Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Долгосрочная целевая программа
"Развитие инновационной деятельности в г. Хабаровске на 2009-2012 годы и на период до 2020 года"
(утв. постановлением администрации города Хабаровска от 5 августа 2009 г. N 2782)
8 июля 2010 г., 19 сентября 2011 г., 13 марта, 19 октября 2012 г., 24 октября 2013 г.
Постановлением Администрации города Хабаровска от 24 октября 2013 г. N 4135 в Паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования (обнародования) названного постановления
Паспорт
долгосрочной целевой программы
"Развитие инновационной деятельности в городе Хабаровске на 2009-2012 годы и на период до 2020 года"
Наименование Программы |
Развитие инновационной деятельности в городе Хабаровске на 2009-2012 годы и на период до 2020 года |
Дата принятия решения о разработке Программы |
Распоряжение Мэра города Хабаровска 04.04.2008 N 923-р "О разработке долгосрочной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в г. Хабаровске на 2009 2012 годы и на период до 2020 года" |
Муниципальный заказчик Программы |
Администрация города Хабаровска |
Руководитель Программы |
Начальник управления экономического развития администрации города |
Ответственный исполнитель Программы |
Начальник отдела развития предпринимательства экономического развития администрации города |
Цели и задачи Программы |
Цель: разработка системы мер и создание условий формирования городской инновационной среды для перехода экономики города на интенсивный путь развития. Задачи: - стимулирование инновационного спроса; - создание инновационной инфраструктуры; - повышение уровня инновационной культуры - привлечение инвестиций в инновационную сферу; - стимулирование создания малых инновационных предприятий. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
Число организаций, осуществляющих инновационную деятельность (технологические, организационные или маркетинговые инновации) - 50 ед. Удельный вес организаций, осуществляющих инновационную деятельность, - 30%. Число организаций, имевших завершенные инновации в течение последних трех лет, - 48 ед. Отгружено товаров инновационного характера собственного производства, выполнено работ и услуг инновационного характера собственными силами - 3300,0 млн. руб. Доля отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции - 4%. Затраты на технологические инновации - 3000,0 млн. руб. Общее число субъектов инновационной деятельности (45 ед.), получивших муниципальную поддержку в виде: - участия в выставках, ярмарках; - пониженной арендной платы; - участия в обучающих мероприятиях; - - субсидирования затрат за счет средств городского бюджета. |
Сроки и этапы реализации Программы |
2009-2012 годы и на период до 2020 года с ежегодной корректировкой |
Объемы и источники финансирования Программы |
Всего: 74104,5 тыс. руб., в том числе: бюджет города - 70504,5 тыс. руб.; привлеченные средства - 3600,0 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности |
Формирование городской инновационной системы, обеспечивающей рост производства высокотехнологичной продукции и услуг, повышение конкурентоспособности экономики, улучшение условий и качества жизни населения. Показатели социально-экономической эффективности реализации Программы: - рост производства инновационной продукции; - создание новых рабочих мест; - расширение налогооблагаемой базы. |
Введение
Достойный ответ на вызовы XXI века требует новой концепции экономического роста и социально-экономического развития Дальнего Востока. Она включает несколько стратегических идей: формирование устойчивого ядра постоянного населения на юге Дальнего Востока как главного элемента противостояния экономической экспансии сопредельных стран; использование фактора внешней торговли для ускорения социально-экономического развития региона; создание зон инновационного развития на основе территориально-производственных кластеров.
Ставка на инновационное развитие стала стратегической задачей временной России. Ее решение требует формирования экономики инновационного спроса, то есть потребности в наукоемких разработках ключевых отраслей экономики.
Анализ развития высокотехнологичных предприятий Хабаровского края позволил сформулировать систему необходимых условий и факторов инновационного развития:
- востребованность продукции на внутреннем и внешнем рынке, широкое привлечение для ее производства зарубежных инвестиций, менеджмента, техники и технологий;
- наличие в производимой продукции ренты по интеллекту или природным ресурсам;
- государственная поддержка на федеральном, краевом и муниципальном уровнях;
- наличие квалифицированной рабочей силы, производственных фондов; научных и проектно-конструкторских структур и др.;
- менеджмент, ориентирующийся на стратегию развития;
- кооперационные связи и интеграции с ведущими высокотехнологичными отечественными организациями.
В Хабаровском крае не везде есть условия и факторы для инновационного развития. Город Хабаровск ими располагает. Здесь сохранились высокопрофессиональный кадровый потенциал, восприимчивые к нововведениям в отрасли экономики, образовательная, финансовая и предпринимательская инфраструктура, расширяются научные, культурные и деловые связи с предельными государствами. Необходимо вовлечь их в инновационный процесс. Это требует включения в практику государственного управления соответствующих форм и механизмов национального патронажа, участия в инновационном развитии всех уровней власти. Программно-целевое планирование - один из эффективных, проверенных временем инструментов подобного управления, а городские программы - апробированный и действенный механизм муниципального участия в этом процессе.
Данная программа разработана в контексте распоряжения губернатор Хабаровского края от 08.08.2007 N 430-р "О прогнозе развития инновационной деятельности в Хабаровском крае до 2010 г.", в соответствии с мероприятиями которого существенным образом увеличится инновационная составляющая экономики Хабаровского края.
1. Основные термины, используемые в программе
Субъекты инновационной деятельности - юридические и физические лица:
- создающие новые или усовершенствованные продукты и процессы;
- содействующие освоению и распространению инноваций;
- оказывающие финансовую поддержку инновационной деятельности.
Инновационные фонды - финансовые организации любой формы собственности, создаваемые по инициативе субъектов инновационной деятельности и обеспечивающие накопление и эффективное управление финансовыми средствами из различных источников, включая средства иностранных инвесторов, в целях инвестиционного кредитования инновационных программ и проектов и иных форм поддержки инновационной деятельности в соответствии с федеральным и краевым законодательством.
Венчурный фонд - фонд, объединяющий средства инвесторов и специализирующийся на финансировании рисковых инновационных проектов в обмен на долю в капитале создаваемых для их реализации инновационных организаций.
Бизнес-инкубатор - организация, предоставляющая свои ресурсы перспективным инновационным и высокотехнологическим компаниям с целью внедрения современных технологий и использования научно-технического потенциала.
Инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Инновационная деятельность - деятельность, направленная на воплощение результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности.
Инновационная культура - это знания, умения и опыт целенаправленной подготовки, комплексного внедрения и всестороннего освоения новшеств в различных областях человеческой жизнедеятельности при сохранении в инновационной системе динамического единства старого, современного и нового; иными словами, это свободное творение нового с соблюдением принципа преемственности.
Инновационная организация - организация, осуществляющая инновационную деятельность.
Инновационная политика - определение органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов.
Инновационная программа - комплекс взаимосвязанных мероприятий и проектов, обеспечивающих в течение заданного периода времени создание производства и начало реализации нового вида продукции или технологии с целью получения прибыли или иного полезного эффекта.
Инновационная система - совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельности рамках проводимой политики в области развития инновационной системы.
Инновационная сфера - область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций.
Инновационный потенциал - совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научные, технические и иные, необходимые для осуществления инновационной деятельности.
Инновационный проект - комплекс взаимосвязанных, технически технологических решений, обеспечивающих в течение заданного периода времени создание, производство и начало реализации нового вида продукта или технологии с целью получения прибыли или иного полезного эффект;
Инновационно-технологический центр - имущественный комплекс, предназначенный для оптимального функционирования и развития субъектов инновационной деятельности, а также содействия процессу продвижения результатов их научно-технической деятельности в сферу материального производства и в сферу услуг.
Инфраструктура инновационной деятельности - совокупность субъектов инновационной деятельности, обеспечивающих условия, необходимые для осуществления инновационной деятельности и нормального функционирования инновационных процессов.
Технопарк - объединение предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, имеющее целью создание общей системы экономически-правового и технического обслуживания, а также общей системы инвестирования и ведения инновационной деятельности.
Центр трансфера технологий - организация, содействующая субъектам инновационной деятельности в продвижении инновационного продукта на рынки сбыта и обеспечивающая доступ к информационным ресурсам (каталоги, базы данных и т.д.).
Расчетный срок окупаемости инновационного проекта - срок окупаемости инновационного проекта, установленный проектной документацией.
2. Основные проблемы устойчивого развития города Хабаровска
Согласно Стратегическому плану устойчивого развития г. Хабаровска до 2020 г. миссией города является формирование на его базе крупного селитебного социально-политического центра российского Дальнего Востока.
Однако Хабаровск до сих пор не стал центром притяжения дальневосточников. При небольшом положительном сальдо миграционного оборота сохраняется отрицательное естественное движение населения. Это является следствием ряда серьезных недостатков в системе жизнеобеспечения хабаровчан.
Наиболее острой проблемой, затрудняющей устойчивое развитие Хабаровска, является низкий уровень благосостояния людей. Жители города отметили это в разных аспектах: низкая заработная плата (63,1 %); низкое и очень низкое благосостояние семьи (53,9 %); причина невозможности иметь двух и более детей (80,4 %); факторы, негативно отражающиеся на развитии ребенка как личности (62,0 %). Только 20,4 % опрошенных уверены в своем материальном положении на ближайшие 10 лет.
В качестве других проблем жители города назвали низкое качество экологии (81,8 %), неудовлетворенность медицинским обслуживанием (71,5 %) и школьным образованием (51,2 %), недоступность жилья (43,8 %). Особенно остра жилищная проблема. В качестве главной причины переезда 35,1 % опрошенных отметили неудовлетворенность жилищными условиями. Решение жилищной проблемы в качестве первоочередной цели на ближайшие 10 лет ставят 77,0 % опрошенных.
3. Место и роль инновационного развития
Ведущим фактором решения личных проблем благосостояния человека является развивающаяся высокоэффективная экономика города, то есть сфера приложения труда, инвестиций, ресурсов, интеллекта горожан, позволяющая получать достойную заработную плату и на ее основе осуществить все необходимые действия и элементы расширенного воспроизводства. Это позволяет решить личные проблемы материального характера, привлекать в город бизнес для получения высоких прибылей, наполнять бюджетную систему, увеличивать финансирование социальной сферы города. Предприятия, организации, проекты, чтобы получить поддержку городского сообщества должны соответствовать концепции формирования "новой экономики", то есть требованиям инновационности, прогрессивным тенденциям технологического развития производства, конкурентоспособности города в системе национального и мирового разделения труда.
Использование инновационных технологий в социальной и экономической сферах Хабаровска позволяет достичь:
- увеличения оборотов и прибыли организаций и предприятий вследствие развития производств;
- повышения конкурентоспособности продукции;
- обеспечения устойчивого финансирования научных исследований, разработок НИИ города;
- закрепления и омоложения высококвалифицированных научных, инженерных и рабочих кадров на предприятиях и НИИ города;
- решения экологических проблем за счет внедрения новых технологий переработки промышленных и бытовых отходов, систем очистки и утилизации сточных вод;
- роста налогооблагаемой базы;
- перехода Хабаровска в режим устойчивого функционирования;
- повышения привлекательности труда на предприятиях города;
- создания новых рабочих мест, повышения загрузки мощностей действующих предприятий, повышения уровня доходов населения.
Кроме того, значительные перспективы инновационного развития открываются при формировании в г. Хабаровске региональных медицинско-образовательных центров. Они нуждаются в современном оборудовании, кадрах высшей квалификации, что, в свою очередь, востребует новые формационные технологии консультирования и лечения, обучения и подготовки кадров. Это потребует разнообразных мер государственной и муниципальной поддержки и развития инновационной инфраструктуры.
4. Инновационный потенциал города в системе Хабаровского края и Дальнего Востока
Исторический анализ развития субъектов Дальнего Востока показывает ограниченные возможности создания множества промышленных агломераций, неустойчивость их функционирования. По мере возникновения новых условий и факторов производительные силы перетекают в более благоприятные места развития. Поэтому необходима хозяйственная специализация и пограничная дополняемость зон интенсивного развития. В противном случае вступают в конкурентную борьбу за жизненное пространство, формируя благоприятные миграционные процессы.
В Хабаровском крае формируется три территориальные инновационные зоны с различной социально-производственной специализацией. Каждая из них, дополняя друг друга, располагает благоприятными условиями и способна стать центром формирования постоянного населения, распространяя свои положительные импульсы на сопредельные территории, дать мощь синергетический эффект в социально-экономическом развитии Хабаровского края и юга Дальнего Востока.
Роль селитебного социально-политического центра российского Дальнего Востока играет г. Хабаровск. Его инновационная специализация нестолько промышленность, сколько образование, медицина, управление, транспортная логистика, жилищно-коммунальное хозяйство и другие сферы обеспечивающие комфортное проживание дальневосточников.
Являясь административным центром Дальневосточного федерального округа, он располагает значительным информационным потенциалом. Через него проходят практически все транспортные пути, связывающие центр России с портами тихоокеанского побережья. Кроме того, Хабаровск - это узловой информационный центр крупнейших российских и международных операторов, обладающих оптоволоконными и спутниковыми каналами связи.
Хабаровск обладает развитой базой академической, вузовской и отраслевой науки. Научно-технический потенциал города включает также проектные институты, проектно-конструкторские бюро, научно-технические центры и предприятия научного обслуживания. Численность их работников насчитывает 3,3 тыс. человек, в числе которых 235 докторов и 1402 кандидата наук.
Отраслевой сектор включает в себя отраслевые институты и проектные предприятия. Часть организаций этого сектора можно рассматривать с точки зрения потенциальных центров инновационной деятельности в городе. Отраслевая наука является своеобразным индикатором состояния дел в городе. Даже минимальный положительный сдвиг в экономике приводит к появлению заказов у этих организаций. В годы перестройки именно отраслевой сектор науки понес наибольшие потери. Здесь особенно остро проходил процесс сокращения и снижения качества кадрового состава.
Ведущей организацией в инновационной инфраструктуре края является автономная некоммерческая организация "Дальневосточное агентство содействия инновациям" (АНО "ДАСИ"). Основными направлениями ее деятельности являются: технологический аудит инновационных проектов научно-производственного комплекса Хабаровского края; патентные исследования и защита интеллектуальной собственности; консалтинговая деятельность в области коммерциализации интеллектуальной собственности; трансферы технологий; привлечение инвестиций; подготовка кадров.
Среди вузов на Дальнем Востоке крупнейшим разработчиком инновационных технологий и оператором информационных потоков является Тихоокеанский государственный университет (ТОГУ). Его узел связи оснащен современным телекоммуникационным и серверным оборудованием и имеет высокоскоростные оптоволоконные каналы связи со многими российскими операторами связи. Направления инновационной деятельности ТОГУ: телекоммуникационные технологии, материаловедение и металлообработка, высокотехнологичное машиностроение, малая энергетика, деревообработка и лесопользование. Здесь большое количество лабораторий и центров, в которых ведутся различные научные исследования, в том числе работы по инновационным разработкам. Это обусловлено большим количеством обучающих кафедр (свыше 50).
По программе "Старт" около 3 лет назад на базе ТОГУ было создано три малых предприятия. В настоящее время условия участия в этой программе ужесточаются, что, с одной стороны, способствует отбору наиболее "сильных" проектов, а с другой, - отсеивает интересные, но не соответствующие форме подачи материала проекты.
ТОГУ осуществляет международное сотрудничество в сфере информационных технологий: с японской компанией Tokyo Seimitsu, специализирующейся на разработке программного обеспечения для сопровождения технологических процессов производства полупроводникового оборудования германским университетом г. Саарленд - по совместной разработке и внедрению аппаратного программного комплекса. Действует совместно "Центр технологий National Instruments"; начинает осуществляться совместная с фирмой IBM программа по работе Центра компетентности LINUX.
На базе Дальневосточного государственного университета путей сообщения в рамках инновационной образовательной программы "Инновационный научно-образовательный транспортный комплекс Дальнего Востока России" создан межвузовский студенческий бизнес-инкубатор. Его целью является содействие и всесторонняя помощь молодежи в организации ев дела.
Благодаря бизнес-инкубатору вышли на рынок пять новых предприятий: по монтажу и наладке систем безопасности; созданию анимационных фильмов и рекламы; переработке пластиковых отходов; занимающееся пуском журнала Professional.com; Центр комплексной автоматизации и энергосберегающих технологий. К сожалению, площади бизнес-инкубатора не позволяют разместить не более 6-7 предприятий.
Информационную составляющую инновационного потенциала края и города формируют, главным образом, Хабаровский центр научно-технической информации (ЦНТИ) и ряд публичных и вузовских библиотек ведущая роль среди которых принадлежит Дальневосточной государственной научной библиотеке (ДВГНБ).
Хабаровский ЦНТИ - это филиал Российского объединения информационных ресурсов научно-технического развития, обеспечивающее доступный фонд нормативно-технической документации межотраслевого характер международные базы данных, объединяющие информационные системы Японии, Германии, США, а также в фонд описания изобретений России и ведущих стран мира.
Крупнейшей библиотекой на Дальнем Востоке является ДВГНБ. С 1 дня она выполняет функции научного, информационного, методического координационного центра. Фонд ДВГНБ отличается разнообразием и по той видов изданий как по содержанию, так и по хронологическому охвату. Более пятой части всех ее фондов составляет научно-техническая литература, которая востребована студентами, специалистами, преподавателями и иными работниками. Кроме этого, ДВГНБ выполняет научные исследования по библиотечной тематике, занимается издательской деятельностью, развивает международное сотрудничество, проводит обучение и повышение квалификации библиотечных кадров Дальнего Востока.
По данным Роспатента, Хабаровский край занимает в рейтинге дальневосточных восточных регионов первое место по заявкам на изобретения.
В настоящее время г. Хабаровск - крупный научный центр юга Дальнего Востока, располагающий относительно развитой научно-технической сферой, которая могла бы в будущем стать основой соответствующего кластера. Потеря своего потенциала за годы рыночных преобразований во многом объясняется сокращением государственной поддержки.
Инновационное развитие и инновационный бизнес стали существенными элементами нового подхода к формированию стратегии экономического развития Хабаровского края и г. Хабаровска. В настоящее время этот процесс только набирает обороты. Преимущественным является освоение продуктовых и технологических инноваций. К следующим по распространенности относится налаживание внешних контактов: новые внутренние и внешние партнеры, формы и каналы сбыта. На третьем месте - работа по отбору персонала, внедрению новых систем оплаты труда и премирования, а также приобретение контрольных систем, направленных на повышение качества продукции, автоматизации производственных и управленческих систем.
5. Проблемы инновационного развития
В настоящее время в г. Хабаровске складывается следующая ситуация в инновационной сфере. Так, среди обследованных организаций города доля организаций, занимавшихся инновационной деятельностью, составила: в 2006 г. - 14,8%, в 2007 г. - 12,8%. В целом по России в 2006 г. она равнялась 11,4%, по Хабаровскому краю - около 10,0%.
