Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 3 июня 2009 г. N А73-10273/2008
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 октября 2009 г. N Ф03-5522/2009 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть провозглашена 02.06.2009
Открытое акционерное общество Холдинговая компания "Якутуголь" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к ОАО "Российские железные дороги" о взыскании 1 609 663,59 руб. пеней за просрочку доставки груза.
Истец в суд не явился, о времени и месте слушания дела извещен в установленном законом порядке, письменно заявил о взыскании судебных издержек в размере 20 000 руб.
Представитель ответчика иск не признал, представил дополнительные документы. При удовлетворении иска просит уменьшить размер пеней на основании статьи 333 ГК РФ, считая размер штрафа несоразмерным допущенному нарушению ввиду наличия на дороге вагонов с углем в количестве, превышающем норму. Возразил против размера судебных издержек, считая их несоразмерными заявленным требованиям.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статьям 784, 793 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами, и в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке, стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, вышеуказанными уставами, кодексами, правилами, а также соглашением сторон.
В соответствии со статьями 33, 97 УЖТ РФ за просрочку доставки груза или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку груза за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данного груза, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных статьей 29 УЖТ РФ обстоятельств.
Судом установлено, что по железнодорожной накладной N ЭП 504895 от 23.05.2008 груз в 53 из 54 был доставлен с просрочкой на 9 суток, в связи с чем размер пеней составляет 1 579 778,64 руб., исходя из провозной платы, указанной в накладной и дорожной ведомости.
Груз в вагоне N 60187945 прибыл на станцию назначения и подан под выгрузку 02.06.2008 без просрочки доставки в связи с тем, что независимо от правомерности его отцепки от основной отправки, срок его доставки после отцепки на основании пункта 8 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов группами вагонов по одной накладной, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации N 32 от 18.06.2003, зарегистрированных в Минюсте РФ 23.06.2003 за N 4815, исчисляется исходя из нормы суточного пробега, установленной для повагонной отправки.
В силу статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации N 27 от 18.06.2003, зарегистрированными в Минюсте РФ 23.06.2003 за N 4816 (далее - Правила - 27), предусмотрены определенный порядок, которым оформляется продление срока доставки из-за возникновения причин, указанных в правилах, а также основания увеличения сроков доставки грузов на все время задержки, перечень которых является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Доводы перевозчика о продлении срока доставки груза в 53 вагонах из-за их задержания на станциях Озерная Падь 26.05.2008 на 7 суток и Новонежино 03.06.2008 на 1 сутки по неприему грузополучателем из-за занятости фронта выгрузки судом не могут быть приняты исходя из следующего.
Акты общей формы, отметки в железнодорожной накладной и досылочных документах сами по себе не могут являться основанием для продления срока доставки, поскольку законом предусмотрен иной порядок для его увеличении и оформления.
Правомерность задержания вагонов по станции Озерная падь на 7 суток со ссылкой на акт общей формы N 2/600282 от 26.05.2008 "по неприеме груза из-за занятости фронта выгрузки" на основании приказа N 869 от 26.05.2008, и отметки на станции Новонежино о задержании груза на 1 сутки со ссылкой на акт общей формы N 600044 от 03.06.2008 на основании приказа N 99 от 03.06.2008, в установленном законом порядке не подтверждается.
По Правилам составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС РФ, зарегистрированными в Минюсте России 30.06.2003 за N 4856, обстоятельство, являющееся основанием для возникновения ответственности участника перевозки, удостоверяется актом общей формы.
Согласно пункту 2 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС РФ N 43 от 18.06.2003, зарегистрированных в Минюсте России 23.06.2003 за N 4817 основанием для начисления сумм штрафов являются транспортная железнодорожная накладная (далее - накладная), ведомость подачи и уборки вагонов, учетная карточка выполнения заявки на перевозку грузов, акт общей формы, коммерческий акт и другие документы.
То есть актами общей формы обстоятельства удостоверяются (фиксируются, регистрируются), но еще не являются доказательствами правонарушения.
Согласно пункту 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ N 26 от 18.06.2003, зарегистрированных в Минюсте России 19.06.2003 за N 4764 при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с включением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
Доказательств неприема груза грузополучателем, оформленных в установленном законом порядке до издания приказов о бросании вагонов, суду не представлено.
Акты общей формы NN 2/611401, 2/611402, 2/611403, 2/611404, 2/611405, 2/611406 датированы 05.06.2008 и удостоверяют факт простоя вагонов "по неприему" до 08.06.2008 авансом, что является грубым нарушением порядка составления акта, подписаны грузополучателем с разногласиями.
В расчете, представленном ответчиком, причиной отцепки 53 вагонов указано уменьшение веса, что не соответствует фактическим обстоятельствам и не является основанием для продления срока доставки груза.
При таких обстоятельствах суд считает требования истца о взыскании пеней обоснованными.
По заявлению ответчика суд считает возможным уменьшить размер пеней до 1 000 000 руб. исходя из следующего.
Как следует из пункта 42 Постановлений Пленумов Верховного суда Российской Федерации, Высшего арбитражного суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" при решении вопроса об уменьшении неустойки (статья 333) необходимо иметь в виду, что размер неустойки может быть уменьшен судом только в том случае, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.
При оценке таких последствий судом могут приниматься во внимание в том числе обстоятельства, не имеющие прямого отношения к последствиям нарушения обязательства (цена товаров, работ, услуг; сумма договора и т.п.).
Пунктом 36 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" предусмотрено, что в случае установления арбитражным судом при рассмотрении конкретного спора явной несоразмерности подлежащего уплате штрафа последствиям нарушения обязательств, суд вправе в соответствии со статьей 333 ГК РФ уменьшить его размер.
Из имеющихся в деле материалов видно, что просрочка заявлена в размере 90% от провозной платы, что позволяет суду сделать вывод о несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства.
На основании вышеизложенного суд считает требования истца подлежащими удовлетворению частично.
В порядке 110 АПК РФ расходы истца по государственной пошлине следует возложить на ответчика пропорционально правомерно заявленному требованию, составляющему 1 579 778,64 руб. Судебные издержки в виде оплаты услуг представителя, неоднократного участвующего в рассмотрении дела в суде, подтвержденные платежными поручениями подлежат взысканию в полном объеме.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 АПК РФ, арбитражный суд решил:
Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в пользу ОАО ХК "Якутуголь"
1 000 000 руб. пеней за просрочку доставки грузов, 20 000 руб. судебных издержек и расходы по государственной пошлине в размере19 157,35 руб., всего 1 039 157,35 руб.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия, в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу через суд его вынесший.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 3 июня 2009 г. N А73-10273/2008
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 октября 2009 г. N Ф03-5522/2009 настоящее решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании