Постановление Правительства Хабаровского края
от 8 мая 2009 г. N 159-пр
"Об утверждении краевой целевой программы содействия занятости населения
Хабаровского края на 2009 - 2011 годы"
24 июля, 27 октября 2009 г., 27 апреля 2010 г., 3 марта, 4 августа, 30 декабря 2011 г.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 17 октября 2012 г. N 372-пр настоящее постановление признано утратившим силу
В соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", а также в целях социальной поддержки безработных и минимизации роста безработицы в Хабаровском крае Правительство края постановляет:
1. Утвердить прилагаемую краевую целевую программу содействия занятости населения Хабаровского края на 2009 - 2011 годы (далее - Программа).
Постановлением Правительства Хабаровского края от 4 августа 2011 г. N 251-пр в пункт 2 настоящего постановления внесены изменения
2. Комитету по труду и занятости населения Правительства края (Воробьева Т.А.) осуществлять в установленном порядке:
- мониторинг реализации Программы, корректировку прогноза рынка труда и финансовых затрат;
- ежеквартальное представление в министерство финансов края, министерство экономического развития и внешних связей края информации о ходе реализации Программы.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на и.о. первого заместителя Председателя Правительства края по экономическим вопросам Апанасенко Г.В.
Губернатор, Председатель |
В.И. Шпорт |
Краевая целевая программа
содействия занятости населения Хабаровского края на 2009 - 2011 годы
(утв. постановлением Правительства Хабаровского края от 8 мая 2009 г. N 159-пр)
24 июля, 27 октября 2009 г., 27 апреля 2010 г., 3 марта, 4 августа, 30 декабря 2011 г.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 30 декабря 2011 г. N 457-пр в Паспорт настоящий Программы внесены изменения
Паспорт
краевой целевой программы содействия занятости населения Хабаровского края
на 2009 - 2011 годы
Наименование Программы |
- |
краевая целевая программа содействия занятости населения Хабаровского края на 2009 - 2011 годы (далее- Программа) |
Основание для разработки Программы |
- |
подпункт 4 пункта 1 статьи 7.1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" |
Государственный заказчик координатор Программы |
- |
комитет по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края |
Основной разработчик Программы |
- |
комитет по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края |
Сроки и этапы реализации Программы |
- |
2009 - 2011 годы, в три этапа: I этап - 2009 год II этап - 2010 год III этап - 2011 год |
Цель Программы |
- |
содействие продуктивной занятости населения |
Задачи Программы |
- |
развитие качества рабочей силы и повышение конкурентоспособности граждан на рынке труда; содействие трудоустройству, развитие территориальной мобильности населения; социальная поддержка безработных; информатизация службы занятости |
Основные целевые индикаторы и показатели эффективности реализации Программы |
- |
индикаторы первой группы: - численность безработных; - уровень безработицы; - напряженность на рынке труда; индикатор второй группы - численность участников мероприятий |
Основные мероприятия Программы |
- |
профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан; профессиональная ориентация, психологическая поддержка; социальная адаптация безработных граждан; организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест; информирование о положении на рынке труда; организация общественных работ; организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы; организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет; оказание содействия самозанятости населения; организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые; социальная поддержка безработных граждан |
Объемы и источники финансирования Программы |
- |
источник финансирования Программы - субвенции бюджету Хабаровского края на осуществление полномочий по реализации государственной политики занятости населения 2009-2011 годы - 2 716 375,5 тыс. рублей, в том числе: 2009 год - 898 682,8 тыс. рублей, 2010 год - 1 009 169,9 тыс. рублей, 2011 год - 808 522,8 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- |
сдерживание роста регистрируемой безработицы на уровне 4 процентов (в среднегодовом исчислении) |
Система организации контроля за исполнением Программы |
- |
Правительство Хабаровского края, Федеральная служба по труду и занятости |
1. Содержание проблемы
В 2006 - 2007 годах и на протяжении 2008 года в Хабаровском крае (далее - край) сохранялась положительная динамика основных общеэкономических показателей развития края, отсутствовала угроза массовых высвобождений.
В прошедший период наблюдался рост по большинству видов экономической деятельности, улучшилось финансовое состояние предприятий, а также обеспечена положительная динамика показателей уровня и качества жизни населения. Денежные доходы в среднем на душу населения в месяц составили в январе - декабре 2008 г. 16 658,4 рубля, или 114,3 процента к уровню 2007 года. Начисленная номинальная среднемесячная заработная плата в расчете на одного работника составила 19 951 рубль, или 125,1 процента к уровню 2007 года. Прожиточный минимум (в среднем на душу населения в месяц) составил 6,7 тыс. рублей.
Структурная перестройка экономики, повышение потребительского спроса обусловили в 2007 - 2008 годах повышение спроса на труд, снижение уровня безработицы в крае. Но начавшийся к осени 2008 года кризис финансово-экономической сферы уже к началу 2009 года привел к устойчивому росту численности безработных. Если на 01 ноября 2008 г. в крае было зарегистрировано 18,5 тыс. безработных, то на 01 января 2009 г. - уже 22,3 тыс. безработных, и рост численности безработных продолжился в 2009 году. По состоянию на 29 апреля 2009 г. рост численности безработных по сравнению с началом года составил 51 процент.
Если в 2006 - 2008 годах в экономике края отсутствовала угроза массовых увольнений, а процессы высвобождения были связаны с реорганизацией или оптимизацией численности работников, то в январе - марте 2009 г. отмечен рост числа увольнений работников по причине сокращения объемов производства.
Влияние финансово-экономического кризиса на рынок труда выразилось не только в высвобождении излишних работников, но и в использовании работодателями административных отпусков без сохранения заработной платы, сокращении рабочей недели, простоях, задержке выплаты заработной платы. Это привело к росту числа увольнений по собственному желанию по причине неперезаключения срочных трудовых договоров, сокращения штата, что также повлияло на снижение числа вакансий.
В 2009-2011 годах на объемы рынка труда будут влиять последствия финансово-экономического кризиса, прежде всего, вызывающие рост территориальной и профессиональной мобильности рабочей силы. В свою очередь, это будет создавать повышенную потребность в трудоустройстве, услугах по обучению и опережающему обучению, переподготовке, повышению квалификации, социальной поддержке в период безработицы (приложение N 1 к настоящей Программе).
В прогнозируемый период в крае будут решаться следующие задачи:
- сохранение и создание рабочих мест на основе реализации антикризисных мер в сфере экономики, принятых Правительством края, а также реализации дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда, предусматривающих поддержку занятости населения, снижение угрозы массового высвобождения;
- развитие системы социального партнерства;
- развитие информационных ресурсов службы занятости, в том числе обеспечивающих прямой доступ пользователей к ним;
- формирование и поддержка единой общероссийской базы данных о работниках и рабочих местах для создания условий, содействующих свободному переливу рабочей силы;
- проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения; осуществление контроля над привлечением и использованием иностранной рабочей силы, противодействие нелегальной миграции иностранной рабочей силы.
К современным проблемам в сфере занятости и на рынке труда края также относятся:
- снижение реальных доходов отдельных категорий населения, вызванное влиянием финансово-экономического кризиса, а также инфляции, будет выталкивать людей к выходу на рынок труда в поисках более доходного рабочего места, дополнительного заработка;
- территориальная разобщенность свободных рабочих мест и свободной рабочей силы существенно повлияет на ситуацию на локальных рынках труда. Более 60 процентов спроса на рабочую силу, как правило, заявляют работодатели в городах Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, тогда как основная доля предложения рабочей силы отмечается в целом на локальных (разобщенных, не связанных между собой) рынках труда малых городов и сельской местности края. Это обстоятельство отражается на значительном превышении предложения рабочей силы над спросом в отдельных муниципальных образованиях;
- низкая конкурентоспособность на рынке труда отдельных категорий граждан (молодежи, впервые вступающей в трудовые отношения; женщин, имеющих малолетних детей; инвалидов; граждан, освобожденных из учреждений исполнения наказаний; длительно (более одного года) не работавших граждан, а также граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины).
2. Обоснование необходимости использования
программно-целевого метода
Программно-целевой метод позволяет осуществлять комплексный подход к решению проблемы, распределять полномочия и ответственность, планировать расходы на осуществление программных мероприятий и проводить мониторинг результатов реализации Программы.
Способом ограничения рисков будет являться ежегодная корректировка программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутых результатов, а также изменения положения на рынке труда в условиях влияния финансово-экономического кризиса.
3. Цели и задачи, сроки реализации, целевые индикаторы и показатели
эффективности реализации Программы
Цели и задачи Программы определены исходя из проблем в сфере занятости населения и на рынке труда края с учетом основных направлений государственной политики в области содействия занятости населения, отраженных в Концепции действий на рынке труда на 2008 - 2010 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2008 г. N 1193-р.
Программа нацелена на содействие продуктивной занятости населения края, смягчение последствий влияния финансово-экономического кризиса на рынок труда (приложение N 2 к настоящей Программе).
Постановлением Правительства Хабаровского края от 27 апреля 2010 г. N 108-пр в подраздел 3.1 раздела 3 настоящей Программы внесены изменения
3.1. Развитие качества рабочей силы и развитие системы
профессионального обучения
В 2009 - 2011 годах организация профессионального обучения безработных граждан будет направлена на дальнейшее сближение профессионально-квалификационной структуры рабочей силы с потребностями рынка труда. Действия органов службы занятости обеспечат:
содействие работодателям в:
- организации опережающего обучения сокращаемых работников путем проведения групповых и индивидуальных консультаций с работниками по вопросам, связанным с их обучением и последующим трудоустройством;
- информировании сокращаемых работников, нуждающихся в профессиональном обучении, о выборе профессий и специальностей, видов и форм обучения, места учебы;
- предоставлении на договорной основе профориентационных услуг, учебно-программной документации, современных эффективных технологий и методик обучения;
- развитии системы внутрифирменной подготовки в крае через организацию профессиональной подготовки безработных граждан на базе промышленных предприятий, испытывающих устойчивый дефицит квалифицированных рабочих кадров,
а также:
- приоритетность профессионального обучения безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске подходящей работы (молодежи; инвалидов; граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; одиноких и многодетных родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста, детей-инвалидов; молодых матерей);
- содействие безработной молодежи, не имеющей профессии (специальности), в получении профессионального образования, прежде всего, в учебных заведениях начального профессионального образования;
- обучение основам предпринимательства в целях содействия самозанятости и предпринимательской инициативы безработных граждан и незанятого населения;
- повышение квалификации безработных выпускников учебных заведений системы начального профессионального образования по профессиям приоритетных отраслей экономики края (промышленность, строительство, энергетика, транспорт и сельское хозяйство) для повышения их конкурентоспособности на рынке труда;
- проведение конкурсного отбора образовательных учреждений всех уровней для повышения качества обучения безработных граждан;
- оптимизацию сроков и стоимости обучения;
- информирование населения по вопросам профессионального обучения;
- эффективное использование средств федерального бюджета, предназначенных для профессионального обучения безработных граждан, привлечение средств работодателей и других источников финансирования.
