Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 14 мая 2009 г. N А73-1893/2009
(извлечение)
Резолютивная часть решения объявлена 06.05.2009, изготовление полного текста судебного акта откладывалось в соответствии с п. 2 ст. 176 АПК РФ до 14.05.2009.
ГУЗ "Амурский центр специализированных видов медицинской помощи Министерства здравоохранения Хабаровского края" обратилось с иском к Министерству финансов РФ в лице УФК по Хабаровскому краю, Хабаровскому краевому фонду обязательного медицинского страхования о взыскании 1 084 188 руб. 88 коп. составляющих убытки понесенные в связи с исполнением государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.
До принятия решения в судебном заседании представитель истца в порядке ст. 49 АПК РФ уменьшил сумму исковых требований до 1 081 468 руб. 71 коп. в связи с арифметической ошибкой.
Представитель истца в судебном заседании на удовлетворении уточненных исковых требований настаивает на основании доводов изложенных в иске.
Представитель Министерства финансов РФ в лице УФК по Хабаровскому краю исковые требования не признает, просит в иске к Министерству финансов РФ отказать по доводам, изложенным в отзыве.
Представитель Хабаровскому краевому фонду обязательного медицинского страхования исковые требования считает исковые требования не подлежащими удовлетворению за счет средств ФОМС.
Исследовав материалы дела, изучив доводы искового заявления и возражений, заслушав представителей сторон, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению за счет средств федерального бюджета.
Как следует из материалов дела в 2006 ГУЗ "Амурский центр специализированных видов медицинской помощи Министерства здравоохранения Хабаровского края" осуществляло государственное задание на основании договора N 43/06-06 от 24.01.2006 по оказанию первичной медико-санитарной помощи с целью реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006, 2007 годы.
В течение 2006 года ГУЗ "Амурский центр специализированных видов медицинской помощи Министерства здравоохранения Хабаровского края" в соответствии с условиями данного договора предоставляло дополнительную медицинскую помощь в соответствии с указанной Программой, что подтверждается дополнительными соглашениями к трудовым договорам об увеличении объема работы, выполняемой медицинскими работниками; расчетами возмещения расходов (сумм превышения) по выплате отпускных медицинским работникам; счетами на возмещение расходов по выплате отпускных медицинским работникам.
Истец, полагая, что Российская Федерация приняла федеральные законы о бюджете Федерального фонда медицинского страхования на 2006 годы без учета расходов на дополнительные денежные выплаты, гарантии медицинским работникам, предусмотренные статьями 114, 139, 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации, обратился с настоящими требованиями в суд.
В соответствии с разделом IV Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 N 461 на территории Российской Федерации за счет средств федерального бюджета предоставляется дополнительная медицинская помощь на основе государственного задания, оказываемая врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей (семейной) практики, медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей (семейной) практики учреждений здравоохранения муниципальных образований, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.
Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 22.12.2005 N 171-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" (далее - Закон N 171-ФЗ), частью 1 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2006 N 243-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год" (далее - Закон N 243-ФЗ) предусмотрено, что финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с Программой является расходным обязательством Российской Федерации на 2006 год.
Частью 3 статьи 9 Закона N 171-ФЗ, частью 3 статьи 10 Закона N 243-ФЗ в составе бюджета Фонда утвержден фонд компенсаций на реализацию полномочий по финансовому обеспечению государственного задания, предусмотренного частью 1 указанных статей. Средства из фонда компенсаций предоставляются в виде субвенций территориальным фондам обязательного медицинского страхования.
