Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 2 апреля 2009 г. N А73-2908/2009
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 августа 2009 г. N Ф03-3835/2009 настоящее решение оставлено без изменения
Инспекция государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края обратилась в арбитражный суд с требованием о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Х" (далее - ООО "Х", Общество) к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за неисполнение в срок законного предписания от 25.12.2008 N 36-21-П22/2008.
В судебном заседании представитель административного органа на требованиях настаивала по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Общества в судебное заседание не явился, согласно возражения на заявление ООО "Х" считает, что отсутствует вина в неисполнении предписания.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
24.02.2009 в 15 часов 00 минут при проведении проверки на объекте капитального строительства между зданиями N 57 и N 59 по ул. Карла Маркса в г. Хабаровске установлен факт события административного правонарушения: невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора.
Предписанием от 25.12.2008 N 36-21-П22/2008 должностного лица инспекции госстройнадзора в срок до 20.02.2009 было предписано выполнить земляные работы по засыпке котлована в соответствии с требованиями строительных норм и проектной документации, а также обеспечить проезд пожарных машин к зданию "Дом одежды" со стороны ул. Дикопольцева.
В ходе проверки выполнения вышеуказанного предписания, должностным лицом Инспекции, установлено, что требование предписания от 25.12.2008 N 36-21-П22/2008 ООО "Х" не выполнено, засыпка котлована выполнена не в полном объеме с нарушением обязательных требований нормативных документов в области строительства.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 11.03.2009 N 06.
11.03.2009 Инспекцией в отношении ООО "Х" по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5. КоАП РФ, составлен протокол N 04-21-П22/2009.
Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 6 статьи 19.5. КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, согласно абзацу 3 части 3 статьи 23.1. КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, административный орган обратился с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав в судебном заседании пояснения представителей административного органа, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 6 статьи 19.5. КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с частью 4 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ, государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции, капитальном ремонте предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.
В целях осуществления государственного строительного надзора за качеством строительства, созданием безопасной продукции в строительстве, для обеспечения прав граждан на благоприятную среду жизнедеятельности на территории Хабаровского края, постановлением Правительства Хабаровского края от 30.05.2006 N 78-пр утверждено "Положение об инспекции государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края" (далее - Положение).
Органом исполнительной власти Хабаровского края, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, является инспекция государственного строительного надзора Правительства края (пункт 1.4. Положения).
В предмет государственного строительного надзора входит проверка соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации (пункт 1.8. Положения).
В силу статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.
Согласно положениям части 9 статьи 51 Кодекса, обязанность по оформлению разрешения на строительство возложена на застройщика.
Также, на основании части 4 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ, застройщик или заказчик должен подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать лицу, осуществляющему строительство, в том числе, разрешение на строительство.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пункту 6 части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ" следует читать "пункту 6 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ"
Как установлено в ходе судебного разбирательства, ООО "Х", являясь застройщиком (заказчиком) объекта капитального строительства "Здание вставка между домами N 57 и N 59 по ул. Карла Маркса в г. Хабаровске" не выполнило вышеуказанные требования Градостроительного кодекса РФ, на момент проверки объекта Инспекцией государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края было установлено, что застройщик, не имея результатов инженерных изысканий, разработанной проектной документации, утвержденной в установленном законом порядке, разрешения на строительство, силами подрядной организации выполнил земляные работы по разработке грунта котлована. Предписание Инспекции об устранении выявленных нарушений в указанный срок выполнено не было.
Земляные работы по обратной засыпке котлованов и траншей в соответствии с требованиями строительных норм предполагают обязательное выполнение уплотнения грунтового слоя. Фактически уплотнение грунта не произведено, в связи с чем нарушены требования пункта 4.13 СНиП 3.02.01-87 "Земляные сооружения, основания и фундаменты". Невыполнение послойного уплотнения грунта в обратных засыпках является критическим дефектом в строительстве и подлежит безусловному устранению в соответствии с пунктом 3 раздела 1, пунктом 8 раздела 2 "Классификатора основных видов дефектов в строительстве и промышленности строительных материалов" (утвержден Приказом Главгосаохстройнадзора России от 17.11.1993.
Второй пункт предписания Обществом так же выполнен не был, не обеспечен проезд пожарных машин к зданию "Дом одежды" со стороны ул. Дикопольцева в соответствии с требованиями строительных норм, отсутствует возможность доступа пожарных автолестниц или автоподъемников в помещения торгового центра.
Анализ вышеуказанных обстоятельств позволяет сделать вывод, что бездействие Общества содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5. КоАП РФ.
Факт административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 11.03.2009 N 04-21-П22/2009, предписанием от 25.12.2008 N 36-21-П22/2008, актом проверки от 11.03.2009 N 06, пояснениями административного органа.
Вина Общества выражается в непринятии всех зависящих от него мер по контролю за соблюдением требований и условий, предусмотренных действующим законодательством в области градостроительной деятельности, при этом имелась реальная возможность обеспечить выполнение вышеуказанных требований.
Не принимается довод Общества о том, что в декабре-январе месяце заявитель не мог засыпать и утрамбовать котлован, а так же асфальтировать площадку. В предписании строительного надзора нет требования к Обществу по асфальтированию площадки, предписано выполнить земляные работы по засыпке котлована в соответствии с требованиями строительных норм. Строительные нормы и правила не подразумевают ограничения по засыпке и утрамбовке котлована в зимний период.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о достаточности данных, указывающих на наличие в бездействии ООО "Х" признаков события административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5. КоАП РФ, которые в силу части 1 статьи 28.1. КоАП РФ признаются поводом для возбуждения дела об административном правонарушении, в связи с чем у суда имеются основания для привлечения юридического лица к административной ответственности.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность предпринимателя, судом не установлено.
Обстоятельством, отягчающим административную ответственность предпринимателя, согласно пункту 2 части 1 статьи 4.3., статьи 4.6. КоАП РФ является неоднократное совершение однородного административного правонарушения, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6. настоящего Кодекса, что подтверждается постановлениями арбитражного суда апелляционной и кассационной инстанции, в связи с чем суд находит возможным применить к правонарушителю размер взыскания, предусмотренного частью 6 статьи 19.5. КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 80000 рублей.
Полномочия административного органа по составлению протокола об административном правонарушении реализованы в соответствии с компетенцией и в порядке, установленных пунктом 70 частью 2 статьи 28.3. КоАП РФ, Положением об инспекции государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 29.01.2008 N 24-пр.
Порядок, сроки привлечения к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 202-206 АПК РФ, статьями 2.10., 4.1., частью 6 статьи 19.5., частью 3 статьи 23.1. КоАП РФ, арбитражный суд решил:
Общество с ограниченной ответственностью "Х", расположенное по адресу: 680000, г. Хабаровск, ул. Павловича, 13, зарегистрированное 08.09.2004 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району г. Хабаровска за основным государственным регистрационным номером 1042700152967, ИНН 2721117922, привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере 80 000 рублей в доход бюджета города Хабаровска.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее тридцати дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам: ИНН 2721098116, КПП 272101001, р/с 40101810300000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Хабаровскому краю г. Хабаровск, БИК 040813001, получатель УФК по Хабаровскому краю (инспекция Госстройнадзора Правительства Хабаровского края), КБК 00111690040040000140, ОКАТО 08401000000.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 2 апреля 2009 г. N А73-2908/2009
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 августа 2009 г. N Ф03-3835/2009 настоящее решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании