Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 9 декабря 2008 г. N А73-11087/2008-21
(извлечение)
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 июня 2009 г. N Ф03-2283/2009 настоящее Решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 02.12.2008.
ООО "А" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными действий должностных лиц ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края (далее - налоговый орган, инспекция) по выставлению требований о предоставлении документов (информации) от 22.08.2008 N 2698 и от 26.08.2008 N 2724.
В судебном заседании представитель заявителя уточнил заявленные требования. Просит признать недействительными действия ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края по выставлению требований о предоставлении документов (информации) от 22.08.2008 N 2698 и от 26.08.2008 N 2724.
В судебном заседании представитель общества настаивал на заявленных требованиях. Пояснил, что налоговый орган не вправе при проведении камеральной налоговой проверки истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если предоставлении таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено НК РФ. Считает, что обществом с уточненной декларацией по НДС за 1 квартал 2008 представлены все необходимые документы в соответствии с требованиями НК РФ.
Представители заинтересованного лица возражают против заявленных требований. Представлен отзыв. Суду пояснили, что при проведении камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС, в которых заявлено возмещение сумм налога из бюджета, налоговые органы вправе истребовать любые документы, необходимые для проведения проверки. При этом конкретного перечня документов нормы НК не содержат.
В судебном заседании в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 26.11.2008 до 02.12.2008.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Обществом в срок, установленный НК РФ, в инспекцию представлена налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2008 года (с нулевыми показателями по всем разделам).
09.07.2008 общество представило уточненную налоговую декларацию по НДС за этот же период, в которой заявило размер налоговой базы - 1 347 463 руб., сумму исчисленного налога - 242 543 руб., размер налоговых вычетов: по разделу 3 - 155 580 руб., по разделу 5 - 1 162 334 руб., по разделу 6 - 135 986 руб.; всего к возмещению из бюджета заявлен налог в размере 1 211 357 руб.
Как следует из заявления, представленного с уточненной декларацией, неполное отражение сведений в первоначальной декларации произошло по причине отсутствия документов.
В ходе камеральной проверки уточненной налоговой декларации налоговым органом было выставлено требование о предоставлении документов от 14.08.2008 N 11-26/2626, которым запрошены документы, подтверждающие поставку и передачу лесопродукции и товара. В случае отсутствия запрашиваемых документов предлагалось представить письменные пояснения относительно транспортировки лесопродукции и товара.
На данное требование обществом представлены письменные пояснения от 18.08.2008 б/н.
Посчитав представленные обществом документы недостаточными, налоговый орган выставил налогоплательщику требования о предоставлении документов (информации) от 22.08.2008 N 2698, от 26.08.2008 N 2724.
Требованием от 22.08.2008 N 11-26/2698 были запрошены следующие документы:
- договоры аренды участка лесного фонда или безвозмездного пользования участком лесного фонда (или иные имеющиеся договоры) в установленной форме за период с 01.01.2007 по 31.07.2008;
- протокол о результатах лесного аукциона или Решение федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства за период с 01.01.2007 по 31.07.2008;
- копии лесорубочных билетов (ордеров, лесных билетов) за период с 01.01.2007 по 31.07.2008;
- письменные пояснения по местонахождению верхних и нижних складов за период с 01.01.2007 по 31.07.2008;
- письменные пояснения каким образом происходит раскряжевка и разделка древесины (копии документов, подтверждающие наличие собственной либо арендованной техники, рабочей силы (договоры аренды, трудовые контракты, платежные документы, подтверждающие оплату за оказанные услуги)) за период с 01.10.2007 по 31.07.2008;
- письменные пояснения каким образом происходит погрузка леса на транспорт, вывозящий лес до верхнего склада (копии документов, подтверждающие наличие собственной либо арендованной техники, рабочей силы (договоры аренды, трудовые контракты, платежные документы, подтверждающие оплату за оказанные услуги)) за период с 01.10.2007 по 31.07.2008;
- акты на списание з/частей, приобретенных у ООО "Лесотехника-Комсомольск" за период с 01.10.2008 по 31.07.2008;
- копии паспортов транспортных средств собственных (арендованных);
- договоры, письма, соглашения, на основании которых осуществлялись взаимоотношения с поставщиком товара ООО "А" за период с 01.01.2008 по 31.07.2008гг;
- документы, подтверждающие поставку и передачу товара от поставщика товара ООО "А" (г. Хабаровск) до места хранения ООО "А" (г. Комсомольск-на-Амуре), товарно-транспортные документы (ж/накладные, путевые листы и т.д.) за период с 01.01.2008 по 31.07.2008;
- договоры, письма, соглашения, на основании которых осуществлялись взаимоотношения с поставщиком товара ООО "Р" за период с 01.10.2007 по 31.07.2008;
- документы, подтверждающие поставку и передачу товара от поставщика товара ООО "Р" до места хранения ООО "АФ", товарно-транспортные документы (путевые листы и т.д.) за период с 01.10.2007 по 31.07.2008;
- копии справок, предоставляемых в Эворонский ЛПХ о вывезенных объемах за месяц, а также справки о количестве выписанной древесины по лесобилетам, заверенные директором Солнечного лесхоза за период с 01.01.2007 по 31.07.2008;
- копии лесных деклараций и отчетов об использовании лесов, представляемых в лесничество с 01.01.2007 по 31.07.2008.
Требованием от 26.08.2008 N 2724 были запрошены следующие документы:
- дефектные ведомости, накладные, акты на списание запасных частей, акты проведения технического обслуживания, акты выполненных работ, услуг на установку запасных частей за период с 01.10.2007 по 31.07.2008;
- ведомости на списание ГСМ за период с 01.10.2007 по 31.07.2008;
- приказы о приеме на работу, договоры гражданско-правового характера, табель учета рабочего времени, акты выполненных работ, ведомости начисления заработной платы и другие документы, подтверждающие факт выполнения работ, начисления заработной платы за период с 01.10.2007 по 31.07.2008;
- инвентарные карточки учета основных средств (площадки для погрузки, разгрузки, хранения транспортных средств) за период 01.10.2007 по 31.07.2008;
- аналитический учет затрат на ремонт оборудования, транспорта и других основных средств за период с 01.10.2007 по 31.07.2008;
- товарный баланс заготовки древесины с учетом остатков на 01.01.07 по 31.07.2008;
- остатки древесины на нижнем складе на 01.10.07, 01.11.07, 01.12.07, 01.01.08, 01.02.08, 01.03.08, 01.04.08, 01.05.08, 01.06.08, 01.07.08, 01.08.08, подтвержденные актами инвентаризаций;
- учетную политику на 2007, 2008;
- документы, подтверждающие оприходование отходов в бухгалтерском учете при распиловке и заготовке леса за период с 01.10.2007 по 31.07.2008.
Посчитав действия инспекции по выставлению названных требований незаконными, общество обжаловало их в вышестоящий налоговый орган.
Решением УФНС России по Хабаровскому краю от 24.10.2008 N 24-11/463/23427 действия должностных лиц инспекции по выставлению требований признаны правомерными.
Воспользовавшись правом на судебную защиту, общество обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с рассматриваемым заявлением.
Порядок проведения камеральной налоговой проверки регламентирован статьей 88 НК РФ, которой установлено, что камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
В соответствии с п. 7 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено настоящим Кодексом.
Особенности проведения камеральной налоговой проверки применительно к рассматриваемым правоотношениям предусмотрены п. 8 ст. 88 НК РФ, согласно которому при подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с настоящим Кодексом.
Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.
Пунктом 1 статьи 172 НК РФ установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Особенности реализации права налогоплательщиков на налоговые вычеты по НДС по ставке 0 процентов разъяснены в п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 18.12.2007 N 65 "О некоторых процессуальных вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами заявлений налогоплательщиков, связанных с защитой права на возмещение налога на добавленную стоимость по операциям, облагаемым названным налогом по ставке 0 процентов".
Положения главы 21 НК РФ, в том числе статей 165 и 176, устанавливают определенный порядок реализации налогоплательщиком права на возмещение НДС в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых названным налогом по ставке 0 процентов.
Согласно этому порядку рассмотрение заявлений налогоплательщиков о возмещении НДС и принятие по ним решений отнесены к компетенции налоговых органов, которые принимают такие решения по результатам проверки представленной налогоплательщиком налоговой декларации и приложенных к ней документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, а также дополнительно истребованных на основании пункта 8 статьи 88 НК РФ документов, подтверждающих в соответствии со статьей 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.
Поскольку статья 172 НК РФ не предусматривает конкретного и закрытого перечня документов, обосновывающих вычеты, налоговый орган вправе истребовать для проверки правомерности заявленного вычета только документы, имеющие отношение к конкретным хозяйственным операциям, по которым заявлен к вычету НДС.