Согласно части 4 статьи 9 Закона N 171-ФЗ, части 4 статьи 10 Закона N 243-ФЗ средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания, направляются на осуществление денежных выплат медицинским работникам, указанным в части 1 настоящей статьи. Денежные выплаты устанавливаются в размере 10,0 тыс. рублей в месяц для врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) и 5,0 тыс. рублей в месяц для медицинской сестры участковой врача-терапевта участкового, медицинской сестры участковой врача-педиатра участкового, медицинской сестры врача общей практики (семейного врача). В районах и местностях, в которых решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти установлены коэффициенты за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, установленные настоящей статьей денежные выплаты выплачиваются с применением соответствующих коэффициентов. Указанные денежные выплаты не учитываются при исчислении надбавок и доплат, установленных соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами. Объем средств, передаваемых в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, включает средства на указанные денежные выплаты и коэффициенты, а также средства на уплату единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Частью 4 статьи 10 Закона N 243-ФЗ установлено также, что финансовое обеспечение государственного задания, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, осуществляется с учетом предоставления медицинским работникам, указанным в части 1 настоящей статьи, гарантий, установленных статьей 114, частью четвертой статьи 139, статьями 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 9 Закона N 171-ФЗ территориальные фонды обязательного медицинского страхования осуществляют целевое финансовое обеспечение государственного задания, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, на основании договоров на выполнение государственного задания, заключаемых с учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 851 утверждены Правила предоставления в 2006 году (соответственно) субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансирование выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи (далее - Правила на 2006 год).
В пункте 6 Правил на 2006 года определены условия, при которых территориальные фонды обязательного медицинского страхования перечисляют средства, поступившие в качестве субвенций учреждениям здравоохранения для выполнения государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.
Порядок финансирования расходов на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в 2006 году установлен Законом N 171-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 851 которыми определены не только категории медицинских работников, получающих дополнительные выплаты, размер выплат, но и их назначение. Указанными нормативными актами не предусмотрено финансирование дополнительных расходов медицинских учреждений в связи с увеличением среднего заработка медицинских работников.
В соответствии с письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2006 N 2131-РХ денежные выплаты врачам и медсестрам первичного звена, осуществляемые в рамках национального проекта в сфере здравоохранения, являются надбавками стимулирующего характера, т.е. частью заработной платы и выплачиваются за дополнительный объем работы, их следует учитывать при оплате больничных листков, а также при исчислении средней заработной платы для всех случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации (отпуска, командировки, повышение квалификации и т.д.) в порядке, установленном законодательством.
В связи с тем, что в составе субвенций, перечисляемых Федеральным фондом медицинского страхования в 2006 году, не были предусмотрены средства на возмещение расходов лечебных учреждений по выплате среднего заработка в соответствии со статьями 114, 139, 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации, у истца возникли убытки.
Предъявленные к взысканию истцом расходы представляют собой дополнительные расходы лечебного учреждения, связанные с увеличением среднего заработка работников и возникшие в рамках трудовых отношений при выполнении дополнительных обязанностей. Медицинским работникам, выполнявшим в 2006 году государственное задание по оказанию дополнительной медицинской помощи, лечебным учреждением начислена средняя заработная плата за период их нахождения в отпуске, командировке, курсах повышения квалификации, в период временной нетрудоспособности, но не выплачена в полном объеме из-за отсутствия источника финансирования указанных затрат. Денежные средства, передаваемые Территориальным фондами медицинского страхования в указанный период в виде субвенций, не включали в себя расходы на оплату отпусков, командировок и иных периодов, в течение которых за работниками сохраняется средняя заработная плата.
Поскольку законодателем в указанный период не определен источник финансирования дополнительных расходов медицинских учреждений, связанных с увеличением средней заработной платы медицинских работников при выполнении ими государственного задания, и субвенции на данные цели Федеральному фонду обязательного медицинского страхования из бюджета Российской Федерации в указанный период не перечислялись, суд находит убытки истца подлежащими взысканию с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Правильность расчета, произведенного истцом, подтверждается материалами дела.
Расходы по уплате государственной пошлине следует отнести на Министерство финансов Российской Федерации в соответствии со ст. 110 АПК РФ. При этом необходимо учесть, что в соответствии со ст. 333.37 НК РФ Министерство финансов Российской Федерации освобождено от ее уплаты.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Взыскать с Министерства финансов РФ за счет средств федерального бюджета в пользу ГУЗ "Амурский центр специализированных видов медицинской помощи Министерства здравоохранения Хабаровского края" убытки в размере 1 081 468 руб. 71 коп., всего 1 081 468 руб. 71 коп.
Возвратить ГУЗ "Амурский центр специализированных видов медицинской помощи Министерства здравоохранения Хабаровского края" из федерального бюджета уплаченную государственную пошлину в размере 16 907 руб. 34 коп.
В удовлетворении иска к Хабаровскому краевому фонду обязательного медицинского страхования отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд, и в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, через Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 14 мая 2009 г. N А73-1893/2009
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании