Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
1. Характеристика и анализ налоговой базы
Динамика показателей социально-экономического развития города за три года (2006-2008 гг.) характеризовалась стабильным экономическим ростом, связанным с увеличением объемов промышленного производства, ростом деловой предпринимательской активности, увеличением реальных доходов населения, ростом доходной части бюджета, увеличением его социальной направленности.
Принят и реализуется Стратегический план устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года, разработанный в многостороннем и конструктивном диалоге власти, бизнеса и общества. Накопленный потенциал развития позволил сохранить положительную динамику макроэкономических показателей.
2008 год был успешным для развития производственного потенциала, социально-культурной сферы, улучшения имиджа города. В городе внедрены: программно-целевое планирование, новые принципы бюджетного планирования, проведена реформа системы управления муниципальными финансами.
Как итог - город Хабаровск признан победителем V Всероссийского конкурса "Золотой рубль" в номинации "Лучший город РФ по экономическим показателям развития" и был отмечен дипломом ООН-Хабитат "За обеспечение устойчивого развития города".
Оборот организаций по всем хозяйственным видам деятельности увеличился в 2008 году на 24% от уровня 2007 года и достиг 248,8 млрд. рублей.
Высокими темпами развития характеризовались оптовая и розничная торговля (133,5%); строительство (127,9%); сервисные виды услуг (136,7%).
Промышленный комплекс города развивался достаточно высокими темпами, прежде всего за счет обрабатывающих предприятий. Основной прирост обеспечили обработка древесины и производство изделий из дерева (в 1,7 раза), металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (140,6%), производство резиновых и пластмассовых изделий (138,0%); кокса и нефтепродуктов (136,4%); пищевых продуктов (124,1%).
Строительный комплекс города Хабаровска представлен тремя направлениями:
- проектно-изыскательские работы;
- строительство;
- производство строительных материалов.
Все эти направления тесно связаны между собой и с общим развитием города. Инвестиции отраслей городского хозяйства в строительство новых объектов, реконструкцию и модернизацию существующих позволяли последние годы развиваться строительной отрасли и увеличивать ее бюджетную доходность.
Показатель |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
Инвестиции в строительство основных фондов, млрд. рублей |
14,5 |
21,1 |
34,4 |
Оборот организаций по виду деятельности "строительство" млрд. рублей |
12,9 |
17,6 |
25,7 |
Налоговые поступления, млн. рублей |
474,1 |
647,4 |
1271,9 |
Следствием роста строительной активности стало увеличение физических объемов производства строительных материалов: конструкций из алюминия в 1,8 раза, кирпича в 1,6 раза, пиломатериалов на 34,7%, конструкций сборных железобетонных на 9,2%.
Планомерный рост промышленности осуществлялся за счет реконструкции и модернизации производственных мощностей, внедрения новых технологий. В 2008 году на освоение новых конкурентоспособных видов продукции, модернизацию и техническое перевооружение действующих производственных мощностей предприятий направлено более 1 млрд. рублей, что свидетельствует о саморазвивающемся потенциале предприятий.
Промышленный подъем сопровождался качественными изменениями в финансах предприятий: в 1,6 раза увеличилась прибыль организаций города. Удельный вес прибыльных организаций к концу года составил 78,3% от общего числа по городу.
Муниципальными предприятиями города в 2008 году произведено продукции (работ, услуг) на сумму 8,2 млрд. рублей, получено 412,4 млн. рублей валовой прибыли, производительность труда выросла по сравнению с 2007 годом на 9,4% и составила 961,5 тыс. рублей на одного работающего.
Суммарная чистая прибыль отраслей муниципального сектора экономики - 230,3 млн. руб.
Производительность труда в муниципальном секторе экономики по отношению к 2007 году выросла на 9,4% и составила 961,5 тыс. рублей на одного работающего.
Основным источником модернизации экономики города, ее эффективного роста являются инвестиции, привлечение и стимулирование которых - приоритетная задача муниципального управления.
В целях стимулирования и развития инвестиционных процессов в 2008 году муниципальную поддержку получили 8 социально значимых проектов, выпущен шестой сборник инвестиционных предложений предприятий города Хабаровска (66,7 млрд. рублей), проведен конкурс "Лучший реализованный инвестиционный проект года".