Как следует из описи представляемых к декларации по НДС за 1 квартал 2008 г. документов, к налоговой декларации обществом были приложены грузовые таможенные декларации, внешнеторговый контракт, паспорт сделки, банковские выписки, договоры с контрагентами и выставленные ими счета-фактуры, книги продаж и покупок, распределение валютной выручки.
Доказательств того, что какие-либо из поименованных в описи документов фактически представлены не были, налоговым органом не представлено.
Доводы инспекции о том, что в силу пунктов 1 и 2 статьи 93.1 НК РФ, должностные лица налоговых органов вправе истребовать у любого лица информацию и документы, перечень которых прямо законом не установлен, суд отклоняет.
Пунктом 1 названной статьи предусмотрено, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
Следовательно, исходя из буквального толкования данной нормы, она устанавливает право налогового органа истребовать документы, относящиеся к следкам проверяемого лица, у контрагента проверяемого лица или иных лиц, но не у самого проверяемого лица.
Порядок и основания истребования дополнительных документов у лица, в отношении которого проводится камеральная налоговая проверка регламентированы приведенными выше положениями статьи 88 НК РФ.
Пункт 2 статьи 93.1 не подлежит применению к спорным правоотношениям, поскольку из его содержания прямо следует, что он применяется в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки.
В рассматриваемом случае направление спорных требований связано, как прямо следует из их содержания, с проведением камеральной налоговой проверки декларации по НДС за 1 квартал 2008 г.
Суд находит, что истребование у налогоплательщика перечисленных в оспариваемых требованиях документов (информации), касающихся технологического процесса лесозаготовительной деятельности общества, его трудовых отношений с работниками, не связано с проверкой обоснованности налоговой выгоды общества при проведении камеральной проверки.
Истребованные налоговым органом требованиями от 22.08.2008 N 2698 и от 26.08.2008 N 2724 документы, за исключением счетов-фактур ООО "Р" и ООО "А" ни п. 1 ст. 171 НК РФ, ни ст. 165 НК РФ не отнесены к числу обязательных.
Однако, как указывает налогоплательщик и подтверждается описью прилагавшихся к налоговой декларации документов, счета-фактуры данных контрагентов, отраженные в книге покупок, представлены им в инспекцию одновременно с декларацией.
Более того, в акте камеральной налоговой проверки от 13.10.2008 N 10367 имеются ссылки на счета-фактуры, выставленные обществу контрагентами: ООО "А" и ООО "Р" и содержащиеся в них сведения.
В акте также указано на наличия объяснений налогоплательщика о том, что доставка приобретенных ГСМ осуществляется поставщиком самостоятельно.
Решением инспекции от 21.11.2008 N 11-15/35 срок рассмотрения материалов проверки продлен до 20.12.2008. На день судебного разбирательства решение по результатам проверки не принято.
При таких обстоятельствах суд находит повторное истребование налоговым органом документов, подтверждающих поставку и передачу товара (ГСМ) от поставщиков товара ООО "А" и ООО "Р", счетов-фактур данных контрагентов, неправомерным.
Кроме того, инспекцией спорными требованиями предложено представить документы, не относящиеся к проверяемому периоду (по отдельным позициям - с 01.01.2007 по 31.07.2008).
Выставление спорных требований фактически направлено на выяснение обстоятельств финансово-хозяйственной деятельности общества в целом, что свойственно выездной налоговой проверке, но не может быть предметом исследования камеральной налоговой проверки декларации по НДС, при том, что задачей камеральной налоговой проверки является проверка правильности исчисления налогоплательщиком налоговой базы и суммы налога на основе декларации и документов, представленных налогоплательщиком в подтверждение указанных в декларации сведений.
Проанализировав в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению, а оспариваемые действия налогового органа по их направлению обществу - признанию незаконными как противоречащие ст.ст. 88, 165, 171, 172 НК РФ и незаконно возлагающие на налогоплательщика обязанность по представлению в налоговый орган значительного количества документов.
Понесенные обществом судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 2 000 руб. в соответствии со ст. 110 АПК РФ подлежат взысканию в его пользу с налогового органа.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 201 АПК РФ, арбитражный суд решил:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать действия ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края по выставлению Обществу с ограниченной ответственностью "АФ" требований о представлении документов (информации) от 22.08.2008 N 2698 и от 26.08.2008 N 2724 незаконными.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края в пользу Общества с ограниченной ответственностью "АФ" судебные расходы в размере 2 000 руб.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 9 декабря 2008 г. N А73-11087/2008-21
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 июня 2009 г. N Ф03-2283/2009 настоящее Решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании