Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к приложению
Информация
об исполнении постановления Законодательной Думы Хабаровского края от 31 октября 2007 года N 1004 "О рекомендациях депутатских слушаний на тему "Об обеспечении прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи в Хабаровском крае"
В ходе реализации постановления Законодательной Думы Хабаровского края от 31 октября 2007 года N 1004 "О рекомендациях депутатских слушаний на тему "Об обеспечении прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи в Хабаровском крае" Законодательной Думой, Правительством края, Хабаровским краевым фондом обязательного медицинского страхования и органами местного самоуправления проделана следующая работа.
Для решения отдельных проблемных вопросов, связанных с реализацией приоритетного национального проекта "Здоровье" (по вопросу дополнительных денежных выплат медицинским работникам, оказывающим первичную медико-санитарную помощь населению и обслуживающим малокомплектные врачебные участки; по вопросу осуществления денежных выплат медицинским работникам фельдшерско-акушерских пунктов; по вопросу установления стимулирующих выплат по аналогии с нацпроектом "Образование" (лучший медработник, лучшее учреждение здравоохранения), Законодательной Думой Хабаровского края было подготовлено обращение, принято и направлено в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации постановление от 26.12.2007 N 1110. Актуальность данного обращения подтверждается поддержкой представительных органов субъектов Российской Федерации, обращение поддержал 31 представительный орган. Из Департамента приоритетных национальных проектов Правительства Российской Федерации поступила информация (от 27.02.2008 N 875-5.1.28), в которой решение указанных проблем предложено осуществлять самостоятельно за счет средств краевого бюджета и средств "пилотного проекта".
Законодательной Думой подготовлено и направлено обращение в Правительство Российской Федерации о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации, направленных на установление минимального размера взноса (стоимость страхового года) на обязательное медицинское страхование на каждого работника организаций, применяющих специальные налоговые режимы (постановление Законодательной Думы Хабаровского края от 30.01.2008 N 1177), так как Налоговый кодекс Российской Федерации освобождает от уплаты единого социального налога в фонды обязательного медицинского страхования налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, в том числе единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, упрощенную систему налогообложения и единый сельскохозяйственный налог. В адрес Думы поступило письмо Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20.03.2008 N 1620-Пр, в котором отмечается, что вопросы повышения ответственности работодателей за финансирование обязательного медицинского страхования своих работников и внесения изменений в налоговое и бюджетное законодательство, а также законодательство об обязательном медицинском страховании, и возможные варианты решения поставленной в обращении проблемы прорабатываются Министерством здравоохранения и социального развития России.
Территориальная программа государственных гарантий оказания населению Хабаровского края бесплатной медицинской помощи на 2008 год (далее - Программа) утверждена в конце текущего года постановлением Правительства Хабаровского края от 24.12.2007 N 246-пр.
В целях реализации Программы приказом министерства здравоохранения края от 14.01.2008 N 10 утверждены задания для учреждений здравоохранения края по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории края бесплатной медицинской помощи. Задания сформированы в соответствии с нормативами объемов по всем видам медицинской помощи в расчете на одного жителя в год с учетом заболеваемости населения, географического расположения и доступности населенных пунктов края, а также дополнительных объемов медицинской помощи, связанных с реализацией приоритетного национального проекта "Здоровье", в том числе дополнительной диспансеризации работающих граждан, иммунизации населения, оказанием высокотехнологичных видов медицинской помощи.
Разработка Территориальной программы обязательного медицинского страхования осуществляется на основании Базовой Программы обязательного медицинского страхования, утверждаемой Правительством Российской Федерации, которая определяет минимальные нормативы объемов и финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи.
В соответствии с постановлениями Правительства края расчетная потребность в финансировании Территориальной программы обязательного медицинского страхования в 2007 году(1) составила 4850,0 млн. рублей, в 2008 году(2) - 5301,5 млн. рублей.
(1) Постановление Правительства края от 03.04.2007 N 67-пр "О территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Хабаровского края бесплатной медицинской помощи на 2008 год"
(2) Постановление Правительства края от 24.12.2007 N 246-пр "О территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Хабаровского края бесплатной медицинской помощи на 2008 год"
Фактическая стоимость Территориальной программы обязательного медицинского страхования в 2007 году была утверждена в сумме 3840,2 млн. рублей, в 2008 году - 4423,3 млн. рублей (табл. 1).
