Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 14 апреля 2009 г. N А73-5030/2008-35
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 сентября 2009 г. N Ф03-4736/2009 настоящее Решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения объявлена 9 апреля 2009 года.
В полном объеме решение изготовлено 14 апреля 2009 года.
В арбитражный суд обратилось ТСЖ "Кедр" с иском к Администрации Хабаровского района об обязывании ответчика выполнить работы по восстановлению и ремонту технических конструкций в домах N 23 и N 23а по ул. Новой в с. Бычиха Хабаровского района, обязывании ответчика произвести капитальный ремонт потолочных перекрытий и балок в N 23 и N 23а по ул. Новой в с. Бычиха Хабаровского района до категории "исправное", обязывании ответчика передать техническую документацию на многоквартирные жилые дома и земельные участки придомовых территорий домов NN 9, 11, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 23а по ул. Новой в с. Бычиха Хабаровского района.
Определением арбитражного суда от 22.07.2008 г. к участию в деле в качестве ответчиков были привлечены Хабаровский муниципальный район в лице Администрации и Сельское поселение с. Бычиха Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
Постановлением ФАС ДВО от 23.12.2008 г. N Ф03-5764/2008 были отменены ранее принятые по делу судебные акты арбитражных судом первой и апелляционной инстанции (решение от 25.08.2008 г. и постановление от 27.10.2008 г.), дело направлялось на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
На новом рассмотрении определением арбитражного суда от 26.02.2009 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлекалось ОАО "Санаторий "Уссури".
В судебном заседании истец уточнил исковые требования (перечень работ и состав документации), срок выполнения требований, отказался от исковых требований, предъявленных к Сельскому поселению с. Бычиха Хабаровского муниципального района Хабаровского края, поддержал уточненные исковые требования к Хабаровскому муниципальному району в лице Администрации.
Ответчик - Администрация Хабаровского района в отзыве и его представитель в судебном заседании иск не признали на том основании, что спорные объекты жилого фонда получались в муниципальную собственность от ОАО "Санаторий "Уссури", в настоящее время не принадлежат Хабаровскому муниципальному району, переданы во владение Сельского поселения с. Бычиха Хабаровского муниципального района, собственники приватизированных квартир обязаны нести бремя содержания своего имущества, кроме этого, прежний наймодатель жилых помещений - ОАО "Санаторий "Уссури" должен был произвести капитальный ремонт общего имущества домов.
Администрация с. Бычиха и ОАО "Санаторий "Уссури" в заседание не направили своих представителей.
Сельское поселение с. Бычиха в отзыве иск не признало в связи с отсутствием вины и противоправности поведения.
ОАО "Санаторий "Уссури" подтвердил факт передачи Администрации района технических паспортов на жилые дома.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
В соответствии с Постановлением Президиума Хабаровского крайсовпрофа от 11.12.1992 г. N 34 по акту от 15.12.1992 г. ОАО "Санаторий "Уссури" получило в полное хозяйственное ведение объекты жилищного фонда - дома NN 9, 11, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 23а по ул. Новой в с. Бычиха Хабаровского района.
На основании Решения Малого Совета Хабаровского районного Совета народных депутатов от 23.06.1993 г. N 155, Постановления Президиума Хабаровского краевого совета профсоюзов от 21.07.1993 г., распоряжения Комитета по управлению имуществом Хабаровского района N 17 от 12.07.1993 г., приказа Управления ЖКХ Администрации Хабаровского района от 13.07.1994 г. N 52, по акту приема-передачи от 15.07.1993 г. дома NN 9, 11, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 23а по ул. Новой в с. Бычиха Хабаровского района с внешними коммуникациями были переданы на баланс Комитета по управлению имуществом Хабаровского района.
На основании Постановления Главы Администрации Хабаровского района от 22.08.1994 г. N 937 вышеуказанные объекты жилищного фонда были приняты в муниципальную собственность.
Актом N 4-365 от 27.09.2006 г. Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края зафиксировано увеличение деформаций несущих конструкций жилых домов N 23 и N 23а по ул. Новой в с. Бычиха Хабаровского района.
29.09.2006 г. Государственной жилищной инспекцией Правительства Хабаровского края было выдано предписание Комитету по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформации несущих конструкций зданий и для определения методов их ремонта.
В связи с неисполнением предписания Государственной жилищной инспекцией Правительства Хабаровского края в отношении Комитета был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5. КоАП РФ.