Важный показатель роста эффективности и конкурентоспособности экономики города - объем инвестиций в основной капитал, который в 2008 году увеличился на 14,6% и составил 45,8 млрд. рублей. Наибольшее инвестиционное развитие произошло в обрабатывающих производствах, сервисных услугах, финансовой деятельности, транспорте и связи.
В городе сформирована достаточная правовая основа, позволяющая строить эффективное взаимодействие с инвесторами и реализовывать достаточно сложные и высокодоходные инвестиционные проекты.
Средняя номинальная заработная плата в 2008 году увеличилась по сравнению с 2007 годом на 30% и составила 24 тыс. рублей. Покупательная способность заработной платы (соотношение к прожиточному минимуму, равному в 2008 году 6902,0 руб.) в 2008 году составила 3,5 раза.
Рост доходов населения как элемент потребительского спроса позволил увеличить покупательную способность.
Объем розничного товарооборота по всем каналам реализации составил в 2008 году 69,4 млрд. рублей, оборот общественного питания - 4,2 млрд.рублей, что соответственно на 18,9% и 23,5% больше, чем в 2007 году.
Зависимость увеличения собственных доходов бюджета города от роста показателей социально-экономического развития представлена в таблице
N п/п |
Показатели |
Ед. изм. |
2006 год |
2007 год |
Темп роста % |
2008 год |
Темп роста % |
Прогноз 2009 год |
Темп роста % |
1 |
Оборот организаций |
млрд. руб |
155,9 |
196,8 |
126,2 |
248,8 |
126,4 |
243,0 |
97,7 |
2 |
Объем отгруженных товаров по промышленным вилам экономической деятельности |
млрд. руб |
36,9 |
43,9 |
119 |
50,3 |
114,6 |
50,5 |
100,4 |
3 |
Инвестиции в основной капитал |
млрд. руб |
25,1 |
29,0 |
115,5 |
45,8 |
157,9 |
29,0 |
63,3 |
4 |
Оборот розничной торговли по всем каналам реализации |
млрд. руб |
48,6 |
58,4 |
120,2 |
69,4 |
118,9 |
752 |
108,4 |
5 |
Оборот общественного питания |
млрд. руб |
2,8 |
3,4 |
121,4 |
4,2 |
123,5 |
4,8 |
114,3 |
|
Ввод в эксплуатацию жилья |
тыс. кв.м |
168,1 |
227,5 |
135,3 |
269,2 |
118,3 |
245,5 |
91,2 |
6 |
Начисленная средняя заработная плата номинальная |
руб. |
15197,7 |
18500,0 |
121,7 |
24041,7 |
130,0 |
27167,0 |
113 |
7 |
Прожиточный минимум в среднем на душу населения |
руб. |
4938,0 |
5525,0 |
111,9 |
6902,0 |
124,9 |
8420,0 |
122 |
8 |
Собственные доходы бюджета города (за исключением безвозм. платежей и доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) |
млн. руб. |
3813,7 |
4856,25 |
127,3% |
6605,5 |
136% |
6855,7 |
103,8% |
В 2008 году администрацией города продолжалась реализация утвержденных 57 целевых программ и мероприятий, отвечающих целям стратегического развития. В их числе 11 программ по обеспечению динамичного развития отраслей городского хозяйства, 39 программ социальной направленности, включая жилищное строительство, 7 программ, обеспечивающих поддержку и развитие городской экономики и муниципальных финансов.
Формирование доходной части бюджета города Хабаровска в 2006-2008 годах происходило в условиях реформ местного самоуправления, межбюджетных отношений, социальной сферы.
За 2006-2008 годы отмечается положительная динамика поступления налоговых и неналоговых доходов, рост доходной базы городского бюджета увеличился в 2,1 раза.
При этом удельный вес собственных доходов в общих поступлениях доходов бюджета города снизился, что является результатом проводимой органами государственной власти политики, направленной на централизацию доходов в федеральном и региональном бюджетах.
