Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
1. Содержание проблемы
1.1. Ситуация на рынке труда
Благодаря проводимой в последние годы органами государственной власти и местного самоуправления Хабаровского края активной инвестиционной политике, направленной на создание новых производственных мощностей и рабочих мест, в крае в 2005 - 2008 годах наблюдалось снижение как общей численности безработных, так и численности регистрируемых безработных с 27,1 тыс. человек в 2005 году до 23,1 тыс. человек в 2008 году (в среднегодовом исчислении).
По данным баланса трудовых ресурсов, численность занятого населения в крае на начало 2009 года составляла 735 тыс. человек; с учетом коэффициента сменности общее число рабочих мест составляло 710 тыс. единиц.
В рамках реализации инвестиционных проектов в 2009 году предполагается создать 1,4 тыс. рабочих мест в сферах здравоохранения, культуры и искусства, промышленности, транспорта и связи, рыбной отрасли, образования. Количество рабочих мест, на которые планировалось привлекать иностранных работников и которые могут быть замещены российскими гражданами, составит 10,5 тыс. единиц.
Всего в 2009 году может быть сохранено и создано по оптимистическому варианту 713 тыс. рабочих мест, по пессимистическому - 709 тыс. рабочих мест.
Исходя из численности занятых и регистрируемых безработных, а также численности выпускников, выходящих на рынок труда, дефицит рабочих мест в крае может составить 12,8 - 13,6 тыс. единиц.
В 2007 - 2008 годах наблюдалось увеличение численности привлекаемых в край иностранных работников. Например, в 2008 году привлечение иностранных работников по сравнению с 2007 годом увеличилось в 1,3 раза, их численность составила 32,5 тыс. человек, или 4,4 процента от численности занятых в экономике.
В целях профилактики и предупреждения негативных ситуаций в сфере внешней трудовой миграции в крае проводится профилактическая работа с работодателями и представителями национальных диаспор.
1.1.1. В целях оперативного реагирования на изменение обстановки в сфере внешней трудовой миграции и принятия соответствующих мер в крае осуществляется мониторинг ситуации в данной сфере.
По итогам мониторинга, начиная с 01 января 2009 г. выдано 2 110 разрешений на работу иностранным работникам, в том числе из стран с безвизовым порядком въезда (СНГ) на 741 человека, из стран с визовым порядком въезда - на 1 369 человек, из них работникам из Китайской Народной Республики - на 1 066 человек. В прошлом году за аналогичный период было выдано 936 разрешений, в том числе из стран с безвизовым порядком въезда (СНГ) - 432 разрешения, из стран с визовым порядком въезда - 531. С начала года от работодателей получено 280 уведомлений о трудоустройстве иностранных работников из стран с безвизовым порядком въезда (СНГ), получивших разрешение на работу, 732 уведомления о досрочном расторжении трудовых договоров с иностранными работниками (по собственному желанию), в том числе из стран с безвизовым порядком въезда (СНГ) - 459.
1.1.2. Работодателям, использующим труд иностранных работников, направлены письма о необходимости своевременного информирования УФМС России по Хабаровскому краю о возможных фактах и причинах досрочного расторжения трудовых договоров и увольнения иностранных работников.
1.1.3. Проводится работа по выявлению фактов невыплаты заработной платы иностранным гражданам более двух месяцев для принятия соответствующих мер. Имеются факты задержки выплаты заработной платы иностранным работникам в Баджальском ЛПХ, расположенном в пос. Сулук Вехнебуреинского района. Общая сумма задолженности составляет более 2 млн. рублей. В целях урегулирования конфликта материалы по данному факту переданы в прокуратуру Верхнебуреинского района.
1.1.4. Проводятся проверочные мероприятия на объектах социальной инфраструктуры в целях выявления иностранных граждан, уволенных с предприятий и оставшихся на территории края.
1.1.5. Продление миграционного учета иностранным гражданам, въехавшим в Российскую Федерацию на безвизовой основе и заключившим в установленном порядке трудовой договор, осуществляется только при наличии уведомления от работодателя.
1.1.6. В случаях массового увольнения иностранных граждан будет сокращен срок их пребывания в крае и обеспечен их выезд в страну исхода.
В целях снижения негативного влияния кризиса на рынок труда Правительством Российской Федерации принято решение о сокращении в 2009 году квоты на привлечение иностранной рабочей силы в Российскую Федерацию. По Хабаровскому краю квота сокращена на 22 процента и составит 38,2 тыс. разрешений. Из них 22,7 тыс. разрешений предназначено для работников из стран с визовым порядком въезда и 15,5 тыс. разрешений - из стран с безвизовым порядком въезда.
Кроме того, для снятия напряженности на региональном рынке труда планируется в 2009 году высвободить не менее 2 тыс. рабочих мест (по рабочим профессиям), занимаемых иностранными работниками, в том числе по предприятиям:
ООО "Дальлеспром" - 500 человек (профессии: вальщик леса, водитель автомобиля, раскряжевщик, чокеровщик, тракторист по подготовке лесосек, возчик леса, машинист трелевочной машины);
ООО "Вектор" - 200 человек (профессии: продавец непродовольственных товаров, агент торговый);
МУП "Городской центр международного сотрудничества" - 100 человек (агент торговый);
ООО "Азим Строй" - 500 человек (профессии: продавец непродовольственных товаров, штукатур, бетонщик, арматурщик);
ООО "Мира ДВ" - 150 человек (профессии: слесарь по ремонту автомобилей, повар, станочник, вальщик леса);
ООО "Хун Ли" - 150 человек (профессии: бетонщик, каменщик, штукатур, отделочник);
ООО "Рустэк" - 200 человек (профессия: монтер пути);
ООО "Магистраль" - 200 человек (профессия: монтер пути).
Таким образом, в результате высвобождения иностранных граждан замещение иностранной рабочей силы российскими гражданами составит 16 процентов из 12,5 тыс. высвобождаемых иностранных работников.
Баланс рабочих мест по Хабаровскому краю приводится в приложении N 1, характеристика создаваемых в 2009 году рабочих мест по инвестиционным проектам - в приложении N 2 к настоящей Программе.
Ожидается, что в 2009 году будет сохраняться численность как экономически активного, так и занятого населения на уровне 2007 - 2008 годов, так как в трудоспособный возраст будет вступать молодежь, родившаяся в 90-х годах прошлого столетия. Помимо этого, в трудовых отношениях будут продолжать состоять и лица старших возрастов, имеющих выплаты пенсии по старости (в 2007 году по итогам обследования населения в экономике края было занято более 30 тыс. человек в возрасте старше 60 лет).
Вместе с тем процессы оптимизации структуры рабочих мест на предприятиях, а также снижение объемов производства и последующие за этим массовые высвобождения работников будут в течение 2009 года оказывать заметное влияние на рынок труда. Только по этим причинам на рынке труда в 2009 году может оказаться от 12,5 тыс. (оптимистический вариант) до 15 тыс. (пессимистический вариант) работников.
По прогнозу регистрируемого рынка труда на 2009 год ожидается, что по оптимистическому варианту при сохранении параметров развития социально-экономической ситуации в крае среднегодовая численность регистрируемых безработных может составить 24,6 тыс. человек; по пессимистическому варианту (развитие кризисных явлений в экономике, повышение темпов роста угрозы массовых увольнений и прироста численности регистрируемых безработных) - 35 тыс. человек.
В 2009 году кризис финансово-экономической сферы привел к устойчивому росту численности безработных на рынке труда края, который по состоянию на 01 июля 2009 г. по сравнению с началом года составил 45 процентов, а численность безработных составила 32,5 тыс. человек.
В первом полугодии 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года существенно изменились количественные и качественные параметры рынка труда: в 1,6 раза увеличилась доля безработных, поставленных на учет (34,5 тыс. человек поставлено на учет в первом полугодии 2009 г. и 20,8 тыс. человек в аналогичном периоде 2008 года). В численности обратившихся граждан возросла в 1,7 раза доля служащих; больше чем в 2008 году обратилось мужчин (52,6 процента против 46,7 процента в 2008 году); в три раза возросла доля прекративших индивидуальную деятельность.