04.05.2007 г. Государственной жилищной инспекцией Правительства Хабаровского края составлено предписание N 4-85, в котором зафиксированы нарушения обязательных требований по использованию, сохранности и эксплуатации жилых домов N 23 и N 23а по ул. Новой в с. Бычиха Хабаровского района, владельцу зданий - Хабаровскому муниципальному району было предписано провести мероприятия, подлежащие исполнению в целях устранения причин и последствий допущенных нарушений.
По результатам обследования технического состояния конструкций жилых домов N 23 и N 23а по ул. Новой в с. Бычиха Хабаровского района составлен отчет от 2007 г., в котором факты нарушений подтвердились, изложены выводы: техническое состояние конструкций здания в целом следует считать "ограниченно работоспособным", состояние грунтового основания признано "ограниченно работоспособным", изложены рекомендации для приведения технического состояния зданий до категории "исправное".
17.09.2007 г. было создано ТСЖ "Кедр", которое с момента создания по настоящее время в соответствии со статьями 135-138 ЖК РФ осуществляет управление домами NN 9, 11, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 23а по ул. Новой в с. Бычиха Хабаровского района. Факт создания ТСЖ подтверждается свидетельством о государственной регистрации.
Согласно ст. 138 ЖК РФ обязанность по обеспечению надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества жилого дома возлагается на ТСЖ, оно также обязано обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью; принимать меры, необходимые для предотвращения или прекращения действий третьих лиц, затрудняющих реализацию прав владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения собственников помещений общим имуществом в многоквартирном доме или препятствующих этому; представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами, что подтверждает право истца на предъявление настоящего иска.
ТСЖ "Кедр" на основании вышеуказанных предписаний, протокола, акта посчитало, что Администрация Хабаровского района, как собственник объектов жилищного фонда, должно устранить последствия нарушения эксплуатации жилых домов, предъявило иск. Другой причиной предъявления иска послужил отказ ответчиков передать документацию.
В обоснование своих возражений на иск Администрация Хабаровского района сослалась на договоры безвозмездной передачи муниципального имущества N 48 от 18.06.2007 г. и N 58 от 05.12.2007 г., в соответствии с которыми Хабаровский муниципальный район безвозмездно передал в собственность сельского поселения "Село Бычиха" жилые помещения в домах NN 9, 11, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 23а по ул. Новой в с. Бычиха.
По мнению Администрации района, поскольку Хабаровский район не является на день предъявления иска собственником, то не может нести бремя содержания имущества в силу ст. 210 ГК РФ, не отвечает за капитальный ремонт спорных объектов.
Но Администрация Хабаровского района не учитывает, что материалами дела подтверждается передача объектов в неудовлетворительном состоянии в собственность сельского поселения "Село Бычиха". В поведении второго ответчика - сельского поселения "Село Бычиха" отсутствует вина и противоправное поведение, а спор относится к периоду до передачи объектов из собственности Хабаровского района в собственность села.
Администрации Хабаровского района также указывает на то обстоятельство, что прежним наймодателем являлось ОАО "Санаторий "Уссури", но это обстоятельство не имеет значения для рассмотрения спора по следующим причинам.
Средствами для финансирования содержания и эксплуатации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, переданных в муниципальную собственность, являются: предусмотренные действующим законодательством на эти цели, в том числе выделенные субъектам Российской Федерации из федерального бюджета, а также платежи потребителей услуг жилищно-коммунального хозяйства, средства предприятий, предусмотренные ими для финансирования капитального ремонта жилищного фонда, и другие поступления на содержание и эксплуатацию указанных объектов аккумулируются на расчетных счетах муниципальных структур, осуществляющих управление этими объектами (п. 7 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 235 (с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ от 27.08.1999 N 966)).
Сроки постановки на капитальный ремонт жилых домов к моменту их передачи в муниципальную собственность не наступили. До передачи объектов в муниципальную собственность Санаторий "Уссури" надлежащим образом осуществлял содержание и ремонт жилищного фонда, поскольку обратного не доказано, это же подтверждается тем, что Хабаровский район принял по актам дома NN 23, 23а без замечаний и недостатков. При передаче объектов условие о проведении капитального ремонта не ставилось ни договором, ни законом.
Ответчик не доказал, что у него не было средств, определенных п. 7 вышеуказанного Положения.
Ответчик также сослался на статьи 30, 36, 37, 39 ЖК РФ, согласно которым собственники квартир жилых домов несут бремя содержания общего имущества жилого дома пропорционально площади занимаемых ими квартир.
Доводы Администрации Хабаровского района являются необоснованными по следующим причинам.
Спор возник не из обязанности осуществлять ремонт жилых помещений, а из обязанности осуществить ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома.
Согласно ст. 16 Закона РФ от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Согласно ст. 149 Жилищного кодекса РСФСР финансирование затрат на эксплуатацию и ремонт жилищного фонда местных Советов народных депутатов осуществляется за счет средств жилищно-эксплуатационных организаций, а в случае недостаточности средств - за счет бюджета. Финансирование затрат на эксплуатацию и ремонт ведомственного жилищного фонда осуществляется за счет средств жилищно-эксплуатационных организаций, подчиненных предприятиям, учреждениям, организациям, а в случае недостатка - за счет средств соответствующих предприятий, учреждений, организаций.
Жилые дома N 23, 23А по ул. Новой в с. Бычиха были введены в эксплуатацию в 1981 году, а наймодателем жилых помещений являлся Санаторий "Уссури" до 1994 г. На момент передачи домов в муниципальную собственность часть квартир были приватизированы гражданами (том 2 л.д. 11, 12), но до наступления обязанности ОАО "Санаторий "Уссури" произвести капитальный ремонт зданий.
Администрация Хабаровского района в отзыве и в судебном заседании настаивает на том, что собственники жилых помещений (граждане) также должны участвовать в капитальном ремонте, но при этом не учитывает, что в силу ст. 147 ЖК РСФСР собственники приватизированных квартир вправе самостоятельно определять организацию, осуществляющую капитальный ремонт, только в полностью приватизированном доме, а в соответствии со ст. 55-57 ЖК РСФСР, ст. 154 ЖК РФ, п. 3 Постановления Правительства РФ от 02.08.1999г. N 887 (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.01.2003 N 32, с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ от 01.07.2002 N 490) структура платежей граждан (кроме собственников частных домовладений), проживающих в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности, включает плату за капитальный ремонт.
Администрация в период владения жилищным фондом не передавала дома на праве хозяйственного ведения муниципальным предприятиям, устанавливала плату за жилье, в том числе, собственникам приватизированных помещений, в том числе, на капитальный ремонт, получало эту плату самостоятельно, либо через обслуживающие организации, но капитальный ремонт не осуществляло, о судьбе денежных средств ничего суду не сообщила, фактически в своих доводах указывает на обязанность владельцев приватизированных квартир дважды оплатить одну и ту же услугу, которая фактически не была оказана.
Приняв объекты жилищного фонда в муниципальную собственность, Хабаровский район стал обязанным лицом по осуществлению ремонта и содержанию этих объектов.
Нарушения эксплуатации жилых домов, предписания акты, протоколы об административном правонарушении возникли во время владения домами Хабаровским муниципальным районом, до создания ТСЖ "Кедр", после приемки объектов от ОАО "Санаторий "Уссури", до передачи объектов другому муниципальному образованию.
Иск подан не только вследствие неисполнения обязанности произвести капитальный ремонт общего имущества жилых домов, но и вследствие ненадлежащей эксплуатации этих домов. Иск направлен на устранение последствий ненадлежащей эксплуатации, следовательно, все доводы ответчика - Администрации района являются несостоятельными, поскольку именно это лицо ответственно за нарушения правил эксплуатации.
Предписания и протоколы об административном правонарушении составлялись органами государственной власти Хабаровского края, следовательно, в соответствии с частью 1 ст. 65, частью 3 ст. 189 АПК РФ именно ответчик должен был доказать обстоятельства, освобождающие его от ответственности (отсутствие вины и правомерность бездействия).
Хабаровский муниципальный район не оспорил предписания, не представил доказательств невиновности, правомерности бездействия по устранению нарушений, изложенных в предписаниях, следовательно, требование истца о проведении капитального ремонта жилых домов N 23 и N 23А по ул. Новой в с. Бычиха Хабаровского района Хабаровского края в течение шести месяцев до состояния "исправное" подлежит удовлетворению в части обязания Хабаровского муниципального района Хабаровского края в лице Администрации в течение шести месяцев произвести следующие ремонтные работы в жилых домах N 23 и N 23А по ул. Новой в с. Бычиха Хабаровского района Хабаровского края: капитальный ремонт кровли; восстановление аварийных козырьков над входами в подъезды; заменить трубопроводы холодной воды; устранить неправильный ввод теплоцентрали в дома; произвести восстановление несущих свойств оснований фундаментов и остановку просадок грунта; произвести восстановление устойчивости зданий; произвести замену и усиление несущих конструкций домов; произвести замену труб нижнего розлива системы отопления, холодного водоснабжения и канализации домов; произвести устройство стягивающего пояса несущих конструкций домов.
Согласно ст. 125 ГК РФ и в соответствии с уставами муниципальных образований от имени муниципальных образований выступают, осуществляют права органы - Администрации.
Другой причиной, по которой возник спор, является отсутствие у истца технической документации на дома NN 9, 11, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 23а по ул. Новой в с. Бычиха Хабаровского района.
Реализация прав и обязанностей товарищества собственников жилья невозможно без технической документации на жилые дома.
Администрация Хабаровского района в устной (представитель) и письменной формах пояснила, что документация была передана сельскому поселению "Село Бычиха", но доказательств этому не представила, сослалась на приложения к договорам о безвозмездной передаче имущества, что само по себе не подтверждает передачу документации Администрации с. Бычиха.
Истец представил в дело письмо N 168 от 19.03.2007 г., которым МУП ЖКХ N 4 передал технические паспорта на жилые дома.
В деле отсутствуют доказательства дальнейшей судьбы технических паспортов, Администрация Хабаровского района в порядке, установленном частью 1 ст. 65, частью 3 ст. 189 АПК РФ, не доказала обстоятельств, освобождающих ее от выполнения обязанности по передаче технических паспортов на жилые дома NN 9, 11, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 23А по ул. Новой в с. Бычиха Хабаровского района Хабаровского края.
Таким образом, на основании ст. 12 ГК РФ, ст.ст. 137, 138 ГК РФ следует обязать Администрацию района в течение трех месяцев передать истцу технические паспорта.
Истец не доказал, что остальные документы, которые он истребовал от ответчика, реально составлялись (оформлялись) и находились у Администрации Хабаровского района. Требование об обязании ответчика изготовить отсутствующую документацию не предъявлялось и не может быть рассмотрено в рамках настоящего дела, следовательно, в остальной части требование не подлежит удовлетворению.
Отказ истца от исковых требований, предъявленных к Сельскому поселению с. Бычиха Хабаровского муниципального района, не противоречит закону, не нарушает права других лиц, принимается арбитражным судом на основании ст. 49 АПК РФ, производство по делу в этой части иска прекращается на основании п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
Государственная пошлина возвращается истцу из федерального бюджета, поскольку ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил
Обязать Хабаровский муниципальный район Хабаровского края в лице Администрации в течение шести месяцев произвести следующие ремонтные работы в жилых домах N 23 и N 23А по ул. Новой в с. Бычиха Хабаровского района Хабаровского края:
- капитальный ремонт кровли;
- восстановление аварийных козырьков над входами в подъезды;
- заменить трубопроводы холодной воды;
- устранить неправильный ввод теплоцентрали в дома;
- произвести восстановление несущих свойств оснований фундаментов и остановку просадок грунта;
- произвести восстановление устойчивости зданий;
- произвести замену и усиление несущих конструкций домов;
- произвести замену труб нижнего розлива системы отопления, холодного водоснабжения и канализации домов;
- произвести устройство стягивающего пояса несущих конструкций домов.
Обязать Хабаровский муниципальный район Хабаровского края в лице Администрации в течение трех месяцев передать Товариществу собственников жилья "Кедр" технические паспорта на жилые дома NN 9, 11, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 23А по ул. Новой в с. Бычиха Хабаровского района Хабаровского края.
Отказать в остальной части искового требования, предъявленного к Хабаровскому муниципальному району Хабаровского края.
Прекратить производство по делу в части исковых требований, предъявленных к Сельскому поселению с. Бычиха Хабаровского муниципального района.
Возвратить Товариществу собственников жилья "Кедр" из бюджета государственную пошлину в размере 6 000 руб.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 14 апреля 2009 г. N А73-5030/2008-35
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 сентября 2009 г. N Ф03-4736/2009 настоящее Решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании