Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
11. Необходимые функциональные возможности АБИС
Подсистема "Настройка и администрирование системы":
- создание и редактирование MARC-форматов;
- создание и ведение справочных файлов для кодированной и другой информации;
- настройка точек доступа (поисковых полей);
- администрирование БД (создание новых, редактирование, удаление существующих определений БД);
- настройка листов ввода для каталогизации и ведения АФ;
- настройка выходных форм для библиографических и авторитетных записей;
- настройка типов пользователей с определением прав доступа к операциям и функциям, используемым в системе;
- настройка основного меню и операций системы;
- пакетная загрузка/выгрузка внешних библиографических и авторитетных записей в формате RUSMARC в ISO2709;
- переиндексация БД;
- контроль записей на соответствие формату RUSMARC.
Подсистема "Web-регистрация пользователей":
- разграничение прав доступа по типам пользователей.
- регистрация сотрудников библиотеки;
- регистрация удаленных пользователей;
- печать читательских билетов с/без фото;
- регистрация читателей.
Подсистема "Web-комплектование" (на базе формата RUSMARC-Holding):
- копирование записей из каталогов издателей или тематических планов для заказа литературы;
- копирование библиографических записей из внешних каталогов для новых поступлений;
- создание опознавательной записи на уровне комплектования для отдельных и многотомных изданий и документов;
- печать стандартизованной учетной, отчетной и статистической документации по комплектованию: инвентарная книга, книга суммарного учета;
- контроль поступлений сериальных изданий.
Подсистема "Web-каталогизация":
- каталогизация с помощью заимствования записей из внешних источников (импорт/экспорт записей);
- автоматизированная локализация внешних записей в многоуровневую структуру записей локального каталога;
- организация удаленной и локальной корпоративной каталогизации в формате RUSMARC на собственном сервере для книг, многотомников, сериальных изданий, периодических изданий и аналитики в реальном режиме времени через стандартные Web-броузеры (создание региональных и национальных корпоративных сетей библиотек);
- поддержка многоуровневой структуры библиографических записей в соответствии с возможностями, предоставляемыми форматом RUSMARC, то есть создание связанных записей на уровне набора (серии, общей части многотомников, общей части журналов и т.д.), поднабора (подсерии),
физической единицы (отдельных книг, выпусков сериальных изданий, томов многотомника и т.д.) и аналитической единицы (статьи из журналов и книг);
- создание плоских (псевдомногоуровневых) записей для всех видов изданий;
- авторитетный контроль на основе использования национальных и собственных авторитетных файлов и справочников;
- каталогизация на основе редактирования прототипов (похожих записей);
- копирование отдельных элементов из одних записей в другие;
- редактирование и удаление записей в рамках электронных каталогов;
- просмотр контрольных форматов (библиографическая карточка, RUSMARC) в процессе каталогизации;
- копирование (с удалением и без удаления) записей из одной базы в другую;
- связывание библиографических записей с готовыми цифровыми объектами документов, представленными в различных форматах (html, Doc, XML и др.);
- реферирование документов в режиме редактирования;
- создание полных текстов документов в режиме редактирования;
- создание сводных каталогов с учетом вклада участников.
Подсистема "Web-ведение АФ":
- создание, редактирование и удаление авторитетных записей в формате RUSMARC-Authority;
- организация иерархических связей в авторитетных записях;
- импорт национальных и ведение собственных авторитетных файлов в формате RUSMARC-Authority;
- создание авторитетных записей на основе редактирования прототипов (похожих записей);
- копирование отдельных элементов из одних записей в другие;
- просмотр контрольных форматов (аннотация, RUSMARC, дерево, см. также вышестоящие, нижестоящие) в процессе ведения.
Подсистема "Web-ПОИСК":
- выбор поискового интерфейса: базовый (простой), расширенный, профессиональный;
- выбор одной или нескольких баз данных для поиска, подключение удаленных баз данных АБИС по внутрисистемному шлюзу доступа;
- поиск по всем точкам доступа библиографического формата RUSMARC (индивидуальный и коллективный автор, заглавие, предметные рубрики, классификационные коды, ISSN, ISBN и др.);
- построение логических выражений любой сложности;
- маскирование поисковых терминов (усечение слева, справа, в середине);
- контекстный поиск по свободному тексту (во всех полях, реферате и полном тексте);
- поиск с использованием операций близости и сравнения;
- поиск с использованием индексных словарей во всех пользовательских интерфейсах;
- поиск в авторитетных файлах (тезаурусах);
- включение авторитетных записей в поисковый механизм для библиографических файлов;
- представление результатов поиска на экране в виде гостированного библиографического описания, в формате RUSMARC;
- показ полного текста, графики, звуковое исполнение и видеоизображение;
- сортировка результатов поиска по авторам, заглавиям, году публикаций и т.д.;
- управление порциями выдачи результатов;
- выгрузка библиографических записей в формате ISO 2709;
- ведение истории сеансов поиска;
- логическое комбинирование поисков из истории сеанса;
- просмотр статистики выполненных работ, включая текущую стоимость сеанса, в ходе сеанса и по окончании сеанса;
- сопровождение сеансов поиска подробной помощью.