В затратах на технологические инновации в 2007 г. преобладали расходы на приобретение машинного оборудования (73,8%); приобретение новых технологий и программных средств - 11,6%. Лишь 1,7% затрат пришлось на обучение и подготовку персонала, связанные с инновациями. По источникам финансирования затраты на технологические инновации были следующими: собственные средства организации - 54,3%, кредиты и займы - 45,4%.
Затраты на организационные инновации в расчете на 1 предприятие сократились в 2007 г. в Хабаровске по сравнению с 2006 г. почти в 2 раза, на маркетинговые инновации увеличились на 6,5%.
Проблемы инновационного развития Хабаровска непосредственно связаны с состоянием его инновационного потенциала, то есть совокупности научно-технических, производственно-технологических, финансовых, кадровых, организационных, информационных и других ресурсов города, которые могут быть использованы для развития инновационной деятельности.
Сегодня Хабаровск обладает развитым (количественно и качественно) промышленно-производственным и технико-внедренческим комплексом оборудования, технологиями и высококвалифицированными кадрами, имеющими навыки работы в сфере высоких технологий, что позволяет на практике осуществлять производство продукции с высокой долей интеллектуальной ренты.
Для определения возможностей и конкурентных преимуществ инновационного потенциала города был использован SWOT-анализ сильных и слабых сторон, основных факторов и аспектов внешней и внутренней среды, которые могут повлиять положительным или отрицательным образом на инновационное развитие г. Хабаровска. Он показал следующее:
Преимущества Центр Дальневосточного федерального округа Наличие государственных и частных учреждений высшего и среднего профессионального образования Развитая система связи и коммуникаций Дальневосточный конвеншн-центр - место проведения региональных и международных конференций, форумов, конгрессов Наличие научно-технического потенциала Сложившийся региональный центр оптовой торговли и ярмарочной деятельности Имеющиеся производственные площади с подведенными инженерными коммуникациями Высококвалифицированная рабочая сила Многоотраслевая структура экономики Наличие высококвалифицированных специалистов и рабочих |
Возможности Формирование имиджа преуспевающего; административно-делового центра ДВ. Расширение и повышение качества среднего; среднего специального и высшего образования Расширение и повышение качества деловой среды Создание инновационной инфраструктуры Повышение конкурентоспособности производства за счет газификации ТЭЦ и снижения энергетических тарифов Реализация государственной политики привлечения населения на юг ДВ из западных районов и стран СНГ, рост населения Формирование условий для увеличения инновационно-активных малых предприятий, Создание технопарка "Хабаровский" Накопление в структуре города неосвоенных или частично освоенных площадок и территорий неработающих производств |
Недостатки Высокие банковские проценты Дороговизна производства, в том числе за счет высоких транспортных и энергетических тарифов Низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции Отсутствие лидирующей (высокотехнологичной) продукции, востребованной на внешнем рынке Изношенность основных промышленно-производственных фондов Нехватка квалифицированных специалистов и рабочих кадров Слабая кооперация городских предприятий с отраслями специализации региона Относительно высокие риски для предпринимателей Отставание профессионально-технического образования от спроса Высокая стоимость аренды производственных площадей Низкая востребованность инновационной продукции в Хабаровском крае |
Угрозы Рост стоимости аренды производственных площадей Увеличение стоимости кредита Создание на о. Б. Уссурийский и Тарабаротайских производств, конкурентных хабаровским Отсутствие необходимой производственной базы Банкротство крупных промышленных предприятий Снижение конкурентоспособности производства из-за роста тарифов на энергоресурсы связи с этим вытеснение их с местного рынка китайскими товарами Вхождение предприятий в холдинги, зарегистрированные за пределами города и края; развитие процессинговых схем; сокращение муниципальной налогооблагаемой базы |
На сегодняшний день в городе действует свыше 70 научно-исследовательских и проектных организаций. К ним относятся академические и отраслевые НИИ, вузы, в том числе офисы коммерциализации ТОГУ и ДВГМУ и бизнес-инкубатор в ДВГУПС, ряд инновационно-активных предприятий ООО "НПП Диавэл", ООО "ИНКО", ООО "Континент-тау", ООО "Пресс", ООО "Эком-коттедж" и др.
Наиболее активно инновационные процессы идут в машиностроении и металлообработке, топливной и пищевой промышленности, электроэнергетике и промышленности строительных материалов. В городе существуют крупные предприятия, имеющие спрос на научные разработки и способные реализовать на практике конкретные инновационные проекты. Это ОАО "Дальэнергомаш", ОАО "Амурский кабельный завод", ОАО "Дальреммаш", ОАО ХЗ "Базалит ДВ", ОАО "Амур-пиво" и др.
Наряду с крупными предприятиями существуют малые инновационные предприятия, участвующие, в зависимости от вида деятельности, в инновационном процессе от НИОКР до коммерциализации инновационного продукта (ООО "Ай Си Эс", ООО "Техновация", ООО "Альфа-союз", ООО "Русские информационные финансовые системы" и др.).
Несмотря на позитивные изменения, основными проблемами инновационного развития малых и крупных предприятий являются недостаточность финансовых средств, высокая арендная плата и нехватка высококвалифицированного персонала, способного освоить и продуктивно работать на современном оборудовании. В настоящее время в развитии города наблюдается разобщенность производственной и научной сфер, снижается востребованность разработок хабаровских ученых на предприятиях города. Опрос экспертов показал, что только около 10 % инновационно-активных предприятий города используют разработки местных НИИ и вузов. Главной причиной этого является неразвитость инфраструктуры инновационной деятельности, слабая взаимная информированность о возможностях и потребностях в инновационных разработках, недостаточное финансирование инновационной деятельности.
В вузах г. Хабаровска проводится обучение специалистов по различным техническим специальностям: электронная техника и связь, металлургия и металлообработка, информатика и вычислительная техника, энергетика и машиностроение, приборостроение и оптотехника, автоматика и управление и др.
Между тем, специфика инновационного процесса предполагает полную самоотдачу исследователя, изобретателя, конструктора без отвлечения на такую второстепенную, по его мнению, деятельность как управление инновациями. В результате большое количество разработок реализуется в виде товарной продукции либо очень поздно, либо не реализуется вообще. Для разрешения этой ситуации требуется большое количество инновационных менеджеров. В настоящее время в ТОГУ ведется подготовка специалистов по направлению "Управление инновациями". Но это не исчерпывает в полной мере проблему. Более рационально осуществлять подготовку инновационных менеджеров из кадров, уже имеющих техническое образование и опыт практической инновационной деятельности.
