Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
Солнечного муниципального района
от 15 августа 2012 г. N 106
Районная целевая программа
"Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами на территории Солнечного муниципального района на 2013 - 2016 годы"
Паспорт целевой программы
Наименование программы |
Районная целевая программа "Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами на территории Солнечного муниципального района на 2013 - 2016 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
- Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; - Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; - Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; - Положение об организации мероприятий по охране окружающей среды на территории Солнечного муниципального района, утвержденное решением Собранием депутатов Солнечного муниципального района от 24.09.2008 N 43 |
Заказчик программы |
Администрация Солнечного муниципального района |
Разработчик программы |
Сектор промышленности, природопользования и охраны окружающей среды администрации муниципального района |
Участники (исполнители) основных мероприятий Программы |
- Сектор промышленности, природопользования и охраны окружающей среды администрации Солнечного муниципального района; - сектор архитектуры и градостроительства администрации Солнечного муниципального района; - отдел по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района. |
Цель программы |
Предотвращение и ликвидация вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье населения и окружающую среду Солнечного муниципального района |
Задачи программы |
- Ликвидация несанкционированных свалок, рекультивация нарушенных земель на межселенных территориях муниципального района; - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; - размещение отходов на межпоселенческом полигоне соответствующем нормативным требованиям действующего законодательства - организация учета и контроля образования, движения и утилизации бытовых отходов, - снижение на территории поселений факторов риска заболевания населения от источников загрязнения бытовыми отходами |
Сроки реализации программы |
1 этап - 2013 год - определение месторасположения участка для полигона, подготовка исходных данных для проектирования, проектно-изыскательные работы; 2 этап - 2013-2014 годы - государственная экологическая экспертиза, проведение торгов на выбор технического заказчика и ген. Подрядчика, начало строительства; 3 этап - 2014-2016 годы - строительство межпоселенческого полигона ТБО. 2013-2016 годы - ликвидация несанкционированных свалок, рекультивация нарушенных земель на межселенных территориях муниципального района |
Объемы и источники финансирования программы |
Программа реализуется за счет средств краевого и местного бюджетов. Общий объем финансирования Программы на 2013 - 2016 годы составляет 93,38 млн. рублей, в том числе: 2013 год - 5,1 млн. рублей; 2014 год - 28,76 млн. рублей; 2015 год - 28,76 млн. рублей; 2016 год - 28,76 млн. рублей, в т.ч. 48,39 млн. руб. - местный бюджет, 42,99 млн. руб. - бюджет края. Объемы финансирования Программы из бюджета Солнечного муниципального района могут подлежать корректировке в соответствии с законодательством |
Целевые индикаторы |
- увеличение доли ТБО, размещаемых на полигоне, соответствующего нормативным требованиям действующего законодательства к 2016 году до 93%; - увеличение доли промышленных отходов, размещаемых на полигоне, соответствующего нормативным требованиям действующего законодательства к 2016 году до 9%; - увеличение доли ликвидированных несанкционированных свалок к 2016 году до 100%. |
Система контроля |
Контроль за ходом исполнения мероприятий Программы осуществляется сектором промышленности, природопользования и охраны администрации Солнечного муниципального района |
1. Анализ ситуации в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального района
Проблема экологической опасности от образования отходов остро стоит в Хабаровском крае. Это затрагивает все стадии обращения с отходами производства и потребления, начиная с их сбора и транспортировки и заканчивая подготовкой к использованию утильных компонентов и уничтожения или захоронения неиспользуемых фракций. Надо отметить, что на территории Хабаровского края только бытовых отходов образуется свыше 650 тыс. тонн. Из них только 5% отправляется на вторичное использование, при этом в основном только в крупных городах края Хабаровске и Комсомольске - на - Амуре.
Сложившаяся в муниципальном районе ситуация в области образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов ведет к опасному загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, значительному экологическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью жителей района.
На территории Солнечного муниципального района ежегодно образуется более 90 тыс. тонн отходов - это отходы горнодобывающего производства - 32 тыс. тонн, отходы лесной и деревоперерабатывающей промышленности - более 50 тыс. тонн, отходы золошлаков - 10 тыс. тонн, твердые бытовые отходы 7 тыс. тонн. Кроме этого образуется порядка 70 тонн отработанных автопокрышек и свыше 15 тонн отработанных аккумуляторов.
Все отходы в районе размещаются на 28-ми объектах размещения отходов, в том числе:
9 свалок заняты под твердые бытовые отходы, общей площадью 18 гектар; 6 свалок под золошлаковые отходы, площадью 13 гектар; 10 свалок под отходы коры и лесопиления, общей площадью 14 гектар.
Отходы горнодобывающей промышленности сосредоточены на 3-х хвостохранилищах, одно из которых действующее, общая площадь, занимаемая хвостохранилищами 145 га, с массой размещенных на них хвостов более 38 млн. тонн.
С повышением пошлин на экспорт круглого леса с 2008 года, на территории муниципального района остро встал вопрос утилизации отходов лесопиления. Сегодня в районе производится до 50% пиломатериалов выпускаемых в крае, т.е. приоритетная политика правительства края в части глубокой переработки древесины на территории района выполняется. На органы местного самоуправления легла вся тяжесть непосредственного обеспечения экологической безопасности при обращении с отходами лесопиления. В 2009 году производство пиломатериалов составило 155 тыс. кбм, отходов образовалось более 50 тыс. кбм, в 2010 году, при производстве 330 тыс. кбм. Пиломатериалов, образование отходов достигло 160 тыс. кбм. Краевое задание по производству пиломатериалов на 2011 увеличилось до 360 тыс. кбм, соответственно количество отходов достигло 150 тыс. кбм. (это только по предприятиям ОАО "Дальлеспрома").
В 2011 году из 150 тыс. кбм. Образовавшихся отходов лесопиления, вторично использовано порядка 55 тыс. кбм. Отходов, в том числе:
40 тыс. кбм технологической щепы отправлено на экспорт и порядка 11 тыс. кбм. Отходов использовано при сушке пиломатериала заводом ООО "Амур Форест";
1 тыс. кбм - отходов отправлено на Амурский ДОК предприятием ООО "Монолит";
1,3 тыс. кбм отходов - переработано заводом ООО "ТОП Брикет";
4 тыс. кбм. Отходов использовано предприятиями в производстве (работа сушильных камер, отопление гаражей, административных зданий и т.д.);
2 тыс. кбм отходов поставлено населению для отопления индивидуальных домов и приусадебных построек.
Соответственно все остальные отходы в объеме порядка 90 тыс. кбм размещаются в границах населенных пунктов на отведенных земельных участках.
Требованиям санитарных норм не соответствуют существующие санкционированные свалки бытовых отходов в поселениях муниципального района, фактически бытовые отходы, крупногабаритный и строительный мусор складируются на открытых площадках. Изоляция слоев мусора не производится, отсутствует ограждение, а въезд на свалки не охраняется.
В настоящее время в районе отсутствует корректная учетная политика в сфере обращения с отходами. Сбор и вывоз ТБО в большинстве населенных пунктов района не организован и отдан для решения самим жителям населенных пунктов. Результатом является отсутствие эффективного контроля за обращением с отходами на предприятиях, в населенных пунктах и в целом по району.
Таким образом, управление отходами в районе осуществляется на основе разрозненных мероприятий, главным образом в виде принятия административных мер к нарушителям допустившие загрязнение отходами земель и поселковых территорий.
Не во всех поселениях должным образом оформлены земельные участки под размещение твердых бытовых отходов (Хурмули, Дуки, Кондон, Эворон, Харпичан, Амгунь, Джамку). По сути, земельные участки, используемые под свалки ТБО без правоустанавливающих документов являются несанкционированными свалками. Учитывая протяженность Солнечного района, большие расстояния между населенными пунктами строительство одного полигона решит проблему размещения бытовых отходов только для поселений Солнечный, Горный, Лиан, Хурмули, ДСЗ. В остальных поселениях необходимо обустроить существующие свалки под временное накопление ТБО.
Основные проблемные вопросы связанные с предотвращением, выявлением и ликвидацией несанкционированных свалок твердых бытовых отходов:
1) низкий уровень экологической культуры населения;
2) отсутствие должного контроля, за соблюдением требований по работе с отходами, со стороны органов государственного контроля, неприменение в соответствии с действующим законодательством штрафных санкций к нарушителям (в т.ч. к предприятиям, у которых отсутствуют места под размещение отходов);
3) неспособность ряда муниципальных образований, в связи с дотационными бюджетами, самостоятельно решать вопросы по ликвидации несанкционированных свалок и приведению объектов размещения отходов в соответствие с установленными требованиями;
4) низкая эффективность работы на местах по вопросам благоустройства, по причине отсутствия у поселений полномочий по составлению административных протоколов по кодексу Хабаровского края об административных правонарушениях за нарушения требований правил благоустройства.
2. Основные цели и задачи, сроки реализации программы
Целью целевой программы "Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами на территории Солнечного муниципального района на 2013 - 2016 годы" на 2013 - 2016 годы является улучшение положения в сфере обращения с отходами на территории муниципального района путем создания эффективной и безопасной муниципальной системы управления отходами.
Достижение поставленной цели будет осуществляться путем решения следующих задач:
- ликвидация несанкционированных свалок, рекультивация нарушенных земель на межселенных территориях муниципального района;
- организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, размещение отходов на полигоне соответствующем нормативным требованиям действующего законодательства;
- организация контроля и учета образования, движения и утилизации бытовых отходов,
- снижение факторов риска заболеваний населения на территории поселений от источников загрязнения бытовыми отходами.
Реализация программы рассчитана на 2013 - 2016 годы в три этапа.
I этап - 2013 - 2014 годы "Первоочередные мероприятия" включает:
- определение месторасположения участка для полигона, подготовка исходных данных для проектирования, проектно-изыскательные работы, экспертиза проектной документации;
- реализацию первоочередных экологических мероприятий, направленных на вовлечение населения, общественных организаций, учреждений и предприятий в разработку экологических проектов и участие в них.
II этап - 2013 - 2015 годы "Реализация долгосрочных мероприятий" включает:
рекультивация и санация несанкционированных свалок;
строительство межпоселенческого полигона для утилизации отходов производства и потребления;
развитие системы экологического просвещения и пропаганды экологических знаний среди населения Солнечного муниципального района.
III этап - 2015 - 2016 годы "Полная реализация всех мероприятий" включает:
рекультивацию и возвращение в хозяйственный оборот земель, нарушенных в результате несанкционированного размещения отходов;
строительство и ввод в эксплуатацию межпоселенческого полигона для утилизации отходов производства и потребления, обеспечивающего возможность размещения отходов, образованные в поселениях:
1) р.п. Солнечный, р.п. Горный (общее количество жителей 15 803 чел.) -ежегодное размещением отходов до 3,2 тыс. тонн.
2) с. Хурмули, п. ДСЗ, п. Лиан (общее количество жителей 3323 чел.), ежегодное размещение отходов до 1 тыс. тонн.
Целевыми индикаторами Программы будут являться:
- доля ТБО, размещаемая на полигонах, соответствующих нормативным требованиям действующего законодательства;
- доля отходов производства, размещаемая на полигонах, соответствующих нормативным требованиям действующего законодательства;
- доля ликвидированных несанкционированных свалок, в т.ч. вновь образованных.
Этапы реализации программы разбиты по годам, которым соответствуют определенные значения целевых индикаторов и показателей эффективности, а именно:
доля ТБО, размещаемая на полигоне, соответствующих нормативным требованиям действующего законодательства, возрастет до 60% в 2016 году;
доля отходов производства размещаемых на полигоне, соответствующих нормативным требованиям действующего законодательства, возрастет до 0,05% в 2016 году;
доля ликвидированных несанкционированных свалок, возрастет до 100% в 2016 году.
Планируемое изменение показателей при реализации Программы приведено в таблице 1.
Таблица 1
Ожидаемые результаты реализации Программы
Наименование показателей результатов |
Фактическое значение показателя на момент разработки программы (2012 г) |
Значения показателя по годам |
Целевое значение показателя на момент окончания действия программы (2016) |
|||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|||
Количество твердых бытовых отходов, образующихся на территории района в год, тыс. тонн |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
4,2 |
Количество твердых бытовых отходов, утилизируемых на полигоне ТБО в год, тыс. тонн |
4,2 |
- |
- |
- |
4,2 |
4,2 |
Количество образующихся промышленных отходов в год, тыс. тонн |
90 |
90 |
90 |
90 |
90 |
85 |
Количество промышленных отходов утилизируемых на полигоне в год, тыс. тонн |
|
|
|
|
5 |
5 |
Количество несанкционированных свалок, ед.* |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
0 |
Количество полигонов для утилизации отходов, ед. |
- |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
*- количество ликвидированных несанкционированных свалок с учетом ежегодно вновь образуемых, в среднем по району.
В результате выполнения мероприятий Программы, рассчитанной на 4 года, планируется создать правовую, организационную, техническую и информационную базу для развития сферы обращения с отходами. Реализация Программы позволит:
- улучшить экологическую и санитарно-эпидемиологическую обстановку на территории муниципального района путем снижения уровней загрязнения почв отходами и содержащимися в них вредными веществами;
- создать и развить в районе производственную инфраструктуру для выполнения работ и услуг в сфере обращения с отходами;
- развить сеть объектов инженерной инфраструктуры, предназначенных для захоронения или длительного хранения отходов;
- создать дополнительные рабочие места, в том числе и для социально-незащищенных слоев населения;
- повысить уровень экологического сознания населения района.
3. Механизм реализации программы
Механизм реализации Программы базируется на принципах партнерства органов исполнительной власти Хабаровского края, органов администрации Солнечного муниципального района, администраций сельских поселений муниципального района, входящих в состав района и предприятий, осуществляющих деятельность на территории района, а также четкого разграничения полномочий и ответственности всех участников Программы.