Подсистема "Web-заказ информационных услуг":
- заказ документов:
а) для выдачи в читальные залы из книгохранилища;
б) электронных копий;
в) бумажных копий;
г) оригинальных документов по межбиблиотечному абонементу;
- распределение заказа по книгохранилищам;
- контроль исполнения заказа;
- просмотр заказов по штрих-коду, по временному интервалу;
- заказ и выгрузка записей в формате ISO 2709.
Подсистема "Циркуляция - контроль движения документов" (на базе формата RUSMARC-Holding):
- контроль и учет книговыдачи документов;
- выдача информации о местонахождении документов в любой момент времени;
- контроль сроков возврата документов для различных служб;
- контроль и учет движения документов, включая процесс обработки документов.
Подсистема "Регистрация посещений" (на базе формата RUSMARC-Holding):
- регистрация читателей и других пользователей в подразделениях библиотеки с использованием технологий штрих-кодирования и радиочастотной идентификации (RFID);
- контроль выноса документов при выходе из. подразделений библиотеки.
Подсистема "Отчеты и статистика работы системы":
- отчеты о работе удаленных пользователей по видам информационных услуг за различные периоды времени для различных типов пользователей;
- отчеты о работе персонала библиотеки в процессе обработки документов по видам работ за любой промежуток времени, по любым группам работников;
- отчеты о книговыдаче;
- отчеты о движении фондов;
- отчеты о посещении библиотеки;
- отчеты о составе пользователей.
Подсистема "Финансовые расчеты":
- ведение тарифов на информационно-библиотечные услуги;
- ведение финансовых счетов пользователей;
- оперативный контроль стоимости услуг с состоянием финансовых счетов;
- оповещение пользователей о текущем состоянии счетов в ходе сеанса;
- ведение финансовой отчетности в разрезе пользователей и видов услуг.
Специальные функции:
- поддержка электронной библиотеки для системы образования;
- поддержка процесса корпоративного создания и ведения электронных коллекций;
- поддержка средств безопасности и санкционированного доступа к ресурсам, включая восстановление сеансов при сбоях каналов передачи данных;
- поддержка сервера Z39.50;
- поддержка технологий штрих-кодирования и радиочастотной идентификации (RFID) во всех модулях системы.
Высокая производительность прикладного программного обеспечения ЛБИС достигается за счет виртуальных серверов, специализированных на обработку отдельных бизнес-процессов с возможностью их клонирования.
Модель централизованной автоматизации библиотек имеет огромные преимущества перед автономной автоматизацией (автоматизацией каждой отдельной библиотеки). Экономическая эффективность централизованного подхода очевидна - это экономия средств на закупке, технической поддержке, обеспечении развития, экономия квалифицированного труда и многое другое.
В сочетании с интеграционными решениями на первом этапе создания ЕГЭСБ необходимо реализовать дополнительный уровень доступа отдельной категории пользователей к ресурсам (документам и данным) ограниченного распространения и специальных категорий различных учреждений и ведомств. Технологически интеграционное решение выступит как отдельная "библиотека" со своим каталогом ресурсов.
При развертывании централизованной системы в рамках города Хабаровска будет получена основа для дальнейшего наращивания направлений деятельности системы (социально значимых услуг), таких как:
- формирование и хранение информационных ресурсов в электронном формате;
- координация совместной деятельности библиотек, архивов и т.д., объединенных в единую сеть;
- создание на основе современных информационных технологий различных справочников, указателей и т. д.;
- методологическое обеспечение по вопросам стандартизации и унификации технологий формирования и использования электронных информационных ресурсов, использования электронных носителей информации;
- информационное обслуживание органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, а также отдельных структур гражданского общества и отдельных лиц, в режиме удаленного доступа через Интернет;
- поддержка коллективов, учреждений, общественных организаций, инициативных групп и отдельных лиц, осуществляющих научно-исследовательскую и просветительскую деятельность.
При этом затраты на расширение спектра социально значимых услуг будут минимальны, так как нет необходимости в закупке дополнительного оборудования и программного обеспечения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.