Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 7 мая 2009 г. N А73-4623/2008
(извлечение)
Постановлением Федерального Арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 октября 2009 г. N Ф03-5151/2009 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения объявлена 29.04.2009 г.
В полном объеме решение изготовлено 07.05.2009 г.
Муниципальное унитарное предприятие г. Хабаровска "Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском о взыскании с Министерства финансов Хабаровского края 22 652 700 рублей выпадающих доходов за перевозку льготных категорий граждан, имеющих право на бесплатный проезд в городском общественном транспорте за период с 01.02.2005 г. по 30.06.2005 г.
Ходатайством от 10.07.2008. N 1037 (л.д. 1 том 2) истец просит взыскать 22 652 700 рублей за перевозку льготных категорий граждан только с Министерства финансов Хабаровского края и не привлекать в качестве второго ответчика МФ РФ.
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ истец уменьшил сумму убытков 21 745 900 рублей (л.д.2 том 2), а в последующем до 14 392 200 рублей.
Ходатайство от 10.07.2008. и уменьшение размера иска судом приняты.
В судебном заседании представители истца исковые требования поддержали в полном объеме, на удовлетворении иске настаивают. Отзывом на возражения ответчика истец указал, что срок исковой давности составляет 3 года, последний день исполнения обязательств 30.06.2005 г., последний день подачи искового заявления 30.06.2008 г., а иск предъявлен 12.05.2008 г.
Представитель ответчика пояснениями в судебном заседании и представленным отзывом с исковыми требования не согласился, в удовлетворении иска просит отказать по мотивам, изложенным в отзыве. Пояснил, что из краевого бюджета на компенсацию проезда социальных льготников на городском автомобильном транспорте в первом полугодии 2005 года Муниципальному образованию "Город Хабаровск" выделено 110 360 064, 4 рублей. Требования истца о возмещении расходов должны быть возмещены за счет казны Российской Федерации.
Представитель Министерства социальной защиты населения Хабаровского края пояснениями в судебном заседании и представленным отзывом с исковыми требования не согласился, в удовлетворении иска просит отказать по мотивам, изложенным в отзыве. Пояснил, что размер выпадающих доходов определен истцом приблизительно расчетным путем, документально подтвержденные расходы транспортных организаций подлежат отражению в бухгалтерском учете и раскрытию в бухгалтерской отчетности, что истцом не сделано.
Представитель Управления социальной защиты населения Администрации г. Хабаровска с иском не согласен, просит в удовлетворении иска отказать.
В обоснование иска истец ссылается на то, что в соответствии с Законом Хабаровского края от 29.12.2004 г. N 225 "О краевой целевой программе "Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан на 2005 год", постановлением Губернатора Хабаровского края от 20.01.2005 г. N 9 "Об обеспечении населения Хабаровского края льготными пассажирскими перевозками в первом полугодии 2005 года" истец в первом полугодии 2005 года с 01 февраля 2005 года по 30 июня 2005 года осуществил бесплатную перевозку льготных категорий граждан.
В подтверждение расчета убытков истец ссылается на обследование пассажиропотоков льготных категорий граждан в апреле-мае 2002 года.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, суд установил:
Постановлением Губернатора Хабаровского края N 328 от 23.12.2003 г. были утверждены результаты натурных обследований пассажиропотоков, проведенного в апреле-мае 2002 года. Количество поездок одного льготника по г. Хабаровску составило 35, из них 2 поездки относятся на пригородные перевозки.
При расчете понесенных убытков в марте 2005 года истец необоснованно применил результаты натурного обследования пассажиропотока, проведенного в апреле 2005 года и утвержденного распоряжением Мэра года Хабаровска в мае 2005 года, то есть придал им обратную силу, что не предусмотрено действующим законодательством.
Кроме того, в расчетах убытков за февраль и март 2005 года истец в отношении казны Хабаровского края применяет в расчетах численность всех льготных категорий граждан, состоящих на учете в Комитете социальной защиты населения города Хабаровска, в то время как краевой казне лежит обязанность по возмещению убытков от перевозки только пожилых граждан.
Из представленных истцом форм статистической отчетности за первое полугодие 2005 года видно, что он использовал в расчете убытков общее количество перевезенных платных пассажиров, без выделения жителей районов.
С учетом изложенного использование при расчете убытков истца коэффициентов, утвержденных распоряжением Мэра г. Хабаровска N 1071-р от 03.05.2005 г., не позволяет получить достоверные данные о размере убытков.
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 28.03.2005 г. N 63 утвержден Порядок реализации на территории Хабаровского края мероприятий краевой целевой программы "Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан на 2005 год", вступившей в действие со дня его опубликования - 02.04.2005 г.
В период с апреля 2005 года по июнь 2005 года действовал вышеуказанный Порядок, а до 02.04.2005 действовал Порядок, утвержденный Постановлением Губернатора Хабаровского края от 18.05.2004 г. N 130, с учетом положений Постановления Губернатора Хабаровского края от 23.12.2003 г. N 328 и Постановления Губернатора Хабаровского края от 29.04.2005 г. N 101 "О количестве поездок для определения объема перевозок пассажиров льготных категорий", в которой в целях отчетности принималось количество поездок на основании натурного обследования, проведенного в апреле - мае 2002 года, действовала натуральная форма предоставления льгот по проезду граждан на автомобильном транспорте общего пользования.
В соответствии с пунктом 4 указанного Порядка "Отчетность по реализации мер социальной защиты" организации, оказывающие льготные услуги населению, обязывались осуществлять учет льготников по законам, численности и категориям, затратам по источникам финансирования в разрезе каждого мероприятия, ежемесячно направлять отчеты в администрации городов и районов края для возмещения выпадающих доходов, ежемесячно проводить сверку списков льготников по категориям и суммам, по результатам которой составляется акт.
Ни один из указанных документов истцом не представлен.
Количество перевезенных льготников установлено расчетным путем, что не может являться подтверждением реальных затрат и убытков.
В соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
В соответствии с пунктом 28 Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте, утвержденной приказом Министерства транспорта РФ от 24.06.2003 г. N 153 расходами автотранспортных организаций признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (убытки), осуществленные (понесенные) организацией.
В пункте 31 Инструкции также указывается на необходимость документального подтверждения расходов и их оформления в соответствии с требованиями ФЗ "О бухгалтерском учете".
Документально подтвержденные расходы транспортных организаций подлежат отражению в бухгалтерском учете и раскрытию в бухгалтерской отчетности.
Ни в бухгалтерском балансе, ни в отчете о прибылях и убытках за 1 полугодие 2005 года не отражена сумма убытков, взыскать которую просит истец.
Как следует из материалов дела и в силу пункта 2 постановления Правительства Хабаровского края от 21.01.2005 г. N 9, Министерство финансов Хабаровского края не имеет прямых правоотношений с истцом, бюджетные ассигнования на реализацию льгот по проезду отдельными категориями граждан перечисляет в министерство социальной защиты населения края, в связи с чем, а также учитывая полномочия Минсоцзащиты края, изложенные в Положении о нем, Минфин края не является главным распорядителем бюджетных средств по отрасли "Социальная политика".
Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В дополнение к мерам социальной поддержки, установленным статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Дополнительные меры социальной поддержки являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах").
Вместе с тем, Законом Хабаровского края от 29.12.2004 г. N 225 утверждена Краевая целевая программа "Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан на 2005 год", пунктом 1.4.1. которой предусмотрено, что в период с 01.01.2005 г. по 30.06.2005 г. предоставляются льготы в виде:
бесплатного проезда в любом городе независимо от места проживания на муниципальных маршрутах внутригородского пассажирского транспорта - по Указу Президента РФ от 15.10.1992 г. N 1235, инвалидам, ветеранам ВОВ, ветеранам труда, реабилитированным лицам, и лицам, пострадавшим от политических репрессий;
бесплатного проезда на муниципальных маршрутах внутригородского и пригородного сообщения - детям из многодетных семей, обучающимся в общеобразовательных школах;
бесплатного проезда на муниципальных маршрутах внутригородского транспорта общего пользования - гражданам пожилого возраста, не имеющим льгот по другим основаниям.
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 28.03.2005 г. N 63 утвержден Порядок реализации на территории Хабаровского края мероприятий краевой целевой программы "Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан на 2005 год", вступивший в действие со дня его опубликования - 02.04.2005 г.
Социальная защита граждан согласно пункту "ж" статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Пунктом 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации определено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
Федеральным законом от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных общеобразовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплат пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта РФ льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи.
