Приказ Министерства социальной защиты населения Хабаровского края
от 27 апреля 2009 г. N 73-П
"Об утверждении Государственного стандарта социального обслуживания
населения в Хабаровском крае "Социальное обслуживание населения.
Социальные услуги детям"
(с изменениями от 30 ноября 2009 г.)
В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", Законом Хабаровского края от 31 января 2005 г. N 260 "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста, инвалидов, граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, безнадзорных рей", а также в целях формирования эффективной системы социального обслуживания детей приказываю:
1. Утвердить Государственный стандарт социального обслуживания населения в Хабаровском крае "Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям".
Приказом Министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 30 ноября 2009 г. N 187-П в пункт 2 настоящего Приказа внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2010 года
2. Государственный стандарт социального обслуживания населения в Хабаровском крае "Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям", утвержденный пунктом 1 настоящего приказа, распространить на социальные услуги, предоставляемые государственными учреждениями социального обслуживания населения Хабаровского края.
3. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Первый заместитель министра |
В.П. Казаков |
Государственный стандарт
социального обслуживания населения в Хабаровском крае "Социальное
обслуживание населения. Социальные услуги детям"
(утв. приказом министерства социальной защиты населения Хабаровского края
от 27 апреля 2009 г. N 73-П)
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на социальные услуги, предоставляемые детям государственными и иных форм собственности учреждениями социального обслуживания (далее - учреждения), а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в области социального обслуживания без статуса юридического лица.
Настоящий стандарт устанавливает состав, объемы и формы предоставления всего комплекса социальных услуг детям следующих групп, оказавшихся в трудной жизненной ситуации:
- детям-инвалидам;
- детям с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в психическом и (или) физическом развитии;
- детям-жертвам вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
- детям из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
- детям, оказавшимся в экстремальных условиях;
- детям-жертвам насилия;
- детям, проживающим в малоимущих семьях;
- детям, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Учреждения социального обслуживания детей в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности при определении в своих Положениях и в других документах, в соответствии с которыми функционируют учреждения, объемов и форм предоставления ими социальных услуг детям должны выполнять требования настоящего стандарта.
2. Нормативные ссылки
Настоящий стандарт разработан в соответствии с федеральным и краевым законодательством в области социального обслуживания населения.
3. Термины и определения
В настоящем стандарте применяются термины Государственного стандарта социального обслуживания населения в Хабаровском крае "Социальное обслуживание населения. Термины и определения", утвержденного приказом министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 30 января 2008 г. N 11-П "Об утверждении государственных стандартов социального обслуживания населения в Хабаровском крае".
4. Состав, объемы и формы социальных услуг
4.1. Социально-бытовые услуги
4.1.1. Социально-бытовые услуги детям всех групп предоставляются в следующих объемах и формах:
а) выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в экстренной социальной помощи;
б) обеспечение временного проживания детей в учреждениях социального обслуживания с предоставлением полного государственного обеспечения, в том числе: бесплатно о питания, одежды, обуви и других предметов вещевого довольствия;
в) разработка и реализация индивидуальных и групповых программ социальной и комплексной реабилитации детей, обеспечивающих:
1) выявление источников и причин социальной дезадаптации детей, их беспризорности и безнадзорности;
2) восстановление утраченных контактов и связей с семьей, внутри семьи;
3) восстановление социального статуса детей в коллективе сверстников, по месту учебы, работы;
4) содействие детям (при необходимости) в получении временной или постоянной работы, соответствующей их возможностям, интересам, потребностям, а также в профессиональной ориентации и получении специальности;
5) привлечение детей к деятельности разнообразных видов в учреждении и за его пределами;
6) решение (при содействии органов опеки и попечительства) вопросов жизненного устройства детей;
г) организация различных форм труда, отдыха и оздоровления детей в каникулярное время и в учебное время с неполным учебным днем;
д) содействие в обучении детей по школьной программе или по программам дошкольного образования;
е) формирование у детей навыков общения, здорового образа жизни, общежитейских навыков и умений;
ж) обучение детей правильному поведению в быту и в общественных местах, самоконтролю и другим формам общественной жизнедеятельности;
и) подготовка к самостоятельной семейной жизни;
к) решение вопросов возвращения в семью или учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, самовольно ушедших из них, на основании целесообразности возвращения;
л) предоставление транспорта для перевозки детей в лечебные учреждения, на обучение и для участия в культурных мероприятиях;
м) социальный патронаж.
4.1.2. Социально-бытовые услуги, предоставляемые детям отдельных групп в зависимости от особенностей их социального положения, дополнительные к указанным в пункте 4.1. настоящего стандарта:
4.1.2.1. Социально-бытовые услуги, предоставляемые детям семей беженцев и вынужденных переселенцев:
а) содействие в осуществлении по отношению к детям семей беженцев и вынужденных переселенцев мер социальной поддержки в социально-бытовом обеспечении, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
б) организация приема, размещения, отдыха, питания детей;
4.1.2.2. Социально-бытовые услуги, предоставляемые детям, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях:
а) предоставление усиленного питания с добавкой в него витаминных препаратов для повышения иммунитета детей;
б) организация летнего отдыха и оздоровления в выездом в районы с благоприятными климатическими условиями;
в) предоставление детям теплой одежды и обуви.
4.1.2.3. Социально-бытовые услуги, предоставляемые детям, подвергшимся воздействию радиации в результате радиационных аварий:
а) обеспечение детей, проживающих или ранее проживавших на радиоактивно загрязненных территориях, питанием с лечебно-профилактическими свойствами (обогащенными витаминами А, В, С);
4.2. Социально-медицинские услуги
4.2.1. Социально-медицинские услуги детям всех групп предоставляются в следующих объемах и формах:
а) содействие в получении социально-медицинских услуг, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
б) систематическое наблюдение за состоянием здоровья;
в) проведение медицинских процедур в соответствии с назначением лечащих врачей;
г) санитарно-просветительская работа;
д) проведение мероприятий, направленных на профилактику обострений хронических и предупреждение инфекционных заболеваний;
е) медико-социальное обследование безнадзорных и беспризорных детей при поступлении в учреждения и проведение первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки, организация первой доврачебной помощи, направление при наличии показаний на лечение в стационарное медицинское учреждение;
ж) проведение в детских учреждениях лечебно-профилактической, противоэпидемической работы, медико-психологическая реабилитация детей;
и) индивидуальная работа, направленная на предупреждение появления вредных привычек и избавление от них;
к) выявление детей, страдающих ранней алкоголизацией и наркоманией, и оказание им помощи;
л) содействие в оказании специализированной помощи детям с ограниченными возможностями, воспитываемых дома: осуществление лечебных оздоровительных мероприятий для детей, направление их (при необходимости) в лечебные учреждения, содействие в оформлении документов на освидетельствование учреждениями медико-социальной экспертизы;
м) оказание санитарно-гигиенической помощи самостоятельно проживающим подросткам-выпускникам детских домов, школ-интернатов, специализированных учреждений для несовершеннолетних, а также детям, проживающим с родителями, временно неспособными заботиться о них или пренебрегающими родительскими обязанностями;
н) содействие в обеспечении детей (согласно медицинским показаниям) лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;
п) содействие в предоставлении детям, нуждающимся в оздоровлении, соответствующих услуг и направлении их на санаторно-курортное лечение;
р) подготовка детей к сознательному отцовству и материнству, их гигиеническое и половое просвещение, профилактика венерических заболеваний и СПИДа;
с) проведение мероприятий, направленных на снятие стрессового состояния детей, вызванного сложившейся жизненной ситуацией, выведение детей из состояния посттравматического стресса с помощью медицинских учреждений и с привлечением психологов и психотерапевтов;
т) социально-медицинский патронаж детей.
4.2.2. Социально-медицинские услуги, предоставляемые детям отдельных групп в зависимости от особенностей их социального положения, дополнительные к указанным в пункте 4.2. настоящего стандарта:
4.2.2.1. Социально-медицинские услуги, предоставляемые детям семей беженцев и вынужденных переселенцев:
а) содействие в организации проведения профилактических мероприятий, позволяющих снизить риск распространения инфекционных заболеваний среди детей;
б) содействие в организации проведения углубленных медицинских осмотров прибывающих детей, их бактериологическое обследование и обязательная иммунизация;
в) содействие в организации медицинского обследования и необходимого лечения детей, прибывающих без родителей, а также проведение в случае необходимости судебно-медицинской экспертизы в целях установления их возраста;
г) организация отдыха и оздоровления особо нуждающихся детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
д) оказание помощи в организации и проведении профилактических прививок туберкулеза, полиомиелита, дифтерии, коклюша, столбняка, кори, паротита с учетом прививочного статуса и возраста, результатов серологических исследований, а также по эпидемиологическим показателям.
4.2.2.2. Социально-медицинские услуги, предоставляемые детям, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям:
а) содействие в профилактике и лечении хронических и социально обусловленных заболеваний среди детей из северных регионов (туберкулеза, гельминтоза, педикулеза и др.), а также алкоголизма, токсикомании;
б) оказание помощи в обеспечении необходимых санитарно- гигиенических условий проживания и питания детей;
в) организация проведения комплекса оздоровительных мероприятий среди детей в очагах гельминтозов;
г) организация оздоровления и санаторно-курортного лечения детей согласно медицинским показаниям.
4.2.2.3 Социально-медицинские услуги, предоставляемые детям, подвергнувшимся воздействию радиации в результате радиационных аварий:
а) содействие в оказании высокотехнологичной медицинской помощи при установленной причинной связи заболевания с воздействием радиации;
б) содействие в проведении лечебно-профилактических мероприятий, направленных на повышение адаптационно-компенсаторных реакций организма детей.
4.3. Социально-психологические услуги
4.3.1. Социально-психологические услуги детям всех групп предоставляются в следующих объемах и формах:
а) проведение среди детей воспитательно-профилактической работы в целях устранения различных психологических факторов и причин, обусловливающих отклонение в состоянии их психического здоровья;
б) распространение среди детей общих начальных психологических знаний;
в) диагностическое обследование психофизического, интеллектуального и эмоционального развития детей дошкольного возраста, изучение их склонностей для определения степени готовности к школе;
г) психолого-медико-педагогическое обследование социально дезадаптированных детей, направленное на установление форм и степени дезадаптации, ее источников и причин, а также на изучение состояния нервно-психического здоровья, особенностей личностного развития и поведения детей;
д) психодиагностика и обследование личности детей для выявления и анализа психического состояния и индивидуальных особенностей каждого несовершеннолетнего, определения степени отклонения в их поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми для разработки рекомендаций по коррекции отклонений;
е) психологическая коррекция, направленная на преодоление или ослабление искажений в психическом развитии детей;
ж) психотерапевтическая и психологическая помощь в установлении или восстановлении утраченных контактов с семьей, возвращении детей к родителям или лицам, их замещающим, в восстановлении или устранении социального статуса в коллективе сверстников, по месту учебы или работы;
и) психологические тренинги, направленные на снятие у детей последствий психо-травмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, на выработку умений и навыков социальной адаптации к создавшимся условиям проживания, предоставление психологической помощи, отработку новых приемов и способов поведения;
к) психотерапевтическая и психологическая работа, направленная на своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении и развитии детей;
л) психологическое консультирование по налаживанию межличностных взаимоотношений детей с близкими и другими значимыми для них людьми, по возможным путям решения стоящих перед ними проблем;
м) экстренная психологическая помощь детям по телефону;
н) формирование у детей навыков общения, здорового образа жизни, общежитейских навыков и умений;
п) обучение детей правильному поведению в быту и общественных местах, самоконтролю и другим формам общественной жизнедеятельности;
р) подготовка детей к самостоятельной семейной жизни;
с) психологическая и психотерапевтическая помощь детям по снятию стрессового состояния, вызванного сложившейся жизненной ситуацией, с целью выведения детей из состояния посттравматического стресса;
т) социально-психологический патронаж детей, заключающийся в систематическом наблюдении за ними для выявления ситуации психического дискомфорта, конфликтных и других ситуаций, могущих усугубить их трудную жизненную ситуацию, и оказания им необходимой в данный момент социально-психологической помощи.
4.3.2. Социально-психологические услуги, предоставляемые детям отдельных групп в зависимости от особенностей их социального положения, дополнительные к указанным в пункте 4.3. настоящего стандарта:
4.3.2.1. Социально-психологические услуги, предоставляемые детям, подвергшимся воздействию радиации в результате радиационных аварий:
а) оказание психологической помощи детям в преодолении негативных последствий радиационных аварий для повышения их социально-психологического самочувствия, устранения тревоги и страха за будущее.
4.4. Социально-педагогические услуги
4.4.1. Социально-педагогические услуги детям всех групп предоставляются в следующих объемах и формах:
а) психолого-педагогическое обследование детей их поведения, тестирование под различные типы задач педагогической помощи;
б) педагогическая помощь детям в социальной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни;
в) социально-педагогическая диагностика и обследование интеллектуального и эмоционального развития детей дошкольного возраста, изучение их склонностей и способностей для определения степени готовности к школьному обучению;
г) содействие в организации обучения, определение оптимальной формы обучения;
д) обучение навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, навыкам общения и другим формам общественной жизнедеятельности;
е) содействие в восстановлении (при необходимости) нарушенных связей со школой, в установлении позитивного отношения к учебной деятельности;
ж) оказание педагогической помощи для восстановления статуса в коллективе сверстников, по месту учебы или работы;
и) коррекция педагогической запущенности детей;
к) организация досуга (посещение театров, выставок, концертов, праздников, соревнований), организация и проведение собственных концертов, выставок, спортивных соревнований и других мероприятий;
л) содействие в организации профобучения детей;
м) консультирование детей по вопросам жизненного устройства и выбора профессии;
н) создание условий для проведения педагогической работы по социальной реабилитации детей (предоставление помещений для занятий, игр, их соответствующее оснащение);
п) социально-педагогический патронаж.
4.4.2. Социально-педагогические услуги, предоставляемые детям отдельных групп в зависимости от особенностей их социального положения, дополнительные к указанным в пункте 4.4. настоящего стандарта:
4.4.2.1. Социально-педагогические услуги детям семей беженцев и вынужденных переселенцев:
а) содействие в создании условий для нормального обучения детей в местах компактного проживания семей беженцев и вынужденных переселенцев;
б) содействие в организации обучения детей по новым педагогическим технологиям компенсирующего обучения;
в) создание благоприятных условий для социально-культурной адаптации, эстетического воспитания и развития творческих способностей детей к различным видам деятельности, активно влияющей на их социализацию: игре, познанию, труду, общению;
г) обеспечение участия в проведении передвижных выставок ремесел, изобразительного и прикладного искусства детей в центрах временного размещения, местах компактного поселения беженцев и вынужденных переселенцев;
д) организация праздничных представлений и театрально-концертного обслуживания детей в местах компактного поселения беженцев и вынужденных переселенцев.
4.4.2.2. Социально-педагогические услуги, предоставляемые детям, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям;
а) создание условий для нормального обучения и воспитания детей;
б) обеспечение детей народов Севера учебными пособиями на их родных языках;
в) обеспечение детей книгами о Севере для внеклассного чтения с популярно изложенными текстами энциклопедического характера;
г) обеспечение участия детей в проведении передвижных выставок детских рисунков и изделий традиционных видов декоративно-прикладного искусства, смотров и конкурсов детских художественных коллективов;
4.4.2.3. Социально-педагогические услуги, предоставляемые детям, подвергшимся воздействию радиации в результате радиационных аварий:
а) оказание педагогической помощи детям в преодолении трудностей в школьном образовании, связанных с недостаточной работоспособностью и быстрой утомляемостью, проявляющихся в снижении памяти, внимания и приводящих к неспособности обучения традиционными методами.