Таблица 1
Сводный баланс
расчетной и утвержденной стоимости
Территориальной программы обязательного медицинского страхования 2007 - 2008 гг.
По-видимому, в названии таблицы допущена опечатка. Слова "2007 - 2008 гг." следует читать как "на 2007 - 2008 гг."
Расчетная стоимость Программы |
Утвержденная стоимость Программы |
Дефицит утвержденной стоимости Программы к расчетной |
||||
Всего, млн. рублей |
На одного жителя, рублей |
Всего, млн. рублей |
На одного жителя, рублей |
Млн. рублей | % | |
2007 г. |
4850,0 | 3434,2 | 3840,2 | 2719,2 | 1009,5 | 20,8 |
2008 г. |
5301,5 | 3914,9 | 4423,3 | 3266,4 | 878,2 | 16,6 |
В связи с принятием Закона Хабаровского края от 30.07.2008 N 205 "О внесении изменений в Закон Хабаровского края "О бюджете Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год" Хабаровским краевым фондом обязательного медицинского страхования (далее - ХКФОМС) в министерство здравоохранения края направлены предложения по внесению изменений в постановление Правительства края от 24.12.2007 N 246-пр "О территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Хабаровского края бесплатной медицинской помощи на 2008 год" в части утвержденной стоимости Территориальной программы обязательного медицинского страхования.
С учетом предлагаемых изменений дефицит утвержденной стоимости Территориальной программы обязательного медицинского страхования к расчетной стоимости снизится с 16,6 до 5,4 процента.
Основой формирования территориальных нормативов объемов по видам медицинской помощи для учреждений здравоохранения края являются рекомендуемые федеральные нормативы. Расчет объемных показателей для учреждений здравоохранения муниципальных образований осуществляется ХКФОМС совместно с министерством здравоохранения с учетом численности и плотности населения, развития транспортной инфраструктуры, потребности населения в медицинских услугах, мощностей медицинских учреждений, их оснащенности и укомплектованности штатами, в рамках утвержденных бюджетов. Для рационального распределения потоков пациентов, нуждающихся в специализированной медицинской помощи, установлены квоты на получение жителями муниципальных образований медицинской помощи в государственных краевых учреждениях здравоохранения.
В целях повышения доступности для населения первичной медико-санитарной помощи и оптимизации деятельности учреждений здравоохранения края осуществляется перераспределение объемов медицинской помощи в пользу малозатратных стационарозамещающих и амбулаторно-поликлинических видов медицинской помощи.
Территориальные расчетные нормативы объемов медицинской помощи по дневному стационару и амбулаторно-поликлинической помощи, утвержденные Территориальной программой обязательного медицинского страхования, в целом по краю приведены в соответствие с федеральными нормативами. С учетом внесения в IV квартале 2008 года министерством здравоохранения края изменений в плановые задания учреждений здравоохранения(1) фактически указанные нормативы составили соответственно 103,1 и 100,5 процента к федеральным нормативам (табл. 2).
(1) Приказ министерства здравоохранения Хабаровского края от 24.10.2008 N 326 "О внесении изменений в приказ министерства здравоохранения Хабаровского края от 14.01.2008 N 10"
Таблица 2
Анализ нормативных показателей
объемов медицинской помощи по Территориальной программе обязательного медицинского страхования в 2008 году
Виды медицинской помощи |
Федераль- ные нормативы |
Расчетный территориа- льный норматив |
% к федера- льному |
Фактический территориа- льный норматив |
% к федераль- ному |
Амбулаторно-поликли- ническая помощь, посещения |
8,458 |
8,458 |
100,0 |
8,502 |
100,5 |
Дневные стационары всех типов, пациенто-дни |
0,479 |
0,479 |
100,0 |
0,494 |
103,1 |
Круглосуточный стационар, койко-дни |
1,942 |
1,942 |
100,0 |
1,961 |
100,9 |
За 2007 год и 9 месяцев 2008 года фактическое выполнение плановых заданий учреждениями здравоохранения края составило соответственно:
по стационарной помощи - 102,0 и 102,2 процента;
по дневным стационарам всех типов - 81,9 и 94,1 процента;
по амбулаторно-поликлинической помощи - 96,0 и 92,4 процента.
Для обеспечения доступности специализированной медицинской помощи населения г. Комсомольска-на-Амуре, Комсомольского, Солнечного, им. Полины Осипенко, Ванинского, Советско-Гаванского, Амурского и Ульчского муниципальных районов общей численностью 537 тыс. человек в июле 2008 года на территории г. Комсомольска-на-Амуре введено в эксплуатацию государственное учреждение здравоохранения "Территориальный консультативно-диагностический центр" министерства здравоохранения края.
При формировании краевого бюджета на очередной финансовый год приказом министерства финансов края ежегодно утверждается методика планирования бюджетных ассигнований, в которой определен предельный размер индексации материальных затрат.
Статьи расходов по материальным затратам по отрасли "Здравоохранение" в соответствии с письмом министерства финансов края от 18.06.2007 N 02-17/1189 "О методических указаниях о порядке составления краевого бюджета на 2008 год" при формировании объемов действующих обязательств на 2008 год скорректированы на расчетные темпы роста доходов краевого бюджета в размере 102,3 процента к плану 2007 года.
Тарифы на медицинские услуги, оказываемые в рамках Территориальной программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи, утверждаются краевой комиссией по тарификации медицинских услуг.
В течение 2008 года, в связи с поступлением в Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования субвенции из федерального фонда обязательного медицинского страхования и финансовых средств на реализацию пилотного проекта в сфере здравоохранения, краевой комиссией по тарификации медицинских услуг увеличена доля материальных затрат в структуре тарифа на медицинскую помощь: в том числе на медикаменты для амбулаторно-поликлинических учреждений - на 15 процентов, для стоматологических поликлиник - в 2 раза, на питание в стационарах - на 25,7 процента.
Проводилась поэтапная индексация стоимости материальных затрат в составе тарифа, которая к концу года составит 32,3 процента (по сравнению с 3,1 % в 2007 году), что в свою очередь вносит качественные изменения в структуру тарифа на медицинские услуги.
Так, доля расходов на медикаменты в общем объеме финансирования медицинских учреждений в 2008 году возросла до 20,3 процента, что соответствует уровню среднероссийского показателя (табл. 3).
Таблица 3
Анализ структуры
финансирования медицинских учреждений за счет средств обязательного медицинского страхования в 2007 - 2008 годах
(в процентах)
Статьи расходов | 2007 год | 2008 год |
Оплата труда, начисления на оплату труда | 88,5 | 76,5 |
Материальные затраты, из них | 11,5 | 23,5 |
на приобретение медикаментов | 7,6 | 20,3 |
Итого | 100,0 | 100,0 |
При утверждении тарифов на медицинские услуги снижение доли материальных затрат в структуре тарифов в пользу затрат на заработную плату работников учреждений здравоохранения не допускается.
Постановлением Губернатора края от 22.09.2008 N 131 "О мерах по реализации кадровой политики в сфере здравоохранения на территории Хабаровского края на 2009 - 2013 годы" утвержден комплекс мероприятий, направленных на развитие кадрового потенциала отрасли здравоохранения края.
С целью реализации полномочий по льготному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан проведены следующие мероприятия:
подготовлено постановление Правительства Хабаровского края от 25.01.2008 N 19-пр "Об организации льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан в Хабаровском крае", координирующее взаимодействие участников льготного лекарственного обеспечения;
распоряжением Правительства Хабаровского края от 20.02.2008 N 67-рп "О дополнительных мерах по льготному лекарственному обеспечению" из краевого бюджета выделено дополнительно 15,8 млн. рублей для обеспечения лекарственными средствами отдельных категорий граждан края;
приказами министерства здравоохранения края определены порядок обеспечения лекарственными препаратами по заболеваниям гемофилия, муковисцидоз, гипофизарный нанизм, миелолейкоз, рассеянный склероз, пациентов, перенесших трансплантацию органов, а также организован еженедельный мониторинг основных показателей реализации программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан края;
создан штаб по оперативному решению вопросов лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан в 2008 году. Работает комиссия по контролю за обоснованностью назначения и обеспечением отдельных категорий граждан лекарственными средствами, а также телефонная "горячая линия", созданная при органах управления здравоохранением муниципальных образований края;
в октябре 2008 года заключены дополнительные соглашения к госконтрактам на поставку лекарственных средств для обеспечения федеральной категории льготников с ЗАО "РОСТА" с учетом изменившегося норматива затрат на одного льготника и изменившейся потребности муниципальных образований края. Закуплены дополнительно лекарственные препараты на сумму 7214,8 тыс. рублей преимущественно для больных, страдающих злокачественными новообразованиями и психическими расстройствами;
для эффективного управления товарными запасами в 2009 году, создания единой информационной базы данных подготовлены документы на проведение аукциона на закупку программного обеспечения, позволяющего обеспечивать эффективное информационное взаимодействие всех аптечных учреждений, а также лечебно-профилактических учреждений;
с целью улучшения обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными средствами в 2009 году министерством здравоохранения края разработаны методические рекомендации по определению потребности и составлению заявки на лекарственные средства.
Система обязательного медицинского страхования в Хабаровском крае по состоянию на 01.09.2008 представлена 5 страховыми медицинскими организациями:
ООО "Страховая компания "Даль-Росмед" (далее - "Даль-Росмед");
Филиал ОАО "Газпроммедстрах" в г. Хабаровске (далее - "Газпроммедстрах");
ОАО Страховая компания "РОСНО-МС" филиал "Хабаровск-РОСНО-МС" (далее - "РОСНО-МС");
Филиал ООО "Росгосстрах-Медицина" "Росгосстрах-Хабаровск-Медицина" (далее - "Росгосстрах");
Филиал "Хабаровский" ЗАО "Страховая группа "Спасские ворота-М" (далее - "Спасские ворота-М").
По данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, численность населения Хабаровского края на 01.01.2008 составила 1403581 чел. (на 0,14 % меньше чем на 01.01.2007), из них подлежит обязательному медицинскому страхованию 1358781 чел. (за исключением 44,8 тыс. военнослужащих, подлежащих государственному страхованию.) По данным сводного регистра застрахованных в системе обязательного медицинского страхования Хабаровского края, общая численность застрахованных составила 1338383 чел. (98,5 % от числа подлежащих страхованию), в том числе неработающего населения - 781000 чел. (96,8 % от общего числа неработающего населения).
Страховыми компаниями по состоянию на 01.07.2008 застраховано 1252584 чел.(1), или 94 процента от общего числа застрахованных (для сравнения: на 01.07.2007 - 88,8 %).
(1) В численность включены: 1166 чел. СК "Восток Мед", прекратившей свою деятельность, и 61291 чел. неработающего населения, застрахованного "Даль-Росмед". Функции по ОМС в отношении данных граждан в полном объеме выполняет ХКФОМС.
На долю ХКФОМС на указанную дату приходится 6,4 процента застрахованного населения (на 01.07.2007 - 10,4 %).
Численность работающих граждан, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию на территории Хабаровского края, но постоянно проживающих в других субъектах Российской Федерации, составляет 54468 человек.
В целях усиления контроля органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края за реализацией прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи:
в Амурском муниципальном районе проведены депутатские слушания на тему "О реализации национального проекта в области здравоохранения, оказания первичной медико-санитарной помощи на территории Амурского муниципального района";
в Комсомольском, Ульчском, имени Полины Осипенко, Амурском, Хабаровском муниципальных районах вопросы о состоянии здравоохранения в районах и мерах по улучшению медицинского обслуживания населения, ходе реализации приоритетного национального проекта "Здоровье", об обеспечении государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи были рассмотрены на заседаниях представительных органов муниципальных образований;
в Охотском, Амурском, Бикинском, Советско-Гаванском, Комсомольском, Ульчском, Солнечном, Аяно-Майском, Ванинском, Нанайском, Тугуро-Чумиканском, имени Полины Осипенко, имени Лазо муниципальных районах, городских округах "Город Комсомольск-на-Амуре" и "Город Хабаровск" вопросы о реализации прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, об укреплении и развитии материально-технической базы муниципальных учреждений здравоохранения, о дополнительном лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан, мерах по борьбе с инфекционными заболеваниями были заслушаны на заседаниях коллегий при главах муниципальных образований.
Для реализации задач, стоящих перед муниципальными учреждениями здравоохранения, в муниципальных районах края приняты целевые программы, направленные на улучшение показателей здоровья жителей, профилактику и лечение наиболее распространенных заболеваний, совершенствование оказания медицинской помощи:
"Здоровый ребенок" и "Здоровое поколение" (Советско-Гаванский, имени Лазо, Николаевский, Амурский, Охотский, Ульчский, Хабаровский муниципальные районы, г. Хабаровск);
"Кадры здравоохранения на 2007 - 2010 годы" (Советско-Гаванский, Амурский муниципальные районы);
"Основные направления по предупреждению распространения в районе заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека" (Советско-Гаванский, Николаевский, Амурский, Охотский, Комсомольский, Ульчский муниципальные районы);
"Программа развития муниципального здравоохранения района на 2008 - 2010 годы" (Вяземский, Нанайский, Ванинский, Хабаровский муниципальные районы);
"Программа переоснащения муниципальных учреждений здравоохранения медицинским оборудованием на 2007 - 2010 годы" (Амурский муниципальный район);
"Улучшение состояния материально-технической базы муниципальных учреждений здравоохранения на 2008 - 2010 годы" (г. Хабаровск, Охотский муниципальный район);
"Здоровое сердце", "Сахарный диабет" (г. Хабаровск) и другие.
В целях сохранения и обеспечения социальной защиты медицинских и фармацевтических работников приняты решения Собраний депутатов муниципальных районов края о мерах социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальной системы здравоохранения.
В г. Хабаровске с целью повышения уровня социальной защищенности для медицинских работников предусмотрено первоочередное выделение мест в муниципальных общежитиях, мест в детских дошкольных образовательных учреждениях.
С целью обеспечения гражданам муниципальных образований края гарантий оказания бесплатной медицинской помощи при направлении на обследование и лечение в краевые учреждения здравоохранения в муниципальных районах края приняты постановления, которыми регламентируется порядок оплаты проезда и определены категории нуждающихся в льготном проезде. В течение 2007 - 2008 годов осуществлялось погашение кредиторской задолженности прошлых лет по проезду больных на консультации и лечение в краевые специализированные лечебные учреждения здравоохранения. В большинстве районов края задолженность отсутствует. Однако сохраняется проблема задолженности по льготному проезду больных на консультации и лечение в Советско-Гаванском муниципальном районе, сумма задолженности составляет 1109 тыс. рублей. В Амурском районе задолженность на начало 2007 года составляла 625,6 тыс. рублей, на конец октября 2008 года снизилась до 84,4 тыс. рублей. В Аяно-Майском муниципальном районе задолженность по льготному проезду больных составляет 500,0 тыс. рублей, в районе имени Полины Осипенко - 350 тыс. рублей.
В рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" муниципальные учреждения здравоохранения получили 599 единиц (100 % от плана) диагностического оборудования (рентгенологического, ультразвукового, лабораторного и пр.) на общую сумму 370 млн. рублей, поступило 155 автомобилей скорой медицинской помощи, в том числе 5 реанимобилей, 2 гусеничных снегоболотохода, оснащенных медицинским оборудованием. Поступившее оборудование установлено и введено в эксплуатацию, не используется в работе частично из-за временного отсутствия специалистов в участковых больницах. Оборудование используется с достаточной степенью эффективности, что позволило увеличить доступность и качество медицинской помощи населению края. Для эффективной работы медицинского оборудования и техники производится ремонт помещений, медицинские работники прошли обучение и получили сертификаты. Выделяются средства местных бюджетов на софинансирование проекта для приобретения реактивов, расходных материалов, инструментария.
Выполнение указанных рекомендаций депутатских слушаний позволило:
1. Улучшить материально-техническую базу учреждений здравоохранения муниципальных образований, оснащение учреждений медицинским оборудованием и техникой.
2. Снизить задолженность муниципальных образований края по оплате проезда больных на консультации и лечение в краевые специализированные лечебные учреждения здравоохранения.
3. Обеспечить софинансирование за счет средств местных бюджетов краевых целевых программ в области здравоохранения.
4. Обеспечить принятие Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Хабаровского края бесплатной медицинской помощи на 2008 год до начала 2008 года (постановление Правительства Хабаровского края от 24.12.2007 N 246-пр).
5. В 2008 году проводилась поэтапная индексация стоимости материальных затрат в составе тарифа, что в свою очередь вносит качественные изменения в структуру тарифа на медицинские услуги. Доля расходов на медикаменты в общем объеме финансирования медицинских учреждений в 2008 году возросла до 20,3 процента.
6. Из краевого бюджета выделено дополнительно 15,8 млн. рублей для обеспечения лекарственными средствами отдельных категорий граждан края.
7. Усилить органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Хабаровского края контроль за реализацией прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи (указанные вопросы рассмотрены и по ним приняты решения на заседаниях Собраний депутатов, коллегий при главах муниципальных образований края).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.