На основании данного закона Хабаровский край Законом от 29.12.2004 г. N 225 и Постановлением Губернатора Хабаровского края от 29.01.2004 г. N 9 установил и профинансировал в 2005 году дополнительные меры по поддержке граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан на основании краевой целевой программы.
Довод истца, изложенный в иске и отзыве на возражения о том, что в соответствии с подпунктом 12 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ компенсация расходов, связанных с перевозкой инвалидов и ветеранов на общественном транспорте в 2005 году в полном объеме должна осуществляться транспортным предприятиям за счет средств субъекта РФ, необоснован, поскольку на основании данного закона при отнесении к ведению субъектов РФ полномочий по организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом (пригородного и межмуниципального сообщения) данные расходы могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов.
Федеральным законом "О бюджете на 2005 год" (статья 43) предусмотрены дотации бюджетам субъектов РФ на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ, распределение которых возложено на Правительство РФ.
Законы "О социальной поддержки инвалидов в Российской Федерации", "О ветеранах" являются федеральными законами, устанавливающим меры социальной поддержки инвалидов, ветеранов, и, в соответствии с нормами данных законов расходы по социальной защите инвалидов и ветеранов относятся к компетенции федеральных органов государственной власти, поэтому статьей 43 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год", распоряжениями от 06.04.2005 г. N 360-р на сумму 13 824,6 тыс. рублей, от 28.07.2005 г. N 1053-р на сумму 138 923,0 тыс. рублей, от 28.07.2005 г. N 1054-р на сумму 13 824,6 тыс. рублей, от 05.10.2005 г. N 1579-р на сумму 14 086,5 тыс. рублей Правительство РФ предусмотрело дотации субъектам РФ в целях обеспечения равной доступности транспортных услуг на территории соответствующего субъекта.
Из федерального бюджета Хабаровскому краю были предоставлены целевым назначением дотации 180 658,7 тысяч рублей, но для возмещения в полном объеме всех расходов транспортным организациям в первом квартале 2005 года оказалось недостаточно.
Следовательно, на органах государственной власти Хабаровского края в первом квартале 2005 года лежала обязанность обеспечить финансовыми ресурсами органы местного самоуправления на реализацию государственных полномочий Хабаровского края по предоставлению бесплатного проезда на муниципальных маршрутах внутригородского транспорта общего пользования гражданам пожилого возраста, не имеющим льгот по другим основаниям, поскольку данная льгота была установлена краевым законом как дополнительная мера поддержки, не предусмотренная федеральным законодательством, и должна финансироваться за счет средств краевого бюджета.
В расчетах убытков за февраль и март 2005 года истец в отношении казны Хабаровского края применяет в расчетах численность всех льготных категорий граждан, состоящих на учете в Комитете социальной защиты населения города Хабаровска г. Хабаровска, в то время как из анализа действовавшего в первом квартале 2005 года законодательства, следует, что на краевой казне лежит обязанность по возмещению убытков от перевозки только пожилых граждан.
Из краевого бюджета на компенсацию муниципальным образованиям проезда социальных льготников на автомобильном и городском транспорте в 2005 году Муниципальному образованию "Город Хабаровск" выделено 110 360 064, 4 рублей (приложение 3 к Постановлению Губернатора Хабаровского края от 20.01.2005 г. N 9). Указанные средства перечислены муниципальному образованию через Министерство социальной защиты населения Хабаровского края равными долями, с учетом расходов, произведенных в январе 2005 года, когда действовал другой порядок реализации льгот по проезду граждан.
В пункте 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно статьям 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками следует понимать расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для взыскания убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать нарушение своего права, наличие причинной связи между нарушением права и убытками, а также размер убытков.
Истец в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательств размера понесенных убытков и документального обоснования исковых требований.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения иска нет.
Расходы по государственной пошлине относятся на истца в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил
В удовлетворении иска Муниципального унитарного предприятия г. Хабаровска "Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" к Министерству финансов Хабаровского края отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционном порядке и в двухмесячный срок после вступления его в законную силу в кассационном порядке путем направления кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 7 мая 2009 г. N А73-4623/2008
Постановлением Федерального Арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 октября 2009 г. N Ф03-5151/2009 настоящее решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании