Вопрос: Наша организация, являясь поставщиком товара некоторым торговым сетям, несет следующие расходы: за право продажи в розничных магазинах, за обеспечение продвижения товара в розничной торговле (за выкладку товаров определенным способом, использование специального торгового оборудования для наглядного представления товара, информирование потребителей о товаре по внутреннему радио, телевидению, раздача рекламных каталогов, журналов, проведение в местах продажи товара различных демонстраций, дегустаций товара, розыгрышей призов, подарков и др.), за вход в торговую сеть и т.п. Учитываются ли эти расходы в целях налогообложения прибыли? Вправе ли мы принять к вычету суммы налога, предъявленные нам розничными магазинами, при приобретении от них услуг по продвижению своих товаров?
1. Перед любой компанией, поставляющей товары в крупные сетевые магазины, как правило, встает вопрос: можно ли учесть в составе расходов суммы, которые она вынуждена платить за "вхождение" в магазин?
Большинство поставщиков вынуждено соглашаться с требованиями крупных розничных торговых сетей, в противном случае место этих поставщиков на полках магазина займет аналогичный продукт другой марки.
По вопросу, можно ли учесть расходы в виде платы торговым сетям за возможность продавать в них свой товар, НК РФ не содержит прямого указания.
Проблема заключается в том, что Минфин России считает, что указанные виды расходов нельзя включать в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли.
Позиция Минфина России заключается в том, что за сам факт заключения договора поставки, за поставку товаров во вновь открывшиеся магазины торговой сети, а также за включение торговых позиций в ассортимент магазинов не могут быть учтены в составе расходов в целях налогообложения прибыли, так как указанные операции не связаны с деятельностью поставщика-продавца (письма от 17.10.2006 N 03-03-02/247, от 03.10.2006 N 03-03-04/1/677 и др.).
По мнению налоговых органов (письмо УМНС России по г. Москве от 02.04.2004 N 26-12/22895), уплата вступительных взносов (бонус за вход) не может быть условием ни договора купли-продажи, ни договора поставки, поэтому такие расходы не соответствуют требованиям ст. 252 НК РФ и их нельзя учесть при налогообложении прибыли.
В то же время перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, содержащийся в ст. 264 НК РФ, является открытым (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Исходя из этого организация может учесть любые расходы для целей налогообложения прибыли, если эти расходы удовлетворяют требованиям ст. 252 НК РФ, то есть являются обоснованными и документально подтвержденными.
С 2007 года Минфин России несколько изменил свою точку зрения и разрешил налогоплательщикам учитывать расходы по выкладке товара магазинами (затраты на мерчандайзинг), но только в пределах норматива, установленного для рекламных расходов п. 4 ст. 264 НК РФ. Так, согласно разъяснениям Минфина России в письмах от 22.05.2007 N 03-03-06/1/286, от 2.04.2008 N 03-03-06/1/224, от 20.08.2008 N 03-03-06/1/474 в случаях, когда между продавцом и покупателем (магазином) имеется соглашение, которое определяет целенаправленное выполнение покупателем за вознаграждение конкретных действий, обеспечивающих создание конкретных обстоятельств, привлекающих дополнительное внимание покупателей к наименованию и ассортименту товаров поставщика-продавца, что способствует привлечению внимания к товарам определенного наименования, то такие действия продавца товара могут рассматриваться в качестве услуг по рекламе, которые уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль в пределах норматива согласно п. 4 ст. 264 НК РФ.
Подтверждающие документы от покупателя (магазина) могут быть любые: акты, отчеты, таблицы, справки и т.п. Главное, чтобы они были оформлены в соответствии с законодательством, имели подтверждение из анализа динамики отдела продаж, что рост продаж находится в прямой зависимости от количества открытых магазинов, поставщик получил расширение рынка сбыта, увеличение объема продаж, что в свою очередь привело к увеличению размера налоговых отчислений.
Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Вместе с тем имеются судебные решения, согласно которым указанные расходы могут учитываться при налогообложении прибыли. Арбитражные суды при рассмотрении дел данной категории придерживаются позиции, отличной от мнения Минфина России. В частности:
- в постановлении ФАС Уральского округа от 17.12.2007 N Ф09-10398/07-С3 по делу N А60-9282/07 в отношении расходов на выкладку отмечено: "Спорные расходы общества на рекламу являются экономически обоснованными, поскольку комплекс мер, осуществленных налогоплательщиком по рекламе производимой и реализуемой продукции, направлен на выкладку товаров на лучших местах в торговом зале, обеспечивающих визуальное выделение продукции и привлечение внимания покупателей, расположение рекламных плакатов товара в лучших местах торговой точки. Спорные расходы общества непосредственно связаны с уставной деятельностью налогоплательщика";
- в постановлениях ФАС Московского округа от 07.11.2006 N КА-А40/10838-06, Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2006, 01.08.2006 N 09АП-6636/2006-АК суд пришел к выводу, что затраты поставщика являются экономически обоснованными, так как в результате поставок поставщик получал расширение рынка сбыта, увеличение объема продаж;
- аналогичный спор разрешил в пользу налогоплательщика и ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 12.05.2008 N А56-16675/2007. Суд учел, что вступительный взнос поставщика за вход в розничную торговую сеть является экономически обоснованным расходом, поскольку уплата взноса была предусмотрена договором поставки как обязательное условие вступления его в действие, и отметил, что вход в торговую сеть является расширением рынка сбыта товаров;
- ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 04.10.2007 по делу N А56-6929/2007 аналогичным образом рассмотрел вопрос об обоснованности расходов на "оплату услуг по продвижению товара в новых магазинах; по вводу новых позиций товара; по установке оборудования для размещения товара; по замене (ротации) одного товара на другой; по разбраковке и выявлению скрытых недостатков товара и по размещению рекламы товара в средствах массовой информации и распространению средств массовой информации в местах проведения акций (компенсация акций)";
- в постановлении ФАС Московского округа от 21.11.2008 N КА-А40/12065-07 по делу N А40-13630/07-40-81 суд сделал вывод, что организация правомерно включила в состав прочих расходов вступительный взнос за поставку товара в магазины торговой сети, так как данные расходы связаны с ее производственной деятельностью;
- в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 25.09.2006 по делу N А56-27205/2005 суд отметил, что экономическая оправданность расходов общества по уплате вступительного взноса обоснована и подтверждена договорными обязательствами;
- и др.
Учитывая изложенное, вам необходимо принять самостоятельное решение о включении указанных расходов за право поставки товаров в магазины в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, не забывая, что такое решение придется доказывать в суде.
2. Вопрос применения вычетов сумм налога на добавленную стоимость по расходам на продвижение товара напрямую зависит от учета таких расходов в целях налогообложения прибыли.
НК РФ разрешает принимать к вычету суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при приобретении товаров, работ, услуг, имущественных прав для использования в облагаемой НДС деятельности либо для перепродажи (п. 2 ст. 171 НК РФ). НК РФ не содержит требования об экономической обоснованности расходов в целях применения вычета, а также не содержит каких-либо иных условий применения вычетов в зависимости от учета расходов в целях налогообложения.
Таким образом, поставщик вправе принять к вычету суммы налога, предъявленные ему при приобретении услуг по продвижению своих товаров, так как эти услуги приобретаются для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС. В соответствии с п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ вычет НДС осуществляется на основании счета-фактуры, первичных документов после принятия услуг на учет.
М.А. Дмитриева,
начальник отдела общего аудита ЗАО "Аудит-Центр".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материал размещен на основании авторского договора от 22 февраля 2008 г., заключенного с ЗАО "Дальневосточный региональный "Аудит-Центр"
Настоящий материал опубликован в журнале "Экономическое обозрение Дальневосточного региона", февраль 2009 г., N 2 (108)