4.5. Социально-экономические услуги
4.5.1. Социально-экономические услуги детям всех групп предоставляются в следующих объемах и формах:
а) содействие в оказании материальной помощи;
б) обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;
в) содействие в предоставлении временного помещения для проживания;
г) обеспечение детей при выписке из учреждений одеждой, обувью по утвержденным нормативам;
д) содействие в организации отдыха и оздоровления;
е) содействие (через органы опеки, попечительства и службы занятости) в получении временной или постоянной работы, соответствующей их возможностям, интересам, потребностям, а также в профессиональной ориентации и получении специальности;
ж) консультирование по вопросам самообеспечения;
з) социально- экономический патронаж.
4.6. Социально-правовые услуги
4.6.1. Социально-правовые услуги детям всех групп предоставляются в следующих объемах и формах:
а) консультирование по вопросам, связанным с их правом на социальное обслуживание в государственной и негосударственной системах социальных служб и защиту своих интересов;
б) оказание помощи в составлении и подаче жалоб на неправомерные действия (или бездействие) социальных служб или работников этих служб, нарушающие или ущемляющие законные права детей;
в) оказание правовой помощи в защите и соблюдении прав детей на воспитание и заботу о них, в том числе в случаях, угрожающих их жизни и здоровью;
г) содействие в осуществлении установленных законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки детей;
д) содействие органам опеки и попечительства в подготовке документов на усыновление, в устройстве детей в приемную семью, в детское учреждение социального обслуживания;
е) содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном законодательством;
ж) оказание юридической помощи в оформлении документов на осуществление по отношению к детям положенных им по законодательству мер социальной поддержки;
з) оказание помощи организациям и учреждениям, занимающимся в пределах своей компетенции вопросами жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в оформлении документов, удостоверяющих личность детей, документов для направления детей на временное пребывание в учреждения социального обслуживания населения, а также помощи в оформлении документов на усыновление и другие формы жизненного устройства детей;
и) оказание помощи организациям и учреждениям, занимающимся в пределах своей компетенции вопросами жизнеустройства детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в оформлении документов на лишение родительских прав родителей, подвергающих детей любым формам физического или психического насилия, помощи в жизненном устройстве этих детей и привлечении к ответственности лиц, виновных в насилии над детьми;
к) участие совместно с заинтересованной организацией в решении дальнейшей судьбы детей, нуждающихся в жизненном устройстве;
л) консультирование по социально-правовым вопросам (семейное, жилищное, трудовое законодательство, права детей);
м) оказание правовой помощи при решении практических задач самостоятельно проживающим выпускникам детских домов, школ-интернатов и специализированных учреждений для несовершеннолетних;
н) оказание помощи в оформлении документов для направления детей, проживающих с родителями, которые временно неспособны заботиться о них из-за болезни, нетрудоспособности, привлечения к уголовной ответственности, длительных командировок, в учреждения социального обслуживания на временное пребывание;
о) социально-правовой патронаж.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Стандарт устанавливает состав, объемы и формы предоставления всего комплекса социальных услуг детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в психическом и (или) физическом развитии, детям-жертвам вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий, детям из семей беженцев и вынужденных переселенцев и т.д.).
Стандарт разработан в соответствии с федеральным и краевым законодательством в области социального обслуживания населения и распространяется на социальные услуги, предоставляемые детям государственными и иных форм собственности учреждениями социального обслуживания, а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в установленной сфере без статуса юридического лица.
Приказ Министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 27 апреля 2009 г. N 73-П "Об утверждении Государственного стандарта социального обслуживания населения в Хабаровском крае "Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям"
Текст приказа опубликован в Собрании законодательства Хабаровского края от 12 июня 2009 г. N 5 (82)
Приказом Министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 9 октября 2019 г. N 220-П настоящий приказ признан утратившим силу после официального опубликования названного приказа
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 30 ноября 2009 г. N 187-П
Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.