В 2009 - 2011 годах предполагается направить на профессиональное обучение и переобучение около 20 тыс. безработных граждан.
Развитие системы профессиональной ориентации граждан и психологической
поддержки граждан
Растущий среди экономически активного населения интерес к профориентационным услугам вызывает необходимость дальнейшего совершенствования системы профориентации в крае. В этих целях в 2009 - 2011 годах получат дальнейшее развитие направления:
при работе с молодежью:
- профинформирование молодежи о возможностях обучения, переобучения и повышения квалификации; организация и проведение ярмарок учебных мест, издание информационно-справочных материалов, обеспечение справочными материалами учебных заведений, организаций края, занимающихся профориентационной работой с молодежью;
- апробация, внедрение и адаптация современных технологий профконсультирования и психологической поддержки молодежи;
- содействие трудоустройству и социальной адаптации выпускников учебных заведений профессионального образования путем организационно-методического обеспечения информационных центров учебных заведений профессионального образования, включения в программы обучения спецкурса "Введение в рыночную экономику: технология поиска работы", организации и проведения презентаций выпускников;
- развитие форм и методов профориентационной работы с несовершеннолетней молодежью, не имеющей основного общего образования, и молодежью "группы риска";
- оказание методической помощи специалистам учебных заведений в проведении профориентационной работы с молодежью;
при работе с инвалидами:
- совершенствование системы консультирования инвалидов в целях повышения эффективности их профессиональной реабилитации;
- профориентационная работа с молодыми инвалидами - выпускниками школ и специальных учебных заведений по определению их профессиональной направленности;
- привлечение инвалидов к программам социальной адаптации;
- психподдержка безработных инвалидов в целях формирования положительной трудовой мотивации;
при работе с военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы:
- превентивная профориентационная работа с военнослужащими, подлежащими увольнению с военной службы;
- переориентация, социальная адаптация и профессиональная реабилитация граждан, уволенных с военной службы.
Развитие и совершенствование профориентационного сопровождения профессионального обучения безработных граждан будет проходить по направлениям:
- профессиональное консультирование, профотбор перед направлением на обучение;
- введение в программу обучения безработных курса занятий "Профессиональная и социальная адаптация";
- оказание содействия трудоустройству безработных, прошедших профессиональную подготовку, путем организации проведения презентаций, гарантированных собеседований с работодателем и других мероприятий.
В целях повышения эффективности функционирования и дальнейшего развития краевой системы профессиональной ориентации и психологической поддержки в 2009 - 2011 годах предусмотрено:
- расширение взаимодействия между органами государственной службы занятости населения с иными государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, другими заинтересованными организациями по вопросам решения проблем профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и адаптации населения к рынку труда, их финансового обеспечения;
- обеспечение преемственности и последовательности в организации системной работы по оказанию профориентационных услуг различным категориям населения;
- расширение спектра, объемов и качества профориентационных услуг;
- обобщение и распространение опыта по профориентации и психологической поддержке молодежи;
- расширение сферы оказываемых профориентационных услуг;
- организация мониторинга результативности профориентационных услуг и психологической поддержки безработных.
В 2009 - 2011 годах ожидается, что профориентационными услугами воспользуется более 100 тыс. человек.
Организация профессионального обучения безработных женщин,
имеющих детей в возрасте до трех лет
Организация профессионального обучения безработных женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, в 2009 - 2011 годах позволит им:
- сохранить профессиональные навыки и мотивацию к профессиональной деятельности;
- повысить свою конкурентоспособность на рынке труда;
- трудоустроиться и получить социальные гарантии;
- обеспечить финансовую стабильность семьи.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 30 декабря 2011 г. N 457-пр в подраздел 3.2 раздела 3 настоящей Программы внесены изменения
3.2. Содействие трудоустройству населения
Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест
Ярмарки вакансий и учебных рабочих мест дают возможность безработным и ищущим работу гражданам:
- решить вопрос трудоустройства при непосредственной встрече с руководителями кадровых служб, получить информацию, помещенную в банк вакансий;
- получить информацию о профессиональном обучении по новой специальности, а также консультацию юриста и психолога;
- определиться в выборе новой профессии, сфере деятельности, наиболее рациональном применении своих способностей и возможностей.
В 2009 - 2011 годах останутся популярными такие направления работы службы занятости, как проведение совместно с работодателями Дней предприятий, Дней открытых дверей, Дней службы занятости, мини-ярмарок и межрайонных ярмарок вакансий. Будет продолжена практика проведения специализированных, отраслевых и профессиональных ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.
В период действия Программы планируется проведение 250 ярмарок вакансий и учебных рабочих мест ежегодно.
Информирование населения и работодателей о положении на рынке труда
В соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", требованиями административного регламента по информированию о положении на рынке труда одной из основных задач на 2009 - 2011 годы будет являться реализация мер:
- проведение мониторинга состояния краевого и локальных рынков труда с последующим изданием экспресс-информаций и обзоров, информационных бюллетеней, информационно-аналитических изданий краевых государственных учреждений центров занятости населения (далее - КГУ ЦЗН) "Вакансия" (КГУ ЦЗН города Хабаровска) и "На бирже труда" (КГУ ЦЗН города Комсомольска-на-Амуре);
- издание информационных материалов (брошюр, буклетов, альбомов, памяток);
- использование средств телефонной связи, информационных киосков;
- размещение информации о положении на рынке труда в Хабаровском крае, трудовых правах и гарантиях работников в сети Интернет ("горячая" страничка вакансий на сайте администрации г. Комсомольска-на-Амуре, сайт КГУ ЦЗН города Хабаровска, сайт комитета по труду и занятости населения Правительства края, сайт Роструда "Работа в России"), в средствах массовой информации краевого и муниципального уровней.
Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда
Для преодоления безработными гражданами психологических последствий безработицы в 2009 - 2011 годах будет осуществляться реализация государственной услуги по социальной адаптации, которая направлена на повышение мотивации к самостоятельному поиску работы, формирование позитивного отношения к возможности трудоустройства, адаптивной модели поведения в условиях рынка труда.
Программы социальной адаптации разработаны по категориям участников (для молодежи; женщин; инвалидов; лиц, освободившихся из учреждений, исполняющих наказания) и включают занятия по технологии активного поиска работы, самопрезентации, обучению навыкам делового общения, приемам психологической защиты, выбору рациональных способов реагирования в конфликтной ситуации, формирования стратегии успешного социального поведения.
Организация общественных работ
Одним из приоритетных направлений содействия занятости населения является временное трудоустройство граждан в первую очередь на общественные работы. Цель привлечения безработных граждан к общественным работам состоит в оказании материальной поддержки, сохранении мотивации к труду у длительно безработных граждан, приобретении трудовых навыков у молодежи, начинающей трудовую деятельность. В сельской местности края проведение общественных работ становится безусловной необходимостью для организации временной занятости длительно неработающих граждан.
Для реализации намеченной цели в 2009 - 2011 годах предполагается:
- координация действий органов государственной службы занятости населения с иными государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями и работодателями по вопросам организации и проведения общественных работ, их финансового обеспечения;
- повышение престижности общественных работ за счет организации отдельных видов работ интеллектуального характера в целях расширения возможностей привлечения к общественным работам безработных, имеющих профессии служащих, высшее профессиональное образование, городских жителей;
- развитие информирования незанятого населения о планируемых мерах по организации общественных работ;
- увеличение объемов и расширение видов общественных работ в первую очередь по благоустройству населенных пунктов края, на социально значимых объектах, а также на предприятиях сельского хозяйства и в других отраслях экономики.
В 2009 - 2011 годах к участию в общественных работах будут ежегодно привлекаться до 7,5 тыс. безработных граждан.
Организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы
Одними из основных направлений государственной политики в области занятости населения являются обеспечение социальной защиты, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы. К таким категориям граждан, вышедшим на рынок труда в поисках работы, относятся: инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы; несовершеннолетние граждане в возрасте от 16 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые.
Основными направлениями деятельности службы занятости в содействии обеспечения занятости безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в 2009 - 2011 годах будут являться:
- информирование граждан о положении на рынке труда;
- предоставление сведений о свободных рабочих местах, предприятиях и организациях, их заявивших;
- организация временного трудоустройства с материальной поддержкой за счет субвенций бюджету Хабаровского края на осуществление полномочий по реализации государственной политики занятости населения.
Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан
в возрасте от 14 до 18 лет
В целях адаптации подростков к условиям рынка труда, профилактики правонарушений, снижения уровня преступности среди несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, направления их активности на общественно значимые цели и задачи органами службы занятости будут реализованы мероприятия по организации временных рабочих мест в летний период и свободное от учебы время.
В целях обеспечения временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в предстоящий период планируется:
- консолидировать усилия органов государственной службы занятости населения с иными государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями и работодателями при организации и финансировании мероприятий по временному трудоустройству несовершеннолетних граждан;
- проводить мониторинг занятости несовершеннолетних граждан в целях оптимизации организации временной занятости подростков в период летних каникул;
- оказывать организационную поддержку и методическое обеспечение деятельности молодежных бирж труда;
- проводить территориальные молодежные ярмарки вакансий и учебных рабочих мест, встречи с работодателями, обеспечить расширение видов работ;
- использовать учебно-техническую базу учреждений профессионального образования для создания временных рабочих мест.
Приоритетными направлениями при организации временной занятости подростков будут:
в сельской местности - благоустройство и санитарная очистка территории населенных пунктов; ремонтные работы в школах; подготовка детских лагерей и школьных площадок к летнему отдыху; работы по реставрации книг в библиотеках; озеленение территории и уход за саженцами;
в городах края - слесарные, токарные, столярные и швейные работы в пришкольных производственных мастерских; подготовка школ к новому учебному году; работы в отряде по благоустройству и поддержанию порядка на площадях городов края; выезды концертных бригад для выступления перед ветеранами, воспитанниками детских домов; оказание шефской помощи домам ветеранов и инвалидов.
Будет продолжена работа по оказанию социальной адресной помощи ветеранам и участникам Великой Отечественной войны, труженикам тыла в городах и районах края. Подростки будут осуществлять помощь престарелым гражданам на дому (колка дров, мытье полов, прополка огорода), ухаживать за детьми в детских домах и домах ребенка, будут заняты на благоустройстве и озеленении территории вокруг памятников и мемориалов, захоронений участников военных действий.
В целях реализации краевых мероприятий по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков будет организовано в первоочередном порядке трудоустройство на временные рабочие места детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подростков из малообеспеченных семей, семей безработных, одиноких и многодетных родителей, а также безнадзорных, беспризорных детей и несовершеннолетних, состоящих на учете в Управлении внутренних дел по Хабаровскому краю.
В 2009 - 2011 годах будет организована временная занятость около 29 тыс. несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.
Организация временного трудоустройства безработных граждан
в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего
профессионального образования, ищущих работу впервые
Основной задачей содействия трудоустройству безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, является их приобщение к труду, получение профессиональных навыков, адаптация к трудовой деятельности.
Оказание содействия самозанятости безработным гражданам
В целях расширения возможностей обеспечения занятости населения в 2009 - 2011 годах будут осуществляться мероприятия по содействию в организации предпринимательской деятельности безработных граждан, развитию предпринимательской инициативы, оказанию помощи гражданам, желающим открыть собственное дело.
В качестве основных мероприятий по содействию гражданам в организации предпринимательской деятельности предусмотрено:
- консультирование и профессиональная ориентация безработных граждан в целях определения возможностей их эффективной деятельности в качестве предпринимателя;
- информирование граждан о возможностях занятия предпринимательской деятельностью, включая ознакомление с законодательством, предоставление информации об организациях, занимающихся вопросами предпринимательства;
- информирование о возможностях и условиях обучения основам малого бизнеса и профессиям, наиболее востребованным при организации предпринимательской деятельности;
- подготовка и издание справочно-информационных и рекламных материалов по организации самозанятости, изготовление наглядной информации, приобретение учебных пособий;
- взаимодействие с организациями, оказывающими услуги населению в организации предпринимательской деятельности (социально-деловые центры);
- оказание финансовой помощи безработным гражданам.
Оказание финансовой помощи будет проводиться по направлениям:
- подготовка документов, предоставляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- оплата государственной пошлины;
- оплата нотариальных действий и услуг правового и технического характера;
- приобретение бланочной документации, изготовление печатей, штампов.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 24 июля 2009 г. N 217-пр в подраздел 3.3 раздела 3 настоящей Программы внесены изменения
3.3. Социальная поддержка безработных граждан
Социальная поддержка безработных граждан в 2009 - 2011 годах будет проводиться по направлениям:
- выплата пособий по безработице;
- выплата безработным гражданам стипендии в период их профессиональной подготовки и повышения квалификации;
- оказание материальной помощи безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты;
- предоставление в соответствии с действующим законодательством возможности досрочного выхода на пенсию безработным гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо с сокращением численности или штата работников организации, при невозможности их трудоустройства.
3.4. Вопросы трудовой миграции
Внутренняя трудовая миграция. Сельскохозяйственное переселение граждан
Отсутствие свободного жилищного фонда в крае, внутрипроизводственные проблемы предприятий агропромышленного комплекса объективно влияют на решение проблемы организации сельскохозяйственного переселения семей в край - на предстоящий период эта мера не планируется. Вместе с тем в 2009 - 2011 годах предусматривается работа с обратившимся населением из других регионов России в целях содействия им в трудоустройстве и переселении в сельскую местность края.
Трудоустройство с переездом в другую местность (вахтовый метод, сезонные работы)
В 2009 - 2011 годах сохранится отток населения из края. В основном это будет население трудоспособных возрастов, особенно из сельской местности и приграничных районов.
Продолжится миграционный отток из северных районов края, обусловленный социально-экономическим положением этих районов, а также государственной политикой, проводимой в настоящее время по отношению к жителям северных и приравненных к ним районов страны.
Безработным гражданам, желающим выехать за пределы края, будет предоставлена информация сайта "Работа в России". Информация о возможностях трудоустройства в других регионах России будет публиковаться в периодических изданиях службы занятости, размещаться на информационных стендах КГУ ЦЗН.
В 2009 - 2011 годах будет продолжено взаимодействие по вопросам трудоустройства с другими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, отдельными предприятиями и частными предпринимателями в субъектах Дальневосточного федерального округа и других субъектах Российской Федерации.
Внешняя трудовая миграция
В 2009 - 2011 годах основными задачами в вопросах привлечения иностранной рабочей силы на территорию края в пределах установленной квоты будут являться:
- защита национального рынка труда;
- удовлетворение потребностей отраслей экономики края в рабочей силе;
- реализация инвестиционных проектов, в том числе с участием иностранного капитала, а также внедрение передовых зарубежных технологий;
- соблюдение условий для привлечения в Российскую Федерацию иностранных работников на легальной основе; легализация незаконной трудовой миграции в край;
- реализация международных соглашений, предусматривающих привлечение в Российскую Федерацию квалифицированных трудовых ресурсов.
Лидирующее место по отраслям, где используется труд иностранных работников, будет занимать строительство промышленных и социально-бытовых объектов, а также лесозаготовительная и лесоперерабатывающая промышленность, торговля и общественное питание.
Сохранится сложившаяся ранее система привлечения и использования иностранных граждан из стран Содружества Независимых Государств, КНР, КНДР, Вьетнама и Республики Корея на сезонные работы.
3.5. Проблемы сельской занятости
Основными факторами, влияющими на трудоустройство граждан, проживающих в сельской местности, в 2009 - 2011 годах будут являться в основном проблемы локальных рынков труда:
- недостаточное количество вакансий при значительной численности безработных;
- низкий уровень заработной платы на предприятиях, расположенных в сельской местности;
- временный, сезонный характер большинства открываемых вакансий и их недостаточное количество;
- профессионально-квалификационное и территориальное несоответствие безработных и освобождающихся вакансий для специалистов;
- внутрипроизводственные проблемы предприятий, расположенных в сельской местности или использующих труд сельских жителей в филиалах (невыплата заработной платы, отсутствие жилья для привлечения специалистов и так далее);
- сокращение из предприятий и организаций отдельных групп работников без гарантий переобучения и нового трудоустройства.
В 2009 - 2011 годах преимущественной формой сохранения занятости, поддержки доходов граждан на селе будет являться временное трудоустройство безработных, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы; организация общественных работ. Также для сельских безработных будет оказано содействие в организации предпринимательской деятельности, в профориентации и переобучении по профессиям, востребованным на локальных рынках труда, будут организованы ярмарки вакансий.
Большое внимание будет уделено информационно-разъяснительной работе среди безработных и ищущих работу граждан.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 4 августа 2011 г. N 251-пр подраздел 3.6 раздела 3 настоящей Программы изложен в новой редакции
3.6. Развитие структуры службы занятости
В 2009 - 2011 годах незанятое население края будет обслуживаться в действующих в настоящее время 16 КГУ ЦЗН, расположенных в городах: Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Николаевске-на-Амуре (филиалы центра расположены в Аяно-Майском и Тугуро-Чумиканском районах), Амурске, Бикине, Вяземском, Советская Гавань, а также в муниципальных районах: Ванинском, Верхнебуреинском, Комсомольском, имени Лазо, Нанайском, Охотском, Солнечном (филиал центра расположен в районе имени Полины Осипенко), Ульчском, Хабаровском.
3.7. Внедрение информационных технологий
Основной целью в области развития информационной системы и информационных технологий в 2009 - 2011 годах является обеспечение безотказной работы Единого программно-технологического комплекса "Катарсис" (далее - ЕПТК) в КГУ ЦЗН, а также обеспечение устойчивой телекоммуникационной связи, защиты персональных данных.
Эксплуатация ЕПТК "Катарсис", внедренного в 2007 году в крае, позволила создать технологию взаимодействия специалистов подразделений КГУ ЦЗН, что наряду с внедрением программного комплекса "Мониторинг рынка труда" позволило получать аналитические и статистические отчеты из баз данных КГУ ЦЗН. Также программный комплекс позволяет контролировать принимаемые специалистами КГУ ЦЗН решения при обращении граждан, что расширяет возможности оперативного получения информации по учету безработных и заявок работодателей, начисления пособий и стипендий, психологической поддержки, переобучения, социальной адаптации в рамках внедренных административных регламентов.
Устойчивая телекоммуникационная связь на высокоскоростных каналах связи со всеми районными КГУ ЦЗН, включая и очень отдаленные северные районы (Охотский, Аяно-Майский, Тугуро-Чумиканский, имени Полины Осипенко, Ульчский), позволит обеспечивать в 2009 - 2011 годах сопровождение ЕПТК "Катарсис" в системе электронной почты сети Интернет, а в дальнейшем использовать программные комплексы для работы с удаленными базами данных.
В условиях возросшего объема оказываемых услуг эксплуатация ЕПТК "Катарсис" позволит в предстоящем периоде сократить время обслуживания обратившихся граждан, оперативно организовывать выборку различной информации, организовать мониторинг как локальных, так и краевого рынков труда.
Основные направления в области информатизации в 2009 - 2011 годах:
- эксплуатация программного комплекса ЕПТК "Катарсис", его сопровождение;
- защита персональных данных в процессе эксплуатации автоматизированной системы формирования и ведения регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения;
- сопровождение пакетов прикладных программ "Система электронного документооборота", "Консультант Плюс", "Контроль за исполнением входящей и исходящей документации";
- эксплуатация программного продукта "Мониторинг рынка труда".
По плану развития информационных технологий развитие информационной системы предусматривается в пяти направлениях:
1) техническое оснащение:
- дооснащение технической базы КГУ ЦЗН современными серверами (замена морально устаревших серверов);
- приобретение межсетевых экранов для защиты от несанкционированного доступа к конфиденциальной информации со стороны сети Интернет;
- приобретение аппаратно-программного комплекса для защиты персональных данных в процессе эксплуатации автоматизированной информационной системы "Регистры получателей услуг в сфере занятости населения" и при их передаче по каналам связи.
2) программное обеспечение:
- сопровождение ЕПТК "Катарсис";
- установка программного комплекса "Мониторинг рынка труда" в КГУ ЦЗН города Комсомольска-на-Амуре и города Хабаровска;
- приобретение лицензионных программных продуктов, антивирусных программ;
- формирование регионального сегмента получателей государственных услуг, внедрение информационной системы "Регистры получателей госуслуг в сфере занятости населения";
- совершенствование работы с органами налоговой инспекции, Федерального казначейства, Сберегательного банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации - внедрение электронно-цифровой подписи на районных и краевом уровнях; внедрение бухгалтерского пакета "1С", юридических пакетов "Консультант Плюс", "Гарант", их сопровождение.
3) телекоммуникации:
- телекоммуникационная связь на высокоскоростных линиях передачи данных технологии ADSL и обеспечение бесперебойной работы;
- внедрение технологии работы с удаленными базами данных;
Постановлением Правительства Хабаровского края от 4 августа 2011 г. N 251-пр в подпункт 4 подраздела 3.7 раздела 3 настоящей Программы внесены изменения
4) поддержка WEB-сайта комитета по труду и занятости населения Правительства края;
5) обучение специалистов КГУ ЦЗН методам сканирования информации, безбумажной технологии работы, работе со средствами удаленного доступа.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 3 марта 2011 г. N 48-пр в раздел 4 настоящей Программы внесены изменения
4. Ресурсное обеспечение
Источниками финансирования мероприятий Программы в 2009 - 2011 годах будут:
- субвенции бюджету края на осуществление полномочий по реализации государственной политики занятости населения на 2009 - 2011 годы;
- привлеченные средства работодателей.
Ожидаемые объемы финансирования мероприятий в виде субвенций бюджету Хабаровского края на осуществление полномочий по реализации государственной политики занятости населения составят в 2009 - 2011 годах 2 742 939,3 тыс. рублей, в том числе в 2009 году - 898 682,8 тыс. рублей, в 2010 году - 1 009 169,9 тыс. рублей, в 2011 году - 835 096,9 тыс. рублей (приложение N 3 к настоящей Программе).
В период реализации Программы параметры ресурсного обеспечения мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке будут пересмотрены с учетом изменений на рынке труда, темпов роста угрозы массового высвобождения, роста численности безработных.
5. Механизм реализации Программы
Государственный заказчик - координатор Программы:
- определяет основных исполнителей Программы для текущего оперативного управления реализацией Программы;
- разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы;
- организует размещение государственного заказа, отбор исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции по каждому программному мероприятию в порядке, установленном законодательством;
- проводит сверку исходных данных для расчета прогноза рынка труда на предстоящий период с Федеральной службой по труду и занятости в целях предоставления субвенций из федерального бюджета бюджету края на осуществление переданных полномочий в сфере занятости населения;
- обеспечивает эффективное и целевое использование средств, выделяемых на реализацию мероприятий Программы;
- организует внедрение информационных технологий в целях управления реализацией Программы;
- организует размещение в средствах массовой информации и в электронном виде информации о ходе и результатах реализации Программы, финансировании мероприятий Программы, проведении конкурсов на участие в реализации Программы и порядке участия в ней инвесторов;
- организует ведение отчетности по реализации Программы;
- осуществляет контроль за ходом реализации мероприятий Программы;
- осуществляет координацию деятельности ответственных исполнителей Программы по анализу и рациональному использованию субвенций, получаемых из федерального бюджета.
Координатор Программы отвечает за текущее управление и мониторинг хода реализации Программы, включая внедрение информационных технологий, размещение в средствах массовой информации и в электронном виде информации о ходе и результатах реализации Программы, финансировании мероприятий Программы, ведении отчетности по реализации Программы.
Ответственные исполнители Программы осуществляют текущее управление реализацией Программы, подготавливают ежеквартально, а также по итогам года отчет о ходе реализации Программы в пределах мероприятий Программы; согласовывают ежегодно с координатором Программы уточненные целевые индикаторы и показатели эффективности Программы на соответствующий год; несут ответственность за реализацию мероприятий Программы.
Мероприятия Программы выполняются посредством реализации административных регламентов Федеральной службы по труду и занятости в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Государственный заказчик - координатор Программы ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по мероприятиям Программы, механизм реализации и финансирования, а также состав исполнителей Программы.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 4 августа 2011 г. N 251-пр в раздел 6 настоящей Программы внесены изменения
6. Оценка ожидаемой эффективности
Ожидаемая эффективность реализации мероприятий Программы будет ежегодно определяться по показателям:
- уровень безработицы. Ожидается, что в 2009 - 2011 годах мероприятия Программы не позволят значительно ухудшать ситуацию на рынке труда.
По оптимистическому варианту уровень безработицы в 2009 году будет составлять в среднегодовом исчислении 3,1 процента. В условиях развития финансово-экономического кризиса и появления массовых высвобождений (пессимистический вариант) рост безработицы будет сдерживаться мерами активной политики занятости на уровне 4,4 процента. Уровень безработицы по целевому варианту будет сдерживаться в пределах 4 процентов (приложение N 1 к настоящей Программе).