Нормативы зачисления основных налогов в бюджет города (установленные Бюджетным кодексом РФ и краевым законодательством) по годам представлены в таблице:
Наименование налога |
Норматив зачисления |
|||
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
|
Налог на доходы физических лиц |
32,75 |
33,0808 |
32,7356 |
32,1209 |
Единый налог, взимаемый с применением упрощенной системы налогообложения |
|
|
27 |
27 |
Единый налог на вмененный доход |
90 |
90 |
90 |
90 |
Единый сельхозналог |
60 |
60 |
60 |
60 |
Транспортный налог |
|
|
50 |
50 |
Налог на имущество физических лиц |
100 |
100 |
100 |
100 |
Земельный налог |
100 |
100 |
100 |
100 |
По налогам, имеющим наибольший удельный вес в объеме собственных доходов, нормативы практически не меняются.
Из всей суммы собранных на территории города Хабаровска налоговых доходов в 2008 году в бюджете города осталось лишь 16,4%.
При этом уровень финансовой помощи из бюджетов вышестоящих уровней возрос и составил в 2008 году 41,6% от всей суммы доходов против 29,4% в 2006 году.
Доходы бюджета города формируются преимущественно за счет налоговых поступлений, удельный вес которых в общей сумме доходов составляет: в 2006 году - 46,2%, в 2007 году - 38,6%, в 2008 году - 38,8%, в 2009 году согласно принятому бюджету - 37%.
Структура доходов бюджета города Хабаровска представлена в таблице.
|
2006 год |
2007 год |
2008 год |
Бюджет 2009 |
Налоговые доходы, всего |
46,2% |
38,6% |
38,8% |
37% |
из них |
|
|
|
|
Налог на доходы физических лиц |
34,0% |
28.4% |
26,6% |
25% |
Единый налог, взимаемый с применением упрощенной системы налогообложения |
|
|
1.7% |
2% |
Единый налог на вмененный доход |
8,2% |
5,7% |
5,0% |
5% |
Транспортный налог |
|
|
1,5% |
1% |
Налог на имущество физических лиц |
0,7% |
0,7% |
0,7% |
1% |
Земельный налог |
2,1% |
2,6% |
2,4% |
3% |
Прочие налоги, пошлины и сборы |
1,2% |
1,1% |
0,9% |
1% |
Неналоговые доходы, всего |
18,6% |
15,1% |
14,2% |
14% |
в том числе: |
|
|
|
|
Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
11,2% |
6,5% |
7,4% |
7% |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
5,6% |
4,0% |
3,5% |
5% |
Прочие неналоговые поступления |
1,9% |
4,6% |
3,3% |
3% |
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности |
8,1% |
6,5% |
7,9% |
8% |
Итого доходов |
70% |
57,3% |
57,5% |
56% |
Безвозмездные поступления всего, в том числе: |
29,5% |
42,7% |
42.5% |
44% |
Финансовая помощь от других бюджетов бюджетной системы РФ |
29,4% |
42,7% |
41,6% |
43% |
Всего доходов |
100% |
100% |
100% |
100% |
Доходная часть бюджета города Хабаровска формируется в основном за счет налоговых доходов, основным источником которых является налог на доходы физических лиц. Анализ структуры доходов бюджета показал стабильный рост поступлений по данному налогу, а также увеличение его доли в совокупном объеме налоговых платежей. Во многом это результат систематической работы, проводимой администрацией города совместно с администраторами доходов по контролю за выплатой заработной платы на предприятиях города, а также плановых повышений заработной платы работникам бюджетной сферы.
Вторым по значимости доходным источником местного бюджета стали поступления от налогов по специальным налоговым режимам:
- с 1 января 2006 года в соответствии с Бюджетным кодексом РФ в бюджет города зачисляется единый налог на вмененный доход;
- с 1 января 2008 года в соответствии с законом Хабаровского края - единый налог, взимаемый с применением упрощенной системы налогообложения.
Несмотря на то, что на долю местных налогов приходится не более 3% от общей суммы доходов, в городе проводится большая работа по их мобилизации, в результате которой поступления по сравнению с 2006 годом увеличились в 2,3 раза.
Стабильным источником наполнения бюджета города в части неналоговых доходов являются поступления от имущества, находящегося в муниципальной собственности и средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
За 2008 год в бюджет города поступило доходов 12 458,7 млн. рублей, что позволило в полном объеме профинансировать запланированные расходы на заработную плату, приобретение медицинского оборудования и школьной мебели, капитальные и текущие ремонты школ, детских дошкольных учреждений, больниц, поликлиник, административных зданий.
На формирование доходов бюджета и их непосредственное исполнение большое влияние оказывают те процессы, которые происходят в экономике страны.
Формирование доходной части бюджета города Хабаровска на 2009 год осуществлялось на основе прогноза социально-экономического развития города на 2009 год, основных направлений бюджетной и налоговой политики с соблюдением принципа увеличения налогового и неналогового потенциала города Хабаровска с учетом сложных процессов, происходящих в экономике страны.
В 2009 году собственные доходы бюджета города формируются за счет следующих видов налоговых и неналоговых доходов:
/-----------------------------\
/------------------------------------------| Налоговые доходы |--------------\
| \-----------------------------/ | /----------------------------\
| | /--Единый сельскохозяйственный |
/-----------------------------\ /---------------------------------\ | налог |
| Местные налоги | | Федеральные налоги и сборы, | \----------------------------/
\------------------------------/ | региональные налоги - в виде |/--------------------------------------\
| | /-------------------| отчислений |Государственная пошлина в соответствии|
| | | \----------------------------------/|с действующим законодательством |
/--------------\ /-----------------\ /-------------------\ | | | | |
| | | | | | | | | \--------------------------------------/
| | | | | | | | \------------------\
|Земельный налог| |Налог на имущество| | Налог на доходы | /------------------\ /-----------------------\ /-----------------\
| | | физических лиц | | физических лиц | | Единый налог на | | Налог с применением | |Транспортный налог|
\---------------/ \------------------/ \--------------------/ | вменённый доход | | упрощенной системы | \------------------/
\-------------------/ | налогообложения |
\------------------------/
/-------------------------\
/-----------------------------------------| Неналоговые доходы |-----------------------------------------------------------------\
| | \-------------------------/ | | |
| | | | | |
/---------------------------\/------------------------\/------------------------\/----------------------------\/------------------\ /-------------------\
| Доходы от использования || Платежи при пользовании || Доходы от оказания || Доходы от продажи || Штрафы, санкции, | | Прочие неналоговые |
| имущества, находящегося в || природными ресурсами || платных услуг и || материальных и || возмещение вреда | | доходы |
|муниципальной собственности || || компенсации затрат || нематериальных активов || | | |
\----------------------------/\-------------------------/| бюджетов городских |\-----------------------------/\-------------------/ \--------------------/
| округов |
\-------------------------/
Бюджет города на 2009 год первоначально был утвержден бездефицитным, но в связи со снижением темпов поступления доходов по сравнению с 2008 годом пересмотрен в сторону уменьшения доходов.
Учитывая негативные тенденции, происходящие в экономике, расходная часть оптимизирована по всем направлениям, несмотря на это сформированный бюджет сохранил социальную направленность.
Доля расходов бюджета на 2009 год, направляемых на финансирование социально-культурной сферы, составляет более 60%, в том числе доля расходов на образование - 28 %, здравоохранение, физическую культуру и спорт - 14%, культуру - 3,4%, социальную политику - 20%.
Анализ динамики объемов доходов и расходов бюджета города показал, что доходы не обеспечивают в должной мере финансовой самостоятельности местного бюджета и не соответствуют потребностям муниципального образования на реализацию собственных полномочий, так как за период с 2005 по 2008 год произошло расширение перечня вопросов местного значения городского округа, что привело к увеличению объема расходных обязательств города.
|
|
|
|
млн. руб. |
|
2006 год |
2007 год |
2008 год |
Бюджет 2009 год |
Всего доходы, в том числе: |
5886,4 |
9069,4 |
12458,7 |
13314,9 |
Средства, полученные в рамках межбюджетных отношений |
1732,4 |
3872,7 |
5188,2 |
5737,2 |
Расходы |
5984,9 |
9022,6 |
12749,7 |
13710,9 |
Дефицит бюджета (-дефицит.+профицит) |
-98,5 |
+46,8 |
-291 |
-396,0 |
Исходя из анализа доходной базы бюджета города Хабаровска, факторов, оказывающих влияние на ее формирование, в целях сохранения достигнутого уровня социально-экономического развития города в новых экономических условиях, а также требований и возможностей муниципального образования определены основные цели и задачи Концепции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.