При значительном росте численности безработных вновь поставленных на учет численность нашедших работу (доходное занятие) безработных осталась практически на уровне прошлого года (102,2 процента). В относительном выражении доля трудоустроенных безработных снизилась: если в первом полугодии 2008 г. она составляла 49,5 процента от численности вновь поставленных на учет безработных граждан, то в этом же периоде 2009 года она составила 30,4 процента.
Ухудшение состояния рынка труда усугубляется высоким уровнем скрытой безработицы. По итогам обследования населения по методике Международной организации труда (МОТ) в феврале 2009 г. уровень общей безработицы составил в крае 11,1 процента, что в 2 раза выше, чем в 2008 году.
Помимо этого, в 2009 году рядом работодателей введен режим неполного рабочего дня (недели), используются такие формы, как простои, административные отпуска по инициативе администрации, задержки выплаты заработной платы. В первом полугодии 2009 г. об угрозе массовых увольнений заявили более 500 предприятий края. Из них, по данным мониторинга, начиная с октября 2008 г., в г. Хабаровске заявили об угрозе массовых увольнений более 200 предприятий, в г. Комсомольске-на-Амуре - 122 предприятия, в г. Амурске и Амурском муниципальном районе - 62 предприятия, в муниципальном районе имени Лазо - 30 предприятий, в Солнечном муниципальном районе - 25 предприятий. Наиболее крупное сокращение в июле - декабре 2009 г. ожидает гражданских служащих воинских частей, расположенных на территории края.
По сведениям работодателей, с начала мониторинга (октябрь 2008 г.) по состоянию на 08 июля 2009 г. всего намечено к высвобождению 12,9 тыс. человек, из них реально высвобождено с заявленных дат увольнения 6,4 тыс. человек.
С начала года отмечается тенденция к задержкам выплаты заработной платы работникам предприятий и организаций края, которая составляет на начало июля более 400 млн. рублей.
Действие этих факторов говорит о том, что скрытая безработица начинает переходить в открытую форму, это же подтверждается и данными еженедельного мониторинга. Численность безработных при наметившемся снижении в летний (как правило, сезонный) период еженедельно держится на достаточно высоком значении этого показателя - более 30 тысяч человек.
По итогам мониторинга угрозы массовых высвобождений до конца 2009 года просматривается тенденция к ее сохранению. Очень сложная ситуация с задержками выплаты заработной платы, введением неполного рабочего времени, простоями и отпусками без сохранения заработной платы будет способствовать снижению доходов от работы, что вызовет новую волну увольнений, и в осенне-зимний период 2009 г. обострит ситуацию на рынке труда. Ожидается, что к концу 2009 года численность безработных не будет снижаться и составит 32,1 тыс. человек.
Разработка и реализация Программы является составной частью антикризисных мер Правительства Хабаровского края, которая включает в себя:
- опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового высвобождения в количестве 3 728 человек;
- создание 10 277 временного рабочего места в рамках организации общественных работ и временного трудоустройства безработных граждан, граждан, находящихся под риском увольнения, работающих неполное рабочее время, находящихся в отпусках без сохранения заработной платы;
- организацию стажировки для 3 806 выпускников учебных заведений;
- адресную поддержку 200 граждан, ищущих работу и переезжающих в другую местность для трудоустройства на рабочие места постоянного и временного характера;
- содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости 194 безработных граждан.
Это позволит сдержать рост безработицы в размере 4 процентов в среднегодовом исчислении.
1.2. Меры Правительства Хабаровского края по снижению негативного влияния финансово-экономического кризиса
Правительство края придает первостепенное значение выработке мер, которые позволили бы максимально снизить воздействие кризиса на экономику и социальную сферу края. Для стабилизации социально-экономической ситуации в Хабаровском крае приняты распоряжения Правительства Хабаровского края от 15 ноября 2008 г. N 731-рп "О Мероприятиях по снижению негативного влияния финансового кризиса на социально-экономическую ситуацию в Хабаровском крае", от 22 декабря 2008 г. N 896-рп "О дополнительных мерах по снижению негативного влияния финансового кризиса на социально-экономическую ситуацию в Хабаровском крае", постановление Правительства Хабаровского края от 06 февраля 2009 г. N 30-пр "О мерах Правительства Хабаровского края по снижению негативного влияния финансового кризиса на экономику и социальную сферу края". Данными правовыми актами намечены конкретные мероприятия, направленные на преодоление негативных последствий финансового кризиса, создан координационный совет по обеспечению финансовой стабильности экономики края. В состав координационного совета вошли представители органов исполнительной власти края, регионального объединения работодателей "Союз работодателей Хабаровского края", Хабаровского краевого объединения профсоюзов, банков. На заседаниях координационного совета рассматриваются вопросы своевременного обеспечения реального сектора экономики края кредитными ресурсами, устойчивости банковских структур, проблемы занятости.
Организован еженедельный мониторинг ситуации на рынке труда. В рамках мониторинга отслеживается информация, связанная с увольнением работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников организаций в крае, наличием конфликтных ситуаций (забастовки, митинги, пикеты, задержки заработной платы), вырабатываются предложения и меры по их разрешению.
В целях оказания поддержки малому и среднему бизнесу принято решение об увеличении средств краевого бюджета 2009 года на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства по приоритетным направлениям, определенным Правительственной комиссией Российской Федерации по развитию малого и среднего предпринимательства, в размере 25 млн. рублей. Принято постановление Правительства Хабаровского края о сохранении в 2009 году для субъектов малого и среднего предпринимательства годовых ставок арендной платы по действующим в 2008 году договорам аренды комплексов имущества, находящегося в собственности Хабаровского края, и рекомендовано органам местного самоуправления принять соответствующие нормативные акты относительно имущества, находящегося в муниципальной собственности.
В 2009 году в крае сохраняются угрозы сокращения объемов производства товаров и услуг по ряду направлений в связи с сокращением спроса как на внешнем, так и внутреннем рынке (добыча полезных ископаемых, лесопромышленный комплекс, стройиндустрия, машиностроение), в том числе возможно абсолютное снижение валового регионального продукта. Ожидается ухудшение финансового положения в основных секторах экономики, сокращение объемов прибыли и рост убытков. Остаются реальными угрозы снижения объемов инвестиций, уменьшения налоговых и иных поступлений в бюджет края, роста безработицы. В этих условиях Правительство края считает приоритетными следующие направления:
1) cоздание условий для устойчивого функционирования экономики как основы, обеспечивающей занятость, а, следовательно, и благополучие населения.
Министерствам края поставлены задачи по максимальному участию в реализации федеральных мер поддержки реального сектора экономики, по содействию загрузке предприятий края. Важнейшими направлениями в этой работе будут являться развитие внутрикраевой, межотраслевой и межрегиональной кооперации, поиск новых рынков сбыта, их диверсификации. Так, для черной металлургии, лесного комплекса переориентация части поставок продукции на внутренний рынок с учетом его потребностей позволит несколько снизить остроту проблем сбыта. В лесной отрасли в связи со сложной ситуацией на внешнем рынке требуется оказывать поддержку как на федеральном, так и краевом уровне в реализации инвестиционных проектов в деревообработке и особенно там, где уже проработан рынок, контрактное обеспечение, но возникли сложности в строительстве производственных объектов. Для предприятий по добыче полезных ископаемых, энергетики, машиностроения, строительных материалов, строительства, транспорта достаточно важным представляется участие в поставках продукции для краевых нужд, в кооперационных поставках. Необходимо усилить работу по повышению информированности руководителей предприятий о потребностях внутрикраевого и регионального рынков, по содействию загрузке предприятий оборонно-промышленного комплекса государственными и внешними заказами, совершенствованию механизмов их распределения, кредитования и финансирования;
2) привлечение инвестиций из всех возможных источников.
Принимаются меры по максимальному привлечению средств федерального бюджета, в том числе в рамках федеральных целевых программ, федеральных фондов развития, а также мер федерального центра по преодолению кризиса;
3) содействие частным инвесторам в реализации инвестиционных проектов на территории края.
Сохранение и увеличение объемов строительных работ и монтажа будет способствовать расширению спроса на продукцию краевых производителей (металлопродукция, стройматериалы, лесоматериалы, продукция машиностроения и др.), в конечном итоге, обеспечивать занятость населения;
4) активизация работы по мобилизации доходов в бюджет края, рациональное и эффективное расходование бюджетных ресурсов, безусловное исполнение бюджетных обязательств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.