В 2010 - 2011 годах по всем вариантам развития ситуации на рынке труда ожидается некоторое сокращение численности безработных. В то же время сохранится ситуация с недостаточным спросом на рабочую силу как результат последствий кризиса. В этих условиях по пессимистическому варианту уровень безработицы составит 4,3 процента в 2010 году и 3,4 процента в 2011 году.
По оптимистическому варианту уровень безработицы составит в 2010 году 3,2 процента, в 2011 году - 2,9 процента. Соответственно целевой показатель Программы - уровень безработицы - в 2010 году составит 3.8 процента, в 2011 году - 3,2 процента.
Количественно-качественное несоответствие характеристик вакансий и ищущих работу граждан приведет к отмеченным тенденциям по показателю напряженности на рынке труда. По пессимистическому варианту он может составить в 2010 году 2,2 человека в расчете на одну вакансию, в 2011 году - 1.9 человека в расчете на одну вакансию. По оптимистическому варианту - 1,6 и 1,4 человека в расчете на одну вакансию соответственно по годам (приложение N 1 к настоящей Программе).
- ожидаемая средняя продолжительность безработицы. С учетом снижения числа вакансий и роста численности безработных в условиях финансово-экономического кризиса средний период продолжительности безработицы может составить в 2009 году около 6 месяцев;
- превышение предложения рабочей силы над спросом будет достаточно высоким из-за ожидаемого в 2009 году выхода на рынок труда большей, чем в предыдущие годы, численности сокращенных из предприятий и организаций работников, а также темпов роста обращений уволенных по собственному желанию граждан;
- уровень трудоустройства. Ожидается, что рост оплаты труда бюджетников в 2009 году повысит интерес незанятого населения к свободным рабочим местам в бюджетной сфере. Однако в целом под влиянием финансово-экономического кризиса предприятия всех форм собственности будут ограничивать свой спрос на рабочую силу. Повлияет на уровень трудоустройства и такое условие по вакансиям, как задержка заработной платы на предприятиях;
- численность участников общественных и временных работ, безработных граждан, проходящих профессиональное обучение, получивших профориентационные услуги будет соответствовать уровню, сложившемуся в период 2006 - 2008 годов. Вместе с тем в условиях угрозы массовых увольнений работников объемы временной занятости будут пересмотрены в соответствии с потребностями в содействии трудоустройству безработных граждан.
Реализация Программы позволит смягчать ситуацию на рынке труда: сдерживать темпы роста численности безработных, напряженность на рынке труда, своевременно и в полном объеме обеспечивать социальную поддержку безработных, что особенно актуально в условиях нарастающего финансового кризиса, угрозы массовых высвобождений работников.
Методика оценки эффективности реализации Программы приведена в приложении N 4 к настоящей Программе.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 4 августа 2011 г. N 251-пр в раздел 7 настоящей Программы внесены изменения
7. Система контроля за реализацией Программы
Мониторинг хода выполнения Программы осуществляет комитет по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края.
Ответственные исполнители Программы (КГУ ЦЗН) ежеквартально не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, представляют координатору Программы информацию о ходе ее реализации в соответствии с Порядком принятия решений о разработке долгосрочных краевых целевых программ, их формирования и реализации, утвержденным постановлением Правительства края от 06 октября 2008 г. N 236-пр "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных краевых целевых программ, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации долгосрочных краевых целевых программ". Кроме того, ответственные исполнители Программы ежегодно в феврале года, следующего за отчетным, представляют координатору Программы доклад о ходе работ по реализации Программы в соответствии с вышеуказанным постановлением.
Координатор Программы ежеквартально в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, готовит сводный отчет о достигнутых показателях и целевых индикаторах, ходе выполнения и финансирования мероприятий Программы; ежегодно в срок до 01 марта года, следующего за отчетным, готовит доклад о ходе реализации Программы за отчетный год.
Координатор Программы и ответственные исполнители Программы организуют проверки хода реализации Программы. При этом обращается внимание на соблюдение сроков реализации мероприятий Программы, на целевое и эффективное использование средств, выделяемых на их реализацию, привлечение средств работодателей, достижение конечных результатов Программы.
По результатам проверок для внесения в Правительство края подготавливаются предложения о целесообразности продолжения работ и финансирования Программы или об их прекращении, уточнении объемов финансирования, о применении санкций к участникам реализации Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Хабаровского края от 8 мая 2009 г. N 159-пр "Об утверждении краевой целевой программы содействия занятости населения Хабаровского края на 2009 - 2011 годы"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Хабаровского края от 12 июня 2009 г. N 5 (82)
Постановлением Правительства Хабаровского края от 17 октября 2012 г. N 372-пр настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Хабаровского края от 30 декабря 2011 г. N 457-пр
Постановление Правительства Хабаровского края от 4 августа 2011 г. N 251-пр
Постановление Правительства Хабаровского края от 3 марта 2011 г. N 48-пр
Постановление Правительства Хабаровского края от 27 апреля 2010 г. N 108-пр
Постановление Правительства Хабаровского края от 27 октября 2009 г. N 330-пр
Постановление Правительства Хабаровского края от 24 июля 2009 г. N 217-пр