Муниципальный заказчик Программы - администрация Солнечного муниципального района:
- обеспечивает реализацию Программы в соответствии с Планом мероприятий Программы;
- заключает государственные контракты (договоры, соглашения), связанные с реализацией Программы;
- в ходе реализации Программы обеспечивает координацию деятельности исполнителей, контроль за ходом реализации мероприятий и эффективным использованием средств;
- осуществляет проведение мониторинга реализации Программы.
Текущее управление и контроль за реализацией Программы осуществляется заказчиком Программы.
Заказчик Программы в соответствии с установленным порядком:
- разрабатывает и принимает в пределах своих полномочий правовые акты, необходимые для выполнения Программы;
- ежегодно при необходимости уточняет целевые индикаторы и показатели, затраты по мероприятиям Программы, механизм ее реализации, состав участников Программы;
- подготавливает с учетом хода реализации Программы в текущем году предложения по изменению объемов и направлению расходов по Программе на очередной финансовый год и плановый период, сроков ее реализации либо прекращении ее реализации (при необходимости);
- представляет ежеквартально информацию об исполнении Программы;
- представляет ежегодно доклад о ходе реализации Программы, информацию об оценке эффективности и отчет об исполнении Программы.
Исполнители Программы в рамках реализацией соответствующих мероприятий Программы:
- подготавливают предложения по уточнению мероприятий Программы;
- представляют ежеквартально информацию об исполнении мероприятий Программы;
- представляют ежегодно доклад о ходе реализации мероприятий Программы и отчет об исполнении мероприятий Программы.
При выполнении мероприятий Программы (приложение 1) -
1) сектором промышленности, природопользования и охраны окружающей среды администрации Солнечного муниципального района организовывается работа (п. 4.1.) по ликвидации несанкционированных свалок и рекультивации нарушенных земель;
2) сектором муниципального заказа администрации муниципального района при содействии сектора промышленности, природопользования и охраны окружающей среды администрации Солнечного муниципального района и сектора архитектуры и градостроительства администрации Солнечного муниципального района в части:
- п. 4 - обеспечение размещения муниципальных заказов на выполнение проектно изыскательных работ, на оказание услуг технического заказчика, на выбор генерального подрядчика на строительство объекта "Межпоселенческий полигон для утилизации твердых бытовых и промышленных отходов", в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
3) отделом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района обеспечивает выбор земельного участка под строительство полигона, выполнение кадастровых работ, оформляется имущественное право на введенный в эксплуатацию объект.
Финансовое обеспечение реализации программы осуществляется за счет средств краевого и местного бюджетов в порядке софинансирования.
Объемы финансирования подлежат ежегодной корректировке при формировании и утверждении бюджета Солнечного муниципального района на соответствующий год.
Главным распорядителем средств краевого и районного бюджетов является финансовое управление администрации муниципального района.
Субсидии из краевого бюджета предоставляются в соответствии с соглашением заключенным между правительством Хабаровского края и администрацией Солнечного муниципального района.
Расходование и учет бюджетных средств осуществляется в соответствии с порядком исполнения районного бюджета по расходам, утвержденным распоряжением главы муниципального района.
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Программа реализуется:
- в части проведения проектно-изыскательных работ и проведения государственной экологической экспертизы за счет средств местного бюджета, в том числе за счет средств поступивших в бюджет района от платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- в части обеспечения мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок и рекультивации нарушенных земель за счет средств местного бюджета, в т.ч. за счет средств запланированных в бюджете на природоохранные мероприятия;
- в части строительства и ввода в эксплуатацию межпоселенческого полигона для утилизации ТБО и промышленных отходов за счет средств краевого и местного бюджетов.
Общий объем финансирования Программы на 2013 - 2016 годы составит 91,38 млн. рублей, в том числе:
2013 год - 5,1 млн. рублей; 2014 год - 28,76 млн. рублей; 2015 год - 28,76 млн. рублей;
2016 год - 28,76 млн. рублей
Объемы финансирования Программы из бюджета Солнечного муниципального района могут подлежать корректировке в соответствии с законодательством.
Таблица 2
Необходимые источники и объемы финансирования мероприятий Программы
Источники финансирования |
Всего, млн. руб. |
Объемы финансирования по годам в ценах текущих лет, млн. рублей |
|||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
||
Краевой бюджет |
42,99 |
|
14,33 |
14,33 |
14,33 |
Бюджет Солнечного муниципального района |
48,39 |
5,1 |
14,43 |
14,43 |
14,43 |
Итого |
91,38 |
5,1 |
28,76 |
28,76 |
28,76 |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края от 15 августа 2012 г. N 106 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.