Финансовая составляющая инновационного потенциала Хабаровска представлена сетью коммерческих банков, лизинговыми компаниями, государственным фондом поддержки малого предпринимательства Хабаровского края.
Несмотря на рост основных финансово-экономических показателей банков, потребности экономики города в их услугах пока удовлетворяй не в полной мере. Это обусловлено как рядом проблем и недостатков в деятельности самих банков (качество систем управления и внутреннего контроля, капитала, учета и отчетности), так и внешними условиями развития (банковского сектора, прежде всего сохраняющимся высоким уровнем рисков банковской деятельности.
По отношению к кредитованию малого (в том числе инновационного бизнеса банки в городе можно условно разделить на три группы:
- предоставляющие займы, но не имеющие специальных программ кредитования малого бизнеса;
- работающие с Европейским банком реконструкции и развития по совместной Программе кредитования малого бизнеса;
- осуществляющие собственные Программы кредитования малого бизнеса за счет своих финансовых средств.
В Хабаровске отсутствует венчурный фонд, способный аккумулировать значительные финансовые ресурсы и обеспечить стартовый капитал начинающим инновационным предприятиям, коммерциализацию инновационных технологий и привлечение средств частных инвесторов, различных программ и грантов. Подобные организации освобождают инновационно активные предприятия от риска, принимая его на себя и распределяя между множеством партнеров.
К информационным ресурсам инновационного потенциала города мимо Хабаровского центра научно-технической информации можно отнести территориальный орган Федеральной службы государственной статистики Хабаровскому краю, Дальневосточную торгово-промышленную палату Дальневосточное объединение промышленников и предпринимателей, операторов связи и Интернет-ресурсы.
Наиболее существенным недостатком деятельности перечисленных выше организаций является отсутствие единой и достаточно полной базы инновационно-активных предприятий, а также банка данных об инновационных разработках и проектах. На развитие инновационной сферы негативным образом влияет отсутствие системы координации взаимодействий между всеми элементами инновационного потенциала города.
В целом, несмотря на ряд положительных тенденций в инновационном деятельности Хабаровска, препятствиями развития его инновационного потенциала являются:
- разобщенность науки и производства;
- отсутствие на большинстве промышленных предприятий системы работы по непрерывному освоению новых, современных образцов продукции и технологий;
- дефицит производственной базы для создания опытных образцов продукции, недостаточность инновационных площадок, на которых предприятия могли бы продемонстрировать свои изобретения потенциальным покупателям;
- низкий уровень поддержки инновационно-активных малых предприятий;
- отсутствие высококвалифицированных менеджеров, способных работать в сфере инноваций;
- недостаток финансирования инновационной деятельности, средств на развитие научно-инновационной деятельности, обновление ее материально-технической базы;
- слабая информационная поддержка инновационной деятельности;
- отсутствие комплекса инновационной инфраструктуры, элементы которой находятся только на этапе становления.
С целью получения углубленных представлений о развитии инновационной деятельности в г. Хабаровске был проведен опрос экспертов. В качестве последних выступили руководители инновационно-активных малых и крупных предприятий города. Около четверти опрошенных представляют группу предприятий, занимающихся автоматизацией и программным обеспечением технологических процессов.
Наиболее распространенная организационно-правовая форма среди опрошенных предприятий - общество с ограниченной ответственностью (около 75%), что говорит об активности инновационного процесса на предприятиях малого и среднего бизнеса.
Среди опрошенных предприятий более половины существуют свыше 11 лет. Инновационно-активных предприятий, существующих менее 5 лет, всего 4. Это означает, что одним из направлений Программы должно стать содействие созданию и развитию новых инновационных предприятий.
Согласно опросу экспертов свыше 70% инновационной продукции соответствует мировым и отечественным стандартам и реализуется как за пределами страны, так и на внутреннем российском рынке.
Большинство экспертов отметили рост в течение 2005-2007 гг. производства инновационной продукции (с 70,8 до 86,7%), внедрения технологий, улучшивших производство (с 76,9 до 86,2%), на 11 п.п. увеличилось число используемых современных технологий, повысивших реализацию продукции.
Большая часть затрат на инновационную деятельность среди опрошенных предприятий была направлена на приобретение машин и оборудования, проведение исследований и разработок и осуществление опытно-конструкторских работ. Это говорит о том, что большое внимание уделяется развитию и расширению производства, поиску новых идей и технологических решений. Достаточно высокий уровень оценки был дан также приобретению программных средств и обучению и подготовке персонала.
Наименее распространенными в этот период оказались такие виды инновационной деятельности, как приобретение новых технологий и применение маркетинговых исследований, хотя в 2007 г. произошло увеличение объема затрат на эти виды деятельности.
Сравнивая результаты экспертной оценки за 2007 г. с показателями полученными из Хабаровсккрайстата за аналогичный период, можно отметить четко выраженную лидирующую позицию затрат на приобретен шин и оборудования по сравнению с затратами на обучение и подготовку персонала, приобретение программных средств и новых технологий.
В течение 2005-2007 гг. на опрошенных предприятиях произошли различные процессы, связанные с инновационной деятельностью. Наиболее распространены: модернизация производства, осуществление научных следований и разработок, освоение новой продукции по основному виду деятельности. В последнем наблюдается устойчивый рост (с 52,2 до 63,3), что говорит о складывающихся приоритетах. Менее распространенными имеющими устойчивые позиции были приобретение новых партнеров, освоение новых технологий. Существенный рост (с 21,7 до 33,3%) показа пользование новых методов контроля качества.
Как показал экспертный опрос, наиболее популярным действиями реализации инновационных проектов является участие в российских конкурсах (50%) и создание собственного web-сайта с размещением на нем инновационных предложений (40%). В конкурсах грантов Правительства Хабаровского края участвует лишь четверть опрошенных. Не предпринимают никаких действий для реализации инновационных проектов 16,7% опрошенных предприятий. Основная причина этого (58,3%) - отсутствие собственных средств.
Треть опрошенных экспертов отметили, что обращались за поддержкой к органам власти и получили реальную помощь, 16,7% обращались, но безрезультатно. Из числа обратившихся все искали поддержки у Правительства Хабаровского края и только 42,9% - у администрации города. Это косвенно образом характеризует уровень доверия со стороны бизнеса к возможности получения помощи, к органам муниципальной власти.
Среди опрошенных 6,7% экспертов считают, что такая поддержка слабая и неэффективная, а 30% пока не думали о том, чтобы обратиться за помощью. Причиной этого можно назвать недостаточную информирован о том, куда и в каком порядке обратиться за поддержкой. Это указывает на необходимость усиления информационной поддержки инновационной деятельности со стороны органов власти.
Из числа опрошенных экспертов 72,4% указали, что не пользуются никакими видами государственной и муниципальной поддержки. Основные причины - сложные условия предоставления льгот (40%) и отсутствие правовой информации по вопросу получения поддержки (40%). Остальные не пользуют такие виды поддержки, как льготная аренда имущества (13 долевое финансирование инновационных проектов (10,3%), государственный (муниципальный) заказ (6,9 %) и налоговые вычеты (6,9%). Лишь один эксперт отметил использование государственных (муниципальных) гарантий.
По результатам экспертного опроса выделены главные факторы развития инновационной деятельности на предприятиях Хабаровска: наличие высококвалифицированного персонала (66,7 %) и современного оборудования (63,3%), высокая эффективность работы предприятия (63,3 %), спрос на инновационную продукцию на региональном рынке (60%), государственная (муниципальная) инновационная политика (56,7 %), наличие внешних источников инвестирования (36,7 %) и собственных патентов, лицензий (36,7 %), а также научной базы (36,7 %) и развитие маркетинга (33,3 %).
В качестве концептуальных положений для активизации инновационной деятельности: развитие системы льготного налогообложения (82,7%), предоставление льготных займов (69%), возмещение части процентной ставки по кредитам (65,5%), стимулирование развития новых высокотехнологичных производств (55,2%), субсидирование энергетических тарифов (55,2%), стимулирование спроса на инновационную продукцию (55,2%), развитие системы кредитных гарантий (48,3%), создание зоны промышленно-производственного типа (48,3%).
Выше приведенный анализ позволяет сделать вывод, что основным направлением активизации инновационной деятельности эксперты видят в усилении государственной (муниципальной) поддержки во всех ее формах. При этом формирование элементов инновационной инфраструктуры занимает, по оценке экспертов, сравнительно низкие позиции. Так, например, важность создания зоны технико-внедренческого типа отметило 37,9% опрошенных, создания центров коммерциализации технологий при вузах и НИИ - 31%, формирования венчурных фондов - 24,1%. Наименьшую оценку получило создание бизнес-инкубаторов и центров инженерных исследований при вузах (оказание помощи начинающим инновационно-активным предприятиям) - 20,7%.
Полученные результаты можно объяснить тем, что экспертный опрос проводился среди предприятий, существующих уже длительное время и занявших свое место в экономике города. Поэтому не удивительно, что преимущественным для них со стороны органов власти является помощь в форме предоставления различных льгот и гарантий. Для только что созданных малых инновационных предприятий наиболее актуальной представляется институциональная поддержка, выраженная в виде развитой сети элементов инновационной инфраструктуры: бизнес-инкубаторов, офисов коммерциализации и др.
В ходе экспертного опроса были высказаны предложения по улучшению инновационной деятельности в Хабаровске. Так, считается целесообразным: создание инновационных кластеров с целью концентрации инновационных производств в одном месте; поддержка проектов, которые при формальном анкетировании имеют показатели по капитализации проектов ниже требуемых в органах власти, так как задержка с их внедрением усугубляет ситуацию; устранение излишнего бюрократизма и пробелов в законодательстве. Нестабильная экономическая ситуация отпугивает инвесторов из-за повышенных рисков. Неготовность потенциальных инвесторов к нововведениям, объясняемая боязнью нового и недальновидностью в оценке возможностей, предоставляемых инновациями. Отсутствует единый механизм коммерциализации изобретений, объединяющий изобретателей, заказчиков и инвесторов.
6. Необходимость разработки долгосрочной целевой программы
Залогом успеха экономики любой страны на мировом рынке является: постоянные обновления, непрерывная инновационная деятельность во в сферах экономики и общественной жизни; только тогда страна имеет возможность выйти на передовые позиции и вырваться вперед, опережая других, благодаря новым технологиям и конкурентоспособной научной среде.
На современном этапе рыночных преобразований формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции происходит в интересах реализации стратегических национальных приоритетов России.
Выбор пути инновационного развития России подкрепляется достаточно весомыми государственными решениями, включающими: Основы политики Российской федерации в сфере науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу; Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период 2010 года; Стратегию развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. Разрабатываются инфраструктурные инвестиционные проекты, предпринимаются инициативы в сфере законодательного обеспечения и экономических стимулов для инновационного развития.
В условиях мирового финансово-экономического кризиса развитие инновационной деятельности выступает одним из инструментов его преодоления. В связи с этим будет оказана поддержка важнейшим инновационным процессам, включая повышение энергоэффективности экономики, инвестиции в человеческий капитал (образование и здравоохранение), инфраструктурные объекты, необходимые для интенсивного роста экономики.
На муниципальном уровне современным и наиболее действенным методом формирования инновационной экономики является программно-целевое планирование. Оно представляет собой форму муниципального регулирования социально-экономического и научно-технического развития социохозяйственной системы. Программы, базируясь на экономических и научно-технических прогнозах, используют весь комплекс элементов муниципального регулирования и имеют целевую направленность. В них определяются материальные, финансовые и трудовые ресурсы, необходимые для достижения поставленных целей.
Вместе с тем целевые программы не носят всеобъемлющего характера. Они принимаются только по важнейшим для муниципальных образований проблемам и являются документами, ежегодно корректируемыми и уточняемыми в зависимости от достигнутых результатов. Это позволяет, с одной стороны, не терять из виду перспективу, а с другой стороны - четко реагировать на изменения, возникающие по ходу работы.
Разработанные целевые программы не являются жестким директивным документом. Они обеспечивают необходимую для рыночной экономики конкуренцию. Муниципальные образования через предоставление участникам выгодных экономических условий стимулируют их на конкурсной основе включаться в реализацию этих программ.
Настоящая Программа, с одной стороны, является одним из инструментов администрации г. Хабаровска по преодолению финансово-экономического кризиса, с другой стороны, ее направленность и ожидаемые результаты реализации соответствуют приоритетам развития, определенным Стратегическим планом устойчивого развития г. Хабаровска до 2020 г., который был принят решением Хабаровской городской Думы от 26.09.2006 N 306. В соответствии с Планом одной из стратегических целей развития г. Хабаровска является формирование регионального научно-технического (инновационного) центра. Для ее достижения предполагается движение по следующим направлениям:
- восстановление и развитие научно-образовательного потенциала;
- развитие инновационных производств;
- развитие предпринимательства;
- формирование научных центров;
- инновации в жилищно-коммунальном хозяйстве;
- инновации в сфере защиты окружающей среды и экологии;
- развитие информационного обеспечения инновационной деятельности.
В настоящее время инновации становятся основным средством увеличения прибыли хозяйствующих субъектов за счет лучшего удовлетворения рыночного спроса и снижения производственных издержек по сравнению с конкурентами.
Обеспечение эффективного протекания процессов коммерциализации технологий требует проведения целенаправленных и системных действий как со стороны органов государственной и муниципальной власти (законодательной и исполнительной), так и со стороны бизнес-сообщества.
7. Цели и задачи программы
Основной целью Программы является разработка комплекса взаимосвязанных мер по инновационному развитию социохозяиственной системы города.
Мероприятия Программы будут направлены на решение задач по: стимулированию инновационного спроса, созданию инновационной и. структуры, повышению уровня инновационной культуры, привлечению инвестиций в инновационную сферу, стимулированию создания малых инновационных предприятий.
8. Долгосрочные направления инновационного развития
В Стратегическом плане устойчивого развития г. Хабаровска до 2020 в рамках 28 направлений определены долговременные мероприятия и проекты по инновационному развитию. Они включают:
- дальнейшее развитие научно-технического потенциала на основе действующих организаций, науки, высшего образования, поддержка новых предприятий в области инновационного бизнеса, формирование муниципального заказа на научно-техническую и инновационную продукцию;
- создание новых организационно-экономических структур по развитию инноваций в регионе (центров стратегического планирования, инвационно-внедренческого, информационно-телекоммуникационного и др.);
- развитие инновационной инфраструктуры, содействие учреждениям венчурных фондов, центров трансфера технологий, технопарков, технологических инкубаторов, создание систем привлечения молодежи к разработке реализации инновационных проектов по приоритетным отраслям экономики, оказание содействия городским научным общественным организациям;
- формирование механизмов софинансирования инновационных проектов, использование различных источников (гранты, целевые программы, научные фонды, договоры, венчуры);
- привлечение для реализации инновационных проектов "длинных денег" банков, страховых и инвестиционных компаний, венчурных фондов;
- пропаганду инновационной деятельности и достижений лучших предприятий города, края, Российской Федерации;
- содействие развитию деловой активности в городе, особенно малого предпринимательства, за счет упрощения доступа к финансовым ресурсам, снижения уровня административных барьеров, оказания финансовой и организационной помощи со стороны администрации города;
- формирование на территории города нескольких специальных экономических зон для развития взаимосвязанных инновационных предприятий
- создание системы взаимодействующих инновационных центров, ресурсов коммерциализации, демонстрационных зон, выставочных площадок;
- разработку системы финансовой аренды (лизинга) уникального нового, технологического и производственного оборудования для целей формирования сети центров коллективного пользования;
- формирование целостной системы услуг для малого наукоемкого бизнеса, в том числе патентного поиска, анализа новизны и оценки конкурентноспособности новых продуктов;
- внедрение в промышленности, строительстве и других производственных системах эффективных энергосберегающих технологий, автоматизированных систем, оптимизирующих режимы выработки, распределения и потребления энергоресурсов;
- проведение конкурсов инновационных проектов, лучших инновационных предприятий, ориентированных на нужды городского хозяйства;
- создание в городе и крае единой информационной базы по инновациям, отбор проектов, технологий и продукции, представляющей коммерческий интерес;
- внесение изменений в федеральное и местное законодательство с целью стимулирования создания малых инновационных предприятий, использующих технологии научно-образовательных комплексов, гарантирование защиты их прав на интеллектуальную собственность;
- подготовку специалистов для работы на наукоемком оборудовании и менеджеров для реализации высокотехнологичных проектов;
- создание на базе высших учебных заведений и других организаций целостной системы переподготовки кадров по управлению проектами и качеством, финансовому менеджменту, патентному праву и др.;
- разработка и реализация городской программы по социальной поддержке талантливой научной молодежи, подготовка методик и учебников для детских садов, школ и вузов по развитию творческого мышления;
- подготовку городской программы поддержки обучения, переподготовки специалистов в сфере интеллектуальной собственности: инновационных менеджеров, патентоведов, оценщиков;
- разработку и реализацию программы освоения патентно-защищенных научно-технологических достижений, накопленных в научно-образовательном комплексе города.
9. Приоритеты и обоснование мероприятий на период до 2012 года
Приоритетным направлением развития инновационной деятельности на период до 2012 г. является реализация следующих основных задач и мероприятий:
9.1. Стимулирование инновационного спроса.
Создание условий и факторов, необходимых для того, чтобы предприятия города и учреждения социальной сферы активнее использовали в своей деятельности инновационные разработки, причем разработки преимущественно хабаровских предприятий. Это предполагает ведение базы данных по инновационным предложениям; выпуск каталога инновационной продукции с указанием эффективности ее использования; пропаганду через СМИ инновационных разработок хабаровских предприятий и др.
В рамках этого направления предполагается также разработка положения, определяющего порядок проведения городского конкурса и экспертизы инновационных проектов. Его необходимость обусловлена тем, что большинство научных разработок находится на начальном этапе коммерциализации с плохо сформулированной бизнес-идеей, слабо проработанным бизнес-планом и несформированной командой менеджеров, готовой осуществить проект. Все это делает данные разработки непривлекательными для инвестиций.
9.2. Формирование инновационной инфраструктуры.
Создание элементов инновационной инфраструктуры, способствующей формированию благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности. К таким элементам относят: технопарки, центры (офисы) коммерциализации технологий, бизнес-инкубаторы, консалтинговые, информационные, образовательные центры (компании, НИИ, вузы и др.).
9.3. Повышение уровня инновационной культуры.
Осуществление действий, направленных на позиционирование Хабаровска как города инновационного развития, повышение квалификации руководителей предприятий и муниципальных служащих в связи с использованием инноваций в различных областях жизни (в том числе продвижение инновационного менеджмента), содействие участию инновационно-активных предприятий в региональных и российских выставках и ярмарках.
9.4. Привлечение инвестиций в инновационную сферу.
Формирование условий для увеличения объема инвестиций в инновационную сферу: создание страховых и венчурных фондов, использование муниципальных гарантий и др.
9.5. Стимулирование создания малых инновационных предприятий.
Оказание содействия развитию инновационной деятельности на основе предоставления различных форм поддержки для вновь созданных малых инновационных предприятий путем проведения конкурса инновационных проектов, вносящих значительный вклад в экономику Хабаровска. Предполагается поддержать стартующие инновационные проекты, имеющие большую вероятность их перехода в высокорентабельные малые инновационные предприятия и ориентированные не только на решение различных актуальных проблем отраслей городского хозяйства (здравоохранение, ЖКХ, энергоресурсосбережение, информационные технологии и др.), но и вносящие заметный вклад в становление "новой" экономики города.
Основные задачи конкурса: создание максимально благоприятных условий участникам инновационной деятельности на территории г. Хабаровска; содействие эффективному использованию достижений науки и техники в экономике города и активизации малого предпринимательства в научно-технической сфере; внедрение высокотехнологичных и наукоемких разработок через создание конкурентоспособных товаров, освоение их производства и выведение их на рынок; содействие привлечению дополнительных бюджетных средств для поддержки инновационных проектов, реализуемых на территории города; привлечение инвестиций в разработки научных и инновационных организаций; привлечение участников инновационной деятельности к решению актуальных проблем в отраслях городского хозяйства.
Постановлением Администрации города Хабаровска от 24 октября 2013 г. N 4135 в раздел 10 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования (обнародования) названного постановления
10. Ресурсное обеспечение по источникам и периодам
Финансовые затраты на реализацию Программы составят 74104,5 тыс. руб., в том числе за счет средств местного бюджета в сумме 70504,5 тыс. руб., за счет привлеченных средств 3600,0 тыс. руб.
Финансирование Программы производится согласно смете расходов на реализацию Программы (приложение N 1 к Программе), на основании заявок на финансирование из бюджета г. Хабаровска (приложение N 2 к Программе).
Постановлением Администрации города Хабаровска от 19 октября 2012 г. N 4433 в раздел 11 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования (обнародования) названного постановления
11. Механизм управления реализацией программы
Механизм реализации Программы включает в себя организационное, правовое, финансовое и информационное обеспечение, необходимое для осуществления запланированных программных мероприятий, согласно приложению N 3 к Программе.
Реализация и контроль за ходом выполнения Программы проводится в соответствии со Стратегическим планом устойчивого развития г. Хабаровска до 2020 г., Положением о порядке принятия решений о разработке, формировании, реализации долгосрочных целевых программ, утвержденным постановлением мэра г. Хабаровска от 15.11.2007 N 1753, а также Порядком проведения оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ в городе Хабаровске, утвержденным постановлением Мэра г. Хабаровска от 08.12.2008 N 3797.
Общее управление Программой осуществляется начальником управления экономического развития (далее - УЭР) администрации г. Хабаровска в соответствии с планом программных мероприятий (приложение N 4).
Ответственным исполнителем Программы является начальник отдела развития предпринимательства. Оперативными исполнителями Программы являются руководители структурных подразделений в соответствии с распределением обязанностей.
Финансирование Программы за счет средств бюджета города производится в соответствии с положением о бюджетном процессе в г. Хабаровске.
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет УЭР на основании предоставленной оперативными исполнителями информации о заданиях целевых индикаторов и показателей, характеризующих эффективна реализации конкретных мероприятий Программы.
Предложения по корректировке мероприятий Программы предоставляются руководителю Программы.
С целью достижения ожидаемых результатов Программы УЭР осуществляет следующие действия:
- проведение анализа инновационных проектов для принятия решений целесообразности предоставления им в той или иной форме муниципальной поддержки;
- организацию сбора отчетных материалов по реализации мероприятий Программы, их обобщение и анализ;
- проведение текущего мониторинга измеряемых результатов реализации программных мероприятий;
- организацию оценки результативности достигнутых фактических показателей и степени их соответствия целевым ориентирам;
- внесение предложений о корректировке Программы;
-внесение предложений об изменении объемов финансирования отдельных мероприятий и сроков их реализации;
- освещение в средствах массовой информации и на официальном сайте администрации г. Хабаровска хода реализации Программы по мере подготовки и исполнения ее мероприятий.
Общественный контроль реализации Программы осуществляет Координационный совет. Ежегодно до 1 мая года, предшествующего планируемому УЭР представляет в Координационный совет по реализации Стратегического плана устойчивого развития г. Хабаровска до 2020 г. отчет. В нем должны быть отражены качественные и количественные результаты выполнения долгосрочной целевой программы, проведенный анализ достигнутых результатов и их соответствия плановым показателям, результаты соотношения фактических и планируемых расходов на реализацию программы.
Итоговый отчет о реализации Программы в целом рассматриваете: заседании Коллегии при Мэре города по окончанию реализации Программы.
12. Результаты и оценка эффективности программы
Реализация Программы в целом позволит достичь следующих результатов:
- формирование инновационной городской системы, включающей развитие муниципально-частных партнерств и общественных форм управления процессом развития инновационных видов деятельности;
- нормативно-правовое обеспечение, информационно-консалтингового сопровождение инновационной деятельности;
- выработка мер прямого и косвенного стимулирования инновационной деятельности, рационально сочетающих государственное регулирование и рыночные механизмы;
- создание при содействии муниципальных органов власти новых форм территориальной организации инновационных процессов посредством городской интеграции ресурсов науки, образования, промышленности и бизнеса.
Данная Программа ориентирована на достижение социально-экономических, научно-технических и экологических эффектов. Социально-экономическая эффективность проявляется в улучшении условий и качества жизни населения, росте производства инновационной продукции, создании новых рабочих мест, расширении налогооблагаемой базы, снижении издержек; экологическая - в оздоровлении городской среды, экологически безопасном развитии города; научно-техническая - в расширении использования в производственной сфере научных достижений.
Оценка эффективности реализации Программы проводится в соответствии с постановлением Мэра г. Хабаровска от 08.12.2008 N 3797 "Об утверждении Порядка проведения оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ в городе Хабаровске".
Расчет индекса результативности (соответствие достигнутых в отчетном периоде показателей целевым показателям, утвержденным в Программе) осуществляется на основе показателей реализации мероприятий, указанных в приложении N 5 к Программе.
Определение уровня достижения запланированных целевых показателей-индикаторов проводится в соответствии с данными, указанными в приложении N 6 к Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.