Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 1 июня 2009 г. N А73-3961/2009
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 8 сентября 2009 г. N Ф03-4460/2009 настоящее решение оставлено без изменения
ЗАО "Смена Трейдинг" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными действий Амурской таможни (далее - таможня, таможенный орган), по отказу в возврате 1 313 500 руб. излишне уплаченных таможенных сборов и обязании таможни произвести возврат указанной суммы.
Представители сторон, извещенных надлежащим образом, в судебном заседании участия не принимали.
Таможенным органом представлен отзыв, согласно которому таможня возражает против заявленных требований, указывая, что таможенные сборы должны уплачиваться в каждом случае подачи таможенной декларации. Указанный заявителем размер таможенных платежей, уплаченных обществом при подаче полных ГТД, таможня подтверждает.
Просят отказать обществу в удовлетворении заявленных требований. Ходатайствуют о рассмотрении дела в отсутствие представителя таможни в связи с невозможность обеспечения явки представителя.
Исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В период с 19.12.2005 по 09.11.2006 общество вывозило с таможенной территории РФ товары и представляло в таможню временные таможенные декларации для таможенного оформления экспортных поставок товаров. При подаче временных деклараций общество уплачивало таможенные сборы с общем размере 1 562 500 руб. Данный факт таможней не опровергается.
При подаче в период с 12.01.2006 по 11.12.2006 полных таможенных деклараций в отношении тех же товаров обществом вновь уплачены таможенные сборы в общем размере 1 313 500 руб.
Посчитав повторную уплату таможенных сборов незаконной, общество обратилось в таможню с заявлением от 19.02.2009 о возврате излишне уплаченных таможенных сборов в размере 1 313 500 руб.
Письмом от 12.03.2009 N 17-18/1167 таможня отказала в возврате сбора за таможенное оформление, указав на отсутствие оснований для их возврата.
Как следует из отзыва, основанием для отказа в возврате таможенных сборов, уплаченных при подаче полных таможенных деклараций, послужило то, что, по мнению таможни, в соответствии с процедурой периодического временного декларирования товаров, установленной ст. 138 ТК РФ, декларирование происходит дважды - при подаче временной и полной деклараций. При этом каждое декларирование товаров (подача каждой декларации) должно сопровождаться уплатой таможенного сбора.
Доводы таможни о том, что таможенные сборы подлежат уплате при подаче как временной, так и полной таможенной декларации, суд отклоняет.
Таможенный сбор, согласно определению, содержащемуся в пп. 31 п. 1 ст. 11 ТК РФ, представляет собой платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров.
В соответствии с п. 1 ст. 357.1 ТК РФ к таможенным сборам, в том числе, относятся таможенные сборы за таможенное оформление.
Согласно п. 1 ст. 357.6 и пп. 1 п. 1 ст. 357.7 ТК РФ таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.
Как установлено статьей 60 ТК РФ таможенное оформление при вывозе товаров начинается в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных названным Кодексом, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление и завершается по итогам таможенных операций, необходимых в соответствии с названным Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим распространяется на определенный срок, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
Согласно пунктам 1 и 2 ст. 138 ТК РФ при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени.
При этом по смыслу пункта 1 ст. 137 ТК РФ, применение упрощенного порядка декларирования (в том числе периодическое временное декларирование) является правом декларанта, реализация которого не должна приводить ни к освобождению от уплаты таможенных платежей, причитающихся к уплате в соответствии с общим порядком декларирования, ни к возложению на декларантов, избравших упрощенный порядок, дополнительных фискальных обременений и ухудшению положения таких декларантов.
Ставки таможенных сборов за таможенное оформление товаров установлены Постановлением Правительства РФ от 28.12.2004 N 863.
Пунктом 7 названного Постановления Правительства РФ установлено, что в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.
Данный пункт по своему буквальному смыслу исключает уплату таможенного сбора при подаче полной декларации после представления временной декларации и уплаты сбора. Такой вывод также следует из содержания Определения Верховного Суда РФ от 03.08.2006 N КАС06-267.
Конституционный Суд РФ в Определении от 07.11.2008 N 631-О-О разъяснил, что по смыслу статьи 60 Таможенного кодекса Российской Федерации в системной связи с подпунктом 21 пункта 1 его статьи 11, содержащим определение понятия "таможенная процедура", а также статей 123 и 138 данного Кодекса, периодическое временное декларирование как упрощенный порядок таможенного оформления вывозимых за рубеж российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, начинается, по общему правилу, в момент представления в таможенный орган временной таможенной декларации (в случаях, предусмотренных данным Кодексом, - в момент устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление), а завершается представлением в таможенный орган полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации; представление временной таможенной декларации, хотя и требует уплаты таможенного сбора за таможенное оформление, не может рассматриваться как оконченный процесс таможенного оформления.
Таким образом, представление декларантом в таможенный орган как временной, так и полной таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношений - процедуры периодического таможенного декларирования.
Уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.
Данный вывод также соответствует единообразной практике применения арбитражными судами норм права, отраженной, в частности, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.07.2008 N 4574/08.
Пункт 7.1 Постановления Правительства РФ от 28.12.2004 N 863, которым предусмотрена уплата таможенных сборов при подаче как временной таможенной декларации, так и полной таможенной декларации, введен Постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 N 220 и на спорные правоотношения, имевшие место в 2006 г., не распространяется.
Как установлено ст. 357.8 ТК РФ, возврат таможенных сборов осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным ТК РФ для возврата таможенных пошлин, налогов.
В соответствии со ст. 355 ТК РФ излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом. Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика.
С учетом изложенного, суд находит, что таможенные сборы, уплаченные обществом при подаче полных таможенных деклараций, подлежат возврату обществу как излишне уплаченные, поскольку законодательством, действовавшим в период правоотношений по таможенному оформлению товаров, их уплата была не предусмотрена.
Факт уплаты обществом таможенных сборов при подаче полных таможенных деклараций в отношении товаров, по которым ранее представлены временные декларации и уплачены таможенные сборы, а также их размер - 1 313 500 руб. таможней, как следует из отзыва, прямо подтверждаются.
Проанализировав в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению, а действия таможенного органа по отказу в возврате излишне уплаченных таможенных сборов по заявлению общества, выраженные в письме от 12.03.2009 N 17-18/1167, - подлежащими признанию незаконными как противоречащие ст.ст. 60, 137, 355, 357.8 ТК РФ.
В соответствии с пп. 3 п. 4 ст. 201 АПК РФ суд обязывает таможенный орган устранить допущенное нарушение прав заявителя путем возврата обществу излишне уплаченных таможенных сборов в размере 1 313 500 руб.
Понесенные обществом судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 2 000 руб. в соответствии со ст. 110 АПК РФ подлежат взысканию в его пользу с таможенного органа.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 201 АПК РФ, арбитражный суд решил:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконными действия Амурской таможни по отказу в возврате ЗАО "Смена Трейдинг" излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 1 313 500 руб., выраженные в письме от 12.03.2009 N 17-18/1167.
Обязать Амурскую таможню возвратить Закрытому акционерному обществу "Смена Трейдинг" излишне уплаченные таможенные сборы в сумме 1 313 500 руб.
Взыскать с Амурской таможни в пользу Закрытого акционерного общества "Смена Трейдинг" судебные расходы в сумме 2 000 руб.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 1 июня 2009 г. N А73-3961/2009
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 8 сентября 2009 г. N Ф03-4460/2009 настоящее решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании