным законодательством.
2. Уполномоченный орган исполнительной власти края в области здравоохранения организует оказание больным наркоманией наркологической помощи, осуществляет координацию работы и контроль деятельности специализированных наркологических учреждений здравоохранения, указанных в части 1 настоящей статьи.
3. Наркологическая помощь включает в себя консультативно-диагностическую, лечебную, психопрофилактическую, реабилитационную помощь больным наркоманией в амбулаторных и стационарных условиях.
4. Наркологическая помощь оказывается при добровольном обращении лица или с его согласия, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
5. Несовершеннолетним в возрасте до 16 лет, а также лицам, признанным в установленном законом порядке недееспособными, наркологическая помощь оказывается по просьбе либо с согласия их родителей или иных законных представителей, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
6. Больным наркоманией на территории края предоставляются все виды наркологической помощи, указанные в части 3 настоящей статьи.
Статья 21. Медико-социальная реабилитация больных наркоманией
1. Медико-социальная реабилитация больных наркоманией осуществляется в государственных и негосударственных учреждениях здравоохранения, получивших лицензию на указанный вид деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Для осуществления специализированной медико-социальной реабилитации больных наркоманией создаются наркологические реабилитационные центры.
3. Целью деятельности наркологических реабилитационных центров является закрепление положительных результатов лечения, достигнутых в наркологических учреждениях (отделениях), социальная адаптация больных наркоманией.
4. Основными задачами наркологических реабилитационных центров являются:
1) медико-психологическая поддержка больных наркоманией;
2) избавление от наркотической зависимости;
3) формирование навыков здорового образа жизни;
4) восстановление профессиональных навыков больных наркоманией;
5) привлечение членов семей больных наркоманией к участию в реабилитационных мероприятиях в целях профилактики рецидивов наркомании.
5. В целях профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ наркологические реабилитационные центры также осуществляют:
1) анализ эффективности оказываемой помощи во время пребывания больных наркоманией в наркологических реабилитационных центрах;
2) поддержание связи с прошедшими реабилитацию больными наркоманией в целях профилактики рецидивов наркомании, а также привлечения их к работе в реабилитационных программах;
3) участие в создании общественных психотерапевтических и реабилитационных групп вне структуры наркологических реабилитационных центров;
4) взаимодействие с организациями и учреждениями по оказанию комплексной социальной поддержки больным наркоманией по вопросам трудоустройства, обеспечения жилыми помещениями, восстановления дееспособности, получения пособий;
5) информирование общественности о работе наркологических реабилитационных центров в целях привлечения больных наркоманией, общественных организаций, специалистов и иных граждан к участию в реабилитационных программах, а также распространения информации о причинах и условиях, способствующих формированию наркомании, возможностях их устранения.
6. В наркологические реабилитационные центры принимаются лица, признанные в установленном порядке больными наркоманией, как правило, по направлению наркологических учреждений. Прием в наркологические реабилитационные центры осуществляется на добровольной основе.
7. Порядок работы наркологических реабилитационных центров, принятия в них больных наркоманией определяется положением о наркологических реабилитационных центрах, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
8. Уполномоченный орган исполнительной власти края в области здравоохранения создает условия для обеспечения медико-социальной реабилитации больных наркоманией.
Глава 7. Заключительные положения
Статья 22. Вступление в силу настоящего закона
Настоящий закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.
Председатель |
Ю.И. Оноприенко |
Пояснительная записка
к проекту Закона Хабаровского края "О профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в Хабаровском крае"
Ситуация, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ на территории Хабаровского края, характеризуется сохранением негативных тенденций (рост количества наркопреступлений, объемов незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, увеличение доли молодежи, потребляющей психостимуляторы и синтетические наркотики), что представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономике, правопорядку и безопасности.
Разработка и принятие данного законопроекта обусловлены результатами проведенного Региональным управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Хабаровскому краю анализа передового опыта борьбы с незаконным оборотом наркотиков в субъектах Российской Федерации, а также в иностранных государствах. Согласно результатам этого анализа законодательное урегулирование деятельности органов государственной власти в сфере противодействия распространению наркомании и наркопреступности помимо целевых программ активно осуществляется на основе отдельных законов субъектов РФ. Кроме того, опыт работы межведомственной комиссии совета безопасности при Губернаторе Хабаровского края по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту показывает, что профилактика наркомании осуществляется органами исполнительной края в рамках разрозненных краевых и ведомственных нормативных актов, что сказывается на ее эффективности.
В этой связи, данный проект закона призван стать составной частью системы краевого законодательства, устанавливающего комплекс мероприятий по обеспечению системного подхода к противодействию распространению наркомании, борьбе с незаконным оборотом наркотиков, совершенствованию форм и методов ее профилактики, развитию межведомственного взаимодействия, активизации антинаркотической пропаганды и антинаркотического просвещения, повышению эффективности выявления, лечения и реабилитации больных наркоманией в Хабаровском крае.
Более того, данный закон должен стать базовым для всех последующих программных документов в этой сфере, поскольку закрепляет основные направления краевой политики по профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, устанавливает правовые, организационные и информационные основы деятельности уполномоченных органов и организаций в этой сфере, определяет формы и основы антинаркотической пропаганды и антинаркотического воспитания и просвещения граждан, оказания в крае наркологической помощи больным наркоманией и их реабилитации.
В целом же законопроект направлен на укрепление системы профилактики наркомании, сокращение масштабов незаконного оборота наркотиков и распространения наркомании на территории Хабаровского края, повышения эффективности деятельности правоохранительных органов и органов исполнительной власти края по противодействию распространению наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в крае.
На законопроект получены положительные заключения прокуратуры Хабаровского края и Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу.
Реализация проекта закона не потребует дополнительных расходов из краевого бюджета.
Секретарь совета безопасности |
B.Н. Бойко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательной Думы Хабаровского края от 30 июля 2008 г. N 1407 "О проекте закона Хабаровского края "О профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в Хабаровском крае"
Текст постановления официально опубликован не был
Настоящий документ снят с контроля